Нарцисс является картина итальянского композитора эпохи барокко Караваджо, окрашены около 1597-1599. Картина Караваджо Нарцисс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску.
Справа от него восседает юнец, показанный со спины. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм.
В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33. Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу. Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91).
Как это ни покажется чуждым для столь импульсивной натуры, его глубоко волновала смиренная фигура Франциска Ассизского, познавшего в юности распутство и пьянство. В Нарцисса были влюблены многие юноши и девушки, но он с пренебрежением отвергал их. Богемная жизнь влекла их обоих. Согласно британскому педиатру и психоаналитику Д. В. Винникотту, мать (или основной опекун) должна быть «достаточно хороша».
Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника. Иными словами, он охраняет «ничто», он охраняет «не-жизнь» – стыдливо прикрытые чресла, тело, до такой степени отверженное, что оно стало мертвым и его навечно прибили гвоздями к кресту. Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38. Это неожиданное открытие способно потрясти любого, кто попадает в Сикстинскую капеллу, заставляя о многом задуматься в своей жизни. Читайте больше от Дейла в своем блоге. Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал. Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года. Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым. ») и та внимает их просьбам.
Прекрасный, но, холодный и гордый, он отвергает их любовь. Идея увлекла Караваджо. Это один из самых высокочтимых итальянских святых. Наркисс) – в греческой мифологии прекрасный юноша, сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы, которому в младенческом возрасте прорицатель Тиресий предсказал долгую жизнь, если он «никогда не увидит сам себя». Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома.
Всё писалось с натуры. Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров. Цветок весны, символ смерти в юности, сна и возрождения.
Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений. Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42. Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. Его сестры, наяды, водяные нимфы, плачут и обрезают их волосы.
От него лучше держаться подальше». Нарцисс, пишет Овидий в чудесном переводе Аллена Мандельбаума, «пытается утолить одну жажду» и «чувствует другое – Парень впал в фатальное самолюбие. «Две вещи сгубили меня – мои стихи и моя оплошность. Положившись на память, которая начала его подводить, кардинал записал: «Обретшая славу корзина с правдоподобно изображёнными цветами (sic. ) написана Микеланджело да Караваджо, который имел широкую известность в Риме»48.
Он несколько раз попадал в тюрьму. Её гордостью являлся «Урбинский кодекс 1270» Леонардо да Винчи с воззрениями мастера о перспективе и световоздушной среде. Сдержанность, послушание означают почти пассивность.
В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. С течением времени слово «нарцисс» стало синонимом слова «самовлюбленный».
Наяды оплакивают его. Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме. Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас). Он начинал терять голову и пускаться во все тяжкие. Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты.
Вот таким образом в его литературных высказываниях появляются призывы «поверить алгеброй гармонию». Считалось, что этот запах способен довести человека до сумасшествия. Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи». Однажды, когда обеспокоенный долгим отсутствием монаха Караваджо наведался в Санта-Сабина, чтобы, как и прежде, передать от Гвидобальдо небольшую сумму денег на карманные расходы и заодно справиться о его здоровье, ему сообщили, что монаха вновь увезли на дознание в тюрьму замка Сант-Анджело.
Поводом послужило подозрительное обстоятельство. Как изображает римский поэт Овида восьмого века, Нарцисс – красивый парень, которого преследуют «юноши и девушки», но безразличные к их вниманию. Так само собой получилось, что вскоре ему пришлось приступить к написанию картины «Музицирующие мальчики» (92x118, 5).
При прямом и привычном взгляде на вещи мы часто не видим их особенности, а перевёрнутое отражение заставляет напрячь зрение и способно раскрыть перед нами всё многообразие наблюдаемого объекта. Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук. Дворец получил наименование палаццо Мадама и в настоящее время в нём размещается сенат Итальянской республики. Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин. Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». «Я тот, кто тщетно пытается обратиться в камень. Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде.
Многих римлян, успевших увидеть росписи и оценить красоту изображённых полунагих фигур, такое варварство повергло в шок, а опечаленный бедняга Пульцоне, не выдержав жестокой расправы над своим детищем, в которое было вложено столько любви и старания, вскоре умер от огорчения. Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него. «Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души.
«Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день». Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток. Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты. Август сослал Овидия на край света – в ледяной край дикой Паррасии.
С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо.
Кстати, нарциссы увенчивали головы Парок – богинь судьбы. Таким и появился на свет «Нарцисс» (112x92). Когда ему была показана картина с полуобнажёнными юношами, она привела его в неописуемый восторг. С тем же правом можно предположить, несмотря на потемневший от копоти плафон, что это повзрослевший помощник Марио, отпустивший усы и бороду или один из плотников, помогавших сколотить леса до потолка и послуживший моделью.
Времена и вкусы меняются. Даже если бы это было возможно, это помешало бы способности ребенка развить чувство собственного агентства и устойчивости. Блюститель дворцового этикета строго предупредил новых постояльцев, что к полуночи входные двери запираются и привратник очень сердится, когда его будят среди ночи.
К сожалению, не сохранились даже редкие его письма. Мы не находимся ни на милость его самолюбования, ни в плену его зависти и ярости. Картина лишена какой бы то ни было религиозной экзальтации, которая столь свойственна многим художникам, берущимся за трактовку подобного сюжета. Морская вода скована льдами». Супружеская любовь – это миф, согласно которому покорность как следствие силы (obsequim как следствие virtus) становится психологической и религиозной (pietas и fides). Он ищет эмпатический ответ.
Позднее художник не раз вернётся к этой теме. В полицейском участке пришлось давать письменное объяснение: «Я, Микеланджело Меризи из Караваджо, был задержан около двух часов ночи между площадью Навона и дворцом Мадама имея при себе шпагу, так как состою на службе в качестве личного художника Его преосвященства кардинала дель Монте и проживаю во дворце Мадама. Тем самым художнику удаётся добиться поразительной иллюзии — под воздействием его кисти выпуклый щит превращается в вогнутую поверхность, на которой отрубленная голова с искажённым от ужаса лицом вопит от боли источая потоки крови. Он задумчиво смотрит на зрителя отстранённым взглядом, потеряв всякую надежду, что кто-то откликнется на его призыв. Вместо этого он «уничтожен недостижимой любовью» и увядает у бассейна. Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов.
Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала. И, что немаловажно, отныне ему не нужно больше думать о куске хлеба и крыше над головой, зависеть от воли и прихоти жадных перекупщиков и всяких проходимцев от искусства. Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться. Как выяснилось позднее, выбор оказался более чем удачным.
Что, мол де, до существования стеклянных зеркал (которым всего или около 800 лет или – если включить полумифические источники – около 2 тысяч лет) существовали металлические зеркала (3 тысячи лет. ), а до них какие-то уж совсем полулегендарные отполированные обсидианы (4 тысячи. ). Хотя две продольные стены Сикстинской капеллы украшены великолепными росписями Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Перуджино и других славных мастеров, но расписанные Микеланджело плафон и алтарная стена подавили своей мощью и заглушили всё остальное. Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы.
Драматический момент – это печаль и горе. И всё же наиболее близка к истине другая версия. Художник, который с энтузиазмом говорит о своей последней картине, может не хвастаться или просить об отмене похвалы, а также попытаться поделиться процессом, который имеет для него значение.
Он был очевидцем разразившегося года три назад шумного скандала, связанного с росписью капеллы Ангелов в главной церкви иезуитов Джезу, то есть церкви Иисуса, где покоится основатель ордена Игнатий Лойола. Все они в дальнейшем стали верными последователями стиля своего наставника, особенно Бонери известный по прозвищу Чекко — уменьшительное от Франческо.
Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. Маэстро Галилей, едва ему представили художника, принялся с жаром доказывать, что в отличие от живописца имеющего дело с бездушными красками и кистями, музыкант порождает живые звуки и в них передаёт свои чувства слушателям.
Засидевшись допоздна на вилле, он возвращался пешком домой и по пути был задержан полицией. Каким-то образом ему удалось нарушить дворцовые порядки и проникнуть на женскую половину, где симпатизирующая ему молоденькая белошвейка Чинция заботилась о его белоснежных сорочках, но и он не оставался в долгу, когда по ночам тайком пробирался в её комнатку. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. Этот распространённый в живописи сюжет он воспроизводит по-своему, решительно отказавшись от явившегося святому огненного шестикрылого серафима, а также от обретённых чудесным образом стигматов, то есть кровоточащих язв наподобие ран от гвоздей при распятии Христа. Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119). Любопытно другое.
Его прямой и прочный стебель сделал его в исламе эмблемой преданного служения и веры. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства.
Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец. Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг»32. Караваджо запечатлел момент, когда преподобный забылся в религиозном экстазе, лёжа на земле под могучим развесистым буком. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. Судя по имени героя, миф о Нарциссе догреческого происхождения, народная этимология сблизила имя Нарцисс с греческим глаголом narkao («оказывать наркотическое воздействие, притуплять, одурманивать»). и это сближение, возможно, послужило одним из источников мифа. В качестве посла Тосканского герцогства кардинал занимал большой дворец, выстроенный по заказу Медичи, в котором ранее жила Маргарита Австрийская, дочь Карла V и вдова Алессандро Медичи, убитого наёмным убийцей, которого подослал к нему двоюродный брат — Лоренцо Медичи по прозвищу Лорензаччо. Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб».
Она вполне оправдывала своё редкое имя гордой дочери фракийского царя Сифона. А на вопрос художника, узнаёт ли он себя в Нарциссе, тот ничего не ответил, пожав недоумённо плечами и, судя по всему, обиделся. В записках моих я повествую о себе.
Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. Нарцисс (греч.
Ему льстило появляться с ней в известных местах сборища художников, поэтов и музыкантов. За моей спиной – пустота. Оба персонажа рельефно выступают на переднем плане из ночного мрака.
Тайна осталась нераскрытой. Но Караваджо всегда был склонен к авантюрам и всякие запреты только распаляли его. В луковицах нарциссов содержатся алкалоиды (растительные яды), которые могут вызывать расстройство пищеварительной системы, дерматиты, дрожь и сердечную аритмию.
У картины имеется второе, неверное название «Концерт», но как такового его здесь нет, поскольку инструменты молчат. Его обнажённое колено почти упирается в раму картины. Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост.
Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев. Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха». Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. Тогда-то Караваджо вдруг вспомнил о просьбе Онорио Лонги присмотреть за оставленной мужем в одиночестве красавицей Катериной Кампани. Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности. Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. Один лишь щегол, хоть и заточён в клетку, способен выразить пением радость жизни и осознанную им в природе гармонию, столь недостающую людям, живущим в мирской суете разобщённо и во вражде.
Наяды не могут найти свое тело. Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. Нимфа Дафна, спасаясь от притязаний Аполлона, была превращена богами в лавр. Согласно Овидию, в него были влюблены многие юноши и девушки, но он отвергал их. Мгновенно, словно пронзили одну из стрел Амура, он «поражен чудом от того, что в нем замечательно Он хочет самого себя».
Сведения, получаемые из Милана, будоражили Рим. Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир. Я силюсь не умереть в молчании. Однажды, весной 1598 года, с Караваджо произошёл курьёзный случай.
Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55). Следует сказать, что кардинал не жаловал слабый пол и женщины из числа дворцовой обслуги не допускались даже на кухню, где орудовали повара-кудесники, выписанные из Флоренции и Парижа.
Но опять же, к моему делу это всё имеет отношение левое. Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43. Это первое письменное свидетельство осознания самого себя.
Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Здесь, как и в первой картине, всё дышит пронизывающим каждую деталь ожиданием. Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью. Так же как не могли найти ее и у римлян.
«Мифология – это психология древности, – пишет Джеймс Хиллман, великий архетипический юнгианский аналитик в « Мечте и подземном мире ». Патриотический порыв друга тронул Караваджо и он заверил его, что тот может вполне на него положиться. Самая большая иконография – у древнегреческого Нарцисса: сказания «Метаморфозы» Овидия («Он сам собой любуется, окаменев от удивления.
Именно вот таким образом слово «нарцисс» имеет тот же корень, что и слово наркоз. Оценка зависит от продолжительности, частоты интенсивности (или степени бедствия), а также от функциональных нарушений или вмешательства в соответствующие ожиданиям развития ».
Любовь genialis превращается в любовь соnjugalis. «Здоровый нарциссизм» у взрослых облегчает чувство адекватности и самооценки. Но художник недолго оставался без помощника. Так как нарцисс зацветает в китайский Новый год, там он стал символом радости, удачи и счастливого брака (последнее характерно и для других стран Востока).
Кардинал проживал там вместе с недавно овдовевшим братом Гвидобальдо, чей сын Карло избравший военную карьеру, был женат на одной из племянниц Костанцы Колонна. Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной. Свобода от этих трудов освобождает скрытую энергию, необходимую для оживления психики. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью.
Они не могли взять эту легенду у греков. Его выбор пал на почитаемый в Риме образ святой Екатерины. Ребенок в мысе Супермена готовый прыгнуть с его кровати, чемпион по скейтборду, который щеголяет своими флип-трюками – мы принимаем их как примеры «здорового нарциссизма», гордости за способность совершать и превалировать. Надо признать, что это ему удалось.
Её богатый покровитель, заботящийся о своём реноме, решил не вмешиваться в дело, тем более что, как стало известно, полиция застала его провинившуюся подругу в компании трёх молодых людей, среди которых особенно отличился буйством в затеянной драке уже упоминавшийся Рануччо Томассони. Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце. Нарциссические черты универсальны. Узнав, что об этом не может быть и речи, жена друга с радостью согласилась.
Затянувшиеся «смотрины» завершились осенью 1594 года — Караваджо отдал предпочтение кардиналу Франческо Мария Борбоне дель Монте (1549—1627). Чувствуется, что художник работал с радостью и огоньком в удобной мастерской, обустроенной им самим, куда теперь он может приглашать любую модель и плодотворно без помех заниматься поиском новых живописных решений посредством светотеневых переходов.
Записано верно с моих слов»47. Но не геометрические фигуры составляют суть произведения, хотя они говорят о вдумчивом подходе автора к организации пространства на полотне — здесь, без сомнения, дают о себе знать некоторые идеи старшего дель Монте. Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца. Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus.
В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства. Дейл Кушнер – автор романа «Условия любви».
Стремление писать книги – это болезнь, близкая к безумию». Моё дело пока узкое, а именно использование поверхности воды как зеркало. Римляне времен Республики назвали бы такого супруга impudicus по их мнению, это человек, попавший под иго Юноны Юги. Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук. На лице музыканта грусть. Ко времени написания картины, по мнению художника, «экспериментальная эпоха невероятных искажений, невообразимых кровавых осмосов, летающих разодранных внутренностей, волосатых скал и фантастических пейзажей завершилась новые образы обладают способностью к развитию и продуктивностью – качествами, присущими всякой системе».
Там, где лежал Нарцисс, они находят «цветок, его желтый центр, окруженный белыми лепестками». Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Кардинал слыл полиглотом и меломаном. Сам того не ведая, он оказался в золочёной клетке, где надо соблюдать этикет и подчиняться некоторым правилам. Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками».
Профессор Джек Зипес известный автор и эксперт по сказкам и мифам, напоминает нам в «Сказке как миф, миф как сказку», что «мифы и сказки, похоже, знают то, чего мы не знаем Мы продолжаем возвращаться к ним за ответами». И «психология – это мифология современности». Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал. Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру. Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило.
Не случайно имя Нарцисс (Наркисс) происходит от глагола «narkao» (греч. Вскоре он завершил работу. Как однажды сказал Юнг: «Пока вы не осознаете сознание бессознательного, оно направит вашу жизнь и вы назовете ее судьбой». Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. Тем не менее дух либерализма и инакомыслия витал во дворце, притягивая лучшие умы того времени. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом.
Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. И хотя подобные документы не оформлялись официально их можно назвать первыми брачными контрактами Запада. Так император Марк Аврелий, последователь секты Эпикура, похвалялся в своих дневниках тем, что не притронулся к служанке по имени Бенедикта и даже к рабу (которого звали Теодотом), несмотря на снедавшее его желание.
Неожиданно вспыхнувший яркий свет выявляет обманщиков, а обманутые, словно овцы, бегут искать защиты от злобных псов у голодных волков, которые в конце концов их пожирают, как и в известной параболе Демосфена». Она написала о своем решении стать романистом, а не юнгианским психотерапевтом в своем первом посте для « Психологии сегодня», «Лечение пациентов, создание персонажей».
Приговоренные к смерти преступники в римских владениях приносили нарциссы в жертву фуриям (тем же греческим эриниям – богиням мщения) приговоренных увенчивали нарциссами, что производило определённое наркотическое действие и немного облегчало муки распятия на кресте. Появились первые брачные договоры.
Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино. Из тела божества Гиакинта (Гиацинта) из ревности погубленного богом ветра Зефиром, Аполлон вырастил цветок. Их пересказом и (пере)интерпретациями занималось (и занимается) много всякого умного народа, не мне чета и во все эти дебри лезть в данный момент не очень хочется.
Следите за Дейлом, любезно глядя на ее страницу в Facebook. Тиресий предсказал Нарциссу, что тот будет жить долго, если не увидит самого себя («Коль сам он себя не увидит»). О второй я должен умолчать 6».
А с недавних пор среди дворцовой обслуги объявился сразу обративший на себя внимание юный Оттавио Леони, успевший проявить свои незаурядные способности рисовальщика. Не замечая его присутствия, собеседники вели неспешный разговор. Но немаловажно и другое — состоятельный покровитель Филлиды не скупился, покупая его работы, что помогало ему значительно упрочить своё независимое положение в Риме, где конкуренция была сильна, как нигде.
В мастерской появился двенадцатилетний смазливый малый, влюблённый в краски, по имени Франческо Бонери, которого привёл в мастерскую его родной дядя, краснодеревщик-бергамасец с улицы Маргутта. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Нарциссизм в младенчестве и детстве является решающим фактором, помогающим ребенку различать «я» и «другое», создавая согласованное ядро. – одурманивать, ошеломлять).
Принято полагать, что в образе Нептуна, уцепившегося рукой за шею летящей в космосе лошади, Караваджо изобразил себя. Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн. Идеал не для «идеального» родительского зеркалирования. Цветок царства мертвых Гадеса – Плутона, эриний – богинь мщения.
Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей. Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках.
Девица попала в неприятную историю и оказалась под домашним арестом за учинённый ею в доме на улице Кондотти скандал. Как знать. Нарцисс – сладкий, дурманящий аромат, безумие. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Но сегодня я не про сложные версии, а про сам простой миф.
По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных, покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести Его беспредельно полюбила нимфа Эхо, лишенная богиней Герой собственной речи и мнения (в наказание за болтливость), но она не могла привлечь к себе внимание Нарцисса, превратившись в бесплотный голос, способный только повторять чужие слова. Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори. Я её выдрал из какого-то старого журнала, обнаруженного в какой-то макулатурной пачке (был такой спорт, сбор макулатуры на книги) долгие годы была моим визуальным сокровищем.
По такому случаю дворцовым портным для него был пошит строгий камзол. А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой. Действительно, картина вызвала недоброжелатели.
Когда нимфы приходят за его телом, на том месте, где оно должно было быть, вырастает красивый нарцисс. Его самоидентификация раздута, нереалистична и неполна. Тогда он решил повременить и осмотреться. За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке.
Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом. «Никто доселе не видывал столь дальних краев.
Вот всколыхнулась в нетерпении страница лежащей на столе партитуры, словно от дуновения ветерка. Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. В натюрморте Караваджо поэтически прославляет природу, преклоняясь перед ней и показывая, что он способен воспроизвести даже то, что чаще всего остаётся незамеченным неопытным глазом или воспринимается как нечто лишнее, ненужное. То был медленный, глубинный, естественный процесс иод охраной страха.
Вот таким образом пусть уж лучше пребывает в привычном для него состоянии недовольства собой и всем миром. На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. Но в версии мифа Овидия Нарцисс не разгневается. Чисто внешне возмужавший Марио мало подходил для образа Нарцисса, вот таким образом пришлось искать натурщика среди молодых дворцовых слуг, благо что выбор был велик. Этот внутренний (уже почти психологический) самоконтроль выводит нас к теме subjectus и obsequens maritus. Каждый думает только о себе. Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов. Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей.
Его слава росла, хотя далеко не все воспринимали творчество Караваджо с однозначным одобрением. Произведения художника Караваджо и в самом деле существенно отличались от общепринятых в то время образцов живописи. И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой. Сексуальная мораль полностью перестала быть вопросом статуса.
Белый нарцисс часто используют в Китае как аналог лилии.