«гадалка»— картина Микеланджело Меризи да Караваджо. Картина Караваджо Гадалка: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Итак, перед вами картина итальянского художника XVI века Караваджо «Гадалка». «гадалка» — картина Микеланджело Меризи да Караваджо.
Гадалка – живопись итальянским художником Барокко Микеланджело Меризи да Караваджо.
По его руке цыганка предсказывает будущее вельможи, при этом тихонько снимая с пальца перстень. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Тут было над чем призадуматься. 1593, Рим, Галерея Боргезе), Гадалка (ок.
Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками.
Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне.
Едва увидев его, Лючия вскрикнула и в ужасе выбежала из палаты, прикрыв рукой обнажённое плечо. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес.
Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться.
Их образы простонародны, как и образ Марии, уподобленной крестьянке в выцветшем платье. Так появился «Юный Вакх» (95x85).
Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров.
На полотне изображена молодая девушка, являющаяся цыганкой. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Он мог так сидеть часами. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай.
Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Однако концы Беллори, говоря, «и в этих двух получислах перевели действительность так просто, что она прибыла, чтобы подтвердить то, что он сказал». Для этого сюжета, возможно, был исполнен натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Пинакотека Амброзиана), поражающий энергией чистых красочных тонов. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию.
Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605 – 1606, Лувр). Ей не грозит насильственное переселение в злосчастный район Ортаччо, где мыкают горе множество несчастных девиц, страдающих не только от грубости клиентов, но и от постоянных поборов нечистых на руку ненасытных сборщиков налогов, которые не прочь поразвлечься на дармовщинку. Он ценил эти тихие вечера. В тихой скорби застыли у смертного ложа Марии апостолы. На выставке в Соединенных Штатах, только «Гадалка» Караваджо притягивает огромное внимание настоящих ценителей высокого искусства, не глядя на разнообразие великолепных картин разных художников. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход.
Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. И это самое ценное в картине.
Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Но мифологический антураж лишь оттеняет земную чувственную красоту юноши.
Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца.
Зато доподлинно известно, чем обернулась для него роковая встреча с задиристым братцем так полюбившейся ему робкой монахини. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе.
Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Никому ранее не удавалось передать с такой убедительностью и достоверностью на холсте неуловимый миг движения. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку.
Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рубенса, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Рембрандта.
С мощной простотой, как человеческую трагедию трактует художник сцены мучений святых. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо.
1594, Париж, Лувр), Лютнист (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Концерт (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) утверждают сложившуюся самостоятельную образную систему художника. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей.
Распрощавшись с приором и сиделками, художник с радостью встретил у ворот госпиталя ожидавших его Просперино и Марио с узелком его пожитков в руке. На выставке в Америке, только «Гадалка» Караваджо притягивает огромное внимание поклонников высокого искусства, не смотря на обилие великолепных картин разнообразных мастеров. Изящная чаша муранского стекла в руке Вакха никак не гармонирует с грубым керамическим блюдом, наполненным доверху фруктами с неизменной червоточиной. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Можно с уверенностью утверждать, что это одно из самых светлых по настроению, самых поэтичных полотен Караваджо, в котором рассказывается о простых людях, живущих на этой земле, о природе и красоте окружающего мира, хотя в нём немало тревог и лишений.
Спустя некоторое время модный художник Чезари дАрпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина. Первый владелец картины кардинал дель Монте утверждал, показывая гостям новинку своей коллекции, что её сюжет напрямую связан с греко-римской мифологией, согласно которой ящерица — не что иное как символ мужского члена30. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания.
С глубокой искренностью — сцену духовного преображения Савла — будущего апостола Павла. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени.
Каждый образ передан с небывалой остротой восприятия натуры и цветовой энергией. Пожалуй, впервые в мировой живописи художнику удалось схватить и запечатлеть на полотне непроизвольное движение души и тела, а инстинктивный взмах обеих рук юноши столь порывист, что видно, как приподнялся кверху конец коричневого шарфа, словно на ветру. Жизнь завертелась — только поспевай.
Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый».
До начала 1590-х годов Микеланджело да Караваджо учился у миланского художника Симоне Петерцано, около 1593 года уехал в Рим. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Её официальное название «Кающаяся Магдалина». «Гадалка» за период своего странствия по различным музеям нередко вдохновляла творческих людей на создание собственных произведений. Тема написанного для кардинала дель Монте полотна «Концерт» с изображением четырех молодых людей с музыкальными инструментами была характерна для северо-итальянской живописи.
Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. И мастера эпохи неоклассицизма находили в искусстве Караваджо источник вдохновения, стремясь избежать академических соблазнов. Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью».
Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё.
Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным.
Биографы Караваджо пишут, что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству. Аннучча была признательна ему за заступничество. Рим до сих пор хранит имя Джустиньяни в названии одного переулка в самом центре города, равно как имена Барберини, Боргезе, Борромео, Буонкомпаньи, дель Монте, Крешенци, Людовизи, Массими, Маттеи, Одескальки — всех этих счастливых обладателей картин великого художника, а вот имени самого Караваджо, увы, не найти на карте итальянской столицы. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов.
К числу лучших поздних произведений Караваджо относится и полотно «Смерть Марии» (1605—1606, Париж, Лувр). Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности.
В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха.
Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Данная картина относится к бытовому жанру и впервые была упомянута биографами художника. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении.
Он был знаком с кавалером Чезари дАрпино и Лоренцо Сицилианцем, у которых порой приобретал картины Узнав на следующее утро о поступлении пациента художника, приор лично осмотрел больного и, поставив диагноз — острая форма малярии с осложнением на печень и почки, распорядился перевести его в отдельную палату, приставив двух опытных монахинь-сиделок, которые не отходили от больного ни днём ни ночью. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Смелое и неожиданное решение евангельского сюжета показывает, сколь обострённым было у Караваджо чувство социальной несправедливости, что и позволило ему сказать новое слово в искусстве.
Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. И это легко объяснить. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы.
Однако его глубоко задела чёрствость братьев Чезари, особенно Бернардино, который считался чуть ли не его другом. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Кажется, будто бы каждый штрих данного произведения рождает что-то новое для зрителя. Художник четко отобразил, как девушка цыганской крови сумела обмануть наивного парня. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял.
Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Уже ранние, созданные в Риме произведения с изображением полуфигур — Вакх (1596—1597, Флоренция, Галерея Уффици), Юноша с корзиной фруктов (ок. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев.
Это великолепное творение будет отправлено с в штат Кентукки. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём.
Картина не была принята единодушно. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились.
Он кажется наивным и заинтересованным, с интересом ожидая от девушки предсказания. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Один их вид вызывает во рту оскомину.
Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Его интересовала передача характерности образов Петра, Луки и Клеопы их живой, но сдержанной реакции на рассказ Христа, остающегося как бы в тени, хотя и помещенного в центр композиции, жестом руки благословляющего хлеб. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее.
Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла.
С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Это уникальное полотно будет отправлено с в Соединенные Штаты. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. В самых выдающихся произведениях римского периода — алтарных образах из жизни апостола Матфея (Призвание апостола Матфея, Мученичество апостола Матфея, Апостол Матфей и ангел, 1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли) и полотнах Распятие апостола Петра и Обращение Савла (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази) с наибольшей глубиной раскрылись черты новаторского метода Караваджо.
Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Действие самой значительной композиции евангельского цикла капеллы Контарелли — «Призвание апостола Матфея» — происходит в темном помещении, куда неожиданно вторгаются Христос и Святой Петр, освещенные сильным потоком света, так называемым «погребным светом» Караваджо. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи.
Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться.
Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Судьба Караваджо была поистине непростой. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне.
Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски.
Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ».
Ответить трудно. Первой такой работой была «Ваза с цветами». Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы.
Успех не заставил себя долго ждать. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Изображение искренних простых человеческих чувств всегда было важно для Караваджо. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой.
Не взирая на множество превосходных работ разных мастеров на выставке в США, как раз «Гадалка» Караваджо притягивает пристальное внимание истинных поклонников искусства. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной.
Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. Отговорив Караваджо возвращаться в мастерскую Чезари дАрпино, распускавшего о нём самые гнусные сплетни, Просперино предложил пока устроиться в доме друга его старшего брата, некоего монсиньора Фантино Петриньяни, в приходе Сан-Сильвестро ин Jlaypo в самом центре города. Но молодой человек не замечает, что та собирается обмануть его. В отличие от работавших в Италии фламандцев, которые прославились своими натюрмортами, Караваджо отказался от богемского хрусталя, ваз из муранского стекла, перламутровых раковин, златотканых материй и прочих атрибутов роскоши избрав самые обыденные предметы, сопровождающие человека в его повседневной жизни, что полностью отвечало его эстетическим взглядам. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию.
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. Падающий извне свет освещает лицо юноши, длинную шею, обнажённое плечо с нарочито выделенной ключицей и рукав белой рубахи, а возможно, накинутую поверх обнажённого тела простыню.
Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».
«Гадалка» за все время своего перемещения по различным музеям часто вдохновляла творческих людей на создание своих работ. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Это была обычная богадельня, созданная монахами-августинцами для бедняков и уличных бродяг, нуждающихся в срочной медицинской помощи.
Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо.
Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. А было ли ему свойственно такое чувство. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. В образах каждого музыканта — лютниста (в центре), с кистью винограда (слева), с нотами (справа) и с духовым инструментом (на втором плане считается, что это возможный автопортрет художника) подчеркнута характерность, а все они тонко объединены общим настроением. Первые варианты полотен для капеллы Черази были сначала отвергнуты заказчиками.
Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Как всегда, он поддавался манящему зову улицы, с головой окунаясь в мир азартных игр, сопровождаемых скандалами, заставив римскую полицию поближе к нему приглядеться.
К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Сумев удачно продать работу, Караваджо не изменял своей привычке, считая, видимо, что, потрудившись с толком, он вполне заслужил право немного развлечься вместе с драчуном и выпивохой Лонги. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки.
Он выступает посредником между Небом и Землёй. Караваджо не стал с ним торговаться, радуясь тому, что наконец удалось сбыть картину в хорошие руки, так как в салоне синьора Валентино не в пример Лоренцо Сицилианцу было немало стоящих картин. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность.
Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника.
Однако поза изображённой им на полотне грешницы со спокойно сложенными на животе руками никак не выражает её раскаяния. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. За весь период своего странствия по разным галереям работа «Гадалка» много раз вдохновляла талантливых людей на создание собственных произведений.
Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Сам мастер изобразил того, кому она должна гадать. Он отучился в художественной школе в Милане. Удивительной деталью, которую очень сложно заметить, является момент кражи.
Несколько раз изменяя расположение фигур, он обращался к написанию евангельской сцены «Трапеза в Эммаусе» (Милан, Пинакотека Брера 1601, Лондон, Национальная галерея). Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. Герой произведения одет в богатое платье, говорящее о его самовлюблённости.
Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. В полотне «Вакх» молодой толстяк в венке из листьев и гроздьев винограда на черных волосах, одетый на античный манер, уподоблен богу. Пришлось завести кошку. О судьбе портрета ничего не известно.
Его выразительная фигура делит картину на две уравновешенные половины по правилу золотого сечения, разработанному Леонардо да Винчи. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Но однажды под влиянием одной вспомнившейся мелодии в памяти ожили безмятежные дни юности, проведённые в Венеции, встречи с одержимым музыкой Монтеверди, который раскрывал перед ними сокровища сказочного города и заставлял вслушиваться в плеск волн, неожиданно пришло долгожданное озарение. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно.
Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». котором художник родился 28 сентября 1573. Поза у Вакха неудобная.
С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. У левого глаза припухлость от ушиба. Он попросил её продемонстрировать, как именно она читает по руке и рассказывает о том, что должно произойти с человеком. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Его охватило волнение.
Уже в этом раннем произведении наглядно видно, как глубоко Караваджо усвоил уроки ломбардской реалистической школы, основанные на научно разработанном великим Леонардо да Винчи методе живописи с натуры, когда все детали тщательно продумываются при выстраивании композиции и точно просчитывается соотношение фигуры и фона. Но Караваджо трактует ее жанрово, а не в форме идиллии. Знаменитый цикл работ для церкви Сан-Луиджи деи Франчези изображающих эпизоды жизни святого Матфея, художник создал в последнее десятилетие XVI века. Так что в мае каждый желающий может приблизиться к прекрасному.
Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Но любил ли он её, трудно сказать.