Ведь о товарках Кало по местной арт-сцене, так сказать об амазонках мексиканского авангарда, о сюрреалистках Леоноре Каррингтон и Ремедиос Варо писали в то время предостаточно. Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. В 1929 году они стали мужем и женой. В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Фрида знала, что великий американский промышленник нескрывает своей антисемитской позиции.
22-х летняя Фрида стала женой 43-х летнего толстяка и бабника, Риверы. Их связывали большие, порою мучительные чувства. С тех пор не проходило и года, чтобы где-нибудь да не выбрасывался товар с маркой Frida Kahlo (от косметики, бижутерии и нижнего белья до текилы) или не было выставки, собранной если не из живописи, то по крайней мере из многочисленных фотографий художницы (они-то и составляют большую часть нынешней петербургской экспозиции). Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало.
И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи. Терпение Фриды подошло к концу и супруги расстались. Это был вулкан, без преувеличения. К примеру, Музей Долорес Ольмедо (откуда на петербургскую выставку пришел основной корпус произведений), который изначально успешная бизнесвумен посвятила своему любовнику Диего Ривере, теперь стал одним из главных пропагандистов творчества его супруги. Судьба нанесла ей свой второй сокрушительный удар.
Но каждый раз женщина теряла ребенка из-за прежних травм, перенесенных ею еще в юности. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Их связывали отношения – страстные, одержимые и порой мучительные.
Каждый шаг, каждый вздох ее теперь сопровождался постоянной болью, но все было не важно – она выдержала и готова идти дальше. Тело округлое, еще хранящее память о том, что готовилось вскормить дитя. В 1929 году Фрида сочеталась браком с художником Диего Ривера. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала1415 под длинными юбками).
Все ее три беременности, к сожалению, закончились неудачами. Вероятно, это граничит с тем, что он признал в ней равную – как по духу, так и по таланту. Что касается знаменитой «моноброви» Фриды, то это тоже было частью её личного бунта.
Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. И чтобы наверняка удивить любителей моды, «запечатал» все вещи в ванной комнате их дома в Мехико и приказал отпереть «клад» только через 15 лет после его смерти. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Закончилось все громким скандалом, после которого Троцкий спешно покинул дом. Ееслава пересекла все границы иотмела все условности. Деревья, листья, рыбы, звезды и абстрактные фигуры — одни из многих изображений, которые можно найти на бандажах с экспозиции в Мехико.
В течение 30 лет облик дома не менялся. В1939-м поклонница творчества Кало попросила ееотдать дань памяти ихобщей приятельнице, актрисе Дороти Хейл— девушка покончила ссобой, выбросившись изокна. Их семейная жизнь бурлила страстями. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Своего мужа художница очень любила, она считала его и любовником и братом и ребенком и коллегой по творчеству и наставником.
На удивление, Лев поддался, сменив революционную горячку более низменными эмоциями. В 18 лет Фрида Кало попадает в серьезную аварию. В спальне Риверы, на вешалке, ждут своего хозяина его шляпы и рабочий комбинезон. Сближала их не только живопись, но и коммунистические идеалы. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье.
Ей было 22 года, ему – 43. В течение 30 лет облик дома не менялся. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. Она предпочитала мужскую компанию, называя сокурсниц «дурехами». Она опять начала носить джинсы, с удовольствием занималась хозяйством и преподавала студентам, написала «Автопортрет с косой», на котором ранее остриженныеволосы сплелись в причудливый крендель и, окончательно смирившись с неспособностью родить, обратилась к теме плодородия.
Но это не помешало художнице получить большое количество восхитительных отзывов. Да, она понимала, что выглядит не так, как все, но именно это и было её целью. Ее травмы все чаще давали о себе знать. После аварии Фриде требовалась дополнительная поддержка для спины, вот таким образом ей пришлось «подружиться» с кожаными, стальными и гипсовыми корсетами. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Диего любил женщин и при случае изменял своей жене.
Сказалась на творчестве древняя индейская мифология, национальные традиции. Диего постоянно находится рядом с женой, ухаживает за ней, отказываясь от заказов. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Фрида это знала, но ничего не могла поделать.
Однако это не мешало ему ворошить юбки всех женщин, что встречались ему на пути. Работы Фриды произвели настоящий фурор, не только в «простых смертных» умах, но и в рядах маститых художников того времени, среди которых были такие известные художники как П. Пикассо и В. Кандинский. В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Лежа это было делать нелегко, однако особый подрамник и зеркало, расположенное над кроватью, помогли в этом начинании. Она же, увлеченная коммунистическими идеями, не смогла отказать столь великой фигуре.
Имя, которое чаще всего встречается в записях, – это Диего. Право голоса мексиканские женщины фактически получили только в1953 году, досих пор встране запрещены аборты (кроме Мехико). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды.
В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910— год Мексиканской революции). Идеальная мексиканская женщина, вотличие отФриды, проводила свои дни дома, воспитывая детей. Лицо на холсте как посредник между внешним и внутренним. В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы. Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды.
Вот таким образом, когда врачи предложили художнице операцию, она не раздумывая согласилась. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Кало и сама этого не скрывала: «Мое творчество – самая полная биография, которую я смогла написать». Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями13. Работа показывает нам Фриду, лежащую на скупой больничной койке, залитой кровью.
Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая— это Диего». В возрасте 22-х лет, весной 1929 года, Фрида Кало поступает в престижный Национальный Институт, где опять встречается с Диего Риверой. При жизни Фрида и ее муж значительно улучшили и экстерьер и внутренний интерьер.
Революционер был кем угодно, только не слепцом. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Свои страдания и эмоциональный упадок художница передала на полотне «Больница Генри Форда».
Её творчество насыщено символами и фетишами. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Художнику доставляло удовольствие заставлять страдать любящее его сердце, не избежала этой участи и Фрида Кало, но немного позже.
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Они украсили помещение в индейском традиционном стиле, окрасили в голубой цвет. Возможно, переживи Фрида болезнь, мы узнали бы её с новой, неожиданной стороны. Здесь она, наконец, решается показать ему свои работы. Кало появилась на свет 6 июля 1907 года в Мехико.
Позвоночник получил тройной перелом, тазовые кости были раздроблены. Фрида Кало, фото которой вы можете увидеть ниже, терзалась, страдала, но не прекращала любить. Еще немного и можно будет говорить о Фриде как о новой святой.
Маститый художник оценил творения девушки, а заодно увлекся и ей самой. Аrценты в образах художница расставляла также при помощи аксессуаров: «кошачьих» очков, длинных бархатных перчаток, шарфов и украшений. Вздорная, смешливая, резкая и возмутительно откровенная, средоточие радости и жизни – так ее видели окружающие, однако настоящая Фрида Кало (картины, фото, дневники не дадут соврать) грызла себя изнутри, пытаясь вырвать у судьбы то, что ей причитается. На её картинах всё чаще появлялись корни, стебли и плоды, а в дневниковых записях рефрен «Диего — мой ребёнок».
Три ленты, что связывают художницу с неродившимся ребенком, улиткой – медленным ходом беременности и костьми таза, которые стали причиной трагедии. Она начала с автопортретов. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами. Пока, в один прекрасный день, не изменил Фриде с ее собственной младшей сестрой. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей». В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде. Фоном идет сухая, бездушная Америка, которая не может дать покоя. Цепи, державшие ееискалеченное тело наземле, больше немогли удержать Фриду.
Само помещение было возведено за несколько лет до рождения Фриды в Койокане (пригород Мехико). Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Фрида Кало (биография это показывает) лишь закалилась от этих невзгод, несмотря на юный возраст. Пока гости наслаждались угощениями вполной тишине, она сневинным видом поинтересовалась: «Мистер Форд, авыеврей. ». Фрида, без сомнения, знала оневерности мужа.
Как раз в это время осуществляется ее давняя мечта: открывается первая большая персональная выставка, на которую художница приезжает на карете скорой помощи, прямо из больницы и буквально «влетает» в зал на санитарных носилках. Приняв тот факт, что Кало Фрида не хочет его, он попросился обратно к жене. На полотне изображены две сущности художницы: мексиканская Фрида с медальоном и фотографией мужа и новая, европейская Фрида в белых кружевах. Собственно говоря, само искусство Фриды Кало и есть ее дневник: из полутора сотен работ треть – это автопортреты, написанные по следам тех или иных событий ее жизни (периодических разрывов с Диего Риверой, бесчисленных операций на позвоночнике, подобных пыткам инквизиции, абортов, галлюцинаторных видений на больничных койках).
Фрида Кало и Диего Ривера были убежденными коммунистами и сторонниками революции. По её просьбе, отец принес в больницу кисти и краски. Фрида написала картину «Самоубийство Дороти Хейл». Оригинальные вещи и аксессуары он решил сохранить для своих потомков. И теперь вполне можно предположить, что в недалеком будущем в каком-нибудь словаре современного искусства XXI века будет значиться одной строчкой: «Rivera, Diego Maria: see Kahlo, Frida». И перед зрителями они предстали только шесть недель спустя. «Сюрреализм— это волшебный сюрприз, когда уверен, что вплатяном шкафу найдешь рубашки, анаходишь там льва»Теперь Кало проводила встудии целые дни.
Их бурная совместная жизнь стала легендой. Ей было 22, ему— 43.
Если бы не хирургический зажим в руке Фриды, женщина, вероятно истекла бы кровью. Скорее всего, для Фриды тогда просто не пришла пора. Слегка потрепанные, но, тем не менее, оригинальные и яркие вещи художницы теперь могут увидеть все фанаты мексиканской моды прошлого века. Вскоре они покинули голубой дом. Обстановка дома сохранена такой, какой была еще при художнице.
В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Усамой художницы разгорелся роман соЛьвом Троцким, которого она ласково называла «козликом» из-за седых волос ибороды. Он писал Фриде письмо за письмом, наталкиваясь на вялый отклик. На страницах дневника она записывала мысли, делала зарисовки, коллажи. Эксцентричная иостроумная, Кало мгновенно приковала ксебе внимание студентов. Тем удивительнее всвете этих фактов перед нами предстает свободолюбивая бунтарка Кало.
После отъезда молодоженов в США Кало не раз находилась в состоянии беременности. Это было третьим ударом, который нанесла женщине судьба — злодейка. Видно, что Фрида любит свою родину, ее историю и культуру. Фрида же наоборот специально подчеркивала широкие брови и усики чёрной краской и тщательно прорисовывала их в своих портретах. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде.
Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. Работы Фриды выставлялись не только на родине, но и в Париже. Но, на фоне таких характерных мексиканских мотивов, картины иллюстрируют и влияние живописи европейских художников.
Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. Девушка получила серьезные травмы, по словам медиков, практически несовместимые с жизнью. Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы. Естественный свет плюс полупрофессиональная фотокамера – и вот что получилось. Многие из них были показаны широкой общественноститолько этой весной: спустя 63 года после смерти Фриды ее гардероб выставили в квартире-музее в Мехико, а фотограф Мияко Исиути сфотографировал отдельные его детали. Однако прогнозы врачей не оправдались и Кало не только стала ходить, но и танцевать, писать автопортреты и позировать фотографам — в узорчатых и кружевных блузах, юбках всех цветов радуги, принтованных нарядах (которым бы сейчас позавидовали многие девушки) и национальных мексиканских костюмах. Не удивительно, что на некоторых полотна я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза и больше ничего». «У неё нет иллюзий», — поддакивал Ривера.
Вопреки всем прогнозам, Фрида в очередной раз проявила силу духа и выжила. Но главным ее богом был Ривера. Все детство Фрида вела активную жизнь, стремясь быть первой во всем.
Фрида привычно терпела боль, но боялась потерять подвижность. Прощание с Фридой Кало проходило в Бельяс Артес — Дворце изящных искусств. Лишь после 1993 года, когда продвинутый французский писатель Жан-Мари Гюстав Леклезио издал роман Диего и Фрида, ставший бестселлером и когда после положенной завещанием 40-летней годовщины со дня смерти художницы в 1994 году стало возможным опубликовать ее интимный дневник, возникший вирус «фридомании» начал хождение по странам и континентам. Он у нее не выходил из головы (на некоторых автопортретах Фриды Диего пропечатан у нее на челе), а она ему приносила жертвы (Автопортрет с остриженными волосами 1940 года, продолжающий модернистскую традицию самоистязания идущую от известного Автопортрета с отрезанным ухом Винсента Ван Гога).
Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Уже в начале прошлого века женщины начали избавляться от лишней растительности на лице. А о той, которую благословил сам «папа» движения Андре Бретон, – молчок. Именно тогда она вспомнила о своем интересе к живописи и стала писать первые картины.
Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким.
Как и сам музей, они— часть легенды о Фриде. Полотно изображает саму художницу, что потеряла ребенка в этом злополучном госпитале. В течение долгих лет она перенесла более тридцати операций, была прикована к постели, затянутая в ортопедический корсет и гипс. Неожиданно кФриде пришла известность.
К сожалению, надпись неточна. Непомерно разросшаяся армия фанатов Кало разобрала ее жизнь по косточкам, отполировала их и затем собрала вновь в некий остов, впрочем, мало похожий на оригинал: Фрида post mortem обзавелась новыми любовниками (-цами), странными замашками и несвойственным ей макияжем (тут, конечно, не обошлось без гримеров фильма Джулии Тэймор, за что они и получили «Оскар» и без визажистов манекенщиц дефиле Жан-Поля Готье).
Ошеломительным успехом ознаменовалась первая выставка ееработ вНью-Йорке в1938 году. Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Обе надписи приукрасили действительность. Их бурная совместная жизнь стала легендой.
Рассмотрим некоторые ее полотна, что отражают момент. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. В её жизни начались мучительные месяцы неподвижного бездействия.
До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию9. Кало Фрида (Kahlo Frida), мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма.
Супруги опять были вместе. Она начала с автопортретов. В ее картинах это влияние проявляется очень тонко и изысканно. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду Голубого дома (дома-музея).
Диего Ривере тогда было 43 года. Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски. Архитектура здания выдержана в национальных мексиканских традициях. В 1937 году в жизни Кало появился советский революционер Лев Троцкий.
Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Здесь собрано все, что граничит с именем великой художницы.
Древний мудрец сказал о подобных отношениях: Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая— это Диего». Бог коварный, ревнивый и непостоянный в своих привязанностях – настоящий бог ацтеков.
В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. Боль и страсть будто стали ее кистями. «Япила, чтобы утопить свои печали, ноэти ублюдки научились плавать», — писала Фрида. Ееизлюбленным жанром стал автопортрет— всего ихнаписано больше 50. Откровенные записи Кало вела 10 лет, но они могут проиллюстрировать всю ее жизнь. Став замужней дамой, Фрида неизменила своему дерзкому, по-детски озорному нраву.
Подобный шаг был обусловлен далеко не самолюбованием. В доме, где родилась известная художница, организован интересный, увлекательный музей. Этот губительный для Фриды факт, явился предпосылкой к написанию картины «Больница Генри Форда», в которой выплеснулась вся боль женщины, так и не сумевшей стать матерью.
В коммунистическую партию художница вступила в 22 года. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Обе надписи приукрасили действительность.
Ярый коммунист и революционер Ривера, заразил жену своими идеями, множество её картин стали их воплощением и посвящены видным деятелям коммунизма. Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии. Одной излюбовниц Диего стала младшая сестра Фриды. В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу.
Это вынужденное долгое пребывание за границей, в развитой индустриальной стране, заставило её острее чувствовать национальные различия. Мать – испанка, рождённая в Америке. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя.
Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Однако во всем, что она писала, сквозит горечь надежд, которым не суждено сбыться. Платья-теуаны (по названию региона Теуантепек) были не столько данью корням Фриды, сколько средством сокрытия несовершенств — яркий орнамент отвлекал внимание от диспропорций тела и придавал образу экзотичности. Увы, здоровье художницы быстро ухудшалось. В 1940-м в доме Кало укрывался Лев Троцкий, с которым у Фриды завязался роман. Но боги меняются, в том числе и на художественном олимпе.
А одно из её полотен удостоилось чести и было размещено в Лувре. Правда, организована выставка была плохо. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями.
Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Скупой надрыв показывает и реальная Фрида Кало. У них завязался роман, но ревнивая жена Троцкого задушила его на корню.
Инвалидности не удалось сломить характер и сильный дух ребенка, несмотря на свое увечье. Ей было 22, ему— 43. Бурная совместная жизнь двух неординарных личностей стала легендой. Справедливости ради стоит отметить, что на жену руку он не поднимал, хотя не брезговал подобными жестами ранее – одну из своих любовниц, что родила ему дочь, он чуть не зарезал. Головокружительный роман Кало и Риверы закончился свадьбой.
Воистину, как вы яхту назовете, так она и поплывет. Волоски на лице никогда не мешали ей оставаться желанной для противоположного пола (и не только).