Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть.
Луций Анней Сенека (ок. Тогда он вошел в горячую ванну и, обрызгав водою окружавших его рабов, сказал, что это — возлияние Юпитеру Освободителю. «Пусть мы проедем из конца в конец любые земли – нигде в мире мы не найдем чужой нам страны: отовсюду одинаково можно поднять глаза к небу». Как в годы молодости, перед Сенекой вновь встал вопрос о ценности «государственной жизни», от которой его насильно оторвали и жизни созерцательной – то есть долга перед государством и перед самим собой. После этих слов оба вскрыли себе вены на руках.
Сенека имел большие достоинства, говорит Квинтилиан: быстрый и сильный ум, большое трудолюбие, обширные знания (впрочем те помощники, которым он поручал подыскивать справки, вводили его иногда в обман). Вскрыв себе вены на ногах и руках, он ушел в царство Аида, а вместе с ним и его жена. До нас дошли т. н. «Диалоги» — 10 небольших морально-наставительных трактатов («О промысле», «О постоянстве мудреца», «О гневе», «О досуге», «О блаженной жизни», «О спокойствии души», «О скоротечности жизни» и три «Утешения» — к Марции, к Полибию и к матери Гельвии), написанные с 41 по 64 трактаты «О снисходительности» (ок. С. сохранял пантеизм греч. В истории встречается мало лиц, суждения о личности которых были бы так разноречивы, как о философе Луции Аннее Сенеке (4 до Р. Х. – 65 по Р. Х. ), сыне ритора, носившего то же имя. Рассуждение «О душевном спокойствии», посвященное другу Сенеки, Аннею Серену, было написано в 49 году.
В самых последних письмах начинают слышаться разочарование, усталость и пессимизм, доходящие в сто третьем и сто пятом письмах (всего их было 124) до столь резких тонов мизантропии, что им мог бы позавидовать сам Шопенгауэр. Сначала изучает ораторское искусство, затем посещает лекции трех философов: Аттала (стоика), Фабиана и Сотиона (пифагорейцев). (письмо 30). Ради этого он перебрался в Рим, где юный Сенека Младший постигал азы наук, в частности, был учеником стоиков Секстия, Аттала, пифагорейца Сотиона.
Мудрость жизни – в освобождении души от аффектов и вожделений. 117) и онтологии (Ер. 88). 21, с. 9). направлений.
Прежние писатели стремились произвести в читателе гармоническое настроение души художественными и эстетическими средствами, действовали на сердце через эстетическое чувство. Совершенный, гармонический разум (будучи частью божественного) помогает индивиду выработать правильное отношение к миру, к вещам, не зависящим от человеческой воли. Сенека всей душою ушел в философию. Считал философию нравственным учением, дающим нормы и правила человеческой жизни. Традиционные части стоицизма – физика и логика – теряют в учении С. всякое значение. блага.
В области теории он несистематичен и непоследователен его своеобразие — в новом, еще неведомом Стое (да и не только Стое) личном отношении к божеству: Сенека придает самодовлеющее значение самому переживанию этой связи, religi (Ер, 41, 3), а его теология во многих отношениях сливается с этикой, для которой характерен общий паренетический тон. Вся ошибка в том, что мы думаем, будто смерть только последует за жизнью, тогда как она и предшествовала ей (письмо 54). Мировоззрение С. отразилось также в его девяти трагедиях (Медея, Федра, Эдип, Агамемнон и др. ). Отец Сенеки – Луций Анней Сенека Старший – был римским всадником и происходил из испанского города Кордуба (Кордова). При императоре Тиберии Сенека Старший переехал со своей семьей в Рим.
passim Ер. Задача философии сводится им к жизнеучению. В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина.
Высшего блага («блаженной жизни») человек достигает в результате терпения, воздержания, мужества. Во многих письмах к Луцилию Сенека доказывает, что занятия философией должно ставить выше всего, а в одном из них заявляет, что теперь он занят самым важным делом: он занимается делами всего потомства, сохраняя для него идеалы нравственной философии. Подлинная жизнь души, по С., на небе. Являлся (49-54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею вселенского града. ок. Либо конец, либо переселение.
В духе стоицизма С. настаивает на телесности всего сущего, но в то же время склоняется к представлению о божестве, наделенном чертами личности (особенно «О благодарениях» VI 23). Для обвинения Сенеки достаточно было всего следующих слов Наталиса (доносчика, раскрывшего заговор Пизона), что Пизон посылал его к Сенеке во время болезни, чтобы спросить его, почему Сенека не хотел принять Пизона и предложить Сенеке поддерживать дружбу с Пизоном более частыми свиданиями. Вот таким образом он сказал ей: «Я указывал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть.
род. «Нравственные письма к Луцилию» – своего рода книга итогов, написанная философом в конце жизни. 117, 33) она «учит делать, а не говорить» (Ер. Однако блестящего оратора пожалела наложница императора.
К «Нравственным письмам» примыкает ряд философских и нравственных рассуждений Сенеки о разных вопросах морали. Мировоззрение С. отразилось и в написанных им трагедиях. «.
Философ даже смерть принял достойно, оставшись при этом победителем. 65). Итак, что же такое составляет твое достоинство. послания, «Исследования о природе». Неважно, если ты беден или раб.
Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты — с большею славой». Тем не менее, он знает, что такое настоящая дружба и ценит своих друзей. Так сделай своим то, что в чужой власти (письмо 77).
физике (т. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело и яд не произвел своего действия. Одно из важнейших произведений Сенеки – «Исследования по естествознанию» – трактат, состоявший из семи книг (Quaestionum Naturalium libri VII). Трудно дойти до справедливого суждения об этом человеке, в котором великий талант соединялся с бездушным тщеславием испанская пылкость соединялась с холодной риторикой.
Кто рано кончил путь жизни – счастлив ибо жизнь не есть благо или зло сама по себе, но только арена для блага и зла (письмо 99). Ее адресат Луцилий – лицо реальное. Форма сочинений Сенеки и особенно его писем в высшей степени изящна и проста. Поощрял удовольствия Нерона, чтобы сохранить свое влияние.
У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. По возвращении из изгнания на Корсику (с 41 по 49 г. ) был наставником Нерона. Происки Мессалины привели философа на скамью подсудимых, где он предстал перед сенатом в качестве обвиняемого (по одной из версий) в любовной связи с Юлией. 55—56) в 2 кн., «О благодеяниях» (ок.
Многое в учении о душе согласуется со взглядами Платона. Секстой) значительное влияние на него оказали сочинения Посидония (в поздние годы Сенека начал изучать Эпикура, не разделяя, впрочем, его установок). Мировоззрение С. отразилось также в его девяти трагедиях (Медея, Федра, Эдип, Агамемнон и др. ). К этой же группе философских трактатов Сенеки принадлежит отрывок «О музе мудреца».
среде была создана апокрифич. Друзей не может разлучить даже смерть: «И быть может, – если правдивы разговоры мудрецов и нас ждет некое общее для всех место, – те, кого мним мы исчезнувшими, только ушли вперед». Он все то, что ты видишь, он весь слит со всеми частями, поддерживая себя своей мощью». Нерон ощущал, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, есть некая преграда на его пути. представителей стоицизма. Сенека остался в памяти друзей и почитателей как невероятно умный, разносторонне образованный человек, мыслитель и философ, гений красноречия, блестящий оратор и остроумный собеседник.
Эти настроения, значительно усилившиеся к концу жизни Сенеки, внешне близки христианскому мирочувствию, что вызвало к жизни легенду о личном знакомстве Сенеки с ап. 107, 11). Страсти и пороки – антисоциальны. Самый благой выбор – это принятие воли божества, пусть даже суровой. Как часть божественной воли «человек добра» воспринимает и смерть. Испытывая неблагосклонные чувства к Сенеке, Калигула приказывает расправиться с ним. Друзей и родины. Уход от дел уже не мог спасти философа. При этом он проводит здесь долгих 9 лет своей бесценной жизни.
Чтобы ускорить ее истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Сколь многие колеблются между страхом смерти и мучением жизни: и жить не хотят и умереть не умеют (письмо 4). Имена философов, говорит он, менее известны, чем имена пантомимов.
Трактат «О гневе» показывает дурные последствия этой страсти. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме— подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен, — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». Сенека восхищается упорством, с каким самоубийцы преследовали свою цель. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию. Отношения с императором неуклонно ухудшаются.
Угодно тебе наименовать его природой. После этого она сделала его наставником собственного сына. Нельзя сказать, что его язык не красноречив, слог его не энергичен. Я не буду противиться. Излюбленная тема Сенеки — «продвижение» к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: «Согласного судьба ведет» (Ер.
5. Теперь он почти никого не принимал. стоики, С. рассматривал философию не столько как систему теоретич.
Я не буду противиться. Для С, Бог есть Огонь и Тело, высший Разум – Зевс или Юпитер. Сенека посвятил это сочинение Луцилию, которому адресовал свои «Нравственные письма». В работе «О счастливой жизни» он пишет: «Мне говорят, что моя жизнь не согласна с моим учением. была создана апокрифическая литература их переписки.
Справедливость основывается на принципе равенства всех людей в духе. письма к Луцилию», «О милосердии», «О благодеяниях» и ряд этич. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту историку Ф. Урсину (1529—1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за данной скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода. 4 до Р. Х.
Он автор трактатов по проблемам нравственности: «О милосердии» (55-56), «О блаженной жизни» (58-59), «Нравственные письма к Луцилию» (63-64) и др. Стоический космизм у С. связан с теорией вселенского государства и гражданина мира. Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится важнейшим критерием нравственности: «Будь благ — этим ты достаточно почтишь богов» (Ер. Как стоик Сенека бичует порок и призывает читателя к твердости, самообладанию и презрению к жизни. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело и яд не произвел своего действия.
Он ездил в сопровождении немногих рабов в открытом экипаже и во время путешествия читал. Сборник был обнародован, вероятно, после смерти Сенеки. Важно жить хорошо, а не долго.
Вне его по обе стороны должен быть полный покой. Как и Цицерон, С. был эклектиком в основе его филос. По приказу властителя учитель покончил жизнь самоубийством: вскрыл вены на руках и ногах. Ощутимое влияние на Сенеку оказали взгляды Посидония, в поздние годы Сенека изучал также Эпикура, однако его установок не разделял. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Ведь это одно и то же.
А если так, не все ли равно, когда ты умрешь, коль ты в любом случае должен умереть. Ты не ошибешься. Человек – предмет для другого человека священный. Его труды (Нравственные письма к Луцилию и др. ) дошли до нас в подлинниках. Этические положения излагаются Сенекой почти везде-ив «Нравственных письмах к Луциллию» и в «Естественнонаучных вопросах» и в других произведениях.
Раболепно унижаясь перед императором, отправившим его и ссылку и перед Полибием, Сенека бесчестит философию и дает прискорбное доказательство, что его благородные тирады не исходили от сердца, а были только продуктами сообразительности и таланта. Мудрость жизни – в освобождении души от аффектов и вожделений. Мудрец Сенеки обладает «величием души» он не лишен чувств, но недоступен аффекту («апатия» как «несогласие» на аффект — Ер. 9, 1 ел. ). К его трудам обращались не только философы, но и Святые отцы и христианские моралисты.
Мудрено разобрать, сколько в нём было притворства, сколько – энтузиазма. Он платил ей за милости лестью. С. оказал большое влияние на формирование этики и догматики христианства.
Душа человека, как и Бога, – телесна. Сильван же сам был в числе заговорщиков и увеличивал свои преступления тем, что разносил мщение цезаря соучастникам.
Абсолютно все равно, когда кончишь жизнь, лишь бы кончить ее хорошо (письмо 77). Сенека чувствовал позорность настоящего, но не мог возвыситься над нею. Но тот не принял их. воззрений лежат идеи греч.
Все есть теплое дыхание, т. е. Неоднократно подвергался преследованиям. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э. ), младший сын римского «всадника» и известного риторика Луция Аннея Сенеки Старшего, родился в испанском городе Кордубе (Кордова).
Форма произведений у него – дело второстепенное, сравнительно с содержанием. Так и поступай, мой Луцидлий. Но что весьма замечательно, содержание писем всегда носит отвлеченно-философский характер. Знай, что если ты не хочешь, ты должен будешь умереть.
4 до н. э. – 65 н. э. ) — римск. Пусть добивается общественных должностей. Все остальные дела казались ему скучной обязанностью излишним бременем в жизни. В его трагедиях нет случайных деталей, все они говорят об отступлении от нормы, «порче нравов» и последствиях этого отступления. В 49-м году жена Клавдия Агриппина добилась возвращения Сенеки из ссылки, выхлопотала для него высокую государственную должность и предложила ему стать наставником ее сына, Нерона. Несмотря на трудности, с которыми столкнулся Сенека-воспитатель, некоторые его уроки были усвоены царственным воспитанником.
65, 16—24 79, 12). Но ты ими пресыщен. А откуда мне это знать, если судьба не дает тебе случая показать твою добродетель. », а значит и доказать людям ничтожность невзгод. морально-этические проблемы, при правильном решении к-рых, по его словам, достигается спокойствие и невозмутимость духа (Атараксия). Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть.
Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты с большею славой». Вот что, я полагаю, должна делать добродетель и тот, кто ей привержен: если фортуна возьмет верх и пресечет возможность действовать. Самым крупным произведением Сенеки за это время считаются его Моральные письма к Луцилию. Высшая добродетель – верность самому себе.
«Ты великий человек. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. е. в натурфилософии) его привлекали прежде всего ее пантеистич.
Этика С. основана на идее усовершенствования человека и освобождении души от тела. ок. В этом смысле правы те, которые называют Сенеку предвестником христианских понятий. Он делает обзор небесных явлений, в особенности электрических, говорит о кометах, воде, воздухе, землетрясении. стоиков, рассматривал мир как единое материальное и разумное целое. моральному прогрессу в этом случае он говорил о восхождении души к богу («Письма» 65, 16).
И, как вскоре выяснилось, абсолютно справедливо — в Геркулануме была найдена ещё одна копия этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca). И тут ты будешь прав. Подчиняясь богу, учит С., человек обретает свободу. Ты все перепробовал в жизни.
Для человека всякое благодеяние есть добродетельный поступок, награда за который – в нем самом, даже если за благодеяние не платят благодарностью. И, как вскоре выяснилось, абсолютно справедливо — в Геркулануме была найдена ещё одна реплика этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca). И одинаково нелепо плакать и о том, что не будешь жить тысячу лет спустя. Она есть эманация из высшего Огня. Так близка свобода и все-таки есть рабы.
Энгельс называл С. дядей христианства (Т. В трактате «О спокойствии души» он отвечает: «Да». Она рассказывает, что Клавдий «человек, созданный богами в гневе их», является в царство умерших и, по предложению Августа изгоняется из общества небожителей, отводится в ту область подземного мира, где находятся осужденные злодеи там убитые им друзья, жена и прислужники встречают его ругательствами.
Не потому, что он хочет жить без друзей, а так как может. 103, 3 105, 7 cf. Зато тем увлеченнее Сенека предавался занятиям философией. «К чему внешние блага тому, кто сосредоточил в себе все свое достояние. » По мнению С., духовная природа раба и господина одинакова, тем не менее, он признает естественным разницу их социального положения. Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты – с большею славой».
С. признает учение стоиков о периодическом воспламенении мира, мировых потопах. представитель римского стоицизма (Стоики), воспитатель императора Нерона, по приговору которого покончил жизнь самоубийством. делах («О душевном покое», «О досуге») и неоднократно цитировал Эпикура. «Бог печется о людях и воля его есть провидение». С. Соловьева. Стоич.
Сенеку обвинили в причастности к этому злоумышлению. С этого времени истинное свое назначение он видел в философии. Страсти и пороки – антисоциальны. Это был тот яд, которым афиняне отравляли осужденных на смерть. 47, 11).
положении людей, что означало примирение с существующими порядками. Её лицо навсегда осталось чрезвычайно бледным от потери крови. Письма эти – действительно результат живого обмена мыслей с другом путем переписки, а не только особая литературная форма сочинения.
до нас дошли «Нраветв. Как. «Умереть – это одна из налагаемых жизнью обязанностей», – пишет он в 77 письме к Луциллию, которое заканчивается словами: «Жизнь – как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна». Он никогда не предупреждал о своем приезде заранее и вот таким образом случалось, что на виллах не были готовы к его встрече: ему приходилось ложиться спать не поужинавши и на плохо убранной постели. г. до н. э. – 65 г. н. э. ) – римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.
Никогда из-под его пера не выходило столько сочинений, как в последние четыре года жизни. деятельности, ориентированной на материальные потребности людей («Письма» 88). М. - Л., 1932. Таким образом, философия – это наука о жизни. была создана апокрифическая литература их переписки.
Сенеке помогла вернуться ставшая императрицей Агриппина Младшая. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме — подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». Наслаждения. Он писал прокуратору Сицилии, провинциалу из Рима, почти из дворца иногда тотчас после свидания с Нероном.
Осн. Несравненно лучше философское письмо к Марции, написанное, вероятно, незадолго перед ссылкой (в 41 году). В трактате «О добрых делах» с утомительной основательностью перечисляются и разъясняются разные виды хороших поступков. Сенека Луций Анней (его называют просто Сенекой Младшим в отличие от его отца известного философа Сенеки Старшего) – римский философ, государственный деятель, один из известнейших представителей стоицизма, поэт. Стоический космизм у С. связан с теорией вселенского государства и гражданина мира. В жизни нет ничего, что привязывало бы к ней: Что заставляет жить.
Мы тоже загораемся и гаснем. Такой резкий взлет дает возможность тем самым обеспечить себе безбедную старость. Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Завистливый и ревнивый Калигула всячески принижал ораторский талант Сенеки, что, впрочем, не мешало тому пользоваться успехом у сограждан. Этот фактор повлиял на то, что отношения с императором резко испортились.
Близость идей позднего стоицизма и раннего христианства привела к тому, что в 4 в. в христ. В письмах к Луцилию есть целый ряд примеров мужественного самоубийства исторических или из современных Сенеке городских происшествий. Шел на уступки распутству и поощрял удовольствия Нерона, чтобы сохранить свое влияние. По приказу властителя учитель покончил жизнь самоубийством: вскрыл вены на руках и ногах.
Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики или натурфилософии («О счастливой жизни»: 15, 5). Завещание это было найдено между его рукописями. 95, 5). Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики или натурфилософии («О счастливой жизни»: 15, 5).
Чего – тебе жаль. 4 до Р. X., Кордова, Испания – ум. Но тогда мы не чувствовали никаких страданий. Этика С. оказала большое влияние на выработку христианской идеологии.
До нас дошло 124 письма они были написаны в 62 – 65 годах. Свои «Нравственные письма к Луциллию» он начинает словами: «Сенека приветствует Луциллия. диалогу, утешит. Она есть эманация из высшего Огня.
Я не буду противиться. Оно богато тонкими замечаниями о лицах и фактах. Золотое правило нравственности: «обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше». Т. обр., его учение фактически есть форма примирения с существующими порядками. С 1878 года она находится в Берлине.
произведения: «О блаженной жизни» (58-59), «Нравственные письма к Лицилию» (63-64). Этика С. основана на идее усовершенствования человека и освобождении души от тела. души (абсолютной она может быть у раба и у господина) – условие достижения высш.
Неоднократно подвергался преследованиям. Вы не знаете, что одна из обязанностей, налагаемых жизнью, состоит в смерти. И, как вскоре выяснилось, абсолютно справедливо— в Геркулануме была найдена ещё одна реплика этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением— Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca).
Потому его изложение постоянно сопровождается нравственными заметками. Человек – предмет для другого человека священный. обр. Последующие письма длиннее, отвлеченнее и носят характер небольших философских этюдов. Часто даже все благо в том, чтобы не долго жить (письмо 101). Как и другие рим. Бог посылает «человеку добра» страдания для того, чтобы закалить его в испытаниях и в этом он подобен любящему отцу, а не ласковой матери.
Только философия дает дорогу свободной мудрости. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме — подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен, — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». Однако это не просто пассивное отношение к жизни, равносильное бездействию. При этом правитель дарует философу выбор, который является для него наиболее подходящим. В ванне он задохся от горячих паров.
мировой пожар, по С. – возмездие за накопившееся в мире зло. Сенека почти не жил в Риме. Но разве ты ценишь их хотя бы во столько, чтобы ради них позднее поужинать. Оно богато мыслями изложенными живо.
римский философ (Кордова, ок. 56— 64) в 7 кн., 124 «Нравственных письма к Луцилию» (закончены в 64) и трактат «Исследования о природе» (63—64) в 7 кн., посвященный небесным феноменам и земным катаклизмам и во многом основанный на материалах Посидония. По легенде, встречался с Апостолом Павлом и в 4 в. н. э. Он не ищет счастья во внешних вещах и ни в чем не нуждается, даже в друзьях. Обвиненный в заговоре, по приказу императора покончил жизнь самоубийством. Многие привычки он сохранил до старости.
Допуская равенство духовное, С. признавал естественной разницу в соц. Не дрогнув, Сенека вскрыл себе вены. По С, весь мир телесен.
«Человек добра» – тот, кто еще не стал мудрецом, но уже «находится в гавани», созерцает добродетель. Последний, став императором, обвинил Сенеку в заговоре и дал ему приказ умереть. Но Сенека был верным представителем своего времени исполненного противоречий». презирает болезни, а между тем заботится о сохранении здоровья. В этом случае, по Сенеке, лучше всего не впадать в отчаяние и продолжать действовать. 20, 2).
идеала и счастья в жизни в стоич. взглядов, сколько как учение о достижении нраветв. В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. «Наши стоики. Ответ на этот вопрос философ дал в трактате «О краткости жизни». В это же время Сенека пишет свои первые трагедии – «Федру», «Эдипа», «Медею».
«Что такое смерть. презирает жизнь – живет. Его нервы были утомлены и не выдерживали уличного шума.
По легенде встречался с Апостолом Павлом и в 4 в. н. э. После нас будет то же, что было до нас. Сборник «Нравственных писем» (Epistolae morales) Сенеки к Луцилию, представляет антологию нравственной философии изложение не имеет строгой систематичности. Подлинная жизнь души, по С, на небе.
Павлом (а также их «переписку», широко известную уже в 4 в. ). Смерть предусмотрена мировым законом и вот таким образом не может быть безусловным злом. Угодно тебе именовать его провидением. В 58 году философ становится консулом. Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть.
Смерть не должна быть страшна, так как мы уже знаем ее: Уже так как ты родился, ты должен умереть (письмо 4). До нас дошли следующие произведения Сенеки: «Нравственные письма к Луцилию», «О милосердии», «О блаженной жизни», «О благодеяниях» и др. Из филос. По С., весь мир телесен.
Это были и мелкие послания к друзьям, упрекавшим его за уклонение от общественных обязанностей (например, трактат О покое, посвященный Серену) и более обширные сочинения по нравственным вопросам (не сохранившийся большой трактат по нравственной философии, о котором неоднократно упоминается в письмах к Луцилию) и сочинения по естествознанию. учения, то «дядей его был Сенека. Послание к Серену О неуязвимости мудреца даже начинается похвальным словом Эпикуру. Нужно только стоически выдерживать удары судьбы.
Занимательны также трактаты Сенеки «О душевном спокойствии», «О постоянстве», «О краткости жизни», «О счастливой жизни». Родился в г. Кордуба (в настоящее время – испанская Кордова) примерно в 4 г. до н. э. Его отец был человеком старой закалки и считал, что занятия философией менее важны, чем практическая деятельность, вот таким образом стремился помочь сыновьям сделать в будущем политическую карьеру. Энгельс писал, что если Филона можно считать отцом христ. 65 после Р. X., Рим) – рим.
Все есть теплое дыхание, т. е. Выступал против института рабства и социальных различий. После этих слов оба вскрыли себе вены на руках.
Сенека постоянно доказывает в «Нравственных письмах» превосходство добродетели, чистой совести, благочестивой жизни над богатством и земными наслаждениями, говорит, что истинное счастье состоит в мудрости, в отречении от эгоизма, в любви к богу и добрым людям. Философ, хотя и требовал от своих рабов строгого порядка, относился к таким случайностям весьма благодушно. Эта идея трансформируется у С. в противоположность «внутреннего» и «внешнего», бессмертной души и бренного тела только обращение к богу ведет личность к добру, к господству над чувственными желаниями, над материальными предметами. Таким образом, Сенека сочетает свои воззрения о телесности души с ее бессмертием. философию и знание. Величайшее благо жизни в том, что есть смерть.
Его тело было вынуто из нее и предано сожжению безо всяких торжественных обрядов. Вот почему он так серьезно и ревностно отнесся к своей миссии воспитателя. Спустя год после воцарения Нерона Сенека обратился к нему с трактатом «О милосердии», в котором указал разницу между идеальным государем и тираном. Часто мы должны умереть и не хотим умираем и все-таки не хотим.
Сухая доктрина растворяется в нравственно-религиозном учении философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели окончательно становится средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего «я»: философия — «лекарство» для души (Ер. соч. труду и даже к творч. Сенеке приписывается остроумная, очень едкая сатира изображающая умершего императора Клавдия в самом презренном виде и написанная отчасти прозой, отчасти стихами. Переписка Сенеки с Луцилием началась с 60 года и длилась до конца жизни философа (65г. ).
Оригинальность Сенеки — в той детальности и проникновенности, с которыми он описывает грехи и злодеяния своих современников, в той значимости, которую он придает чувствам долга и жалости, человечности (выступая против рабства, гладиаторских боев и т. д. ). Его постоянным обществом были жена, врач и немногие друзья.
Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты— с большею славой». Так завещал он незадолго перед смертью. Высокий социальный статус принес ему и огромное богатство.
В «Естественнонаучных вопросах» он пишет: «Угодно тебе назвать его судьбой. С. разрабатывал гл. В начале правления Клавдия самым коварным и непредсказуемым врагом философа оказалась жена императора Мессалина, ненавидевшая Юлию Ливиллу (племянницу Клавдия) и преследовавшая Сенеку за поддержку, оказываемую сторонникам сестер Калигулы, которые боролись с Мессалиной за влияние на правителя. стоицизма (сильное влияние Посидония), к-рые он сочетал с элементами др. 19, с. 311). Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме— подделка и что он не мог быть таким полным, каким изображен— ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел».
Жить добродетельной и счастливой жизнью-значит жить сообразно с природой, сущность к-рой С. отождествлял с богом-разумом, с провидением, судьбой. Причиной тому было, как говорят, участие в распутстве Юлии, дочери Германика (сестры Калигулы). В своих переездах Сенека, как и в частной жизни избегал всякой торжественности. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. С. признает учение стоиков о периодическом воспламенении мира, мировых потопах.
При Клавдии философ был отправлен в изгнание на Корсику (в 41 г. н. э. ) по обвинению в связи с племянницей императора там он пробыл восемь лет. Он тот, от которого все зависит, в нем причина всех причин. После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. Из множества написанных им произведений до нас дошла его близкая к стоицизму этика изложенная в трактате «Естественные вопросы». А между тем он поддавался житейским обольщениям.
Споры об этом велись уже давно и, во всяком случае, не менее долго, чем существовала первая версия. С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам. По их жалобе, судья умерших осуждает его, любившего игру в кости («вечно играть неудачно в кости»). Таким образом, в 62 году философ вынужден уйти в отставку. После убийства Агриппины и смерти друга – военачальника Бурра (в 62 г. ) Сенека отошел от дел и хотел вернуть Нерону все полученные от него богатства, но Нерон отказался принять их обратно.
В его слоге отражается тревожность и шаткость его характера. «Этот стоик, – писал о нем Ф, Энгельс, – проповедовавший добродетель и воздержание, был первым интриганом при дворе Нерона, причем дело не обходилось без пресмыкательства. » (т. С. 307). Она называется Apokolokyntosis («отыквление», «превращение в тыкву» – слово составленное по образцу слова apotheosis, «обожествление», которого удостаивались другие умершие императоры). Лишившись обязанностей гражданина, пусть выполняет обязанности человека. » В это время Сенека пишет также большой трактат «О благодеяниях». Учение С., отражая конфликтность той эпохи, было крайне противоречиво.
Являлся (49-54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею вселенского града. Надо заботиться не о том, чтобы долго жить, но чтобы жить достаточно (письмо 93). Кто живет – во власти судьбы кто не боится смерти, – избежал ее власти (письмо 70). Сенека разделяет мудрость, т. е. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело и яд не произвел своего действия. Не считая богатство благом, С. допускал обладание им как тем, что способствует упражнению в добродетели.
С 1878 года она находится в Берлине. 9, 1—2 35, 4 67, 2 10 71, 35). Многое в учении о душе согласуется со взглядами Платона. Приходится остаться частным лицом – пусть станет оратором.
Кроме того, у него наблюдалась ревность к чужим талантам. Душа человека, как и Бога, – телесна.
На это последовал приказ вернуться на виллу с приказом умереть. Историк Фабий Рустик сообщает, что Сильван вернулся не по старой дороге, но заехал сперва к Фению Руфу (префекту, главному начальнику стражи) и спросил, должен ли он повиноваться приказаниям цезаря но Фений Руф, объятый общим малодушием, посоветовал исполнить то, что приказано. Он понимал истину, но у него не было силы воли. Агриппина, сделавшись императрицей, возвратила его в Рим, назначила воспитателем своего сына Нерона дала ему претуру, потом консульство (в 58 году).
Неоконченный трактат «О милосердии» (De clementia), посвященный Нерону и написанный в 56 году, объясняет, как хорошо милосердие в государе и чем оно должно выражаться у него. Его апологией стал трактат «О блаженной жизни». Личность и произв.
Он считает, что смерть – дело привычное. У него были великолепные сады и виллы, он вел роскошную жизнь римских вельмож. – 65 г. н. э. ) – крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. После этих слов оба вскрыли себе жилы на руках. Смерть есть избавление от жизненных невзгод: Безразлично, когда умереть – рано или поздно. При Клавдии отправлен в изгнание на Корсику (41) после возвращения (49) стал воспитателем молодого Нерона, в правление которого достиг вершин власти и богатства.
И это не ошибка ибо из лона его все рождено, его дыханием мы живем. Все философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить. Наконец наступила очередь умереть и Аннею Сенеке.
В этом в свое время упрекали и Платона и Эпикура и Зенона. Оно написано также во время ссылки (в 43 году) и дошло до нас и испорченном виде. С 1878 года она находится в Берлине.
А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту историку (1529—1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за этой скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода. В Средние века сочинения Сенеки были основным источником сведений о стоическом учении. Друзьям не страшна разлука, они всегда могут быть вместе: «Друг должен быть у нас в душе, а душа всегда с нами».
В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. переписка С. с апостолом Павлом. 4 до н. э. – 65) – римский философ-стоик и писатель. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это— возлияние Юпитеру Освободителю». Справедливость основывается на принципе равенства всех людей в духе.
Ряд трактатов сохранился во фрагментах («О браке», «О суеверии» и др. ). утверждают: все в природе возникает из двух начал – причины и материи. Он обогатил свой ум знаниями, но душа его не была просветлена любовью к добру. Только в испытаниях можно выявить себя. Развивай его, насколько можешь». Идеи С. оказали значит, влияние на формирование христианства.
Вместе с ним покончила с собой его супруга. Сенека, античный философ, родился в Кордове (Испания) в семье римского «всадника» и знаменитого ритора Луция Аннея Сенеки. В итоге ушел со двора императора, отдал дарованные богатства и стал жертвой тирании Нерона. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию.
Разум. Конечным выражением добродетельного состояния является «постоянство» (constantia, tranquillitas aninu De const. Я не буду противиться. С. пытается преодолеть пропасть, к-рая в учении стоиков отделяет нраветв. В трактате «О счастливой жизни» Сенека доказывает, что счастье невозможно без добродетели, как будто в оправдание себе, прибавляет, что есть и другие блага, как, например, здоровье и обеспеченное состояние, которые, если не составляют необходимости, то полезны для счастья, что не должно презирать богатства, не следует только давать ему владычества над душой.
получил наивысшую из возможных должностей. Гораздо занимательнее небольшие рассуждения Луция Аннея Сенеки о некоторых основных мыслях стоической морали, как, например, рассуждение «О промысле», доказывающее благоустройством вселенной необходимость признавать божественный промысел и объясняющее, что истинный мудрец может подвергаться бедствиям, но никогда не подвергается несчастию, так как он выше всех случайностей жизни и самоубийство, дозволительное по учению стоиков, всегда дает ему возможность избавиться от несчастия. В 65 был обвинен в причастности к заговору Пизона и покончил с собой. Заговор Пизона дал Нерону желанный повод избавиться от скучного моралиста. Единство божеств, природы и человеч.
Я не боюсь перестать быть – ведь это все равно, что не быть совсем, я не боюсь переселиться – ведь нигде я не буду в такой тесноте» (имеется в виду тело, 65-е письмо кЛуцидлию). в форме, приближающейся к филос. Эти первые письма короче последующих каждое из них заключается афоризмом, вычитанным у какого-либо из философов-эпикурейцев, но по духу достойным назваться общефилософским. В последние же годы своей жизни Сенека познакомился во всей полноте и с учением эпикурейцев. На упрек, что сам он имея огромное богатство, живет не в соответствии со своей философией, С. отвечал: «Философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить». Удалившись от двора, Сенека вел жизнь еще более уединенную, чем прежде.
Философские произв. Нельзя нести военную службу. «Кто красноречивее его прославлял добродетель, – говорит Герлах, – кто беспощаднее бичевал порок. К тому же вы не оставите ни одной из ваших обязанностей: ведь число их неопределенно.
— Рим, 65 после Р. Х. ). Это произведение наполнено возвышенными афоризмами и рассуждениями о них, похожими иногда на проповеди. С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам. Il, 7 Ер. Образцом для Сенеки был Посидоний.
знания («Исследования о природе» VI 55 и др. ). В 57 получает должность консула. Но разве не нелепо плакать о том, что не жил тысячу лет тому назад.
С. признавал в принципе равенство всех людей, в т. ч. и рабов («Письма» 47 и др. ), в то же время с презрением относился к производит. В этот промежуток времени мы испытываем некоторое страдание. В этом проявляется пассивная позиция стоика, а активность должна проявляться в господстве над своими страстями, в том, чтобы не быть у них в рабстве. В «Письмах» Сенека ведет Луцилия от земных римских идеалов к высоким духовным, к полной независимости от внешних обстоятельств. Одного знания добра недостаточно, необходима еще и активная воля к совершению добра. Не было и не будет (письмо 77).
Некоторые места из Нового завета как будто списаны почти дословно с его сочинений» (т. В слоге его сочинений отражается шаткость его характера. аспекты, в к-рых С. искал опору для душевного равновесия («О счастливой жизни» 15, 5 и др. ).
Для С., Бог есть Огонь и Тело, высший Разум – Зевс или Юпитер. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. В «Письмах» Сенека излагает систему стоической этики. Сенека был сослан в первый год правления императора Клавдия.
Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Он и сам все это понимал и пытался, насколько возможно, объяснить такое положение. Философия, согласно Сенеке, является нравственно-религиозным руководством в жизни. Он жил не в соответствии со своими принципами. В 57 г. он стал консулом, т. е.
Иным способом этого не достичь». Императив формулируется как «золотое правило»: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому (Ер. Сравнения его всегда необыкновенно метки, порою остроумны, порою поэтичны. Тогда он вошел в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это – возлияние Юпитеру Освободителю». В 57 получает должность консула. Удаленность от столицы, созерцание мира во многом определило будущие взгляды Сенеки.
«Та жизнь счастлива, – говорит он, – которая согласуется с природой, а согласоваться с природой она может лишь тогда, когда человек обладает здравым умом, если дух его мужествен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам, если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении своих физических потребностей, если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом». В 50 году мать императора Нерона повлияла на то, чтобы вернуть Сенеку с Корсики.
19. мудреца (появляющегося, по словам С., раз в 500 лет) от безнравств.
Агриппина поручила ему воспитание своего единственного сына Нерона, которому тогда было двенадцать лет. соч. Тот спросил трибуна, готовится ли Сенека к добровольной смерти.
Кто умер, не чувствует страданий (письмо 99). Сын Сенеки Старшего (известного ритора) в молодости приехал в Рим, где получил первое представление о стоицизме у Аттала и Сотиона (см. sap. В трагедиях Сенеки философские идеи выполняют пропедевтико-педагогическую функцию. Принудили к молчанию – пусть безмолвным присутствием помогает гражданам. философ и писатель, один из гл.
С 1878 года она находится в Берлине. Доносчики обвинили Сенеку в заговоре. Он считал, что время – самое важное, что есть у человека, вот таким образом его необходимо беречь. Знание это то, что делает человека ученее, но не лучше.
Всего этого Сенека избегал. Калигула (см.