В статье «Караваджо: биография и творчество художника» — о жизни и произведениях великого итальянского живописца. Этот факт подтверждает биография Караваджо, написанная в 1620 году Джулио Манчини. А в 1606 году в биографии Микеланджело Меризи да Караваджо произошел переезд из Рима после убийства молодого человека на дуэли. Некоторое время в своей биографии Караваджо обучался в Милане. Караваджо Картины и биография Караваджо Микеланджело Караваджо Микеланджело (Caravaggio) (1573–1610).
Биографы Караваджо утверждают, что не было обнаружено ни одного рисунка или эскиза. 1603, 29 августа — судебная тяжба, затеянная будущим биографом Бальоне из-за которой Караваджо оказывается в тюрьме, но 25 сентября обретает свободу по ходатайству французского посла.
Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинскомМузее императора Фридриха и погибла вовремя Второй мировой войны) — былаотвергнута заказчиками, шокированнымигрубым, простонародным обликом апостола. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. Три картины, посвящённые апостолу Матфею, были написаны для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджидеи Франчези в Риме в 1597—1600 гг. После окончания работы для Крещенци на Караваджо буквально посыпались заказы.
Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Одна из дуэлей закончилась смертью противника.
Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. (маньеризм и академизм).
Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства».
Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Караваджизм).
Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». 1. Благодаря торговцу картинами маэстро Валентино, Караваджо познакомился с кардиналом Франческо Мария дель Монте, который стал покровителем мастера и ввёл его в художественную среду Рима. 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр).
Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. (маньеризм и академизм). После драки, в которой Караваджо убил человека, Папа Римский объявил Микеле вне закона. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище). Учился в Милане (с 1584). Савольдо, А. Моретто, Дж.
(одна из них погибла в 1945 г. ). После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. (одна из них погибла в 1945 г. ). Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
Вспыльчивый характер художника, пристрастие к азартным играм и шумным вечеринкам продолжали разрушать его жизнь и даже многократные аресты не могли укротить мятежную натуру гения. Джованни Пьетро Беллори, один из первых биографов художника, не раз описывает случаи участия Караваджо в массовых потасовках. В 1602-1604 гг он пишет картину «Положение в гроб», предназначенную для церкви Санта-Мария дела Валичелла в Риме, после чего в 1603-16006 гг для алтаря римской церкви Санта-Мария дела Скала им была написана еще одна замечательная композиция «Смерть Марии».
Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Еще болееорганично соединяет он подчеркнутоплебейский облик персонажей и глубинудраматического пафоса в скорбно-торжественныхалтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и«Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавшихвосхищение молодых художников, в томчисле Рубенса (по его настоянию «УспениеМарии», отвергнутое заказчиками, былокуплено герцогом Мантуи). Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
Наконец, одна из случайных дуэлей закончилась убийством и Караваджо вынужден был бежать из Рима. Творчество Караваджо Примечание. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.
Авантюрный склад характера, «вульгарность» и брутальность Караваджо были отталкивающими далеко не для всех и у этого независимого и дерзкого гения находились порой свои ценители и поклонники. Так у художника появился сильный покровитель – кардинал Франческо Мария дель Монте. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. Оставшиеся четыре года своей жизни он провел в изгнании.
Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Но, получив прощение и сев на корабль, художник заразился малярией и умер в возрасте тридцати семи лет. Чтобы лучше понять творчество Караваджо нужно побывать в Италии. По счастью, покровители и друзья не бросили художника в беде. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Однако после работы над «Бичеванием Христа» Караваджо покинул Неаполь, не проведя в этом гостеприимном городе и года и отправился на Мальту.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров.
Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. Согласно церковной традиции изображение усния (смерти) Богоматери должно нести в себе радость -- ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). Караваджо — уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. 1596, Уффици «Юдифь и Олоферн», ок.
Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения и Меризи пришлось покинуть борт без багажа. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). Караваджо противопоставляет индивидуальность и выразительность конкретной модели – «Маленький больной Вакх», аллегории толкования сюжета и непредвзятому изучению натуры в простоте бытового мотива – «Мальчик с корзиной фруктов».
Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа перед распятием). Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены.
В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине.
Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: « Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей и говорит ему: следуй за Мною». Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом. религиозный сюжет трактован очень человечно и просто.
Больше того – масло, в сравнении с темперой, усиливало эффекты светотени. В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Натурщиками Караваджо в тот период служили молодые люди из свиты кардинала, особенно друг самого художника, Марио Миннити. Биограф художника Дж. Это заставляло его браться за любую работу.
«Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба». Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо врвые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события.
В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа.
Микеланджело обвиняли в убийстве. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) -- встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. В мальтийский город Ла Валетта Караваджо прибыл, очевидно, в середине 1607 года. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей.
Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. 1605-1606 гг. ). КАРАВАДЖО (Caravaggio настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итальянский художник. Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков. В Неаполе он тоже усиленно работал, за восемь месяцев создав около десяти картин.
«Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба» Им написаны также «Экстаз св. Фоном для полотна «Погребение святой Лючии» художнику послужил вход в знаменитые местные пещеры Латомии, выбитые еще древними греками. История умалчивает о ранних годах Микеланджело Меризи, но существует документ, согласно которому в тринадцать лет он поступил учеником в мастерскую ломбардского художника Симоне Петерцано, весьма популярного в те времена. Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень.
Художника арестовывали еще не один раз – за дебоши в тавернах, за драки, за нелегальное ношение оружия, за избиение собственной натурщицы Созданный легендами образ Караваджо практически исключает его близость с женщинами – гораздо больше художника интересовали юные «вакхи», да и в его картинах очень заметно восхищение мужским телом, даже на самых религиозных и трагических полотнах. Кажется, что воздетые руки распростертого на земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, который, таким образом, оказывается непосредственным участником происходящего. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). В первом и самом значительном из них160— «Призвание апостола Матфея», 160— перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события160— вторжения света Истины в самые низы жизни.
Третья картина— «Св. В «Уснии Богоматери» (1605--1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. Так называемые «картины для мольберта», ценимые римскими коллекционерами, практически отсутствовали и именно их начал писать Караваджо. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники.
В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа.
Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. Некоторые биографы Караваджо считают, что эту картину художник предложил самому римскому папе, а его «Саломея» была послана на Мальту Алофу де Виньякуру, дабы тот восстановил Караваджо в Ордене. В результате его арестовали. Религиозной же картине он придает интимно-психологическую интерпретацию – «Отдых на пути в Египет». Одна из дуэлей закончилась смертью противника.
На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервыесосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторонусобытия. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Микеланджело да Караваджо (итал. Последователи Микеланджело Меризи в Италии стали называть себя караваджистами, отдавая дань первопроходцу жанра.
Романино, Л. Лотто). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Другой писатель XVII века, Джованни Беллори, предположил в сборнике биографий художников, что переезд Караваджо в Рим был связан не только с творческими устремлениями, но отчасти с его «несдержанным нравом, повлекшим неприятности из-за которых он был вынужден покинуть Милан».
Так, в 1602 году Караваджо создал алтарный образ «Святой Матфей и ангел», отвергнутый церковными функционерами как «недостойный и неприличный». В 1608 он переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Из этой смеси родились такие шедевры, как «Отдых на пути в Египет» и «Магдалина», поставившие провинциального художника в один ряд с именитыми римскими мастерами. В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг.
В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». При этом явно проявлялись существенно новые черты.
Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей и говорит ему: следуй за Мною».
1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи— маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). Три из них погибли через двести лет при землетрясении, вместе с церковью SantAnna dei Lombardi (сохранилась лишь копия фламандского художника с картины «Воскрешение»). Флоренция). В числе этих художников были Ян Брюгель, Франс Поурбус и Рубенс. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства.
Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл. Бруно оказал на него большое влияние. Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
Картина писалась для римского храма СантаМария делла Валичелла. Здесь художник провел следующие три года. Прожив там несколько месяцев, художник возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в какой-то таверне и был изуродован. В общей сложности он написал четыре полотна, но два первых наследники Черази (к тому времени умершего) отвергли, сочтя картины чересчур смелыми. Родился 28 сентября 1573 года.
Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок.
1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески).
На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей и говорит ему: следуй за Мною». Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс междудраматической патетикой и вызывающиминатуралистическими деталями.
Около 1590 приехал в Рим. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609).
Лучии, 1608 г. ). Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней). В алтарных картинах «Мученичество св.
В «Успении Богоматери» (1605—1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» (1600). Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции. Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований прошел этот художник.
Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. Облик Христа почти лишён следов физических страданий.
Картины Караваджоотличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. После ухода из мастерской д39Арпино круг тем Караваджо значительно расширился. По легенде, он скрывался в одном из поместий, принадлежавших семье Колонна.
Из того же источника известно, что Караваджо «усердно занимался» в Милане, но «время от времени допускал экстравагантные выходки, вызванные его пылким темпераментом». Впоследствии эту манеру письма назовут «кьяроскуро» – противопоставление света и тени, а сам Караваджо получит посмертную славу крупнейшего мастера барокко и реформатора живописи. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе). Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Именно Сципионе Боргезе купил у него картину «Давид с головой Голиафа», на которой в виде отрубленной головы художник изобразил самого себя – в надежде, что римские власти оценят это, как полное раскаяние.
1596, ранее в коллекции Скьярра). Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин.
Кстати, за один из таких сонетов он даже отсидел в тюрьме половину сентября 1603 года. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. В «Успении Богоматери» (1605—1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св.
Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св. В июле 1593 года кардинал рекомендовал Караваджо семейству Крещенци и художник получил заказ росписи капеллы в церкви под названием «San Luigi dei Francesi». Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл.
Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Картина «Бичевание Христа» предназначалась для семейной капеллы (церковь San Domenico Maggiore) и тоже была оплачена огромной суммой. 2.
Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. Судьба Микеланджело сложилась трагически.
XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены какнезатейливые бытовые сцены. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Итальянский художник.
В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения.
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Первое время Караваджо сильно нуждался. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Он известен как один из самых плодовитых художников своего времени, творивший в манере реализма и поднявший на новые высоты искусство использования игры света и тени в своих полотнах Учится живописи он начал у миланского художника Симоне Петерцано. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко.
Облик Христа почти лишён следов физических страданий. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600- 1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. В 1592—1594 гг. В 1607 году перебрался на остров Мальта.
Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
И продолжал много работать. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Он долго скитался, болел, раскаивался. Уже в ранних творениях Караваджо видна рука непревзойденного мастера жанровой живописи.
К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности.
1593, там же), «Вакх» (ок. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Из-за преследований со стороны Мальтийского ордена изгнавшего его из своих рядов, в 1610 решил вернуться в Рим, надеясь на помощь влиятельных покровителей, однако по дороге умер от лихорадки. Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94 «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим). История умалчивает о мотивах его переезда. Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме.
Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Перерезанная глотка на картине «Юдифь и Олоферн», виртуозно пронзённая плоть Христа с картины «Уверование апостола Фомы» – всё это созвучно с протоколами допросов свидетелей типа: «Я видел человека с обнажённым оружием в руке – это был кинжал или охотничий нож Раненый сказал, что это не может быть никто иной, кроме Микеланджело да Караваджо». В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою.
В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям. Тогда его обвинили в убийстве. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность.
Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. Они долго беседовали. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим). Им написаны также «Экстаз св. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. 1605-1606 гг. ).
Лицо Матфея обращено к Христу, он указывает рукой на себя, словно вопрошая, действительно ли к нему относится призыв Спасителя. Именно в больнице он написал «Больного Вакха», одну из самых известных своих картин, которая считается автопортретом Караваджо. В конце XVI в. здесь развивались традиции яркой и эмоционально выразительной венецианской живописи, а также маньеризма с его стремлением к творческой свободе.
Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж. Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Умолял Папу Римского о помиловании и разрешении вернуться в Рим. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Смерть Марии, ок. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма.
Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Каждое произведение Караваджо – это живой фрагмент реальности изображённый с максимальной достоверностью и глубоко пережитый художником, который пытается осмыслить события христианской истории, понять их побудительные причины и претворить свои размышления в пластические формы, подчиняющиеся законам образной драматургии. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Точной причины драки так никто и не узнал.
За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. Ему много раз приходилось драться на дуэлях, за что его неоднократно отправляли в тюрьму. Попав в тюрьму, после очередной драки, Караваджо знакомится с Джордано Бруно. Судьба Микеланджело сложилась трагически.
На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Здесь Караваджо истолковал традиционный сюжет «Успения Богородицы» не несущим радость, согласно церковным традициям, а как трагедию, погрузив апостолов, окруживших ложе Марии в скорбь. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.
В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. В ней особенно ярко видны основные приёмыживописи Караваджо. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы.
На этом процессе Караваджо выступал свидетелем. В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св.
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Это полотно признавалось шедевром не только среди поклонников и последователей мастера, но и его врагами.
Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. ОбликХриста почти лишён следов физических страданий. Теперь его картины очень высоко ценились среди любителей живописи.
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Он отучился в художественной школе в Милане. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника.
Во второй картине этого цикла — «Мученичество св. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма – самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Несмотря на споры, а порой и скандалы вокруг имени Караваджо, он постоянно получал заказы на картины для храмов. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея».
Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Но как бы там ни было, в результате Меризи, оказался серьезно ранен, а его противник — убит. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Массивный лошадиный круп занимает верхнюю часть картины и неволь но отвлекает зрителя от фигуры Савла, от этого ещё острее чувствуется его беспомощность. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Однажды, в 1606 году, он стал участником драки.
Согласноцерковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себерадость — ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христомна небесах. Однако, заказчик эту картину отверг. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело.
После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. В Милане онвоспринял реалистические традиции североитальянского искусства.
Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. В алтарных картинах «Мученичество св. и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства.
Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в цикле произведений для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (1600—1601 гг. ). Печальное событие произошло в конце весны 1606 года. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Рыцари официально исключили художника из ордена. Действующие лица находятся на переднем плане и их фигуры образуют некую композиционную пирамиду. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». В 1593 году друг Онорио посоветовал Караваджо переселиться к академическому художнику Джузеппе Чезари имевшему прозвище «Кавалер дАрпино» и пользовавшемуся благосклонностью римского папы. В 1573 году в селении Караваджо близ Милана родился Микеланджело да Караваджо. Но при этом он успевал создавать великолепные произведения. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. (маньеризм и академизм).
Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника. Караваджо – уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Одна из дуэлей закончиласьсмертью противника.
А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Было ему всего 37 лет. Нарцисс у ручья 1599-1600Юпитер, Нептун и Плутон 1597-1600Мадонна дель Розарио (Мадонна четок), 1607Алоф де Виньякурт 1607-1608Маффео Барберини (папа Урбан VIII), 1606 Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии.
Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. "Смерть Марии", ок. Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века.
Он несколько раз попадал в тюрьму. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям.
Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский художник. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Караваджо умудряется воплотить в античных сюжетах народное начало – «Вакх», отрицает господствующую систему жанров, внося таким образом новый вклад в создание живописи – бытового жанра – «Гадалка», «Шулера» и натюрморта – «Корзина с фруктами».
Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик». Судьба Караваджо была поистине непростой. Выйдя из тюрьмы, Микеле продолжал драться, ходить по кабакам играть в карты.
Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней). 1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). (одна из них погибла в 1945 г. ).
Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина).
Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл нарекор сложившимся представлениям. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. На картине «Распятие апостола Петра» вели кий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли. что ты гонишь Меня. ».
Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Лучии", 1608 г. ). Здесь же Караваджо написал и «Мадонну дель Розарио».
В Неаполе Караваджо создал один из самых знаменитых своих шедевров – «Семь дел милосердия», картину иллюстрирующую эпизод из Евангелия, в котором Иисус перечисляет «дела для милосердия». Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что рсонажи картины редают тело Христа тому, кто в данный момент стоит ред ней). Им написаны также «Экстаз св. Правда, титул, дарованный художнику, звучал как «кавалер за заслуги» и давался тем, кто не имел знатного происхождения. Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Это означало смертный приговор. Меризи бежал на юг, в Неаполь. Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость — ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах.
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). Картина называлась «Смерть Марии». Лучии, 1608 г. ). Филиппо I Колонна. После ухода из мастерской дАрпино круг тем Караваджо значительно расширился.
Надо заметить, что Караваджо «задевал» не только чувства своих заказчиков, но и абсолютно конкретных людей, не имеющих отношения к его творчеству. В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг.