Его8230 Энциклопедия ньюсмейкеров Давайте для начала поговорим о том, что значил Иоанн Креститель для Караваджо. Давайте для начала поговорим о том, что значил Иоанн Креститель для Караваджо. Картина Караваджо Иоанн Креститель: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Это находится в коллекции Museo Tesoro Catedralicio, Толедо (Испания) и Джона Гэша (см. Вот с такой надеждой умирают христиане. В двух других явно чувствуется портретное сходство.
Несмотря на то, что родился Караваджо в Ломбардии, он всегда очень любил Рим. Олоферн показан в самый страшный момент — момент, когда человек расстается с жизнью. А теперь поговорим о картине Караваджо «Св. Иоанн Креститель». В братство иоаннитов входили отпрыски самых состоятельных дворянских родов Европы. Любого, кто через них войдёт сюда, неминуемо ждёт смерть.
Самым потрясенным выглядит кричащий мальчик служка, чей крик – проявление идущего из глубины души чувства. Чтобы провинившийся художник полнее осознал свою вину, его поместили не в обычную тюрьму, так достоверно изображённую им на картине в зале Оратории, а в предназначенную для смертников «гуву», на чём настояли оскорблённые им «благородные рыцари». Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте. Баран же часто является символом похоти. Переходя из рук в руки, «Давид с головой Голиафа» не принёс счастья и своему последнему владельцу — им оказался английский король Карл I, который вскоре был обезглавлен. Как правило давали имя деда, чтобы продолжить родовой признак. Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св. Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей».
Мир для него был прахом, который то зеленеет, то чернеет, но всегда остается прахом. Когда слова не возымели действия, на них было вылито ведро помоев. Однако лотарингский герцог не понял новаторства мастера. Изобразив казнь Иоанна Крестителя, Караваджо словно сам себе вынес смертный приговор. Но никому из узников не удалось выбраться оттуда на волю.
В 1608 году он написал картину «Усекновение главы Иоанна Крестителя», где тоже подчеркивал детали, связанные со смертью. Выбор животного тоже неканоничен — животным Иоанна Крестителя, как предполагается, был ягнёнок, что является отсылкой на приветствие им Христа как «Агнца Божьего», пришедшего, чтобы забрать грехи человечества. Над ними остановились двое ночных гуляк, возвращающихся с пирушки.
Сыну того самого Ирода Великого, который убил 14000 вифлеемских младенцев. Моделью для этой картины послужил, слуга и ученик Караваджо, также изображённый на картине «Амур-победитель» и ряде других. Именно через телесность Караваджо подчеркивал жизнь духа, утверждал жизнь вечную. Магистр был в восторге от папского подарка и тут же примерил блестящий шлем.
Воодушевлённый увиденным, Караваджо засел за работу. Дружескую встречу продолжили в ближайшем трактире Черрильо, где весёлая вечеринка закончилась тем, что художник был вынужден уступить «Магдалину» настойчивому графу, чей выбор бурно поддержали его советчики, подвыпившие фламандцы. О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями. Но только христианство подчеркивает, что будет и воскресение тела, преображение тела. Всё валилось из рук, так как из Рима до сих пор не пришло никакого известия о помиловании.
Среди претендентов на руководящие должности в академии фигурировали старейший мастер Просперо Орси «Гротесковый» и вновь испечённый кавалер Бальоне. Испуганные свидетели бегут прочь, не отводя взгляда от происходящего. Такая у Караваджо была манера Почему.
Подвешенный на верёвках за руки к кресту апостол Андрей написан в полный рост. Ведь кем она была по сути. Но вскоре горячим головам дали твёрдо понять, что «Усекновение главы Иоанна Крестителя» – это бесценная реликвия, принадлежащая по праву Мальтийскому ордену и всякое поползновение на неё карается законом. О бессмертии души говорят и другие религии. Острое чутьё охотника и коллекционера его не подвело и он стал обладателем двух картин — «Моление о чаше» и «Христос у колонны». Картины в Часовне Контарелли были уполномочены и заплатили за частными покровителями, хотя священники San Luigi dei Francesi (который содержит часовню) должны были одобрить результат. Глядя на мощную фигуру Христа у колонны, он сказал себе: «Не следует сгибаться, сколь бы обидны и незаслуженны ни были удары судьбы».
Однако реализм этот повествует не только о смерти. Но кавалер Чезари дrsquoАрпино поднял его на смех, заявив, что может нарисовать сотню таких «семейных реликвий» — нужна специальная грамота с геральдической печатью.
У нее была дочь от первого брака – Саломея. В XVII веке предлагалось светское истолкование сюжета, отсылающее к классической литературе буколического жанра – молодого человека называли «Фригийским пастухом» и «Коридоном». Глядя на мощную фигуру Христа у колонны, он сказал себе: «Не следует сгибаться, сколь бы обидны и незаслуженны ни были удары судьбы». Ничто не поможет бежать из этого каменного мешка — даже опущенный сверху канат, болтающийся над окном и крепко привязанный к кольцу, вмурованному в стену. Но написанная Каваллини в здешнем храме фреска «Распятие апостола Андрея» не произвела на него особого впечатления.
(См. Царь Ирод жил в незаконном браке с женой своего брата, Иродиадой. Работа над ними заняла всю зиму.
Плита прямо отсылает к Христу как краеугольному камню, объединяющему Ветхий и Новый заветы, камню, на котором основана Церковь, понимаемая как «тело Христово» и символически представленная здесь телом Спасителя. «Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами. Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св.
Элизабет. Видимо, вспомнив возмущение заказчиков картины «Мадонна со змеёй», вызванное откровенным показом мужской плоти, на сей раз он оставил эту часть тела в полутени. Что же мог такого натворить Марио, если им интересуется инквизиция. Но только христианство подчеркивает, что будет и воскресение тела, преображение тела.
И игривое crypto-язычество этого частного Иоанна Крестителя с его перекрестными ссылками к в немилости Возводящему в образец гуманизму Микеланджело и Высокий Ренессанс, несомненно не было приемлемо. Принятые меры не были случайны. Но одного из них, подобострастно пожиравшего глазами своего хозяина, он решил всё же изобразить на другой заказанной испанцем картине, пронизанной весенним настроением — «Юноша с веткой цветущего миндаля». Согласие папы на возведение в рыцарский сан испрашивалось одновременно для отпрыска правящего лотарингского семейства и для «замечательного мастера и верного христианина, который случайно в уличной драке совершил убийство, в чём глубоко раскаивается».
Сияние, льющееся на воинов в совсем уж недавних «Бессмертных. Вопрос так и не был выяснен. По свидетельству современников, своим монументальным «Воскресением» Караваджо окончательно покорил неаполитанцев. Едва прикрытый тканью одухотворенный ангел выглядит вполне реальным. Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела. Картина находится в коллекции Музея Tesoro Catedralicio, Толедо (Испания) и Джон Гаш предполагает, что она является одной из картин, написанных Караваджо для настоятеля Госпиталя Утешения, о чём говорит ранний биограф Караваджо Манчини. В отличие от «Мученичества апостола Матфея» новая многофигурная композиция, состоящая из семи различных сюжетов, строится не по горизонтали, а по кругу, когда действие развёртывается справа налево по часовой стрелке.
Она несколько особняком стоит в ряду других работ художника. Изобразив казнь Иоанна Крестителя, Караваджо словно сам себе вынес смертный приговор. Злодейство свершилось и Иоанн мёртв. Может быть, вот таким образом его лучшие работы – «Обращение Савла», «Призвание апостола Матфея», его размышления о жизни Иоанна Крестителя, проповедовавшего покаяние Все это делает его творчество, его жизнь и даже его смерть – как будто озаряемыми светом.
Еще более непримиримую позицию занимал работавший при испанском дворе флорентийский художник Винченцо Кардуччо, который в риторических пассажах именовал Караваджо «гениальным чудовищем» и даже «антихристом». Кроме того, была ещё одна причина, сподвигнувшая его на написание картины.
За эти обличения Иоанн поплатился жизнью и виновницей тому была Иродиада. Она тоже высвечена только наполовину, но видно, что уста приоткрыты. Виноград оставляет стенд для винограда, от которого было нажато вино Последнего Ужина, в то время как шипы напоминают Терновый венец и овца – напоминание Жертвы Христа. «Вот Агнец Божий»).
Марио, о котором он забыл в суматохе, где-то скрывается от инквизиции или успел сбежать на Сицилию. Но вернемся к картине Караваджо «Св. Иоанн Креститель» Зрителей привлекает обезоруживающая простота картины, ведь художник старается по-новому выразить религиозные чувства и знание природы.
Под покровом темноты друзья расстались.
Модель для Amor Vincit была мальчиком по имени Чекко, слуга Караваджо и возможно его ученик также. В правой руке он держит букетик цветов, а левой бережно прижимает к себе животное. Девушка наблюдает за происходящим спокойно и бесстрастно.
Коста, не торгуясь, тут же приобрёл «Ужин в Эммаусе», написанный в Дзагароло. О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями. В то же время, пророк мог обличать социальные язвы общества. После недельного плавания 12 июля 1607 года Караваджо высадился на Мальте. Увидев кровь, все разбежались.
Он умер так же нелепо, как и жил» 5. Это было последнее изображение Чекко на холсте. После разбора всех обстоятельств нарушения устава специальным постановлением от 1 декабря 1608 года Караваджо был с позором изгнан из Мальтийского ордена как «извращённый и позорящий братство» рыцарь. Её судьба оказалась столь же трагичной. Картина, о которой пойдёт речь — «Обезглавливание Иоанна Крестителя» — была написана в за несколько лет до гибели, в его библейский период, когда стиль живописца стал беспросветно мрачным.
Иоанн, согласно словам самого Христа, «был светильник, горящий и светящий а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Евангелие от Иоанна, 5, 35). В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах. И первый, кто умер с такой надеждой, был Иоанн Креститель. Войне богов» Тарсема Сингха – это Караваджо.
Видать, Караваджо крепко насолил папе злополучным портретом. Фигуры стоят на плите, нависающей над черной могильной ямой, придвинутой прямо к зрителю. Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха.
Такие состязания служили своеобразным клапаном, чтобы выпускать понемногу пар из бурлящего рыцарскими страстями котла. Именно этот момент и запечатлен на картине.
Коронным произведением Караваджо, созданным на Мальте за короткое время, бесспорно, является «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (361x520), написанное по заказу того же магистра Виньякура, чей герб помещён на раме картины. Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте. Один только Джон в пустыне был менее популярным, но не неизвестным. Они любили вместе с ним бродить по окрестностям города, рыбачить или взбираться на скалы.
И первый, кто умер с такой надеждой, был Иоанн Креститель. Поскольку нет достоверных данных, любая версия может быть сочтена истинной. Надо помнить, что христианство – это не только бессмертие души. Это был один из самых производительных периодов в производительной карьере.
Выбор животного тоже неканоничен — животным Иоанна Крестителя, как предполагается, был ягнёнок, что является отсылкой на приветствие им Христа как «Агнца Божьего», пришедшего, чтобы забрать грехи человечества. Здесь же находилось «Снятие с креста» неаполитанца Колантонио, работавшего во второй половине XV века и считавшегося учителем Антонелло да Мессины.
Иоанн Креститель – человек, который соединил Ветхий и Новый Завет. Поскольку нет достоверных данных, любая версия может быть сочтена истинной. Недавно прибывший испанский Наместник короля Неаполя слышал о деле, но, полагая, что картинами был в Порту Эрколе, написал главе испанского гарнизона, там говорящего ему, что Рыцари не имели никакого права на них и что они должны быть возвращены Наместнику короля, «в особенности живопись Иоанна Крестителя». Согласно Манчини предшествующее «впоследствии взяло их с собой в его родину» к сожалению, одна версия рукописи Манчини говорит, что родиной prior была Севилья, в то время как другой говорит Сицилию.
К этим простым евангельским заповедям часто обращались многие мастера Возрождения. Трактир до сих пор пользуется известностью как одна из местных достопримечательностей. Наиболее поразительной особенностью Amor было очевидное ликование молодой модели в изложении живописи, так, чтобы это стало скорее больше портретом Чекко, чем описание римского полубога. Как характерно для многих работ Караваджо, потрясение героя передано жестом широко раскинутых рук (одновременно обозначающих глубину пространства).
Неслучайно в этом полотне, как и в ряде других композиций Караваджо тех лет использован прием зеркального отражения, при котором «правое» становится «левым» (так, Вакх держит чашу не в правой, а в левой руке). У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет» 6. Его самый ранний биограф, Джованни Бальоне, сказал, что было «разногласие» с рыцарем справедливости (т. е., рыцарь, привлеченный из европейского дворянства) Джован Пьетро Беллори, который посетил Мальту, чтобы видеть Казнь Иоанна Крестителя спустя приблизительно пятьдесят лет после события, написал, что Караваджо «вступил в конфликт с очень благородным рыцарем», в результате которого он вызвал неудовольствие Гроссмейстера и должен был сбежать. «Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами.
Матфея послужил друг художника известный римский архитектор Онорио Лонги). Её мог видеть и Бернини, который в 1652 году сотворил очень похожую композицию «Экстаз святой Терезы» (церковь Санта-Мария делла Виттория, Рим). Это изображение было основано на заявлении в Евангелии Люка, что «ребенок вырос и был усилен в духе и был в пустынях до дня его проявления в Израиль».
Перед ними как живой предстал магистр в полный рост в новом рыцарском облачении и с жезлом в руках (195x134). Однако все они охвачены печалью и понимают значение происходящего. Была и ещё одна новость похлеще, касающаяся уже самого Караваджо.
Но вскоре горячим головам дали твёрдо понять, что «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — это бесценная реликвия, принадлежащая по праву Мальтийскому ордену и всякое поползновение на неё карается законом. Вместо намеченных торжеств начались массовые волнения, которые были подавлены силой. Анной (Мадонна Женихов).
Следующие новости были то, что он умер «от лихорадки» в Порту Эрколе, прибрежный город к северу от Рима, проводимого Испанией. Помимо матери за внука хлопотал прославленный адмирал Маркантонио Колонна. В тюрьму был послан воин, который привел приказ в исполнение. К тому же, Иродиада предприняла одну тонкую психологическую уловку. Разумеется, эти суеверия распространялись (и распространяются иногда до сих пор) среди людей малоцерковных и не имеют никакого основания в традициях Церкви относительно дня празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Только Елизавета не соглашалась. Он еще пытается подняться, но уже не поднимется никогда. На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему.
Ведь Он пришел взыскать и спасти погибшее. Если бы с Иродом что-то случилось, ее положение сразу пошатнулось бы.
Постоянно кто-то кому-то норовит отрезать голову, либо уже стоит с головой в руках («Давид и Голиаф» был любимым сюжетом Караваджо после «Юного Иоанна Крестителя» впрочем, если помните, Иоанн в конце концов тоже лишился головы). Такое на Мальте никому не прощалось, как об этом красноречиво сказано на картине «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Та пожелала голову пророка и не ошиблась, ведь Ироду не хотелось расстраивать гостей и выглядеть при них пустомелей. В городе был произведён праздничный салют со стоящих на рейде в Неаполитанском заливе военных кораблей, а на набережной и площадях устроены народные гулянья с музыкой и фейерверком. безделье, которому завидуют, более высоких клерикалов и пугающее безделье лишенного.
Его охватило неизъяснимое чувство радости при мысли, что он станет отцом. Его взгляд источает решимость и уверенность в своих силах. Нужны были солидные рекомендации и крупные денежные или иные вклады. В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах. Вообще, тема мученичества, обращения изменения жизни – была для Караваджо очень важна.
По завершении срока пребывания на посту вице-короля Хуан Альфонсо де Бенавенте 11 июля 1610 года покинул Неаполь и увёз картину к себе на родину в Вальядолид, хотя считалось, что мизерный гонорар на неё был оплачен казной и «Распятие апостола Андрея» должно была бы остаться в Италии. С ней было связано немало и счастливых минут и свалившихся на него бед. Разговор вёлся на повышенных тонах и высунувшийся из окна своего дома член суда чести Джованни Роэро попытался урезонить горлопанов. Посмотрите, у ног юноши тростниковый крест с длинным тонким стволом (важнейший атрибут изображения пророка).
Он жил в дикой местности Иудеи между Иерусалимом и Мертвым морем, «его одеяние верблюжьей шерсти и кожа окружают зелеными насаждениями его поясницу и его мясо было саранчой и диким медом». Это находится теперь в частной коллекции в Мюнхене. Сейчас он находится здесь инкогнито, обосновавшись на соседнем острове Гоцо, где живут одни рыбаки, чтобы завершить работу над картиной.
Матфея» становится особенно ясной природа знаменитого «кьяроскуро» Караваджо – резких контрастов света и тени, которые были средством не только более объемного, но и более психологизированного изображения, олицетворяя при этом противоборство мировых начал. Питер Робб, беря живопись, чтобы быть Караваджо, датирует его к приблизительно 1598, когда художник был членом домашнего хозяйства его первого покровителя, кардинала Франческо Марии Del Monte. Католицизм празднует победу над Реформацией.
Обнаженное тело святого написано мягко, а в движении левой руки, опирающейся на колено и головы, резко повернутой вправо, заметно влияние пластики «Моисея» Микеланджело. (Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя.
Возглас гулким эхом отозвался в зале с притихшими в ожидании рыцарями. Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей». Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела. Так Фабрицио Сфорца отсидел четыре года в тюрьме на Мальте. Копия, возможно, была сделана в то же время или очень вскоре после. Случилось то, о чём поведал средневековый автор «Золотой легенды» — апостол Андрей, выразительно запечатлённый Караваджо, продолжал нести слово Божие народу.
Неаполь, как и Рим, был переполнен выходцами из различных итальянских областей. Огромная внутренняя сила образов и непревзойденное живописное мастерство поставят имя Караваджо рядом с величайшими именами в истории мировой живописи. Всем своим видом он выражает великое таинство перехода из земного мира в вечность. Отправившись туда морским путем, Караваджо по ложному доносу был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, обнаружил, что фелюга с его скарбом исчезла. Но мы знаем, что Караваджо был противником всякой условности — вряд ли он изобразил «ликующих ангелов», как того пожелал заказчик. Работы Караваджо как будто иллюстрируют эту исполненность. В январе того года Караваджо получил сто пятьдесят скудо на Ужин в Emmaus.
Поскольку престарелый Дзуккари по болезни отошёл от руководства Академией Святого Луки, предстояли выборы нового президента. Микеланджело был честолюбивым молодым человеком и старался добиться славы. Саломия, наученная матерью, просила дать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Коста, не торгуясь, тут же приобрёл «Ужин в Эммаусе», написанный в Дзагароло.
Она не чувствовала себя до конца уверенной при дворе. Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха. Выйдя из полутьмы на улицу, Караваджо зажмурился от яркого света. В нём говорится о выплате Караваджо двухсот девяносто пяти скудо в качестве гонорара за картину «Бичевание Христа» (286x213). Его кисти принадлежат «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Юдифь и Олоферн», где Олоферн остаётся без головы, отрезанная «Голова Медузы Горгоны» и еще десяток безголовых полотен.
Первый из них был консультантом мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, ставшего недавно владельцем отвергнутого монахами-кармелитами монументального «Успения Богоматери» и следившего за каждым шагом Караваджо с помощью своих осведомителей. Помимо матери за внука хлопотал прославленный адмирал Маркантонио Колонна. Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»). Появившийся в Неаполе французский художник Шарль Кошен-младший в своей книге «Поездка по Италии» (1758) описывает свое впечатление от «Семи дел Милосердия» и «Бичевания Христа», но особенно выделяет «Воскресение»: «Это абсолютно необычная картина и на ней Христос не парит в воздухе, а проходит мимо своих стражей, что принижает впечатление и делает его похожим на заключённого, совершающего побег от охраняющих стражников. История Иоанна Крестителя рассказана в Евангелиях. Напомню, целый период жизни Караваджо прошел в изгнании.
Счастливый, переполненный радостью жизни юноша обнимает овна. Когда художник сдёрнул покрывало с мольберта, присутствующие ахнули от восхищения. Был испанский, предшествующий из больницы в 1593 и он может не уехать до июня 1595. Например, пророк Моисей «предсказывал» прошлое: он написал первые пять книг Ветхого Завета (Тору).
Финсон снял с «Распятия апостола Андрея» и «Экстаза Магдалины» копии, которые теперь принадлежат марсельскому музею. Ставки делались на звонкую монету и рабов, которые были основной рабочей силой. Но вскоре горячим головам дали твёрдо понять, что «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — это бесценная реликвия, принадлежащая по праву Мальтийскому ордену и всякое поползновение на неё карается законом. А такое даётся не всем — только избранным с чистыми душами. И всё-таки.
Выбор животного тоже неканоничен — животным Иоанна Крестителя, как предполагается, был ягнёнок, что является отсылкой на приветствие им Христа как «Агнца Божьего», пришедшего, чтобы забрать грехи человечества. Работы Караваджо как будто иллюстрируют эту исполненность. У апостола голова Сократа и облик человека из народа.
На картине изображен счастливый, переполненный радостью жизни юноша обнимает овна. Всем своим видом он выражает великое таинство перехода из земного мира в вечность. Летом 1610 года он наконец получает разрешение вернуться в Рим. По случаю юбилейного 1600 года папа Климент Восьмой начал широкую кампанию по украшению города, чтобы поставить преграду лютеранству и подчеркнуть значение папства. Мадонна как-то недобро, с опаской смотрит на пришедших поклониться ее сыну бедняков-пилигримов (а сын, тот тянется ручкой, ничего не боясь).
Как характерно для многих работ Караваджо, потрясение героя передано жестом широко раскинутых рук (одновременно обозначающих глубину пространства). Произведения художника не являются иконами, но они рассказывают о плоти и крови, о радости и муке, о поиске Бога.
Неудивительно, что с самого начала творческого пути художник, наряду со светскими, создавал произведения на религиозные темы, примером которых может служить большое полотно «Отдых на пути в Египет» (1590-е). Одно из самых известных ранних произведений Караваджо – «Вакх» (начало 1590-х) – демонстрирует и связь молодого художника с традицией и его новаторство.
Он многое сделал для Караваджо с одной лишь целью — любым способом удержать его при себе. Но мы знаем, что Караваджо был противником всякой условности — вряд ли он изобразил «ликующих ангелов», как того пожелал заказчик. Люди для него были рассеянным стадом, потерявшим из вида своего пастыря. Возлагая на картину большие надежды, Караваджо остро переживал неудачу, но вскоре его внимание переключилось на другое. Как пишет апостол, не знаем, что будет, но знаем, что будем подобными Ему.
Всё говорит о том, что картина писалась в каком-то странном предчувствии и с таким неистовством, что на ней кое-где проглядывают участки загрунтованного холста, не покрытые краской. Но поиски оказались тщетны.
И Господь способен это главное спасти. По совету своего товарища, стоящего у него за спиной, так что видно только его освещённое ухо, молодой щёголь готов из чувства сострадания к двум бедолагам отдать им свой пурпурный плащ-накидку, разрезав его шпагой надвое, чтобы те прикрыли наготу и согрелись на холодном ночном ветру. Может быть, вот таким образом его лучшие работы – «Обращение Савла», «Призвание апостола Матфея», его размышления о жизни Иоанна Крестителя, проповедовавшего покаяние Все это делает его творчество, его жизнь и даже его смерть – как будто озаряемыми светом. Баран же часто является символом похоти.
В основу своей деятельности они положили шесть заповедей Христа ученикам, о чём повествует евангелист Матфей: «Я голоден был — и вы Меня накормили, жаждал — и вы Меня напоили, был чужестранец — и вы Меня приютили, был наг — и вы Меня одели, болен был — и вы ходили за Мной, был в тюрьме — и вы Меня навестили». Такая у Караваджо была манера8230 Почему. Гэш также указывает на нежную светотень и тонкую обработку контуров и особенностей и подобных стилистических особенностей в ранних работах Караваджо, таких как Музыканты и Святой Фрэнсис Ассизи в Экстазе.
Теперь творец и его любимый герой сравнялись ролями и обоих ждала печальная участь. Бернсон, нелестно отзывавшийся о творчестве художника, счёл картину «гротескной и сумбурной». То ли про то, что любовь, если вглядеться, не так красива, как думает влюбленный, то ли про то, что проку в ней нет. Выбор животного тоже неканоничен — животным Иоанна Крестителя, как предполагается, был ягнёнок, что является отсылкой на приветствие им Христа как «Агнца Божьего», пришедшего, чтобы забрать грехи человечества.
Даже напротив, он беседовал с ним, прислушивался к нему. Но независимое положение ордена вызывало опасение Рима. Святой Иоанн был свободен от всякого телесного попечения.
Коста предназначил его для запрестольного образа для маленького красноречия в феодальном владении Косты Conscente (деревня под Альбенгой, на итальянской Ривьере), но любил его так, что он послал копию в красноречие и держал оригинал в его собственной коллекции. Но о них сохранилось немало суждений, высказанных уже не раз упоминаемым Беллори, а также художником и искусствоведом Скарамучча, автором любопытного сборника романизированных биографий живописцев под названием «Тонкости итальянской кисти» (1674), который не был в восторге от картин Караваджо, найдя их чрезмерно «натуралистичными». В силу своих заслуг Караваджо не нужно было проходить обязательный годичный испытательный срок так называемой «караванной» службы, которую все новички несли на военных галерах или посещать занятия по углублённому изучению основ католицизма. Но все это не имеет значения, поскольку его рукой в прямом смысле слова водит рука ангела.
Видно, как тяжело дается ему процесс писания. Но Караваджо неожиданно изменился в лице и, что-то пробормотав, спешно покинул компанию. На картине присутствует ещё один персонаж, смотрящий на зрителя и ухватившийся рукой за сутану святого Доминика, чтобы не быть затёртым вошедшими в экстаз прихожанами.
По завершении срока пребывания на посту вице-короля Хуан Альфонсо де Бенавенте 11 июля 1610 года покинул Неаполь и увёз картину к себе на родину в Вальядолид, хотя считалось, что мизерный гонорар на неё был оплачен казной и «Распятие апостола Андрея» должно была бы остаться в Италии. По всей видимости, своей новой работой Караваджо намеревался отблагодарить семейство Колонна, которое в трудную минуту не раз приходило ему на выручку. Он поведал другу свою грустную историю. После недельного плавания 12 июля 1607 года Караваджо высадился на Мальте. Однако это самое красивое лицо на холсте.
Именно от него Караваджо с горечью узнал о смерти друга. Магистр был в восторге от папского подарка и тут же примерил блестящий шлем. В зале не было магистра Виньякура, сказавшегося больным. Вместо намеченных торжеств начались массовые волнения, которые были подавлены силой. В творчестве великого голландца, при всей его непохожести на искусство итальянского предшественника, найдут продолжение присущий Караваджо демократизм и психологизм образов, магия света и тени, глубина и напряженность религиозного чувства. Ставки делались на звонкую монету и рабов, которые были основной рабочей силой.
Ведь кем она была по сути. Караваджо помнил, как Фабрицио ревновал к нему своего брата Муцио и пакостничал. Неудивительно, что с самого начала творческого пути художник, наряду со светскими, создавал произведения на религиозные темы, примером которых может служить большое полотно «Отдых на пути в Египет» (1590-е).
Посчитав, что несчастье принесла картина, суеверные наследники покойного графа продали её. Через несколько лет другой автор, говоря о «Воскресении», отметил: «Фигура выходящего из гробницы Христа со спящими вокруг солдатами написана так правдиво, что готова вот-вот выйти за пределы полотна, в чём некоторые знатоки узрели отсутствие величия и торжественности происходящего»77. Фигура несколько выдвинута вперёд, так что зритель смотрит на неё как бы снизу вверх. Именно. Композиция исполнена проникающего динамизма. Он многое сделал для Караваджо с одной лишь целью — любым способом удержать его при себе.
Спросите, кто эта модель фактически, (или был) и реализм человека перетекает как отчет самого Рима в возрасте Караваджо. Как несколько патетически выразился Пьетро Беллори историк искусства, живший в XVII веке и много писавший о мастере, «рождением своим он удвоил славу Караваджо, благородной ломбардской местности» 1.
Моделью для этой картины послужил Чекко ди Караваджо, слуга и ученик Караваджо, также изображённый на картине «Амур-победитель» и ряде других. Очевидно, что последние слова, мысли пророка перед смертью – молитва к Богу.
Borghese был отличительным коллекционером, но печально известный тем, что вымогал и даже украл части, которые попались на глаза – он или скорее его дядя Папа Римский Павел V, недавно заключил в тюрьму Джузеппе Чезари, одного из самых известных и самых успешных живописцев в Риме, по сфабрикованным обвинениям, чтобы конфисковать его коллекцию ста шести картин, которые включали три из Caravaggios сегодня, показанных в Галерее Borghese (Мальчик, Очищающий Фрукты, Молодого Больного Вакха и Мальчика с корзиной Фруктов). Коронным произведением Караваджо, созданным на Мальте за короткое время, бесспорно, является «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (361x520), написанное по заказу того же магистра Виньякура, чей герб помещён на раме картины. Поддерживая тело Христа, он изогнулся в неудобной позе, повернув лицо к зрителю. По их мнению, магистр имел определённое влияние на папу. До сих пор не выяснено, кто являлся заказчиком великолепного полотна да и был ли таковой.
Праздник усекновения главы пророка православные, скорбя, отмечают, 11 сентября. По словам Спасителя, не было пророка выше, чем он. Вот с такой надеждой умирают христиане. Было там довольно многочисленное землячество ломбардцев, построивших для себя церковь Сант-Анна деи Ломбарди неподалёку от трактира Черрильо, куда частенько наведывался Караваджо, снимавший квартиру неподалёку. Но за этой несправедливостью прослеживается торжество: то, что смерти все же нет.
Леонардо нарисовал юного и загадочно улыбающегося баптиста одним пальцем, указывающим вверх и другой рукой, кажущейся указать на его собственную грудь, в то время как Андреа дель Сарто оставил баптиста, который почти полностью служит прототипом Караваджо. Большинство современных писателей полагает, что это было насильственное преступление. В Мальте Караваджо был принят в Заказ Сент-Джона (Рыцари Мальты) и стал в действительности их официальным художником, но его пребыванием, законченным таинственным нарушением и его изгнанием из Заказа «как грязная и гнилая конечность». В отличие от виденных им ранее картин других мастеров на эту тему композиция построена вертикально, так что вопреки всем канонам архангел Гавриил не входит в светёлку со словами «Аве Мария», а парит в воздухе над робко склонённой в молитве Девой. В братство иоаннитов входили отпрыски самых состоятельных дворянских родов Европы.
На полу лежит мертвый Иоанн Креститель. В этот день нельзя есть мясные и молочные продукты. Так что по настоянию Иродиады обличавший ее Иоанн Креститель был заключен в темницу. Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»).
Они были ровесниками имевшими за плечами бурно проведённые годы молодости. Нет почти ничего в способе символов определить, что это – действительно религиозное изображение, никакой ореол, никакие овцы, никакой кожаный пояс, только тонкий крест тростника (ссылка на описание Христа Джона как «тростник, встряхиваемый ветром187). Бернсон, нелестно отзывавшийся о творчестве художника, счёл картину «гротескной и сумбурной». Моделью для этой картины послужил Чекко ди Караваджо, слуга и ученик Караваджо, также изображённый на картине «Амур-победитель» и ряде других.
Как так часто с Караваджо, смысл имеет обоих сразу. Это и подчеркивает Караваджо. намного более характерно для Караваджо». Зима и весна 1607 года выдались для художника на редкость плодотворными. К этой фигуре мастер обращался неоднократно: в 1600, 1602, 1604, 1608 годах Картина, о которой мы сегодня говорим – «Саломея с головой Иоанна Крестителя», — его последняя работа, завершение его земного скитальческого пути.
Разбитной половой из местных предложил свежих креветок и жаркое из осьминога. И надеющегося на Христа. На следующий день Караваджо побывал на заутрене в соборе Сан-Джорджо Маджоре, где осталось в одиночестве его «Бичевание Христа», перед которым было запалено множество свечей, что не могло его не порадовать. После выдержанной паузы с воображаемого беглеца-рыцаря сняли одеяние и изъяли шпагу.
В других полотнах, которые можно считать началом жанровой живописи Нового времени, разыгрываются слегка театрализованные сценки из окружающей жизни. Сколько незабываемых часов было проведено на научной половине дворца Мадама у добряка Гвидобальдо, к которому часто наведывались Галилей, Кампанелла, Делла Порта и другие великие умы, ставшие вместе с ботаником Федерико Чези основателями выдающегося научного содружества — академии Линчеи (Рыси), которая объединила под своей эгидой многих единомышленников учёных и пытливых испытателей, поистине обладавших острым умом и зрением рыси.
Её мог видеть и Бернини, который в 1652 году сотворил очень похожую композицию «Экстаз святой Терезы» (церковь Санта-Мария делла Виттория, Рим). Недавно из секретных архивов просочилось, что он, став приором ордена иоаннитов в Венеции — причём столь высокая должность досталась ему отнюдь не за особые заслуги, а лишь благодаря громкому имени и связям, — оказался причастным к тяжкому преступлению. Живопись, как правило, показывает Caravaggist чрезвычайная светотень (использование света и тени) и также типична во взятии молодого Иоанна Крестителя как его предмет, на сей раз установленный в темном пейзаже против зловещего участка более легкого неба.
Но непривычно не обнаружить ни одного протокола о задержании за противоправные действия, с чем приходилось часто сталкиваться римской полиции. (Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя. Вопрос так и не был выяснен. К чему на картине эта страшная зобастая старуха.
Общеизвестно, что аристократическое семейство Колонна постоянно оказывало покровительство великому мастеру, но, как это ни странно, оно не проявляло особого интереса к его работам и лишь картина «Экстаз Магдалины» долгое время удерживалась в собственности клана Колонна-Карафа, пока оригинал не был утерян. Да, на лице его видны черты смерти, тления, признаки того, что душа уже покинула тело. Решив проверить себя, он резко свернул за угол и остановился в ожидании. Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. В отличие от «Мученичества апостола Матфея» новая многофигурная композиция, состоящая из семи различных сюжетов, строится не по горизонтали, а по кругу, когда действие развёртывается справа налево по часовой стрелке.
Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный. Работы Караваджо как будто иллюстрируют эту исполненность. Вспомнив свои картины на тему мученичества святых апостолов в римских церквях Сан-Луиджи деи Франчези и Санта-Мария дель Пополо, он вынужден был вновь обратиться к книге Иакова Ворагинского «Золотая легенда», рассказывающей о последних днях жизни апостола Андрея, когда, будучи осуждённым на медленную смерть на кресте, он продолжал проповедовать Христово учение собравшимся толпам людей.
Дружескую встречу продолжили в ближайшем трактире Черрильо, где весёлая вечеринка закончилась тем, что художник был вынужден уступить «Магдалину» настойчивому графу, чей выбор бурно поддержали его советчики, подвыпившие фламандцы. Но в своей книге «История моей жизни» испанец ни словом не обмолвился об этой романтической истории. Поскольку нет достоверных данных, любая версия может быть сочтена истинной. Всё остальное тонет во мраке как лишнее и несущественное.
Многие современные операторы и режиссеры на эти полотна молятся. Баран же часто является символом похоти. Это и подчеркивает Караваджо. Струя крови, вылетающая из-под бритвы Джонни Деппа в «Суини Тодде» – это Караваджо.
Сохранился документ, датированный 6 октября 1606 года, о снятии Радуловичем с банковского счёта двухсот золотых скудо для оплаты гонорара Караваджо за алтарный образ «с изображением Богоматери с Младенцем в окружении ликующих ангелов и стоящими внизу святыми Домиником, Франциском, Николаем и Витом»68. Тот же самый смысл реальной модели, подавляющей воображаемый предмет, был передан Иоанну Крестителю Мэттеи. Перед картиной «Усекновение главы Иоанна Крестителя» состоялось судилище над беглецом, вместо которого одиноко стоял стул с высокой спинкой с накинутым на него плащом, рыцарским одеянием и оружием. Как истый итальянец, который из-за предрассудка никогда не употребляет в пищу дары моря, если в названии месяца отсутствует буква «эр» — а тогда было начало июня, — он заказал спагетти с мясной подливкой, красное вино и сыр.
Будь он хоть как-то к ней причастен, не преминул бы о ней поведать. Второй план картины четко прописан (что крайне редко у Караваджо) и являет дворец Ирода, соединенный с тюрьмой и символизирующий земную власть. Они были двумя Сент-Джонсом и Магдалин.
Картина написана по заказу благотворительной конгрегации Пио Монте делла Мизерикордия. Поддерживая тело Христа, он изогнулся в неудобной позе, повернув лицо к зрителю. Однако пророческое служение может быть очень разнообразным.
Решив проверить себя, он резко свернул за угол и остановился в ожидании. Под покровом темноты друзья расстались. Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» 3. Кое-кто из искусствоведов считает, что фигура дописана намного позднее. Один из них со шпагой и в шляпе со страусовым пером. Вернувшись на родину, он выпустил в Мадриде книгу «История моей жизни», в которой подробно описал царившие на острове нравы и свои «славные» деяния.
В 1604 Караваджо был уполномочен нарисовать Иоанна Крестителя для папского банкира и художественного покровителя Оттавио Косты, который уже владел Джудит Бехэдинг Олоферн художника и Мартой и Марией Магдалиной. Искусствовед Лонги считал это произведение одним из самых впечатляющих у Караваджо по выраженным чувствам, в котором «жестокость и беспомощность, зверство и постоянный страх перед Богом находятся друг с другом в постоянном противоречии» Поработав с толком в мастерской, Караваджо любил во второй половине дня, минуя центральные улицы с праздношатающейся толпой и фланирующими девицами, бросающими томные взгляды на перспективных клиентов, подняться на холм Вомеро и посидеть в саду при обители Сан-Мартино, над которой возвышалась громада тюремного замка Сант-Эльмо. О бессмертии души говорят и другие религии. Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Он многое сделал для Караваджо с одной лишь целью – любым способом удержать его при себе.
Она тоже высвечена только наполовину, но видно, что уста приоткрыты. Вопрос так и не был выяснен. Через посланника лотарингского герцога, женатого на дочери мантуанского правителя Гонзаги, Караваджо получил выгодный заказ на написание «Благовещения» (285x205 Музей изящных искусств, Нанси).
Чтобы провинившийся художник полнее осознал свою вину, его поместили не в обычную тюрьму, так достоверно изображённую им на картине в зале Оратории, а в предназначенную для смертников «гуву», на чём настояли оскорблённые им «благородные рыцари». На переднем же плане мы видим саму главу Иоанна Крестителя. Истый неаполитанец, тот показал молодому другу красоты родного города и однажды, наняв сговорчивого vetturino (извозчика), свозил его на пролётке к дремлющему Везувию, где на пологих склонах окрестные крестьяне, разрыхлив застывшую лаву с помощью посадок кактусов, насадили великолепные рощи цитрусовых и миндаля. Принятые меры не были случайны.
Именно при новой встрече с ним у Караваджо возникла отчаянная идея отправиться на Мальту. Сицилианский климат оказался пагубным для Маризы и скоро её не стало. К сожалению, нам не дано судить об этих трёх работах, о которых говорил весь Неаполь, так как в 1798 году церковь сильно пострадала во время разрушительного землетрясения и три картины Караваджо безвозвратно погибли при последующем пожаре. В Мальтийском ордене были заинтересованы Испания, Рим, Генуя и Венеция имевшие в его лице мощный форпост перед растущей угрозой со стороны флота оттоманских турок. Они любили вместе с ним бродить по окрестностям города, рыбачить или взбираться на скалы. На следующий день Караваджо побывал на заутрене в соборе Сан-Джорджо Маджоре, где осталось в одиночестве его «Бичевание Христа», перед которым было запалено множество свечей, что не могло его не порадовать. Над мрачной аркой вполне правомерны были бы знаменитые слова Данте, начертанные над вратами Ада: «Оставь надежду всяк сюда входящий».
Одно из них, масштабное полотно «Обращение Савла», было представлено на московской выставке. Оба банкира многое порассказали Караваджо о делах в Риме, где, несмотря на предпринятые шаги, даже папскому племяннику не удалось пока уломать дядю, который слышать ничего не хотел о помиловании. Темные улицы Иерусалима в «Страстях Христовых» Гибсона – это Караваджо.
Маркиз де Сад, посетивший Италию в 1776 году и заинтересовавшийся загадочной личностью Караваджо, писал, увидев в Неаполе «Семь дел Милосердия»: «Картина настолько почернела, что, по правде говоря, её невозможно разглядеть как следует»70. Над мрачной аркой вполне правомерны были бы знаменитые слова Данте, начертанные над вратами Ада: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Оно исполнено внутреннего мужества, достоинства.
Острое чутьё охотника и коллекционера его не подвело и он стал обладателем двух картин — «Моление о чаше» и «Христос у колонны». Выйдя из полутьмы на улицу, Караваджо зажмурился от яркого света.
Через несколько лет другой автор, говоря о «Воскресении», отметил: «Фигура выходящего из гробницы Христа со спящими вокруг солдатами написана так правдиво, что готова вот-вот выйти за пределы полотна, в чём некоторые знатоки узрели отсутствие величия и торжественности происходящего» Появившийся в Неаполе французский художник Шарль Кошен-младший в своей книге «Поездка по Италии» (1758) описывает свое впечатление от «Семи дел Милосердия» и «Бичевания Христа», но особенно выделяет «Воскресение»: «Это совершенно необычная картина и на ней Христос не парит в воздухе, а проходит мимо своих стражей, что принижает впечатление и делает его похожим на заключённого, совершающего побег от охраняющих стражников. Внешняя красота в его работах свидетельствует о красоте внутренней. Проникшись чувством сострадания к несчастной доле большинства неаполитанцев, прозябавших в нищете и бесправии, молодые сподвижники благого дела взяли под своё покровительство госпиталь Инкурабили для неизлечимых больных, создали грязе- и водолечебницу на богатом термальными источниками острове Искья, организовали в городе сеть бесплатных харчевен для бедняков и ночлежек для бездомных.
После выдержанной паузы с воображаемого беглеца-рыцаря сняли одеяние и изъяли шпагу. По новой работе можно судить, что писалась она с присущим ранее Караваджо огоньком, когда затеплилась надежда на возвращение в Рим, с которым было связано так много хорошего и дурного.
– нелегитимной царицей. «Эта картина кажется написанной с натуры. Рот его приоткрыт – как будто бы в молитве. В мастерской Чезари Микеланджело проработал восемь месяцев, но в душе был недоволен хозяином, который в качестве постели давал ему только соломенный тюфяк.
Сколько незабываемых часов было проведено на научной половине дворца Мадама у добряка Гвидобальдо, к которому часто наведывались Галилей, Кампанелла, Делла Порта и другие великие умы, ставшие вместе с ботаником Федерико Чези основателями выдающегося научного содружества — академии Линчеи (Рыси), которая объединила под своей эгидой многих единомышленников учёных и пытливых испытателей, поистине обладавших острым умом и зрением рыси. 14 июля 1608 года, ровно через год со дня первого его появления на острове, Караваджо был удостоен звания кавалера Мальтийского ордена с оговоркой «за заслуги» и правом носить меч, но никак не «верноподданнический крест», поскольку он не имел дворянского происхождения. Все внимание художника сосредоточено на персонажах – Христе, входящем в помещение в сопровождении апостола Петра и сидящих за столом сборщиках подати, евангельских «мытарях».
О бессмертии души говорят и другие религии. Тогда в погоню по морю отправились несколько рыцарей, задавшихся целью найти и покарать преступника. Кричащие герои предыдущих работ мастера теперь погружены в молчание. Древние греки прекрасно знали, где основывать свои колонии. (Так, прототипом св.
Питер Робб, в его популярной биографии M, (1998), делает случай для сексуального проступка, но его аргумент спекулятивный. Они растасканы на цитаты.
В больнице в 1593 году был настоятель-испанец и он не мог оставить пост до июня 1595. Изобразив казнь Иоанна Крестителя, Караваджо словно сам себе вынес смертный приговор. Наконец Варейс, встав из-за стола, вызывающе заявил: Днями позже он оказался в одном из переулков Валлетты в компании подвыпивших молодых рыцарей, которые неожиданно затеяли с ним спор, правильно ли он сделал, дав вольную двум чернокожим.
На одной из них – «Иоанн Креститель» – мы видим юношу играющего с маленьким ягнёнком. (Так, прототипом св. Кроме того, художнику был выделен небольшой дом с садом для жилья и работы. Пришлось бежать вместе с Кьярой от местного правосудия.
Последние же годы жизни он вынужденно провел в Неаполе. Глава его действительно была показана пирующим. Наконец добрался до жилья и слег с лихорадкой. Матфея (1602). Согласно договорённости сразу по приезде он обратился за содействием к дону Марцио Колонна, одному из братьев маркизы Костанцы, который пользовался большим весом в Королевстве обеих Сицилий, где в течение четырёх лет занимал пост главы городского управления Неаполя и был награждён королём Филиппом III орденом Золотого руна. Ведь Он пришел взыскать и спасти погибшее. Караваджо действительно открыл искусство народу, а его картины доступны пониманию и трогают всех»71.
Если бы с Иродом что-то случилось, ее положение сразу пошатнулось бы. Он поведал другу свою грустную историю. – Есть такое ветхозаветное словосочетание: и умер он насыщенный (исполненный) жизнью. Этот Наклонный Иоанн Креститель, обнаруженный в Аргентине, остается спорным и должен, возможно, быть описан, как приписано, но она принята Питером Роббом в его биографии 1998 года Караваджо. Но в архивах ордена почти ничего не сказано об этом чрезвычайном событии. В 1530 году император Карл V подарил Мальту и соседний остров Гоцо духовно-рыцарскому ордену святого Иоанна Иерусалимского, который был изгнан оттоманскими турками из прежней его цитадели на острове Родос.
«Механика питья и психология жажды красиво переданы через ловкую манипуляцию конечностей и тщательно построенной головы». По-видимому, во всей этой истории много личного ибо некоторых «благородных рыцарей» возмущал своей неординарностью этот безродный «выскочка», затесавшийся в их братство и пришедшийся там явно не ко двору. На «Обращении Савла» в центре – круп лошади, а будущий апостол Павел валяется в пыли.
Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) жившего и умершего художника одержит победу над временем. Прототипом лютниста, по мнению исследователей, являлся один из переодетых девушками мальчиков – участников театральных и музыкальных представлений, которые устраивал в своем дворце кардинал дель Монте.
Гости проявили особый интерес к стоящей на мольберте картине «Экстаз Магдалины», в которую художник внёс последние исправления. В отличие от виденных им ранее картин других мастеров на эту тему композиция построена вертикально, так что вопреки всем канонам архангел Гавриил не входит в светёлку со словами «Аве Мария», а парит в воздухе над робко склонённой в молитве Девой.
Любого, кто через них войдёт сюда, неминуемо ждёт смерть. Древние греки прекрасно знали, где основывать свои колонии. Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции.
Но написанная Каваллини в здешнем храме фреска «Распятие апостола Андрея» не произвела на него особого впечатления. Возглас гулким эхом отозвался в зале с притихшими в ожидании рыцарями. Кажется, ничто здесь не говорит о том, что перед нами будущий пророк. Своим именем Мальта обязана, по одним данным, греческому слову «Мелита» («медовая»), по другим — финикийскому «Маллат», что означает «укрытие». Судить о нём невозможно, так как картина была утеряна.
– Н. А. ), лишенный помощи, он через несколько дней скончался. Здесь (в Порто Эрколе. А Фабрицио Сфорца было что скрывать. После триумфа «Семи дел Милосердия» на него началась настоящая охота и заказы посыпались один за другим.
Злодейство свершилось и Иоанн мёртв. Юный Иоанн показан полулежащим одна рука расположена на шее барана, он повёрнулся к зрителю с озорной улыбкой. Его не удовлетворил мрачный колорит и вскоре он подарил картину одной из церквей Нанси.
Однако обратите внимание, как изображен Иоанн Креститель. Во-первых, она делает полотно единственной подписанной среди всех работ художника.
Юный Иоанн показан полулежащим одна рука расположена на шее барана, он повёрнулся к зрителю с озорной улыбкой. Произведение Караваджо «Усекновение главы Иоанна Крестителя» пользовалось большим признанием. Марио взялся для него писать «Ессе Homo», но вскоре им заинтересовалась инквизиция и обвинила в двоежёнстве — преступлении, жестоко караемом на острове, хотя в некоторых дворцах содержались целые гаремы наложниц. Более того, некоторые искусствоведы причисляют ее к величайшим шедеврам.
Своим именем Мальта обязана, по одним данным, греческому слову «Мелита» («медовая»), по другим — финикийскому «Маллат», что означает «укрытие». Всё остальное тонет во мраке как лишнее и несущественное. Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный.
Свое имя Микеланджело Меризи да Караваджо получил в честь архангела Михаила, в день которого появился на свет (по новейшим изысканиям, в конце 1570 или в 1571 году), прозвище – по месту рождения. Сын архитектора (или руководителя каменщиков), юный Микеле с 1584 года в течение четырех лет обучался ремеслу живописца в мастерской миланского маньериста Симоне Петерциано.
Так Фабрицио Сфорца отсидел четыре года в тюрьме на Мальте. Его поступок вызвал неодобрение некоторых собратьев как оскорбляющий рыцарское достоинство и проявление порицаемой церковью гордыни. Но в архивах ордена почти ничего не сказано об этом чрезвычайном событии. Его не удовлетворил мрачный колорит и вскоре он подарил картину одной из церквей Нанси.
Попивая вино и закусывая пахучим овечьим сыром, он любовался закатом. Матфея послужил друг художника известный римский архитектор Онорио Лонги). Через посланника лотарингского герцога, женатого на дочери мантуанского правителя Гонзаги, Караваджо получил выгодный заказ на написание «Благовещения» (285x205 Музей изящных искусств, Нанси). Однажды с ним уже было так, когда он, объявившись в Риме без гроша в кармане, вынужден был малевать по две-три «картинки» в день для перекупщика Лоренцо или хозяина харчевни, который из милости подкармливал голодного художника. Караваджо отвёл душу в компании балагура Делла Порта.
Питера Робба, M, ниже). Такое на Мальте никому не прощалось, как об этом красноречиво сказано на картине «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Баран же часто является символом похоти2. (Караваджо умер от малярии примерно через месяц после того, как полотно было доставлено заказчику). Вице-королю пришлось поневоле распорядиться об отправке в конце ноября «Распятия апостола Андрея» в этот городок километрах в семидесяти южнее Неаполя, куда ожидалось прибытие на торжества самого Филиппа III. «Крестный отец» – это Караваджо.
Первый из них был консультантом мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, ставшего недавно владельцем отвергнутого монахами-кармелитами монументального «Успения Богоматери» и следившего за каждым шагом Караваджо с помощью своих осведомителей. Кардинал Боргезе получил Молодежь с Поршнем, но больше чем год спустя. Это свет сумасшедший и революционный, он – как от искусно выстроенной системы софитов, вылавливающих живые, теплые человеческие тела и лица из теней и тьмы. Тот же Беллори с неодобрением отмечал, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходным мраморным творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их и признавая одну лишь природу объектом своей кисти» 2. Кое-кто из искусствоведов считает, что фигура дописана намного позднее.
Закатившиеся глаза Олоферна свидетельствуют о том, что его сознание угасает, а в сведенном предсмертной судорогой теле еще теплится жизнь. Даже напротив, он беседовал с ним, прислушивался к нему. Караваджо иногда называют первым кинематографистом в истории – и это правда. Но подавляющее чувство имеет горе.
Работая у Карли, Караваджо писал аж «по три головы за день». Чтобы провинившийся художник полнее осознал свою вину, его поместили не в обычную тюрьму, так достоверно изображённую им на картине в зале Оратории, а в предназначенную для смертников «гуву», на чём настояли оскорблённые им «благородные рыцари». Это самая значительная из картин Караваджо, написанных на Мальте. В «Призвании св. Алая драпировка прикрывает его тело, кровавым языком «стекая» на пол, почти повторяя очертания лужи крови, образовавшейся по соседству. Очевидно, что последние слова, мысли пророка перед смертью – молитва к Богу.
Караваджо был принят в орден, но вскоре лишился его за некое очередное преступление и был изгнан с острова как «гнилой зловонный орган». К 1610 жизнь Караваджо распутывала. Рот его приоткрыт – как будто бы в молитве.
Он вынужден был бежать из Рима, когда папа Павел V объявил его вне закона за убийство человека. Микеланджело Меризи да Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя.
Злодейство свершилось и Иоанн мёртв. Известно, что оценку производил один из друзей семьи Веласкеса. Луиджи Карафа не мог оторвать от неё глаз, настолько картина потрясла его. Там они были поглощены разверзшейся землей.
На волевом лице магистра, обрамлённом усами и редкой бородкой, скрыта улыбка. После разбора всех обстоятельств нарушения устава специальным постановлением от 1 декабря 1608 года Караваджо был с позором изгнан из Мальтийского ордена как «извращённый и позорящий братство» рыцарь. Давайте для начала поговорим о том, что значил Иоанн Креститель для Караваджо. Таким юноши его ни разу ещё не видели. О самой этой работе сохранилось только упоминание.
Но, пожалуй, больше всего с Караваджо окажется внутренне связан Рембрандт. Творчество художника отразило его собственный жизненный путь. Прошло дня три после странного разговора, почти допроса у инквизитора. Внешняя красота в его работах свидетельствует о красоте внутренней.
Во дворе форта была высечена в скальном грунте «гува» – конусообразная пещера четырёхметровой глубины, открытая солнцу и дождям. На ней был представлен св. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери пошел войной против Ирода.
Прекрасно живописное исполнение самой композиции, написанной в строгой манере чёткими мазками»78. Один прелат в раздражении спросил: «Эта лошадь должна заменить Бога. » – «Нет», – ответил Караваджо, – «но она стоит в свете Бога». Картина производит впечатление разыгрываемой на подмостках трагедии в приглушённых тонах.
Луиджи Карафа не мог оторвать от неё глаз, настолько картина потрясла его. По свидетельству современников, своим монументальным «Воскресением» Караваджо окончательно покорил неаполитанцев. Вообще это удивительный Амур.
Вскоре ответ на вопрос был получен. Композиция исполнена проникающего динамизма. У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет» Это произведение было написано в 1602 году, в переломный момент жизни Караваджо, вскоре после завершения полотен для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези. Картина была заказана в качестве алтарной для собора Святого Иоанна Крестителя на Мальте, где и находится с момента написания по сей день.
Пляска так впечатлила царя, что тот пообещал танцовщице исполнение любого желания. Что происходит здесь. ) было действительно революционным. Через него перевита сереshyбристая лента с надписью «Ecce Agnus Dei» (лат.
Более семисот пленённых африканцев поступили тогда на местный невольничий рынок. Да, на лице его видны черты смерти, тления, признаки того, что душа уже покинула тело. Судить о нём невозможно, так как картина была утеряна. В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа.
Небесный вестник исполнен женственной красоты и терпеливого усердия. А главное – где-то внутри. Но поиски оказались тщетны. Марио взялся для него писать «Ессе Homo», но вскоре им заинтересовалась инквизиция и обвинила в двоежёнстве — преступлении, жестоко караемом на острове, хотя в некоторых дворцах содержались целые гаремы наложниц.
Без резких переходов свет плавно скользит по фигурам, оставляя в тени верхнюю часть полотна. С большой симпатией изображён умудрённый жизненным опытом человек. Что же мог такого натворить Марио, если им интересуется инквизиция.
В роли связного с внешним миром выступал весельчак и проныра Чекко. В этом он уподобился ангелам небесным. Где же героическая смерть святого апостола во имя торжества веры.
Это находится теперь в Музее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити. Думаю, Караваджо, переживая такие покаянные чувства, надеялся на спасение. По словам Спасителя, не было пророка выше, чем он.
Картина соединяет элементы и персонажи из двух сюжетов – «Положения во гроб» (при котором, согласно Евангелиям, присутствовали Иосиф Аримафейский, Магдалина и Мария Клеопова) и «Оплакивания» (в котором обычно изображаются Богоматерь и Св. (Джон Гэш). Вспомнив свои картины на тему мученичества святых апостолов в римских церквях Сан-Луиджи деи Франчези и Санта-Мария дель Пополо, он вынужден был вновь обратиться к книге Иакова Ворагинского «Золотая легенда», рассказывающей о последних днях жизни апостола Андрея, когда, будучи осуждённым на медленную смерть на кресте, он продолжал проповедовать Христово учение собравшимся толпам людей. К тому же он показан исхудавшим, как человек, много страдавший. Это центральное полотно «Воскресение» и два боковых поменьше — «Святой Франциск» и «Святой Иоанн». Биограф Питер Робб цитирует Монтеня на Риме как город универсального безделья, «.
Моделью для этой картины послужил Чекко ди Караваджо, слуга и ученик Караваджо, также изображённый на картине «Амур-победитель» и ряде других. Как истый итальянец, который из-за предрассудка никогда не употребляет в пищу дары моря, если в названии месяца отсутствует буква «эр» — а тогда было начало июня, — он заказал спагетти с мясной подливкой, красное вино и сыр. Живопись демонстрирует то, что Робб называет «нащупыванием Караваджо драмы человеческого присутствия». Фрагмент. Около 1608.
Шум города сюда не доходил. Понравившийся графу «Давид» был припасён им для других целей картина писалась в Дзагароло в тяжёлом расположении духа, когда мысль о неминуемом возмездии не покидала его ни на минуту. Фигуры стоят на плите, нависающей над черной могильной ямой, придвинутой прямо к зрителю. Он явно не хочет, чтобы ягнёнок объел эти цветы. Да, на лице его видны черты смерти, тления, признаки того, что душа уже покинула тело. Художник мог повторить слова его современника Шекспира, вложенные в уста Гамлета, о том, что цель искусства – «держать зеркало перед природой».
И когда-нибудь, когда придет Господь – а мы все ожидаем Его славного пришествия – не только душа продолжит свою жизнь, но и тело, причем тело преображенное. Такого ещё не знала Итальянская живопись. Согласие папы на возведение в рыцарский сан испрашивалось одновременно для отпрыска правящего лотарингского семейства и для «замечательного мастера и верного христианина, который случайно в уличной драке совершил убийство, в чём глубоко раскаивается». И о жилье и одежде не заботился Иоанн.
Он сидит на звериной шкуре, под которой видны белая ткань и красный плащ. Пылкий неаполитанец стал очевидцем неслыханного успеха, вызванного «Распятием апостола Андрея». (Джон Гэш, посмотрите ссылки ниже). «Экстаз Магдалины» копировали многие неаполитанские художники. Кисти итальянского художника Караваджо принадлежат шесть картин (. ), запечатлевших образ Иоанна Крестителя. Рот военачальника раскрыт, еще слышен его отчаянный вопль. С большой симпатией изображён умудрённый жизненным опытом человек.
И всё-таки. То с одного, то с другого полотна торчат грязные босые крестьянские ноги (зачастую ноги не кого-нибудь, а, например, апостола Матфея). По-видимому, во всей этой истории много личного ибо некоторых «благородных рыцарей» возмущал своей неординарностью этот безродный «выскочка», затесавшийся в их братство и пришедшийся там явно не ко двору.
Искусствоведы почему-то постеснялись дать ему соответсвующее прозвище, среди них он славится тем, что первым применил барочную манеру письма с выкрученной контрастностью «кьяроскуро», когда используется резкое противопоставление света и тени. Думаю, Караваджо, переживая такие покаянные чувства, надеялся на спасение. Через него перевита серебристая лента с надписью «Ecce Agnus Dei» (лат. Но прекрасный город на берегу Тирренского моря по-прежнему оставался для художника чужим. Картины были предназначены для Боргезе и он приказал Маркизе заботиться о них для него. Авторство данной картины оспаривается кроме самого Караваджо, автором может быть Бартоломео Кавароцци (Bartolomeo Cavarozzi), его ранний последователь.
Картина производит впечатление разыгрываемой на подмостках трагедии в приглушённых тонах. Разбитной половой из местных предложил свежих креветок и жаркое из осьминога. На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему. Это особенно ощутимо в новой созданной им версии «Давида с головой Голиафа» (90, 5x116, 5), написанной маслом на тополевой доске. – Есть такое ветхозаветное словосочетание: и умер он насыщенный (исполненный) жизнью. В 1601/02 Караваджо очевидно жил и рисовал в палаццо семьи Маттеи, наводненной комиссиями от богатых частных клиентов после успеха часовни Контарелли, где в 1600 он показал Мученичество Святого Мэтью и Вдохновение Святого Мэтью.
В холсте «Амур-победитель» античное божество любви предстает в облике полного обаяния итальянского мальчишки, попирающего ногами символы цивилизации: скипетр, лавровую ветвь, книгу, музыкальные инструменты, компас, угломер. Однажды с ним уже было так, когда он, объявившись в Риме без гроша в кармане, вынужден был малевать по две-три «картинки» в день для перекупщика Лоренцо или хозяина харчевни, который из милости подкармливал голодного художника. Но прекрасный город на берегу Тирренского моря по-прежнему оставался для художника чужим. Тем не менее, это не было полностью без прецедента. Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции.
Вообще, тема мученичества, обращения изменения жизни – была для Караваджо очень важна. По словам Манчини, настоятель «потом взял их с собой на родину», но одна из версий рукописи Манчини говорит, что этой родиной была Севилья, а другая говорит о Сицилии. Это не был возраст, который приветствовал искусство, которое подчеркнуло реальное.
Герцог Гонзага не внял рекомендации своего агента и промолчал. В тюрьму был послан воин, который привел приказ в исполнение. Папа Сикст V, стремившийся вернуть Риму статус столицы мира, способствует новому преображению Вечного города, куда из разных концов Италии стекаются талантливые архитекторы и художники. Урсула» сейчас в очень плохом состоянии.
Художник передает все градации чувств – от высокой патетики до неприкрытого страдания. В двух других явно чувствуется портретное сходство. Сложив крылья, ребёнок Амур забылся сном, зажав в руке стрелу. Художники со всей Европы специально приезжали на Мальту, чтобы на него посмотреть.