«гадалка»— картина Микеланджело Меризи да Караваджо. «гадалка» — картина Микеланджело Меризи да Караваджо. «гадалка» — картина Микеланджело Меризи да Караваджо.
Вряд ли Караваджо знал о существовании того стихотворения, опубликованного в Венеции в 1590 году. В начале нового века Караваджо получает немало заказов от церквей. «Гадалка» (1595) Холст, масло.
«Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль.
Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Почувствовав себя несколько лучше, Караваджо решил как-то отблагодарить заботливого приора, попросив принести всё необходимое для работы. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления.
Друзья навещали его редко, да и не до них ему было с их непременными рассказами о ночных похождениях по кабакам — болезнь никак не отпускала и целыми днями он был не в силах подняться с постели. Её официальное название «Кающаяся Магдалина». К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Его автором мог быть как сам Караваджо, так и кто-нибудь из его последователей.
Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Он хранится в Музее Капитолия в Риме.
Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Своей фортуной он был обязан тому, что, правильно взвесив и оценив сложившуюся в мире обстановку, опередил многих конкурентов и своевременно зафрахтовал быстроходный генуэзский флот для перевозки грузов с пряностями, а главное с награбленным золотом из Нового Света в Европу, что принесло неслыханные барыши. Так появилась на свет одна из ярких жанровых работ, вызвавшая большой интерес коллекционеров, а близкие друзья сочли, что это самая удачная картина Караваджо.
Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605 – 1606, Лувр). Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Отвергая каноны прекрасного, существовавшие в его время, он успевал запечатлеть настоящую жизнь.
Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Поза у Вакха неудобная. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее.
Но полуобнаженную натуру часто рисовали художники в те времена и когда хотели выгодно продать картины с изображением юношей, образ дополняли посохом скитальца и шкурами овнов. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати.
Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. Никому ранее не удавалось передать с такой убедительностью и достоверностью на холсте неуловимый миг движения. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. «Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла.
На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. С мощной простотой, как человеческую трагедию трактует художник сцены мучений святых. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме.
Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Художник использовал резкое противопоставление света и тени, что делало его полотна объёмными и живыми. Именно вот таким образом многие его картины отвергаются заказчиками духовного звания. Но Караваджо трактует ее жанрово, а не в форме идиллии. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей.
1594, Париж, Лувр), Лютнист (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Концерт (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) утверждают сложившуюся самостоятельную образную систему художника.
Все они были дружны с папским любимцем кавалером Чезари дАрпино и, посещая его мастерскую, узнавали немало нового и полезного для себя о нравах, царящих в высшем обществе и о требованиях, предъявляемых Ватиканом к искусству. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно.
Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Тут было над чем призадуматься.
Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. На сей раз позировал Марио, который только лишь восседал в заданной ему позе и не более того. Главной целью Караваджо было добиться наибольшего реализма, который читается в выражении лиц, поведении героев их одеждах и движениях.
Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. С глубокой искренностью — сцену духовного преображения Савла — будущего апостола Павла. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо.
У левого глаза припухлость от ушиба. Судьба Караваджо была поистине непростой. Архив римской полиции хранит запись об инциденте с подробным описанием внешности задержанной31. Аннучча была признательна ему за заступничество. Так появился «Юный Вакх» (95x85).
Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Тема написанного для кардинала дель Монте полотна «Концерт» с изображением четырех молодых людей с музыкальными инструментами была характерна для северо-итальянской живописи. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал.
На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. Это был сирота лет шестнадцати, родом из города Сиракуза на Сицилии, с большим трудом добравшийся до Рима и одержимый желанием освоить азы живописного ремесла.
Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Пришлось завести кошку. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Проведённый недавно радиографический анализ выявил множество авторских правок при написании картины, который подтвердил версию о том, что Караваджо никогда не делал никаких предварительных эскизов.
Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Несколько раз изменяя расположение фигур, он обращался к написанию евангельской сцены «Трапеза в Эммаусе» (Милан, Пинакотека Брера 1601, Лондон, Национальная галерея). Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной.
Вакх, написанный с известной долей иронии и натюрморт со следами увядания освещены мягким осенним светом, словно автор прощается с мифологией, в плену которой итальянская живопись пребывала долгие годы и в последний раз вглядывается в фигуру юноши и лежащие перед ним плоды, чья судьба предрешена и скоро они канут в Лету. Позднее он написал для Дель Монте копию «Гадалки», внеся в неё ряд существенных изменений. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Каждый образ передан с небывалой остротой восприятия натуры и цветовой энергией.
Караваджо прекрасно понимал, что присущая юному другу одухотворённость никак не подходит для образа развесёлого гуляки и выпивохи Вакха. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Для этого сюжета, возможно, был исполнен натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Пинакотека Амброзиана), поражающий энергией чистых красочных тонов. Образумился ли юный художник.
Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». К числу лучших поздних произведений Караваджо относится и полотно «Смерть Марии» (1605—1606, Париж, Лувр).
Эти две поясные фигуры помогли художнику достичь небывалого реализма». котором художник родился 28 сентября 1573. Позднее он написал для Дель Монте копию «Гадалки», внеся в неё ряд существенных изменений. Смог ли обуздать свой характер. Уже ранние, созданные в Риме произведения с изображением полуфигур — Вакх (1596—1597, Флоренция, Галерея Уффици), Юноша с корзиной фруктов (ок.
Друг Джустиниани кардинал Франческо Дель Монте год спустя приобрёл следующую картину художника — «Шулера», что сделало Караваджо вхожим в дом кардинала. Удивительной деталью, которую очень сложно заметить, является момент кражи. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. Успех не заставил себя долго ждать. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. Особенно хорошо известен пример картины «Мадонна со змеей» (1605-1606).
Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Без всякого зазрения он заглядывает через плечо в карты соперника, показывая на пальцах в рваных перчатках, чем надо крыть нетерпеливому компаньону с неприятным лицом грызуна. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Данная картина относится к бытовому жанру и впервые была упомянута биографами художника.
Один их вид вызывает во рту оскомину. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Он выступает посредником между Небом и Землёй. С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам.
И это самое ценное в картине. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Юноша выглядит моложе и более уязвимым, а гадалка, в свою очередь, менее осторожной и лучше контролирующей ситуацию. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини.
Герой произведения одет в богатое платье, говорящее о его самовлюблённости. Но любил ли он её, трудно сказать. По всей видимости, при её написании художник смотрел на модель сверху вниз через отражение в зеркале, что и заставило его усадить задремавшую Магдалину на низкий стульчик. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Когда Филлида представляла Джустиньяни своих друзей, его взгляд украдкой скользил по картине, поставленной на каминную плиту.
Считается, что Караваджо первым ввёл в итальянскую живопись жанр натюрморта, хотя предметы неживой природы нередко появлялись в работах на религиозные сюжеты, например, у известного венецианского живописца XV века Карло Кривелли, который жил и творил в глухой провинции. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. Он отучился в художественной школе в Милане. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности.
Их образы простонародны, как и образ Марии, уподобленной крестьянке в выцветшем платье. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев.
В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя.
Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи.
Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Первые варианты полотен для капеллы Черази были сначала отвергнуты заказчиками.
Действие самой значительной композиции евангельского цикла капеллы Контарелли — «Призвание апостола Матфея» — происходит в темном помещении, куда неожиданно вторгаются Христос и Святой Петр, освещенные сильным потоком света, так называемым «погребным светом» Караваджо. На полотне изображена молодая девушка, являющаяся цыганкой. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете.
Караваджо. В полотне «Вакх» молодой толстяк в венке из листьев и гроздьев винограда на черных волосах, одетый на античный манер, уподоблен богу. А вот юнцу Костантино позирование было в новинку и он терпеливо стоял перед мольбертом не шелохнувшись. Что касается упомянутого рисунка, то если бы Караваджо мальчиком увидел и запомнил его, во что верится с трудом, невыразительность фигуры укушенного раком плачущего ребёнка, написанного художницей на бумаге углём и мелом, никак не могла бы заинтересовать столь темпераментную личность, как Караваджо с его открытой неприязнью к статичности любого изображения. В тихой скорби застыли у смертного ложа Марии апостолы.
Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Он убирает лишние детали, чтобы не отвлекать внимание от главного и придать образу большую весомость и поэтичность, поднимая его над серой обыденностью и оставаясь при этом верным избранной натуре. Вот таким образом Марио у него совсем не похож на себя в обличье женоподобного и пышнотелого Бахуса с густой копной волос, скорее смахивающей на парик, с небрежно нацепленным на голову нелепым венком из пёстрых виноградных листьев. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками.
Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рубенса, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Рембрандта. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. По мнению Д. Беллори, этим полотном Караваджо хотел доказать, что можно вдохновляться и сюжетами, взятыми из реальной жизни, а не только древними мраморными статуями или работами Рафаэля.
«Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Да разве можно было забыть ту комичную ситуацию, когда неуклюжий Муцио ненароком угодил с моста в реку и как они потом смеялись над его падением. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе.
Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу.
Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. Падающий извне свет освещает лицо юноши, длинную шею, обнажённое плечо с нарочито выделенной ключицей и рукав белой рубахи, а возможно, накинутую поверх обнажённого тела простыню. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. 99 x 131 смЛувр, Париж, Франция Первые биографы художника (Бальоне, Беллори и Манчини) неизменно упоминают о картине, на которой изображена цыганка, предсказывающая молодому человеку его судьбу.
Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. В Риме же Караваджо серьезно заболевает малярией, находится на грани жизни и смерти. 1593, Рим, Галерея Боргезе), Гадалка (ок.
Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту.
Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Изображение искренних простых человеческих чувств всегда было важно для Караваджо. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана.
Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Особенно заманчивым было предложение аристократического семейства Маттеи, горевшего желанием заполучить обретающего всё более громкую известность художника, не избалованного пока вниманием знатоков, хотя среди них были такие, кто открыто отзывался о нём как многообещающем таланте, предсказывая ему великое будущее. Жизнь завертелась — только поспевай. В самых выдающихся произведениях римского периода — алтарных образах из жизни апостола Матфея (Призвание апостола Матфея, Мученичество апостола Матфея, Апостол Матфей и ангел, 1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли) и полотнах Распятие апостола Петра и Обращение Савла (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази) с наибольшей глубиной раскрылись черты новаторского метода Караваджо. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна.
Давида возмутили пренебрежительный тон в адрес израильтян и их Бога и он сразил гордеца в лоб камнем из пращи. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья.
У этой картины имеется дубликат. Картина не была принята единодушно. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Но молодой человек не замечает, что та собирается обмануть его. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться.
Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Ответить трудно. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего.
В образах каждого музыканта — лютниста (в центре), с кистью винограда (слева), с нотами (справа) и с духовым инструментом (на втором плане считается, что это возможный автопортрет художника) подчеркнута характерность, а все они тонко объединены общим настроением. Первой такой работой была «Ваза с цветами». Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Ей не грозит насильственное переселение в злосчастный район Ортаччо, где мыкают горе множество несчастных девиц, страдающих не только от грубости клиентов, но и от постоянных поборов нечистых на руку ненасытных сборщиков налогов, которые не прочь поразвлечься на дармовщинку.
Сидя вполоборота, Вакх облокотился на ручку стула, держа обеими руками гроздь винограда со столь тщательно выписанными ягодами, несколько подпорченными плесенью, что их легко можно пересчитать — ровно двадцать три. Стоя на коленях в исповедальной будке, он не видел лица исповедника через закрытое сеткой окошко, а голос священника не всегда внушал ему доверие. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника.
От картины веет лёгкой грустью, хотя жизнь с её суровой поступью требовала от художника иных более динамичных решений и каждодневно давала о себе знать, заставляя действовать с полной отдачей сил и бороться, дабы выжить. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. «Гадалка» вызвала значительный интерес у римских молодых художников и коллекционеров, однако, согласно Манчини, нищета Караваджо вынудила его продать картину за скромную сумму в восемь скудо. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней.
Свидетелем дикой сцены случайно оказался Лоренцо Сицилианец, который по просьбе испуганного Чезари, никак не ожидавшего такого оборота, кликнул извозчика и отвёз Караваджо в монастырский госпиталь Санта-Мария делла Консолационе, чтобы показать костоправу. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Он ценил эти тихие вечера. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Но мифологический антураж лишь оттеняет земную чувственную красоту юноши.
Иисус называл его величайшим из пророков. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения.
Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте.
Но и здесь его ждали приключения и неудачи. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Он кажется наивным и заинтересованным, с интересом ожидая от девушки предсказания. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы.
Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.
Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. С великолепным мастерством написан натюрморт — чаша из Фаэнцы, наполненная плодами осеннего урожая, стеклянный кувшин с вином и сосуд, который держит юноша в руках. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта.
Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. А было ли ему свойственно такое чувство.
На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. Сидя на низком стульчике и высушивая на солнце распущенные каштановые волосы после мытья, девушка как-то незаметно для себя задремала.
Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5).
В отличие от миловидного юноши в скромном тёмном одеянии оба проходимца одеты в яркие пёстрые камзолы из бургундского полотна в оранжево-чёрную полоску.
Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Сам мастер изобразил того, кому она должна гадать. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Он мог так сидеть часами. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане.
Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». С его мнением считался сам Чезари, тем паче что старший брат Просперино придворный поэт Аурелио Орси был одним из основателей Академии Безрассудных и пользовался большим весом в художественных кругах. О судьбе портрета ничего не известно. Его охватило волнение.
Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход.
Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Приобретя картину, прижимистый синьор Валентино заплатил за неё всего лишь восемь скудо, видимо, посчитав, что за позирование сына художник остался ему ещё и должен. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились.
Она провисела в церкви всего два дня, а потом была снята как непристойная. Его имя уже известно, но вот манера письма не меняется в угоду вкусам публики. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию.
Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы.