Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей пройдет в пятницу в посольстве Италии в Москве, сообщила пресс-служба посольства. Если учесть, что Караваджо изображает мальчика с розой за ухом, то вполне вероятна правильность такой трактовки. По одной из теорий, моделью был Марио Миннити, компаньон Караваджо и его модель для несколько других картин этого периода начёс, вьющиеся тёмные волосы и поджатые губы выглядят похожими, но на других картинах, таких как Мальчик с корзиной фруктов или Гадалка, Марио выглядит менее женственно. «мальчик с корзиной фруктов» — это первая картина Караваджо и она в полной мере демонстрирует уникальный почерк художника и его способность создавать реалистичные образы.
Помимо Мальчика, укушенного ящерицей на выставке будут представлены 30 работ последователей Караваджо из собрания Фонда Лонги, которые хранятся во Флоренции на вилле основателя фонда – ученого и критика Роберто Лонги (1890-1970).
Она находилась у южного склона Капитолийского холма близ устрашающей Тарпейской пропасти, куда в былые времена сбрасывали приговорённых к смерти предателей. Аннучча была признательна ему за заступничество. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Из написанного удавалось иногда кое-что продать, чтобы поддерживать полуголодное существование и пополнять запас красок, не говоря уж о холсте. Современники описывали Караваджо как неотесанного грубияна, который не заботился о собственном комфорте и достатке: мог спать на улице, ходить в рубище.
Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин.
Оплачивала все это мать, которая его боготворила. Сумев удачно продать работу, Караваджо не изменял своей привычке, считая, видимо, что, потрудившись с толком, он вполне заслужил право немного развлечься вместе с драчуном и выпивохой Лонги.
Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. Караваджо пришлось бежать из Рима. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы.
Его охватило волнение. В переводе на русский означает: «Смирение убивает гордость». В некоторых случаях, Караваджо работал фрагментарно. Как выяснилось, ее заранее «присмотрел» русский император Александр I и поручил директору Лувра приобрести работу Караваджо для эрмитажного собрания. Жизнь завертелась — только поспевай.
Эта работа относится к последним годам жизни художника. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией. Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования.
Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. В непроницаемом взгляде юноши угадывается удивительное душевное спокойствие, которого сам Караваджо был лишён, а потому предпринимал тщетные попытки проникнуть в этот неведомый ему мир.
Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Палач, опускающий голову Крестителя на блюдо в руках Саломки. Зато «Рождество», которое сицилийские мафиози похитили из церкви в Палермо 40 лет назад, до сих пор входит в список ФБР «Главные преступления в мире искусства». Караваджизм). Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Увидев однажды один из таких портретных рисунков сына, маркиза Колонна попросила юного художника подарить ей его на память. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. В результате одного из нападений его лицо было изуродовано.
Он также является новатором в рисовании с натуры. Получив неожиданно удар копытом вздыбившейся лошади, бедняга упал, корчась от боли под смех прохожих, принявших его за назойливого попрошайку, путающегося под ногами. Он выступает посредником между Небом и Землёй. Так, на полотне «Казнь Иоанна Крестителя» он подписался прямо в центре, под лужей крови, которая натекла из отрубленной головы святого, – причем нацарапал свое имя красным.
Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе.
Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Такое изображение стало возможным прежде всего благодаря работе со светом. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини.
Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Чтобы найти картину «Поцелуй Иуды», которую воры украли из Одесского музея, полиция внедрила в круги европейского криминала своего человека, притворившегося подпольным коллекционером.
Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. Всего за ним насчитали три точно доказанных трупа. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл.
Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой». Один их вид вызывает во рту оскомину. Зато несколько лет спустя – и это достоверно известно – он ввязался в ссору во время игры в мяч и убил противника на дуэли. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Она скорее смирилась с порочной жизнью из которой уже не в силах вырваться, о чём говорит её скупая слеза по щеке.
Объявлена награда за голову Караваджо. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь.
Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. И вот она. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения.
А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе.
И это самое ценное в картине. Рисовал с натуры без эскизов. Картина не была принята единодушно.
Эта картина, конечно же, повергла в шок не только заказчиков, но и всю общественность. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании. Чтобы вызвать жалость в сердце рассердившегося покровителя, Караваджо написал картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя» изобразив отрубленную голову на блюде как свою собственную. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете.
Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». Сама ящерица остается в тени и там же, на темном фоне, Караваджо рисует чудный натюрморт из прозрачного бокала с цветком розы в нем и рассыпанных на столе ягод. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24.
Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Уникальна и неповторима. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати.
Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Он никогда не был женат и детей не оставил. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал.
Успех не заставил себя долго ждать. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. Зато доподлинно известно, чем обернулась для него роковая встреча с задиристым братцем так полюбившейся ему робкой монахини. Он работал с натурщиками как режиссер, выстраивая кадр.
Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. За Караваджо охотились наемные убийцы, подосланные кем-то могущественным, кому он нахамил. Собратья-крестоносцы с трудом скрутили кутилу и заключили в крепость. В убийстве обвинили Караваджо.
Но поскольку писались они в монастырском госпитале, можно предположить, что темой их была борьба со смертью, желание во что бы то ни стало выжить. Другой его известный автопортрет – в образе «Больного Вакха», явно страдающего от похмелья. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах.
Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Сложное и безвыходное психическое состояние Караваджо на лицо. Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. А было ли ему свойственно такое чувство. Голова Иоанна Крестителя кажется совсем живой и словно желающей еще что-то сказать всем присутствующим. Он пользовался колоссальной популярностью и считался главным художником своего времени.
Другой его известный автопортрет – в образе «Больного Вакха», явно страдающего от похмелья. За ним охотятся. Как и многим другим известным картинам, «Юноше с лютней» не суждено было остаться в одних руках. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей.
Но любил ли он её, трудно сказать. Фигуру Иисуса почти полностью закрывает Пётр – лишь голова и рука ярко выделены на тёмном фоне. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. Потом убил кого-то еще, ранил полицейского Караваджо постоянно скитался по Италии. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться.
С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. В трудные дни его семья вынуждена была распродать коллекцию живописи и «Юношу» продали на аукционе в Париже. Убил ли в юности Караваджо человека – до сих пор не доказано. Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно.
Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Его работы нравились тем, кто тяготел к новаторству – например, голландцам. Все это тоже известно из протоколов.
Пришлось завести кошку. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо.
К ним приковано всё внимание — надо признать, в ущерб дальним планам из-за нарушения представления о единстве и непрерывности пространства. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. Караваджо постоянно скитался по Италии. Он никогда не был женат и детей не оставил. И на всех картинах в образе Голиафа – сам Караваджо.
Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка. Им написаны также «Экстаз св. Но нет, не Караваджо, он реалист и рисует смерть такой какая она есть, без прикрас.
Картина написана в конце 16-го века. Она никого не может оставить равнодушным. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время.
Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Она потрясает, она ужасает, она невероятно проникновенна, она глубока и страшна. Караваджо написал красивый портрет магистра ордена в доспехах, за что получил деньги, а также столь необходимую ему «крышу» – его приняли в члены ордена. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Чтобы найти картину «Поцелуй Иуды», которую воры украли из Одесского музея, полиция внедрила в круги европейского криминала своего человека, притворившегося подпольным коллекционером.
Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни.
Он и «раскрутил» воров в Берлине на продажу краденого полотна. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Их арестовали, а картину на официальной церемонии в 2010 году передали Януковичу. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке.
Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Причина смерти художника остается неясной.
Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. А бывало, что для него много часов позировала целая группа натурщиков.
А официанта в кафе избил за неправильно приготовленные овощи. Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. Но ничего до сих пор не доказано – инквизиция в ту пору не давала распускаться. Картина «Лютнист» является не только очень живописной и реалистической, но и символической. Род существует до сих пор.
И на ней сам Караваджо, но не в образе победителя Давида, а в образе побежденного Голиафа.
Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Он и «раскрутил» воров в Берлине на продажу краденого полотна.
В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю». Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом.
Отец мальчика был зажиточным архитектором. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Однажды, поссорившись с квартирной хозяйкой (наверное, она попросила плату за прошедший месяц, вот глупая женщина), закидал ее окна камнями и спел под ними непристойные песни.
Одно из беспорядочных метаний (кстати, подозревают, что Караваджо страдал и от паранойи) завело художника на Мальту, которой тогда владел орден рыцарей-иоанитов. Физически, да. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала.
И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Первой такой работой была «Ваза с цветами». Эту картину можно рассматривать как вызов, смело брошенный молодым художником официальному искусству идеологи которого исключали всякую возможность изображения жизни городских низов в их грубой неприглядности, что, по их мнению, недостойно внимания любого уважающего себя мастера, призванного создавать произведения, пробуждающие добрые чувства и ласкающие взор красотой.
Пожалуй, впервые в мировой живописи художнику удалось схватить и запечатлеть на полотне непроизвольное движение души и тела, а инстинктивный взмах обеих рук юноши столь порывист, что видно, как приподнялся кверху конец коричневого шарфа, словно на ветру. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Но он сломлен, повержен. Но именно в этом заключалось его сила, его энергия: Караваджо не боялся сцен насилия и крови, святых рисовал с немытыми ногами и бородавками, а для Марии Магдалины ему позировала настоящая проститутка. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке.
Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Вместо идеализации образа, привычной для религиозных сюжетов, Караваджо рисовал героев своих полотен с максимальным натурализмом.
Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой.
Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Что касается упомянутого рисунка, то если бы Караваджо мальчиком увидел и запомнил его, во что верится с трудом, невыразительность фигуры укушенного раком плачущего ребёнка, написанного художницей на бумаге углём и мелом, никак не могла бы заинтересовать столь темпераментную личность, как Караваджо с его открытой неприязнью к статичности любого изображения. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Потом он направился на Мальту, продолжал там работать.
«Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба». Личность самого художника была такая же яркая, харизматичная и агрессивная. Голиаф – великан и безбожник, Давид – царь иудеев. О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд. Так появился «Юный Вакх» (95x85).
Всего, как уже говорилось, существует три полотна на эту тему. Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Эта картина существует в трёх вариантах.
Его характер очень хорошо отражен в его картинах. Он славился непростым характером, слолжностью восприятия, необузданными эмоциями. По свидетельствам современников, художник настолько обнищал, что ходил в обносках с чужого плеча, предложенных из сострадания кем-то из товарищей по цеху. Их отношения стали более доверительными и близкими после одного скандала, чему он стал очевидцем и невольным участником. Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо.
Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья.
1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. У левого глаза припухлость от ушиба.
Послед одного из таких инцидентов Павел V объявил художника «вне закона», то есть его мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Их арестовали, а картину на официальной церемонии в 2010 году передали Януковичу.
Повстречав как-то художника на одном из вернисажей и поинтересовавшись его ближайшими планами, банкир посулил ему стол, кров, а главное полную свободу действия и мастерскую в новом дворце на холме Целий. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Удержу в своих развлечениях он не знал, а алкоголь и вовсе лишал его самообладания. Кое-кто из знакомых дАрпино изъявил желание приобрести работу безвестного мастера, поражавшую своей оригинальностью и свежестью взгляда на мир. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения.
Первый владелец картины кардинал дель Монте утверждал, показывая гостям новинку своей коллекции, что её сюжет напрямую связан с греко-римской мифологией, согласно которой ящерица — не что иное как символ мужского члена30. Для картины «Смерть Марии» он взял труп утопленницы и изобразил на картине мертвую Деву Марию так, как выглядит труп в реальной жизни, хотя по всем канонам Возрождения он должен был изобразить девушку, которая просто спит. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Всего за ним насчитали три точно доказанных трупа.
Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. С ним рука об руку шли драки, разбой, жестокость, скандалы и даже тюремное заключение.
Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь. На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками.
Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». Зато «Рождество», которое сицилийские мафиози похитили из церкви в Палермо 40 лет назад, до сих пор входит в список ФБР «Главные преступления в мире искусства». Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев.
Тут было над чем призадуматься. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597).
Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Он мог так сидеть часами. На мече есть сокращенная надпись — «H-AS OS» на латинском языке «Humilitas occidit superbiam».
Её жестокие нравы в борьбе за выживание были хорошо известны Караваджо и он их познал на себе, когда оказывался зачинщиком и участником потасовок на улице или в игорных заведениях, в ходе которых особенно ярко проявлялся его необузданный нрав. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. Ответить трудно.
Характер у юноши был вздорный. Но Караваджо это не устраивало, он рисовал людей, реальных людей, реальную жизнь. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась.
Вторая находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен (100126, 5 см). Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника.
Так, на полотне «Казнь Иоанна Крестителя» он подписался прямо в центре, под лужей крови, которая натекла из отрубленной головы святого, – причем нацарапал свое имя красным. В результате одного из нападений его лицо было изуродовано. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Один из них находится в Эрмитаже.
А жив ли он сейчас. Первая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург (Холст, масло. Но он был на хорошем счету, вот таким образом ему многое сходило с рук. Он отвртителен сам себе.
Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Чтобы вызвать жалость в сердце рассердившегося покровителя, Караваджо написал картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя» изобразив отрубленную голову на блюде как свою собственную.
Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные».
Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Прекрасное лицо Саломеи повернуто в сторону, ее глаза полны страдания: совет матери Иродиады выбрать именно такую награду вылился в слишком страшное действо.
Но на родине Микеланджело было непросто пробивать себе дорогу. Он злодей. Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. Контрастная светотень отчетливо высвечивает правую сторону лица испуганного ребенка, а также плечо и руку, которую укусила ящерица. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях.
Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
Свет – главный участник его картин. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. Третья находится в Англии, на усадьбе Бадминтон-Хаус (96121 см).
Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. Его терзает мучение, совесть. Так 209 лет назад, в 1808 году, картина оказалась в Санкт-Петербурге. Герой Караваджо— человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога. Ведь это автопортрет.
Несмотря на нищенское полуголодное существование, Караваджо действительно чувствовал себя счастливым, особенно когда ему удавалось выхватить из разноликой уличной толпы нужный типаж. Кстати, в фильме «Караваджо» (1986) роль возлюбленного художника играет. Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу.
Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана. Но ничего до сих пор не доказано – инквизиция в ту пору не давала распускаться. Неравнодушный к изящным искусствам старый прелат предоставил в распоряжение Караваджо и его помощника комнату для жилья, а для работы предложил использовать тёплый сухой подвал, служивший когда-то для хранения окороков, подвешиваемых на крюки к сводам потолка и дозревания кругов овечьего сыра. Глядя на его работы даже сложно вообразить, что переживал художник. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал.
Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Позже он объяснил Караваджо причину отказа, так как с детства сторонился цыган, боясь сглазу. Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры.
Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Караваджо был простым каменщиком. Эта картина просто впечатывается в сознание. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок.
«Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. На всех изображённых на картине дарах земли, как и на самом Вакхе, лежит печать хвори источаемой изнутри червём. Караваджо сумел хитростью сбежать и оттуда, но остров ему пришлось покинуть. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция». Несмотря на нанесённую обиду, а такое им никому не прощалось, Караваджо вынужден был остаться в ненавистной мастерской, горя одним лишь желанием утереть нос зарвавшемуся наглецу Чезари, как только представится подходящий случай. Он её заслужил.
Он не жилец. Кстати, в фильме «Караваджо» (1986) роль возлюбленного художника играет Шон Бин. Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе.
Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Давид и Голиаф. Поза у Вакха неудобная. Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо». Cогласно сохранившейся описи 1605 года, среди его инструментов было обнаружено зеркало. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко.
Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой». Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. О судьбе портрета ничего не известно. Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно.
Или может он желает смерти. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное.
Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. 94119 см). Он несколько раз попадал в тюрьму. В убийстве был обвинён Караваджо. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее.
Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Вызвала неоднозначные эмоции и даже пошатнула репутацию Караваджо. Почти полгода молодой организм боролся со смертью и благодаря уходу врача и сиделок дело постепенно пошло на поправку. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне.
Его хотят убить. Интересно, что обнаженной женской плоти в его картинах почти нет, а вот красивых полуголых юношей – полно. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани.
Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Он жил на съемных квартирах. За Караваджо охотились наемные убийцы, подосланные кем-то могущественным, кому он нахамил. Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо.
Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур. Потом убил кого-то еще, ранил полицейского. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник.
А покровители Караваджо были очень нужны, т. к. Он несколько раз был арестован, вел себя эксцентрично и вызывающе. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка.
Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью».
Он ценил эти тихие вечера. Убил ли в юности Караваджо человека – до сих пор не доказано. В 13 лет Микеланджело переезжает в Милан и начинает учиться живописи.