Робер Кампен, бывший вначале предшественником великих мастеров XV века — Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена и в определенной мере проторивший им путь, затем, когда они превзошли своего учителя, стал их последователем. Впервые эту версию упомянул Юлен де Лоо в 1909 г. Робер Кампен также выступает в качестве одного из провозвестников европейского искусства портрета: для изображенных им персонажей – представителей местной знати – характерен трехчетвертной поворот, а лицо занимает большую часть картины. В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406 года.
Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен — некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Робер Кампен (нидерл. Robert Campin ок. В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406года.
Кампен Робер (Campin), нидерландский живописец. Робер Кампен, один из зачинателей искусства Северного Возрождения, был среди тех мастеров, кто заложил основы нового, более свободного подхода к отображению окружающего мира и человека, к истолкованию религиозных образов.
Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. За решетчатым окном видны дома городка. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в своей стране. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры — стройнее.
Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Сквозь открытые окна видны уютные уголки городского или сельского пейзажа. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Кампен был одним из первых европейских портретистов.
Из документально подтверждённых произведений Кампена сохранились только фрагменты фрески с изображением «Благовещения» и ангелов (1406-07, Музей истории и археологии, Турне). Всё же, его произведения более архаичны, чем работы его младших современников. Все работы Кампена исполнены масляными красками на деревянных досках. Картина дает представление о той обстановке, в которой жили нидерландские бюргеры XV века. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену — «Алтарь Верля» — относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
Умер Кампен 26 апреля 1444. Эрмитаж). 1435, Лондон, Национальная галерея) демонстрируют изменение портретной концепции Кампена. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
галерея). Алтаря Верля, хранящиеся в Прадо и еще около 20 картин, некоторые из них – лишь фрагменты больших произведений или современные мастеру копии давно утраченных работ. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
В настоящее время эта гипотеза принята большинством ученых. На правой створке зритель видит соседнюю комнату, в которой работает муж Марии плотник Иосиф на левой – дворик дома и в нем коленопреклоненные фигуры заказчиков алтаря, выходцев из купеческого семейства Ингельбрехтс. 1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский художник, как правило, отождествляемый с Флемальским мастером — неизвестным художником, который стоит у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»). Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Некоторые искусствоведы до сих пор считают их ранними работами ван дер Вейдена. Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Поскольку ни одно произведение Кампена не подписано и не датировано, вопрос о хронологии его творчества остаётся дискуссионным. Произведения Флемальского мастера несколько грубее по технике, чем работы ван дер Вейдена.
За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство. Показательна картина Рождество (ок. Большинство из этих бытовых деталей несет в себе скрытый смысл, для современников Кампена не составлявший никакой тайны.
«Троица» и «Мадонна с младенцем» отличаются необычайной красотой колорита, основу которого составляют холодноватые, красный и синий цвета. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Кисти Кампена приписываются также несколько портретов (мужской и женский портреты из Национальной галереи, Лондон «Портрет толстого мужчины», Государственные музеи, Берлин), в которых он точно передаёт индивидуальный облик модели. Близка по решению и композиция "Злой разбойник на кресте" (1430 – 1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) – единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. Изображение «Троицы», символичное и отвлеченное, основано на иконописной схеме, выработанной в предшествующую эпоху.
Свеча напоминает о миссии Христа – нести свет миру. В дальнейшем творчестве Кампена усиливаются бытовые черты. Один из основоположников искусства Северного Возрождения. Образ Бога-Сына здесь близок по решению к Христу франкфуртской "Троицы", но его мертвое тело не имитирует скульптуру, а подчинено общему живописному строю композиции. Эрмитажный диптих – памятник переходной эпохи, в котором новшества сочетаются с консервативными традициями прошлого. Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flmalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др.
Доказательством послужил документ, упоминающий, что двое учеников — Жак Даре и Рожеле де ля Пасторе — были приняты в его студию в1427 году. Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. В то же время они не связаны друг с другом их можно рассматривать лишь по отдельности.
Лица всех персонажей утонченнее, фигуры – стройнее. В дальнейшем социальное положение его резко изменилось и он подвергся преследованиям. Мадонна – молодая нидерландская женщина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица. За решетчатым окном видны дома городка. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника.
Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен— некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия – о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии). Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям.
Но при этом он умел выразить в любом лице – старом или молодом, прекрасном или безобразном – некую внутреннюю значительность. (Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Выполнял заказы городского муниципалитета, церквей и местной аристократии, сотрудничал со скульпторами (создавал рисунки для резных алтарей и раскрашивал готовые статуи). Так, в картине Рождество (около 1420—1425 гг., Дижон, Гор.
Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432годы. К сожалению, от большинства ранних работ, являвших собой значительные алтарные композиции, до нас дошли лишь фрагменты. Они отличаются более контрастной светотеневой моделировкой. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера.
Порой образ решается с подчеркнутым прозаизмом (Портрет Робера де Масмина, ок. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк).
Флемальский алтарь. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Флемальский алтарь. Ранние произведения художника еще тесно связаны с традициями готики.
В 1423 году Кампен принял участие в выступлении горожан против правящего патрициата, войдя после того в число членов нового городского управления. Единственное, точно датированное произведение Кампена Алтарь Верля (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника — Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов.
Работал в Турне. Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н. Сохраняя пластическую и образную достоверность, художник отказывается от утрированного прозаизма. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Для людей, знакомых с этой символикой, композиция алтаря Мероде, приобретала абсолютно особое звучание. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Родился ок.
Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года. Флемальский алтарь. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника.
Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. музей) для разъяснения сюжета используются надписи на картушах. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям.
Алтарь или Триптих, семьи Мероде датируется 1428годом. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Robert Campin ок. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц.
Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. Заказчиком алтарного триптиха был кёльнский теолог Генрих фон Верль. 1380. В композиции Злой разбойник на кресте (около 1430 г., Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), составляющей часть более крупного, целиком не сохранившегося алтарного образа, фигуры даны на золотом фоне. Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит она уже в противоположную сторону, туда, где ее встречают благословение ангела и поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (олицетворяющий Новый завет).
Кроме того, не столь тонки и аристократичны по характеру своих образов. «триптих Мероде»), а также т. н. музеи), но в любом случае портреты поражают убедительной реальностью облика.
Скончался Кампен в 1444 году в Турне. – присутствие духовного начала, камин – злые силы, от которых Мария защищает младенца. Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена «Троица», на правой – «Мадонна с младенцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи. Косой поток света вливается в круглое оконце его лучи несут с собой крохотную фигурку Младенца с крестом – так художник пытается рассказать о грядущем пришествии Спасителя в мир. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Характерной их чертой является также погруженность модели в себя, отсутствие контакта со зрителем. В 1909 Юлен де Лоо предположил, что Кампен мог быть автором группы произведений, происхождение которых долгое время оставалось неустановленным: в их стиле присутствует много общих черт с алтарем Жака Даре, а также с ранними произведениями Рогира.
Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок. Изображения святых в его картинах (триптих Благовещение, Метрополитен-музей диптих Мадонна с младенцем, ГЭ Алтарь Верля, 1438, Прадо), как правило, помещены в уютных городских интерьерах с любовно воспроизведёнными деталями обстановки. Композиция «Рождество» относится к числу наиболее ярких произведений Кампена.
КАМПЕН, Робер (около 1378—1380 гг., Валансьен — 1444 г., Турне) – нидерландский художник. (нидерл. Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге. Показательна картина "Рождество" (ок.
Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря (Святая Троица Дева Мария с младенцем Святая Вероника, две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), Портрет мужчины в красном тюрбане (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке). КАМПЕН (Campin) Робер (около 1375-79, Валансьен – 26. 4. 1445, Турне), нидерландский художник. н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Меняется и композиционная схема: теперь мастер прибегает к погрудным изображениям. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство.
Искусствоведы давно пытались найти истоки Северного Возрождения, выяснить, кто был первым мастером, заложившим эту манеру. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года. Среди работ Кампена преобладают алтарные композиции, выполненные по заказам горожан. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников, среди которых был известный впоследствии Рогир ван дер Вейден. Вероники объемность пластики еще более заметна в Троице, написанной гризайлью, в живописной технике имитирующей скульптуру (все три картины относятся к несохранившемуся алтарю, происходящему из Флемаля ныне — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). (Campin) (около 1380 – 1444), нидерландский художник.
Кампен строит композиции своих картин с той же привычной легкостью, с какой наводит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка. В те же годы написана и наиболее ранняя из приписываемых Кампену портретных работ – "Портрет Робера де Масмина" (до 1430 известен в двух вариантах – в Государственных музеях Берлина и в Фонде Тиссена-Борнемиса в Мадриде). Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря ("Святая Троица" "Дева Мария с младенцем" "Святая Вероника", две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), "Портрет мужчины в красном тюрбане" (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке).
Фигуры кажутся застылыми и угловатыми. Вместе с тем неравнозначность персонажей подчеркнута очень тонко и сделано это именно композиционно-пространственными средствами. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной картины) талантливым учеником мастера. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны.
Своеобразен тип Мадонны, обозначаемый исследователями как бюргерская Мадонна — с широкоскулым лицом, крепкой здоровой фигурой ее устойчивая спокойная поза обычно подчеркивается широко раскинувшимися книзу складками одежды. Алтарь Мероде или Триптих Благовещения датируется около 1427—1432 годов. В цветовом строе все значительнее становится роль одежды. (Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Левая створка»).
Сцены даны обычно в интерьерах, решенных как комнаты бюргерского дома (Алтарь Верля, 1438 г., Мадрид, Прадо Мадонна с Младенцем у камина, начало 1430-х гг., Санкт-Петербург, Гос. Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи. 1420 г., Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса Берлин, Гос. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь.
Близка по решению и композиция Злой разбойник на кресте (1430—1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха.
Но к концу XIX века стало ясно, что ван Эйку предшествовал ещё один художник, кисти которого принадлежит триптих с Благовещеньем, ранее принадлежавший графине Мероде (т. н. Единственное, точно датированное произведение Кампена "Алтарь Верля" (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника – Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. Исполненные в тот же период парные мужской и женский портреты (ок.
Особенно часто обращался он к образу Мадонны с Младенцем, писал портреты. В «Мадонне с младенцем» почти нет ничего традиционно иконописного. В числе учеников Кампена были Ж. Даре и Рогир ван дер Вейден. Отождествлён с т. н. Флемальским мастером.
В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения. Можно и здесь видеть результат знакомства Кампена с творчеством Яна ван Эйка. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. В XV в. зародился бюргерский портрет и Кампен стоял у самых истоков этого жанра.