Вот таким образом Маргарита не ведает сомнения, она открыта и отважна последней отвагой отчаяния. Она просит у мастера отпустить ее, если он умер, дать ей свободу от памяти о нем. 633). Это дьявол.
489). Они не творят зла, они вершат справедливость. Свет может оттенить лишь тень, так утверждает Воланд в разговоре с Левием Матвеем. Елена Сергеевна была любимой, другом, помощником, секретарём, ангелом-хранителем. Сожжение рукописи и болезненный страх мастера она воспринимает как наказание: «Вот как приходится платить за ложь и больше я не хочу лгать» (с.
Объясняя Маргарите свои функции, он признает, что его прямой специальностью является надавать администратору по лицу, подстрелить кого-либо или выставить из дома и прочие «пустяки» такого рода. Но «покой» в романе – это мечта мастера и Булгакова, но не воплощенная, не реализованная. — Ни одной минуты. При решении судьбы мастера любовь и творчество уравновесили на чаше весов отсутствие веры. 782).
Когда у Маргариты не было любви, она готова была даже покончить с собой. Может ли зло быть началом добра. 747). Вспомним, к примеру, отрывок «Бал у сатаны» — на него являются самые разнообразные грешники – убийцы, самоубийцы, тираны и т. д., но все они являются обнажёнными, что свидетельствует о том, что их души не скрыты маской и всю их сущность можно узреть, лишь удостоив взглядом.
и больше я не хочу лгать» (с. Значение персонажа Воланда заключается в том, чтобы показать людям их же грехи. В «апокрифе» Низа ложью заманивает Иуду в Гефсимань, Афраний и Пилат разговаривают друг с другом на столь сложном языке, что границы правды и лжи оказываются абсолютно размытыми. Тот незамедлительно явился в виде гигантского змея-дракона и проглотил девушку. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. «Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. 556). Булгаковский Воланд наделен такими чертами характерами, что трудно назвать его Сатаной.
Свита дьявола состоит из Коровьева-Фагота, Азазелло и Бегемота. Любовь мастера и Маргариты была именно такой. Что значит, по М. Булгакову, «настоящая любовь». «Отец лжи» выступает в «Мастере и Маргарите» защитником истины. Однако, в отличие от Мефистофеля, если Воланд и испытывает людей, если и расставляет для них ловушки, то всегда дает искушенным возможность выбора между добром и злом, шанс использовать свою добрую волю. Он (Иешуа) ждет тебя. », – и Воланд подытожил происшедшее: теперь Мастер может считать свой роман законченным, так как, следуя религиозным догмам, должно прощать идея прощения и доброты составляла основу истины Иешуа. Все, кто входил в свиту Воланда, должны были подготовить Маргариту к балу сатаны и отправке ее с Мастером в мир покоя.
Но более всего Булгаковский Воланд связан с Мефистофелем из «Фауста» Гете. Конечно. Изображена творческая интеллигенция настолько непривлекательно, что становится ясно: не могут эти люди «сеять разумное, доброе, вечное».
Его сопровождали персонажи играющие, в основном, роль шутов. В данном эпизоде Булгаков, видимо, отразил шуточную легенду из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». Это не совершенное зло. Они никогда не договорятся, так как вечна борьба света и тьмы. Он и его придворные не вредят людям, наказывая только за аморальные поступки: жадность, доносительство, пресмыкательство, взяточничество и т. п9.
Люди, чья совесть чиста, могли его не опасаться. Маргарита – сгусток энергии, направляющий руку мастера и питающий его талант. Напрашивающийся возможный прототип Воланда— Мефистофель Гёте. Эпилог романа, рассказывающий о сне И. Н. Москвичи перед Пасхой, когда церковь утверждает пост и запрещает всякие развлечения, с удовольствием развлекаются в варьете. О, дьявол, дьявол. » (с. Искушая, он всё же даёт человеку возможность проявить волю и выбрать добро или зло.
Кто духовно обокрал мастера, говорящего, что «когда люди абсолютно ограблены они ищут спасения у потусторонней силы» (с. Испытания закончены, миссия Воланда завершена. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь».
К «сверхчеловеческому» мы отнесём следующее: знание прошлого и будущего всего человечества (присутствие на балконе Понтия Пилата, завтрак с И. Кантом и предсказание Берлиозу, какой смертью умрёт литератор: «Вам отрежут голову. ») умение читать чужие мысли, видение любого человека насквозь («мне этот Никанор Иванович не понравился он выжига плут») Воланд располагает не только всеми знаниями, которые накапливались всеми людьми, но и собственными «волшебными» знаниями, т. е. Подчёркнутое неопределённое положение треугольника на портсигаре (треугольник остриём вверх-добро, остриём вниз-зло) оттеняет необычность, двойственность фигуры Воланда. В «Фаусте» имя «Воланд» появляется лишь один раз: так называет себя Мефистофель в сцене «Вальпургиева ночь», показывая себе и Фаусту дорогу на Брокен среди мчащейся туда нечисти. Со своей стороны Воланд проводит с людьми «индивидуальную воспитательную работу» — тем или иным способом предупреждает их о дальнейшей судьбе. Мастер же, восстанавливая в своем романе о Понтии Пилате ход событий, происшедших в Ершалаиме «четырнадцатого числа весеннего месяца нисана», является, безусловно, личностью талантливой и незаурядной, но сломленной преследованиями – отрекается от творчества, предавая открывшуюся ему истину. Есть, впрочем и некоторые нюансы. Наказанием ему за это стали шутовские манеры, гаерский вид и цирковая драная одежда на долгое время.
454). Персонажи романа называют Воланда Дьяволом или Сатаной. Понтий Пилат страдает, ему нет покоя, его мучает бессонница, особенно в яркие лунные ночи.
«Но только роман, роман, – кричала она мастеру, – роман возьми с собою, куда бы ты ни летел» (с. Так, например, эпизод, когда буфетчик Театра ВарьетеСоков узнает от Воланда о своей неизлечимой болезни и скорой смерти, но все равно отказывается потратить свои немалые сбережения, восходит к книге английского церковного историка и епископа Ф. В. Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», с которой Булгаков был хорошо знаком. Между Калиостро из "Разговора в Трианоне" и Воландом есть портретное сходство. 747). » (с. Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич впервые встретились в феврале 1929 года, а в мае был начат роман «Мастер и Маргарита» – плод любви и творчества писателя Булгакова и его Музы, вдохновительницы, прекрасной Елены. Свита Воланда устраивала разнообразные шоу, которые были отвратительными. Мощная энергетика Маргариты безусловно нравится Воланду.
Трагедия И. В. Кроме того, «заграничный чудак» заявляет Берлиозу, что он «внезапно смертен» и его предсказание немедленно сбывается на глазах у Бездомного. Воланд провел два жестоких опыта: публика в варьете была согласна ради развлечения «наказать» болтуна — конферансье, надоевшего ей кривляньем и пошлыми шутками, отсечь ему голову, что свита Воланда и сделала. «Два глаза уперлись Маргарите в лицо.
У них есть Любовь, ради которой Маргарита способна даже провести ночь у дьявола. Лицо его было бледным и холодным, а глаза – пустыми и черными. Самостоятельно мастер не принимает никаких решений, все решает Маргарита. Но дамы ужаснулись и потребовали вернуть голову на прежнее место.
Он все глубже погружался в мир образов, навеянных сатаной. В своём последнем произведении Булгаков, продолжая традиции Н. В. Гоголя и М. Е. И вот, когда Сатана и его свита, покинув Москву, возвращаются в горные выси, ночь «разоблачает обманы» и слуги «Князя тьмы» неузнаваемо преображаются, приобретая свой настоящий вид. Вот таким образом они обречены на трагедию. Таким образом, чертовщина, которую творит Воланд в Москве 30-х годов, является способом доказательства существования Бога «от противного». Воланд в романе — не носитель всемирного зла, скорее он воздает по заслугам, вершит справедливость. Интересно, что «последний приют», в который ведет мастера его подруга, чем-то неуловимо напоминает это заколдованное место из вещего сна.
633). Когда же роман был закончен их отношения утратили вдруг прежний накал: «. Вот таким образом мы пришли к тому, с чего начинали: Будьте трезвы. они ищут спасения у потусторонней силы» (с. Описывая образ Воланда и его свиты, первым делом хочется описать кота. И я ручаюсь тебе, ручаюсь, что все будет ослепительно хорошо» (с.
Жемчуг скрыт в раковине, раковина – в море. Вот какими тенями повелевает Воланд. Бог, памятуя, мыслит и, мысля, – творит», – так характеризует о. Павел Флоренский понятие «вечной памяти», которой Церковь, служа панихиду, просит об умерших и о которой просил Христа благоразумный разбойник: «Помяни мя, Господи, по великой милости Твоей, егда придеши во Царствие Твое». Немцев считает, что оценивать роман «Мастер и Маргарита» и его героев – занятие бесперспективное потому только, что перед нами чрезвычайно жизнелюбивое и пластичное художественное произведение, а не философский, тем более не религиозный трактат да и есть в нем отступления от христианский канонов, что дает при подобном подходе резкое смещение акцентов и путает весь смысл разговора.
Люди по-разному реагируют на эти предупреждения: Берлиоз не принимает во внимание, буфетчик Соков бежит к врачу. В постоянной лжи увяз Варенуха. 530). ) Но если Варенуха посмотрел Гелле в глаза, то Иван, тянущийся к Маргарите, «всматривается в ее глаза, но она отступает, отступает и уходит вместе со своим спутником к луне» (с. Однако назвать Воланда абсолютным злом не получается.
У Булгакова Воланд, желая зла, должен совершать благо. Внешность Маргариты необычна не только красотой: она видится автору «чуть косящей на один глаз ведьмой», «в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек» (с. Да, ее чувство неземное, но явно демоническое. При этом он не проявляет излишней жестокости: приказывает вернуть голову бедному конферансье Бенгальскому по просьбе Маргариты освобождает Фриду (которая убила своего ребёнка) от наказания.
Знакомство произошло по инициативе Маргариты и в дальнейшем активность проявляла она: сама приходила к мастеру, сама решала, как долго ей вести двойную жизнь, сама определила свое будущее с любимым: «Я погибаю вместе с тобою» (с. Не композитор, – отмечает Иванушка в своей пояснительной записке. И, даже улетая за земные пределы, она все еще беспокоится.
Роман играл в жизни писателя ту же роль, что знаменитая картина великого художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи «Мона Лиза» известная под другим названием «Джоконда», с которой он не расставался в течение многих последних лет, внося в нее мельчайшие штрихи. В общем, Азазелу удалось развратить население Земли.
Горний дух был изгнанником рая, но он помнил то время, «когда в жилище света блистал он, чистый херувим», то есть те времена космического хаоса, когда господствовал один свет и не было тьмы, мрака — владений Демона в будущем. Он пострадал именно из-за этого. Мастер архетипически уподобляется Адаму. Достоевского явление черта – следствие. Перед Берлиозом он предстает очень высоким приезжим профессором «в сером костюме и заграничных, в цвет костюма, туфлях».
Они не занимаются «соблазнением душ». Он убеждает их, что Бог существует, что само по себе является очень удивительным. О какой же «софийности» Маргариты можно говорить, если перед нами явление прямо противоположное. Еще не приступив к описанию этого персонажа, Булгаков предупреждает: «впоследствии, когда, откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека». В углу рта Иешуа ссадина— у Воланда «угол рта оттянут к низу». Последствия «благих» действий Воланда в Москве весьма и весьма призрачны.
Он же отправляет их туда, где нет мелких, ничтожных людишек. Каждый герой данного романа наполнен определенной идеей и безграничным смыслом. Дьявола, скорее всего, для Булгакова не существует, как не существует и богочеловека. Воланд и его подручные преследуют цель: наказать зло, но оказывается, что делать этого не надо, так как люди жадны (крича, ссорясь, ло-вят падающие на них червонцы), завистливы (с удовольствием снимают с себя нарядную одежду: ведь в варьете они пришли, надев все лучшее), мужья изменяют женам, обманывая их «занятостью» до четырех утра на работе проходящими служебными заседаниями, а сами веселятся с подружками среди мужчин есть злостные неплательщики алиментов их засыпали повестками в суд по этому поводу. Это было грубое изобличение, больше похожее на насмешку.
Читателю неизвестно, почему он начал писать роман на евангельский сюжет. Одной из важнейших фигур является Воланд – властитель ада. Одно не может существовать без другого. И постепенно мастер становился адептом темных сил.
Жемчуг связывают с луной, луну – с магией. Кроме того, мы помним слова М. А.
Черный пудель – знак Сатаны. В этом вопросе я придерживаюсь мнения В. Акимова. «противодействующий», «противник») или дьявол (от греч. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает его.
И не только потому, что Воланд советует ничего не просить у власть имущих. К тому же у полета Маргариты и Наташи есть свидетель — Николай Иванович, который определенно видел их телесным зрением и продолжает вздыхать по утраченной «Венере» в эпилоге. Необычная компания, состоящая из бывшего регента, двух демонов, при чем один из них перевоплощается в кота и девушки-вампира, появляется в Москве 30-х годов ХХ века и переворачивает ее с ног на голову. Сатана там правит бал. » (с.
". Кто духовно обокрал мастера, говорящего, что «когда люди абсолютно ограблены. По сути, Бегемот – это животное-оборотень.
Подопечные Воланда называют его мессир. Жизнь учит нас делить все лишь на две категории, но Булгакову их мало. музей. ») (с. Следует отметить, что в ранних редакциях Булгаков пробовал для мессира имена Азазелло и Велиар, однако остановился всё же на варианте из «Фауста».
Он не причиняет никому вреда. 787). Наконец, довольно странно в устах дьявола звучит фраза «чёрт вас возьми. ». Михаил Алексеевич Булгаков сделал персонаж более глубоким, многомерным. Сначала невольно, затем по своей воле она выполняет задание Воланда. Главное же – целительный сон. Мастер не заслужил «света» потому, что это противоречило бы христианским требованиям, ведь и за смертным порогом он оставался слишком земным, не преодолел в себе человеческого начала, оглядывался на свою земную грешную любовь – Маргариту, хотел с ней делить будущую неземную жизнь. Построение его, композиция поражает продуманной сложностью.
Лгут, как и все люди вообще. Но какое знание. Он явно не враг того Бога, которому подвластны недоступные для мастера области света. Пилат хочет отпустить Иешуа, но не может сделать этого, так как он – прокуратор Иудеи.
Гете. Интересен ход Булгакова с появлением свиты Воланда. Но если есть дьявол — есть Бог. 782). Мастер пишет роман — и это становится содержанием жизни Маргариты.
Такая любовь не приносит ни света, ни гармонии – она убивает. Мастера вполне можно назвать духовным сыном Ивана Карамазова, перенесенным в Москву 1920–30-х годов и разрешившим свои сомнения в пользу окончательного самоутверждения вне Христа. Так какую же роль играет мотив глаз в характеристике сущности Воланда. 782).
Булгакову подобные сюжеты были, безусловно известны. А ведь в Ветхом завете Сатана еще не враг Бога и людей, как в Новом завете, а земной администратор божественного правосудия, нечто вроде судебного исполнителя. Так могло бы реализоваться стремление Маргариты жить «как все». Сам Булгаков решительно отрицал, что образ Воланда основан на каком-либо прототипе.
И тогда Пилат приказывает тайно убить предателя Иешуа – Иуду. Не важно было, кто водит его пером, если поток вдохновения так стремительно его нес. Воланд наказал его без последующего прощения за воинственный атеизм. Из «Фауста» же взят в булгаковском переводе и эпиграф к роману, формулирующий важный для писателя принцип взаимозависимости добра и зла. В завершении всего хотелось бы сказать одну простую вещь – всё в этом мире относительно. В. И. 714), то утром Маргарита полностью успокаивается.
Решение пришло от нее, мастер знал, что ничего хорошего предложить ей не в состоянии. Дядя Берлиоза неискренен в своем сочувствии к судьбе племянника. Ну, что ж, согласен искать там» (с.
Какие-то мои размышления и «дешифровки» могут, вероятно, показаться слишком субъективными и неполными. Не так обернулось дело с головой Берлиоза, которую ему отрезало трамваем. Воланд обладает великим знанием и его он несет людям. » (с.
– шептала Маргарита торжественно, – я верую. Но он также совершает и добрые поступки. Маргарита ото всех скрывает свою тайну. На нем дорогой серый костюм, обут в заграничные, в цвет костюма, туфли.
Когда же роман был закончен их отношения утратили вдруг прежний накал: «и мы оба жили тем, что сидели на коврике на полу у печки и смотрели в огонь Она стала уходить гулять» (с. А эта вовсе не задача темных сил. Берлиоз не просто ни во что не верит. Воланд в романе — прежде всего исследователь. Ведь все окружение «мессира» выворачивало наизнанку человеческие слабости и пороки. 560).
Опять о романе. Апокрифический источник IX века (греческий первый русский список – XII века) – «Апокалипсис пресвятой Богородицы» или «Хождение Богородицы по мукам» – утверждает, что молитвами Богородицы со дня Воскресения и до Троицы ежегодно все грешники избавлены в аду от мучений. Посредником между этими двумя мирами является Воланд. Что-то произойдет. » (с.
Он изучает реальный мир, цель его — узнать изменились ли люди в Москве. В этом герое Булгаков создал очень своеобразный образ Сатаны. На протяжении романа все демоны из окружения Воланда играют роль нечистой силы. Ряд людей не допускает существования в мире чего-либо сверхъестественного.
Возможно и так: стоит только вспомнить, что Коровьев и Бегемот сожгли «Грибоедов», а Азазелло превратил в вампира Варенуху. Поскольку отпадение от Бога – это утрата памяти о Нем, а человек не в состоянии сам распоряжаться своей судьбой, в его сознании происходит постепенный сдвиг в сторону демонизма и сатане легко принять облик демиурга и, узурпировав в помраченном уме место Бога, занять его. Буфетчику Сокову говорит, что просто хотел повидать москвичей в массе, а «удобнее всего это было сделать в театре».
Вот тень от моей шпаги. 806), но, как мы видим, духовно не преобразился. Но душа, бессмертная душа мастера. » (с. Это действительно делает сатану похожим на выходца из теплых южных краев.
То, что мастер и Маргарита созданы друг для друга, они поняли сразу: оба знали, что их встреча – неизбежность, но мастер не торопил свою «тайную жену» оставить особняк, он чувствовал если не трагизм, то драматичность ситуации, он понимал истоки своей болезни и ощущал полное бессилие перед властно вторгшимися в его жизнь силами. Честолюбива и его возлюбленная: она «сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером» (с. Однако космография мира Булгакова отличается от традиционной христианской23— как Иисус, так и Дьявол в этом мире иные, рай и ад не упоминаются вовсе, а о «богах» говорится во множественном числе. Воланд, вызывающий героев на откровенность, проделывает это и с публикой. В трактовке Булгакова имя «Воланд» становится единственным имени сатаны, как бы не литературным, а подлинным.
Маргарита предстает перед читателем хозяйственной и заботливой. По крайней мере, автор устами самого героя говорит о том, что он присутствовал при известных событиях в Ершалаиме, но инкогнито, то есть тайно, а значит, не в роли Иешуа. Но здесь таится двойственность и самого Булгакова: отсутствие всякого противостояния Воланду наводит на мысль, что автору «Мастера и Маргариты» разгул и торжество сил зла в современном мире представлялись не только очевидными, но и фатальными. Под этим именем его знает Мастер. Что же нужно было этой женщине., ей нужен был он, мастер, о вовсе не готический особняк и не отдельный сад и не деньги». За пределами мира земного Булгаков не утверждает ничего наверняка и дает роману скептический финал, поскольку преобладающее настроение последнего периода творчества Булгакова – христианский скепсис. Так, он упоминает о том, что беседовал за завтраком с Кантом, философом, умершим «с лишним сто лет» назад. Не дьявол страшен автору и его любимым героям.
Имеется и мостик, правда «мшистый» (с. Лучше всего суть образа Воланда раскрывает эпиграф, который Булгаков взял из «Фауста» Гете: «. 799), речка превращена в ручей, а бревенчатое зданьице – в дом с венецианским окном. Для чего же Воланд прибывает в Москву. «Память – творческое начало мысли, т. е. Вот таким образом комментаторы (например, Г. Лесскис) списывают противоречие на незавершенность романа: мол, Булгаков просто не успел устранить нестыковки.
в этом вы уж мне поверьте, я все уже видела, все знаю» (с. Есть, впрочем и некоторые нюансы. Еще один герой – Воланд. Сатана отдал мастера демонической Маргарите навечно и ее память тоже осталась ибо сатана неслучайно подарил ей подкову «на память». Коровьева же сделал своим главным сподвижником Воланд и его свита этому не прекословила.
Он изучает реальный мир, цель его — узнать изменились ли люди в Москве. Чем сильнее вера в могущество Воланда, тем убедительнее и полновластнее он выглядит. О каком творчестве здесь может идти речь. Серый берет лихо заломлен за ухо. Мне кажется, что Булгаков таким образом даёт понять читателям, какова сущность героя. При всех явных перекличках с образами, созданными Гете и Гуно, Воланд куда величественнее.
В «апокрифе» Низа ложью заманивает Иуду в Гефсимань, Афраний и Пилат разговаривают друг с другом на столь сложном языке, что границы правды и лжи оказываются абсолютно размытыми. Город погряз в грехе. Именно он помогает Маргарите вновь обрести Мастера. Миссия выполнена.
781). Руки у демона были человеческие. Теперь в Вечности Иешуа простил палача: рухнули горные громады, каменное кресло исчезло, перед бывшим осужденным, для которого был нарушен «принцип презумпции невиновности» и вершителем его судьбы пролегла лунная дорожка вперед, на которую первым выбежал пес прокуратора, затем пошли Иешуа и Понтий Пилат, мирно обсуждая проблему истины, которая у каждого была своя. Это и в самом деле падший ангел, главный грех которого составляла гордыня. Рядом с возлюбленным она не боится смерти и за смертной чертой она остается с ним.
347). Иногда то, что кажется чёрным, на самом деле белое или серое. Воланд – "росту был. Покой у Булгакова – не божественный, а телесно – душевный – потому и обманный, что не божественный.
Воланд – персонаж романа «Мастер и Маргарита», воплощение Сатаны, глава мира потусторонних сил. Во-вторых, что для нас особенно важно и в Библии и в «Фаусте» Гете Сатана (Мефистофель) хотя противостоит Богу, но не на равных основаниях, не как божество или антибожество зла, но как падшее творение Бога и мятежный подданный его державы, который только и может что обращать против Бога силу, полученную от него же и против собственной воли в конечном счете содействовать выполнению божьего замысла – «творить добро, желая людям зла». Самоотверженность. Его тяжело охарактеризовать.
Он – бредовое отражение уже пробудившейся совести Ивана Карамазова. Конечно, уговоры и увещевания входят в задачу Маргариты-соблазнительницы. Знакомство произошло по инициативе Маргариты и в дальнейшем активность проявляла она: сама приходила к мастеру, сама решала, как долго ей вести двойную жизнь, сама определила свое будущее с любимым: «Я погибаю вместе с тобою» (с. По мнению Воланда, тьма и свет неразделимы.
Конечно. Испытаниям подверглись коллектив филиала зрелищной комиссии, зрители театра варьете. Он «знает, что в молодости стал жертвой преступных гипнотизеров», но в ночь полнолуния ничего не может с собой поделать, беспокоится до тех пор, пока ему не является Мастер и Маргарита следом целует его в лоб и говорит, что все у него будет как надо. Сетуя на пассивность мастера, она пытается вызвать сочувствие к своим терзаниям: «.
Это и есть духовная смерть ибо мастер распростился даже с творчеством, отпустив на свободу Понтия Пилата, а жизни «до романа» как будто и не было. Часть вторая: женский магазин и изобличение Аркадия Аполоновича Семплярова. Она стала уходить гулять» (с. Таким образом эти персонажи вершат на земле справедливость. 782).
Существует версия, что образ Воланда имеет многие христианские черты. И самое важное остается скрытым от Ивана, хотя и спит он со счастливым лицом. Но дьявольский импульс здесь изначален. И, даже улетая за земные пределы, она все еще беспокоится.
Елена Сергеевна вносила правки под его диктовку, сидя у постели. Моя работа, естественно, не претендует на всеохватность ибо меня волновал в первую очередь секрет притягательности и обаяния «Мастера и Маргариты». Гофмана. По мысли М. Булгакова изображенные им три круга различных миров очень близки трем кругам ада Данте: древнейший — ершалаимский — представлен римским всадником, прокуратором Иудеи Понтием Пилатом и Иешуа, современный, московский, 30-е годы двадцатого века — Мастером и Маргаритой, московскими обывателями третий мир — мир Вечности, непознаваемый, потусторонний, — представлен Сатаной Воландом и его свитой: «правая рука» дьявола Коровьев-Фагот, «домашний, личный» шут — кот по кличке Бегемот, Азазелло и другие.
Возникает много вопросов. Вот я и говорю о тряпках», — но, тем не менее, всё равно помогает людям. Это знание о добродетели и грехах. Манера носить берет у Воланда напоминает Мефистофеля Гете-Гуно.
Воланд появляется в «дорогом костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях». Это значит, что даже не зная друг друга, они испытывали друг в друге огромную потребность. Это самый мучительный период в ее жизни. Утешения ее похожи на психотерапию профессора Стравинского.
Наташа скрывает от хозяйки, что ей это известно. По мнению критиков, Булгаков фактически уравнивает в своем произведении понятия «обыватель» и «грешник». Писатель создал своего Воланда-Сатану, он резко отличается от мирового стандарта дьявола в изображении классических предшественников.
Вспомним эпиграф, взятый Булгаковым:. Булгаков передал образ очень мудрого и обаятельного Дьявола. Они изменились сами, так как в их душе тьму победил свет. 703), если перед чтением «на нее накатила вдруг ужасная мысль, что это все колдовство, что сейчас тетради исчезнут из глаз» (с. Есть в ее житии один уникальный эпизод.
Так кто ж ты наконец. Да и Пилату приносит свободу заступничество Иешуа. По утверждению Афрания, лжет Каифа, отрицая факт выплаты денег за донос Иуды.
Второй же получил шанс поверить в Бога и остался жив. Мастер – духовный банкрот. Отчаяние и уныние мастера также греховны по христианским канонам, а сожжение романа – своего рода самоубийство, страшный грех, непрощаемый. И тут появился Азазелло. И дело не только в греховности человечества в целом – люди, по словам Воланда, всегда «напоминают прежних».
Эта душевная болезнь – трагическая черта эпохи, в которой живут и мастер и Булгаков. И быть может, самая сильная и упрямая память человека – это память о Боге, ведь неслучайно в «Мастере и Маргарите» упоминается о шестом доказательстве бытия Божия Канта – нравственном императиве, основе миропорядка, врожденном чувстве Бога, совести. Воланд, в свою очередь, олицетворяет некое «дьявольское предопределение» – он как будто может распоряжаться человеческими судьбами, о чем прямо заявляет на первых же страницах романа12. Иешуа предстал перед прокуратором с большим синяком под левым глазом— у Воланда правый глаз «пустой, мёртвый». «Свет» как награда мастеру не соответствовал бы и философской концепции романа. Борьба добра и зла – центральная тема в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». И таким образом, он — «предтеча и служитель благодати», тень истины, которую воплощает собой Иешуа.
Л. М. Яковлевская отмечает, что слово «Воланд» похоже на Фоланд и означает «обманщик, лукавый». Ни с женой, ни с музеем, ни с людьми взаимопонимания не возникало. Воланд — одно из имен дьявола в немецкой литературе. Она сдержала слово, данное умирающему Булгакову: «Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать».
Ведь и гости на балу у сатаны веселятся всего один раз в году. Нет, это также наказание, однако за гораздо более тяжкий грех. В. пришел в Москву, чтобы судить. тем, что полагается знать дьяволу как некой «третьей силе» – это и тайна пятого измерения и умение принимать разные обличья и свободное перемещение во времени и пространстве и вечная жизнь. «Словом. И в этом, возможно, причина массового безумия, вызванного появлением Воланда. 781).
Итак, основой романа «Мастер и Маргарита» служит выявление цепи причин, приводящих героев к духовной гибели – не только умозрительно, но и во всех смыслах этого слова. Инститорис, обсуждая вопрос, летают ли ведьмы на шабаш физически или мысленно (сам он допускал оба варианта), глухо ссылается на возможность, «что демоны сами легли со спящими мужьями (в то время, когда искали их жен), чтобы показать, что жены спали с мужьями». Однако, несмотря на такие чёткие указания, нельзя сказать, что Воланд – это библейский дьявол.
«клеветник») предстает как в Ветхом, так и в Новом Завете, во-первых, как «начальник злых духов, враг Божий и искуситель и губитель душ человеческих», как скептик и циник, подстрекатель и наушник, обвинитель рода человеческого пред Высшим судией. Это попытка разрешить вечный гамлетовский вопрос «быть или не быть» это стремление к самоутверждению и самоопределению, выход из безвестности из духовного «подполья». Судьба любви переплетена с судьбой романа. Над мастером же торжествует смерть.
Степа Лиходеев в эпилоге романа, правда, «абсолютно перестал пить портвейн и пьет только водку, настоянную на смородиновых почках, отчего очень поздоровел» (с. Говоря о литературных прототипах героя, можно вспомнить также и лермонтовского Демона и Эдуарда Эдуардовича фон-Мандро — героя романа А. Белого «Московский чудак» (1925), которого автор характеризует как «своего рода маркиза де Сада и Калиостро XX века». Маргарита борется за мастера. «люди как люди. Первое, что она делает по возвращении в подвал, – читает роман до утра.
А после смерти мужа еще два десятилетия боролась с критикой за то, чтобы роман напечатали. Она заменена вполне современной идеей власти общественных сил. – Я – часть тот силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Первые ассоциации с ним обращают нас к известному произведению XIX века – «Фаусту» Гете.
Не сможет быть хорошим тот, кто не знает разницу между добром и злом. Никанор Иванович Босой – «председатель жилищного товарищества дома 302» – был взяточником. Образ Воланда во многом ориентирован на Мефистофеля из "Фауста" Иоганна Вольфганга Гёте. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив и в этом видит смысл своей жизни. Что же такое «верная любовь». И тут появился Азазелло. Что же «благого» совершают Воланд и его свита.
811). Сатирическое будто вскипает вокруг Воланда. Тайна скрыта и в самом Берлиозе, точнее, в его фамилии.
тот кумир — телец златой. Все это придаёт его образу мистичность, загадочность и таинственность. Воланд же пытается их заставить поверить в существование бога и дьявола. Вероятнее всего, взят персонаж Булгаковым из апокрифической книги – «Ветхого Завета» Еноха. Даже лицо у него было очень странное: «Правый глаз черный, левый зеленый.
Символ Мефистофеля – черный пудель – присутствует в романе. Но не следует забывать, что Воланд и его свита, хоть и представители стороны «тёмных сил», всё же оставляют право выбора между добром и злом за людьми. У Маргариты подобных сложностей в отношении к нечистой силе нет. («Дай-ка я тебя поцелую, – нежно сказала девица и у самых его глаз оказались сияющие глаза» (с. Она выводит безумного мастера, как ребенка, за руку из лунного потока, чтобы успокоить Ивана.
Если она встретила рукопись со страшным волнением, «задрожала и закричала, волнуясь вновь до слез» (с. Внешность В. очень примечательна. А почему бы и нет. Все они выполняют поручения Воланда, помогают ему в его миссии. Вся скопившаяся в ней душевная энергия отныне направлена на возлюбленного и его работу.
На это указывает, во-первых, эпиграф романа, а во-вторых, само имя героя. Ведь именно по его велению за некоторое время перед балом Азазелло вручает Маргарите волшебную мазь, которая в лунную ночь (что немало важно, ведь луна также является символом сил тьмы) обращает женщину в ведьму. По откровению дьявол возомнил о себе, что он подобен всевышнему.
Каким предстает Воланд перед нами впервые. Сначала невольно, затем по своей воле она выполняет задание Воланда. Думал он о чем-то своем, упершись в грудь подбородком и не глядя на луну.
Тогда в щёлочках этих глаз светилось незлобное лукавство». Маргарита лжет мужу и Наташе, тайно приходя на свидания к мастеру. Маргарита подобна стражу мастера, который во всем ей покорен. Нет, он просто попытался указать людям на их ошибки.
Сложные отношения Римского со Степой Лиходеевым насквозь фальшивы. И в этом, возможно, причина массового безумия, вызванного появлением Воланда. Бог же в романе присутствует лишь намеком (даже не апофатически. ), который трудно прочитывается в пасхальном низвержении дьявольской компании в бездну небытия. 638). А прогнать меня ты уже не сумеешь. Мастер архетипически уподобляется Адаму.
Мы имеем в виду декорации пролога оперы «Демон» в знаменитой постановке с участием Шаляпина – нагромождения скал, с высоты которых Демон – Шаляпин произносит свой вступительный монолог «Проклятый мир». Воланд стремится дать людям знание о том, что такое добро и зло. В то же время нельзя отождествлять двух этих персонажей.
Решение пришло от нее, мастер знал, что ничего хорошего предложить ей не в состоянии. Подчёркивая, в какому «ведомству» относится персонаж. Сотканный из противоречий образ, создает необъятную основу для размышлений. Тем самым Булгаков показывает разницу между Воландом и Мефистофелем.
она была счастлива. Вероятно, оставленность Христом, «покой» от Бога есть лишь временное отсутствие активности: ведь и сатана и его сообщники и антихрист действенны. Однако не он изменил Бездомного или Римского. Память – важное понятие в контексте романа.
Но и Маргарита понимала, что сверхъестественное, пусть и неназванное, стоит за ее спиной. Символы Мефистофеля присутствуют во всём романе, но они обычно относятся лишь к внешним атрибутам Воланда. 787). Обещанный Воландом покой мог оказаться мнимым явлением. Но одним из самых необычных и таинственных персонажей, несомненно, является Воланд.
782). Опять о романе. — задается вопросом писатель. В «иностранце» невозможно заподозрить дьявола.
Булгаков пишет историю не о Зле и Добре, а о Законе и Благодати. Как логическое завершение ее рассуждений рядом на скамейке возникает самый обычный ухажер, «привлеченный ее красотою и одиночеством» (с. мысль в мысли и собственнейше мысль. В общем-то трудно представить себе эту любовь без связующего – романа мастера.
От сумасшествия Ивана Бездомного цепочка тянется дальше и в конце концов целое управление организованно отправляется в клинику Стравинского. Маргарита права: если память о любимом жива, жива и любовь. И последнее звено памяти – Бог ушел от мастера в тот момент, когда он переступил роковой рубеж ручья забвения, смывающего все следы прожитого, все связи. Именно там должны найти спасение души Маргариты и Мастера. Как уже отмечалось, в первых редакциях «Мастера и Маргариты» (1929–1933) образа мастера вообще не было. Воланд и его компания откровенно обольщают всех, кто с ними соприкасается.
Естественно и рационализм и историческая школа христианства и мифологическая школа и атеизм способствовали его духовному опустошению, но в конечном итоге человек волен в своем выборе. Ряд людей не допускает существования в мире чего-либо сверхъестественного. И дело не только в греховности человечества в целом – люди, по словам Воланда, всегда «напоминают прежних». Например, в перестрелке кота с чекистами никто не пострадал. Такой вопрос задает Воланд, давая сеанс черной магии в Варьете.
Маргарита так и выглядит: окружающие не замечают в ней ничего необычного. Конкретно она ни к кому не обращается, ее мистическое состояние возникло после «вещего» сна, оно же заставило ее выйти на улицу и привело на скамейку, на которой она жестко осудила себя и поняла окончательно, что для обыденной жизни она не годится. В отличие от них Воланд способен осудить человека на смерть. 645), волосы коротко острижены и завиты (с. Без этой теории наваждения инквизиционные суды просто не знали бы, что делать с показаниями свидетелей, подтверждавших, что «ведьма» была дома и никуда не улетала. Варенуха, Лиходеев, члены правительства и обыватели получили удары от Воланда.
Не стоит гадать, был ли когда-либо религиозен мастер – его прошлая жизнь наглухо закрыта. Не зря они узнают друг друга по «глубокому одиночеству» во взгляде.
Булгаков создал образ очень обаятельного и мудрого Сатаны. Именно вот таким образом и совершилось чудо — они встретились. «Любовь поразила сразу нас обоих», — говорит мастер. Мастер родился задолго до революции, но (по Булгакову) Москва 1920–30-х годов до такой степени утратила память о христианстве, что его как будто никогда и не было. Божественная мысль есть абсолютное творчество и творчество Его – Его память. Маргарита занимает исключительное место в романе. Все подчеркнуто относительно, тайно, фальшиво, все основано на обмане и недомолвках. Бенгальский вновь обрел голову.
Ирония и скепсис писателя проявились уже в ранних его сатирических произведениях, в романе Белая гвардия, а страсть М. Булгакова к импровизации, театральности общеизвестна, она зародилась в детские годы, со сценой была связана вся жизнь писателя. 564). Воланд, в отличие от Мефистофеля ироничен, но не глумлив, склонен к озорству, смеётся над Берлиозом и Бездомным, над буфетчиком Соковым (в восемнадцатой главе). Однако первый был убит, так как уже не мог измениться.
Однако в самом ли деле смерть Берлиоза — зло. Сквозной мотив пасхального литургического цикла, ведущий к «низвержению в бездну» дьявольской кавалькады, – это определенное знание Воскресения. То, что Булгаков описывает силы зла в особо привлекательном свете, свидетельствует не о «доброте» Воланда, а о том, что люди, не помнящие Бога, готовы наделять сверхъестественное импонирующими им чертами.
Арчибальд Арчибальдович наигранно и неискренне «сочувствует» Ивану. Легковерные, корыстные и суетливые граждане жадно хватали все, что можно было зацепить. В течение последних десяти лет жизни «Мастер и Маргарита» был задушевным творением писателя, он возвращался к нему вновь и вновь.
Роман можно с непроходящим интересом перечитывать бессчетное количество раз. Почему так суров Воланд. Лжет «агент» Иуда, приглашая в гости Иешуа.
Каифа называет Иешуа «обольстителем» и сомневается в истинности вдохновенных слов Пилата о «мирной проповеди» философа («Веришь ли ты, прокуратор, сам тому, что сейчас говоришь. » (с. «Мастер и Маргарита» имеет еще одного яркого персонажа – Азазелло.
Он же освобождает этих героев от бремени жизни в этой реальности и награждает их покоем. Уговоры Маргариты действуют на него магически, ведь Воланд наделил ее даром убеждения. Из каких еще представителей сил зла состояла свита Воланда.
Данное сопоставление важно тем, что персонифицирует Воланда – Мефистофеля как оперный образ именно в воплощении Шаляпина (высокий рост импозантную оперную внешность героя Булгакова)». Р. Хоуп Роббинс в «Энциклопедии колдовства и демонологии» упоминает поверье, что улетающая на шабаш ведьма может обманывать родственников, оставляя дома вместо себя демона или заколдованную подушку.
А покой может дать и Сатана. Здесь боль самого писателя, боль времени, боль жизни. Но опять-таки любовь ее необычна: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке и поразила нас сразу обоих. » (с. Так и суть Маргариты таинственно упрятана от окружающих за ее внешним благополучием. Она бесстрашно приветствует Воланда, он нужен ей, равно как и она нужна ему.
К каким же выводам приходит Воланд. Любят деньги, но ведь это всегда было» Обыватели алчны и Воланд дает им урок добропорядочности в надежде, что они станут лучше. Также Воланду дана великая сила давать магические способности тем, кто ему приглянулся. Его вообще трудно назвать «темной» фигурой, воплощением зла в романе. Оно взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды.
Но в книге Булгакова он не ассоциируется с силами зла, наоборот, творит благо во имя торжества справедливости. Когда он сделал Маргариту ведьмой, она на метле полетела над Москвой. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было». Кара настигает и «Грибоедов», МАССОЛИТ.
Его могут уничтожить и как писателя и как человека. Общение с сатаной, его свитой и всей фантастической нечистью меняет облик Маргариты, но не разрушает её душу, открытую для любви, сострадания и милосердия (история с Фридой). Считается, что чёрный цвет наряду с зелёным указывает на тёмное начало человеческой души. Достоевского «Братья Карамазовы», Ивану. Но дьявольский импульс здесь изначален. Иешуа был сжигаем солнцем на столбе— «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжёг загар».
799). Теперь же рассмотрим сходство Воланда с классическим повелителем ада. Они просто не в состоянии вместить в себя мысль о существовании дьявола. Воланд не может простить Фриду, а Иешуа не может взять к себе Мастера. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — многомерное и многослойное произведение. Опять влияние трагедии великого Гете: его Гретхен тоже лишила жизни своего сына от Фауста. Мне кажется, что два разноцветных глаза Воланда имеют ещё одно символическое значение – ярко выраженную «двойственность» сущности, наличие полярных по значению качеств, одним из которых являются черты всеведения и неведения.
И такое наказание не было чрезмерно жестоким: неверие Берлиоза было слишком глубоким. Такая любовь не приносит ни света, ни гармонии – она убивает. А эксперимент проводится над людьми. «Правый глаз у него черный, левый почему-то зеленый» — таким видят Воланда люди, гуляющие на Патриарших прудах. Это вполне согласуется с эпиграфом к роману. Пристальное вглядывание в огонь словно обещает новую вспышку и любовь вспыхнула вновь вместе с горящей рукописью, а вместе с тем к Маргарите пришло окончательное решение порвать с прошлым и спасти мастера либо погибнуть вместе с ним.
Помимо этого их задачей было выполнение всей «грязной» работы по велению господина, прислуживание ему. Но и Воланд далек от традиционного Мефистофеля, веселого и злорадного искусителя. Именно вот таким образом в его философии в мифологическом устройстве мира появляется новшество. И как бы ни старался Иван проникнуть в тайну знания мастера, в его пугающую суть, в его связь с темными силами, все это ускользает от него, успокоенного лепетом Маргариты: «И я вас поцелую в лоб и все у вас будет так, как надо» (с.
По специальности он был историком, владеющим пятью языками, «работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами» (с. Ответ нам может дать трость с черным набалдашником в виде головы пуделя у него под мышкой и эпиграф, взятый М. Булгаковым ко всему произведению: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Напомним еще раз: само имя взято Булгаковым из «Фауста», является одним из имен дьявола в немецком языке и восходит к средневековому «Фоланду». Но он не может переступить через последнее.
Ввиду этого вполне логичным выглядит рассудительное заключение Воланда: « Люди как люди. Если сравнивать образ дьявола у И. В. И по мере чтения меняется ее душевное состояние.
Вышеупомянутый МАССОЛИТ – далеко не храм искусства. 560).
В произведении дни далекого прошлого очень тесно связаны с днями тогдашней Москвы. Кто сумел стать искренним и честным с собой и остальными, того месть сатаны не коснулась. Сам роман также перекликается с произведением И. В. Иисуса именуют Мессией, Воланда — мессиром. Однако правомерность «софийности» представляется более чем сомнительной. Костюм, оставшись без хозяина, Прохора Петровича, чрезвычайно плодотворно «руководил» учреждением, а сам начальник, вернувшись в привычное кресло, одобрил (. ) все действия «заместителя».
Само появление Маргариты граничит с тревогой в душе мастера ему неприятны желтые цветы, которые «очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто» (с. Эти понятия взаимосвязаны. Нет, сам дьявол оказался в Москве не для того, чтобы что-то изменить. Роль Воланда и его поступков объясняется справедливостью.
Затем Маргарита дает освобождение Понтию Пилату, конечно, с согласия Воланда и Иешуа. Цель его приезда в том, что он хотел посмотреть на жителей города массово, для этого и утроил представление. Эпизод в Варьете показал, что подавляющее большинство москвичей готово к восприятию непредсказуемого и необъяснимого и, кроме Бенгальского и Семплеярова, никто не пожелал даже «разоблачения» фокуса с деньгами и гардеробами.
Нигде в романе Маргарита не обращается к Богу, хотя она наверняка крещена и в святцах у нее есть покровительница: великомученица Маргарита (Марина во крещении) Антиохийская. В старинной немецкой литературе встречается еще одно имя черта — Фаланд. И то, что мастер заслужил «покой» в аду, где нет «света», возможно, граничит с этим преданием. Оперная окраска облика Воланда постоянно подчеркивается упоминанием о его низком басе делается намек на исполнение им басовых партий (Германа из «Евгения Онегина», романса Шуберта). Булгаков не может делить мир лишь на добро и зло, помимо рая и ада выделяется «покой».
Мастер утаивает от Ивана свое имя. Зачем же на самом деле князь тьмы прибыл в Москву. Связанный, он вопит и вырывается, в результате чего его уносят. Точно так же обстоит дело и с героями московских событий.
«Я буду беречь твой сон», — говорит она. Но как ни переполнена Маргарита любовью и тревогой за мастера, когда настает время просить, она просит не за себя — за Фриду. Конечно, уговоры и увещевания входят в задачу Маргариты-соблазнительницы.
Образ Воланда предстаёт перед нами в единстве человеческого и сверхчеловеческого. В переводе с греческого имя возлюбленной мастера означает «жемчужина». Исследователи много писали о Маргарите: о ее жертвенности, преданности, верности.
– милосердие) проникает в самые узенькие щёлки. Одно не может существовать без другого. Я – часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо (Гете, Фауст). Но если есть дьявол — есть Бог. Главным обличителем в романе выступает господин Воланд – сам дьявол. По утверждению Афрания, лжет Каифа, отрицая факт выплаты денег за донос Иуды. Расплата последовала буквально вслед за произнесенным вслух решением: «Я погибаю вместе с тобою» – мастер тотчас исчез из ее жизни.
Главное в ее словах даже не смысл, а интонация, которая завораживает, околдовывает. 564). Воланд является в романе символом воздаяния по заслугам. Роман М. Булгакова многоплановый.
Но и Маргарита понимала, что сверхъестественное, пусть и неназванное, стоит за ее спиной. То, что мастер и Маргарита созданы друг для друга, они поняли сразу: оба знали, что их встреча – неизбежность, но мастер не торопил свою «тайную жену» оставить особняк, он чувствовал если не трагизм, то драматичность ситуации, он понимал истоки своей болезни и ощущал полное бессилие перед властно вторгшимися в его жизнь силами. Гете и М. А. Булгаков опротестовывает мораль «Фауста» – преклонение перед активной деятельностью, перед созиданием вопреки всему и оправдывает верность любви и творчеству. Буфетчик Соков пытается обмануть Воланда, скрывая свой материальный достаток. Между тем некоторое знакомство с западноевропейским фольклором о полетах на шабаш дает ответ на этот вопрос.
Он вынес свой вердикт. Ажиотаж поднялся, когда с потолка посыпались деньги, когда Коровьев-Фагот открыл «дамский магазин». Однако все здесь не так просто, как кажется на первый взгляд. Конечно, Абадонна и Гелла тоже служат «духу зла и повелителю теней», но не входят в состав его наиболее близкого окружения.
Так, Берлиоза и Ивана Бездомного он наказал за одну и ту же провинность — за неверие. Воланд — «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. У Булгакова Воланд и Иешуа – партнеры (учение Оригена о примирении Дьявола с Богом). И этим показывает, что имеет в сердце что-то хорошо. Булгаков имел возможность ознакомиться с переводом А. Л. Соколовского, где в сцене Вальпургиевой ночи Мефистофель называет себя «господин Воланд».
Стоит отметить, что злом в романе «Мастер и Маргарита» является не Воланд, ведь изначально он прибывает в Москву, чтобы посмотреть, насколько изменилось человечество за века. Конечно, кто-то может не согласиться со мной, ведь в самом начале романа, после беседы с «Князем тьмы», под колёсами трамвая умирает Берлиоз. А покой может даровать и Сатана. Гете – точка опоры, начало отсчета. Редакция произведения велась уже в то время, когда Булгаков был тяжело болен и умирал.
Разорванный голубой хитон Иешуа превращается в грязные тряпки, от которых отказались даже палачи— Воланд перед балом «одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». И действительно, Воланд предстает перед читателями в разных обличиях. – шептала Маргарита торжественно, – я верую. Человек остается мыслящим существом до тех пор, покуда сохраняется его память.
Воланд (сатана, черт, нечистая сила, демон) — дьявол имеет огромную родословную в мировой литературе. Если она встретила рукопись со страшным волнением, «задрожала и закричала, волнуясь вновь до слез» (с. В этом значение образа Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. Как же теперь понять, кто хорош, а кто плох.
рот какой-то кривой Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Нет ни одного человека, который не пытался бы исхитриться, утаить, недоговорить. Азазелло перебрасывает в Ялту из Москвы Лиходеева, выгоняет из квартиры Поплавского (дядю Берлиоза), лишает жизни при помощи револьвера барона Майгеля. Имя его Булгаков создал путем преобразования одного из ветхозаветных. Проявления сил зла в романе очень похожи.
В свою очередь, романс Шуберта «Скалы, мой приют» исполняемый Воландом по телефону, отсылает нас не только к Мефистофелю, но и к Демону – опять-таки «оперному, Демону Рубинштейна. Отсюда компромиссное решение – наградить-наказать мастера покоем. Булгаков этим «ведомством» называет «покой». Уверенный в значительности написанного, мастер смело покидает свой «тайный приют» с рукописью в руках. В. говорит о том, что тьма и свет неразделимы. Как и во всем романе, мы видим здесь негатив молитвы Маргариты Антиохийской. Возможно «покой» – это воплощённая Булгаковым древняя идея о конечном примирении Бога и дьявола.
В романе также слышны отголоски «Золотого горшка» Э. Т. А. Она вся погружена в ожидание, она буквально не находит себе места. Трудно сказать наверняка, но она, в частности, бегло упомянута в «Молоте ведьм» — скандальном труде Г. Инститориса (1487), который, как это ни удивительно, в 1932 г. был переведен на русский язык и издан в СССР, в рамках антирелигиозной кампании того времени. Таким образом, роли сыграны. Можно ли справедливость Воланда считать добротой. Люди остались прежними, только квартирный вопрос испортил их.
На балу в руках Воланда оказалась голова зав. Как уже говорилось, возлюбленную мастера отмечает печать инфернальности. Мир предстает в своей истинной и неизменной, хотя и вечно меняющейся сущности.
Но, начав его, мастер был зачарован открывшейся ему новизной. Гете и поразившая Булгакова в детстве на всю жизнь. У Воланда никаких прототипов нет»11.
Конкретно она ни к кому не обращается, ее мистическое состояние возникло после «вещего» сна, оно же заставило ее выйти на улицу и привело на скамейку, на которой она жестко осудила себя и поняла окончательно, что для обыденной жизни она не годится. Идея Воланда была взята из поэмы И. В. При этом героине удается балансировать между образами музы писателя и заботливой жены. Одним из прототипов Воланда можно так же назвать графа Калиостро.
Он хочет писать на интересующие его темы и чурается злободневности, она ему неинтересна. Как, например, сатана мог осудить за неверье в Бога. «Ее не волновали воспоминания о том, что она была на балу у сатаны, что каким-то чудом мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман Все было так, как будто так и должно быть» (с. «Тебе слишком много пришлось думать и теперь буду думать я за тебя.
Чувства испытанные ею в тоскливом сне, противоположны тем, которые нахлынули на пути «по песчаной дороге». Все это помогает окончательно отойти от трактовки Воланда как темного повелителя, но мы не можем отнести его и к силам добра. Поскольку даже имени своей жены он в памяти не удержал, можно предположить, что она скользнула по поверхности его жизни, не оставив следа.
564). Ваш враг – дьявол – ходит, рычащий, как лев, который ищет, кого сожрать. А именно слово fagotin в переводе из французского означает шут. Имя персонажа взято из гётевского «Фауста» и ориентировано на Мефистофеля – духа зла и беса.
Воланд тестирует, проверяет народ на жадность, трусость, милосердие и другие человеческие качества. Его не стоит бояться тому, у кого полностью чиста совесть. Мастер – духовный банкрот. Приход Маргариты в больницу к Ивану Бездомному будет бесконечно варьироваться в его снах-видениях под Пасху: «вот я вас поцелую в лоб и все у вас будет так, как надо в этом вы уж мне поверьте, я все уже видела, все знаю» (с. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар».
В «Божественной комедии» великого итальянца Данте изображены три круга ада, преисподней, где в космическом хаосе, лишенные покоя, обреченные на вечное смятение, неприкаянно носятся грешные души бывших людей. Напротив, у Булгакова причиной преображения Ивана Бездомного оказывается Воланд. «Сняли маски» и слуги дьявола. Но у Ф. М. Он явно не враг того Бога, которому подвластны недоступные для мастера области света.
Они были ненавистны московскому негодующему населению. Воланд в булгаковском повествовании уравновешивает реальное и нереальное.
Ее истинным детищем стал даже не мастер, а его роман. Так же, как и Мефистофель, Воланд приобретает человеческие черты. В её жизни, с точки зрения советского обывателя, все было хорошо. 553).
Это был преобразившийся Фагот (Коровьев). О случайности выбора имени для героини романа не может быть и речи. Изменились ли горожане внутренне. При этом она не просто верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу. Внешне ей приходилось укрощать свои бунтарские порывы и жить как все. На вид Воланду лет сорок с небольшим.
Не менее «трудолюбивы» и служащие городского зрелищного филиала, за что наказаны уроком хорового пения, сильно затянувшимся. 714), то утром Маргарита полностью успокаивается. Не менее типичной и характерной приметой времени (увы, не изжитой в России до сих пор. ) является бюрократизм чиновников всех уровней власти. Таким образом, чертовщина, которую творит Воланд в Москве 30-х годов, является способом доказательства существования Бога «от противного».
Даже Варенуха перестает врать по телефону. «Ловелас» не вызывает у Маргариты неприязни, но настолько неуместен в ее жизни, что Маргарита непроизвольно взглядом прогоняет его. Что же значит это отпущение мастера и затухание памяти. Лишь со временем «Евангелие от Воланда» было переосмыслено и роман приобрел характер апокалиптического видения мира. Булгаков мастерски решает главную задачу романа: показать, как человек, порвавший связи с христианством, становится избранником совсем иного «духовного ведомства».
Его Сатана гуманен. Рядом с ним находился рыцарь фиолетового цвета. Выбрит гладко. Настоящая любовь властно вторгается в жизнь любящих и преображает ее. Героиня открывает себя, своё сердце, обретает смысл жизни и становится земной женщиной (а не «небожительницей»), встретившись с мастером и посвятив себя целиком служению этому талантливому человеку.
Также автор мог почерпнуть сведения о Бегемоте в книге «История сношения человека с дьяволом», написанной И. Я. Порфирьевым. Современники абсолютно не симпатичны Булгакову, так как их ценности носят ярко выраженный материальный характер: квартиры (попытка киевлянина Поплавского заполучить московскую квартиру), дачи, элитный отдых изысканная пища, деньги, конечно же, золото, валюта Иметь последнюю строжайше запрещалось, но очень хотелось, вот таким образом пряталась она, например, в погребе или зарывалась в землю. Зло в изображении Булгакова не только обаятельно: оно действенно. Они просто не в состоянии вместить в себя мысль о существовании дьявола. И по мере чтения меняется ее душевное состояние. Так, она приобрела магическую власть над словом. В ней идет речь о жестоком рыцаре, вместе с которым постоянно фигурирует его паж.
О, дьявол, дьявол. Общение с сатаной для всеми уважаемого редактора и высокопоставленного чиновника окончилось печально: он лишился головы (и жизни, разумеется). Она психически здорова и встреча с Азазелло вовсе не была воспринята ею как наваждение.
Главные обязанности Азазелло непременно связаны с насилием. Роль Воланда и его свиты — ограждать силы добра от зла. Люди гибнут за металл. » Имя Маргарита у Булгакова – отголосок имени Гретхен (Маргарита) из «Фауста» Гете. Собственное существо М. Булгакова придало то обаяние (как это ни странно и даже кощунственно звучит) его герою – Воланду, – которое ощущают читатели романа. 559). Расшифровав значение цветовой гаммы глаз Воланда, можно сделать вывод, что Булгаков не только хотел дать понять, что перед нами не кто иной, как дьявол, но и подчёркивал в его характере такие черты, как вселенская мудрость и стремление к познанию (вспомним, с каким поистине человеческим интересом Воланд расспрашивал двух литераторов о религиозных взглядах москвичей: «иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил, даже привзвизгнув от любопытства: «вы – атеисты. ».
Да и Пилату приносит свободу заступничество Иешуа. Клятвой Маргарита уравновесила догорающую жизнь любимого с его сгоревшим произведением. вот я вас поцелую в лоб и все у вас будет так, как надо. Это единственные герои в романе, стремящиеся к добру, красоте. Возможно, к этому покою стремится и сам Воланд. Каифа называет Иешуа «обольстителем» и сомневается в истинности вдохновенных слов Пилата о «мирной проповеди» философа («Веришь ли ты, прокуратор, сам тому, что сейчас говоришь.
Она обещает ему счастье: «Клянусь тебе твоею жизнью, клянусь угаданным тобою сыном звездочета, все будет хорошо» (с. Он полагает себя естественно свободным. В. мудр, его философия крайне интересна. Брюнет.
Мастер родился задолго до революции, но (по Булгакову) Москва 1920-30-х годов до такой степени утратила память о христианстве, что его как будто никогда и не было. Кто хоть немного способен к этому, встают на путь перерождения. 633).
Воланд в романе прежде всего проясняет внутреннюю природу реального мира. Окружающий мир его не интересовал. Так что же, получается, героев забрали в иной мир во плоти.
В книге Еноха упоминается падший ангел Азазел. Можно ее воспринимать и как награду. Однако эта параллель, как и многие другие, возникает лишь для того, чтобы потом читатель мог уйти от нее как можно дальше. Национальность пришельца было бы трудно установить.
Роль Воланда в романе не ограничивается наблюдением за москвичами. Воланд выполнил желание Маргариты в отношении Фриды. Цена, которую пришлось заплатить за эту любовь, – высока: Воланд и его царство. Влияние на события его свиты более очевидно. Сатана в романе «Мастер и Маргарита» хоть и является Князем тьмы, но он предстаёт перед нами не тем классическим архетипом, который принят в культуре.
Являются ли булгаковский сатана и его свита воплощением зла. Одиночество, которое сразу же разглядел мастер, сиянием окружает ее. Откуда Булгаков мог почерпнуть эту информацию.
«Я верую. Произошел уже окончательный отпад мастера от Христа и в стертой памяти его исчезли последние болезненные уколы, последние (если они и были) сомнения. Все было так, как будто так и должно быть» (с.
Многие фразы Воланда и его свиты необычны для христианского Дьявола: «Хамить не надо лгать не надо», «Мне он не нравится, он выжига и плут», «И милосердие стучится в их сердца». Все будничное, обыденное становится ярким и значительным. Маргарита является Ивану в демоническом сиянии красоты.
554). Воланд в романе Булгакова появился не один. Теперь она действительно умеет успокаивать, увещевать, снимать сомнения. Он полностью во власти охватившего ее восторга от всесильности дьявола. Маргарита – третий подарок Воланда мастеру (первый – идея романа о Пилате, второй – денежный выигрыш), третий и самый искусительный.
Иногда это воздаяние кажется чересчур жестоким, но оно остается справедливым. И все же до последних шагов мастера в сатанинский приют «кто-то» держал его память и ждал его обращения с молитвой благоразумного разбойника: «Помяни мя, Господи. Автор уточняет, что он приехал в Москву, чтобы судить. В этом ключе мастер заслуживает лишь «покоя» как единственной награды художнику, которому ведомы вечные начала бытия и который не может жить в согласии со своим временем. И все же до последних шагов мастера в сатанинский приют «кто-то» держал его память и ждал его обращения с молитвой благоразумного разбойника: «Помяни мя, Господи. » И отпустил, лишь увидев, что мастер пошел до конца.
Об этом свидетельствует и эпиграф к произведению. И последнее слово в решении судьбы Мастера и Маргариты тоже принадлежит не ему — даже если они и отправляются в подвластные ему области. 781).
И вот таким образом Иван Бездомный не случайно назван Иваном – в знак родства с Иваном Карамазовым. Интересно, что никто, кроме мастера и Маргариты, не опознает в Воланде Сатану. Воланд никогда не издевался над людьми, которые не сделали ничего плохого. » И отпустил, лишь увидев, что мастер пошел до конца. Понырева, – тому доказательство.
Она также ставит его на отдельную ступень классификации персонажей. У Булгакова они приобретают иную трактовку или просто не принимаются героями. 564). Пожалуй искренний ответ дал он лишь заведующему буфетом варьете Сокову. Беречь твой сон буду я» (с.
В ходе сюжета ни один невиновный не пострадал от его деяний. Кроме мужа и домработницы Наташи, в ее жизни, похоже, никого нет. Она необходима. 556). Каждый из свиты Воланда тоже сыграл свою роль и вернул себе истинное лицо. Самоотверженность.
«Покой» – своего рода соглашение между ними. Имя Воланда при внимательном прочтении мы тоже находим у Гете. Уводя мастера из жизни, она рисует ему блаженную картину. Сетуя на пассивность мастера, она пытается вызвать сочувствие к своим терзаниям: «я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно – про грозу над Ершалаимом, я выплакала все глаза» (с.
Невольно возникает ассоциация с демоном-убийцей с 32-й главы романа. По сути именно Воланд в романе является двигателем сюжета: все события в «московском пласте» происходят по его инициативе, он же вводит сюжет о Христе.
И, прямо по Гоголю, «невидимые миру слезы» скрыты романтическим флером. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Но когда нам необходима встреча с ним, мы всегда найдем его в себе.
«Я верую. Можно сказать, что он служит злу, но само зло он не совершает. и кто же ты, в конце, такой. Обещанный же поцелуй вызывает в памяти Геллу, обращающую Варенуху в упыря. Автор отказывается изображать сатану согласно церковным канонам. Один за другим на страницах романа появляются типы в гоголевском духе.
Главный персонаж легенды обладал страстью к отрыванию голов животных. На деле зрители сами себя обманули за свои мерзкие качества: модная одежда исчезла с дам и они оказались голыми, золотые червонцы превратились в простую бумагу. Часто поминая черта, москвичи призывают его и он является.
В общем-то трудно представить себе эту любовь без связующего – романа мастера. МАССОЛИТ сожжен изрядно напугано руководство Варьете, одурачены советские граждане, падкие на дармовое и яркое. Образ Маргариты связан с третьей женой самого Булгакова – Еленой Сергеевной. 790). Однако это всего лишь мелкое бытовое зло, которое является для людей наказанием. Они призваны выявить недостатки общества и наказать людей за их грехи.
Но перекличка, пронизывающая действие романа затеяна не для того, чтобы развлечь читателя. В начале 30-х годов она, жена крупного советского военачальника, ушла к писателю Булгакову, разделив его нелегкую судьбу. Они с блестящим чувством юмора наказывают и буфетчика Варьете, предлагающего посетителям продукты «второй свежести» и Варенуху, отучая его лгать и хамить хотя бы по телефону и работников зрелищного филиала, не осмеливающихся отказаться от участия в многочисленных кружках и секциях, которые организует руководство и всех членов МАССОЛИТа, которых лишили входа в «Грибоедов» и многих других. 811–812).
В романе резко обозначается связь (функциональная) Коровьева с этим каноником из Феррары. Именно талант выделяет мастера из толпы бездарных обывателей. За этой странной клятвой, в которой жизнь соединилась с литературным персонажем, следует последнее и решающее слово мастера: «Конечно, когда люди абсолютно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. Почему-то именно эти слова стали последним доводом в пользу Воланда. Первое, что она делает по возвращении в подвал, – читает роман до утра. Особое внимание стоит обратить на отношение М. А. Булгакова к своему дьяволу.
Если эта пара не заслужила, как Иешуа света, то покой они точно заслужили. Это слова Мефистофеля: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». «Но только роман, роман, – кричала она мастеру, – роман возьми с собою, куда бы ты ни летел» (с. Иван Понырев в эпилоге утаивает от жены свою мистическую связь с мастером. Помимо пристрастия к черным одеждам, в Маргарите нет ничего экстравагантного: брови по моде выщипаны пинцетом «в ниточку» (с.
Поэт Рюхин не верит ни во что из того, что пишет (с. Интересно, что никто, кроме мастера и Маргариты, не опознает в Воланде Сатану. Восхищает её внутренняя сила (близкая отваге Иешуа, отстаивающего идею неистребимости добра), упорство, настойчивость и непреклонность в достижении цели. Может ли добро принести вред. Почему.
Почти каждый герой имеет свой прототип в романе «Мастер и Маргарита». Маргарите Коровьев-Фагот перед началом великого бала сообщает, что цель визита Воланда — проведение бала. Результат мы видим в финале.
Алоизий Могарыч, по свидетельству Варенухи, – «сволочь» и «от этого Алоизия он ждет всего, чего угодно» (с. Таким образом, булгаковский Воланд, как и его помощники, не является носителем зла. Босой, председатель жилтоварищества, вор и мошенник, не прочь поживиться за счет богатого иностранца, а заодно заткнуть «брешь» в бюджете кооператива. Не просто ли головное. Лжет «агент» Иуда, приглашая в гости Иешуа.
Человек связан со своим именем, связан и со святым покровителем, носившим некогда это имя. Брови черные, но одна выше другой». Что же означает покой мастера, в котором исчезает память, в котором нет времени, а есть только призрачные тени, старинные гусиные перья (да и что писать этим гусиным пером, если творчество – дар Бога, а сатана способен лишь узурпировать его, но не наделять им. ) и музыка Шуберта. Почему. 808). Булгакова интересует человеческое, нравственное содержание образа Христа.
В романе М. Булгакова тоже ведется речь о свете и тьме, когда Воланд и ученик Иешуа Левий Матвей рассуждают о том, чем наградить Мастера: Светом, тогда его дух возьмет к себе Га-Ноцри или тьмой, тогда Мастер поступит в распоряжение Воланда, но Мастера награждают покоем, не лишая его света, хотя Иешуа не хочет его брать в свое царство, возможно, потому, что ему чем-то не понравился роман Мастера о Понтии Пилате, может быть, потому, что Мастер не простил прокуратора, обрекшего Иешуа на смерть, только в заключительных главах романа (Иешуа, Воланд посчитали роман Мастера незаконченным) Воланд устраивает встречу Мастера с его героем Понтием Пилатом, сидящим в горах Вечности в каменном кресле в обществе верного пса, который и в бессмертии обязан разделить участь хозяина. Писатель часто называл ее «моя Маргарита». Булгакова из его Письма к правительству СССР: "Я – мистический писатель". Однако, встретя Маргариту, Воланд проникся к ней холодным уважением за ее прекрасные душевные качества (доброта, милосердие, верность в любви, преданность избраннику и женственность).
и мы оба жили тем, что сидели на коврике на полу у печки и смотрели в огонь. В ту ночь, когда ей снится вещий сон с «банькой», мастер, встретившийся с Иваном в клинике, как бы случайно обмолвился о своем желании повидаться с Воландом. И эта вечная память – победа над смертью». Рот какой-то кривой. Дьявол делает заключение: внешне люди немного изменились, а внутренне – остались прежними.
790). В ту ночь, когда ей снится вещий сон с «банькой», мастер, встретившийся с Иваном в клинике, как бы случайно обмолвился о своем желании повидаться с Воландом. А вот еще не менее яркая картинка: Н. И.
При всех своих надмирных качествах Иешуа все-таки не Вседержитель. У древних египтян бегемот был воплощением зла, демоноподобного бога Тифона. Роман порождает много трактовок, казалось бы, уже известных символов. Ведь тени получаются от предметов и людей.
Волосы его были какого-то неопределённого цвета. Лгут, как и все люди вообще. Князя тьмы, который, однако, не творит зла. Версии литературоведов-интерпретаторов о прототипах того или иного литературного персонажа могут быть более или менее обоснованными, они могут быть более или менее далеки от текста (или близки к нему), но, конечно, для уяснения идейно-художественного содержания персонажа важен прежде всего сам художественный текст, его внутренняя логика. И важно отметить, что от него не пострадал ни один невинный человек. Прообразом Маргариты была Елена Сергеевна Булгакова. Заметим, что Воланд далее в романе не старается даже изобразить из себя иллюзиониста: на сеансе черной магии он сидит в стороне и наблюдает за людьми, отмечая про себя, что они остались такими же, только «квартирный вопрос их испортил».
«Сиреневый гражданин» в торгсине выдает себя за иностранца. С этой же целью пишет свой роман Булгаков. Все представление он наблюдает за публикой. Так он совершает правосудие. 454).
«Обманы исчезли». Да, возможно, но вряд ли в лучшую сторону. Булгаков родился в Киеве, много лет жил в этом городе, здесь он учился и получил образование) — Вий, у М. Ю. Лермонтова — Демон, затем знаменитый Мефистофель из трагедии И. В. Гете «Фауст» однако связь с «Фаустом» наиболее очевидно прослеживается через одноименную оперу французского композитора Шарля Гуно, любимую М. Булгаковым. Сатана (от греч.
558). Мастер, предав огню свой роман (отголосок влияния поступка Н. В. Гоголя, который сжег второй том книги «Мертвые души»), добровольно ушел в Дом скорби (клинику Стравинского для душевнобольных). У Н. В. Гоголя (М.
Брови черные, но одна выше другой». До сих пор не разгадана загадка улыбки Моны Лизы, так же, как перечитывая «Мастера и Маргариту», мы пока не можем постигнуть глубину философской мысли писателя, которая, как алмаз, предстает перед нами новыми сверкающими гранями. А появление истинно талантливого произведения встречалось обвальной критикой, призванной унизить и уничтожить инакомыслящего (как было в случае с романом мастера).
Роман «Мастер и Маргарита» – итог творчества русского писателя ХХ века Михаила Афанасьевича Булгакова. Прощение Пилата Воланд также не совершает сам, а передоверяет Мастеру. 703), если перед чтением «на нее накатила вдруг ужасная мысль, что это все колдовство, что сейчас тетради исчезнут из глаз» (с.
Мастеру же нужно только уединение и покой, чем и награждает его Воланд в конце истории. В нем сталкиваются сила воли и власть обстоятельств. 634). Он спорил с Воландом, не признавая того, что казалось очевидным и самого сатану «едва не свел с ума, доказывая ему, что его не существует». Ответы профессора Воланда различны, как и его имена и обличья.
Демон Фагот принадлежит к одной из них, в которую также входят: помощник Стравинского Федор Васильевич и Афраний, «правая рука» Понтия Пилата. Только зная все проблемы и «темные» стороны жизни, можно пытаться сделать ее лучше. Говорят, самое страшное в аду – полная невозможность вспомнить Творца. Следом за этим озарением она произносит в пространство что-то вроде краткого покаяния.
Чаще всего в качестве кандидатуры выбирают Сталина по мнению критика В. Я. Лакшина, «трудно представить себе что-либо более плоское, одномерное, далекое от природы искусства, чем такая трактовка булгаковского романа»12. Вот пробуждающийся ото сна с глубокого похмелья директор Варьете Степа Лиходеев, бездельник, дон жуан, карьерист и взяточник. «Надо их за это наказать. » — решат Воланд и его свита. И для нее абсолютно безразлично, на каком свете эта встреча произойдет. «Вечной» любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание встречей с потусторонними силами. Этим сходством объясняется его имя. Основным «дьявольским» качеством сатаны в романе «Мастер и Маргарита» является его связь с тёмными силами и с мёртвыми.
Он скорее руководит, направляет людей исправляет их ошибки и скорее поучает. Эти люди не заслужили света, вот таким образом Иешуа не может забрать их к себе. Бездомный буквально копирует Карамазова: сначала говорит о дьяволе, затем ищет его под столом, затем кричит, дерется и его связывают. Естественно, зловещий подтекст вполне обычного в романтической литературе обещания продать свою душу дьяволу становится только общим фоном взаимоотношений Маргариты с дьяволом. Парадокс, однако, заключается в том, что рукописи живут своей жизнью, не всегда предполагаемой автором и текст-гибрид «Мастер и Маргарита» общается с читателем своевольно и широко.
Что-то произойдет. Следом за этим озарением она произносит в пространство что-то вроде краткого покаяния. «Покой» в сатанинских владениях может быть переходной ступенью от полного забвения Бога к деятельности против Него совместно с дьявольскими силами в потустороннем мире. «Свет», в который не пускали мастера, – сфера деятельности Иешуа и Левия, так или иначе связанная с Воландом. Расплата последовала буквально вслед за произнесенным вслух решением: «Я погибаю вместе с тобою» – мастер тотчас исчез из ее жизни.
Встреча в момент смерти с Черным монахом пугала и самого Булгакова. Свободен. Гете «Фауст», где она упоминается лишь однажды и в русских переводах опускается. Обычно же это место опускалось в русских переводах. Но говорить и о том, что Воланд – это своеобразный образ Бога. Этот персонаж довольно мудр и имеет интересную философию.
782). Сарказм, а не ирония — вот его основная черта. Трудно подсчитать, сколько критических работ было посвящено роману Булгакова «Мастер и Маргарита», трудно представить, сколько будет создано еще. Однако Воланд не зло. В образе Понтия Пилата воплощена внутренняя борьба человека.
Булгаков прячет дьявольские черты героя. От этого персонажа Воланд получает имя, некоторые черты характера и множество символов, которые прослеживаются в романе Булгакова (например, шпага и берет, копыто и подкова, некоторые фразы и так далее). Со своей стороны Воланд проводит с людьми «индивидуальную воспитательную работу» — тем или иным способом предупреждает их о дальнейшей судьбе.