Игроки в шахматы (итал. I Giocatori di Scacchi) — картина, атрибутируемая представителю школы Караваджо, представляющая редкий для неё сюжет (игра в шахматы). Игроки в шахматы (итал. I Giocatori di Scacchi) — картина, атрибутируемая представителю школы Караваджо1, представляющая редкий для неё сюжет (игра в шахматы).
Представив участников игры поколенно, «срезав» боковую фигуру старушки, Ромбаутс максимально приблизил сцену к зрителю. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Он позволяет передать тонкие психологические нюансы реакции участников и зрителей игры8. В санкт-петербургском Эрмитаже хранят еще одних «Игроков в карты» Ромбаутса.
А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Во всяком случае, он скоро стал в сознательную оппозицию к Арпино и Карраччи. Наоборот, сиракузец Марио Меннити (1577 до 1640) был истинным учеником Караваджо, перенесшим стиль своего учителя в Мессину.
В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Попав в тюрьму, после очередной драки, Караваджо знакомится с Джордано Бруно. Себастьян в Дрездене. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Поначалу он бедствовал, работал по найму.
Для ее произведений мифологическая тема составляет не внешний повод, не обрамление, не смысловую параллель к воплощаемому образу, а непосредственную основу этого последнего. Антверпенские художники Теодор Ромбаутс (1597-1637) и Ян Коссирс (1600-1671) согласно фламандской традиции также посетили Италию. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). (Вакх, 1592-93) и жанровых картин (Лютнист, 1595).
Рим для него был не музеем, а живым, беспокойным современным городом. Джованни Баттиста Карраччиоло (1575-1641) в Неаполе, ученик маньериста Франческо Импарато, поддался влиянию Караваджо. Однако его произведения трудно датировать. Прим. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.
Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Во главе натуралистического или реалистического движения в Италии (попытки установить различие между натуралистическим и реалистическим направлениями искусства кажутся нам неудачными) возвышается, полная страстной силы, своеобразная личность верхнеитальянца Микеланджело Меризи да Караваджо (1569-1609), которому в Германии, после долгого непризнания, воздали должное уже Юлиус Мейер и Эйзенман, а в последнее время обеспечили почетное место Шмербер и Каллаб. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Он отучился в художественной школе в Милане. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями.
В Риме к нему примкнули ломбардец Бартоломмео Манфреди (около 1580-1617) и венецианец Карло Сарачени (1585-1625). В основу композиции картины Ромбаутса «Игроки в карты», хранящейся в Королевском музее в Антверпене, положен мотив из «Призвания апостола Матфея» Караваджо – группа сборщиков податей с мытарем Матфеем в центре за столом. Короче сказать, Караваджо был скорее пролагателем и указателем путей, чем завершителем их. Так в основу композиции картины Теодора Ромбоутса «Игроки в карты» (Королевский музей, Антверпен) положена композиция «Призвания апостола Матфея» Караваджо. Караваджо учился живописи в Милане у маньериста Симоне Петерцано.
Однако один из биографов — Джованни Пьетро Беллори — в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. Образный строй этой картины еще более насыщен. Отсюда следует, что он не делает ни одного мазка кистью без того, чтобы не изучать жизнь, которую он копирует и пишет». Так в основу композиции картины Теодора Ромбоутса «Игроки в карты» (Королевский музей, Антверпен) положена композиция «Призвания апостола Матфея» Караваджо.
В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Нередко их пугал драматизм его работ их демократичность.
Но у работ художника постепенно появляются и свои сторонники. Картина не была признана заказчиком из-за реалистической трактовки сцены).
Что же, это может служить только подтверждением устойчивости интереса к идеям итальянца. Свидетельством переживаемого мастером творческого подъема помимо высоких художественных достоинств его работ может служить его неистовая работоспособность, сделавшая возможным одновременное возникновение капитальнейших полотен для двух циклов – Контарелли и Черази (включая дополнительные варианты взамен непринятых картин) – и других выдающихся произведений. Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Хранящаяся в Эрмитаже картина Лютнист относится именно к этому времени.
Римлянин Доменико Фети (1589-1624), особенность которого представляли небольшие картины с ландшафтами и жанровой обстановкой, каковы Притчи Господни в Дрездене, первоначально был учеником Чиголи, но развился в своеобразного мастера с натуральными формами, уравновешенным колоритом и плавной широкой кистью. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли.
Умолял Папу Римского о помиловании и разрешении вернуться в Рим. Караваджо пишет Гадалку (1595) и Игроков (1594-1595), наряду со многими картинами на легендарные и религиозные сюжеты.
Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). За ним следует Давид в галерее Боргезе, Христос в Эммаусе в Лондоне, Св. Прямое, непосредственное видение «куска действительности» с сильнейшим акцентом на его живой достоверности не могло не вступить в противоречие с обязательным прежде облечением образов в мифологическую форму, поскольку такая мифологизация уже изначально несла в себе признаки тематического обобщения, возвышения образа над единичным и преходящим. Он позволяет передать тонкие психологические нюансы реакции участников и зрителей игры8. Пристрастие к натуралистическим деталям, к достоверности обстановки не заслоняет главного в произведениях Караваджо, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драматичны и возвышенны (Положение во гроб, 1602). Влияние Караваджо на молодежь было неотразимо.
Он выполнял заказы на весьма престижные работы. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Первой из числа величественных алтарных композиций нового типа явилось ватиканское «Положение во гроб» 1602-1604 годов, предназначавшееся для одного из новейших барочных храмов Рима – церкви Санта-Мария-ин-Валличелла (Кьеза Нуова).
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Ромбаутс и Коссирс были воспитаны на полуфигурных «Веселых обществах» Яна Массейса м «Застольях» Амброзиуса Бенсона с их демократическими, часто вульгарными типами. Комментатор этой мысли – меланхоличный музыкант (кстати, вызывающий в памяти знаменитого «Лютниста» Караваджо). Он позволяет передать тонкие психологические нюансы реакции участников и зрителей игры. Они воспринимались как вызов господствующему вкусу.
Они долго беседовали. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Так в основу композиции картины Теодора Ромбоутса «Игроки в карты» (Королевский музей, Антверпен) положена композиция «Призвания апостола Матфея» Караваджо. Реалистические принципы Караваджо делают его наследником Ренессанса, хотя он и ниспровергал классические традиции. Караваджо (Caravaggio) (настоящая фамилия – Меризи Merisi) Микеланджело да (1573-1610) итальянский художник.
Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Для караваджизма характерны демократизм художественных идеалов интерес к непосредственному воспроизведению натуры, драматизация изображения с помощью контрастов света и тени, стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов, крупные планы, монументализация жанровых мотивов (сцен с гадалками, музицирующими персонажами и т. д. ) и, напротив, бытовая трактовка религиозных и мифологических сюжетов.
17-летним юношей он попадает в Рим. Точной причины драки так никто и не узнал. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Он позволяет передать тонкие психологические нюансы реакции участников и зрителей игры.
Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. На картине изображены три человека, двое из которых играют в шахматы: мужчина, скромно, но изящно одетый юноша, одетый в яркий дорогой костюм, которого приобнимает женщина сама женщина одета в полупрозрачную рубашку и простое лёгкое платье (на лице заметны морщины, она явно не молода, ведёт себя развязно, в руке зажат кошелёк с деньгами, вероятно, она – девица легкого поведения). И так же недолговечны человеческие увлечения и страсти. В результате его арестовали.
Итальянский художник. Так в основу композиции картины Теодора Ромбоутса «Игроки в карты» (Королевский музей, Антверпен) положена композиция «Призвания апостола Матфея» Караваджо. Из болонцев перешел к Караваджо ученик Карраччи Леонелло Спада из Пармы (1576-1622).
Шире стал образный диапазон его решений, разнохарактернее их стилистика, разнообразнее типологические формы и сама проходящая сквозь его искусство проблема «миф – реальность», хотя и разрешается в направлениях, предуказанных главными тенденциями его творчества прошлых лет, предстает теперь в большем числе образных вариантов. Выйдя из тюрьмы, Микеле продолжал драться, ходить по кабакам играть в карты. Резкое боковое освещение в картине Ромбаутса также восходит к приему караваджистского «погребного», как назвали его еще в XVII веке.
Потом, благодаря помощи кардинала дель Монте, он начинает находить покупателей и для своих самостоятельных произведений. Так в основу композиции картины Теодора Ромбоутса «Игроки в карты» (Королевский музей, Антверпен) положена композиция «Призвания апостола Матфея» Караваджо. Караваджо удается получить ряд заказов от церкви.
Но при этом он успевал создавать великолепные произведения. Перед нами – мастер, полный сил и энергии, бунтарь, смело отвергающий принятые нормы, а не холодный экспериментатор, увлеченный лишь светотенью, как его пытались представить некоторые исследователи. На мужчинах шляпы, рядом с шахматной доской лежит горсть серебряных монет.
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Всем известна любовь нидерландских мастеров к материальности вещей, предметному миру вообще, подробностям каждодневной жизни.
Живопись Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие).
Искусство Караваджо – очень сложный комплекс творческих тенденций и результатов. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Он позволяет передать тонкие психологические нюансы реакции участников и зрителей игры. На столе в непосредственной близости от мужчины два разных вида крепкого алкоголя. Вместо двойной системы образных соответствий, которую мы могли наблюдать в «Вакхе», в созданиях этой линии возникает синтез более однородного порядка.
Но и тут Караваджо сопутствовала удача. направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности, эмоциональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм). Но в дальнейшем, развитие искусства Караваджо пошло абсолютно иными путями. Смерть Марии (1605-1606), одно из центральных его произведений, где традиционная тема представлена как волнующая человеческая драма, была решительно отвергнута и так и никогда не заняла места ни в одной из римских церквей.
Родился 28 сентября 1573 года. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Его картины намеренно прозаичны, если не сказать – намеренно грубы. Это произведение следует расценить как первую попытку объединить присущее Караваджо чувство реальности с торжественной представительностью, своего рода «репрезентативным драматизмом», столь характерным для сложившейся в этом столетии концепции алтарной картины. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Но в 1606 году художник в пылу ссоры во время игры в мяч совершил убийство и с тех пор был вынужден скрываться от полиции. Изображение человеческого тела во всей его естественности, упрямое преклонение перед правдой жизни далеко не всегда способствовали взаимопониманию живописца с заказчиками. Музыкант-лютнист – вот вводная и ключевая в сцене фигура.
Автор исключительных по драматической силе религиозных композиций (Положение во гроб, ок. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Это означало смертный приговор. Меризи бежал на юг, в Неаполь. Если в Вакхе (1592-1593) художник решает тему еще в плане преимущественно декоративном, то в Лютнисте и в Концерте (1595) привлекает поэтическая одухотворенность замысла. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы (Лютнист, около 1595 Игроки, 1594-1595). За ним пошел и прирожденный римлянин Анджело Каросеи (1585 до 1653). Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Эта резкая светотень, контрастность цветовых пятен создает атмосферу внутренней напряженности, драматизма, взволнованности и большой искренности. Вначале Караваджо работает как художник-исполнитель у Кавальеро дАрпино. Мало-помалу Караванджо создавал школу во всей Италии. А впервые о нововведениях Караваджо северяне и, в частности, фламандцы могли узнать из «Книги о жудожниках» Карела ван Мандера, вышедшей в 1603 году. Но ученик Джироламо Импарато Андреа Ваккаро (1598-1670) и ученик Карраччиоло Массимо Станционе (1585-1656) только в молодости плыли в русле Караваджо и в скором времени бросили якорь в эклектической гавани болонцев.
Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к чистому натюрморту и авантюрному жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века. Основоположник реалистического.
Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Неслучайно так часто были недовольны его работами высокопоставленные римские заказчики. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Судьба Караваджо была поистине непростой.
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Возникло в Риме как альтернатива академизму братьев Карраччи. Звуки музыки, как бы прекрасна она ни была, живут ничтожно мало. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Но в общей перспективе эпохи травестийный подход к мифологической теме был важным открытием: здесь положено начало одной из важных образных линий в мифологической поэтике Веласкеса, давшей себя знать в целой череде его прославленных созданий, от «Вакха» до «Венеры с зеркалом». Но Караваджо была чужда созерцательность возвышенных классических композиций. Филиппо I Колонна. Но и здесь его ждали приключения и неудачи.
Ряд начинают мощные образы Матфея в Сан Луиджи де Франчези в Риме и берлинской галерее. Сюжет, связанный с азартом в играх, представлен творчеством и самого Караваджо, а особенно широко – в творчестве его последователей. После драки, в которой Караваджо убил человека, Папа Римский объявил Микеле вне закона. По-видимому, она оказалась пока что слишком ограниченной в своих возможностях, чтобы стать базой для образов по-настоящему широкого тематического охвата. Савольдо и А. Моретто. Ранний этап его искусства вот таким образом в наибольшей мере насыщен противоречивыми устремлениями.
Он несколько раз попадал в тюрьму. Он натуралистичен уже в выборе тем. После серьезной ссоры с кавалером ордена, находившимся рангом выше, выяснилось причастие Меризи к убийству в Риме.
Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Бруно оказал на него большое влияние.
Подчеркнутая простонародность типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. В Генуе во главе реалистического движения, расцветшего здесь под отдаленным влиянием Караваджо, стоял Бернардо Строцци (1581-1644), позднее живший и умерший в Венеции под именем Прете Дженовезе (венецианского священника). Его слава росла, хотя далеко не все воспринимали творчество Караваджо с однозначным одобрением. Произведения художника Караваджо и в самом деле существенно отличались от общепринятых в то время образцов живописи.
В школе Пьетро Паоло Бонци, прозванного иль Гоббо деи Карраччи иначе да Кортона или дай фрутти (фруктовщик, 1570-1630) и Марио Нуцци (дай фиори – цветочник, 1603-1673), живописцев цветов и мертвой натуры, объединились их задачи в смысле понимания декоративного применения красочных эффектов. 1602-04), мифологич. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
Он долго скитался, болел, раскаивался. Пройдя за неполных четыре года путь от «Юноши с корзиной фруктов» до «Игроков в карты», художник словно бы исчерпывает ресурсы жанровой картины, отпущенные ей в этой фазе эволюции. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту.
Свет и пластика – привычные для Караваджо художественные средства, но трудно назвать другую его работу, где степень их воздействия достигала бы такой мощи. Многосторонний Джованни Бенедетто Кастильоне (1616-1670), переселившийся в Мантую, примыкает к реалистам как художник животных, но более по выбору тем, чем по их исполнению. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине.
И продолжал много работать. Он стремится писать как можно правдивее.