1710. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто.
Одно из самых больших своих произведений. А. С. Пушкина)13.
В книге «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Ватто словно вновь возрождает красоту. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу.
Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии.
Это была единственная работа, которая до некоторой степени возбуждала самолюбие Ватто. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде сся с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
Необходимые формальности заключались в том, что Ватто нужно лишь явиться в академию, чтобы быть избранным, что и не замедлило свершиться и 28-летний художник, которому не удалось получить ученический, в сущности, приз на конкурсе pris de Rоme, стал членом Французской академии, сделавшись в тот же день знаменитостью. Ватто писал "взахлеб". И это другое – Люксембургский дворец. 130 x 192 см.
Без преувеличений можно говорить о том, что это было крупнейшее событие в истории русской культуры. Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. Весной Ватто стало хуже. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени.
Вряд ли кто-нибудь теперь возьмется ответить на вопрос – почему. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Особенным спросом пользовались изображения Николая Чудотворца. Об этом, впрочем, чуть ниже. Как ни странно, первым тягу отпрыска к прекрасному обнаружил его отец, Жан Филипп. В 1720 году абсолютно больной художник захотел написать вывеску для антикварного магазина своего друга Жерсена, но она всегда была только картиной, которую благоговейно рассматривают.
Он покинул дом Жерсена. об этом: Смена, 1988, 19). История повторилась. Как можно так неумело изображать моего Господа.
"Посмертная судьба" Ватто сложилась довольно удачно. Манере Ватто свойственны полутона, сдержанность в передаче чувств изящество композиции. Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. Дело в том, что до недавнего времени приверженцы классового, так сказать, взгляда на историю, а следовательно, ярые ненавистники всякой монархии и всего, что было до, распространяли подобные, прямо сказать, неприглядные примеры на все высшее общество, не заботясь о том, в какой мере это соответствует истине.
Он просто один и все. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Оно причиняет мне боль.
Современники не просто ценили картины Ватто. Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Действительно, он пользовался теми же мотивами, брал те же сюжеты и даже лица.
Стоит вглядеться в шедевры графики зрелого Ватто, чтобы понять, куда уходят его корни. Известно, что зрители любили ее потому, что она действительно была прекрасной актрисой. Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм.
Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. Ватто умер 18 июля 1721 года. Имя это, знаменитое в Европе, особенно громкий резонанс имело в России. Позже Ватто признавался своему другу торговцу картинами Жерсену: Я знал своего святого Николая наизусть и мог обходиться без оригинала. Говорить следует об ощущениях.
С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». Впрочем, никакой опыт, пусть и горький, не проходит даром, для человека же с искрой Божьей – особенно. Нужно ли отыскивать какие-то особые причины восхищения Ватто великим фламандцем. Здоровье Ватто ухудшалось. Как отмечает Н. Л. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века.
Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Классицизм сдавал свои позиции, с ним уходили в прошлое тенденции и мода.
с превеликим трудом да и то потому только, что оно коснулось юношеской поры Антуана Ватто. Ватто был, по большому счету, самоучкой. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины "Венецианский праздник" (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), "Праздник любви" и "Общество в парке" (Картинная галерея, Дрезден), "Радости жизни" (собрание Уоллес, Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), "Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена" (Картинная галерея, Берлин-Далем). Вся благодарность Ватто к своему учителю выражалась в глубоком о нем молчании. Здесь же происходит знакомство с местным сорокалетним скульптором Антуаном Патером, для которого 25-летний Ватто уже был парижской знаменитостью и которого Патер просит стать покровителем для своего 15-летнего сына Жана-Баттиста, начинающего живописца16.
Он писал их нежными, полупрозрачными красками, предпочитая розовые, голубые, сиреневые и золотистые оттенки. Двери запираются на ключ не из моральных, так сказать, соображений, но лишь с тем, чтобы никто не мог нарушить бурного веселья. По иронии судьбы его дом оказался последним убежищем умирающего художника.
Возможно, его побегу в Париж способствовало знакомство в Валансьене с художником-декоратором Метейе. Но помня, что не так давно он уходил из дома без гроша в кармане и пешком, эти более чем скромные деньги казались ему почти богатством и, во всяком случае, собственные ноги не были теперь его единственным средством передвижения на пути в Валансьен. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто, словно вновь возрождает красоту. В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. Его коллекция голландской живописи поразила Ватто.
Художник с мастерством тонкого психолога показывает, сколь разные чувства и реакции порождает у героев эта ситуация. Не все, однако, шло так гладко и безмятежно. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт.
Немилова. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными.
Весной Ватто стало хуже. В небольшой картине Ватто Капризница (Эрмитаж) представлена удалившаяся из веселой компании пара. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. 1710. Впрочем, это счастливое сцепление Лиц и событий Ватто воспринимал как художник других признаков внимания к этому обстоятельству в биографиях мастера не обнаруживается. Восторженное отношение Ватто к Рубенсу помогло ему развить свой дар живописца. Только теперь эту роль выполнил дом уже знаменитого Пьера Кроза.
Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. Городок встретил его своей обычной жизнью, не изменившейся, казалось, со времен детства: переполненный, как и тогда, солдатами, Валансьен по-прежнему не мог пожаловаться на отсутствие прекрасных дам. Колорит и свободный стиль Рубенса оказали большое влияние на живописца, хотя, конечно же, по духу Рубенс не был "его" художником.
Ему было тридцать семь лет. Он знал, что это возраст Рафаэля.
2. Антуан Ватто. Знаменитые братья Гонкуры писали о художнике в 1856 году: "Ватто – великий поэт восемнадцатого века. Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран.
Только на этот раз он потребовал – и сразу получил. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. В доме Кроз Ватто жил по соседству с академиком живописи Шарлем де Лафоссом, которому банкир также оказывал покровительство и с которым молодого художника связывали добрые отношения.
У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. В Париж Жан Антуан прибыл в 1700 году и в первые месяцы балансировал на грани нищеты. Беспокойство пронизывает всю картину. Не правда ли, неплохой ключик для открытия многих других таинственных картин Ватто. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. – уже 260 ливров.
Художник неиз- менно восхищался работами Петера Пауля Рубенса, которые оказали решающее влияние на его творчество. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. Составивший себе в молодости миллионное состояние (он был сборщиком налогов и пошлин в одной из французских провинций) финансовыми операциями и прозванный современниками бедный Кроза с тем, чтобы отличить его от брата, еще более богатого, у которого в постоянных должниках ходил король Франции (да что там король – брату Кроза принадлежала Луизиана в Северной Америке, то есть вся область по течению реки Миссисипи, от устья до Великих озер), так вот, более бедный Пьер Кроза, построив роскошный особняк в Париже на улице Ришелье и замок в Монморансе, начал собирать произведения искусства, а в начале XVIII века его коллекции не было уже равных в Европе.
Наконец-то блеск ума хоть отчасти теснит блеск родовых гербов. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда».
Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом».
Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Успех этого произведения известен (Недаром М. В. Алпатов сравнил его с Менинами Веласкеса), - вспоминает Жерсен. - Все было написано прямо с натуры. Учение закончилось довольно скоро и было абсолютно бесполезным. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской "галереей Медичи" ("Жизнь Марии Медичи").
Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино. Короче, она родила ребенка, которого Филипп Орлеанский согласился считать своим. Но, как часто бывает у Ватто, очаровательная фривольность картины омрачена оттенком меланхолии – женская фигура в центре с сожалением оглядывается назад, как бы намекая на быстротечность наслаждения. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. Словом, мастер на все руки, но во всем – художник. При посредничестве Мариэттов Ватто становится учеником художника Клода Жилло, мастера театральных декораций и создателя небольших картин изображавших сцены итальянской комедии. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. Он покинул дом Жерсена.
9. Жизнь юного живописца начала налаживаться, когда в 1703 году он свел знакомство с Жаном Мариэттом. В одной из лучших картин Антуана Ватто (1684–1721) «Капризница» художник изображает интимную сценку, происходящую в уединенной аллее старинного парка.
14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Работы Ватто, созданные в Париже, были отражением эпохи. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»42комм. Театральность – в самом высшем значении – присуща почти всем без исключения работам Ватто. Это был 1709 и двадцать шестой год жизни Ватто. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски.
Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену». Из работ Жилло более всего сегодня известны его гравюры и рисунки. Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. Он выбирает низкий горизонт.
К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей. Не видно, что он от этого страдает. Художник 18 века.
Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Если иметь в виду, что теперь это не просто имя в истории мирового искусства, но скорее символ, определенное понятие, олицетворяющее собой изысканность изящество и мир тончайших чувств, то как не подивиться тому, что Ватто рожден и воспитывался в семье мало что невежественного ремесленника, но и человека известного на весь Валансьен неумеренным пьянством и более чем скверным нравом.
Ну что ж, не он первый, не он последний. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Не мог составить здесь исключения и Ватто.
Третья пара стоит. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Даже костюмы – изящные вариации на темы современной моды – являются плодом фантазии художника. Здоровье Ватто ухудшалось. Вот только некоторые шедевры этого приобретения: Мадонна с безбородым Иосифом Рафаэля, Юдифь Джорджоне, Даная Тициана, Оплакивание Христа Веронезе, Портрет камеристки, Вакх и пять эскизов Рубенса, несколько портретов ван Дейка, семь картин Рембрандта (в их числе Даная и Святое семейство), картины Пуссена, Шардена и Ватто.
Вдруг он решил, что ему будет легче в деревне. В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особняке, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров». Однако вряд ли можно судить по произведениям Ватто о подлинном быте, нравах, повседневности и праздниках французского общества начала XVIII века. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное». Друзья называли его "холодным" и "бесстрастным".
Но кавалер спокоен, он уверенно приступает к длительной осаде. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполов, а доктору Миду достались «Итальянские актеры». Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. 16.
Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дамкомм. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулез. Оно конечно, Париж стоит мессы, но этот город грез оказался для юноши не только прекрасен, но и бессердечен. Рисунки.
Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Достоверно известно лишь то, что Ватто вместе с четырьмя другими конкурсантами должен был изобразить возвращение Давида после победы над Голиафом. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе.
Вскоре после разрыва с Жилло его принял в ученики хранитель коллекции Люксембургского Дворца, художник-декоратор Клод Одран. Но перед ним преклоняются и он не может не чувствовать, что это искреннее преклонение. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.
Нет, вернувшись в Париж, он просит торговца картинами и своего друга Жерсена приютить его у себя.
Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Ватто знал это. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Антуан-Жан вызывал у них восторг. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности.
Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. 15.
Ждать, впрочем, оставалось не так уж и долго. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой, под маской актёра кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства.
Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Среди картин коллекции Ватто также встречался с мифологическими пейзажами Пуссена, а выходя из дворца, попадал в почти всегда пустынный пейзаж парка, начинавшийся с нарядных стриженых кустов, аллей и бассейнов и переходящий в запущенную густую рощу. Картину можно увидеть в Эрмитаже, зал 284. Антуан Ватто прожил короткую жизнь— её полноценный творческий период охватывает лишь 10—12 лет. Что же мы видим на картине. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями».
Пока только молодость, слабеющая, однако, день ото дня, противостоит чаxотке. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
– "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. Между тем с приближением весны ему стало хуже. В его вспыхивающих красочных фигурках на фоне темных деревьев есть что-то от светотени Рембрандта (Деревенская свадьба, Мадрид). В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания». В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа.
В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных». Это работа с интерьером магазина, а не с природой. Но для этого должно было пройти время, наполненное, конечно, событиями.
Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. И Ватто, будучи уже в крайнем отчаянии, взялся за работу у одного из таких торговцев. Но пока вернемся в Париж, где мы оставили очарованного Люксембургским дворцом и еще более потрясенного Рубенсом художника. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую.
Разве не знал он, что лондонский климат гибелен для его легких. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Но вернемся к жизни Ватто. «В аккуратном сквере сегодняшнего Валансьена почти всегда безлюдно, можно долго и спокойно разглядывать памятник Ватто.
Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. Дома. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. О живописных достоинствах этой жемчужины Эрмитажа написано достаточно много, да и при первом же взгляде они очевидны каждому зрителю, но с исторической подоплекой, литературной стороной сюжета, а главное, с одним из его персонажей связана пикантная история, которую давность лет позволяет придать огласке.
Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.
Это было последнее временное улучшение. 11. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Этот курьез оказался не столь уж и безобиден: он очень сильно подействовал на впечатлительного Ватто. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни.
В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. А. С. Пушкина). Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
Летом 1720 года он был уже дома. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия» вскоре становится одним из близких друзей художника. В ней прекрасно проявилась несравненная наблюдательность и правдивость искусства Ватто.
Франция. На этих чудных берегах они не найдут постоянного жилища. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
Достаточно сказать, что одна эта покупка настолько обогатила галерею Эрмитажа, что сразу поставила его в ряд самых крупных музеев мира. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров. Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. Это было последнее временное улучшение.
Картина задумана в качестве отрывка галантной сцены или комедии нравов. В теплых, даже горячих по тону картинах он вдохновлялся примером фламандского мастера (Суд Париса, Лувр). Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя.
В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Ватто считается основоположником рококо в живописи. Берлин. Беспокойство пронизывает всю картину.
Хотя в картине отсутствуют эроти- ческие эпизоды, она наделена несомненной чувственностью. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Вот портрет, который оставил он потомству. В одном из последних произведений Ватто – в Лавке Жерсена (Берлин) – бытовая сценка, вид антикварной лавки друга Ватто, с изящно и остро схваченными светскими типами, любителями искусства, претворен Ватто в произведение, внушительное, монументальное, почти как Менины Веласкеса.
ГМИИ им. Лично мне импонирует техника живописи Ватто, тонкий и светлый колорит. 7. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург.
Там же, в гостях у Мариэтта, Жан Антуан встретил своего наставника Клода Жилло. Именно этому скромному приюту, чужому углу обязаны мы одним из самых знаменитых шедевров Ватто – Вывеска Жерсена. 15.
Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». Живопись картины, говоря словами влюбленного в искусство Ватто Александра Бенуа, "искристая, нежная по оттенкам, прозрачная по колерам, ласковая и гибкая по письму".
Возможно, что учёба у Жилло и не оказала решающего влияния на живописное формирование Ватто, но она существенно обогатила художественный вкус недавнего провинциала и привела его к осознанию собственной индивидуальности. Каза-лось бы. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Но давно замечено: счастливые судьбы обходят великих мастеров.
Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. Дворец Шарлоттенбург. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение.
В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». Между персонажами "Капризницы" – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка.
но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Сделаем это, однако, с помощью одного из самых авторитетных исследователей великих таинств изобразительного искусства академика М. В. Алпатова, который как бы приподнимает здесь завесу между загадочной живописью Ватто и современным зрителем.
Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье. Впрочем, рассказывать живопись, - если это только действительно живопись, - невозможно. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. При посредничестве Сируакомм. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года.
Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Рококо. Современники говорят, что они расстались такими врагами, что даже избегали не только произнести имя, но даже вспоминать друг друга.
И в этом своем расчете Ватто не ошибся. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Пройдет время и его работы будут надолго забыты.
В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. И все же, пожалуй, главным его потрясением стало то, что хранилось под сводами дворца. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм.
Фигура Жиля, странно бездействующая, с повисшими руками и остановившимся взглядом, как бы не имеет никакого отношения ни к ним, ни вообще к чему бы то ни было на свете, он один. Известно, что художники в дальнейшем старались даже не упоминать имен друг друга. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Взгляд на моду через призму искусства, винтаж, живопись и графика, художественная фотография, вот основные темы журнала. Он переехал от Жерсена и потом еще раз сменил квартиру – опять будто бежал от самого себя.
Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. Впрочем, это не самое главное в жизни и искусстве Ватто. ГМИИ им. Слово театр, вернее само это объемное понятие, занимает в творчестве Ватто особое место.
Между персонажами Капризницы – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Немилова. Впрочем, решающим будет не статус и положение Ватто при Одране, а нечто другое.
По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им». Журнал Pendaldal интересен тем, что в нём удалось связать между собой разные направления искусства последних столетий. Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. Оба искушены в подобного рода делах, для них это всего лишь привычная любовная игра. Он не любил, когда его спрашивали о подробностях их дружбы и разрыва но он всегда хвалил его работы и не скрывал, что многим ему обязан, - должен был записать один из современников.
Согласно этой версии, Метейе выдавал себя за способного театрального декоратора и в первое время своего пребывания в Париже Ватто работал под его руководством для театра. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. 13. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом.
Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. Это был Рубенс. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет.
Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм.
Потом мы узнаем и Пушкина. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал "академическую работу"). Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму.
Такова исполненная полнокровной чувственности, едва только приглушенной меланхолической печалью, знаменитая луврская (второй вариант в Берлине) картина Отплытие на остров Цитеру. Он начал творить в то время, когда т. н. В основу творчества Ватто легли сюжеты из жизни обычных людей.
Его фигуры выделяются ясными, крупными силуэтами. Но именно отсюда и начинается то, что учителю Ватто, старшему его товарищу, было уже не под силу: Жилло создавал сцены – грациозные изящные, мастерски написанные, - но Ватто вкладывал сюда нечто большее – всеобщее, всечеловеческое, словом, то единственное, что несет в себе невыразимые черты Высокого Искусства. Кружевное дерево в глубине картины вносит ясность и масштаб в ее построение.
Как отмечает Н. Л. Ватто работает только по утрам – так он слаб, - но заканчивает картину в одну неделю. Почти все картины Ватто небольшого размера. Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль.
– "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. Здоровье Ватто ухудшалось. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели.
Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки". Это бесспорно. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами.
Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Холст, масло. Но в основе своей колорит Ватто своеобразен и неповторим. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак».
В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. В то же время именно подготовительные рисунки Ватто дают возможность понять, насколько каждый жест, поворот головы, складка одежды персонажей его картин становились плодом аналитического поиска наиболее выразительной композиции. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной.
Плата была настолько скудной, что ночевать художнику приходилось под сводами Нотр-Дам де Пари, там же, где приют находили бродяги и нищие. И почти все дома в нём выстроены заново. Это типичные образцы стиля рококо. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Этого художника можно назвать основоположником данного стиля.
Он родился во фламандской провинции. Как прирожденный художник Ватто тонко чувствовал цвет.
В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты. Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении.
Ему посвятит стихотворение Т. Готье. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок.
Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства.
Здесь он вплотную столкнулся с тематикой, которая впоследствии стала одной из основ его творчества и получил возможность увидеть театральную жизнь изнутри10. Так называемые подсмотренные сюжеты. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в "полные члены" Королевской академии.
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи". Поэты XIX века откроют картины Ватто. Ватто получил славу в Приже благодаря своему творчеству.
Отыскать это имя в историях искусства можно теперь липы. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту "Паломничества на остров Киферу" (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм ("Вывеска Жерсена", 1720). Четвертый ребенок в небогатой семье, Жан Антуан мог и не проявить своих талантов.
Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. И все же надо признать, что у Жилло Ватто окончательно разобрался в самом себе и что с тех пор стали более явственными признаки таланта, который предстояло развить».
В одном из таких проходов именитый парижский художник де ла Фосс замедлил шаг и, сначала удивленный, а потом и пораженный, остановился перед картинами художника имени которого он до сих пор даже не слышал. Время в доме Кроза – вершина славы Ватто. На этом предприятии Ватто потерял остатки своих сбережений и ему пришлось с удвоенной энергией приняться за работу.