Под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» – первый свой автопортрет. На уже рассмотренной нами картине «Музыканты» Караваджо изобразил себя третьим музыкантом с рожком. Автопортреты Караваджо довольно необычны. Существует версия, что это двойной автопортрет Караваджо.
Всему этому научиться вряд ли возможно. Первое время Караваджо сильно нуждался. «Ассунта» Тициана — это страстный порыв матери к сыну наподобие ярко-красного пламени, возносящегося к небу. Мягкие округлые линии овала его лица, контура плеча, согнутой в локте руки или самой лютни придают изображению певучесть ритма.
Однажды, в 1606 году, он стал участником драки. Тайна осталась нераскрытой.
От неожиданности и боли лошадь Муцио заржала и, встав на дыбы, перемахнула через ограждение, унося орущего от страха парня в поле. Оба персонажа рельефно выступают на переднем плане из ночного мрака. Эта была мировая сенсация, всколыхнувшая весь художественный мир. Им написаны также «Экстаз св.
Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. Тем самым художнику удаётся добиться поразительной иллюзии — под воздействием его кисти выпуклый щит превращается в вогнутую поверхность, на которой отрубленная голова с искажённым от ужаса лицом вопит от боли источая потоки крови. 1593, Рим, Галерея Боргезе), Гадалка (ок. Этого мнения долго придерживались многие специалисты, в том числе и у нас, где табличка под единственной картиной Караваджо в Эрмитаже была заменена сравнительно недавно. Как живуча оказалась пушкинская сентенция о том, что «гений и злодейство две вещи несовместные». К тому времени уже не было в живых главного «цензора» и непримиримого борца с ересью архиепископа Карло Борромео и для многих художников настала пора относительной свободы, поскольку у испанских наместников руки до искусства не доходили. Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119).
Это занимательное чтиво выдержало двадцать пять изданий. Он был старым другом Петерцано и написанная им для церкви Сан-Раффаэле в Милане алтарная картина «Святой Матфей с ангелом» стала отправной точкой для одноименной картины, которую Караваджо напишет в Риме. Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. В те годы большим успехом пользовалось любопытное сочинение Томмазо Гарцони со странным названием «Универсальная площадь всех мировых профессий», появившееся в 1585 году.
Сначала он голодает и живет как и все бездомые у костра. Но вместо атрибутов её царского происхождения даны орудия пыток: колесо со стальными шипами, засохшая пальмовая ветвь как символ мученичества за веру, а вместо меча, которым девушка была обезглавлена после колесования, в руки ей вложена шпага.
Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Караваджо раскаивается в содеянном, он не злодей, но жертва своих страстей и пороков. Весь городок жил стройкой. Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками».
Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце. 1594, Париж, Лувр), Лютнист (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Концерт (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) утверждают сложившуюся самостоятельную образную систему художника.
Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи». Например, обнажённое плечо пастушка с фрески учителя позднее перешло на картины ученика «Юноша с корзиной фруктов», «Больной Вакх» и другие работы. В мастерской появился двенадцатилетний смазливый малый, влюблённый в краски, по имени Франческо Бонери, которого привёл в мастерскую его родной дядя, краснодеревщик-бергамасец с улицы Маргутта.
Также нет сведений в июле 1610 года о неопознанных трупах. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой. Заканчивалась великая эпоха, уходили из жизни выдающиеся её творцы и повсеместно утверждалось новое направление в искусстве, получившее название «маньеризм» и выразившее острый кризис гуманистических идей. Следует сказать, что кардинал не жаловал слабый пол и женщины из числа дворцовой обслуги не допускались даже на кухню, где орудовали повара-кудесники, выписанные из Флоренции и Парижа.
Расставание было сердечным и грустным. Для будущего художника это было потрясением. Тут же дано изображение их неизменных спутников: орёл, который топчет покрывало, закрывающее сверху обзор его хозяину, а на противоположной стороне за земной сферой вздыбившаяся лошадь с рыбьими хвостами вместо копыт и тявкающий трёхглавый пёс Цербер.
Прежде всего, это одна из ранних работ «Больной Вакх», на которой художник изображён после перенесённой малярии или образ юноши на картине «Музицирующие мальчики». Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42.
Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом.
Сведения, получаемые из Милана, будоражили Рим. У него с ранних лет проявилась тяга к рисованию. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом.
Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91). Преисполненные подлинного драматизма и суровой поэзии кадры фильма «Евангелие от Матфея» бесспорно навеяны живописью Караваджо и прежде всего его великолепной триадой в римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези. Ему не везло ни в XVIII, ни в XIX веке. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок.
Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток. Её гордостью являлся «Урбинский кодекс 1270» Леонардо да Винчи с воззрениями мастера о перспективе и световоздушной среде.
В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). 1593, там же), «Вакх» (ок. Записано верно с моих слов»47. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине.
Тогда он решил повременить и осмотреться. В завязавшейся драке он ранил сутенёра ножом и впервые угодил в тюрьму. Положение резко изменилось только после Венецианской биеннале 1910 года.
Много воды утекло, прежде чем неприятие творчества Караваджо в корне изменилось, чему не могла помешать даже «дурная репутация», сопровождавшая его как проклятие и после смерти. Английский режиссёр, к сожалению, не понял совершённой Караваджо революции в искусстве. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика.
Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. Последний в сочинении «Цицерон» изданном в Лейпциге в 1855 году, заявил: «Современный натурализм stricto sensu (в прямом смысле) берёт начало в грубейшей манере Микеланджело Амариги из Караваджо». Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
Для впечатлительного Микеланджело это было страшным потрясением. Недаром один из авторов очередных «Жизнеописаний» Джован Баттиста Пассери отметил позднее, что Караваджо своим новаторским искусством «распахнул окно, через которое сызнова стала видима исчезнувшая было правда».
Разделив полотно надвое по вертикали, Караваджо показал мир реальный и его перевёрнутое зеркальное отражение, помогающее глубже понять всё, что нас окружает. В тихой скорби застыли у смертного ложа Марии апостолы. В этом сочинении отмечалось: «Здесь в Риме Микеланджело из Караваджо создаёт поразительные картины Он не признаёт никого и открыто хвалит только свои работы, заявляя, что все вещи, написанные кем бы то ни было не с натуры, это всё безделицы, ребячество или глупость».
Затянувшиеся «смотрины» завершились осенью 1594 года — Караваджо отдал предпочтение кардиналу Франческо Мария Борбоне дель Монте (1549—1627). Караваджо считал, что искусство независимо и свободно от религии, но только не от Бога. Она дала о себе знать в некоторых работах на религиозные сюжеты, в частности в его «Бичевании Христа», где в полной мере отразились сильные впечатления детства. Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру. Начался поголовный мор и город казался вымершим. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх.
Более мерзопакостное зрелище под чарующие звуки музыки Чайковского трудно даже вообразить. Но Тинторетто нездоровилось и он никого не принимал. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). С Пуссеном можно согласиться лишь в том, что Караваджо в самом деле окончательно похоронил в живописи миф с его мечтами о приходе «золотого века» гармонии — миф, который был так дорог мастерам эпохи Возрождения. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя.
Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Всё это ошеломило юнца в первый же день их приезда. Но не следует забывать другое. Тогда по известной поговорке все дороги действительно вели в Рим.
Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала.
Картина дошла до нас в своём первозданном виде. Со временем эти черты характера талантливого юноши (а характер человека — это, как правило, его судьба) обострялись и проявлялись всё сильнее, особенно под действием алкоголя.
В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Отчего он умер и где похоронен, так и осталось невыясненным. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Испанское господство продлилось 170 лет. Но мифологический антураж лишь оттеняет земную чувственную красоту юноши. За ними прочно закрепилось прозвище quacchiati, означавшее на местном диалекте «вездесущие».
В начале 1592 года из Рима пришла весть об избрании нового понтифика. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Тогда его обвинили в убийстве. Однако он хорошо помнил слова мудрого Леонардо о том, что «жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» и вот таким образом терпимо относился к странностям юнца и его не поддающимся порой объяснению дерзким поступкам. Другим знаковым откровением, сыгравшим немаловажную роль в его становлении как художника, была картина Алессандро Бонвичино по прозвищу Моретто «Обращение Савла» в церкви Сан-Чельсо, которая привлекла юношу смелостью композиционного решения. Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия.
А однажды произошло непоправимое — лопнул канат и огромный камень с грохотом сорвался сверху, придавив насмерть пожилого рабочего, управлявшего лебёдкой. Сегодня уже невозможно представить общую картину мировой живописи без его полотен. Достаточно взглянуть на трагическое выражение лица с запёчатлёнными на нём лишениями и страданиями, выпавшими на долю художника, чтобы согласиться с расхожим мнением современников о том, что к Караваджо вполне применимо определение tembile (устрашающий), данное в своё время Микеланджело Буонарроти. Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко.
О его внешности можно судить по добротному автопортрету с кистью в руке — бледное лицо оживляет белоснежное жабо по испанской моде (Галерея Брера, Милан). Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль.
В тот злополучный год не стало великого старца Тициана.
Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя.
Свет – главный участник его картин.
Находясь под железной пятой испанцев, Милан был олицетворением насилия и беззакония. В результате его арестовали. В 1608—1609 годах — колесил по Сицилии и Южной Италии, был ранен в 1609 году в Неаполе. Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. Он несколько раз попадал в тюрьму.
Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук. Караваджизм).
Но вернёмся к подростку Микеланджело. Каждый образ передан с небывалой остротой восприятия натуры и цветовой энергией. Несмотря на то, что Микеланджело удалось скрыться с места преступления, суд по данному делу все же состоялся, даже без участия обвиняемого. Данные, предоставленные первыми биографами, могут выглядеть вполне правдивыми по содержанию, но весьма противоречивыми и субъективными в оценке творчества художника, что порой помогает глубже вникнуть в суть явления, нежели сухая констатация фактов.
Отныне овдовевшая маркиза могла действовать по собственному разумению. Род Меризи был довольно многочисленным. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии.
Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Он выкинул из головы рассказ краснобая-заказчика, послание Горация и попытался передать языком живописи неизобразимое, то есть запечатлеть крик, вырвавшийся изо рта отрубленной головы. В него попали сочинения выдающихся учёных, мыслителей, писателей и поэтов. Микеланджело обвиняли в убийстве.
В заключение, пару слов о кончине известного итальянского художника.
Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Ничего путного не лезло в голову, чтобы предпринять что-то и отвести от себя беду.
Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал. В Италии благоговейное отношение к классическому наследию было прочной традицией вплоть до появления Караваджо. Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства. С мощной простотой, как человеческую трагедию трактует художник сцены мучений святых.
В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом.
За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. Такому желанию мог бы пособить Петерцано, знакомый со многими венецианскими мастерами. Но куда там. Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной. Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). Его выбор пал на почитаемый в Риме образ святой Екатерины.
Этому девизу он был верен до конца.
Светлейшая республика всегда отличалась либерализмом в отношении пришельцев искавших убежище на её островах, где все они чувствовали себя в полной безопасности от каких бы то ни было врагов. Это один из самых высокочтимых итальянских святых. Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух.
По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Но рассказ о «судьбе и личности» заслонил в фильме самое главное, чем ценен мастер, — его новаторское искусство. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Наставник хорошо знал итальянскую пословицу «il Natale con i suoi e la Pasqua con chi vuoi» — «в Рождество будь со своими, а на Пасху хоть с чужими». «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана.
Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Он считался учеником Тициана и ставил подпись Titiani alumnus под картинами, написанными, по отзывам современников, «легко и элегантно».
Художник корил и винил себя за убийство, он мучился и страдал. Для друзей пробил час расставания и, как оказалось, навсегда. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.
Они поразили своей самобытностью, непохожестью и страстностью выраженных в них чувств. У него место мифа, как отметил А. Ф. Лосев, занял «утверждающий сам себя и артистически функционирующий человеческий индивидуум со своей радостно-творческой силой и всеми слабостями, тоской и неуверенностью». После убийства художник бежал из Рима в Неаполь.
Ей удалось без мужа поставить детей на ноги. Получив от матери деньги, он тут же тратил их на гульбу. Действительно, картина вызвала недоброжелатели.
В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение. Смог ли обуздать свой характер. Здесь, как и в первой картине, всё дышит пронизывающим каждую деталь ожиданием.
На Мальте для храма Сан Доменико Маджоре он создал полотна Усекновение главы Иоанна Крестителя и Святой Иероним, на Сицилии – Погребение святой Луции для церкви Святой Луции, Воскрешение Лазаря для генуэзского купца Ладзари и Поклонение пастухов для церкви Санта Мария дельи Анджели. Однажды, весной 1598 года, с Караваджо произошёл курьёзный случай. У картины имеется второе, неверное название «Концерт», но как такового его здесь нет, поскольку инструменты молчат. На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову.
Первые варианты полотен для капеллы Черази были сначала отвергнуты заказчиками. На площади Сан-Марко и прилегающих улицах происходило всеобщее столпотворение и шла охота на визжащих от страха свиней. Вскоре ученик один зачастил в монастырь Санта-Мария делле Грацие, где подолгу простаивал в трапезной перед «Тайной вечерей», пытаясь понять и раскрыть секрет удивительного леонардовского «сфумато».
Уже ранние, созданные в Риме произведения с изображением полуфигур — Вакх (1596—1597, Флоренция, Галерея Уффици), Юноша с корзиной фруктов (ок. Особенно следует выделить работавших в Милане кремонских мастеров братьев Кампи.
Точной причины драки так никто и не узнал. Ему захотелось во что бы то ни стало посетить мастерскую этого «трудолюбивого муравья», как назвал Тинторетто без тени злого умысла историк венецианского искусства всезнающий Боскини. С презрением смотрит на него юный Давид.
Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Но однажды, проснувшись утром, он обнаружил, что его кошелёк пуст. Засидевшись допоздна на вилле, он возвращался пешком домой и по пути был задержан полицией. Однако к тому времени они настолько поблекли и увяли, что были почти неразличимы.
Само это празднество получило название «карнавал» от итальянского слова came — мясо, когда наступает мясоед перед Великим постом, пора поголовного обжорства и пьянства. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности.
Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Дома их ждал непочатый край дел. Поначалу он бедствовал, работал по найму. В обоих случаях тело должны были выбросить в море, где найти его невозможно. Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства.
Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Неизвестно, где он шатается допоздна. Творчество этого выдающегося живописца рубежа XVI—XVII столетий было подлинно новаторским, а его недолгая трагическая жизнь насыщена приключениями. На голове у него – наполовину увядший венок, сплетенный вовсе не из виноградных листьев, как положено. Но первые 18 дней июля 1610 года покрыты тайной.
Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску. Любопытно другое.
Много времени он провёл и перед леонардовским алтарным образом «Мадонна в скалах», который тогда ещё находился в миланской церкви Сан-Франческо Гранде.
А бывало, что для него много часов позировала целая группа натурщиков. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Тем не менее маньеризм не стал тупиком — обретя со временем общеевропейские масштабы, он сделался предтечей восторжествовавшего в XVII столетии стиля барокко. А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой. В алтарных картинах «Мученичество св. Его имя уже известно, но вот манера письма не меняется в угоду вкусам публики. Особенно хорошо известен пример картины «Мадонна со змеей» (1605-1606).
А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Путаницу внёс сам художник. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
В исполняемых им мелодиях передавался сам дух Венеции. Они заставили будущего художника после внимательного их рассмотрения глубоко задуматься. Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха». «Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Но Караваджо всегда был склонен к авантюрам и всякие запреты только распаляли его.
Тема написанного для кардинала дель Монте полотна «Концерт» с изображением четырех молодых людей с музыкальными инструментами была характерна для северо-итальянской живописи. Предпринятый Церковью крестовый поход против ереси и инакомыслия почти не коснулся академистов и маньеристов с характерным для обоих этих направлений эстетским и гедонистическим искусством, нередко окрашенным эротикой, что отвечало взглядам и запросам не только аристократии, но и набиравшей повсеместно силу буржуазии, которая на первых порах не отличалась тонкостью вкуса.
Вот когда ему пригодились полученные в детстве навыки верховой езды. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. Но осенью 1591 года во время одного скандала произошло убийство.
Узнав, что об этом не может быть и речи, жена друга с радостью согласилась. «Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день». Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Вот таким образом ему постоянно приходилось быть настороже.
Юный Меризи не единожды заходил в собор ранним утром до начала службы, чтобы постоять перед «Ассунтой». На ней художник поместил и собственное изображение в нарядном зелёном камзоле. Был ли виной тому разгневанный Юпитер, которому наскучило лицезреть сверху все эти колбы и реторты с кипящими в них дурно пахнущими препаратами, но вскоре на Севере Апеннинского полуострова действительно вспыхнула война между давними соперниками — Испанией и Францией. Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. Одним словом, дворец Мадама был поистине мужской вотчиной, куда женщинам, как в лоно алтаря, вход был закрыт.
В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.
Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Всё это не могло не беспокоить осторожного в суждениях наставника.
Например, весной 2007 года в рамках Международного театрального фестиваля на сцене чеховского МХТ была дана версия «Лебединого озера», в которой все партии лебедей исполняли танцоры мужчины в пачках и кроссовках. Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. Всё писалось с натуры. Поначалу испанцы разместились в замке бывших правителей Сфорца, вокруг которого была возведена крепостная стена с бойницами и сторожевыми башнями.
«Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба».
В полотне «Вакх» молодой толстяк в венке из листьев и гроздьев винограда на черных волосах, одетый на античный манер, уподоблен богу. Так само собой получилось, что вскоре ему пришлось приступить к написанию картины «Музицирующие мальчики» (92x118, 5). Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. еожиданно для себя художник оказался многим нужен и кое-кто загорелся желанием заполучить его работы. 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден.
Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. Как-то Петерцано привёл ученика в доминиканский монастырь Санта-Мария делле Грацие, где в одном из церковных приделов показал работу своего прославленного учителя «Коронование терновым венцом».
Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Но затем интерес к его творчеству пережил резкий спад, уступив место барокко и классицизму, а его немногочисленных оставшихся приверженцев начали именовать «караваджистами». Им и в первую очередь эстету Беллори, в значительной степени принадлежит «заслуга» того, что творчество Караваджо оказалось надолго погребённым под толстым слоем суждений о «чрезмерном натурализме» и грубости стиля, которые не позволили художнику возвыситься до подлинного понимания прекрасного.
Положение резко изменилось после так называемой сексуальной революции в середине прошлого века, когда было снято табу с щекотливой темы, считавшейся постыдной. Оставалось только одно — направиться на берега Тибра. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Но недаром говорится — не было бы счастья, да несчастье помогло. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна.
Истины ради стоит отметить, что ван Мандер никак не мог знать Караваджо, так как покинул Рим ещё в 1577 году. Он навсегда расстался с миром своего детства и юности.
Подлинную красоту Беллори видел на полотнах, созданных в Риме его другом Пуссеном, автором героических пасторалей и идиллий в духе классицизма, давшим однажды в разговоре с ним убийственную характеристику искусству Караваджо, заявив: «Он пришёл, чтобы погубить живопись. » Эти слова долго ещё повторялись некоторыми историками искусства для оправдания своего негативного отношения к творчеству Караваджо. Их образы простонародны, как и образ Марии, уподобленной крестьянке в выцветшем платье. Но более всего он страдал от своей неустроенности и вынужденного бездействия.
Именно вот таким образом многие его картины отвергаются заказчиками духовного звания. Римская курия ещё в 1542 году учредила пресловутый «Индекс запрещённых книг», отменённый лишь в 1962 году. Ему льстило появляться с ней в известных местах сборища художников, поэтов и музыкантов.
Среди первых выделяется весьма колоритная фигура Джулио Манчини (1558-1630), успевшего побывать в тюрьме за какие-то проделки в родной Сиене. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. В некоторых случаях, Караваджо работал фрагментарно. С автором нельзя не согласиться.
А покровители Караваджо были очень нужны, т. к. Художник ничего не стал «исправлять» на огромном полотне размером 5, 5x12, 8 метра, дав ему лишь новое название «Пир в доме Левия», которое всех устроило, а дотошный дознаватель вскоре был отозван в Рим, где его ждали новые дела и назначения. XX век стал свидетелем появления новой яркой личности в истории изобразительного искусства. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».
Его успехи в фехтовании вызывали одобрение учителя и восхищение неуклюжего Муцио. Вскоре по настоянию Муцио из Милана был выписан опытный учитель фехтования. Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина.
Бывая в её доме, он очень любил слушать, как она играет на клавесине. Для своего времени Петерцано был педагогом передовых взглядов. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Несколько раньше в Италии оказался голландский нотариус Карел ван Мандер (1548-1606). Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей.
Неприятие искусства «натуралиста» Караваджо, презревшего классические традиции, некоторые биографы перенесли на личность художника. Для Караваджо, уроженца Ломбардии, этот факт был немаловажным и, возможно, повлиял на его выбор.
Не исключено, что в дальнейшем это обстоятельство стало причиной выдвинутой биографом Бальоне и иже с ним легенды, согласно которой Караваджо был сыном чуть ли не простого каменотёса, с детства привыкшим месить известь, подносить кирпич и заниматься «грязной» работой. К сожалению, он недооценил Караваджо и не понял его новаторства и демократизма в искусстве, коль скоро в одной из работ написал: «У него на всех картинах преобладают неестественные контрасты света и тени, а изображённые им толстые и вульгарные персонажи святотатственно принимают образ Христа или апостола Его картины переполняют толпы мужчин и женщин с порочными и опухшими от беспробудного пьянства лицами». Наконец показалась граница Венецианской республики и можно было перевести дух. Но не следует забывать, что Рим, где по-настоящему раскрылся гений Караваджо, — это не Венеция.
На всём лежит печать умиротворения, первозданной тишины и таинственной атмосферы ожидания чуда, которое должно вот-вот свершиться. Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Такое искусство было лишено малейшего намёка на правду жизни. В Микеланджело Меризи рано пробудился состязательный дух и желание быть во всём первым.
Ярким тому примером служит творчество миланского живописца Джузеппе Арчимбольди (1527-1593), автора фантастических картин-портретов на тему времён года или стихийных явлений, которые представляют собой мозаичный набор нагромождённых один поверх другого плодов или различных растительных элементов. От них ему передались знание человеческого тела, точность рисунка, простота композиции, когда мысль сосредоточена на главном, не отвлекаясь на детали. В его глазах она выглядела слабой копией великого оригинала.
Рисовал с натуры без эскизов. Можно почти безошибочно предположить, что вряд ли могли на него произвести сколько-либо сильное впечатление крестьянские мадонны Беллини с их скорбными ликами. Третья картина— «Св. Его стилю волей-неволей были вынуждены подражать многие зрелые мастера, проклинавшие свалившегося на их голову молодого «выскочку» за ломку всех прежних навыков и понятий в живописи.
Тогда же на Апеннинском полуострове оказался и молодой Рубенс, сподвигнутый желанием совершенствовать своё мастерство на опыте великих творцов Возрождения. В результате цепочки недоразумений Караваджо оказывается в каменном мешке – он стал узником пещеры гува на Мальте. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. Пора безмятежного детства быстро пролетела. Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Вскоре он завершил работу.
Его стиль называли «демоническим» и к нему уж никак не подходит эпитет divino (божественный), который обычно используется, когда речь заходит о творениях и личности Рафаэля. 14 июля 1608 года становится рыцарем Мальтийского ордена, принеся клятву перед алтарём, который сам и расписал в период послушничества. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. «Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души.
Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). 20 апреля 1573 года им была закончена картина «Тайная вечеря» для трапезной при храме Сан-Дзаниполо вместо сгоревшей там при пожаре одноименной картины Тициана, который, сославшись на занятость, отказался повторить утраченное. Cогласно сохранившейся описи 1605 года, среди его инструментов было обнаружено зеркало.
Например, взять хотя бы «Тайную вечерю» Тинторетто в церкви Сан-Паоло. Художник сам казнил себя и сам вынес себе смертный приговор.
Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43. И всё же наиболее близка к истине другая версия. Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило. Ему ещё не приходилось лицезреть подобного пиршества красок, особенно поражающего в монументальной «Ассунте» со смелыми ракурсами почти трёхметровых рельефных фигур страждущих апостолов. Да и что греха таить, ученик совсем от рук отбился, стал дерзок и неуправляем.
«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Свет преображает эмоциональную атмосферу происходящего, придавая событию, одновременно, очень конкретный и ирреальный характер.
Возможно, он и не ставил перед собой такой задачи, приступая к съёмкам. Вознамерившись потягаться славой с самим Вазари, он сочинил свои «Жизнеописания», расположив материал хронологически по годам правления римских понтификов. Он работал с натурщиками как режиссер, выстраивая кадр. Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов. Посещение Бергамо, Брешии и Кремоны произвело неизгладимое впечатление на юного ученика.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески). От него лучше держаться подальше». Установлено, что первоначально Мандзони назвал свой роман «Фермо и Лючия», то есть именами родителей Караваджо, а в лирических отступлениях его повествования, особенно когда автор живописует картины природы Ломбардии, отдельные страницы живо напоминают некоторые пейзажи и натюрморты кисти Караваджо. Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. В течение нескольких лет он скрывается от властей, лихорадочно меняя места жительства.
Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза. Работа в мастерской при дворце Мадама не прекращалась и, памятуя о предложении банкира Джустиньяни во время первой с ним встречи, Караваджо принялся писать портрет его тайной подруги Филлиды Меландрони. Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. Но с ожесточением гонений на вероотступников и еретиков под давлением папского Рима она оказывалась порой вынужденной нарушать традицию.
Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». Оставшись без отца в пятилетнем возрасте, он обожал мать и был к ней сильно привязан. А вот Караваджо и его новаторским творениям не повезло.
Судьба была немилостива к Караваджо — с гениями такое случается. Визит стал незабываемым потрясением, перевернувшим многие его былые представления о живописи.
Греческий бог вина и веселья сидит в том самом наряде, в котором художник изобразит его пару лет спустя на картине, о которой мы рассказывали выше, находящейся ныне в галерее Уффици: белая накидка схвачена темным поясом, завязанным бантом. Прежде чем ослепнуть их видел теоретик маньеризма Ломаццо, который разразился едкими эпиграммами, высмеивая братьев Кампи за их приверженность «сермяжной правде». Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием.
Там над головой, как в небесах, первозданная тишина и покой, а здесь на земле дикая круговерть и вопли грешников, осуждённых на вечные муки. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
Вот таким образом молодой художник охотнее отзывался на прозвище «Караваджо», данное по названию городка, где прошли годы его детства и откуда были родом его отец и мать. Умер художник в возрасте 38 лет в 1610 году – в этом же году и был закончен его самый необычный автопортрет. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни.
Остановились в гостевом доме при францисканском монастыре Санта-Мария Глориоза деи Фрари, где в величественном готическом соборе покоится прах Тициана и находятся два его творения — «Вознесение Богородицы» или «Ассунта» и «Алтарь Пезаро». Род существует до сих пор. Её происхождение не выяснено, поскольку в роду Меризи никогда не было живописцев.
Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. По-видимому, даже малейшее проявление к другим представительницам слабого пола внимания или любопытства в подростковом возрасте рассматривалось мальчиком как измена любимой матери или как нечто зазорное и непристойное. Караваджо уделял особое внимание тому как свет освещает что бы то ни было, какие эффекты он оказывает.
Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Далеко не все были готовы тогда понять и со знанием дела оценить новаторство художника, который не побоялся запечатлеть на своих полотнах сцены из жизни римских низов. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
Приходили в упадок когда-то процветавшие торговля и ремёсла. Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». Его постигло глубокое разочарование и в кафедральном соборе, где в первом боковом приделе помещена картина Тициана «Вознесение Девы Марии». Полученный урок был позднее им блестяще развит и обогащен.
Наставник не раз поражался, видя, как юнец на лету схватывает мысль и претворяет её в рисунке. Тема казни как сурового возмездия часто встречается на его полотнах. При нем была только одна его картина – тот самый автопортрет – Давид с головой Голиафа. По пути он заболел и умер. На ней была организована ретроспектива работ Гюстава Курбе, осенившая двадцатилетнего итальянского искусствоведа Роберто Лонги (1890-1970) гениальной догадкой о подлинном месте Караваджо в мировом искусстве, с блеском развитой во многих его работах, в частности в «Краткой, но правдоподобной истории итальянской живописи» изданной в 1914 году. В середине ноября 1590 года в Милан прибыл гонец из дома с вестью о том, что Лючия при смерти.
Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Неблаговидным делом травли новичка занимались скуки ради лоботрясы-подмастерья. Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн. Такое изображение стало возможным прежде всего благодаря работе со светом.
Он вечно нуждался и залезал в долги. Куда более разумно поступил Саймон Шама, автор документальной ленты «Сила искусства», показанной Би-би-си. Его картины отличало повышенное чувство материальности, эмоционального напряжения, лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. В Порто Эрколе у него не было друзей и покровителей (они были в Риме, Неаполе, Генуе) и никто не помог бы художнику.
В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Таковы были нравы в Ломбардии, жившей под пятой испанцев, ярко описанные в историческом романе классика итальянской литературы Алессандро Мандзони «Обручённые». Тот вконец потерял голову и, став заядлым картёжником, просадил в пух и прах полученную часть родительского наследства да ещё норовил поживиться долей старшего брата. Поводом послужило подозрительное обстоятельство. Петерцано, лично знавший покойного и высоко ценивший его благородное искусство, убивался особенно сильно.
Его картины пользовались успехом и шли нарасхват популярны они и сегодня. Вот почему картину «Неверие апостола Фомы» можно по праву рассматривать как поэтическую метафору или даже своего рода художественный манифест, предвосхитивший революцию, совершённую Галилеем в науке. Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея».
После угрюмого Милана, наводнённого испанской военщиной, «светлейшая владычица Адриатики», как тогда ещё называли этот удивительный город, предстала перед путниками во всей красе, всплыв из морских глубин со своими каналами и мостами, великолепием дворцовых фасадов из мраморного кружева и праздничной разноязыкой толпой. Положившись на память, которая начала его подводить, кардинал записал: «Обретшая славу корзина с правдоподобно изображёнными цветами (sic. ) написана Микеланджело да Караваджо, который имел широкую известность в Риме»48. Эта картина существует в трёх вариантах.
В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. Оказавшись не у дел в Венеции, задумался об отъезде и Микеланджело Меризи. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке.
В образах каждого музыканта — лютниста (в центре), с кистью винограда (слева), с нотами (справа) и с духовым инструментом (на втором плане считается, что это возможный автопортрет художника) подчеркнута характерность, а все они тонко объединены общим настроением. Рассуждая далее, он находит его живопись не только «смешной», но и «до убожества монотонной». Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Обретённые знания укрепляли в нём веру, находя в душе и сознании правильное соотношение.
Однако до настоящего «открытия» и подлинного понимания новаторства Караваджо было ещё далеко. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. В историю он вошёл под этим именем. В убийстве был обвинён Караваджо.
Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рубенса, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Рембрандта. Известна и дата его преждевременной смерти — воскресенье 18 июля 1610 года. Освободившись загадочным образом, художник пошел, может быть, пешком в направлении города Порто Эрколе (территории в 100 км по болотам, где никто не ходил. ). Каковы бы ни были рассуждения психоаналитиков об «отцовском комплексе» по Фрейду, похоже, что женский пол почти не интересовал юного Микеланджело, оставляя его равнодушным. Она вполне оправдывала своё редкое имя гордой дочери фракийского царя Сифона. Ещё о его личности помогают судить воспоминания как друзей, так и недругов. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. За Венецией давно закрепилась слава самого вольнолюбивого города Европы.
В 1607 году перебрался на остров Мальта. Летом 1610 года появляются слухи о помиловании Караваджо и после многочисленных злоключений художник отчаянно пытается вернуться в Рим – он нанимает небольшое парусное судно и отплывает от берегов Неаполя. Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью. В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33. По этому поводу биограф Беллори, не любивший Караваджо и всячески его поносивший, язвительно заметил: «Он забился в погреб и не знает, как из него выбраться». Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших.
Справа от него восседает юнец, показанный со спины. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Если бы его перевезли в Порто Эрколе, то сразу возникла бы проблема с причиной смерти и составлением бумаг. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Вполне правомерно предположить, что наибольшее потрясение будущий художник испытал, оказавшись в соборе Святых Иоанна и Павла или, как называют его венецианцы, Сан-Дзаниполо перед работой Тициана «Убиение святого Петра Мученика».
Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. Филиппо I Колонна.
Идея увлекла Караваджо. Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года. На причале венецианские друзья устроили им проводы. За голову известного живописца обещали большое вознаграждение.
Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Реализм его картин поражал своей выразительностью зрителя рубежа XVI-XVII столетий. На лице музыканта грусть. С тем же правом можно предположить, несмотря на потемневший от копоти плафон, что это повзрослевший помощник Марио, отпустивший усы и бороду или один из плотников, помогавших сколотить леса до потолка и послуживший моделью.
В самых выдающихся произведениях римского периода — алтарных образах из жизни апостола Матфея (Призвание апостола Матфея, Мученичество апостола Матфея, Апостол Матфей и ангел, 1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли) и полотнах Распятие апостола Петра и Обращение Савла (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази) с наибольшей глубиной раскрылись черты новаторского метода Караваджо. Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост. Боясь заразиться, люди не покидали жилища, страдая от голода и жажды.
Из-за жары пересохли все городские колодцы. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Возможно, его убили именно на лодке или в тюрьме в Пало.
Даже последний бедняк или нищий и тот не отказывал себе в удовольствии, надев карнавальный костюм и нацепив маску, бражничать и веселиться вместе со всеми до упаду днём и ночью. С подачи того же Беллори в обиход вошло почти ругательное словечко «натуралист». Один подтягивает струны лютни, скрипач внимательно вглядывается в ноты, третий с рожком – Караваджо, это своеобразный автопортрет.
Своего «Караваджо» преподнёс зрителям в 1986 году английский режиссёр Дерек Джармен. Надо признать, что это ему удалось. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Отголоски прежних нелестных суждений о художнике ещё долго давали о себе знать.
Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. На излёте XVI века в Италии шло отчаянное сопротивление приходу Нового времени.
Своё пристрастное повествование о Караваджо он завершил сентенцией, звучащей как приговор суда: «Прескверно умер, как и жил». Воспоминания детства» называет «отцовским комплексом», видя в ней признак гомосексуализма. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный. Недаром в Апокалипсисе говорится: «Михаил и его ангелы сражались с драконом И был сброшен великий дракон, древний змий, по прозванию Дьявол и Сатана, вводящий в заблуждение всю Вселенную, вместе с ним были сброшены на землю и его ангелы». Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании.
Но Караваджо меньше всего интересовал мифологический герой, которого он облачил в современные одежды по тогдашней моде, в какие любил рядиться его подмастерье Марио. Там девицы обслуживают всех, невзирая на возраст.
«Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. Все подозрения пали на заядлого бунтаря Меризи, которому пришлось срочно бежать из города, дабы избежать ареста.
Обратный путь в Милан и родные места был отрезан. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. Но особую известность принесли ему «Рассуждения о живописи», написанные главным образом как пособие для коллекционеров. Его настольной книгой являлся изданный в 1584 году и сразу получивший широкую известность «Трактат об искусстве живописи», написанный художником, поэтом и историком искусства Джован Паоло Ломаццо (1538-1600).
С первых дней пребывания во дворце Караваджо понял, каковы наклонности и вкусы работодателя и в своих предположениях не ошибся, судя по первой реакции кардинала. Тем не менее дух либерализма и инакомыслия витал во дворце, притягивая лучшие умы того времени.
Рано познав безотцовщину, Микеланджело тяготился женским окружением. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Караваджо ставил перед собой абсолютно иные эстетические задачи, руководствуясь однажды выработанным для себя неизменным правилом, на которое ссылаются многие биографы: «Не делать на холсте ни одного мазка, кроме как подсказанного жизнью». И он был прав.
Бросив дерзкий вызов господствовавшим тогда в итальянском искусстве бесплодному академизму, погрязшему в эклектике и повсеместно утверждающемуся маньеризму с его вычурностью и изощрённостью, рассчитанным на вкусы узкого круга «знатоков», Караваджо своим бунтарством перевернул все устоявшиеся к тому времени представления о живописи, произведя настоящую революцию в искусстве и породив множество восторженных почитателей и последователей. Не остался в стороне и кинематограф. Он первым выступил как ниспровергатель общепризнанных канонов и авторитетов. Позднее великий прародитель итальянской оперы был погребён в первом левом приделе собора Фрари близ главного алтаря с «Ассунтой». На улицах уже некому было убирать разлагающиеся трупы.
Он поступил в мастерскую второстепенного, но бывшего в большой моде в Риме художника Чезари дАрпино. Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. Им стал Климент VIII. Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты.
Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Караваджо был простым каменщиком. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.
Таким и появился на свет «Нарцисс» (112x92). Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. Как знать. Но художник недолго оставался без помощника.
С глубокой искренностью — сцену духовного преображения Савла — будущего апостола Павла. Та же судьба постигла Галилея, а Бруно принял мученическую смерть от рук инквизиции. Позднее художник не раз вернётся к этой теме.
1593, Уффици), «Гадание» (ок. Караваджо не стало 18 июля 1610 года. Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника. Отзвуки таких его работ, как «Снятие с креста» в миланской церкви Сан-Феделе или фресковые росписи в монастыре Гареньяно, можно без труда обнаружить в ранних картинах Караваджо.
Другим биографом, лично знавшим Караваджо, оказался весьма посредственный римский художник Джованни Бальоне (1573-1644), приверженец маньеризма. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры.
Он начинал терять голову и пускаться во все тяжкие. Для этого сюжета, возможно, был исполнен натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Пинакотека Амброзиана), поражающий энергией чистых красочных тонов. Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин. О Караваджо-художнике зритель джарменовского «шедевра» узнает очень мало, а потому приведённая оценка фильма выглядит неоправданно завышенной.
Иисус называл его величайшим из пророков. Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений. Даже Стендаль, большой знаток итальянского искусства, лишь вскользь упомянул его имя в «Истории живописи Италии» и «Прогулках по Риму», не преминув всё же заметить, что художник считается «злодеем».
Например, официальный художник мадридского двора Винченцо Кардуччи итальянец по происхождению, в своей книге «Диалоги о живописи» (1633), выражающей официальную позицию испанского католицизма, объявил Караваджо «гениальным чудовищем», не знающим правил и лишённым какой бы то ни было теории, а его появление в искусстве счёл «плохим знамением» и уподобил ни много ни мало явлению Антихриста. Чтобы не возвращаться к этому деликатному вопросу, не имеющему отношения к искусству, стоит подчеркнуть, что все рассуждения на сей счёт не могут бросить тень, а уж тем более хоть как-то умалить или перечеркнуть творчество художника. Помимо двенадцати апостолов и причащающего их Христа, на ней можно увидеть обслугу обоего пола, обилие подаваемых блюд для сотрапезников, целый набор столового серебра и даже тявкающую собачонку. Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров.
Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас). Как художник он мало чем проявил себя, но оставил любопытную «Книгу о художниках» изданную в 1604 году в Гарлеме. Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино. Но Караваджо трактует ее жанрово, а не в форме идиллии.
Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Его перу принадлежат такие сочинения, как «Руководство по правильному ведению светских бесед» (нечто вроде известного сочинения «Придворный» Кастильоне), «Как преуспеть и утвердиться в Риме» и другие работы. Она провисела в церкви всего два дня, а потом была снята как непристойная. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения.
Все дети появились на свет в Милане ибо в приходской церкви городка Караваджо, где прошло их детство, о них нет упоминаний, кроме записи в 1588 году о смерти младшего сына Джован Пьетро. Видимо, за какие-то заслуги Меризи получили право на обладание фамильным гербом. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Когда выяснилось, что Караваджо в Риме нет, то на него объявили охоту.
Сразу за ним – сообщение о смерти художника. В ту пору любые поездки были далеко не безопасны. Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55).
К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Спасаясь от разыскивающей его, как ему казалось испанской полиции, он направился в Венецию, объезжая днём выставленные на дорогах сторожевые посты и используя ночью окольные пути по просёлочным тропам. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
К числу лучших поздних произведений Караваджо относится и полотно «Смерть Марии» (1605—1606, Париж, Лувр). Образумился ли юный художник. Чтобы придать значимость своим работам, художники давали своим работам имя Иоанна Крестителя.
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Такая легенда как нельзя лучше импонировала предвзятому отношению тех же биографов к «плебейскому» искусству Караваджо. Уже в мальчишеских играх проявился его драчливый нрав.
По такому случаю дворцовым портным для него был пошит строгий камзол. Юношу взяла оторопь при виде столь необычной композиции и ослепляющего света. Как же выглядел этот «возмутитель спокойствия». Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года. Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. За любую оплошность или непослушание в ход пускалась плётка.
Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов. После ссоры со знатной особой был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. При всей противоречивости личности Караваджо и экстравагантности многих его поступков злодеем он не был — таким его представили потомкам недруги, обуреваемые подлинно сальериевскими страстями. Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него.
В Вечном городе была абсолютно иная питательная среда, полная грубости, лицемерия, жестокости и борьбы за выживание. С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо. Там он первое время бедствовал, перебиваясь случайными заработками и дописывая отдельные детали на картинах более известных мастеров кисти. На нём сверху изображён орёл с широко расправленными крыльями, а внизу рука с зажатыми пятью колосьями, говорящая о том, что в своё время все Меризи были простыми землепашцами. У него появилась подружка Антонина даль Поццо, у которой он часто оставался на ночь.
Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38.
Получив причитавшуюся ей долю, сестра Катерина через год удачно вышла замуж. Кардинал слыл полиглотом и меломаном. Действие самой значительной композиции евангельского цикла капеллы Контарелли — «Призвание апостола Матфея» — происходит в темном помещении, куда неожиданно вторгаются Христос и Святой Петр, освещенные сильным потоком света, так называемым «погребным светом» Караваджо. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5. По дороге надо было перейти по шатким мосткам через бурную речку рядом с мельницей.
В Риме Караваджо живет и работает в течение 14 лет. Этот учёный внёс весомый вклад в мировое искусствоведение. Времена и вкусы меняются. Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы.
Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века.
Рыцари официально исключили художника из ордена. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Не стоило Веронезе в целях самозащиты ссылаться на фреску Микеланджело, тем более что к тому времени все обнажённые фигуры «Страшного суда» по решению Тридентского собора в 1563 году были уже «одеты». Но, как отмечает писатель-моралист, чтобы картина не вызывала нареканий со стороны официальной цензуры и была продана, в ней должно быть соблюдено непременное требование — «никакой откровенной похабщины с наглыми фавнами, восседающими верхом на нимфах или похотливыми сатирами, бесстыдно ублажающими охочих до любви пышнотелых богинь, а тем паче не должно быть на картине святых обоего пола изображённых в непотребных позах».
Вместе с младшим братом он пропадал там часами. Богемная жизнь влекла их обоих. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. В Риме же Караваджо серьезно заболевает малярией, находится на грани жизни и смерти.
Настало время серьёзно подумать о выборе жизненного пути. Видевший картину Вазари пишет: «Это самая совершенная композиция из всего того, что когда-либо было создано Тицианом». Он не идеализировал природу, а изображал её такой, какой она представала его взору. В историю живописи Петерцано вошёл главным образом как учитель Караваджо. Это были самые чёрные годы в истории Милана, когда всеми делами в городе и провинции заправлял наместник мадридского двора, которому подчинялся гарнизон из семисот наёмных солдат. 31 июля выходит указ о его окончательном помиловании.
Девица попала в неприятную историю и оказалась под домашним арестом за учинённый ею в доме на улице Кондотти скандал. Любое посягательство на неё каралось смертной казнью. Давида возмутили пренебрежительный тон в адрес израильтян и их Бога и он сразил гордеца в лоб камнем из пращи.
В отличие от героической монументальности и исполненной мощного звучания венецианской «Ассунты» её веронская версия лишилась самого главного — воздуха и ощущения стремительности божественного вознесения над воздетыми к небу дланями рыдающих апостолов. Однажды он был приглашён кардиналом на спевку хора мальчиков в Сикстинскую капеллу, куда попал впервые.
Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир. Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Как ни странно, но подавленность духа и хандра способствовали поддержанию в нём нужного творческого настроя, когда он яростно набрасывался на холст, накладывая быстрые мазки и не видя ничего вокруг. Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году. Лючия Аратори умерла 29 ноября от чахотки в возрасте сорока лет.
Как выяснилось позднее, выбор оказался более чем удачным.
Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу.
Произошло «второе рождение» Караваджо, равно как и развенчание некоторых легенд и мифов, созданных друзьями и недругами художника. Несколько раз изменяя расположение фигур, он обращался к написанию евангельской сцены «Трапеза в Эммаусе» (Милан, Пинакотека Брера 1601, Лондон, Национальная галерея). В качестве примера можно сослаться на Веронезе, что означает «веронец», хотя его настоящее имя Паоло Кальяри или на известного под именем Тинторетто Якопо Робусти, чей отец был красильщиком (tintore).
По традиции всё начиналось с поросячьей «корриды» — заранее привезённых свиней держали в специальных загонах на внутреннем дворе Дворца дожей и под звон колоколов как по команде всех разом выпускали на волю. Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим.
«Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Зиму семья Меризи проводила в снимаемом в центре Милана доме по соседству с дворцом маркиза Франческо Сфорца. Им написаны также «Экстаз св. Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты.
Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. В начале нового века Караваджо получает немало заказов от церквей.
За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца. К сожалению, не сохранились даже редкие его письма. Не замечая его присутствия, собеседники вели неспешный разговор.
Каждый думает только о себе.
Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук.
Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. Его героем были отнюдь не богачи, а люди из уличной толпы, наделенные грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия изгои общества. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Изображение искренних простых человеческих чувств всегда было важно для Караваджо. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Его обнажённое колено почти упирается в раму картины. Картина называлась «Смерть Марии». А такое никому не прощается.
Хотя сюжеты подавляющего числа написанных им картин черпались из Священного Писания — главного источника вдохновения многих тогдашних художников, — но их толкование, как правило, шло вразрез с общепринятым пониманием и даже противоречило церковным канонам. Сказка кончилась — впереди тягучая проза жизни. Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей.
Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus. Великий современник Шекспир ещё не написал «Ромео и Джульетту» и, стало быть, не успел поселить в Вероне своих влюблённых героев, которые позже обессмертили её своим присутствием, заставив городские власти изрядно пофантазировать, чтобы поддержать романтический миф. У недавно овдовевшего Меризи на руках осталась годовалая дочь Маргарита. После полученного от Венеции потрясения Верона оставила его равнодушным, навевая тоску провинциальной скукой, не в пример Шекспиру, который из своего туманного Альбиона проникся такой любовью к далёкой солнечной Вероне, что ярко описал её не только в «Ромео и Джульетте», но и в романтической комедии «Два веронца» там великий драматург допустил географический ляпсус, описав, как его влюблённые герои «приплыли» туда из Милана. Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг»32. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм.
Укажем на ещё одно загадочное совпадение. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. Такое ему приходилось видеть и раньше.
Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция».
Один из них находится в Эрмитаже. С годами эти черты всё сильнее давали о себе знать. Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб». Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Все последующие новости о смерти художника основывались только на этом письме. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком» и признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось.
Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец.