Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Вегетарианцем стал и сам Репин.
И вот уже перед нами не царь, а отец. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. О чем эта история. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Горе отца затмевает страдания умирающего сына. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Первый факт. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Часть их была впоследствии воспроизведена К. И. Чуковским в выпущенной под его редакцией известной книге Репина «Воспоминания» — «Бурлаки на Волге».
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. К тому же и погода благоприятствовала работе. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Мне минутами становилось страшно».
Все заняты. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. О картине появилось много статей в периодической печати. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Зная, очевидно, этот свой основной недостаток, Репин, приступая к своим большим картинам, после окончания Академии, никогда не работал над так называемыми «картонами», довольствуясь обычно небольшими набросками, являющимися в сущности «первой мыслью». Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что абсолютно отвечает истории». В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. После Бурлаков это наиболее значительное произведение.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Этюд получился превосходный. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Казалось, она спит. Пятый факт.
Вот таким образом от первой мысли он сразу приступал к mise en sc. Это знаменитая голова боткинского собрания (ныне в Русском музее). Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Л. Н. Толстого». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Репин считал сам эту картину красивой. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина. Большая светлая комната с высокими окнами, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Каждый персонаж переживает что-то своё. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». За окном летний день.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Даже первые рисунки в Ширяеве, в числе их известный рисунок изображающий б бурлаков, тянущих баржу, бывший в собрании Остроухова (ныне в Третьяковской галерее) и помеченный 30 июня, слаб по рисунку: рука Репина была еще связана, не было должной свободы и легкости, появившейся только в августе и сентябре.
После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Почти вся толстовская серия как документально-деловая исполнена в штриховой манере, а в том же 1887 г., к которому относятся первые яснополянские рисунки, Репин создает такие шедевры рисовального искусства, как сцену «У Доминика», «Невский проспект» или «У гостинодворской часовни» исполненные в живописной манере.
В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
К счастью, большинство их, притом лучшие, объединились в собрании И. И. Бродского. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Вся центральная часть написана самим Репиным. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Открывается персональная выставка произведений художника. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Оттого из небольшой картины «Не ждали», скомпонованной прямой на месте, в комнате мартышкинской дачи, выросла без всяких посредствующих звеньев знаменитая картина «Не ждали». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Первые неизменно хороши, вторые всегда слабы.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ). М. Бунакову.
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Имя Репина стало широко известным. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Сходство черт лица и выражение поразительны. Эта история получила название «бунт 14».
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников. Он идет прямо к матери. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.
Позднее Репин вспоминал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год Я работал завороженный. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год я работал завороженный.
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Внешняя незавершённость портрета и формально обозначающая его законченность авторская подпись утверждают ценность артистической свободы авторской живописи. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Она уже совсем репинская, почти в стиле Репина 80-х годов.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Репин встречал их по средам. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Это лучше всех ваших академических работ.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Это вы сами. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. я работал завороженный.
После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). — сказал Крамской. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Первый замысел картины относится к 1878 году. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Портреты Элеоноры Дузе (1891, ГТГ), В. А. Серова (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой (1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивым рисунком Наступают годы широкого общественного признания Репина. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Берег Волги.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Стасов присылает ему все, что он просит.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Одни художники пользуются первым типом, другие — вторым.
Тут больше любви к делу, — пояснил он. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Глаза ясные и добрые. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Так ли это – судить зрителям. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ). На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. — Да это превосходно. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Америка—Франция—Россия. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Почти все они исполнены в штриховой манере, отдельные смазанности редки и случайны. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Альбомные наброски этого года почти все выдержаны в штриховой манере 70-х годов: «Виктор Васнецов в вагоне» и ряд других. Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Здоровье шло на убыль.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Все гигантское рисовальное наследство Репина делится на две, весьма неравные в художественном отношении части: на рисунки, сделанные с натуры и на рисунки «от себя».
В его взгляде осуждение и тревога. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Репин мечтал вернуться на родину. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Жил в Италии и Франции (1873–1876). Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В 1868 г., уже после замечательных портретов Шевцовой, Панова, Хлобощина, превосходных рисунков с натурщика-юноши и отличной акварели «Юноша, наряженный в украинский 2а костюм», он делает от себя две акварели — «На балаганах» и «Купец Калашников», непонятно слабых во всех отношениях. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Картина теперь писалась легко, вдохновенно. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Много учился на написании портретов близких и друзей. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. художественный музей им.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Работал весь день, не замечая времени. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. В. И. Икскуль завела у себя около 1890 г. литературные вечера, на которых выступали все тогдашние модные знаменитости. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Репин и их, конечно, трактовал в качестве исторически точных документов.
В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Однако сил оставалось все меньше.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Абсолютно исключительный по своей полноте и художественному богатству материал представлял собою прославленный альбом В. И. Икскуль фон Гильдебрандт, той самой, портрет которой в рост Репин писал в 1889 г. и которая была, незадолго до его знакомства с Е. Н. Званцевой, предметом его нешуточного увлечения. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Третьяков»109.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
По своему огромному, прямо таки из ряда вон выходящему таланту, картины Ильи Репина достойны занять одно из самых заметных мест в истории не только русской, но и мировой живописи. Он проводил штрих твердой рукой, почти не прибегая к его стиранию и даже к корректурам. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Так продолжалось доброе десятилетие. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Публике картина понравилась. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Труд — вот что определяет и украшает человека. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Не доносчик ли.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Тинторетто поставил себе целью жизни соединить в своем искусстве оба эти начала, начертав над входом в свою мастерскую знаменитое изречение: «Форма Микельанджело — краски Тициана». Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний.
Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Убийство свершилось. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Большинство рисунков 80-х годов относятся к этой живописной репинской манере. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В 1880 году Репин, по заказу Третьякова исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Внимание художника тяготит их.
В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Общение с прежними друзьями было только заочным. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Рисунок уверенный, лепка твердая.
Мне минутами становилось страшно». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Но тот же «Васнецов» двумя годами позднее, в 1882 г., уже дает живописную смазанность, родившуюся, очевидно, в начале 1880-х годов. А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. Портрет производит яркое и сильное впечатление. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Прекрасным примером первого может служить известный рисунок остро-уховского собрания — «Мертвый Чижов». Репин Илья Ефимович родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. ne своей картины, расставляя фигуры в задуманном пространстве. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Вот лучшие из них: А. И. Введенский, П. И. Писарев, Элеонора Дузе, М. К. Тенишева, В. А. Серов, И. С. Остроухое. Верность репинского глаза и репинской руки поистине феноменальна.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Комната небогатой интеллигентной семьи. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. Он схватывал пропорции в каком-то зрительном абсолюте, притом без малейших усилий. Написан портрет вдохновенно. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Очень характерна осторожность и скупость, с которой художник пользуется этим приемом вначале, в сентябре 1880 г., когда им исполнен в Качановке прекрасный рисунок «Казака со скрещенными руками».
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. После реформы Академии он становится ее профессором. В его глазах читается печаль, тоска.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
«Как. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Они словно противопоставлены друг другу.
-— И. Г. ), они много смеялись». На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». За Толстым следует вся его семья, а уж кстати и все посетители Ясной Поляны.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Мне минутами становилось страшно. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. А свеча становилась ниже и тени менялись.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Портрет Ивана Евменьевича Цветкова написан в зрелый период творчества Репина в 1907 году.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. На моих друзей она производила то же впечатление.
Рассмотрим "ближний круг". Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Репин никуда не делся. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.