В 1909-м Кандинский вместе с коллегами создал «Новое объединение художников». Швейцарец разделял любовь абстракциониста к музыке и его мысль о том, что искусство должно вызывать сильные эмоции, помогать человеку слушать внутреннее «я» и обретать понимание процессов, происходящих в окружающей среде. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то.
Учебный план Кандинскогодля Инхука частично основывался на его ранних идеях о взаимоотношениях между живописью и музыкой и анализе элементарных форм и цветов. «Несколько кругов». В 1922 году он уехал в Германию, куда его пригласили преподавать в Баухаузе.
«О духовном в искусстве» – это философское, очень тонкое и вдохновляющее произведение, без которого понять и прочувствовать картины великого абстракциониста просто невозможно. В книге он рассуждает о музыкальных и эмоциональных эквивалентах красок.
Выступил как художник сценической версии сюиты М. П. Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928). Однако после выставки имя Кандинского стало известно во всем мире. Детство и юность Кандинского прошли в Одессе, в портовом городе. На ней он увидел картину Клода Монэ «Стог Сена». Она там же и скончалась в 1962 году. К 1910 году относятся первые живописные опыты Кандинского в области беспредметности.
Такие намеки дают широкий простор для философских размышлений. Мюнхенская художественная критика резко отреагировала наданную работу и вынесла приговор, что картина принадлежит кисти сумасшедшего или «опьяненного морфием или гашишем».
«Композиция VII». Композитор поддержал художника в его начинаниях с цветовыми экспериментами и поиском «антилогичной» гармонии, на первое место в которой вставали бы чувства, а не сюжет. Многие работы, написанные в этот период, были уничтожены. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва.
Позднее именно этот человек стал одним из основателей абстракционизма. Годы в Мурнау станут самыми плодотворными в творчестве художника, который придет к осмыслению и обоснованию беспредметного искусства («О духовном в искусстве», 1911). В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии45. Здесь сложился новый живописный стиль Кандинского, названный им «лирическим геометриз-мом» и описанный в работе «Точка и линия на плоскости» (1926). От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея).
Родился Василий Кандинский в Москве в 1866 году. Кандинский испытал также большок влияние символизма. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, там же Голубое небо, 1940, Центр Ж. Помпиду, Париж Разнообразные действия, 1941, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).
Они отвергали любое проявление иррациональности в творческом процессе. Все стало неверным, шатким и мягким». Данная картина явное тому подтверждение. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Во втором зале Третьяковки висят два изогнутых ТВ-экрана, на которых транслируются элементы работ авангардиста: путь от пейзажей к абстрактной живописи, полный «комментариев Кандинского о процессе работы, подготовительных рисунков к произведениям и серии живописных картин на стекле». Однажды, слушая в Большом театре оперу Вагнера «Лоэнгрин», он увидел, как музыкальные звуки трансформируются в его сознании в цвета.
Самые известные картины Кандинского приведены ниже. Горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль – активное начало. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», — писал Кандинский в трактате «О духовном в искусстве».
Кандинскийдоводитдо крайности цветовые и тональные сочетания. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва. В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени. Но «Баухауз» закрыли и Кандинский спешно переехал в Париж. Картины в этом периоде отличаются своей шутливой формой. Острые углы – «теплы, остры, активны и желты», а прямые – «холодны, сдержанны и красны».
В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. Синий «опускается в бездонные глубины». Он полностью уходит от формы, его картины строятся по принципу диссонанса цветов.
Нодва голоса высказались против: Гуго фон Чуди и Франц Марк (последний был тогда еще неизвестным художником он сам пришел к абстрактному цвету в живописи через некоторое время). В январе 1911 года в Мюнхене художник услышал атональные произведения своего будущего друга и союзника и был потрясен. С 1885 учился в Московском университете, мечтая о карьере юриста, но ок. Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве.
Во многом это происходит под влиянием выставки импрессионистов, проведенной в Москве в 1895 году и впечатлением от картины «Стог сена» Клода Моне. Василий Кандинский вновь мог работать в области педагогики, развивая свои прежние идеи. Сильнее всего вдохновила начинающего художника увертюра оперы Рихарда Вагнера. Но вернулся к ним он лишь после того, как ему исполнилось 30 лет, чем еще раз подтвердил простую истину – начинать никогда не поздно.
Это кульминация работ художника с кругами в стиле абстракционизма. Через шесть лет Кандинский женится на своей двоюродной сестре Анне. В 1911-м году вместе с художником Францем Марком организовал группу «Синий всадник», акцентом творчества которой было «выявление ассоциативных свойств цвета, линии и композиции».
Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Вот таким образом япредпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством». После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Это касалось прежде всего усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представил в 1926 году в сочинении «Точка и линия на плоскости».
В 1917 году в Москве он сочетался браком с Ниной Андреевской (1893 или 1899-1980), дочерью офицера. Осознавая несовершенство и иллюзорность реального мира, художник должен переместить свой взгляд с действительности внутрь себя, в мир «под знаком Духа». Но назвать ее таковой довольно трудно, так как это смесь с абстрактным искусством. Так, рядом с«миром природы» появляется новый «мир искусства»— очень реальный, конкретный мир. Выставки участников «Фаланги» проходят трижды в год на протяжении четырёх лет.
Его картины напоминают чем-то зафиксированные в красках фотографические эффекты света. От картины веет спокойствием и умиротворенностью.
В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Благодаря настолько разностороннему воздействию музыкальной и философской традиций в 1920 году, в статье «О Великой утопии» Кандинский пишет одно из своих пророческих желаний: «здесь должен будет заговорить и заговорит на одну и ту же тему художник с музыкантом, скульптор с танцовщиком, архитектор с драматургом и т. д. и т. д. Самые неожиданные взаимопонимания, неожиданные разговоры на разных языках передовых живописцев с так отсталыми театральными артистами, ясность и сумбурность, гремящие столкновения идей — все это будет таким потрясением привычных форм, делений и перегородок между отдельными искусствами и внутри отдельных искусств, что от беспримерного напора, давления и взрыва разорвутся сферы обыденного и откроются дали, которым сейчас нет даже имени». Он – уже доцент юридического факультета с правом преподавания.
«Синее небо». Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К. Моне Стог сена. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского университета, где в 1893 начинает преподавать и назначается доцентом.
В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klnge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом. Стоит немного по-другому взглянуть и это уже не морское судно, а космическое и элементы все похожи на космические тела. Также понимая, что большинству людей нужны подсказки для осознания его искусства, Кандинский продолжает писать свои «Импровизации», в которых прослеживается тонкая (а в отдельных произведениях и достаточно явная) нить, связывающая абстракцию с реальностью, благодаря конкретным элементам.
После знакомства с ней Кандинский задался вопросом, сможет ли он создать картину такого же сильного эмоционального наполнения, как произведение великого композитора, «в которой краски стали бы нотами, а цветовая гамма – тональностью. ». Ему принадлежат также заслуги по созданию нескольких творческих обществ. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Выявляет нюансы, не только радующие глаз, но и затрагивающие струны души. В 30 лет Василий Кандинский решает заниматься искусством и поступает в частную школу.
Будущий основатель собственного направления в абстракционизме, увидит творение Клода Моне. Вопреки осуждению окружения, Нина оставалась верной женой Кандинского почти 30 лет, до самой его смерти. Именно тогда он пишет свою знаменитую книгу «Точка и линия на плоскости», описывая психологическое значение каждой фигуры на картинах.
Дело в том, что он был не просто художником, но признанным лидером авангардизма. В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Он буквальнорождается второй раз, находится под впечатлением от работ Гете о цвете, постепенно проникается идеями спиритизма и оккультизма — начинается его путь от пейзажей — уже в эти годы ликование вызывает у него не сам пейзаж, а цвет — к абстракции. Музыка вообще была одной из причин, подвигнувших Кандинского к занятиям живописью. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись.
С 1937 года Кандинский, как и многиедругие современные художники, считался в Германии представителем «дегенеративного искусства». Но и здесь можно заметить предпосылки в виде ярких пятен и линий. От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея).
На этой выставке Кандинский выставил несколько своих картин, в том числе этюд к «Композиции II» (1910). Автор не дает определения этим существам, тем самым оставляя простор для фантазий. Долгое время Кандинский прожил в Мурнау со своей возлюбленной Габриель Мюнтер. Первым шагом на пути к абстракции стало написание философского трактата «О духовном в искусстве» в 1910 году. На дворе 1913 год, работы (2 на 3 метра, 30 эскизов) написаны за четыре дня. «Капризный». В гимназические годы активно занимался музыкой и живописью изучал юриспруденцию, но дальнейшую жизнь решил посвятить искусству.
Зелёный цвет «уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки», красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», а синий присутствует «в глубине органа». Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923 Несколько кругов, 1926 обе картины – в Музее С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Внутри онподчиняется общим законам «космического мира».
Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф. А. Гартмана спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны). Вехой на этом пути явилась «Картина с белой каймой», созданная в 1913 году, в кульминационный моментдовоенного творчества Кандинского. является очень важной фигурой в русской культуре.
В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Классифицируя абстрактные произведения, мастер различал среди них «импрессии», «импровизации» и «композиции» и так разъяснял заложенный в них смысл: импрессии возникают как непосредственная реакция на реальные явления, в основе импровизации лежит интуитивное чувство, а композиция вырастает из подготовительных эскизов. Имя художника становится всемирно известным, Кандинского провозглашают лидером новой, абстрактной живописи. Может быть, это море с плавающими в нем рыбами, кальмарами и медузами.
«Двое на лошади». Социальная позиция Мейера, отвергающего всякий эстетизм, требовала полного отказа от «стиля Баухауса». Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909 совместно с А. Г. Явленским и др. ) и, наконец, «Синий всадник» (1911 совместно с Ф. Марком и др. ) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. Художник начинает изучать отзывы зрителей относительно своих картин. «Вид Мурнау». Кандинский был дважды официально женат. На художника влиял не только «синтез искусств» Вагнера, но и «контрапункт» из теории и практики Арнольда Шенберга. Давайте обратимся к жизненному пути, который прошел Кандинский Василий Васильевич.
По ее завещанию 150 картин мужа поступили в Музей современного искусства в Париже (Центр Помпиду). В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право. Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). Габриель Мюнтер сыграла одну из основных ролей в становлении Кандинского абстракционистом.
С началом Первой мировой войны художник вернулся в Москву. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар.
Позднее мастер писал, что «накладывая на холст цветные линии и пятна, хотел заставить предметы петь с той силой, что была известна ему одному». Кандинскому чуждо второе определение, сам он называет таких людей «ремесленниками», чье творчество не наполнено смыслом и не имеет ценности. Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. Но труд Кандинского – это не учебник. Именно с таким посылом начинает писать свои картины Кандинский после 1911 года.
Правда, более важной задачей была разработка курса изучения основных элементов формы, за который отвечал также Пауль Клее. После смерти мужа Нина Кандинская продавала и дарила его картины музеям, организовывала мемориальные выставки, в 1973 году опубликовала книгу воспоминаний Кандинский и я. В начале 1970-х годов она купила дом в Швейцарии, где 2 сентября 1980 года была убита грабителем (преступление осталось не раскрытым). Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника».
Это своеобразная философия художника переноситься на его рабы в стиле абстракционизма. В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости изданной на немецком языке в 1926. «Композиция VIII» кардинально отличается от предыдущей работы этой серии, ведь в ней вместо размытых очертаний впервые присутствуют чёткие геометрические формы. Он решает творить сам изначально рисует в стиле импрессионизма. Выступил как художник сценической версии сюиты М. П. Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928).
Эксперименты Кандинского повлияли на многих художников начала XX века, в том числе на Пауля Клее, который до знакомства с основателем «Синего Всадника» был графиком избегающем разноцветья в своих картинах, а после был известен благодаря своим нежным, в каком-то смысле наивным акварелям. Их единственный сын Всеволод умер ещё в детстве. Но не все деятели искусства разделяли подобную точку зрения, что привело к расколу среди художников и созданию сообщества единомышленников–абстракционистов «Синий Всадник». Для кого-то это похоже на фантастическую рыбу. В 1912 году он пишет несколько искусствоведческих книг, расширяя горизонты для своих учеников. Концерт».
В них нет мрачности, они скорее близки детской непосредственности. Довольно маленькое полотно художника (по сравнению с другими полотнами автора) относится к раннему периоду становления Кандинского художником. Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф. А. Гартмана спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны). Жёлтый «обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа».
В этом же году Кандинский выпускает книгу своих суждений и мыслей об абстракционизме. Протекающая рядом река также намекает на бренность жизни. Этого и хотел добиться великий художник. Вот таким образом художник общается только сдрузьями ипродолжает экспериментировать скистью вруках.
Зритель стоит на дороге от цвета к символу, впереди, как скажет сам Кандинский, — «отсутствие плоскости и неопределенность расстояний». Как и более ранние полотна этой логической цепи Композиция VII посвящена теме апокалипсиса. В том же году у них родился сын Всеволод, который вскоре умер. «Синий всадник». Картины этого замечательного художника теперь находятся во многих музеях по всему миру.
Годы войны принесли ему тяжелые потери. Он нарисовал ее со спины, как она работает (рисует, творит) на фоне осеннего парка. С ней он путешествует по Европе, организует выставки и пишет картины. Создание этого известного полотна приходится на самый плодотворный период в творчестве Кандинского. «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца».
Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком. Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т. д. ). Помимо уже известной цветовой символики и разделения на «четыре основных звучания» (теплое — холодное свет — тень), Василий Васильевич в своем курсе по цветоведениюдля Баухаусаделал акцент на физические основы цветового порядка исследуя прежде всего цветовое трезвучие «желтый — красный — синий». Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921). Кульбина «О духовном в искусстве».
Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета». Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в семье коммерсанта принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. И во многих работах художника можно проследить морскую тематику. В 30 лет Кандинский принимает решение стать художником. На одном из экранов вдруг из черно-белой фотографии возрождается утраченный «Потоп» — живопись на стекле. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903 – 1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908 – 1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). Краски наего картинах бледнеют, аформы становятся биоморфнее.
Композитор считал, что «призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца», а писатель называл художника тем человеком, «который может нарисовать и написать все». Подруга Габриэль остаётся в Мюнхене. Голубой же «развивает звук флейты». Новое техническое средство — песок, —добавляемый в краску или в грунт.
Это, возможно, внутреннее состояние Кандинского перед решающим «прыжком». Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве. Книга сильно опережала свое время, вот таким образом издателя для нее было найти очень сложно. В абстрактных образах художник искал аналогию музыкальным впечатлениям.
Параллельно сотрудничал с Московским товариществом художников, участвовал в выставках «Бубнового валета». На первый взгляд образы на знаменитой картине вполне понятные. В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени. Перед Первой мировой войной мир потерял свои очертания. В «Композиции VI» свет борется с тьмой, цвет становится игроком на поле, где черный оттесняется в левый верхний угол, сюжет растворяется в смятении розовых пятен и линий, а коричневый несет безнадежность. Кандинский В. В. Предметная тема картины почти поглощена красочным цветовым потоком. На языке оригинала в Мюнхене книга вышла в 1911 году и имела невероятный успех.
Сбывается еще одно его предсказание от 1910 года: «Художник скоро будет гордиться тем, что сможет объяснить свои произведения, анализируя их конструкцию (в противоположность чистым импрессионистам, которые гордились тем, что ничего не могли объяснить) что мы уже сейчас стоим на пороге эры целесообразного творчества». Не четкое изображение лиц людей намекает, что их эмоции — это не главная идея. Кажется, что конструктивное учение о цвете, построенное на разделении основных и промежуточных цветов, осталось во временах Баухауса. Именно такие глубокие и волнующие произведения решил создавать и Кандинский.
Картина написана 1926 году, когда знаменитый «Баухауз» переехал из Веймара в Дессау. Синюю размытую форму в центральной части картины можно интерпретировать как сражающуюся фигуру исходящую из нее белую линию — как копье, направленное на «дракона», представленного в виде черной убегающей формы внизу слева. «Композиция VIII». Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом. Публика иколлеги поцеху непонимали инепринимали его искусство, ноКандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с«реальным» новый мир, свиду ничего общего неимеющий с«действительностью». Но у Кандинского она все же остается именно плоскостью, которую он противопоставляет сильно модулированному зеленому фону, создавая таким образом пространство, впечатление атмосферы, что является полной противоположностью ясности и плоскостности супрематических картин.
В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Давление большевистской партии на искусство, приведшее впоследствии к возникновению «социалистического реализма», началось только после 1922 года. В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Он считал Баухаус «высшей школой формообразования» с конкретными социальными задачами. Как намек на мюнхенский формальный язык можно понять «остов лодки» и выходящее на зеленое поле «весло» слева. Между двумя этими центрами — третий (ближе к левому), который можно распознать лишь постепенно, но который является главным центром.
В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. 1895 решил посвятить себя искусству. Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Mnchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmnz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. Это даже не означает, что он художник. В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klnge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом.
Изображенные на известной картине «Синее небо» некие существа заставляют усомниться, что это небо. Природные формы, служащие препятствием для творца, отвергаются. Так, по Кандинскому, горизонтали звучат «холодно и минорно», а вертикали – «тепло и высоко». В 1903 году он разводится со своей женой, так как встретил родственную душу – художницу Гарбриэль.
Они поселяются в Мурнау, в Баварии. Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Mnter), 26-летней слушательницей школы.
Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923 Несколько кругов, 1926 обе картины – в Музее С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости изданной на немецком языке в 1926. Старыедрузья из Берлина сообщили ему, что его картины удалены из немецких музеев.
Судя по записям, Габриель Мюнтер она написана всего за четыре дня, однако подготовительный процесс известного на весь мир полотна, занял много месяцев. Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т. д. ). Постимпрессионистская работа художника посвящена его ученице и возлюбленной. Год он рисует только черно-белое изучает форму.
Также как картина называлось творческое объединение, созданное вместе с Францем Марком. Однако публика не приняла работы Кандинского, что повергло его в уныние. Расположенный у подножья Альп, город и красота вокруг вдохновляли художника. Вот таким образом русский худжоник широко известен не только в России, но и за рубежом.
1913 году создается «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Фигуры, линии и цвета дают явный намек на абстракцию. Каждый зритель увидит то что ближе ему.
Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909 совместно с А. Г. Явленским и др. ) и, наконец, «Синий всадник» (1911 совместно с Ф. Марком и др. ) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. По окончании Кандинский путешествовал по Европе и Северной Африке, основал ассоциацию художников-авангардистов «Фаланга», экспериментировал в духе фовизма и постимпрессионизма, не переставая искать собственный стиль. Ещё в 1901-м году он основал в Мюнхене художественное объединение «Фаланга», при котором функционировала Школа, в которой сам же он и преподавал.
«Габриель Мюнтер за рисованием». Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета». А сочетая разные цвета и формы в картине, можно повлиять и на более глубокие чувства.
Творчество Василия Кандинского — это точное пошаговое отражение его жизненного пути. Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921). Художник не дает никаких подсказок к сюжету: на картине есть только цвет и форма, распределившиеся на огромном полотне (работа считается самой большой из всего творчества Кандинского – 2х3м).
Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К. Моне Стог сена. С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. Но Кандинский никогда не связывал название объединения и своей знаменитой картиной.