Каналетто — (настоящее имя Джованни Антонио Каналь, 7 октября 1697, Венеция — 20 апреля 1768, Венеция) — итальянский художник, глава венецианской школы ведутистов, мастер городских пейзажей в стиле академизма. Отцом знаменитого мастера Джованни Антонио Каналетто был театральный художник Бернардо Каналь. Джованни Антонио Каналетто (Giovanni Antonio Canal) вошел в мир искусства как сторонник пейзажа названым ведуты. Возглавил венецианский ведутизм, выделившийся в самостоятельный жанр, Джованни Антонио Канале, по прозвищу Каналетто.
Итальянский художник Джованни Антонио Каналетто (1697–1768) родом из Венеции. Каналетто Джованни Антонио (Canaletto собственно Каналь, Canal) итальянский живописец. Джованни Антонио Каналь (17 или 18 октября 1697 – 19 апреля 1768), более известный как Каналетто, был итальянским художником пейзажей или ведут Венеции, а также значимым гравёром в офорте. Все самые известные картины Джованни Каналетто были приобретены английским королем Георгом III, вследствие чего и сейчас находятся в британской королевской коллекции.
Популярность Джованни Антонио Каналетто не давала покоя конкурентам.
За пределами Италии искусство Каналетто прежде всего прижилось в Великобритании. Камеры использовалась пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения видов (ведута), были одним из источников искусства панорамы и явились своего рода прототипом фотографического объектива. Работал в Риме (1717—1720), где писал городские виды и познакомился с произведениями римского ведутиста Дж. П. В гонке по Большому каналу участвовали одновесельные гондолы. Картина написана с высокой точки (расположенной примерно на уровне второго этажа) прием, очень характерный для молодого Каналетто.
Эти особенности живописи Каналетто сразу же привлекли к нему внимание. Один из них — Оуэн Максуини. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Создание точной ведуты («veduta esatta») отвечало стремлению к объективной передачи реальности, что было неотъемлемой чертой искусства века Просвещения. Это произошло даже несмотря на то, что необходимую для показа при вступлении в нее новую работу он написал лишь спустя два года. Ею стало знаменитое «Каприччо с колоннадой», поражающее своей искусной перспективой. Все так же скользили гондолы по тихой глади Большого канала, все так же толпились на пристанях матросы, все так же степенно прохаживались вдоль набережных купцы в роскошных бархатных камзолах.
Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой обскурой. Отметим среди них большую панораму «Вид на Темзу и Вестминстерский мост издали». Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада (1763), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости). Каприччо было его любимым жанром.
Более того, если верить документам, он составлял ему серьезную конкуренцию. Однако его лондонские ведуты заметно уступают видам родного города. Каналетто никогда не был женат. Ею стало знаменитое «Каприччо с колоннадой», поражающее своей искусной перспективой. Каналетто (то есть маленький Каналь) уже в детстве помогал отцу.
Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Одна из его ранних работ – «Каменоломня» (1729, Лондон, Национальная галерея) изображает бедную рабочую площадь города. Позже Каналетто написал грандиозные сцены каналов Венеции и палаццо Дукале. Но если отбросить эмоции, то, пожалуй, следует согласиться с современными искусствоведами, утверждающими, что Каналетто допустил ошибку, пытаясь «срифмовать» Темзу с венецианским Большим каналом. Но только в XVIII веке жанр ведуты обрел полную самостоятельность.
В делах, Смит выступал замечательным профессионалом. В новом жанре приходилось работать более формально. Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада» (1763), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости). Во всяком случае, не слишком симпатичный человеческий образ Каналетто сформировался в литературе благодаря откровениям ирландца. Эти особенности живописи Каналетто сразу же привлекли к нему внимание.
Среди произведений лондонского периода заслуживают особого упоминания «Вестминстерское аббатство» и «Вид на Лондон и Темзу из пригорода Ричмонда». Но если отбросить эмоции, то, пожалуй, следует согласиться с современными искусствоведами, утверждающими, что Каналетто допустил ошибку, пытаясь «срифмовать» Темзу с венецианским Большим каналом. Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio) (1697-1768). Важное место среди них занимают исполненные в жанре каприччо. Об этом громко говорили недоброжелатели живописца. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса.
Первой известной исследователям работой Каналя с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723). За этим заказом последовали другие. Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада (1763 г. ), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости). Самыми лучшими картинами Джованни Каналетто большинство искусствоведов считает его ранние работы («Двор каменотеса», «Отъезд дожа на обручение с морем»).
Смита и герцога Бедфорда. 1766 год». «Этот ненасытный человек, – читаем в другом его письме, – пользуется тем, что обожатели готовы платить за его работы любую цену».
Во многом картины двух художников этого времени похожи. Впоследствии, его техника становится довольно манерной. Работа прекрасно иллюстрирует особенности манеры позднего Каналетто. Впрочем, внешних примет упадка почти не наблюдалось. Детьми он не обзавелся.
1766 год. Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. В городе работали прекрасный портретист Розальбо Каррьера, замечательный мастер позднего барокко Джанбатиста Пьяццетта, Лука Карлеварис, работавший в жанре ведуты (городского пейзажа-панорамы) и другие художники. Каналетто использовал камеру-обскура (от лат. Дружба с Максуини, к сожалению, не выдержала испытания временем.
В нижней части листа написано: «Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. Однако сцены с изображениями венецианских каналов и Дворца Дожей, в которых художник достигает изумительных атмосферных эффектов благодаря использованию цвета и света позволили некоторым биографам назвать его предшественником импрессионизма: «Мост Риальто с южной стороны», «Пьяццетта», «Площадь Сан Марко». Маленькие площади (кампи) Венеции со зданиями церквей и филантропических братств (скуол), виды мола, вид таможни на мысе острова Джудекка, перспективы Большого канала с его легкими мостиками, под которыми проплывают гондолы, набережными с выстроившимися вдоль них палаццо из истрийского камня оживлены в его ведутах фигурками горожан, рыбаков, торговцев, гондольеров. Последняя дошедшая до нас работа Каналетто – рисунок пером и тушью. Среди интересующихся, были два иностранца, сыгравшие немалую роль в его судьбе.
Тонкой наблюдательностью, легкостью светотеневых градаций отмечены пейзажные офорты Каналетто (Ведуты). В результате, Каналетто получил множество новых заказов.
Топографическая точность всегда сочетается в его ведутах с декоративным, несколько приподнятым восприятием света, которым он передает красочную и театрализованную атмосферу жизни «дивного города-острова», как называли Венецию XVIII века попавшие под магию ее обаяния путешественники. В 1763 году Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии, хотя необходимую для показа при вступлении в нее новую работу он написал только спустя два года. В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов.
Один из них — Оуэн Максуини. Сэр Хью Смитсон попросил Каналетто написать вид на Лондон через арку нового моста. По чьей вине – не ясно. Первой известной исследователям работой Каналя с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723).
Среди интересующихся были два иностранца, сыгравшие немалую роль в судьбе художника. Первой известной исследователям работой Каналя с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723). Этот жизнерадостный ирландец, обанкротившись, покинул Лондон.
Ведуты для английских заказчиков написаны мелким точным мазком («tocco forte»), в них нет напряженной динамики красочных цветовых пятен ранних римских каприччо. Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука — крепкой. Несмотря на молодость, уже тогда его уникальный талант ни у кого не вызывал сомнений.
Распределение света и тени фиксируется крупными пятнами темных и светлых тонов. Своим рождением он обязан художнику, граверу и математику Луке Карлеварису (1665 — 1731), ближайшему предшественнику Каналетто, кое-что заимствовавшего у него. Яркие краски, которыми переданы одеяния дожа и знатных сановников республики Святого Марка, костюмы горожан, позолота резьбы «Бученторо» и гондол, сверкающие в солнечных лучах палаццо, переливающаяся гладь воды Большого канала или водного бассейна Сан Марко у Пьяцетты образуют единую нарядную и праздничную колористическую гамму полотен. В списке членов городской гильдии скульпторов и живописцев его имя появляется в 1720 году.
В 1746 году художник отправился в Лондон. Ведуты (городские виды Венеции) пользовались большим спросом у приезжавших в Венецию туристов. Самые известные картины Джованни Каналетто данного периода — это «Двор каменотеса» (1730), «Площадь Сан Марко» (1730), «Отъезд венецианского дожа на обучение с Адриатическим морем» (1740), «Набережная Сан Марко (1940) и многие другие. «Этот ненасытный человек, — читаем в другом его письме, — пользуется тем, что обожатели готовы платить за его работы любую цену». 1766 год».
Бережно сохранялись и традиции великой венецианской живописи. В 1746 году художник отправился в Лондон, где его преданно любили. В результате на Каналетто пролился дождь новых заказов. У этого успеха была и оборотная сторона.
Каналетто никогда не был женат. Возможно, они были исполнены во время второго пребывания в Риме в 1742 году. Эта ассоциативность на корню уничтожала самобытность места.
По чьей вине — не ясно. Составив из них альбом, он отослал его в Англию. Смит прекрасно разбирался в искусстве. Один из них — Оуэн Максуини. Его искусство всегда привлекало коронованных особ и многие работы художника находились в их коллекциях. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции. Там, где Каналетто ее избегал из-под его кисти выходили замечательные картины, о которых говорили с почтительным придыханием, – такие, как великолепный «Старый Уолтонский мост» (1754).
Более того, если верить документам, он составлял ему серьезную конкуренцию. С этой целью художники-ведутисты обратились к «камере-обскура» — оптической камере, устройству, в котором рисунок переносится на бумагу с помощью линзы и зеркала. Мы имеем в виду Каналетто.
Учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Венецианские регаты проводились регулярно — например, в честь высоких гостей города. «Этот капризный парень, — однажды заметил Максуини в письме к одному из своих клиентов, — ежедневно меняет цены на свои картины».
Формироваться она, к слову, начала еще в 1730-е годы. Фантастические руины оживлены фигурками людей в современных костюмах. Последняя дошедшая до нас работа Каналетто – рисунок пером и тушью. Там, где Каналетто ее избегал из-под его кисти выходили замечательные картины, о которых говорили с почтительным придыханием, — такие, как великолепный «Старый Уолтонский мост» (1754). На балконе мы видим людей, любующихся открывшимся их глазам видом. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников.
В делах Смит выступал замечательным профессионалом. Многочисленные ведуты Каналетто отличаются совершенством перспективных построений, тонкостью цветового решения и точностью в передаче световоздушной среды: Вид на Большой канал (Вена, галерея Лихтенштейн) Вид на церковь Санта Мария делла Салюта (Лувр) Вид на Скуола делла Карита (Лондон, Национальная галерея). Заказов стало так много, что Каналетто пришлось обзавестись помощниками. На картине отражена прозаическая, повседневная жизнь. В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов.
В списке членов городской гильдии скульпторов и живописцев его имя появляется в 1720 году. Используя прием сценографов барокко (Каналетто помогал отцу и сам работал над созданием театральных декораций), художник часто использует прием «угловой» перспективы, открывая пространство с боковой точки зрения. Он создалживописную поэму, вновь прославившую Венецию на весь мир.
Его приезд совпал с завершением строительства нового Вестминстерского моста. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой. Несмотря на годы, взгляд художника остался, по-прежнему, зорким, а рука — крепкой.
Как прежде, гремели веселые карнавалы. 1766 год». Это насыщенный цвет, широкий свободный мазок и искусная светотень. Отметим среди них большую панораму «Вид на Темзу и Вестминстерский мост издали». За этим заказом последовали другие. Но городские пейзажи начали писать задолго до его появления на художественной сцене. Его приезд совпал с завершением строительства нового Вестминстерского моста.
Они очень велики по размеру (до двух метров в ширину. ) и очень театральны по манере. Балконы домов, набережные и лодки переполнены зрителями. Джованни Антонио Каналь (такова его настоящая фамилия) родился 18 октября 1697 года в семье театрального художника. Они очень велики по размеру (до двух метров в ширину. ) и очень театральны по манере. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой обскурой.
Как и прежде, проводились веселые карнавалы. Богатство его творческого наследия свидетельствует о том, что всю свою жизнь он посвятил исключительно живописи. Среди интересующихся были два иностранца, сыгравшие немалую роль в судьбе художника. Дружба с Максуини, к сожалению, не выдержала испытания временем. В новом жанре приходилось работать более формально.
Ранние каприччи Каналетто 1719—1720 годов написаны широким пастозным мазком. Во многом картины двух художников этого времени похожи. Ценовой рекорд, заплаченный на аукционе за картину Каналетто «Большой канал от палаццо Бальби в сторону Риальто» составляет 18, 6 миллионов фунтов стерлингов и установлен на аукционе Сотбис в Лондоне в июле 2005 года.
Антонио Каналь родился 7 октября 1697 г. в Венеции. Он был не просто подсобным материалом из которого черпаются детали, но самостоятельным произведением, передающим первое впечатление от натуры, от увиденного пейзажного мотива, архитектурного ансамбля. Второе (расширенное) издание сделало художника по-настоящему знаменитым. По чьей вине не ясно. Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно приветствовались.
Эта ассоциативность лишь вредила самобытности места. Второе (расширенное) издание сделало художника по-настоящему знаменитым. На его надгробии современники, высоко ценившие его талант, оставили такую поэтичную надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться». Пейзажный рисунок отныне стал особой стороной его деятельности. Уже в XV веке такими работами прославился Джентиле Беллини (1429 — 1507), чьи полотна ценились за их топографическую и архитектурную точность.
Работал главным образом в Венеции, а также в Риме (1719-1720 и около 1740) и Лондоне (1745-1755). Эта любовь всегда жила в сердце художника. В более приглушенной колористической гамме изображается будничная жизнь города («Церковь Сан-Джованни и Паоло со Скуолой Сан-Марко», 1725-1729, Картинная галерея, Дрезден «Мастерская мраморщиков в Сан-Витале», 1730, Национальная галерея, Лондон «Рио деи Мендиканти», 1730-е, частное собрание, Милан). Он был учеником своего отца, театрального декоратора Б. Каналя.
Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой. Плодотворным периодом в творчестве Каналетто были годы его пребывания в Англии (1746—1750 1751—1756). Это был жизнерадостный ирландец, который, обанкротившись, покинул Лондон. Несмотря на молодость, уже тогда его уникальный талант ни у кого не вызывал сомнений. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Антонио Каналь родился 7 октября 1697 г. в Венеции.
Каналетто (то есть «маленький Каналь») уже в детстве помогал отцу. «Этот капризный парень, – однажды заметил Максуини в письме к одному из своих клиентов, – ежедневно меняет цены на свои картины». Пейзажи того периода отличаются детально точным представлением городского вида1.
В 1746 году художник отправился в Лондон, где его преданно любили. В других британских коллекциях находится множество примеров его работ, включая несколько (19) в Собрании Уоллеса и коллекцию из 24 картин в столовой Уобёрн-Эбби. Знакомство с английским пейзажем открыло новые возможности для совершенствования в манере тональной живописи.
Сэр Хью Смитсон попросил Каналетто написать вид на Лондон через арку нового моста. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника. 1720), Каналетто стал работать самостоятельно и быстро прославился. В новом жанре приходилось работать более формально. Богатство его творческого наследия свидетельствует о том, что всю свою жизнь он посвятил исключительно живописи.
Ею стало знаменитое «Каприччо с колоннадой», поражающее своей искусной перспективой. Смит прекрасно разбирался в искусстве. Отличают их (и Каприччо с колоннадой — показательный тому пример) необычность композиции и высочайшая техника письма.
Джованни Антонио Каналь (такова его настоящая фамилия) родился 28 октября 1697 года в семье театрального художника. Антонио Каналь родился 7 октября 1697 г. в Венеции. Одной из самых известных картин Каналетто исполненных в жанре каприччо, считается «Каприччо с классическими руинами», ок. Дружба с Максуини, к сожалению, не выдержала испытания временем. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции. Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука – крепкой.
Собственно, настоящая фамилия Каналь (Canal). Последняя дошедшая до нас работа Каналетто — рисунок пером и тушью. Однако, его лондонские ведуты заметно уступали видам родного города.
Эти особенности живописи Каналетто сразу же привлекли к нему внимание. Множество ведут Каналетто написано по заказам английских коллекционеров («Мол от Бачино ди Сан-Марко», «Кампо Скуола ди Сан-Рокко», обе — 1730-1731, собрание Бедфорд, аббатство Вобурн, Англия «Дворец Дожей от Бачино ди Сан-Марко», 1730-1731, Галерея Уффи-ЧИ, Флоренция). В XVIII веке Венеция переживала упадок. Несмотря на молодость, уже тогда его уникальный талант ни у кого не вызывал сомнений. Родился 28 октября 1697 года.
Паннини и голландского мастера пейзажа Г. ван Виттеля. Ею стало знаменитое Каприччо с колоннадой, поражающее своей искусной перспективой. Впрочем, делал это он достаточно тонко, чтобы не превращать свои работы в фантастику. Среди них, можно отметить большую панораму Вид на Темзу и Вестминстерский мост издали. Но, если отбросить эмоции, вероятно, следует согласиться с современными искусствоведами, утверждающими, что Каналетто допустил ошибку, пытаясь провести аналогию Темзу с венецианским Большим каналом. Одна из его картин была продана на аукционе «Сотсби» в 2005 году за 18, 5 миллиона долларов.
В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ветуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. По возвращении на родину Каналетто в основном повторял старые сюжеты, не создав уже больше произведений, по художественной значимости равных ранним работам. Городской пейзаж, в котором предметом изображения является сама Венеция, события, происходящие на ее улицах, площадях, набережных, каналах, обретал все большее признание среди коллекционеров, пользовался спросом у туристов. В них меньше поэзии и больше рассудочности, чем в ранних каприччо.
Во многом, картины двух художников этого времени похожи. По этим качествам его работы, можно сказать, «предвидели» импрессионизм. Его гравюра «S. A Giustina in Pr della Vale» была найдена среди нацистских арт-трофеев обнаруженных в 2012 году в Мюнхене. Составив из них альбом, он отослал его в Англию. Сэр Хью Смитсон попросил Каналетто написать вид на Лондон через арку нового моста.
Они очень велики по размеру (до двух метров в ширину) и очень театральны по манере. Работа стала одной из самых популярных работ Каналетто. Об этом громко говорили недоброжелатели живописца.
В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. В подобных работах он давал волю собственной фантазии. Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в его произведениях с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения (Двор каменотеса, около 1730, Национальная галерея, Лондон Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем, 1740-е годы, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портик дворца, 1765, Галерея Академии, Венеция Старый Уолтонский мост, 1754). Каналетто прославился как настоящий профессионал архитектурного пейзажа. В 1755 Каналетто возвращается в Венецию, где и работает до конца своих дней.
Более того, если верить документам, он составлял ему серьезную конкуренцию. Вернувшись в Венецию (ок. За этим заказом последовали и другие. Детьми он не обзавелся. С 1723 года Каналетто работал в Венеции.
Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука – крепкой.
Атмосфера картины художника пронизана любовью к Венеции. Итальянский художник эпохи классицизма и офортист. На полотне представлена атмосфера яркого праздника. Его приезд совпал с завершением строительства нового Вестминстерского моста. В последних он передает сцены выезда дожа на его галере «Бученторо» в день Вознесения или празднования обряда обручения дожа с морем, театрализованные пешие процессии («андате») в церковь Санти Джованни э Паоло на службу, регаты на Большом канале, церемонии приема послов. Об этом говорили и недоброжелатели живописца.
Каналетто (то есть «маленький Каналь») уже в детстве помогал отцу. Однако его лондонские ведуты заметно уступают видам родного города. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции.
Характерная эволюция стиля прослеживается, если картины художника смотреть хронологически. Вид городских задворков — большая редкость для творчества Каналетто и тем не менее, «Двор каменотеса» — признанный шедевр художника. Картина художника написана в успешные 1720-е годы и все особенности манеры Каналетто здесь налицо. Внешних примет упадка, впрочем, не было заметно.
Когда речь заходила о продаже написанной на заказ картины Каналетто, он, заботясь о цельности творческого «багажа», часто просил художника сделать для себя ее копию. Этот жизнерадостный ирландец, обанкротившись, покинул Лондон. Большой канал мастер писал неоднократно — особенно часто в 1720-е годы. Это, например, великолепный Старый Уолтонский мост (1754 г. ). Рынок наводнили сотни подделок каналеттовских ведут. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Эта ассоциативность на корню уничтожала самобытность места.
В списке членов городской гильдии скульпторов и живописцев его имя появляется в 1720 году. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников. На смену искрящейся атмосфере пришли скрупулезнейше выписанные венецианские достопримечательности.
Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада» (1763), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости). Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника.