Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Внёс большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Перед нами мрачная комната. ОбликХриста почти лишён следов физических страданий.
Матфею, написанных для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме (1599–1602). А теперь обо всем по порядку. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Это не удивительно, учитывая, что в начале XVII века церковные картины и фрески находились в центре внимания и вызывали пристальный интерес не только у духовенства, но и у всех любителей живописи, вот таким образом каждый стремился увидеть новые работы живописцев.
Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. После драки, в которой Караваджо убил человека, Папа Римский объявил Микеле вне закона. Вскоре художник тяжело заболевает, но чудесным образом поправляется и, практически сразу же пишет картину «Маленький больной Вакх» (1953 год, Галерея Боргезе, Рим), которая является его вторым автопортретом. Старательный ученик. Ее прошлое изорванными украшениями валяется на полу, а будущее только приходит к ней.
«Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5. Уже в ранних творениях Караваджо видна рука непревзойденного мастера жанровой живописи. Автор исключительных по драматической силе религиозных композиций (Положение во гроб, ок. Караваджо, «как неприкаянный, бродил по берегу под нещадно палящим солнцем, стараясь увидеть в море хоть какое-то судно» и, в конце концов, «дошел до какого-то места на пляже, где свалился с лихорадкой, через несколько дней умер так же плохо, как, собственно и жил». Картина не была признана заказчиком из-за реалистической трактовки сцены).
Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский художник. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). После таинственной гибели в 1579 году отца семейства (мертвое тело Фермо Меризи со связанными руками и карманами, полными камней, было выловлено рыбаками из ближайшего к Караваджо озера) материальное положение несколько ухудшилось. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо.
Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. В результате его арестовали. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Больше того – масло, в сравнении с темперой, усиливало эффекты светотени.
Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Он видел красоту там, где ее по всем канонам не могло быть. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. (маньеризм и академизм). Интересно, кому направлено это признание.
Жизненный путь живописца вполне достоин отдельной захватывающей книги, в которой творческие взлеты и достижения соседствуют с дуэлями и погонями, а за посвящением в рыцари следуют тюрьма, побег и скитания по разным городам Италии. В возрасте четырех лет будущий художник остался без отца, умершего от тифа. Печальное событие произошло в конце весны 1606 года. Мечтательное лицо лютниста, томность в его взгляде, все говорит о том, что молодой человек уносится в воображении в свой глубокий внутренний мир. На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою.
К этому же периоду относится картина «Иоанн Креститель», на создание которой живописца вдохновили фигуры обнаженных юношей Микеланджело из Сикстинской капеллы. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» (1600). В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни.
Есть люди, ускоряющие обычный ход вещей и даже историю цивилизации. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Филиппо I Колонна. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св.
1593, Уффици), «Гадание» (ок. Чуть в стороне от героини стоит в ожидании пожилая служанка.
И настало утро. Однажды, в 1606 году, он стал участником драки. В искусстве Западной Европы, можно назвать имя Караваджо.
XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены какнезатейливые бытовые сцены. Композиция картины показывает нам умирающую Марию. Учился в Милане (с 1584). Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.
Его юноши далеки от героического идеала красоты эпохи Возрождения. Картина «Отдых на пути в Египет» ярко демонстрирует одновременно и принятие и отрицание традиций религиозной живописи. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. 1597г. ). По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и в городке Порто дЭрколе умер от лихорадки в возрасте 38 лет. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. Фигура ангела, несмотря на крылья за его спиной, не парит, а как бы припадает к земле. Умолял Папу Римского о помиловании и разрешении вернуться в Рим. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники.
Выдающимся произведением Караваджо является цикл полотен, посвящённых св. В 1607 году перебрался на остров Мальта.
Я не вижу здесь ничего, кроме копирования стиля Джорджоне. ». Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Три из них погибли через двести лет при землетрясении, вместе с церковью SantAnna dei Lombardi (сохранилась лишь копия фламандского художника с картины «Воскрешение»). Караваджо представил это событие как трагедию: апостолы, окружающие ложе Марии, погружены в скорбь, а Её облик заставляет думать не о блаженном вознесении на небеса, а о страдальческой жизни и тяжёлой, мучительной смерти. Каштановые волосы Богоматери контрастируют со светло-рыжими локонами Младенца Иисуса. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что рсонажи картины редают тело Христа тому, кто в данный момент стоит ред ней). Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Одна из дуэлей закончиласьсмертью противника. В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек.
Продолжателей такой манеры живописи называют «караваджистами». Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Из того же источника известно, что Караваджо «усердно занимался» в Милане, но «время от времени допускал экстравагантные выходки, вызванные его пылким темпераментом». Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный. Первое время Караваджо сильно нуждался. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело. В числе этих художников были Ян Брюгель, Франс Поурбус и Рубенс.
Христос, властно призывающий Матфея следовать за ним, наделён автопортретными чертами. Он пишет «Юдифь и Олоферн», где изображает момент отрубания головы Юдифью ассирийскому тирану Олоферну. John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. Так, в 1602 году Караваджо создал алтарный образ «Святой Матфей и ангел», отвергнутый церковными функционерами как «недостойный и неприличный».
Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола — ярко освещены. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника.
Для ее произведений мифологическая тема составляет не внешний повод, не обрамление, не смысловую параллель к воплощаемому образу, а непосредственную основу этого последнего. Но при этом он успевал создавать великолепные произведения. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа.
Нет, это наоборот наслаждение красотой молодого тела. Точное место рождения Микеланджело не установлено. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы (Лютнист, около 1595 Игроки, 1594-1595).
Мытари (сборщики податей), одним из которых был Матфей, предстают не добропорядочными чиновниками, а сборищем разбойников, делящих добычу. 1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Микеланджело оказался из той категории детей, которым просто необходима «твердая рука». 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. Нет, так проститутки не раскаиваются в грехах, так они набирают новых клиентов.
Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа ред распятием). Первой из числа величественных алтарных композиций нового типа явилось ватиканское «Положение во гроб» 1602-1604 годов, предназначавшееся для одного из новейших барочных храмов Рима – церкви Санта-Мария-ин-Валличелла (Кьеза Нуова). После долгих месяцев скитаний художник обнаруживается на Мальте: 1607-м годом датирован портрет Алофа де Виньякура, великого магистра Мальтийского ордена.
Она с готовностью держит льняную салфетку, чтобы завернуть в нее голову жертвы. Микеланджело обвиняли в убийстве. Правда, титул, дарованный художнику, звучал как «кавалер за заслуги» и давался тем, кто не имел знатного происхождения. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца.
Другие настаивают на том, что будущий художник появился на свет в столице Ломбардии, где его отец якобы состоял на службе у герцогов миланских. Третья картина — «Св. В Неаполе Караваджо создал один из самых знаменитых своих шедевров – «Семь дел милосердия», картину иллюстрирующую эпизод из Евангелия, в котором Иисус перечисляет «дела для милосердия». Караваджо сразу отказался писать традиционные сцены распятия и мученичества. Картина «Бичевание Христа» предназначалась для семейной капеллы (церковь San Domenico Maggiore) и тоже была оплачена огромной суммой. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.
Караваджо (Caravaggio) (настоящая фамилия – Меризи Merisi) Микеланджело да (1573-1610) итальянский художник. Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606) – это монументальные полотна, обладающие исключит, драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-01, церковь Санта-Мария дель Пололо, Положение во гроб, 1602-04, Пинакотека, Ватикан, – все в Риме Смерть Марии, около 1605-06, Лувр).
Сюда стягивались отбросы общества со всей Европы, мечтавшие поймать удачу за хвост. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. В Милане онвоспринял реалистические традиции североитальянского искусства. По замечанию Беренсона, в этом произведении Караваджо ощущается «всеобщая потребность в нововведениях», желание разрушить условности.
Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). В «Уснии Богоматери» (1605--1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Кстати, за один из таких сонетов он даже отсидел в тюрьме половину сентября 1603 года. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.
Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, в котором художник родился 28 сентября 1573.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Ранний этап его искусства вот таким образом в наибольшей мере насыщен противоречивыми устремлениями. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) -- встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены.
Это означало смертный приговор. Меризи бежал на юг, в Неаполь. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. В «Призвании апостола Матфея» событие Священной истории происходит в тёмном полуподвальном помещении. Оставшиеся четыре года своей жизни он провел в изгнании. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609).
Этот живописный ансамбль был самым большим из всех выполненных, в жизни художника. Рыцари официально исключили художника из ордена.
Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Его творчество вызывало ожесточённые споры, неистовые восторги и проклятия. Здесь художник провел следующие три года.
2. В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. (маньеризм и академизм). После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Но тем самым Караваджо неизбежно сближается с традиционной, органической поэтикой мифа в живописи, с издавна устоявшимися приемами образного воплощения. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600- 1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма.
Тогда его обвинили в убийстве. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
Они долго беседовали. 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). (одна из них погибла в 1945 г. ). "Смерть Марии", ок. Свидетельством переживаемого мастером творческого подъема помимо высоких художественных достоинств его работ может служить его неистовая работоспособность, сделавшая возможным одновременное возникновение капитальнейших полотен для двух циклов – Контарелли и Черази (включая дополнительные варианты взамен непринятых картин) – и других выдающихся произведений. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
В июле 1593 года кардинал рекомендовал Караваджо семейству Крещенци и художник получил заказ росписи капеллы в церкви под названием «San Luigi dei Francesi». Его слава росла, хотя далеко не все воспринимали творчество Караваджо с однозначным одобрением. Произведения художника Караваджо и в самом деле существенно отличались от общепринятых в то время образцов живописи. В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. Их возмутило то, что апостол и Мария изображены как простые люди, без божественного трепета. Художник впервые воспел романтику опасных приключений в разбойничьем мире. Это заставляло его браться за любую работу. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь.
Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. «погребное освещение» изобретённое Караваджо).
По счастью, покровители и друзья не бросили художника в беде. Родился 28 сентября 1573 года. Но сказывается и двойственность натуры художника – в тех же произведениях очень заметна и удовлетворенность автора своей явной непохожестью на других людей, зато напрочь исчезли беззаботность и ирония. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Лучии, 1608 г. ).
Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Возникло в Риме как альтернатива академизму братьев Карраччи. Смерть Марии, ок. Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований прошел этот художник. Было ему всего 37 лет. В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Моделью для Юдифи также послужила Филиса Меландроне.
Детские годы. Картина «Призвание апостола Матфея», выполненная несколькими месяцами позже и установленная в капелле рядом с композицией «Мученичество», дала дальнейшую пищу для разговоров. Фоном для полотна «Погребение святой Лючии» художнику послужил вход в знаменитые местные пещеры Латомии, выбитые еще древними греками. Им написаны также «Экстаз св. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Изображение человеческого тела во всей его естественности, упрямое преклонение перед правдой жизни далеко не всегда способствовали взаимопониманию живописца с заказчиками.
Микеланджело да Караваджо (итал. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). В 1592—1594 гг.
переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Его конкуренты не стали медлить с критическими суждениями.
Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы.
В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Это произведение следует расценить как первую попытку объединить присущее Караваджо чувство реальности с торжественной представительностью, своего рода «репрезентативным драматизмом», столь характерным для сложившейся в этом столетии концепции алтарной картины. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. перебрался на остров Мальта. Лучии, 1608 г. ).
Иисус называл его величайшим из пророков.
1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Для караваджизма характерны демократизм художественных идеалов интерес к непосредственному воспроизведению натуры, драматизация изображения с помощью контрастов света и тени, стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов, крупные планы, монументализация жанровых мотивов (сцен с гадалками, музицирующими персонажами и т. д. ) и, напротив, бытовая трактовка религиозных и мифологических сюжетов. В «Успении Богоматери» (1605—1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета.
Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков.
Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Он несколько раз попадал в тюрьму. Лучии", 1608 г. ). В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Караваджо и Рануччо Томассони, молодой человек из известной семьи, не поделили римскую куртизанку Филлиду Меландрони.
Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) (1573-1610) итальянский художник. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. В первой из них будущий апостол Павел, а пока еще гонитель христиан Савл изображен в тот момент, когда он услышал глас Божий и, пораженный, упал с лошади.
В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Согласно церковной традиции изображение усния (смерти) Богоматери должно нести в себе радость -- ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Искусство Караваджо привлекает нас большой художественной выразительностью, глубокой правдивостью и гуманизмом.
Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную вырази- тельность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Милан всегда был центром торговли в северной Италии. Караваджо решительно берется за создание полотна, устроившись в подвале дома Валентина, чтобы как можно быстрее закончить это тяжелое для него задание.
Его картины отличало повышенное чувство материальности, эмоционального напряжения, лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). 1596, ранее в коллекции Скьярра).
Начиная с 1600, времени его наивысшего творческого подъема имя Караваджо стало появляться в протоколах римской полиции. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Впервые в живописи был выхвачен и зафиксирован миг движения. Выйдя из тюрьмы, Микеле продолжал драться, ходить по кабакам играть в карты. В этом столько показного, столько кокетства и желания привлечь мужское внимание. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства».
Полотно «Успение Марии» должно было стать самым большим в алтаре капеллы. Полотно Джампетрино меньше всего напоминает изображение раскаявшейся грешницы. В 1610г., рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим.
Средствами субъективно интенсифицированной, направленной световой оптики («света во тьме») его живопись, ориентированная на прямое воспроизведение натуры, сливает воедино созерцание – характерное для специфики статических искусств, устремленное на «покоящуюся сущность» (А. Г. Раппапорт), допускающее лишь духовную «причастность» воспринимающего субъекта – и зрелище, порождающее более непосредственную, театральную по своей природе, реакцию «соучастия» («эффект присутствия», составляющий сущность искусства сцены). 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Предположительно, в начале 1592 года Караваджо прибывает в Вечный Город и становится помощником какого-то малоизвестного художника, но уже в следующем году он попросту сбегает из мастерской, не забыв, впрочем, прихватить мешочек золотых монет – как бы в виде «выходного пособия» далеко убежать не удалось: у городских ворот Рима художника настиг тяжелый приступ малярийной лихорадки. На картине, хранящейся в Эрмитаже можно прочесть интригующую надпись на изображенной художником партитуре: «Voi sapete chio vаtо» («Вы знаете, что я Вас люблю»).
В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. 1595г. ), пугаются укуса ящерицы («Мальчик, укушенный ящерицей», ок. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-93, Уффици). 1. 14 июля 1608 года становится рыцарем Мальтийского ордена, принеся клятву перед алтарём, который сам и расписал в период послушничества. Еще болееорганично соединяет он подчеркнутоплебейский облик персонажей и глубинудраматического пафоса в скорбно-торжественныхалтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и«Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавшихвосхищение молодых художников, в томчисле Рубенса (по его настоянию «УспениеМарии», отвергнутое заказчиками, былокуплено герцогом Мантуи).
Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. Именно в больнице он написал «Больного Вакха», одну из самых известных своих картин, которая считается автопортретом Караваджо. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
Бунтарь и одиночка, Караваджо не принадлежал к цеху мастеров, не состоял на придворной службе. Шире стал образный диапазон его решений, разнохарактернее их стилистика, разнообразнее типологические формы и сама проходящая сквозь его искусство проблема «миф – реальность», хотя и разрешается в направлениях, предуказанных главными тенденциями его творчества прошлых лет, предстает теперь в большем числе образных вариантов.
Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. 1605-1606 гг. ).
Образ старой служанки был создан Караваджо под впечатлением от «Головы старика» Леонардо да Винчи. Во второй картине этого цикла — «Мученичество св. Скорее всего, причина переезда будущего художника в столицу Ломбардии была иной. В 1593 году друг Онорио посоветовал Караваджо переселиться к академическому художнику Джузеппе Чезари имевшему прозвище «Кавалер дАрпино» и пользовавшемуся благосклонностью римского папы. Большой любовью в Риме пользовались копии работ Микеланджело и Рафаэля.
Там он продолжал работать над крупными заказами его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Ведь речь в нём идет именно о главном сборщике податей, начальнике мытарей, контролирующем сбор налогов.
Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Картина «Мученичество апостола Матфея» покоряет, прежде всего, реалистической достоверностью, эмоциональной насыщенностью и предельной убедительностью образов.
религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервыесосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторонусобытия. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
Картина писалась для римского храма СантаМария делла Валичелла. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). «Положение во гроб» — одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. 1593, там же), «Вакх» (ок. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году. Так называемые «картины для мольберта», ценимые римскими коллекционерами, практически отсутствовали и именно их начал писать Караваджо.
В алтарных картинах «Мученичество св. Во второй картине этого цикла — «Мученичество св. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. В «Уснии Богоматери» (1605--1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета.
Из уличного мальчишки получился на редкость способный и трудолюбивый ученик. и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Точной причины драки так никто и не узнал.
Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Караваджизм).
Впоследствии эту манеру письма назовут «кьяроскуро» – противопоставление света и тени, а сам Караваджо получит посмертную славу крупнейшего мастера барокко и реформатора живописи. Но все же не до такой степени, чтобы можно было говорить о нищете, «вырваться из которой так мечтал юный Меризи и потому отправился в Милан», как утверждал биограф Карел ван Мандер (15481606). Его раны воспалены, сам он страдает от лихорадки.
Поначалу он бедствовал, работал по найму. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески). Лучии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Он очнулся в госпитале для бедных, принадлежащем благотворительному обществу Санта Мария делла Конзолационе, – «среди прокаженных и умалишенных», как пишет ван Мандер.
После окончания работы для Крещенци на Караваджо буквально посыпались заказы. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что рсонажи картины редают тело Христа тому, кто в данный момент стоит ред ней). Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Последние годы. И продолжал много работать.
Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик». 1593, там же), «Вакх» (ок. Прямое, непосредственное видение «куска действительности» с сильнейшим акцентом на его живой достоверности не могло не вступить в противоречие с обязательным прежде облечением образов в мифологическую форму, поскольку такая мифологизация уже изначально несла в себе признаки тематического обобщения, возвышения образа над единичным и преходящим. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Однако после работы над «Бичеванием Христа» Караваджо покинул Неаполь, не проведя в этом гостеприимном городе и года и отправился на Мальту.
Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Гениальный художник и обольстительный молодой человек из кардинальского окружения в душе оставался драчливым уличным мальчишкой. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.
Искусство Караваджо – очень сложный комплекс творческих тенденций и результатов. Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище). Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Учился в Милане (1584-88).
Постигая «правду жизни «. История умалчивает о мотивах его переезда. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Караваджо отлично усвоил этот урок.
Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок. В общей сложности он написал четыре полотна, но два первых наследники Черази (к тому времени умершего) отвергли, сочтя картины чересчур смелыми. Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. В алтарных картинах «Мученичество св.
В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Тогда же мать отдала его в мастерскую ученика Тициана Петерцано. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 переехал в Рим, который к концу 16 в. стал художественным центром не только Италии, но и всей Европы. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Работы М. Караваджо утверждают бытовой жанр, они рассказывают о простых людях, но выполнены в «высокой манере» значительно и монументально.
Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет).
Он начинает монументальное произведение «Экстаз святого Франциска». Изначально художник изобразил Юдифь с обнаженной грудью, но впоследствии, был вынужден «прикрыть» её корсажем. Но здесь надпись, сделанную его рукой, до сих пор ни у кого не получилось прочесть. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Здесь же Караваджо написал и «Мадонну дель Розарио».
Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В алтарных картинах «Мученичество св. Учился у Симоне Петерцано в Милане. Основоположник реалистического. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим.
Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Наемники, проститутки, воры, убийцы — их девизом была фраза «Нет надежды — нет страха».
Картина называлась «Смерть Марии». Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. После этого художник жил и работал в Неаполе, на Мальте, Сицилии. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Несмотря на то, что Микеланджело удалось скрыться с места преступления, суд по данному делу все же состоялся, даже без участия обвиняемого.
В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Согласноцерковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себерадость — ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христомна небесах. Живопись Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
Именно Сципионе Боргезе купил у него картину «Давид с головой Голиафа», на которой в виде отрубленной головы художник изобразил самого себя – в надежде, что римские власти оценят это, как полное раскаяние. Один из его биографов сообщает, что художник из Неаполя собирался направиться в Рим, чтобы попросить папу о помиловании, но во время остановки в Порто Эрколе «испанская гвардия, ожидавшая другого кавалера, по ошибке арестовала его, но затем отпустила». Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Служащий фоном пейзаж обрамляет всю композицию. Около 1590 приехал в Рим.
Как бы старался юный Меризи доказать всем, что его «увлечение искусством – всего лишь потакание материнской прихоти» и скоро он найдет себе более достойное занятие, чем «рисовать картины», живопись, тем временем, занимала его все больше и в конце концов поглотила целиком. И результат его работы был поразительным. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом.
Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Другие картины изображают карточных шулеров («Игроки в карты», 1594–95), цыган («Гадалка», 1594), бродяг, разбойников. Бруно оказал на него большое влияние. Третья картина— «Св.
Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей и говорит ему: следуй за Мною». Работал в Риме, Неаполе, на островах Мальта, Сицилия.
(маньеризм и академизм). Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
Они подчас женственны и капризны («Вакх», ок. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Картины Караваджоотличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта.
Пройдя за неполных четыре года путь от «Юноши с корзиной фруктов» до «Игроков в карты», художник словно бы исчерпывает ресурсы жанровой картины, отпущенные ей в этой фазе эволюции. Но в общей перспективе эпохи травестийный подход к мифологической теме был важным открытием: здесь положено начало одной из важных образных линий в мифологической поэтике Веласкеса, давшей себя знать в целой череде его прославленных созданий, от «Вакха» до «Венеры с зеркалом». В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Первым автопортретом Караваджо считается картина «Музыканты» (1595 год, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), на которой художник изобразил себя вместе с ещё двумя молодыми музыкантами и Амуром заднем плане. Согласно церковной традиции изображение усния (смерти) Богоматери должно нести в себе радость -- ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах.
Подчёркнуто простонародный облик персонажей и скорбное величие отличает алтарные картины «Положение во гроб» (1602–04) и «Успение Марии» (1605–06). Сейчас мы доподлинно знаем, что полотно художника «Мальчик, укушенный ящерицей» (около 1954 года, Национальная галерея, Лондон и, второй вариант, Фонд Лонги во Флоренции) было создано в период его проживания у монсеньора Пуччи. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.
Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней). Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. В мальтийский город Ла Валетта Караваджо прибыл, очевидно, в середине 1607 года. Другой писатель XVII века, Джованни Беллори, предположил в сборнике биографий художников, что переезд Караваджо в Рим был связан не только с творческими устремлениями, но отчасти с его «несдержанным нравом, повлекшим неприятности из-за которых он был вынужден покинуть Милан». 1593г. ), поют томные песни («Лютнист», ок.
Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Художника арестовывали еще не один раз – за дебоши в тавернах, за драки, за нелегальное ношение оружия, за избиение собственной натурщицы Созданный легендами образ Караваджо практически исключает его близость с женщинами – гораздо больше художника интересовали юные «вакхи», да и в его картинах очень заметно восхищение мужским телом, даже на самых религиозных и трагических полотнах. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства».
Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.
Вместо двойной системы образных соответствий, которую мы могли наблюдать в «Вакхе», в созданиях этой линии возникает синтез более однородного порядка. 1593г. ), любуются собой («Юноша с корзиной фруктов», ок. Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века.
Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Надо заметить, что Караваджо «задевал» не только чувства своих заказчиков, но и абсолютно конкретных людей, не имеющих отношения к его творчеству. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Теперь его картины очень высоко ценились среди любителей живописи.
1605-1606 гг. ). Нарцисс у ручья 1599-1600Юпитер, Нептун и Плутон 1597-1600Мадонна дель Розарио (Мадонна четок), 1607Алоф де Виньякурт 1607-1608Маффео Барберини (папа Урбан VIII), 1606 Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок.
Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Живопись художника возникла как реакция на маньеризм: он попытался пойти новым путем избрав направление натурализма (от «natura» – природа, естество), который отличают лаконизм и простота композиции. Борьба света и тьмы придаёт действию особый драматизм. Творчество Караваджо Примечание.
Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Правда, при этом художник поставил своё условие: полная свобода в выборе темы. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Героиня еще не видит их.
В первом и самом значительном из них160— «Призвание апостола Матфея», 160— перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события160— вторжения света Истины в самые низы жизни. В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). В мучительном исступлении, похожем на горячку, провела Магдалина всю ночь. В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства.
Из Неаполя он перебрался на Мальту, где был сначала посвящен в рыцари, а потом после очередной бурной ссоры опять посажен в тюрьму. В 1592—1594 гг. Оно соответствует всем идеалам эпохи Возрождения.
Третья картина— «Св. Она застыла между двумя реальностями. По легенде, он скрывался в одном из поместий, принадлежавших семье Колонна.
28 мая 1606 года во время игры в мяч на Марсовом Поле, Караваджо сцепился с Мариано Паскулоне. Караваджо произвёл своими картинами решительный переворот в живописи.
направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности, эмоциональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм). Однако один из биографов — Джованни Пьетро Беллори — в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ не большого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Св. Им написаны также «Экстаз св.
За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. На этом процессе Караваджо выступал свидетелем. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). Став родоначальником реализма, он вдохновил на сотворение шедевров многих известных живописцев Западной Европы.
Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Изумляет тщательность, с которой художник выписывает музыкальные инструменты.
К этому популярному сюжету живописи эпохи Возрождения обращалось немало мастеров. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. 1596, Уффици «Юдифь и Олоферн», ок.
В Неаполе он тоже усиленно работал, за восемь месяцев создав около десяти картин. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни.
Художник, который изобрел направление в европейской живописи, представленное последователями Караваджо, существовавшее в 1610-40-е гг. Итальянский художник. Художник показал мистерию «Призвания» в форме сцены из римской повседневной жизни. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению.
Одни исследователи утверждают, что это было местечко Караваджо, в провинции Бергамо, где, согласно записи в приходской книге местной церкви, родители Микеланджело Фермо Меризи и Лючия Аратори, обвенчались 14 января 1571 года. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Несколько месяцев спустя Караваджо выходит из лечебницы и поселяется у Джузеппе Чезари (15681640), по прозвищу Кавалер дАрпино, мастерская которого была чем-то вроде ателье-галереи, где начинающие художники находили себе клиентов. Попав в тюрьму, после очередной драки, Караваджо знакомится с Джордано Бруно. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинскомМузее императора Фридриха и погибла вовремя Второй мировой войны) — былаотвергнута заказчиками, шокированнымигрубым, простонародным обликом апостола.
Облик Христа почти лишён следов физических страданий. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба» Им написаны также «Экстаз св. Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл нарекор сложившимся представлениям. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597).
Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо врвые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками.
Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Справа в тени появляется в сопровождении апостола Петра Христос, жестом повелевающий Матфею идти за Ним. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс междудраматической патетикой и вызывающиминатуралистическими деталями. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Неизвестно, каким образом, но Караваджо удается сбежать из тюрьмы до суда и его приговаривают к смертной казни заочно. Из этой смеси родились такие шедевры, как «Отдых на пути в Египет» и «Магдалина», поставившие провинциального художника в один ряд с именитыми римскими мастерами.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). В Риме Караваджо остановился поначалу у какого-то художника, а вскоре попал с лихорадкой в римскую больницу для бедных и провел там около трех месяцев.
«Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба». Казалось жизнь стала налаживаться, однако скверный характер художника и тут дает о себе знать. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим). Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника.
Он должен был стать одним из главных орудий пропаганды католической церкви. Лючии» (1608), «Поклонение пастухов» (1609) чувствуется трагическое мироощущение человека, оказавшегося наедине с наступающей на него тьмой, столь созвучное последнему бесприютному периоду жизни художника. (Вакх, 1592-93) и жанровых картин (Лютнист, 1595). По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Он поступил в мастерскую второстепенного, но бывшего в большой моде в Риме художника Чезари дАрпино. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Его готовы были взять под опеку самые влиятельные люди своего времени. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок.
В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет, Галерея Дориа-Памфили, Рим). Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) рассматривается как создатель принципиально нового способа художественного претворения.
1602-04), мифологич. в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St. В алтарных картинах «Мученичество св.
Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Биограф художника Дж.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Примером такого стиля являются картины живописи Успение Марии, Призвание апостола Матфея. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера.
Также он пишет ещё одну Марию Магдалину исполненную в манере венецианских мастеров («Обращение Магдалины»). На глазах зрителя происходит «просветление» героя, который отныне последует по пути истины и веры. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. Он долго скитался, болел, раскаивался. В картине «Музыканты» на переднем плане также изображена развернутая к зрителям партитура, которую держит полуобнаженный певец.
Пристрастие к натуралистическим деталям, к достоверности обстановки не заслоняет главного в произведениях Караваджо, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драматичны и возвышенны (Положение во гроб, 1602). Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. В ней особенно ярко видны основные приёмыживописи Караваджо. Некоторые биографы Караваджо считают, что эту картину художник предложил самому римскому папе, а его «Саломея» была послана на Мальту Алофу де Виньякуру, дабы тот восстановил Караваджо в Ордене. В поздних работах «Казнь Иоанна Крестителя» (1608), «Погребение св.
Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея».