Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве.
Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Картина, в последствии, стала символом наступающей эпохи – эпохи символизма, религиозного реформаторства, которым искусилась тогдашняя светская культура. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Незнакомец наклонился ближе, посмотрел пристально и серьезным тоном, как будто вещь неизвестно какой важности, сказал: «А где же у вас первый план.
Синими искрами загораются стекла пенсне. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов).
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Врубель провел в Венеции около полугода. Сразу выражение его лица изменилось. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Сквозь безумие проглянул гений».
В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред. Художник родился в 1856 году в Омске, в семье старшего штабного адъютанта А. М. Врубеля. В 1859 году от чахотки умирает мать Анна Григорьевна. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Он все мои картины исказил».
Его посещали глубокие смятения, которые он делил со своей эпохой, хотя ближайшие причины, может быть и были интимными и личными. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Конечно, Врубель писал не просто портрет.
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. По своему реалистическому мастерству и силе характеристики портрет этот занимает выдающееся место в портретной живописи конца XIX столетия». Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
В нем поднимался богоборческий бунт. В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. А в образе Младенца есть сходство с их дочкой.
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Сильное, грозное произведение. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Она поражает разнообразием этнического состава.
Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Как мы видим, старец не совсем обычный. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. У его апостолов были живые прототипы.
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Демон низринут в ущелье среди скал. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе.
Врубель писал картины на темы pyc. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
Это было непонятно следующему поколению художников, крайне скептически относившихся к академической системе выучки. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича132. Удивительна наследственность Врубеля. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Эта большая акварель поразительна. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Род. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40).
Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Прошение было удовлетворено157. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Расписывать Владимирский собор и Кирилловскую церковь предложили многим художникам – Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. «. Это был Петербург 1896 года. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил).
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Фон только на этой картине реалистичен.
Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Тогда он переехал в Москву. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Он не следовал анатомической правильности.
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). «Своим» сделали Врубеля художники икритики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять наэкспозициях мирискусников идягилевских ретроспективах ивначалеХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Он перекликается с опустошённостью души. Кирилле», «Св. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».
При этом больше всего его занимало естествознание, которым его увлёк в Саратове учитель Н. А. Песков— политический ссыльный. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Брюсова.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.
«Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Как было его сохранить. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Федорова. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические.
Став наставником Врубеля, Павел Петрович открыл в воспитаннике новые, доселе никак не проявлявшие себя грани, пополнив тем самым свою преподавательскую копилку, в которой на тот момент уже находились Суриков, Васнецов и Репин, еще одним талантливым учеником. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Болезнь Михаила Александровича загадочна.
Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки».
Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник.
Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу— совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в Сказке о царе Салтане»122.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии).
Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии.
В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. «Заизвестность нахудожественном поприще» 28ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз кмоменту полного прекращения художественной активности. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи».
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Реализм был не важен для него. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
После окончания академии Михаилу повезло. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». К этому же времени относятся интересные автопортреты.
За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы — птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
Особенно примечательна акварель Голова Демона. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Эта картина была задумана ещё в Киеве.
Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. продолжение.
Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу.
Арцыбушев сидит застолом сразложенными книгами всвоём кабинете. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу.
Вся цветовая композиция приведена в единство. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году.
Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Вот таким образом ихудожественные средства выбраны Врубелем соответственные.
За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то.
Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.
Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». (1906), необычайно выразительный. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию.
В 1863 году А. М. Врубель женился на актрисе Е. Х. Вессель, которая посвятила себя мужу и детям. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. А. М. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. В 1884 году Врубель уходит из Академии. В эти годы он вновь писал демонов. Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.
В 1906 художник ослеп. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Рождается ощущение первозданности.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. При этом одиночество Врубеля объяснялось и сугубо социальной средой: модерн, будучи буржуазным видом искусства, ещё не имел в 1880-е годы своих потребителей в России. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы.
Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Надежда играла роль сестры Гретель. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. И «Микула Селянинович» – сила земли русской. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников.
В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. И все же он нетерпеливо ждал возвращения.
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник.
Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями. Это один из его несомненных шедевров. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти.
всегда свой. ». Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Врубель жениться на Е. Х.
О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым.
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами.
Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Во владимирских эскизах, особенно ярко проявилась связь творчества Врубеля с наследием древности, созвучным и дарованию и душевному складу художника. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Пан подобен лукавому лешему.
Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Из-за службы отца семья часто переезжала. После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил».
Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. «Врубель оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Это вот, эти копны сена.
В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке.
Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Вместе с ними тот посещал цирк, водил знакомство с участниками труппы и судьба свела живописца с будущим покровителем Саввой Мамонтовым.
Омск. Интересно, что «Богоматерь с Младенцем» он писал с жены своего работодателя, профессора Прахова, будучи влюблённым в неё. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Вовремя создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Первое впечатление: сумасшедший.
С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Заспиной этажерка тоже скнигами иделовыми бумагами. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Отец художника Александр Михайлович Врубель был военным юристом, в прошлом строевой офицер, участвовал в Крымской кампании и боевых действиях на Кавказе. Работа не привела к улучшению.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. форма, которая создана природой вовек. ». Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В колорите картины – контрасты. Искусствовед Н. М. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Савву похоронили на Байковой горе. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Мамонтова (оба – 1897). К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».
Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. И только теперь, за границей, возникают у него настроения и мысли, которые потом привели к поэтической интерпретации русских сказок и русской природы. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Она подлинно монументальна. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.
Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Вместе с отцом и сестрой, Анной, Михаил все детство переезжал: Астрахань, Харьков, Саратов. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Может быть, в закладе. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как Царевна-Лебедь, К ночи, Пан. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Критики утверждали: «декадентское уродство». На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.
Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Через несколько дней он полностью ослеп155. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.
Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.
Поразительна пластическая лепка лица и рук.
20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний А. Мамонтов, проститься с которым поехал друживший с ним Врубель. Его вид совсем не вызывает страха.
Но и не только это. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов изображенных им на своде, плотью и кровью. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет.
Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей.
В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Больно, горько до слез.
Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Арцыбушева и С. И.
Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Да ведь до них несколько верст. музей русского искусства, Киев).
«Не знаю, поймете ли вы меня, я любил женщину, а она меня не любила, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.
Пан согнулся от старости и устал от жизни. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П. П. Кончаловского. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Полотна отвезли в Нижний Новгород как раз к визиту императорской четы, назначенному на 15—17 июля.
Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др.
Ничего внешнего, бросающегося вглаза. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. В 5 лет Михаил начал рисовать.
Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Он не прочь поиграть с заблудившимися путниками, но выйти из своих владений он всегда поможет. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники.
мне было все это видеть. Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). Не только ученики Мурашко, но и Врубель сам впервые встретился в Киеве с византийским искусством. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В 1898 году Врубель отправился на Украину. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Вессель.
Афанасий» и «Христос Спаситель». Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Высшее образование М. Врубель получил в Петербургском университете, а после окончания поступил в Академию художеств.
В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Вернувшись из Венеции, Врубель метался.
И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Но вот глаз привыкает и начинает различать внутренность шатра персидского принца, устилающие его ковры, самого принца и его одалисок. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.
В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Свадебное торжество проходило в Женеве. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отгранённых драгоценных камней. Не все из них согласились. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Речь шла об Эмилии Праховой. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность.
Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в расположенном на слиянии рек Иртыш и Омь городе Омске. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал вКиев еёпосмотреть исокрушался, что неможет приобрести для своей коллекции, акритик игалерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля вКирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» иподчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в«нерусском (польском) происхождении» и«эстетическом космополитизме» иискусствовед икритик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля иподчёркивал, что всравнении сработами Врубеля вКирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Это дьявол делает с моими картинами. Представители рода Врубелей (от польск. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка.
Тех миров, которые видели они, мы не видим. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей.
сказок и опер Н. А. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. А глаза были материнские – карие. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Произведение удалось. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Он критически относился к современному искусству. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании).
Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». 17 марта 1856.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св.
Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.