Xvii век завершает 7-вековой период каменного древнерусского зодчества, вошедшего в летопись мировой архитектуры.
Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как «золотое сечение» в Средиземноморье, притягивали взор человека. А. В. Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины.
В 1960 году при поддержке Хрущёва начинается строительство Государственного Кремлёвского дворца по проекту архитектора Михаила Васильевича Посохина. XX в. Судя по чертежам и описаниям, храм сохранял все основные особенности киевских памятников второй половины XI в. Как и в Печерском соборе, здесь к западному членению примыкала (но не с севера, а с юга) маленькая церковь, вероятно крещальня. Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части – соответственно разделению внутреннего пространства храма.
Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Так, Успенский собор Печерского монастыря построен за 3 года (и кончана бысть на третьее лето), хотя фундамент его был заложен еще за год до этого.
Известнейшая его работа — особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900) — основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. вновь возвратились в Киев. Там из трёх камней родились «ворота-крепость» (ничего тупее не могли придумать, как объединить несовместимое — ворота и крепость), а в Риме три камня получили название «термы». Его находят при раскопках и учёные ломают голову, где же этот камень русичи добывали. На протяжении XVI-XVII вв. В Десятинной церкви несомненно существовал княжеский балкон — хоры. Терем, видимо, входил в комплекс зданий княжеского двора.
Да. Толика правды, всё же есть. «Сама история московского зодчества, – писал один из крупнейших русских художников и искусствоведов академик И. Грабарь, – есть в значительной степени история перенесения деревянных форм на каменные сооружения».
Так, очень характерна книга В. И. Бутовского Русское искусство и мнение о нем Е. Виолле-де-Дюка, французского ученого-архитектора и Ф. И. Буслаева, русского ученого-археолога (1879 г. ). В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Большую роль сыграло также применение местных строительных материалов. Позднее появились окна, обрамленные косяками.
Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. В византийских храмах окна большие и частые. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037).
Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг. Теперь впервые делаются попытки разобраться в закономерностях развития стиля. Очень существенно изменились, вернее — сменились, декоративные элементы фасадов. Центральный двухэтажный корпус дворца с шестиколонным портиком увенчан плоским куполом на невысоком барабане гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов.
Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве. Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу. Между деревянной и каменной архитектурой существовали всегда теснейшие взаимосвязи и взаимовлияния.
Помимо русского стиля появляются модерн, неоклассицизм, эклектика и др. Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре. Это видно на примере церкви Иоанна Богослова в Луцком детинце, вскрытой раскопками. Конструкция перекрытия этого храма, к сожалению, неизвестна. Храмподвергался неоднократным ремонтам. Вблизи церкви Рождества Богородицы стоит ветряная мельница.
Киевский Софийский собор – прекраснейшее и наиболее величественное создание зодчих 11 века. В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок.
М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами. и увидеть в деревнях Низ, Гарь, Погост удивительно гармонично встроенные в ландшафт дома, зерновые амбары, колодцы, а также баньки, сбегающие к речке. По-видимому, жили по принципу – «На Бога надейся, а сам не плошай». Эта церковь по плану тоже полностью совпадает с памятниками Киева.
А Венеция, это город Венета, который по легенде поглотило море. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др.
Но идея «наградить», уцелевший проём, полностью отсутствующего здания, званием оборонительного сооружения, это уж слишком, даже для первокурсника архитектурного факультета. В XIV-XVI вв. Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания. Таким образом, своеобразие задания, наличие или отсутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. Русское средневековое зодчество — одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси.
Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Монументальный стиль московского зодчества, сложившийся в пору возвышения и укрепления Москвы, сменился в XVII в. новыми формами, отражающими потребности и вкусы нового общественного слоя – «посадских людей». Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668).
После революции востребованным оказался и Алексей Щусев. Восстановление древних форм памятников большей частью ограничивалось их графической реконструкцией, но в нескольких случаях восстановление удалось исполнить в натуре последнее относится к церквам Пятницы в Чернигове, Петра и Павла в Смоленске (П. Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626).
Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Вот таким образом большое строительство в настоящее время не ведется. Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружен прирубами с трёх сторон. Были найдены жилища, в которых фасад держался на арке изготовленной из двух бивней мамонта, соединенных посредине муфтой, сделанной также из бивня мамонта.
В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. XII в. дробление страны пошло более ускоренными темпами. XIX в. несколько архитекторов и художников были специально командированы Академией художеств в Киев, Москву, Новгород, Владимир, Юрьев-Польский для изучения там древних храмов. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). После революции широко востребованным оказался и Алексей Викторович Щусев. Единственный в мире пятишатровый храм— Троицкая церковь в селе Нёнокса.
Это была первая попытка целеустремленного изучения памятников древнего русского зодчества. В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена. Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает. Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам. С западной стороны была возведена звонница. Раскопки показали, что это было крупное здание с очень своеобразным планом. Площади монастырей разрастаются.
Наиболее ранним, очевидно, является собор Елецкого монастыря. В память взятия Казани был воздвигнут на Красной площади «Покровский собор, что на рву», 1560 г. («Василий Блаженный»), созданный зодчими Постником и Бармой.
Но это практически вчера, а ранее, может быть Русь всё-таки была деревянной. В центре Кремля высится Иван Великий – церковь-столп со звонницей наверху. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. И. Э.
В связи с этим в 30-е гг. Верхняя часть избы, поднятая высоко над землей («из горни»), предназначенная для жилья, получила название горницы или просто избы.
XII в. Между тем в Чернигове памятники зодчества нового типа были построены значительно раньше. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786). Влияние киево-черниговского зодчества сказалось и на архитектуре Переяславля. На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения.
Зодчество ряда княжеств (Киевское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Волынское) не разделилось на самостоятельные школы. На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). (собор Софии, церковь Спаса Нередицы).
В этом указе, между прочим, было запрещено шатровое покрытие культовых сооружений, как заимствованное из мирской архитектуры. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. Вводились и новые мотивы.
Туристы посещают крестьянские дома, где столярная работа также выполнена с помощью топора, но ее нельзя назвать «топорной». Большое каменное строительство на Руси началось в Х веке.
Затем был построен собор Кловского монастыря, в 1086 г. — церковь Андрея Янчина монастыря. К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849).
Византия же была кровно заинтересована в военных силах Руси, обеспечивавших безопасность ее северных границ от вторжения кочевников. Собор увенчан пятью главами. Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами.
В. Прахов во Владимире-Волынском). Монастырь был назван Богородичным Влахернским — по константинопольскому образцу. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом. АРХИТЕКТУРА РУССКАЯ (IX – XVII вв. ) занимает достойное место в мировом архитектурном наследии.
Также используются традиции строительства из прошлого, в частности сталинская архитектура в Триумф-Палас. В установлении тесных связей были в равной мере заинтересованы обе стороны, как Русь, так и Византия., поражаешься простором, открывающимся с вершины. Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири.
Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. С 70-х гг. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. Общим свойством большинства бесстолпных перекрытий является малая степень просадочных процессов. Разница заключалась лишь в том, что лопатки были плоскими и не имели примыкающих к ним полуколонн.
Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. В Константинополе император мог проводить такие церемонии в многочисленных парадных помещениях дворцов, а в случае нужды — и на хорах (эмпорах) Софийского собора, построенного еще в VI в. В Киеве все это нужно было создавать именно теперь. XIX в. изучение памятников древнерусского зодчества становится более интенсивным. Стилистически своеобразная архитектура сложилась во Пскове, Владимире, Суздале и др.
Памятники X – XII вв. Дощатой перегородкой в избе был отделен «бабий кут» или чулан, где на полках стояла глиняная берестяная посуда. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Церкви этой поры по плановым схемам довольно близки друг другу, хотя среди них встречаются и очень крупные (например, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде длиной 42 м) и совсем незначительные (церковь на усадьбе Художественного института длиной 20 м). Мерой была красота и сам человек, его пропорции.
Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Внизу их укрепляли плитами известняка. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В нем говорилось:.
Отдельные детали постройки (кровельный тес, причелины, колонки и т. д. ) также соответствовали своими размерами бревнам, что создавало определенную масштабность всего сооружения. Огромную роль в жизни страны сыграли монастыри. Внутри сохранился замечательный резной иконостас.
Единственный в мире пятишатровый храм — Троицкая церковь в селе Нёнокса.
В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. В конце XII в. к собору с трех сторон пристроили галереи.
Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. А был ли он. Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом. Первоначально красное окно было одно, в центре фасада, а по бокам его были расположены волоковые (простые, без обкладок) окна. Успенский и Дмитриевский соборы по своим масштабам, композиции, богатой пластической обработке являются прямыми предшественниками монументальных храмов Москвы. Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681).
Должна была измениться и ведущая идеологическая сила средневековья — религия. Он расположен на Красной площади в Москве и все видели хотя бы его изображения. Внимание, уделяемое памятникам древнерусского зодчества, определялось, как и прежде, не только научными интересами, но и практическими нуждами. Откуда же появилось нехарактерное для Византии многоглавие.
Новый тип киевского храма — очень простая по объемному решению четырехстолпная церковь. Известнейшая его работа— особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900)— основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Как он выглядел. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Настоящим городом выглядела загородная резиденция князя Андрея – Боголюбово. В XII веке утвердился тип крестово-купольного храма.
Существенным архитектурным элементом древнерусской усадьбы были ворота, располагавшиеся чаще всего возле фасада дома и обильно украшавшиеся. Да, поглотило частично. бочка – один из видов деревянных зданий имеющей в разрезе форму луковицы.
В жилищном строительстве на смену хрущёвкам пришли более комфортные «брежневки», названные в честь возглавлявшего СССР Леонида Брежнева. Каменное строительство получило определенное развитие с кон. Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси.
П. Покрышкин, Д. В. Милеев и др. ). Роль Киева как политического объединяющего центра ослабла.
И такая картина наблюдается на всей территории Российской империи в девятнадцатом веке. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Первоначально русские деревянные церкви представляли собой ту же избу (клеть), только на ее крыше устраивалась небольшая маковка – главка.
Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей. И раз Пиранези назвал это «ТеРМы», значит имел в виду что-то иное, не бани вовсе. Барабан опирается, таким образом, на края разрезанного основного свода, а также на поперечные арки (сводики), ступенчато перекрывающие прорезь.
X – нач. В старинных былинах, песнях, сказках встречается и «белая кудрявая береза» и «сыр-кряковистый дуб» и «горькая осина» и «красная сосна». Церковь была сравнительно небольшой, по-видимому, четырехстолпной, с одной апсидой. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Перешли к другой технике формовки кирпичей. Внутри обычные четыре столба, арки и купола.
Кроме того, восьмигранный сруб был устойчивей. Башня и крещальня значительно выступали наружу от боковых стен основного корпуса храма. Это Главное здание МГУ на Воробьёвых горах, Жилой дом на Котельнической набережной, Гостиница «Украина», Здание Министерства Иностранных Дел, Жилой дом на Кудринской площади, Высотное здание на площади Красных Ворот и Гостиница «Ленинградская». Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников. Софии.
Пожалуйста, вот целиком каменное здание, не пострадавшее от потопа. В 1156-1160 гг. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089 взорван в 1942 г., восстановлен в 1990-е), соборы в Ростове и Суздале.
Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века. Т. е. На Урале землянка на стоянке Суртанды была вырублена в скале и перекрыта бревнами.
Поднимаясь на вершину холма, где расположены колокольня и храм. В каменной архитектуре Владимиро-Суздальского княжества строительным материалом служил белый камень-известняк. Центральная часть здания — подкупольное пространство и главная апсида — покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками. Первобытные люди жили, вернее, спали, в неглубоких ямах в земле.
Благодаря этим различиям, некоторыми специалистами русский стиль называется не просто византийским (греческим), а смешанным — русско-греческим. Мой ответ – да. К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835). Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Между тем во второй половине XIX в. было осуществлено уже несколько достаточно серьезных археологических исследований остатков древнерусских зданий. Храмы в Вышгороде, Дмитриевского монастыря, на усадьбе Художественного института и в Зарубском монастыре известны только по плану их фундаментных рвов.
Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902). В конце XVII в. получает развитие в Москве строительство многоярусных церквей, отличающихся сложным декоративным убором с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей – резных наличников, узорчатых порталов, «гребешков» и т. п. Так, в 1836 г. купеческий сын Д. Тихомиров начал раскопки храмов в Старой Рязани. Проходя по зданию, зритель видит раскрывающиеся перед ним различные панорамы.
Фасады храмов несут выразительную скульптуру с большеголовыми и большерукими изваяниями. От главного храмового комплекса идет уличная застройка крестьянскими домами. Начало творческого пути Ивана Александровича Фомина также пришлось на стиль модерн, однако с 1910-х годов он становится ведущим мастером петербургской неоклассической школы. Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах. Тем не менее за три последних десятилетия в данной области достигнуты очень большие успехи.
Позднее, во второй половине XII в., чаще стали строить храмы сокращенного варианта, т. е. без нартекса, четырехстолпные. на это месте построили новую церковь. Зодчие, построившие эти соборы, несомненно были присланы из Киева или Переяславля.
По углам с восточной стороны были пристроены два одноглавых придела Царевича Димитрия и преподобного Сергия Радонежского. По представлению патриарха православные церкви надлежало увенчать традиционными лукообразными куполами. Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века. оказались утраченными. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий.
Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». Позже возникли шатровые и лукообразный купола. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811).
Но именно типологическая схема зависит не столько от зодчего, сколько от заказчика.
К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). Такова, например, монография С. Строганова Дмитриевский собор во Владимире. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ – с древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, нехваткой и трудностью добычи в большинстве регионов строительного камня, относительной дешевизной дерева.
В этих образных эпитетах чувствуется особая любовь русского человека к лесу. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля. В русском фольклоре все породы деревьев имеют свои поэтические названия. Весьма вероятно, что побелка стен вызывалась как эстетическими представлениями той эпохи, так и практическими нуждами — служила защитой кирпичной кладки от разрушения (выветривания). Арочный каркас жилища, устроенный из костей мамонта, удерживал кровлю весом до 2 – 3 тонн.
Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружён прирубами с трёх сторон. Крыльцо на два всхода – приглашение войти в храм. Таким образом, собор представлял собой сложную живописную композицию.
Церковь Николы Чудотворца – четырехъярусная: на четвериковом основании поставлены три уменьшающихся к верху восьмерика. Типовая архитектура продолжала своё развитие вплоть до распада СССР. XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. Очевидно, что построенная в 1131 — 1135 гг. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий— палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496).
Она маленькая, бесстолпная, с одной апсидой и с полуколоннами на наружных пилястрах. Они касаются куполов, окон и украшений. Так, в ряде случаев требовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. Храм имел одну главу, хотя у башни и крещальни, видимо, были самостоятельные главы. Вместе с классовым обществом происходило становление государства.
Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие. На капителях лежит поперечное крепление – антаблемент. Не было, нет и не будет такой".
Типы русских деревянных храмов). В 1918—1923 годах он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада.
Ведь Пиранези не был итальянцем, он был венецианцем. Когда же произошла эта смена строительной традиции. XII в. преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ). В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде.
Это был трехнефный шестистолпный храм. В местах перелома кривизны свод этот опирался на деревянные балки. 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва. Примерно одновременно были построены кирпичные ворота для въезда на территорию укрепленной части города.
В книге «Стиль и эпоха» он размышлял, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг. Конечно, предположение о подобном передвижении мастеров-строителей требует более аргументированных доказательств, а если учесть возможность различного сочетания основного ядра артели (каменщики) с изготовителями кирпича (плинфотворителями), то картина может оказаться и более сложной.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Яркий образец храмов указанного времени – небольшая церковь Рождества Христова в Перынском скиту (первая половина XIII в. ), запоминающаяся компактностью экспозиций. Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. В конце XI — начале XII веков наступил период политической раздробленности и княжеских распрей.
Такие строения и сегодня можно встретить по нижнему и среднему течению реки Мсты. Здесь не очень много камня, но много древесины.
После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. Основной элемент любой деревянной конструкции – бревно – определял и пределы и возможности творческого поиска строителя, какое бы он здание ни строил – простейший четырехугольный сруб крестьянской избы или сложные объемные композиции княжеских ансамблей и шатровых церквей. Арка из бивней мамонта была надежной опорой для кровли и дверного устройства. К окончанию возведения Софийского собора, что, видимо, произошло в начале 40-х гг. Обзорная тропа ведет туриста от сектора к сектору. Церковь пятиглавая, но из них 4 главы только декоративные.
Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода – закомарами. Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в XII в. в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр. XX столетия. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. Часто сруб ставился на валуны.
В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. Ворота обильно украшались. Даже о плановой схеме этих храмов существуют различные предположения. Создание многих монастырей граничит с деятельностью тех, кто осваивал российские земли. (так называемое «нарышкинское барокко»).
В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. А еще через 4 года начали выходить Памятники Древнего русского зодчества, выпускаемые Ф. Рихтером, где постройки были зафиксированы уже не в рисунках, а в документальных чертежах. Храмы представляют разные типы культовых деревянных построек с точки зрения объемно-пространственного построения. Строителями Софийского собора были константинопольские мастера.
Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное – староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи и этот сектор был одним из «хлебных» областей Архангельской губернии.
Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев.
В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск – Листвянка. Красноречьев. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Как и хрущевки, брежневские дома выполнялись в стиле функционализма, однако имели более разнообразные архитектурные формы: дома башенного типа («свечки»), длинные многосекционные («китайские стены»), ступенчатые изогнутые и переменной этажности. В русских деревнях был распространен асимметричный тип ворот с проезжей частью и одной калиткой.
В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». Византийские храмы того времени, как правило, небольшие, трехнефные, одноглавые, тогда как киевский Софийский собор имеет огромные размеры, он пятинефный и многоглавый.
Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое. В конце 1940-х — начале 1950-х в Москве строятся «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. Они крепились на трех вереях и перекрывались двускатной тесовой крышей. При строительстве дворцов соблюдался тот же принцип: на квадратную основу (четверик) – ставился другой квадрат – поменьше, затем ставили восьмигранник (восьмерик) и еще восьмерик – и так до нужной высоты.
Церковь имела (по фундаментам) в длину 27. 2 м, в ширину — 18. 2 м длина подкупольного пространства 6. 5 м, ширина — 7. 2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно, находились лестничная башня и крещальня. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Особняк С. П. Рябушинского на Малой НикитскойВ начале XX века в архитектуре отражаются тенденции господствовавших в это время архитектурных течений. Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века.
Чудесным произведением древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли. При разборке здания большая часть мозаик и фресок была снята со стен и перенесена в музеи. И хотя это было вызвано необходимостью проверки фундаментов в связи с предположением построить на данном месте новую церковь, при вскрытии были решены и некоторые чисто научные задачи: сделано описание раскопанных остатков и даже подняты вопросы изучения древней строительной техники. Остальные помещения дворца, очевидно, были деревянными.
Так, в 1809 — 1810 гг. Очевидно, киевские мастера строили в это время и в Чернигове. Используются традиции строительства из прошлого, в частности, «сталинская архитектура» в Триумф-Палас.
Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др. Обе церкви трехнефные, шестистолпные, с полуколоннами на наружных пилястрах. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В 1485 году начинается сооружение стен нового Кремля.
По образцу киевского храма выстроены соборы Св. Поверхности стен часто оставляли открытыми, хотя во многих случаях они были затерты раствором. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи.
Гражданская архитектура Владимиро-Суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно.
Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю.
Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики. Четырьмя перечисленными памятниками, видимо, ограничивается вся строительная деятельность во Владимире-Волынском. В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм.
Её ключевым элементом стали Золотые ворота (1158-1164). Очень существенные изменения произошли в зодчестве Киева. Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья.
В то же время остальные люди, стоящие внизу, находятся в полузатененном пространстве и княжеские хоры кажутся им, как и изображения святых, в недосягаемо прекрасном мире. Следующие отличия касаются украшений, вспомогательных элементов и деталей. Их называли красными (красивыми). Не меньше, чем в других странах, а может быть, даже больше. В 1910 г. вышел в свет первый том Истории русского искусства И. Э. Грабаря.
Собор служил великокняжеской усыпальницей. Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками, которые в Константинополе обычно возводили не в храмах, а. в инженерных сооружениях (например, цистернах), было вызвано нехваткой опытных каменщиков. В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. А так как действующие церкви, как правило, были возведены не ранее XVI в., то естественно, что наибольший интерес вызывала архитектура именно этих поздних периодов, т. е. архитектура Москвы и отчасти Новгорода.
Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786). Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811).
Церковь очень нарядна: помимо аркатурного пояска она имеет на угловых лопатках полосу орнамента (так называемый бегунец) и выложенные из кирпичей рельефные кресты, а на ее барабане размещены полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением. Иное дело – Андрей Боголюбский. Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками. Таким образом, своеобразие задания, наличие или отсутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. К концу X в. древнерусское государство — Киевская Русь — приобрело уже законченные формы.
Великая Отечественная война прервала работы, однако уже в 1945 г. на I Всесоюзном археологическом совещании была сформулирована четкая задача — развернуть широкую архитектурно-археологическую деятельность. Очень важно также, что памятники зодчества рассматривают теперь комплексно, учитывая в равной степени и исторический и художественный и строительно-технический аспекты. В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Внутри сохранился замечательный резной иконостас.
История зодчества Древней Руси — молодая наука. Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам.
Таким образом общая композиция Спасского собора имела пирамидный характер. Древнейшие горшки неолита, как правило имеют большие размеры и очень тонкие стенки. Это главное здание МГУ на Воробьёвых горах, жилой дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, высотное здание на площади Красных Ворот и гостиница «Ленинградская». Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре. XII в. на Волыни вновь началось строительство, на этот раз в Луцке.
Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Пристройка сбоку от избы с большими воротами (передок), служила для хранения телег, саней, конской сбруи.
Применялся тот материал, который давала охота. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Вскоре после постройки Елецкой и Борисоглебской церквей эти же мастера возвели два храма в столице Рязанской земли (теперь — городище Старая Рязань), входившей в сферу владения черниговских князей. В 1990 г. храм был передан православной церкви, началось его восстановление.
Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной. Каменное зодчество на Руси – основополагающая часть всей историко-художественной культуры нации. Перед каждым его порталом, т. е. с трех сторон, некогда имелись небольшие притворы — тамбуры (или, может быть, галереи). Небольшие пустоты или слабые места в стене вели к разрушению здания. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен.
Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов. Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому исходя из других условий заказа и обстановки. На кого был похож.
По результатам археологических исследований было предложено несколько вариантов реконструкции плана здания. Историки архитектуры расходятся во мнениях относительно того, какими были взаимоотношения каменной и деревянной архитектуры, какая из них оказывала влияние на развитие другой. Куда вели эти ворота, мы уже никогда не узнаем. Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м).
Нижний этаж, – «подызбица» – без окон используется для хозяйственных надобностей. Огромную роль в развитии историко-архитектурной науки сыграли археологические съезды. Очень вероятно, что это произошло в 40-х гг.
Однако наибольшую декоративность фасадам сообщает живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня. Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). За период с 60-х гг. В удельных центрах возникают заметные архитектурные школы. Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс. Русская архитектура вступала в новый этап своего развития.
В данный период развивается тип бесстолпного храма. Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче.
Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. В конце 1940-х— начале 1950-х в Москве строятся «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры.
Софии в Новгороде (1045-1050) и Полоцке. здесь заканчивался процесс разложения родоплеменного строя и сложения классового общества. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.
Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. Во всяком случае существенной разницы между памятниками двух названных городов не заметно. Наконец, тоже в Смоленске было раскопано и совсем необычное круглое сооружение (смоленская Ротонда) имевшее наружный диаметр около 18 м, с четырьмя довольно тесно поставленными столбами в середине. Шатровые крыши обычно ставились над колокольней, а над храмом ставились купола.
Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова. В. Холостенко), Спаса-Нередицы и Пятницкой (нижняя половина) в Новгороде (Г. Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос.
Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма. Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Подобные храмы были широко распространены на северо-западе. Строгие выразительные силуэты характерны для храмов Новгорода XI – XII вв. В. Моргилевский, Н. Е. Макаренко, Н. И. Брунов, И. М. Хозеров и др. ). В 1475 – 1479 годах строится Успенский собор.
Торцовые фасады завершались щипцами и линия карниза здесь соответствовала наклонным линиям двускатной крыши. Очевидно, зодчим было дано твердое задание — не отходить от киевских образцов. В 1899 и 1904 гг. В нижней части избы, носящей название «подклета», под жильем размещались склады для хозяйственных продуктов инвентаря, а иногда и помещения для мелкого скота.
Поражает внутренний интерьер церкви. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Верхний брус красного окна часто закрывался тесиной, украшенной резным орнаментом. Зодчество Пскова, в своих характерных чертах близкое новгородскому (ансамбли Снетогорского и Мирожского монастырей XII – XIV вв. ), создало также достопримечательный комплекс оборонительных сооружений (ДЕТИНЕЦ). На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть.
Об этом свидетельствует найденный при раскопках обломок сложнопрофилированного кирпичного столба имеющего точно такую же форму, как столбы аркад княжеских хор в Софийском соборе. Такие храмы назывались клетскими. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.
На настил ставили амбары, ледники. В этом состоит особенность нового архитектурного направления. После возведения луцкой церкви строители, по-видимому, перешли в Турово-Пинскую землю. Успенский собор — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (20. 6 х 34. 5 м).
Оба названных издания посвящались в основном произведениям московского зодчества, а здания домонгольского времени были включены в них лишь в виде исключений. Мастер Нестер.
Центральный храм Переяславля — Михайловская церковь. Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым».
лучшими мастерами Оружейной палаты: Иосифом Владимировым, Симоном Ушаковым и др. При этом во всех русских землях происходило интенсивное сложение новых форм. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др. Но ворота для нас. Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. Нарядность и одновременно строгость данных данных храмов ярко выражена. Работы вели как местные краеведы (например, М. П. Полесский-Щепилло в Смоленске, А. В. Селиванов в Старой Рязани), так и специалисты-ученые (А.
По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др. «На избушке» второй половины XIX в. – овин традиционный и простой по форме: перед входом имеется помост на консолях и большой свес с крыши для защиты от дождя. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др.
4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Какой был ее ход, развитие, ее действие и успехи. ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа.
В романском стиле отразились древние христианские и языческие представления. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружался восьмиугольный сруб (восьмерик). Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры. Если это так, то Успенская церковь, стоявшая на Подоле до 30-х гг.
Дома «двужилые», то есть двухэтажные. Конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконичный и четкий. «Термы» могли родиться в результате перевода на латинский от слова «ТеРеМ» (башня).
В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Карнизные плиты, парапеты хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, начали исполнять из местного сланца (так называемый красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София. В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки».
Образцовыми для своего времени были псковские гражданские сооружения (каменные жилые дома – палаты Поганкиных, дом Лапина XVI – XVII вв). Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. В ней наряду с подробным описанием памятника, хорошими чертежами и копиями фресок имеется и исследовательская часть.
Софии в Киеве игравшем роль главного храма православной Руси. Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Кроме бревен употреблялись брусья, пластины, доски (тес). XX столетия. Стремление к простому и компактному объему привело к отказу от лестничных башен и замене их узкими лестницами в толще стены.
Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России. В конце XII века были построены такие храмы как м (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Художник Н. Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок.
Планы создания истории древнерусской архитектуры в 80-х гг. С боков пристраивали шатры или прямоугольники, соединенные между собой крытыми переходами, наружными лесенками, крылечками и т. д. Нередко получались сложные ансамбли удивительной красоты. Был задуман проект Дворца советов.
Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей.
Дом-двор, где находились помещения для скота (хлев), для хранения различных припасов и сена (сарай, кладовые, чуланы), а также для занятия ремеслами образует одно общее здание с различными жилыми комнатами как отапливаемыми, так и холодными летними горницами, светелками. Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) был пристроена двухэтажная крещальня. Его можно с полным правом относить к одной архитектурной школе. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы.
С 20 — 30-х гг. Позднее стали сооружаться грандиозные ярусные деревянные храмы, часто крытые шатром. Иногда к задней стенке пристраивалось еще помещение, носящее название «боковуша». В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками.
Громадные лесные пространства, в окружении которых жил русский человек (в особенности на севере) и постоянное соприкосновение с лесом как строительным материалом, отличающимся высокими качествами, способствовали развитию деревянного зодчества. В 989 г., сразу же после установления на Руси христианства, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая кирпичная церковь: князь Владимир помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от грек. Наличие трехлопастного свода над притвором, как и ряд косвенных признаков, заставляют предполагать, что и завершение фасадов здания могло иметь усложненные очертания, быть может тоже трехлопастной формы. Ее шатровое завершение покоится на приземистом четверике.
Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружен прирубами с трёх сторон. Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника иногда – квадрата. А почему не «тюрьма», собственно. Расположенные пирамидально, эти главы образовывали величественный силуэт здания, призванного запечатлеть идею мощи и независимости молодого русского государства.
Он был привезен с берега Камы, смонтирован и готов к работе, которую выполнял до 70-х гг. В широкий равнинный пейзаж, пересекаемый мягкими очертаниями холмов, древние русские церкви вписывались как необходимый завершающий вертикальный акцент среди волнистых линий. элементы, характерные для гражданских зданий. В данный период развивается тип бесстолпного храма. Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство — более 8. 6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе.
Это — главные элементы большого сходства.
В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. Чем же характеризуется X в. в истории восточных славян. «Ах вы плотницы суще, а приставим вы хоромы рубити», — отмечает Ипатьевская летопись под 1016 годом. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе.
Не менее прекрасны и торжественны Зимний дворец и Смольный институт. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. Церковь была шестистолпной, трехнефной ее западная часть отделялась от остального помещения, четко формируя нартекс, к которому примыкали с юга лестничная башня, а с севера — крещальня. Примером такого строительства является возведение Свияжских укреплений. Глинобитные и каменные строения сохранились довольно хорошо, вот таким образом изучены полнее.
Пришлось не на лошадях, а на лодках по улицам ездить. Перед нами маленький уцелевший фрагмент какого то исполинского сооружения.
Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI — XII вв. Поселения древнекаменного века на реке Ангара (25 – 30 тыс. Стиль конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. Хоры новгородского и полоцкого соборов открывались в центральное пространство двойными арками, опиравшимися на, один промежуточный столб, тогда как в киевском арки тройные, на двух столбах. Однако свидетельств существования развитого каменного зодчества на Территории Великой Тартарии величайшее множество. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902).
Помимо центральной главы на мощном барабане, прорезанном большими окнами, есть четыре меньшие, размещенные по диагоналям от главной, а к ним примыкают еще меньшие. Принцип арки успешно применялся и в более поздние времена. Башня Якутского острога в 90-е гг. В русских же храмах окна маленькие и редкие.
В русских храмах, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было. Внизу – ряд «местных» икон, выше – «деисусный», еще выше – праздничный» и пророческий портал – архитектурно оформленный вход. На некоторых памятниках (черниговские Елецкий и Борисоглебский соборы) отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка имитирующая квадры белокаменной кладки.
Система кирпичной кладки (из плинфы со скрытым рядом и с прослойками необработанных камней) в Переяславле совпадает с киевской, но это ни о чем не говорит, поскольку такая система в это время применялась и в Киеве и в Константинополе. Размеры проемов — дверей, окон — были кратны целому числу венцов. В это время богатые купцы заказывали вычурные, перегруженные излишними украшениями особняки с деталями самых разных стилей – от романского до барокко. Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре.
Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. По воротам часто судили обо всем хозяйстве. 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва. Размеры крупного здания из дерева были ограничены длиной бревна, вот таким образом деревянные храмы больше росли ввысь, чем вширь. Меняется как внешний вид, так и сам дух архитектуры. 1036).
Внутри он был роскошно украшен: раскопками обнаружены остатки великолепных мозаичных полов, фрагменты фресковой росписи.
Исполнена она местной строительной артелью, хотя руководство, вероятно, принадлежало зодчему, приехавшему из Скандинавии. На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов.
Преобладание деревянных построек над каменными наблюдалось до XVIII века. Несколько храмов расположены отдельно на территории музея. Видимо, раньше других был заложен собор Дмитриевского монастыря, в 1070 г. — собор Выдубицкого монастыря, 1073 г. — Успенский собор Печерского монастыря, а вскоре после него — церковь Бориса и Глеба в Вышгороде. В стиле барокко строили известные зодчие – Растрелли, Ухтомский, Чевакинский, Квасов и др.
Эту фразу обычно понимают как указание на наличие в церкви 25 глав. Встречаются и остатки сооружений из хвороста и жердей летних шалашевидных сооружений. Ополовников писал: «Как бы ни велика и тяжела была потеря подлинной среды памятника, она никогда не может быть больше потери самого памятника». Эхин, абак и примыкающую к ним снизу шейку колонны называют вместе капителью колонны. В настоящее время удалось вскрыть раскопками лишь часть его фундаментных рвов.
Над его закомарами поднимались 13 куполов, образующих пирамидальную композицию верха. Менее 5 лет строили собор Михайловского Златоверхого монастыря. При массовой комплексной застройке спальных районов и микрорайонов широко использовались типовые проекты детских садов, школ, поликлиник, магазинов, домов культуры, спортивных сооружений.
В XII—XIII веках важнейшим центром культуры становится Владимиро-Суздальское княжество. Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов. При сыновьях Всеволода в 1220—1230-е годы созданы последние крупные памятники Владимиро-Суздальской Руси— Рождественский собор суздальского кремля и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Резкие же различия во всех остальных компонентах здания — в строительной технике (особенно в системе кирпичной кладки) и в архитектурных формах — свидетельствуют о смене архитектурно-строительной традиции, т. е. смене мастеров.
Ополовникова. В деревянной шатровой архитектуре известны случаи использования нескольких шатровых конструкций. Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710).
В итоге деятельности археологов в Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница). Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. Пиранези.
Перед воротами был выкопан глубокий ров, заполненный водой. От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками. Из Византии поступали и некоторые товары, в первую очередь предметы роскоши, в которых нуждался сложившийся на Руси господствующий класс. Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал.
Это заметно обогащало русскую культуру. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. За исключением собора Кловского монастыря и надвратной церкви Печерского монастыря, все перечисленные памятники (в тех случаях, когда схему их плана оказалось возможным установить) — трехнефные шестистолпные крестовокупольные храмы с тремя апсидами. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). XI в. Страна была в это время разделена на две части между сыновьями князя Владимира — Мстиславом и Ярославом.
лет до н. э. ) расположены вдоль реки. В греческих храмах колонны были как во внешних, так и во внутренних частях храма.
Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идёт от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. В южной части музейной территории находится необычайно интересный по своей композиции храм – церковь Николая Чудотворца (XVIII в. ) из деревни Мякишево, что была перевезена с берега реки Песь.
В 1938 — 1939 гг. Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов. Скругленными были углы и у лопаток на внутренних стенах, тогда как наружные лопатки имели двухуступчатый профиль без скругленных углов. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др.
О пробуждении интереса к древнерусским памятникам можно судить по тому, что в 30-х гг. Типовая архитектура продолжала своё развитие вплоть до распада СССР. по проекту известного архитектора-реставратора А. В.
Прежде всего в итоге работ резко выросло количество известных памятников: в настоящее время мы учитываем около 200 произведений русского зодчества домонгольского времени. 1) Число вводимых в научный оборот объектов за послевоенные годы увеличилось, таким образом, почти втрое. В этой обстановке в Киеве развернулось и широкое каменно-кирпичное строительство. Такое расположение окон встречается в деревянных трапезных XVII века. вся площадь Десятинное церкви была раскопана полностью. Это подтверждается рядом своеобразных особенностей строительной техники (например, характер формовки кирпичей), несвойственных архитектуре Киева.
Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля.
Это действительно ворота. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы – четырехстенки, топившиеся «по-черному» из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный.
Лестничная башня не выступала наружу, а размещалась в северном членении нартекса. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими иногда даже «декоративными» постройками. С востока расположена одна большая апсида.
Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Свое первое жилище человек соорудил в начале палеолита – древнего каменного века. При этом технические и художественные изменения были безусловно тесно взаимосвязаны.
Храмы XVIII-XIX вв., а также часовня строги по силуэтам, но их оживляет резной декор. Однако собор Федоровского монастыря, заложенный в 1129 г., также был построен в технике кладки со скрытым рядом. 7) Обычно считалось, что к новому типу храмов относится церковь Успения на Подоле в Киеве (так называемая Пирогоща), начатая строительством в 1131 г. и снесенная в 30-х гг. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. А ведь все прекрасно знают, что Москва была всегда во все времена белокаменной.
Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Здесь были созданы собственные строительные артели.
Хотя бы «обозвали» это «триумфальной аркой» и не возникло бы ни у кого сомнений ещё очень долго. Соразмерность зданий их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов.
Откуда появились в Переяславле собственные кадры строителей. В Списке русских городов отмечено, что Десятинная церковь была о полутретьятцати версех. Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал – известняковую плиту. Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом.
Своеобразные особенности в зодчестве здесь проявились более явно. В старину пиленых досок не было и для получения теса бревно раскалывали топором при помощи клиньев на несколько частей, которые затем обтесывали топором, теслом, откуда и возникло название «тес». Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Собор завершался одной главой, а вторая возвышалась над крещальней. Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710).
Они всегда ставились на наиболее возвышенном, продуваемом месте – вершине холма, на речном высоком мысе – крутояре, где ветру было где разгуляться. Другая смоленская церковь, относящаяся к 60 — 70-м гг. В IX — X вв.
Вопрос о времен построения этого храма давно уже вызывает споры среди исследователей. Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода.
Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, «черных дырах» огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными. С тех пор прошли тысячи веков, на которые приходится 98 времени существования человека.
Время ее постройки — 60-е или 70-е гг. В 1918—1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Судя по архитектурным формам и строительной технике, создание этой смоленской артели было граничит с переездом сюда группы киево-черниговских мастеров. 10) Возведенные в Смоленске храмы как по технике, так и по архитектурным формам повторяют киево-черниговские образцы, но после Смядынского собора здесь больше не строят шестистолпных храмов, полностью перейдя к сокращенному, т. е. четырехстолпному, варианту. Эти же черты характерны и для гражданских зданий рубежа XVII-XVIII вв.
Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Воскресенская церковь — трехнефный шестистолпный храм с лестницей для подъема на хоры, размещенной в толще стены.
В Кирилловской церкви уцелели значительные участки древней фресковой живописи. Вероятней всего, влияние было двусторонним. Очень возможно, что под словом верхи составитель Списка имел в виду не главы, а своды. Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ.
Стиль конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. В эти же годы построили неупомянутые в летописи, но вскрытые раскопками церковь Николы Иорданского, храм в Зарубском монастыре на Днепре, церковь на усадьбе Художественного института и, быть может, церковь в Кияновском переулке. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». Памятники средневекового зодчества оказались особенно важными именно в то время когда архитекторы стремились сбросить узы классицизма и основанную на классицизме эклектику, чтобы создать архитектуру, в которой, по словам В. Даля, наружные части строений и украшения были бы, так сказать, продолжением внутреннего устройства и конструкции здания, а не представляли бы набор прилепленных к стене украшений.
Очень вероятно, что для уравновешенности композиции над юго-западным углом храма была возведена третья глава, как это делали позднее в церквах Новгорода. Дом был как бы частью окружающей природы. Зодчество является одним из древнейших искусств на Земле. никаких опорных столпов (столбов) конструкция не имеет. Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. Киевская Русь издавна славилась городами (иноземцы называли ее ГАРДАРИКА – страна городов). В церквах появляются богато украшенные паперти, порталы, крыльца и др.
лет назад.
Большинство исследователей относят его к началу XII в., хотя есть предположения и о более ранней дате — конце XI в. Несомненно лишь, что он был построен князем Олегом Святославичем или его братом Давидом после того, как Чернигов был закреплен за их родом решением Любечского съезда (1097 г. ). Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован. Продольные стенки светелок являлись конструктивно необходимым элементом, закрепляющим фронтоны. Вторая церковь, которую предположительно считают Успенской, не имела притворов.
Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Деревянное зодчество, возникшее на заре формирования Руси, несомненно, древнее каменного. Эскизам была присуждена бронзовая медаль. И все же, несмотря на явные признаки работы византийских зодчих, в памятниках Переяславля имеются черты, свидетельствующие о том, что здесь учитывали уже и опыт киевских строителей (например, в применении красного шифера). Таким образом, в новых храмах резко изменились все компоненты, традиционной осталась лишь типологическая схема здания.
Я имею в виду по стилю и по одинаковой степени разрушения. Ее крестчатые в плане подкупольные столбы имели скругленные углы. В основе Преображенской церкви в Кижах находятся три поставленных друг на друга и последовательно уменьшающихся восьмерика. При сыновьях Всеволода в 1220—1230-е годы созданы последние крупные памятники Владимиро-Суздальской Руси — Рождественский собор суздальского кремля и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево.
Сильно перестроенное здание Михайловского собора достояло до 30-х гг. 4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Так, в основе киевской Софии лежал пятинефный принцип, но в то же время храм отличался большим своеобразием – имел тринадцать куполов над сводами, а не дошедшая до нас Десятинная церковь (первое каменное здание Киева) – имело 25 куполов.
Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. Это Главное здание МГУ на Воробьёвых горах, Жилой дом на Котельнической набережной, Гостиница «Украина», Здание Министерства Иностранных Дел, Жилой дом на Кудринской площади, Высотное здание на площади Красных Ворот и Гостиница «Ленинградская». Одним из крупных центров монументального строительства в XII в. стал Смоленск.
Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов— братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды. Используется несколько различных типов наличников. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.
Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786). Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А. В. К нему можно было пристроить больше приделов, галерей, крылец и др., что увеличивало площадь строения и придавало ему величественность и живописность.
Были и общественные инженерные постройки – мосты, ветряные и водяные мельницы. Здание церкви— это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. Торжественные и пышные многоглавые композиции отошли в прошлое. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Для второй половины XVII в. уже более характерны ясные и уравновешенные, часто симметричные композиции. Примеры построек русского узорочья: церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря, Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде, Теремной дворец в Московском Кремле, Церковь Рождества Богородицы в Путинках, Церковь Троицы в Никитниках (Москва), Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле (Москва), Церковь Знамения за Петровскими воротами (Москва), Храм Николая Чудотворца в Хамовниках, Церковь Одигитрии в Вязьме, Спасский собор (Нижний Новгород), Церковь Константина и Елены (Вологда) и др. Рассмотрим некоторые из них.
В начале XIX в фундаменты церкви раскопали, а в 1828 — 1842 гг. Самая простая – Клетская церковь Успения Богородицы построена в 1599 г. К приподнятому срубу, крытому на два ската, примыкает с востока небольшой сруб для алтаря, а с запада – для паперти. Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710).
Вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчанный завершением в виде небольшого шатра на барабане, двухъярусная колокольня и небольшая трапезная. После завершения строительства храма Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. История храма сложная, как почти каждая история храмов на Руси: он закрывался использовался не по назначению (здесь даже дрессировали цирковых собак и обезьян). во Владимире-Волынском построен центральный городской храм — Успенский собор. Все эти сооружения были прекрасны не только снаружи, но и внутри. Иконы в иконостасе размещались по строгой системе.
На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба.
В 1101 г. здесь по распоряжению Мономаха был построен собор. Время возведения собора неизвестно. В начале 40-х гг. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв.
С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. Но есть заметные отличия.
В этот период большое внимание уделяется внешней отделке зданий. Размер сторон подкупольного пространства около 5. 8 м, а общие размеры здания (без притворов) 33 х 27 м. Почти сразу же по окончании постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль.
Восемь бревен, соединенных в один сруб, давали большую площадь, чем четыре. Судя по строительной технике, постройка относится к 70- 80-м гг.
Все в крестьянском доме было продумано и функционально. Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2. Пожалуй, наиболее разнообразны были ветряные мельницы их типы и размеры значительно различаются. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). Одним из историко-архитектурных памятников шатрового типа является Спасская церковь в городе Зашиверске на Индигирке, построенная в 1700 году.
Единственный в мире пятишатровый храм— Троицкая церковь в селе Нёнокса. Вот таким образом по плану храм носил характер шестистолпного. После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Нельзя не знать о великих зодчих и художниках Древней Руси, создавших бессмертную красоту – Андрее Рублеве, Феофане Греке, Данииле Черном Все это было на самом деле и это можно увидеть. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др. Она небольшая, бесстолпная, с одной апсидой и примыкающим с запада нартексом.
В 1836 г. в московском архитектурном училище был заслушан доклад А. Мартынова Речь об архитектуре в России до XVIII столетия. М. Штендер).
Внешне простые ее двускатные крыши от крыльца к алтарной части ступенчато воздымаются к небу. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен.
Восьмерик был удобным переходом от квадратного сруба-клети к круглой шатровой крыше. Для их охраны возводятся мощные сооружения. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём.
Центром любой усадьбы на Севере был дом. Для этой церкви Ушаковым была написана икона «Древо государей Российских» (ныне в Государственной Третьяковской галерее). Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм.
Очень напоминает Золотые ворота в Киеве, верно. В ряде музеев подобного типа созданы так называемые «ожившие экспозиции», где мастерицы заняты вышивкой, плетением и прочими радующими женские сердца ремеслами. Д. Барановский), Борисоглебской в Чернигове (Н. В связи с этим в монастырях начинают строиться крупные столовые – трапезные. Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра.
В жилищном строительстве на смену хрущёвкам пришли более комфортные «брежневки», названные в честь возглавлявшего СССР Леонида Брежнева. И значит, многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл. Их фасады расцветают белокаменной резьбой. Судя по мощным стенам и фундаментам, церковь покрывали своды, но в то же время большая ширина интерьера (более 8 м) не позволяет предполагать обычное купольное завершение. Их заменили лаконичные уравновешенные памятники, увенчанные одной массивной главой. Что касается военной архитектуры (крепостей-острогов, состоящих из деревянных стен и башен), то здесь в большей степени, чем в жилом строительстве, заметна эволюция конструкций и внешних форм. От других реставрированных памятников кирпичного зодчества XII в. (например, Борисоглебская церковь в Чернигове и Успенский собор во Владимире-Волынском) церковь Петра и Павла отличается тем, что ее фасады освобождены от поздней штукатурки и дают возможность видеть подлинную фактуру равнослойной кирпичной кладки стен.
Храм имел с трех сторон притворы. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия».
В здании явно выделены два аспекта обозрения интерьера. Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля. XII в., когда они освободились, завершив строительство Георгиевской церкви в Каневе.
В XVIII веке русское барокко начинает приобретать западноевропейские черты. На нем обычно расположены многофигурные композиции монументальной скульптуры. Второй этаж – жилой. Как и хрущёвки, брежневские дома выполнялись в стиле функционализма, однако имели более разнообразные архитектурные формы: дома башенного типа («свечки»), длинные многосекционные («китайские стены»), ступенчатые изогнутые и переменной этажности. Следующий по времени возведения крупный киевский храм — собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108 г. ) — продолжал ту линию развития архитектуры, которую представлял Успенский собор Печерского монастыря.
Работа по изготовлению теса была очень трудоемка. В русских храмах все купола ставились на одной высоте. Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. К реке вел узкий коридор.
Таков, например, план г. Олонец в Карелии.
Так, перед всеми тремя ее порталами находились притворы. Из дерева в Новгороде делали не только дома и храмы (первый христианский храм – тринадцатиглавая София – была построена в 989 году из мощных дубовых бревен), но и водопровод мосты и мостовые. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божежественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. Сейчас этот памятник находится в черте города. Помимо известного музея в Кижах существуют также такие музеи как Малые Корелы в Архангельской области, Витославлицы в Новгородской области, деревянная архитектура Сибири представлена в музее Тальцы в Иркутской области, деревянное зодчество Урала — в Нижне-Синячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства. Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.
В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». Недаром у пристани, к которой прибывают в теплое время года суда встречает туристов небольшой бюст А. В. Появились и первые любители-археологи интересовавшиеся историей древнерусского зодчества. В Новгороде с сер. Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л. Е.
В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения. Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198).
Барабан – представляет собой цилиндрическую или многогранную верхнюю часть здания, на которой возводиться купол обло, рубка в «обло» – способ соединения бревен по углам, при котором концы бревен выходят за пределы стены сруба лапа, рубка в «лапу» – способ соединения бревен по углам сруба, при котором концы их не выходят за пределы стен сруба иконостас – украшенная иконная стена, отделяющая алтарь от средней части храма. Это действительно могли быть ворота, но Ворота куда.
Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг. ). Софийский собор — большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее — схема вписанного креста). Небольшие церкви, вероятно, сооружали быстрее — за 2 — 3 года.
Они обусловлены несколькими причинами. В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». Живописны двускатные крыши.
Русское деревянное зодчество характерно не только выразительной архитектурой, но также исключительным качеством строительной техники. Известны они по результатам раскопок. Пространство между глыбами заполняли кирпичом и известью. Вот таким образом новгородский собор имеет гораздо более стройные пропорции. Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в. ) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром.
Очень интересна архитектура этих зданий. В. Столетов). В данный период развивается тип бесстолпного храма. К концу XVI века в стране насчитывалось до 200 монастырей.
Софийский собор был построен с 13 главами. Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины.
Кловский собор сохранялся в полуразрушенном состоянии до XVIII в., а затем был разобран. Крепление крыши по древней традиции производилось без гвоздей. Вероятно, такой была цель зодчих и при строительстве Кловского собора. При подобном подходе исследователей в равной мере интересуют как художественные, так и конструктивные вопросы, как связанные с памятниками идеологические проблемы, так и развитие архитектурных типов и форм.
Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. С XIII века каменное зодчество на Руси определяет новые направления. Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко— петровское барокко. В конце 1940-х— начале 1950-х в Москве были построены «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры.
Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Обрамление окон вначале было довольно простым. В далёкой северной глуши два с лишним века назад тонко понимал он красоту, знал сокровенные тайны пахучего, свежесрубленного дерева, умел создавать неповторимое (действительно неповторимое) деревянное кружево. При этом они посчитали возможным (очевидно, с согласия заказчика) отказаться от уже сложившейся в Киеве традиции и возвести здание по тому типу византийского храма, который не был принят в русском зодчестве.
городах России. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)3 на правом берегу Москвы-реки. Из древних «наемных записей» видно, что в далекие времена уже существовали плотничьи артели, состоявшие из опытных мастеров- профессионалов и учеников исполнявших «черную» подготовительную работу.
На эти крюки клались деревянные желоба с двух сторон крыши (водотоки, потоки и т. п. ), в них вправлялись концами доски кровли. Благодаря ей то и получались блоки белого цвета. Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились.
Характерные формы «ЧЕТВЕРИКОВ» и «ВОСЬМЕРИКОВ», шатровые верхи колоколен, многоглавых церквей, многообразные орнаментальные формы крылец, светёлок, оконных наличников, - резных украшений и пр. В конце XVIII – первой половине XIX интенсивно развивается усадебная архитектура, в которой господствует стиль классицизм, как ранний, так и ампир (от франц. – «империя») – поздний классицизм. Русские храмы в стиле барокко обычно высокие, с легкими изящными контурами.
Под храмом, между сваями, гулял ветер, ускоряя его просушку после наводнения. После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены.