В упоминавшейся выше картине «Неверие апостола Фомы» (107x146) наиболее зримо и убедительно выражено кредо художника, который в своём неприятии официального искусства, отягощённого условностями маньеристского и академического толка, доводит изображение до полемической заострённости, демонстративно отказавшись от всех атрибутов святости, чьё наличие обязательно в сугубо евангельском сюжете. Но и здесь трудный характер Караваджо довел его до беды: он оскорбил старшего по званию, был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. Щупальца инквизиции проникали в самые потаённые области жизни человека. Во второй версии Караваджо придал большую экспрессию жестам персонажей. Чем больше художник задумывался о работе, тем отчетливее понимал, что выполнить заказ будет совсем не просто.
Работа великолепна и по композиции и по исполнению. Атрибут апостола Матфея или Левия, — ангел с крыльями. Наконец добрался до жилья и слег с лихорадкой. Свое имя Микеланджело Меризи да Караваджо получил в честь архангела Михаила, в день которого появился на свет (по новейшим изысканиям, в конце 1570 или в 1571 году), прозвище – по месту рождения. Двое помощников, сидящих слева от Леви, так увлеклись подсчетом денег, что даже не заметили (или не захотели заметить) прихода Иисуса.
К ним присоединились оказавшиеся там же друзья Лонги, Леони, Марино и Милези. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези вРиме. Всё было готово. 11:3). Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею.
Матфея (1602). Понтифик Павел V заказывает ему картину для собора Св.
У апостола голова Сократа и облик человека из народа. Но приговорённый к смерти монах отвернулся, отказавшись приложиться к кресту. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его.
Помимо всего прочего он единственный, кто сидит на стуле, остальные же сидят на скамейке. Правой рукой он пересчитывает монеты, которые ему отдает взрослый мужчина с бородой. Кричащие герои предыдущих работ мастера теперь погружены в молчание.
Обычно именно хозяин заведения сидит в самом дорогом кресле, его же «клиенты» вынуждены ютиться на чем получится. Он изображён во всей своей откровенно плотской красе с отнюдь не ангельскими крылышками и плутовской улыбкой, словно вопрошая: «А теперь что вы на это скажете, господа хорошие. » Можно многое сказать об Амуре, этом излюбленном персонаже маньеристов со свойственными их творениям гедонизмом и явным эротизмом. – Н. А. ), лишенный помощи, он через несколько дней скончался. Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания. Двое гвардейцев схватили её и силком уволокли в сторону. Иисус продолжает настаивать на своем несмотря ни на что. Тело Матфея у ног мучителя образует крест.
Благодаря общим усилиям Караваджо был через пару недель поставлен на ноги. Все из-за того, что в образе богоматери предстала подруга художника — проститутка Элен. Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный. Тогда Фулвиан приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец.
Златошёрстный баран упрятал мальчика от гнева отца в далёкой Колхиде — родине «золотого руна». Караваджо вторично обращается к образу Спасителя, рисуя вдохновенный профиль.
В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Врач предписал кормить его крепким бульоном и специальными целительными отварами из трав. А он, неблагодарный, даже не простился с ним, впопыхах покинув Милан.
Не исключено, что эта книга могла попасть в руки Караваджо в библиотеке дворца Навичелла. Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела. Хочется бежать от этой картины как можно дальше. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Но «Мадонна со змеей» провисела там только два дня.
Традиция изображения символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) — основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. Иисус называл его величайшим из пророков. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Всё значительно проще с «Всепобеждающим Амуром», для которого позировал озорной подросток Чекко.
Во дворце можно было повстречать ещё одного художника, лет на двадцать старше Караваджо. Почему к нему. Мученичество апостола Матфея – Микеланджело Меризи да Караваджо.
Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»). Здесь о страданиях не говорит вообще ничего. Тело Матфея с разведенными в сторону руками как бы образует крест у ног палача. СВ. О последующей жизни св.
Но однажды Христос обратился к нему «и говорит ему: следуй за мной.
По его распоряжению к больному приставили опытную сиделку. Через секунду последует реакция, но это будет потом. Небесный вестник исполнен женственной красоты и терпеливого усердия.
Воодушевлённый успехом Караваджо приступил к написанию последней картины цикла «Апостол Матфей и ангел» (223x183). Особенно радовался Чекко, которому стало досаждать чрезмерное внимание со стороны ласкового кардинала. Не убоявшись кривотолков и злых языков инквизиция выбрала этот несчастливый день для совершения «правосудия» в её понимании.
Одна его рука еще сжимает монеты на столе, но он уже не смотрит туда. Недаром одно из его сочинений так и называется «О героическом энтузиазме» в нем философ высмеивает невежество и схоластику, мужественно отстаивая собственные принципы и право каждого человека на свободу мысли. Запахло гарью и палёным мясом. Этот же луч освещает и руку Спасителя, указывающую на будущего апостола. Да так как праведники не нужны Спасителю. Упомянутый выше Иаков Ворагинский в своём сочинении «Золотая легенда», этом своеобразном католическом аналоге православной книги Четьи Минеи, пишет: «Месса шла к завершению, когда в храме неожиданно появился убийца, подосланный эфиопским царём.
Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Караваджо начал со второго, но картина у него откровенно не получалась.
Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Слева в потоке света идущего из правого верхнего угла картины, за столом сидит сборщик налогов Леви (так звали Матфея прежде чем он сделался апостолом) в окружении четырех своих помощников и подсчитывает выручку, полученную за день. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Отныне и до самого конца жизненного пути, продолжая создавать сравнительно небольшие произведения для частных заказчиков, художник с огромной энергией будет работать по заказам Церкви и именно в этот период во всей полноте развернется его дар одного из величайших в истории европейского искусства мастеров монументальной религиозной живописи.
Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского народа и другого не будет (Мф. Матфея. «Что ж, оно даже к лучшему, — подумал художник. Хотя библейский образ воспет многими живописцами, не все они отражают суровый образ Предтечи, крестившего народные массы в Иордане. Ощущение полной сопричастности со всем происходящим на картине было более чем очевидным. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром.
«Юный Иоанн Креститель» и «Всепобеждающий Амур» — эти два бесспорных шедевра были единственными у Караваджо, в которых он, отбросив все запреты и условности, смело воспел красоту набирающего силу молодого мужского тела, выразив радость жизни, свойственную молодости. () Известно, что у ворот Капернаума Христос повстречал мытаря Левия и призвал его стать апостолом. Одно из них, масштабное полотно «Обращение Савла», было представлено на московской выставке.
Но здесь еще есть намек на возможное спасение. И он, оставив все, встал и последовал за Ним». Но Караваджо не слушал ничьих советов и продолжал работать с прежним остервенением. ». Тело Матфея с разведенными в сторону руками как бы образует крест у ног палача. Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило Фулвиана.
«Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами. Художник передает все градации чувств – от высокой патетики до неприкрытого страдания.
Но вернёмся к тому трагическому дню четырёхсотлетней давности. Вот он, его лицо видно чуть выше руки убийцы, сжимающей смертоносный клинок. Однажды Иисус явился к нему и сказал: «Следуй за Мною. Сын архитектора (или руководителя каменщиков), юный Микеле с 1584 года в течение четырех лет обучался ремеслу живописца в мастерской миланского маньериста Симоне Петерциано.
Матфея почти ничего не известно, но, согласно легенде, он проповедовал в Эфиопии. Именно за такие картины критиковали художника Караваджо многие современники. Все предельно реалистично.
Фигуры стоят на плите, нависающей над черной могильной ямой, придвинутой прямо к зрителю. Одновременно всесильный прадед возвёл в сан кардинала четырнадцатилетнего правнука Сильвестро, родного брата выдаваемой замуж Маргариты. Действие происходит в помещении церкви: видны алтарь и купель, художник следует «Золотой легенде», согласно которой святой Матфей был убит по завершении мессы.
Сроки поджимали и под впечатлением увиденного на площади Кампо ди Фьори он приступил к написанию второй картины цикла «Мученичество апостола Матфея» (323x343). Ему нужно было изобразить два сюжета: призвание и мученичество св.
Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте. Ждать пришлось недолго. Поддерживая тело Христа, он изогнулся в неудобной позе, повернув лицо к зрителю. Именно в такой драматической обстановке ему придется принять решение.
Судьи в обмен на отмену смертного приговора предложили несгибаемому мыслителю прилюдно принести покаяние за свои крамольные идеи, но Бруно ответил решительным отказом. И он встал и последовал за Ним». На их примере можно отчётливо видеть, как в творчестве художника пришли в столкновение две различные тенденции, что позволяет понять психологическую и стилистическую обоснованность того или иного произведения. Бессильно свисающая рука святого и причудливо освещенные фигуры на переднем плане подводят взгляд зрителя прямо к сцене насилия.
Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Однако все они охвачены печалью и понимают значение происходящего. На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему.
Видно, как тяжело дается ему процесс писания. Вот таким образом заказчик торопил с завершением работы. Картина «Юный Иоанн Креститель» (128x94) пользовалась не меньшим успехом у знатоков, чем «Всепобеждающий Амур». Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Католицизм празднует победу над Реформацией.
Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. В холсте «Амур-победитель» античное божество любви предстает в облике полного обаяния итальянского мальчишки, попирающего ногами символы цивилизации: скипетр, лавровую ветвь, книгу, музыкальные инструменты, компас, угломер. Это чудо обратило ко Господу множество язычников. О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями. По-видимому, его мастерскую займёт расторопный и услужливый Леони, которому кардинал явно благоволил.
Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. По данным рентгенограммы, первоначальный замысел Караваджо был иным. Лишь бы это пошло ему на пользу. В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело, вынесенное на сушу.
Во время своих скитаний он проповедовал всеобщий «закон любви, созвучный природе» в развитие гуманистического толкования внеисповедного христианства. Что толку в запоздалом признании и невысказанных вовремя словах благодарности. Сомневающийся жест Петра, который как будто спрашивает Иисуса: «Неужели мы возьмем его. ». Тогда же им были написаны ещё два Иоанна Крестителя в пустыне.
Никакой условности или нимбов — всё жизненно достоверно. Изображённые на картине персонажи хорошо им знакомы и узнаваемы. Другой, по-настоящему отличный от местной компании.
Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха. Но картину увидел Джустиньяни и уговорил автора от греха подальше расстаться с ней. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст.
Летом 1610 года он наконец получает разрешение вернуться в Рим. Всё было продумано до мелочей и вы глядело на удивление буднично. Еле различимы отдельные элементы архитектуры в виде тонущих во мраке колонн храма. К сожалению, о замечательной картине сегодня можно судить только по копии, поскольку оригинал погиб в 1945 году в Берлине, как и упоминавшийся ранее великолепный портрет «Куртизанка Филлида». Собравшиеся на площади молча смотрели на полуголого человека, привязанного к столбу. Из карет стали выходить члены верховного суда инквизиции.
Через секунду ему придется совершить выбор и он понимает всю серьезность данного решения. Художник не ошибся в выборе.
Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов — оба в Галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Затем наступила тишина — толпа умолкла и слышно было, как потрескивают дрова в костре. В этом мгновении «остановки действия» содержится огромный эмоциональный накал картины. Он без труда отыскал его в одной из дешёвых таверн на улице Скрофа.
Но Фульвиан еще более разозлился. Св. В храм неожиданно ворвался убийца, подосланный эфиопским царём, он держит руку упавшего Матфея и готов вонзить в него меч.
Матфея изображают с ангелом, пишущим Евангелие. Композиционно картина делится на две части. МАТФЕЙ. Эта мысль оказалась революционной в эпоху жестокого подавления любого инакомыслия. 11:3).
В тот же вечер он слёг в горячке. Это большое драматическое полотно было написано в 1599-1600 гг.
Были освящены новые церкви, а Чезари дАрпино закончил фресковый цикл в базилике Сан-Джованни ин Латерано и в прилегающем папском дворце. Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св. Видно, что ступни босых ног обращены к выходу. Теперь ему постоянно заказывают религиозные сюжеты. Всё было готово к началу работ, только вот времени было в обрез, чтобы поспеть хотя бы с первой картиной к началу юбилейных торжеств, на чём настаивали заказчик и попечительский совет церкви Сан-Луиджи. В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. Простым людям, заполнившим церковь до отказа и не только знатокам, всё понятно и близко.
Ничего необычного нет и в их пластически-осязаемых фигурах. В глубине слева Караваджо изобразил себя. Но счастливый владелец никому её так и не уступил.
Его попутчики ничего не поняли, но застыли в оцепенении, а чудесный свет ослепил Павла на 3 дня, что впоследствии привело его к исцелению, покаянию и служению Богу. Матфей был сборщиком податей (мытарем) римского наместника. Картина лишний раз доказывает, сколь демократично искусство Караваджо. Всю ночь бредил, вскрикивал, его мучили кошмары. Вероятно, тогда у него оказалась в руках «Исповедь» блаженного Августина, которая помогла ему ориентироваться в сложной богословской символике и толковании библейских сюжетов.
Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского народа и другого не будет (Мф. Одно из самых известных ранних произведений Караваджо – «Вакх» (начало 1590-х) – демонстрирует и связь молодого художника с традицией и его новаторство. Все эти детали связаны с Иисусом Христом, принёсшим себя в жертву ради спасения людей.
Вскрытые данные помогают также понять, какое глубокое волнение и душевный трепет испытывал Караваджо, рисуя столь удавшийся ему вдохновенный профиль Спасителя и сколько раз он переделывал написанное, пока не добился нужного результата с помощью контрастных светотеневых переходов. () Как поясняет средневековый писатель Иаков Ворагинский в известном сочинении «Золотая легенда» имя «Матфей» в переводе с греческого означает не только «дар быстроты», но и «рука Господня». Первый план занимала фигура, в позе ангела из «», две другие повторяли образцы античной скульптуры. Как много ему прощалось этим человеком и скольким он ему обязан. Что же не устроило в картине церковный клир. Но наиболее ярко, наиболее выразительно случай с мытарем был воплощён на этой замечательной картине, висящей в капелле Контарелли церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Спокойная картина мгновенно преображается, когда один из вошедших – а это Христос с легким нимбом над головой – молча указал перстом на одного из сидящих за столом людей. Символически такое поведение лишает их возможности получить «вечную жизнь», которую Христос обещает дать всем верующим в Него. Ангел, сверху протягивает Матфею пальмовую ветвь— знак мученичества. Матфей был сборщиком податей для римской власти. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием.
В одном исподнем его повели на эшафот. Еще более непримиримую позицию занимал работавший при испанском дворе флорентийский художник Винченцо Кардуччо, который в риторических пассажах именовал Караваджо «гениальным чудовищем» и даже «антихристом». Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Все внимание художника сосредоточено на персонажах – Христе, входящем в помещение в сопровождении апостола Петра и сидящих за столом сборщиках подати, евангельских «мытарях». Картины «Призвание святого Матфея», «Мученичество святого Матфея» и «Апостол Матфей и ангел» (погибла во время Второй мировой войны) написаны художником для капеллы семейства Котарелли в римской церкви Сан Луиджи ди Франчези.
Вероятно, советуя задрапировать картину, немец беспокоился не только о том, что она «затмевает» все другие работы, а среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других великих мастеров. К обнажённому Бруно подошёл священник и поднёс к лицу распятие. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями и они стали символизировать собой их авторов. Прошло совсем немного времени и ни о каком спасении Караваждо думать уже не смог. С помощью ломового извозчика нехитрый скарб был погружен на телегу. Legenda aurea. Он приобрёл её за сто пятьдесят скудо.
В одном из номеров «Аввизи» говорится, что в праздничные дни Вечный город посетило более миллиона верующих. Помаранчо был близок к кругу кавалера Чезари дАрпино, о чём не мог не знать Караваджо. И каждое из полотен вызывает в обществе скандал.
Что касается «Мученичества апостола Матфея», то там сама фигура евангелиста несколько отошла на второй план, уступив место убийце и вот таким образом художнику не столь важен был типаж. Толпу оттеснили ещё дальше, а на помост поднялись палач с подручными. Караваджо заверил хозяина дома, что его пожелание будет исполнено к нужному сроку. Но его мнением Караваджо пренебрёг.
Весь город сошелся на такое чудо и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. «Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства.
В толпе раздался гул, то ли осуждающий, то ли сочувствующий. Теперь на лице юноши мы читаем всю драму происходящего. Братья предложили всем зайти погреться в принадлежащий их семье доходный дом, чьи балконы смотрят прямо на место события. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.
Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Именно через него заказчик Крешенци передал тогда партию дорогостоящих красок, которые, по мнению Помаранчо, должны были «придать нужную красоту и пышность». Несмотря на критические стрелы, выпущенные многими недоброжелателями Караваджо против «Амура» и вопреки раздававшимся утверждениям, что это всего лишь пародия на скульптуру Микеланджело «Победа» во дворце палаццо Веккио во Флоренции, когда в ответ остаётся только развести руками, поскольку возражать тут бесполезно и глупо, картина пользовалась неимоверным успехом.
Фулвиан приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту, а святого Матфея облить смолой и зажечь. Постояв немного, старик так же незаметно уходил, как и появлялся, не проронив ни слова. Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Матфей здесь — продажный чиновник, плут. Караваджо (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (1573-1610) итальянский художник. После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала 8 летпроповедовал в Палестине. По сравнению с первой картиной количество персонажей доведено до тринадцати.
Но пламя растопило идолов, как воск и опалило Фулвиана. Весь город сошелся на такое чудо и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. Через пару дней неожиданно пришла помощь. В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Пока помощники возились с вещами, Караваджо с грустью осмотрелся в последний раз.
И он встал и последовал за Ним». Мудрый Джустиньяни ещё задолго до совета осторожного Сандрарта прикрыл на всякий случай шёлковой кисеёй ранее купленную им картину «Неверие апостола Фомы», которая была куда более крамольной и опасной, нежели юнец ангел с его дерзко вызывающей наготой.
В переполненной церкви находился и Караваджо. Можно даже считать, что получением заказа, сыгравшим столь важную роль для его дальнейшей карьеры, Караваджо косвенно обязан королю Генриху IV. По странной иронии судьбы (), жизни французского монарха и великого художника трагически оборвались почти одновременно.
Казалось, сама природа воспротивилась этому вымученному браку-сделке. Когда работа над первым полотном была завершена, перед её отправкой к месту назначения в мастерскую пришёл кардинал с братьями. Но все это не имеет значения, поскольку его рукой в прямом смысле слова водит рука ангела. Наиболее удаленные от него сидящие слева старик и юноша целиком поглощены подсчетом собранных денег. Художник оказался в тупике и тогда решил на время оставить работу над «Мученичеством святого Матфея» и обратиться к другой картине — к «Призванию святого Матфея». Его недоуменный взгляд обращен на Христа и апостола Петра, а своей левой рукой он неуверенно указывает на себя, как будто задавая вопрос: «Неужели вам нужен я. ».
Пожалуй, это были последние работы, которые по радостному мировосприятию и яркому колориту могли сравниться с «Отдыхом на пути в Египет». «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Жест Иисуса остается неизменным. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян.
В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV — начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах. Противопоставление подчеркивается разницей в одежде персонажей.
Стало быть, не напрасны были его муки и старания. ()Закрываемый, как щитом, мощной кряжистой фигурой апостола Петра, Христос появился лишь на миг, чтобы тут же удалиться. Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» 3. Один из них, оседлав скамейку, сидит спиной к зрителю. Скрестив ноги, он удобно сидит в кресле, называемом «савонароловским» и неспешно пишет своё Евангелие по наитию свыше. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею.
Накануне Рождества любимый племянник папы Пьетро Альдобрандини привёз из Марселя целый корабль с отборными французскими винами, а из Пармы прибыл обоз, доверху гружённый кругами пармезана и сырокопчёными окороками — дар будущего родственника, пармского князя Рануччо Фарнезе, который решил наконец посвататься за неимением лучшей партии к правнучке папы — рыженькой веснушчатой замухрышке Маргарите. Неудивительно, что с самого начала творческого пути художник, наряду со светскими, создавал произведения на религиозные темы, примером которых может служить большое полотно «Отдых на пути в Египет» (1590-е). Караваджо обвиняли в том, что он своим искусством профанирует память святых и священных событий изображая и описывая их в своих картинах обычным «человеческим» языком. Действующих лиц было всего трое, а вся композиция решена в классическом духе. «Пусть здесь и останется, — решил Караваджо, — напоминая кое-кому обо мне».
Художник мог повторить слова его современника Шекспира, вложенные в уста Гамлета, о том, что цель искусства – «держать зеркало перед природой». Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Неожиданно возникла проблема с натурщиком. Его тело осталось невредимым. Ярко освещён бегущий мальчик-служка.
Матфея послужил друг художника известный римский архитектор Онорио Лонги). для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме. апостола Левин Матфея является ангел. Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви. Он умер так же нелепо, как и жил» 5.
Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания. () Все сидящие за столом объединены замкнутым контуром, близким к овалу, составляя компактную группу. Но Фульвиан еще более разозлился.
Вокруг столба были разложены поленница сухих дров и кучи хвороста. Этим произведением он ещё больше подлил масла в огонь полемики вокруг своего творчества. На площадь въехала вереница закрытых экипажей, сопровождаемых отрядом всадников. Потому тело святого Матфея положили в железный гроб, плотно залили со всех сторон оловоми бросили в море. И в разгар очередной сделки к нему и приходит Иисус. В конце 1580-х или в начале 1590-х он приезжает в Рим, который в эти годы вновь стал, как в начале века, средоточием духовной и художественной жизни Италии.
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА: СВЯТОЙ МАТФЕЙ: Атрибутом св. Вот когда для римлян открылась заманчивая возможность сравнить эти фресковые росписи с картиной Караваджо в Сан-Луиджи деи Франчези. Настал день расставания с дворцом Мадата.
Оторвав взор от рукописи, он испуганно глядит через плечо на неожиданно объявившегося красивого ангела, который, разгибая поочерёдно пальцы, диктует евангелисту, на что ему надобно обратить особое внимание в его писании. В этом моменте Караваджо перефразирует произведение своего великого предшественника Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Слава о двух шедеврах в церкви Сан-Луиджи шла по всему городу. Он течет широким потоком из неясного источника поверх голов входящих, тускло отражаясь в боковом окне и является в равной мере физическим и духовным феноменом. На ней был представлен св.
Глубина перспективы утопает в тёмном безвоздушном пространстве. Композиция как будто оживает и стремится перейти с холста в реальную жизнь. Справа в тени в сопровождении апостола Петра появляется Христос. Композиция исполнена проникающего динамизма. В «Призвании св.
Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Монсиньор Маттеи долго стоял перед картиной, а затем подошёл к Караваджо и, не сказав ни слова, похлопал его отечески по плечу в знак похвалы. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву. Всё прошло гладко и спокойно, без упрёков и обид.
В его новой картине «Апостол Матфей и ангел» апостол выглядит благообразным крестьянским мудрецом с высоким сократовским лбом. 1599-1600 Это большое драматическое полотно было написано в 1599-1600 гг. «Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. В обстановке, в которой все обстоятельства говорят против, кроме сердца Матфея, которое в итоге ответит «Да».
— Не нужно произносить непременных в подобных случаях слов благодарности за хлеб-соль». Дрожа от холода, он стал похлопывать себя руками по бокам, чтобы как-то согреться. Оживляя фигуры, он заставляет их волшебно светиться в темноте и зажигает яркие краски их одежд, но, главное, высвечивает лица, раскрывая все оттенки духовных переживаний.
Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. «Успении Богоматери» было отвергнуто заказчиком из-за того, что, по слухам, Караваджо использовал в качестве модели Девы Марии труп проститутки из морга. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Святой Петр жестом пытается унять его чрезмерную подозрительность. Перепуганные ребята побежали утром за Манчини.
И он встал и последовал за ним». Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Увы, всему приходит конец. У Матфея – это изображения ангела. Во второй картине этой серии «Мученичество святого Матфея» у Микеланджело Караваджо возобладало стремление к более эффектному и театрально-патетическому решению композиции. Единственное, что напоминает здесь о религии — это едва заметный нимб над головой Христа. При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие.
С замечательной картиной произошло непредвиденное. Традиционно в живописи этот сюжет трактовался по-разному.
Можно вспомнить например картину Паоло Веронезе «Мученичество святого Георгия». Вскоре подошёл и Манчини. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Неслучайно в этом полотне, как и в ряде других композиций Караваджо тех лет использован прием зеркального отражения, при котором «правое» становится «левым» (так, Вакх держит чашу не в правой, а в левой руке).
Во второй версии Караваджо придал большую экспрессию жестам персонажей. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. За наемником и Матфеем виден алтарь.
Пока в поднявшейся суматохе под проливным дождём новобрачных пересаживали из открытой кареты в крытый экипаж, они вымокли до нитки, являя собой жалкое зрелище. А вот для центральной картины над алтарём Караваджо решил использовать знакомого натурщика по «Отдыху на пути в Египет». В то время и у самого Караваджо тоже появились все основания для радости.
Лишь ставня окна на стене – в итальянских домах, как и в русских избах, она всегда снаружи – указывает на то, что изображенные на картине люди, сидящие за столом после трудов праведных, удобно расположились в тенечке перед таверной, что так характерно для римского быта в летнюю пору, хотя место события не играет здесь существенной роли. () Рыжебородый мытарь или сборщик податей Левий подсчитывает собранную дневную выручку с помощью старика в очках. При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие.
Бедняжка расплакалась и, запутавшись в длинном шлейфе, громко запричитала: «Мама, мама. » Хворый супруг был не в силах её успокоить, так как сам зашёлся в диком кашле и его била лихорадка. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь.
Все движение на полотне направлено от центра к краям. Зато ярко освещены ступени перед алтарём, где разыгралась трагедия. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу.
Испуганные свидетели бегут прочь, не отводя взгляда от происходящего. (Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя. Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) жившего и умершего художника одержит победу над временем.
Как несколько патетически выразился Пьетро Беллори историк искусства, живший в XVII веке и много писавший о мастере, «рождением своим он удвоил славу Караваджо, благородной ломбардской местности» 1. Картина содержит ряд деталей, нуждающихся в пояснении. Torino, 1995). Едва прикрытый тканью одухотворенный ангел выглядит вполне реальным.
Картина «Мученичество святого Матфея» принесла художнику огромную славу. Это сам Караваджо. И снова никаких младенцев-ангелов, никаких небес, никакого явного откровения.
Вот что немец отметил в книге «Галерея Джустиньяни», где среди пятнадцати картин кисти Караваджо особо выделен его «Всепобеждающий Амур»: «Эта работа, которая находится в одном помещении вместе с другими тремя сотнями картин самых известных мастеров, по моему настоятельному совету была задрапирована тёмно-зелёным шёлковым покрывалом и показывалась лишь в последнюю очередь иначе она затмевала бы своей броской красотой остальные не менее прекрасные произведения других мастеров»58. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. Стоящие фигуры образуют вертикальный блок, сидящие вокруг стола — горизонтальный. Казнь была назначена на пятницу 17 февраля. Им был понятен драматический пафос нового произведения. Во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма.
Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей». Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как «Спас в силах», где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции. Художник превзошёл самого себя, живописуя своими излюбленными средствами — тенью и светом — исполненную драматического накала картину, построенную на резких контрастах. Спустя почти триста лет отвергнувший философа мир всё же вспомнил о нём. Каков был сюжет картины и была ли она написана, так и осталось невыясненным. Это ангел, протягивающий пальмовую ветвь Матфею. Иногда Матфей изображался сидящим за столом, а Христос заглядывал в комнату через окно.
Это чудо обратило ко Господу множество язычников. Караваджо специально идет против сложившихся правил живописи. У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет» 6.
(Так, прототипом св. Духовенство решительно отвергло работу как противоречащую евангельским канонам. Нет, ему нужно такое ничтожество, как Матфей. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Его шкура цветом напоминает золотистую шкуру барана, пришедшего, согласно древней легенде, на помощь юному Фриксу, сыну жестокого беотийского царя Афаманта.
Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Тот же Беллори с неодобрением отмечал, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходным мраморным творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их и признавая одну лишь природу объектом своей кисти» 2. Перед нами убогая обстановка. (Jacopo da Varagine.
Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу. На первом плане двое полуобнажённых калек, — апостол считался целителем душ и плоти, максимально приближены к зрителю.
Здесь (в Порто Эрколе. Как характерно для многих работ Караваджо, потрясение героя передано жестом широко раскинутых рук (одновременно обозначающих глубину пространства). Здесь Бог через касание вдохнул жизнь в первого человека. Матфея» становится особенно ясной природа знаменитого «кьяроскуро» Караваджо – резких контрастов света и тени, которые были средством не только более объемного, но и более психологизированного изображения, олицетворяя при этом противоборство мировых начал.
Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Действительно, на картине Караваджо именно он пересчитывает и сгребает деньги к себе. Здесь он провёл почти пять лет и ему неплохо жилось и работалось. И только Матфей понимает, что сейчас произошло.
Матфея. «Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. А вот для заказчиков и прежде всего для римской курии основополагающим являлось первое значение имени, связанное со скоропалительным обращением французского короля Генриха IV из гугенота в католика, когда он произнес свою историческую фразу изумившую всю Европу: «Париж стоит мессы». Со всех сторон посыпались заказы. Его тело осталось невредимым.
Второй план картины четко прописан (что крайне редко у Караваджо) и являет дворец Ирода, соединенный с тюрьмой и символизирующий земную власть. Этот призыв прозвучал на картине зримо и психологически достоверно. Но, пожалуй, больше всего с Караваджо окажется внутренне связан Рембрандт. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.
Вокруг полутьма. «Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом. Стоит обратить внимание на то, что убийство происходит в храме. Это смысловой и композиционный центр картины.
Вон на стене висит его карандашный рисунок. Видно, что ступни босых ног обращены к выходу. Известно, что под контрактом поставил свою подпись и Онорио Лонги, взявшийся опекать не очень-то сведущего в практических делах друга и не отходивший от него ни на шаг после неудачи с картиной «Апостол Матфей и ангел».
Караваджо встречался с ним ранее у Крешенци, где тот расписывал фресками парадный зал. Первая работа Караваджо, предназначенная для широкой аудитории, вызвала сенсацию. В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. Матфей осудил местного царя, который возжелал христианку, за что был убит мечом.
(. ) Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. А затем, подумав, осенил крестным знамением, как бы благословляя на нелёгкое дело.
Петра. В отличие от спокойного «Призвания апостола Матфея» здесь с особой наглядностью и глубиной проявился дух нового динамичного искусства барокко, которое повсеместно прокладывало себе путь. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Явно не с радостью переносил он собственный опыт на холст.
В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600). Конечно, святого ждет смерть, но ему на это совершенно все равно. Сам апостол Матфей на ней утратил прежний облик мудреца сократовского типа.