На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее.
Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования. учился у миланского худ. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим).
этике св. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию.
Савольдо, А. Моретто, Дж. Рыцари официально исключили художника из ордена. Для картины «Смерть Марии» он взял труп утопленницы и изобразил на картине мертвую Деву Марию так, как выглядит труп в реальной жизни, хотя по всем канонам Возрождения он должен был изобразить девушку, которая просто спит. Он злодей. живописи 17в., а также к изображению мифологич. галерея старого искусства, Рим).
Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной.
Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Мощные контрасты света и тени, простонародная непритязательность образов, выразит. Он славился непростым характером, слолжностью восприятия, необузданными эмоциями. Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании.
Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа.
А было ли ему свойственно такое чувство. В семье было еще трое детей после него.
Выполняя церковные заказы, Караваджо не уходит от своей манеры изображать людей как бедняков и простолюдинов. Cогласно сохранившейся описи 1605 года, среди его инструментов было обнаружено зеркало. музее, Мессина). 1598, Нац.
передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5).
чувства, побуждают зрителя к сопереживанию событиям евангельской драмы. Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет. К последним годам жизни К. относится также картина «Давид сголовой Голиафа» (ок.
Реализм религ. Основную часть творчества Караваджо, в полном соответствии с этой иерархией, составляли картины больших сюжетов: сцены из Евангелия и из житий святых. Такое изображение стало возможным прежде всего благодаря работе со светом. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход.
Именно так испанец Хусепе Рибера рисовал апостолов, святых и героев античной мифологии. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Его терзает мучение, совесть.
очарования и классич. Также после реставрации стали видны фиолетовый ирис в букете и мрамор стола на переднем плане. В это время К. открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», ок.
В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. Но на родине Микеланджело было непросто пробивать себе дорогу. Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя.
Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Он её заслужил. 1597 г. ), написанная спустя четыре года после «Мальчика с корзиной фруктов». Поза у Вакха неудобная. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Эта корзина, вероятно, самый крупный и главный натюрморт Караваджо просто-напросто потому, что больше «чистых» натюрмортов он практически не рисовал. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Некоторые картины он повторял через какое-то время, также он создавал несколько картин на один сюжет. 1600–03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. 1593, оба– вгалерее Боргезе, Рим).
1593, Уффици), «Гадание» (ок. Фон картины однородный, нейтральный, молочно-бежевого теплого оттенка. Его охватило волнение.
Потом он направился на Мальту, продолжал там работать. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Драматич.
В отличие от миловидного юноши в скромном тёмном одеянии оба проходимца одеты в яркие пёстрые камзолы из бургундского полотна в оранжево-чёрную полоску. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. трактовка сюжета как нравств. Караваджо пришлось бежать из Рима.
В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. живописи. Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе.
Отец мальчика был зажиточным архитектором. Она написана в характерной для мастеров XVII века технике лессировки. Не исключают эксперты и того, что на картине может быть изображен сам Караваджо.
Он мог так сидеть часами. Итальянец Караваджо оказался не согласен с мнением современников. произведениях поэтич. Послед одного из таких инцидентов Павел V объявил художника «вне закона», то есть его мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности.
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом.
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Такую живопись называют часто еще многослойной. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика.
На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор.
Здравствуйте, дорогие гости. В 13 лет Микеланджело переезжает в Милан и начинает учиться живописи. Но в этом единственном своем натюрморте Караваджо отказался от резкого, освещения и яркого колорита, «Корзина», благодаря своему мягкому коричневатому колориту, кажется скорее фреской, чем живописным полотном. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио.
И на ней сам Караваджо, но не в образе победителя Давида, а в образе побежденного Голиафа. Он явно не терпел высокорослых наглецов и всегда был готов помериться с ними силой, к тому же речь шла о беззащитной девушке. В отличие от чуть ли не мистического преклонения маньеристов и работавших в Риме фламандцев перед мелкими деталями Караваджо добивается органичного единства зрительного восприятия, хотя ни одна мелочь не ускользает от его внимания, а кажущиеся незначительными некоторые подробности на самом деле усиливают эффект присутствия, создавая тем самым прочувствованный образ достоверности воспроизведённого на полотне куска реального мира. Им написаны также «Экстаз св.
Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Его хотят убить.
Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Картина называлась «Смерть Марии». По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Но кардинал, эрудит и знаток зооморфизма в мифологии, явно проглядел основное, поскольку отнюдь не обертоны гомосексуализма составляют суть картины. Рисовал с натуры без эскизов. Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу.
«Корзина с фруктами» – первая в истории европейской живописи картина, написанная в жанре натюрморта, вот таким образом Караваджо принято считать основоположником этого жанра. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. А бывало, что для него много часов позировала целая группа натурщиков.
кардинала Маттео Контарелли в ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599–1600) в Риме. Среди картин, которые удивит публика, – Ужин в Эммаусе, Обращение Савла, полотно Положение во гроб, которое почти никогда не покидало стен Ватиканского дворца. Ведь это автопортрет.
Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). За ним охотятся. Свет – главный участник его картин.
Ей не грозит насильственное переселение в злосчастный район Ортаччо, где мыкают горе множество несчастных девиц, страдающих не только от грубости клиентов, но и от постоянных поборов нечистых на руку ненасытных сборщиков налогов, которые не прочь поразвлечься на дармовщинку. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св.
На мече есть сокращенная надпись — «H-AS OS» на латинском языке «Humilitas occidit superbiam». Ответить трудно. В его ранних религ. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные».
Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь.
Однажды, в 1606 году, он стал участником драки. За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Это было как нельзя кстати, поскольку Марио, как обычно, закапризничал и, набив холст на подрамник и наложив грунтовку, наотрез отказался позировать, сославшись на недомогание.
Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. До нач. Но нет, не Караваджо, он реалист и рисует смерть такой какая она есть, без прикрас. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Узнав, что подающий надежды подмастерье решил к нему не возвращаться, Чезари дАрпино рвал и метал, обвиняя Просперино в двурушничестве, а самого Караваджо в чёрной неблагодарности, но его картины оставил у себя в счёт оплаты за постой. Тогда его обвинили в убийстве. Как и всякий здравомыслящий человек, он сознавал греховность некоторых своих поступков, однако не очень-то задумывался над ними, что свойственно многим молодым людям. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани. Эта серия сделала юного (ему не было и тридцати лет) Караваджо первым живописцем Рима. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом.
Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Эта картина, конечно же, повергла в шок не только заказчиков, но и всю общественность. И это самое ценное в картине. В некоторых случаях, Караваджо работал фрагментарно. Он несколько раз попадал в тюрьму.
образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598–99, Нац. Физически, да. С. Петерцано в 1592 уехал в Рим, по дороге, возможно, посетил Венецию. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу.
Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Пик их деятельности пришелся на промежуток с 1500 по 1564 (год смерти Микеланджело), а основным центром стал Рим, куда папа Юлий II приглашал лучших художников, скульпторов и архитекторов, создавших Риму славу новых Афин эпохи классики. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес.
Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно. Её мягкую поступь, лёгкое дыхание и нежное прикосновение рук он постоянно ощущал, когда его лихорадило и мучила жажда, не дававшая заснуть. публике того времени и часто недоступный совр. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
галерея старого искусства, Рим «Жертвоприношение Авраама», 1601–02, галерея Уффици, Флоренция). художник. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку.
Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным.
Личность самого художника была такая же яркая, харизматичная и агрессивная. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. И на всех картинах в образе Голиафа – сам Караваджо.
До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». Но он был на хорошем счету, вот таким образом ему многое сходило с рук. силой отличаются лучшие работы К. этого времени: «Положение во гроб» (1602–04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (ок. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером.
А жив ли он сейчас. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур. образы-аллегории («Концерт», 1595–97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», ок. О судьбе портрета ничего не известно. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём.
Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Легко предположить, что фрукты, лежащие в этой корзине были еще утром куплены на ближайшем рынке, часть из них уже съедена (вот откуда порезанный гранат), а остальные будут съедены после завершения сеанса позирования. Оплачивала все это мать, которая его боготворила. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка.
Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Первое время он, как и многие провинциалы, приехавшие в столицу на заработки и учебу, не имел регулярного источника дохода, недолго проработал в мастерской Джузеппе Чезари — любимого художника папы Климента VIII (впрочем, ушел он не в последнюю очередь от нежелания быть у кого-то в подмастерьях), а кроме того, не понаслышке узнал жизнь улиц, харчевен и ночлежек.
Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. зрителю. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Уникальна и неповторима.
Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Исповедовался он крайне редко, да и то чтобы сделать приятное добрейшему монсиньору Петриньяни. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески). Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593–94 «Больной Вакх», ок. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио.
Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Причина смерти художника остается неясной.
Потом идет нанесение красочного слоя, а затем, очень тонкий слой лессировок, который задает акценты в картине.
иллюстрации к ст. Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физич. Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита – приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. художника-маньериста Дж.
О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Полные поэтич. Так появился «Юный Вакх» (95x85). Уже в этом раннем произведении наглядно видно, как глубоко Караваджо усвоил уроки ломбардской реалистической школы, основанные на научно разработанном великим Леонардо да Винчи методе живописи с натуры, когда все детали тщательно продумываются при выстраивании композиции и точно просчитывается соотношение фигуры и фона.
Чтобы несколько замаскировать откровенную чувственность своих моделей, художник окружает их самыми разнообразными атрибутами – бокалами и графинами с вином и пиршественными венками («Вакх»), музыкальными инструментами («Лютнист», «Музыканты») – всё это позволяло трактовать картины как жанровые сцены, а не просто портреты привлекательных юношей, которых, по всей видимости, Караваджо находил среди своих уличных знакомых. В алтарных картинах «Мученичество св. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья.
Первый слой после нанесения рисунка на холст – это светотональный разбор в подмалевке. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. имя и фам. Но любил ли он её, трудно сказать.
1593, там же), «Вакх» (ок. В окончательном варианте (1602–03) К. добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. Удержу в своих развлечениях он не знал, а алкоголь и вовсе лишал его самообладания. Он работал с натурщиками как режиссер, выстраивая кадр. Она никого не может оставить равнодушным. Увидев ее, священники одной из римских церквей, для которой Микеланджело писал эту картину, отказались забрать заказ.
Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итал. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. Карла Борромея и нар.
А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. 1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи— маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. "Несомненно, "Мальчик с корзиной фруктов" – одна из лучших картин на выставке. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII.
Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Сегодня принято считать, что этого контраста и добивался художник. Некоторое время работал помощником рим.
Романино, Л. Лотто). Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. На него сыплются многочисленные заказы, но внезапно все заканчивается.
Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Несмотря на сильный мороз, который держится в Москве, я отстояла очередь перед входом в музей и посмотрела 11 картин живописца, привезенных из музеев и храмов Италии и Ватикана. Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. Позже он объяснил Караваджо причину отказа, так как с детства сторонился цыган, боясь сглазу. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Это большая радость, – сказала журналистам директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой.
Убив своего соперника во время поединка, он вынужден был покинуть Рим. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Самая ранняя картина из представленных на выставке «Юноша с корзиной фруктов», написанная в 1594 или 1597 году. Однако его глубоко задела чёрствость братьев Чезари, особенно Бернардино, который считался чуть ли не его другом.
Эта картина просто впечатывается в сознание. Картина не была принята единодушно. музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607–08– «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе– в ц. ИоаннаКрестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609– «Погребение св.
Очень часто в такой технике цветовой колорит достигается именно за счет лессировок. Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе.
С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
Кроме того, долгое время сохранялась версия, что это автопортрет художника. Первое время Караваджо сильно нуждался. Пожалуй, впервые в мировой живописи художнику удалось схватить и запечатлеть на полотне непроизвольное движение души и тела, а инстинктивный взмах обеих рук юноши столь порывист, что видно, как приподнялся кверху конец коричневого шарфа, словно на ветру. Каждое произведение К. – это живой фрагмент реальности изображённый с максимальной достоверностью и глубоко пережитый художником, который пытается осмыслить события христианской истории, понять их побудительные причины и претворить свои размышления в пластич.
Несмотря на нищенское полуголодное существование, Караваджо действительно чувствовал себя счастливым, особенно когда ему удавалось выхватить из разноликой уличной толпы нужный типаж. В произведениях кон. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне.
Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Он ценил эти тихие вечера.
Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). В 1607 году перебрался на остров Мальта. В1606, во время игры в мяч, К. в ссоре совершил убийство, после чего бежал из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на о. Мальта, где был принят вМальтийский рыцарский орден. Эхо влияния Караваджо прослеживается даже в работах Рембрандта и Веласкеса, но только в «Мальчике с корзиной фруктов» его неповторимый стиль воплотился во всей полноте, с мерой и гармонией, которую можно найти только в картинах эпохи Высокого Возрождения.
1590-хгг. Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. Что может быть естественнее сочетания юной красоты и свежести модели и свежести фруктов. Позже, в других полотнах художник включает натюрморт в обширные композиции и сюжеты. Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. лаконизм жестов при энергичной лепке пластич. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения.
Он также является новатором в рисовании с натуры. Иногда их считали настолько провокационными, что на выставках их закрывали полотном, а открывали только в самом конце, когда зрители посмотрят остальные произведения. В убийстве обвинили Караваджо. галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602–03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604–05, ц. Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605–08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605–06, галерея Боргезе). Натурализм Караваджо в сочетании с выразительным светом очень хорошо подходил для изображения мученичеств и экстаза (два излюбленных сюжета эпохи барокко).
В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. У обеих корзин много общего: похожий набор фруктов, похожая компоновка (фрукты в окружении листьев). В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его.
Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. Исключение — «Корзина фруктов» (ок.
Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Матфея для часовни Контарелли. формы, подчиняющиеся законам образной драматургии. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Екатерина Александрийская», ок. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде.
Первым крупным церковным заказом К. стал цикл картин для капеллы франц. Он написал натюрморт в чистейшем виде – «Картина с фруктами».
Она потрясает, она ужасает, она невероятно проникновенна, она глубока и страшна. Марфа беседует с Марией Магдалиной», ок. милосердия. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67).
Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595–97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595–97, Эрмитаж, С. -Петербург), «Корзина с фруктами» (1598–1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). Став помощником Караваджо, юный Марио был с ним неразлучен в течение пяти лет, деля со старшим товарищем радость и печаль, успех и неудачу. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Пришлось завести кошку. Третья картина— «Св.
Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5. Вызвала неоднозначные эмоции и даже пошатнула репутацию Караваджо. В 1601 К. написал две картины– «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Успех не заставил себя долго ждать.
В переводе на русский означает: «Смирение убивает гордость». Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Примером может служить известное произведение Караваджо «Юноша с корзиной фруктов» (1653 – 1654 гг. ). Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Микеланджело обвиняли в убийстве. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Независимый характер К. часто приводил его к столкновениям с законом.
На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. Они-то и ввели её в свой порочный круг.
Из всей этой серии меньше всего нарочитости в «Юноше с корзиной фруктов» (1593 г. ): на ней изображен мальчик лет шестнадцати, держащий корзину с горой фруктов. Время было за полночь и так как поступивший больной был в критическом состоянии и не приходил в сознание, ночные сторожа поместили его в подвальном помещении рядом с мертвецкой. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя.
Голиаф – великан и безбожник, Давид – царь иудеев. В Неаполе в 1606–07 он написал для ц. Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (ц. Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Худож. -историч. Сложное и безвыходное психическое состояние Караваджо на лицо.
1598, Институт искусств, Детройт «Св. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника.
Или может он желает смерти. Эти картины неизвестного художника не заинтересовали ценителей живописи и перекупщиков, так как не соответствовали господствующим тогда вкусам, когда эталонными считались картины маньеристов. 1590-хгг. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией. Других натюрмортов Караваджо до нас не дошло, они присутствуют только как вспомогательный элемент на картинах «большого жанра», например на «Ужине в Эммаусе» (1601—1602, деталь). Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо».
Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Но Караваджо это не устраивало, он рисовал людей, реальных людей, реальную жизнь. Известна трактовка полотна как изображение реальности, лишенное символических вымыслов. Если начать внимательно рассматривать корзину с фруктами, которую держит в руках юноша, то в это легко поверить.
Зато ему были ведомы вкусы, наклонности, слабости и пороки простого человека с улицы, а в трактирах на Кампо Марцио он мог видеть таких юнцов, поджидающих клиентов. У левого глаза припухлость от ушиба. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать.
Его работы нравились тем, кто тяготел к новаторству – например, голландцам. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. примера («Св. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно.
Лючии» для ц. Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и«Поклонение пастухов» для ц. Санта-Мария-дельи-Анджели (обе– в Нац. Жизнь завертелась — только поспевай. Итальянский художник. Объявлена награда за голову Караваджо.
Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Микеланджело Меризи, которого стали называть Караваджо по имени небольшого города из которого происходило его семейство, родился в Милане в 1571 году. Он не жилец. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св.
Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. мастеров (Дж. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Караваджо Микеланджело (Caravaggio).
Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Наконец, третья специфическая черта стиля Караваджо — это знаменитый «подвальный» свет. Первое очень часто уподобляется, сравнивается со вторым и в живописи (сцены в садах, на фруктовых рынках) и в литературе: кожа как персик, губы как земляника, щеки как яблоки Только вот объектом восхищения и таких цветистых сравнений всегда выступала женщина.
благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях рим. С ним рука об руку шли драки, разбой, жестокость, скандалы и даже тюремное заключение.
среду Рима. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Падающий извне свет освещает лицо юноши, длинную шею, обнажённое плечо с нарочито выделенной ключицей и рукав белой рубахи, а возможно, накинутую поверх обнажённого тела простыню. Иногда на огонёк заходил монсиньор Петриньяни и приглашал всю компанию к себе вместе отужинать, чем Бог послал. Караваджо с большим мастерством изображает материальные качества предметов: их объем и фактуру, эффекты светотени. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие).
природой, так и метафорич. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями.
Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. Каждый плод, каждый лист изображен так, как будто на картине больше ничего нет: все фрукты, лежащие в корзине, прекрасно видны: персики, три вида винограда, разломанный гранат инжир с лопнувшей кожурой, несколько яблок (одно чуть побитое). Это самая значительная выставка Караваджо, организованная за рубежом.
Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. В период скитаний К. создал ряд выдающихся произведений религ. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам.
В 1593 году Караваджо уезжает в Рим, где сначала работает в мастерской художника Чезари дАрпино, а потом находит себе богатого покровителя кардинала Франческо Мария дель Монте. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», художник прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения.
Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. И вот она. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Тут было над чем призадуматься. Его отец работал мастером-каменщиком, а мать была дочерью финансового чиновника.
реминисценций мифологич. Это была ранняя его работа, выполненная в 1596 году. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Первой такой работой была «Ваза с цветами». Родился 28 сентября 1573 года.
Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца. Сформировался под влиянием сев. -итал. Мария Магдалина», ок.
Естественно, что именно сюда направился семнадцатилетний Караваджо после обучения азам живописи в Милане. Он любил и по борделям прогуляться и в карты сыграть и выпить. Он отвртителен сам себе. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый».
периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Нац. Эта его привычка сохранилась и в дальнейшем. Давид и Голиаф. Один их вид вызывает во рту оскомину. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
В «Призвании апостола Матфея» (см. Характер у юноши был вздорный.
Глядя на его работы даже сложно вообразить, что переживал художник. Караваджо уделял особое внимание тому как свет освещает что бы то ни было, какие эффекты он оказывает. Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Во-первых, это глубоко реалистическая трактовка традиционных сюжетов и образов. Он несколько раз был арестован, вел себя эксцентрично и вызывающе.
Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе. В том же году о картине «Юноша с корзиной фруктов» стали говорить как о выражении Христовой любви, спасающей и дарующей жизнь вечную. Эта мысль, пронизанная величайшей гуманностью и достоверно запечатлённая им на полотне, противоречила устоявшейся традиции и церковным канонам. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. мастерство иллюзионистич. Он смог убежать, что невозможно без помощи людей, наделенных властью и отправился на Сицилию. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю». Первый вариант алтарной картины для капеллы «Святой Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола.
Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.
КАРАВАДЖО (Caravaggio наст.
Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь. Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Ему явно нездоровится, ломота в конечностях.
На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Он выступает посредником между Небом и Землёй. Его характер очень хорошо отражен в его картинах.
Его "Корзина с фруктами", ставшая первым натюрмортом в истории итальянской живописи, поражает реалистичностью изображения и глубиной созданного пространства. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное.
Но он сломлен, повержен. На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. 1596–97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
По заказу того самого кардинала дель Монте Караваджо пишет серию картин, посвященных жизни св. Аннучча была признательна ему за заступничество. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св.