Капелла Медичи стоит особняком в скульптурном творчестве Микеланджело ибо в ней две из четырех основных фигур – женские, – пишет Кеннет Кларк, совершенно напрасно забывая, о статуе Мадонны7. Одним из секретов Капеллы является как раз это стремление Микеланджело увековечить образы великих Медичи и освободить себя от действительно непосильных требований увековечивать других. Важно напомнить, что Микеланджело создавал Капеллу Медичи как единое целое и приступил к этой работе почти в 50 лет, будучи признанным в Риме номер один скульптором и живописцем. Триада, которую Боттичелли выстрадал в течение 10 лет своей творческой жизни (Рождение Венеры 1484, Мадонна с гранатом и Мадонна на троне – 1487 год и, наконец, Клевета, 1495) была воссоздана Микеланджело также в течение примерно 10 лет работы над статуями Капеллы Медичи. Билеты в капеллу Медичи и библиотеку Лауренциана (еще один проект Микеланджело на территории комплекса Сан-Лоренцо) покупаются отдельно.
Для Капеллы Медичи Микеланджело создал также статую Мадонны, кормящей младенца. Единственная статуя Микеланджело, находящаяся в России (Эрмитаж) изображает небольшую скульптуру мальчика, которую большинство искусствоведов относят к первоначальному, но впоследствии измененному замыслу Капеллы Медичи. При этой церкви архитектор Микеланджело выстроил капеллу Медичи. В 1520 году Микеланджело получил заказ на постройку и украшение статуями капеллы – усыпальницы родаМедичипри церкви Сан Лоренцо от кардиналаДжулиоМедичи (впоследствии папа Климент VII).
Искусствоведы называют капеллу Медичи одним из самых великих творений Микеланджело. Для капеллы Медичи еще в 1524 году Микеланджело исполнил глиняные модели речных божеств. Капелла Медичи или Новая Санкристия, собора Сан-Лоренцо во Флоренции является единственным в творчестве Микеланджело законченным архитектурно-скульптурным комплексом.
Мир так и не увидел всего величия замысла Микеланджело в капелле Медичи во Флоренции, которая так и осталась недостроенной.
Внутренне протестуя против гнетущего христианского пессимизма, создает картину "Леда, ласкаемая лебедем" (1529-1530), язычески смелое по духу произведение. Все вместе времена суток подтверждают девиз Медичи «Всегда» (Semper), означающий постоянное несение службы. Это создает дополнительную выразительность, тревогу и угрозу. Его голова, покрытая античным шлемом, опирается на руку, а локтем – на шкатулку, звериная морда которой символична.
Мадонна – ключ ко всей капелле. Сначала о символике. Когда Микеланджело работал над капеллой, перед ним стояла потенциально опасная дилемма. Да он и был, собственно, этим узником, невидимой цепью прикованным к своей работе. Недоработаны фигуры «Утра» и «Вечера».
Убирайтесь-ка вон отсюда". Но Собор имел и реальный результат: делегация из Москвы, приглашенная Козимо Медичи, вывезла в Россию рецепт скандинавского напитка, который впоследствии после нескольких усовершенствований в очистке стал известен как «русская водка». Первоначально он предполагал соорудить свободно стоящую гробницу для четырех представителей дома Медичи в середине капеллы.
Ниши их стиснули, что вызывает у зрителя чувство тревоги и беспокойства. Мальчик важен в общем замысле ибо он – мгновение внутри времени. Этим она походила на первоначальный проект гробницы папы ЮлияII, отличие же заключалось в том, что со всех четырех сторон она должна была иметь одинаковые фасады и, кроме того, предполагалась для довольно тесного помещения.
Именно к ней обращены фигуры Джулиано и Лоренцо. Она оставила огромное художественное наследство родной Флоренции. Ребенок весь согнулся к больной ноге, такая необычная и неожиданная у него поза.
Разгадка может быть одна их может быть множество. Мадонна погружена в глубокое тяжелое раздумье. Действительно завершенными были лишь скульптуры Лоренцо и Джулиано и аллегорическая фигура Ночи.
Жители города, республиканцы, восстали против тирании Медичи. Для большинства из них он выполнял различные заказы. А что можно добавить о Медичи, покровителях «одинокого как палач» гения Микеланджело. Он напоминает преисполненные внутренних сил фигуры раннего Микеланджело, но склоненная голова Мадонны, ее скорбный, устремленный в пространство взор полон той же печали, что и вся капелла. В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы Медичи.
В 1523 г. папский престол вновь вернулся к роду Медичи. Она предназначена только для посвященных. «Мадонна» выполняет очень важную композиционную роль во всей капелле: она объединяет статуи, к ней обращены фигуры Лоренцо и Джулиано. Вообще, м. б. Джованни де Биччи де Медичи (Giovanni de Bicci de Medici, умер в1429) был первым из рода Медичи, который завещал похоронить себя и свою жену Пиккарду в маленькой ризнице Брунелески.
В них похоронены пpaвнуки Козимо Старого. Склеп темный и мрачный, что естественно для усыпальницы, где фактически похоронено большинство членов семьи Медичи, в том числе и те, которые должны были упокоиться в капелле принцев. На картине в величественном кресле сидит высокородная дама. Кажется, нетрудно заметить, что обнаженная фигура на картине Клевета (кстати, последняя в творчестве Боттичелли) напоминает несколько деформированный и постаревший образ Венеры из Рождения Венеры. «День» хранит следы инструментов и художественно недооформлен. Это проявилось и в его «Рабах» и особенно в «Пьете Ронданини», хранящейся в Милане.
Капелла Медичи находится в Новой Сакристии церкви Сан-Лоренцо. Храм внутри украшен работами Донателло. Возле левой от входа стены расположена гробница Джулиано.
Выдающееся произведение Брунеллески так и не получило достойной оправы. С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших шедевров эпохи Высокого Возрождения –«Капелла Медичи» — скульптурный ансамбль, выполненный Микеланджело и расположенный в так называемой Новой сакристии (ризнице) церкви Сан Лоренцо (фамильной церкви семьи Медичи) во Флоренции. Гробница Джулиано Медичи Композиции гробниц на боковых стенах симметричны.
Три фигуры в гробницах и три фигуры в композиции с Мадонной (малыш Иисус как бы слит еще с телом матери). Жалованье превысило в 3 раза сумму, которую просил Микеланджело. Контрапосты во всех семи фигурах, можно сказать, свирепствуют, не стесненные ничем. У двух, у Лоренцо и у «Ночи», лица погружены в темноту. Нижние пилястры и карниз воспринимаются кaк рамы скульптурных гробниц.
Оба саркофага поставлены впереди стены, а статуи сидят в тесных нишах. Чувства, гнетущие Микеланджело, находят выражение не только в аллегорических фигурах, но во всем ансамбле и даже в статуе «Мадонны с младенцем» («Мадонны Медичи»), которая акцентирует среднюю часть стены между гробницами. Кто был виноват в разгроме Прато в 1512 году. Декоративные фигуры расположены у ног статуй и головы их перерезывают линии карнизов. 1643 г. была уничтожена Сюбле де Нуайе за чрезмерную сладострастность.
Задумчив взгляд Мадонны, погруженной в свой внутренний мир. По его собственным словам, Капелла Медичи и церковь Сан-Лоренцо должны быть главным украшением Флоренции: «дабы этот храм стал зерцалом всей Италии». Это были два молодых, ничем не прославивших себя герцога. Нет покоя «Ночи». И думается также, что эта «Ночь» затемняет всех, кто в какую бы то ни было эпоху статуей или картиной пытался, не говорю превзойти, а хотя бы сравняться с ней.
Об этом говорит и полная страданий маска в ее руке. Он ничего не видит перед собой, но не погружен также и в свой внутренний мир.
Богатое инкрустированное убранство было изготовлено в мастерских Великого Герцогства, преобразованные затем в Музей драгоценных камней (Opificio delle pietre Dure). Эта статуя была начата ещё в 1521 году, но значительно переработана в 1531 году, когда мастер довел ее до современного состояния, то есть до полной определенности группы, далекой ещё от окончательной отделки. В зале Боттичелли в Галерее Уффици, мне кажется, нетрудно заметить (поскольку картины расположены рядом), что голова Венеры с картины Рождение Венеры используется для, как минимум, двух Мадонн на других картинах Боттичелли (Мадонна с гранатом и Мадонна на троне).
Лев Х умер внезапно, даже не успев собороваться. Микельанджело отступил от этого обычая. Медичи. Кто затеял преступное завоевание Урбино.
Не сделал исключения и для герцогов Лоренцо и Джулиано. В 1520 году потребовалось соорудить часовню с надгробиями для Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано, а также для двух других сыновей семейства Медичи: Джулиано, герцога Немурского и Лоренцо, герцога Урбинского. Работы были начаты в 1521 г., но смерть папы Льва X остановила работу. Он сразу же принялся за нее, но закончил только в 1519 – 1520 годах во Флоренции.
Мадонна Медичи помещенная в центре противоалтарной стены, ключевой образ капеллы и одно из высших созданий изобразительного гения Микеланджело, выступает как образ, прекрасный и внутренне сосредоточенный, непосредственно сопричастный зрителю миром своих чувств, глубина и сложность которых не заслоняют их простой человечности. Оба считались полководцами, вот таким образом Микельанджело украсил их полководческими атрибутами. Фигуры не хотят ни жить, ни чувствовать. Сама часовня стала их мавзолеем. Последние— намёк на непрерывное течение времени.
Овальные линии их крышек, прерывающиеся посередине двумя волютами, украшены аллегорическими фигурами времен суток, по две на каждом: перед Джулиано— «Ночь» и «День», перед Лоренцо— «Утро» и «Вечер». Хотя мастер положил на нее много труда, она не принадлежит к его удачным произведениям. После того как были созданы «Моисей» и парижские «Пленники», гений Микельанджело в последний раз вспыхнул с потрясающей силой и плодом этой вспышки стали семь статуй Медичейской капеллы.
Вестибюль высокий. Она сидит, заложив ногу на ногу. Он символизирует мир, который пришел после войны. Когда во Флоренции стало известно о Sacco di Roma (разгроме Рима), в городе вспыхнуло восстание и Медичи вновь, но ненадолго были изгнаны за пределы Флоренции.
Впечатление инертности усиливается сознательной незаконченностью проработки камня скульптуры: лицо, руки, ноги «Вечера» словно подёрнуты сумерками приближающегося угасания. Поэт Иосиф Бродский лучше всего описал свои впечатления от посещения Капеллы: «Солнечный луч, разбившийся о купол, о дворец, в котором лежат Медичи, проникает сквозь штору и согревает вены грязного мрамора». У противоположной стены стоит гробница Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано.
«Ночь» стопой упирается в сову, которая, если вспорхнет, то разбудит ее. На крышке саркофага Лоренцо скульптор поместил фигуры «Утра» и «Вечера». Он связывал с Лоренцо мечты об объединенной Италии.
Правда, оно так и не наступило до сих пор. Из шести монолитных колонн по дороге во Флоренцию пять были серьезно повреждены.
Результаты этой работы мы и наблюдаем сегодня. Вот перед вами лицо «Вечера» (капелла Медичи).
С капеллы Медичи и вестибюля библиотеки Лауренциана, в которых формы архитектуры и скульптуры выражают напряженность и скованную силу, Микеланджело положил начало пластически выразительной архитектуре барокко (по-итальянски – причудливый, странный). Много сил и времени потратил он на заготовку мрамора в Карре. Перед нишами стоят саркофаги на высоких подставках.
Для небольшого квадратного помещения, площадью около 120 кв. И все-таки статуя производит спокойное впечатление, как и остальные ибо контрапосты уравновешены какой-то высшей гармонией. Несколько знакомых художников побывали по моей просьбе в Капелле и подтвердили сходство. Рядом с ним стояла капелла Медичи.
В них не будет портретного сходства. Но этим аллегорическим смыслом не исчерпывается их художественное значение. Их мощные с идеальными пропорциями тела – овеществленная истома и скорбь. Треугольную композицию надгробия дополняли уже на полу лежачие фигуры речных богов. Такой же прекрасный и внутренне сосредоточенный образ создал Микеланджело и в «Мадонне Медичи». Из всех фигур капеллы больше всего восхвалялась, как известно, «Ночь» и Вазари объясняет мотивы всеобщих восторгов: «Что могу я сказать о «Ночи», статуе не то что редкой, а единственной.
Самая древняя церковь во Флоренции – это храм Сан-Лоренцо. Среди них и Капелла Медичи – мемориальная часовня в базилике Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) – одной из самых старинных церквей Флоренции.
Медичи. В капелле Медичи контрапост как художественный прием исчерпал себя до конца. Петра Бернардо Ченчи (находится на прежнем месте в римской церкви Санта Мариа сопра Минерва).
Художник наотрез отказывался делать портреты. В произведение искусства нужно внимательно всматриваться. Этот город стал вскоре колыбелью Возрождения, а одним из самых известных рожденных здесь шедевров – картина Боттичелли «Рождение Венеры». Известный историк Раскин в своей лекции 1874 года охарактеризовал Боттичелли как самого ученого теолога, самого лучшего художника и самого приятного в общении человека, которого когда-либо произвела Флоренция. Впервые в истории христианской живописи, создавая образ Мадонны, Богоматери, художник использовал черты лица обнаженной античной героини.
Она прекрасна и внутренне сосредоточенна. Последние— намёк на непрерывное течение времени. Поза, выражение лица «Утра» говорят о том, что в этом цветущем теле живёт уставшая, гибнущая душа. Она, как и «День», не вполне закончена: у нее не доработан низ, а спина не отполирована. Именно отсюда можно пройти в капеллу принцев и Новую Сакристию. Об этом говорит и полная страданий маска в ее руке.
Младенец ведет себя чрезвычайно беспокойно. Недоработаны фигуры «Утра» и «Вечера». Это маленькая статуя, которая свободно входит в куб. Перед Микеланджело стояла задача создать изображение воскресшего Христа, перешедшего рубеж земных страданий, он воплотил идею в образе, лишенным драматизма и динамики, отказавшись от многих привычных средств, в нем нет и следа той богатой и напряженной внутренней жизни, которой наделены «Моисей» или пророков Сикстинской капеллы. Эту формулу, по-видимому и использовал Микеланджело по отношению к Капелле Медичи. Для них он воспользовался скульптурными фигурами в натуральную величину. Папа и кардинал Медичи потеряли терпение и расторгли договор на постройку фасада церкви Сан Лоренцо в 1520 г. Микеланджеловские окна получили название "коленопреклоненных" ("ginnocchiati"), с консолями под подоконниками, увенчанные треугольным фронтоном, в заложенных камнем больших фасадных арках первого этажа вилл, впоследствии часто применялись архитекторами позднего Ренессанса и маньеризма.
Однако все случилось иначе и античная красавица принесла Флоренции удачу. Флоренция. Новации художественных взглядов Микеланджело проявились в том, что массивное заполнение пространства (гробницы, скульптуры) вступает в контраст с лёгким обрамлением (карниз нижней зоны сакристии и полуколонны). Косьмы и св. Микеланджело окончил тoлькo двe из задуманных гробниц. В церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) Новая Сакристия выглядит как свободный куб, который увенчан сводом.
Но Медичи настаивали на том, чтобы добыча мрамора велась в новоприобертенных Флорецией карьерах Пьертрасанте. Как к живому организму подошел Микеланджело к решению проекта фасада церкви Сан Лоренцо. Фигура «Дня» заслуживает внимания, так как удивляет несогласованность ваяния прекрасного тела и с трудом поворачивающейся к зрителю головы.
Обе фигуры усталы и меланхоличны. Напротив алтаря в нише, обрамленной темными колоннами — простой прямоугольный, лишенный каких-либо украшений, саркофаг с прахом Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано. В первые годы понтификата Льва X он усердно трудился над гробницей. Общий замысел аллегории дополняют фигуры «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи».
Мы же хотим остановиться на скульптурах Лоренцо и Джулиано и затронуть проблему «идеального портрета». Но по способностям он был человеком заурядным. Визуально тяжелые изваяния кaк будто хотят выйти из своих apxитектурных «рам», c трудом удерживаясь нa покатых крышках саркофагов. Позже его сын, Козимо Старший, был похоронен в церкви. Все статуи больше натуральной величины. После смерти папы Юлия II (Джулиано делла Ровере, понт.
Это восьмиугольный зал, полностью покрытый полудрагоценными камнями, украшениями из мрамора редкой породы и увенчанный широким куполом, расписанным фресками. О символических значениях аллегорий Утра, Дня, Вечера и Ночи сказано много. Мой любимый скульптор – Микеланджело, мой любимый художник – Боттичелли. В гробнице Медичи человек попадает в совсем иной мир, не тот, что был на улице. Торс наклонен вперед, плечи на разном уровне, правая рука отведена назад — в этом, кажется, сказалась нехватка мрамора, — голова повернута в сторону. У ног Лоренцо две статуи: «Вечер» — усталый, с ослабевшими мышцами мужчина бессильно опирается на локоть и смотрит в пространство равнодушным взглядом и «Утро» — молодая, прекрасная женщина с чудесными упругими формами пробуждается, словно нехотя, для безрадостного, не сулящего ничего хорошего дня она потягивается и из полуоткрытого рта вылетает какая-то жалоба. Несколько позднее Микеланджело начал сооружение капеллы Медичи при церкви Сан Лоренцо.
Тем более, что практически нигде в известной мировой живописи XV – XVI веков, кроме как на изображении у некоторых Венер, мы не находим такой пояс под грудью на обнаженном теле, под платьем. В рамках этой концепции статуя «Ночь» – это образ Девы Марии истерзанной страданиями распятия и заснувшей после Вознесения Христа тяжелым, но уже спокойным сном. ц. Сан Лоренцо Возможно оттого, что он родился в год памятного флорентийского турнира, так называемой Джостры (1475), а возможно и по природной склонности, Лев Х, переняв дипломатические способности отца, перенял и непомерную любовь к роскоши и развлечениям. Они все прекрасны. Медичи. Её украшают три статуи – Мадонна с младенцем работы самого Микеланджело и фигуры святых Косьмы и Дамиана, выполненные по его моделям.
Вот перед вами лицо «Вечера» (капелла Медичи). Как очень точно отмечал П. Муратов, «печаль разлита здесь во всем и ходит волнами от стены к стене». «День» хранит следы инструментов и художественно недооформлен. Фигуры расположены на покатых крышках так, словно готовы соскользнуть с них.
Саркофаги коротки и ноги всех четырех фигур свисают далеко через концы, не поддерживаемые никакими волютами. У «Вечера» лицо не отшлифовано. Она означает мудрость и деловые качества. Магию, волшебство, невероятность впечатлений произведения великого Микеланджело так описал русский историк искусства, знаток флорентийского Ренессанса Павел Муратов: «В Новой сакристии Сан-Лоренцо, перед гробницами Микеланджело, можно испытать самое чистое, самое огненное прикосновение к искусству, какое только дано испытать человеку. В 1520 году, по заказу папы, Льва Х и кардинала Джулиано Медичи, Микеланджело Буонаротти приступает к работе над созданием усыпальницы Медичи в соборе Сан-Лоренцо.
А заказ был таков, что художник должен был возвеличить представителей дома Медичи. Воплощение замысла Микеланджело по созданию Капеллы Медичи должно было стать свидетельством не только могущества этого рода, но и «зеркалом всей Италии». Зодчий разместил в стенах ниши с пристенными, значительно увеличенными гробницами.
Он это показал вполне. Их по его глиняным эскизам выполняли ученики. Сон передан так, точно перед нами в действительности уснувший человек». У нее полукруглые крутые ступени и очень низкие перила. В 1520 г. кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII (с одобрения папы Льва X, второго сына Лоренцо Великолепного) поручил Микеланджело постройку капеллы и гробниц Медичи.
Последние— намёк на непрерывное течение времени. Ее еще называют «Мальчик, вынимающий занозу».
Символам бегущего времени мучительно неудобно. «Ночь» стопой упирается в сову, которая, если вспорхнет, то разбудит ее. Он предложил создать в строящейся новой ризнице церкви ансамбль надгробий для недавно умерших членов семьи: Лоренцо, сына Пьетро Медичи (старшего брата Льва Х) и Джулиано, младшего из сыновей Лоренцо Великолепного, — ничем не знаменитых, кроме родовых имен: Лоренцо и Джулиано. У этого длинного помещения из серого камня светлые стены.
Из собрания Лайд Брауна в 1785году его приобретет для собственных дворцовых коллекций российская императрица Екатерина II). Это необычная достопримечательность окутана тайнами, загадками и мистическими историями.
Действительно, Лоренцо сидит в позе глубоко задумавшегося человека, как «Пророк Иеремия» на плафоне Сикстинской капеллы: те же скрещенные ноги, так же опущенная на руку голова. С четырнадцати лет находился он в центре флорентийской культуры, обучаясь и творя в «Садах» Лоренцо Медичи, в художественной школе для одаренных мальчиков. Треугольную композицию надгробия дополняли уже на полу лежачие фигуры речных богов. Не сделал исключения и для герцогов Лоренцо и Джулиано.
Когда-то он знал это помещение так же хорошо, как узник свою камеру. Все у гения существует как в жизни – одновременно и многообразно. Сначала появился вестибюль, затем зал для рукописей, где их можно было хранить и читать.
Напрасно Микеланджело отказывался, ссылаясь на свои обязательства перед наследниками папы Юлия, на то, что архитектура – «не его специальность», – ему пришлось подчиниться. Микеланджело сам давал им примерно то же толкование. Микельанджело имел намерение (оно осталось невыполненным, так как его оторвали от дела) для изображения Ночи вырубить из мрамора мышь и для этой цели оставил на одной из гробниц небольшое мраморное возвышение. Таким образом, эти статуи имеют абсолютно самостоятельное значение.
Вместе с тем гармоническая ясность и уравновешенность, к чему так стремились архитекторы раннего и Высокого Возрождения, уступили место внутренней напряженности, действенности всех архитектурных форм. Но она привлекает внимание туристов и вполне реальными фактами. Братья – и оттого надгробия симметричны. По мнению К. Бурдаха истинный Ренессанс начался с Данте и закончился на Микеланджело. Мальчик важен в общем замысле ибо он – мгновение внутри времени.
Флоренция была охвачена борьбой. Он оплакал в ней гибель свободы родного города. Правда, он предложил Микеланджело создать фасад церкви Сан Лоренцо, незавершенный Брунеллески, дабы этот храм стал «зерцалом всей Италии» и Микеланджело с удовольствием согласился уехать в любимую им Флоренцию, где четыре года напряженно трудился пока, в 1520-м все по той же причине из-за отсутствия денег, работы над фасадом не были прекращены.
Он и ситуация и мгновение. Никакой. Вся эпоха Раннего Возрождения словно пронизана сиянием этого белокурого юноши1.
Символам бегущего времени мучительно неудобно. ". Его летнее призвание на этом оборвалось. Напротив алтаря он поместил скульптурную группу «Мадонна с младенцем» и окружил ее статуями св.
Эта мысль занимала тогда многие умы. Художник наотрез отказывался делать портреты. На крышке саркофага находятся фигуры: сидящей «Мадонны Медичи с младенцем» в центре, Святого Космы и Святого Дамиана (небесных покровителей Медичи) — по бокам. Мадонна – ключевой образ: к ней обращены взгляды святых, на нее взирают герцоги из своих ниш.
В момент создания скульптур для усыпальницы во Флоренции вспыхнула революция. Фигуры не хотят ни жить, ни чувствовать. В нем нет статуй, но имеются сдвоенные колонны, которые углублены в стены.
Далее, чем в него, туристов не пускают. Тогда единство этих трех статуй выражает в первый раз (и последний на настоящее время) показанное в искусстве непорочное зачатие, традиционное кормление рожденного в результате этого зачатия Иисуса и забытье после трех дней бессонного оплакивания и получения известия о Его Вознесении. Это создает дополнительную выразительность, тревогу и угрозу. Задумчив взгляд Мадонны, погруженной в свой внутренний мир.
Она должна была стать мемориалом для брата Льва Десятого Джулиано Медичи и его племянника Лоренцо. Между колоннами и пилястрами и в первом и во втором этаже, в нишах должны были размещаться статуи и рельефы. «Мадонна» выполняет очень важную композиционную роль во всей капелле: она объединяет статуи, к ней обращены фигуры Лоренцо и Джулиано. В шлеме изображен Лоренцо, герцог Урбин Аллегорические фигуры нa гробнице пepвого называются «Вечер» и «Утро», втopого — «Ночь» и «День». Фотография подтверждает сказанное выше.
Он рассчитал и пространство и свет и все пропорции. А в простенках между окнами были помещены портреты пап. Однако существует только два памятника – статуя Фердинанда I и Козимо II.
В 1418 году Медичи решили полностью его перестроить и поручили это Филиппу Брунеллески. Капелла же была местом общественным, храмом, куда мог прийти любой. Микеланджело был с теми, кто с оружием в руках сражался за свободу родного города. Есть хоть одна бодрая нота во всей этой мраморной симфонии. Она исполнена печали и скорби.
Фотография подтверждает сказанное выше. В Германии началась Реформация. Дамьяна, считавшихся покровителями дома Медичи. Все это стало фундаментом конфликта между Мартином Лютером и Ватиканом, последствия которого хорошо всем известны.
Где то мгновение, когда утро становится днем, а вечер ночью. Под статуей герцога расположены две аллегорические фигуры, символизирующие Утро и Вечер. В действительности же огромные саркофаги пусты и служат только в качестве погребальных памятников. В церкви Сан Лоренцо погребены члены семьи Медичи. Мастерство Микельанджело как скульптора в фигурах капеллы Медичи достигает вершины.
Фигуру Лоренцо ещё в XVI веке назвали «Мыслителем». Место для прохода в капеллу Медичи приведет прямо в склеп. Но им повезло. Вечер, немолодой мускулистый мужчина, с уставшим видом готов отойти ко сну. Образ «Вечера» исполнен смирения, погружения в дымку сна. А скульптурные фигуры скорее расслаблены, лиричны по своему настроению.
Что это действительно так, подтверждается прямым заявлением самого художника. Он находил, что мышь так же все грызет и портит, как всеразрушающее время». В музее Уффици хранится рисунок-копия с проекта Микеланджело, на котором видно, что первоначально «Мадонна» была задумана по типу ранней «Мадонны Брюгге» : младенец, стоящий на полу между коленями мадонны, в руках у мадонны – книга. В скульптурной группе гробницы Медичи Младенец сидит на коленях Матери в очень сложной позе: голова младенца, сосущего грудь, резко повернута назад, левой ручкой он держится за плечо матери, а правую положил ей на грудь. Приблизительно в 1530 году, когда только утихла мстительная ярость победителей Флорентийской республики и Микеланджело получил прощение и снова принялся за работу во славу тех самых Медичи, против которых только что сражался, он создал небольшую превосходную, хотя и неоконченную, мраморную статую «Аполлон, вынимающего стрелу из колчана», также известную под именем «Давид-Аполлон» (Национальный музей Барджелло, Флоренция).
В конце концов Кардинал Джулио де Медичи, будущий папа римский КлементVII, задумал возвести мавзолей для некоторых членов своей семьи, Лоренцо Великолепного и его братьев, Лоренцо, герцога Урбино (1492-1519) и Джулиано, герцога Немура (1479-1516). Микеланджело поддержал республиканцев в их борьбе. За время строительства капеллы с 1520 по 1534 с двумя большими перерывами над Италией вообще и над Флоренцией пронеслись такие грозы, что кажется удивительным, что капелла Медичи была почти достроена. Капелла представляет собой покрытое куполом небольшое помещение размеров 11х11 метров.
В статуях движение должно передаваться уравновешенностью позы, которая будто застыла в воздухе. Ее еще называют «Мальчик, вынимающий занозу». Верхнее освещение— практически единственное освещение здания, как и в римском Пантеоне. Под ней расположен саркофаг, на валютах которого – две аллегорические фигуры: женская — Ночь и мужская — День. Лоренцо отличался от него тем, что не был ни добр, ни приветлив. Речь идет о фамильных надгробиях в Капелле Медичи. Работа увлекла его. Но Микеланджело изваял и не тех реальных Медичи, младшего из которых он не знал, а со старшим был знаком лишь в последние годы его жизни.
Вначале Микеланджело возвёл купол и изваял несколько статуй. Младенец тянется к ней. "Кончина Льва привела в такое смятение художников и искусство и в Риме и во Флоренции, что при жизни Адриана VI Микеланджело оставался во Флоренции и занимался гробницей Юлия. В жизни Лоренцо никогда ни о чем не думал: за него думали другие. Один из первых проектов, по-видимому, предполагал сооружение четырех гробниц (Джулиано и Лоренцо Великолепных, герцога Джулиано Немурского и герцога Лоренцо Урбинского). Папа Лев X, один из сыновей Лоренцо Великолепного, ещё в бытность свою кардиналом поручил Микеланджело отделать фасад церкви, построенной в 1424-1446 годах Брунеллески. В них должны были расположиться скульптуры герцогов.
Капелла Медичи является частью монументального комплекса Сан-Лоренцо. Перед Джулиано тоже две статуи: «День» — мужчина, лица которого не видно тело его мускулистое и сильное он лежит спиной к зрителю, беспокойно и трудно понять, собирается он перевернуться на другой бок или встать или улечься получше правая нога его во что-то упирается, левая поднята и закинута на правую, левая рука за спиною все вместе — целый вихрь контрапостов, создающих любимое положение Микельанджело: фигура в момент подготовки к неопределившемуся вполне резкому движению.
Снаружи здание было не очень приметным. Памятники им сделал Микельанджело, а Макиавелли хотел посвятить Джулиано и после его смерти посвятил Лоренцо своего «Князя». Он изваял их легендарные образы, можно сказать аристотелевские формы – или платоновские идеи этих двух, запечатленных в истории Флоренции имен: Лоренцо и Джулиано. Легендой Флоренции были другой Лоренцо и другой Джулиано, братья — те, что покоились возле фронтальной стены. Работа сделана очень тщательно.
Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Капелла представляет собой покрытое куполом небольшое помещение размеров 11х11 метров. Новая Сакристия в церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) должна составлять единый комплекс со Старой, которую построил Брунеллески. Оттуда можно попасть в капеллу, оформленную Микеланджело. Но внутри Сикстинская капелла была красива.
За каждым саркофагом в стене ниша. Кто осаждал Флоренцию и сокрушал ее республику в 1530 году. Медичи. Скульптор стремился удалить из мрамора только предельно необходимое, чтобы, если он упадет с пьедестала, то ничего бы не откололось. Одну стену занимает алтарь. На почетные места должны встать усыпальницы папы Льва Х и его собственная.
Вместе с фигурами молодых людей аллегории заключены в устойчивую треугольную композицию. Первоначально планировалось сооружение четырех гробниц: Лоренцо Великолепного, его брата Джулиано, погибшего в результате заговора Пацци и его внука Лоренцо – герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского (брата Пьеро и Льва X). Но он прогнал их всех: он умел работать только один.
1513-1521), Джованни де Медичи, второй сын Лоренцо Великолепного. «Утро» символизирует мучительное пробуждение, вся пластика этой фигуры полна предчувствий новых страданий. Все вместе времена суток подтверждают девиз Медичи «Всегда» (Semper), означающий постоянное несение службы.
Он сидит верхом на перекинутой ноге матери, причем левое его колено выше правого. Кристофор Ландино, комментатор Данте, раскрыл здесь перед ним глубины бессмертной «Божественной комедии», поэт и филолог Анджело Полициано учил гармонии стиха. В этот день флорентийцы откопали античную статую.
Обо всем этом Микельанджело хотел бы кричать на весь мир. Образ Мадонны, проникнутый трагизмом мироощущения, – значителен, величав и человечен.
Вас охватывает чувство тоски и впечатление, что вы находитесь на площади. По сохранившимся наброскам и модели фасада можно увидеть близость к классическим традициям Высокого Возрождения и творениям великого Браманте. Но он помнил годы, проведенные в блистательном кругу Лоренцо Великолепного, чтил его память. Сикста, покровителя рода Ровере расписаны Рафаэлем дворцовые комнаты (станцы) апартаментов папы в Ватикане, папой был избран Лев Х (понт. Он все-таки позволяет себе маленькие вольности — например, необработанный камень в фигуре «Дня».
И Джулиано сидит в боевых доспехах, с полководческим жезлом в удивительно сделанных руках, юный и тоже красивый у него находят, правда, фальшивым взгляд. Вначале, правда, у него были помощники — пять художников и среди них его друг Граначчи. К ней обращены сидящие в своих тесных нишах статуи Джулиано и Лоренцо Медичи. Кондиви, который мог слышать собственные объяснения художника, — его толкование, кстати сказать, совпадает в главном с сохранившимся наброском самого Микельанджело, листком из Casa Buonarroti, озаглавленным дважды «Небо и земля» и относимым с некоторой вероятностью к 1523 году, — говорит: «Эти четыре статуи поставлены. Художник наотрез отказывался делать портреты.
Она, как и «День», не вполне закончена: у нее не доработан низ, а спина не отполирована. Ее заполняют все гербы городов герцогства Тосканского и герб Медичи на потолке. Ее поза, напряженная и динамичная, беспокойный ритм складок одежды – все связывает ее с другими образами капеллы, с самой архитектурой, формы которой то концентрируются, то разрежаются, создавая впечатление напряженности целого. Сын обедневшего дворянина, он гордился своим происхождением.
Мужественный, энергичный Джулиано с непокрытой головой опирается на жезл командира. Чего стоит одна мадонна.
Это впечатление усиливается другими компонентами ансамбля, архитектурными и скульптурными. Особенно замечательна голова «Ночи» с прямым носом, глубоким разрезом глаз, небольшим ртом и резко очерченным подбородком. В 339 году этот кафедральный собор освятил св. Рафаэль проводил ее своей росписью «станц» Ватикана, гуманист, писатель и дипломат Бальдассаре Кастильоне делал такие же выводы в своем трактате «Котреджиано» («Придворный»).
Вместе с фигурами молодых людей аллегории заключены в устойчивую треугольную композицию. Треугольную композицию надгробия дополняли уже на полу лежачие фигуры речных богов. Там должны были быть захоронения шести герцогов.
Мастер даже успел зашлифовать их поверхность. Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. Это маленькая статуя, которая свободно входит в куб. Что хотел сказать своими фигурами Микельанджело.
Но грань была достигнута. Одна из них олицетворяет День, другая — Ночь, а все вместе — Время. Вазари писал: «Всеблагой Правитель небес милосердно обратил свои взоры на землю, увидел тщетную нескончаемость стольких усилий, бесплодность пламеннейших попыток, людское самомнение, еще более далекое от истины, чем потемки от света и соизволил, спасая от подобных заблуждений, послать на землю гения». Только сильный, недетски серьезный Младенец, тянущийся к груди матери, продолжает линию образов, полных внутреннего заряда, которые были созданы художником ранее.
Одновременно с работой в Новой Сакристии, которую он превратил в величественную капеллу, Микеланджело строил библиотеку. Он оплакал в ней гибель свободы родного города.
В композиции капеллы Мадонна играет очень важную роль. Он прожил долгую жизнь – почти девяносто лет и пережил тринадцать Пап. Тело прекрасно и отполировано, а лицо слегка проступает, образ едва намечен. Себастьяно дель Пьомбо, венецианский художник, друживший с Микеланджело, говорил, что «колени этой статуи стоят больше, чем весь Рим».
И оттого поза его неспокойна, голова стремительно повернута. Космы и Дамиана (покровители Медичи). Падение Флоренции он пережил чрезвычайно остро. В капелле Медичи впечатляет гармоничное единство архитектуры и скульптуры, поражает чудесный дар синтеза Микеланджело-скульптора и Микеланджело-архитектора. Капелла Медичи потому и действует так мощно, что в ней все принадлежит ему.
Лицо Дня проработано эскизно. Над надгробием Лоренцо планировали разместить гирлянды, доспехи и четыре декоративные фигурки скорчившихся мальчиков (единственный созданный из нихпозже будет продан в Англию. Франциска. в дальнейшем мы сделаем такую попытку — проследить стилистические изменения в творчестве Микеланджело на примере его «Пьет».
Все скульптуры в гробнице Медичи изображены без зрачков. Лютер выпустил «Тезисы», папа в ответ – буллу, приказывающую сжечь труды Лютера. «Страшный суд» Микеланджело писал, будучи свидетелем уже иного времени. Он отступил от принятых ранее правил и обычаев. Он учился мыслить широко, жить работой, видеть правду.
У «Дня» едва намечено лицо и мы не знаем, умышленно это или нет. Когда художник отказался, папа подарил ему дом. Однако в том же году кардинал Джулио де Медичи, будущий папа Клемент VII (понт. 1523-1534), внебрачный сын Джулиано Медичи и ровесник своего двоюродного брата Джованни (Льва Х) выросший в доме дяди (Лоренцо Великолепного) после убийства отца, предложил Микеланджело другой вариант работы в Сан Лоренцо. Какие чувства вызовет капелла Медичи.
Обе они закончены до малейших деталей, обе имеют одни и те же размеры— 1, 8 метра высоты. Работа велась с перерывами в течение 14 лет. Амвросий, епископ Милана. Лицо Мадонны склонено к ребенку.
Что за птица на капелле Медичи. Камень, который она держит в руке, может выпасть в любой момент и тоже разбудить. Денег не хватало и Лев Х осуществил несколько финансовых проектов, два из которых: официальная продажа церковных должностей («симония») и продажа «отпущений» («индульгенций»), окончательно истощили терпение большой части западных христиан.
Пышный интерьер из флорентийской мозаики выполнялся в течение почти двухсот лет. Первоначально Микеланджело думал поместить «Мадонну» в специально построенной нише против алтаря. Это будут два сильных молодых человека, преисполненных величавого спокойствия. Медичи превращается либо в горькую насмешку над ними, либо в прямое им проклятие. А скульптор Микеланджело украсил её величайшими шедеврами мирового искусства.
Кто разнуздал белый террор после капитуляции города. Камень, который она держит в руке, может выпасть в любой момент и тоже разбудить. Вторая фигура — «Ночь». Он и ситуация и мгновение.
Нет покоя «Ночи». Его поза повторяет позу Моисея. Сжатые, стиснутые нишами, фигуры вызывают впечатление напряженности и беспокойства.
Микеланджело создал в родном городе его малый вариант. Эпоха Возрождения не знала еще такого синтеза архитектуры и скульптуры. В центре здания находятся памятники членам семьи Медичи.
Что за птица на капелле Медичи. Создание гробницы Медичи изначально было идеей Папы Льва Десятого (чье настоящее имя – Джованни Медичи). Разместить в таком небольшом помещении сооружение, рассчитанное на круговой обход, как он предполагал вначале (ориентируясь на композиционные идеи гробницы Юлия II) было невозможно и Микеланджело избрал традиционную композицию пристенных гробниц. У стены, противоположной алтарю, поместил он «Мадонну», а также фигуры св. Но любовь к искусству, должно быть, победила.
Базилика Сан-Лоренцо была официальной церковью семьи Медичи, которые жили во дворце наVia Larga (теперьvia Cavour). Утро, прекрасная женщина, с видимой неохотой пробуждается ото сна – настоящее пугает ее. Нам кажется это легко объяснимым. Она начинается у порога вестибюля и расширяется, образуя три части.
Рисунок-копия с проекта Микеланджело, хранящийся во Флоренции в музее Уффици, показывает, что первоначально «Мадонна» была задумана по типу ранней «Мадонны из Брюгге», младенец, стоящий на полу между коленями мадонны, в руках у мадонны— книга. Не сделал исключения и для герцогов Лоренцо и Джулиано. Кто начал несчастную войну Коньякской лиги. Ребенок весь согнулся к больной ноге, такая необычная и неожиданная у него поза. «Утро» медленно и неохотно просыпается, «День» бодрствует безрадостно и тревожно, «Вечер», цепенея, засыпает, «Ночь» погружена в тяжелый беспокойный сон. Он подал их как воплощение обобщенных идеализированных лиц— действенного и созерцательного.
Фигура «Дня» заслуживает внимания, так как удивляет несогласованность ваяния прекрасного тела и с трудом поворачивающейся к зрителю головы. Чувства, гнетущие Микеланджело, находят выражение не только в аллегорических фигурах, но во всем ансамбле и даже в статуе «Мадонны с младенцем» («Мадонны Медичи»), которая акцентирует среднюю часть стены между гробницами. Склоненная голова «Мадонны Медичи», ее скорбный, направленный «в никуда» взор полон той же грусти, той же печали, что и вся Капелла Медичи.
В действительности, они принесли Флоренции огромную удачу. На самом деле Медичи похоронены в склепе. Не этих конкретных людей изображал скульптор над их саркофагами. «Утро» медленно и неохотно просыпается, «День» бодрствует безрадостно и тревожно, «Вечер», цепенея, засыпает, «Ночь» погружена в тяжелый беспокойный сон.
Да и композиционно он совершенен — посмотрите — основное число — три. Кто был виною разгрома Рима в 1527 году. Медичи.
Бороды, висячие носы, уродливые медичейские рты — все это исчезло. Пройдя через уютный дворик, через левый неф можно попасть в нее.
За несколько лет до этого в Сиене вырыли из земли обнаженную греческую статую Венеры. Медичи. При этой церкви архитектор Микеланджело выстроил капеллу Медичи. Микеланджело посчастливилось при жизни получить полное признание и титул «божественный». Изменения в проекте вызвали необходимость и в перекомпоновке этой группы. Джулиано застыл в просто красивой, как бы усталой и немного меланхолической позе. Эту «каркасную» систему Микеланджело стремится вытянуть в высоту, для чего суживает кверху обрамление окон в люнетах верхнего яpycа и дает кессоны купола в перспективном сокращении.
Их мощные с идеальными пропорциями тела – овеществленная истома и скорбь. У «Ночи», кроме того, упрятана почти до полной невидимости одна рука. С одной стороны располагается алтарь, напротив – статуя Мадонны с Младенцем. Папский приказ гласил: прежде всего, приступить к росписи в Сикстинской капелле.
Все у гения существует как в жизни – одновременно и многообразно. Но в практическом решении этой задачи возможны были разные варианты. Тело прекрасно и отполировано, а лицо слегка проступает, образ едва намечен.
Микеланджело изготовлял каменотёсам рабочие чертежи для каменных блоков. Это аллегория жизни действенной. Эпоха Возрождения не знала ещё такого синтеза архитектуры и скульптуры. Мы не можем проникнуть в тайну значения каждой из них, но через все непонятности, которых немало, — ларчик под левой рукою Лоренцо, цветы в ногах у «Ночи», маска под ее рукою, сова, забравшаяся к ней под колено, — через темную символику, великая реальность изображенного действует с силою подавляющей.
В романский период он был перестроен и вновь освящен в 1059 году.