Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. В Бангкоке есть золоченые пагоды (в Амритсаре и Мандалее). В послевоенный период перед страной стояла задача скорейшего восстановления городов и архитектура стала приоритетным направлением народного хозяйства. Дворец был построен в 1667 – 1668 гг. После утверждения христианства на Руси начали строить древние соборы из камня. Очень возможно, что иногда состав артелей был несколько сокращенным и тогда для ведения работ широкого масштаба приходилось брать помощников на месте.
Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Кирпичные плиты, парапеты хор и полы исполняли из местного сланца (красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет. Новгородский Софийский собор, построенный русскими мастерами в 1045—1050 гг. Во многом сходна с киевской архитектура древнего Чернигова. Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год.
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Чуть раньше строительства монументальной киевской Софии в соседнем Чернигове, втором по значению городе «Русской земли», по приказу великого князя Мстислава Храброго (10241036), бывшего соправителем всей Киевской Руси вместе с Ярославом Мудрым, был построен знаменитый Спасо-Преображенский собор (1031—1036), который многие годы был кафедральным храмом всего города. В апсиде традиционно изображали Богоматерь Оранту (Молящуюся), причастие апостолов и фигуры святителей.
(Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. В строительстве в основном применяется камень используются железные связи. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы.
Тенденции творческого переосмысления византийской традиции строительства храма и самостоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в связи с быстрым развитием древнерусских городов. Начало строительства в 1045г. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. На плане здания они образуют фигуру креста, над центром которого возносится большой купол. Сруб – исходный элемент всего деревянного сооружения. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты.
Храм св. В самом начале XII в. сложилась третья артель – в Новгороде. «Плинфотворители» Древней Руси: Тез.
Изобретение бетона способствовало расцвету строительных технологий в Древнем Риме. Народная музыка (языческая). Особенно нарядны избы Нижегородского края, что на реке Волге.
Многовековая история характеризует и определяет древнерусское зодчество, как «русская античность», «золотой век», основные проявления которого отображались в гармонии материального и духовного, высоких и недосягаемых образцах, неповторимой уравновешенности. Памятники архитектуры древнего Новгорода XIII – XIV вв. : церкви Параскевы-Пятницы (1207 г. ), Николы на Липне (1295 г., среди болот – «липны»), Федора Стратилата на Ручью (1360 – 1361 гг. ), Успенская церковь на Волотовом поле (1352 г. ), Спаса на Ковалеве (1345 г. ), Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г. ) и др. Зодчество Древней Руси. (Воронин Н. Н. Т. 8.
При всем том русская архитектура XII-XIII вв. К. Архангельский собор. XII в. в Смоленске работала уже не одна, а две строительные артели. (Недаром Даниил Заточник в своем «Слове» приводит красочную пословицу: «Лепши есть камень долотити, нежели зла жена учити».
В книге «Стиль и эпоха» он размышлял, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. 12в. (Воронин Н. Н. Гражданская архитектура Владимиро-Суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно. Примечательны также такие деревянные шатровые храмы как Успенская церковь в Варзуге, церковь в Панилове Архангельской области и др. СПб., 1841. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк.
На Руси впервые появляются большие строения и храмы в Х веке. Богатые посадские дома и хоромы (большой дом). В деревянных постройках объемно-планировочная структура определялась бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами однако при всей жесткости деревянной строительной системы народные мастера-зодчие умели композиционно ее разнообразить и пластически оживить. Зодчество Северо-Восточной Руси Т. 1. Но это Восток.
Не удивительно, что уже в начале XII века искусство новгородских «древоделей» получило общерусскую известность. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Фреска Дмитриевского собора «Страшный суд» создана византийским и русским мастерами. Все ворота города были каменными.
Про Алимпия рассказывали, что иконописание было главным средством его существования. При белокаменном строительстве (в галицкой и владимиро-суздальской архитектуре) кладку, по-видимому, вели те же мастера, которые отесывали и обрабатывали камень. 1036). Русское деревянное зодчество.
В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. Ее высота составляет 62 метра, толщина стен – от 2 до 4 метров. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году».
Также многоглавие привносило в композицию пышность и торжественность. С 50-х годов XVI века шатровый стиль народной деревянной архитектуры начинает проникать в каменное зодчество.
Под 6707 (1199) г. ) Впрочем, под термином «мастер», очевидно, понимали не только зодчего, поскольку при построении г. Холма упомянуты «мастера всяции». (Раппопорт П. А. Строения возводились на подклете (имел значение цоколя).
В этом случае кирпичная кладка могла быть выполнена за четыре сезона. Berlin, 1984. Подобных частей в соборе на Протоке около 15. Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Ни в одном памятнике второй группы подобных особенностей нет.
В XII веке ведущей стала архитектура башнеобразного типа. Чаще всего употреблялся термин «мастер». Л., 1986. Она была перенесена Андреем Боголюбским из Киева во Владимир, откуда и идет ее название.
С. 36). Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений. Вот таким образом большое строительство в настоящее время не ведется. Теперь самостоятельные кадры строителей существовали в Киеве (в начале XIII в. они перешли в Чернигово-Северскую землю), Галиче, Новгороде, Гродно и по две артели во Владимиро-Суздальской земле и Смоленске. Таким образом, даже ко времени наибольшей интенсивности строительства в домонгольской Руси было всего восемь или девять самостоятельных организаций, способных вести монументальное каменно-кирпичное строительство. Ширина проезда 6, 4 метра. Так подчеркивалась сила и величие державы, а храмовое зодчество отражало «дух эпохи» идею общерусского могущества, укрепляющую в христианах веру в силу государства и правителя.
Главный храм св. Десятинную Богородичную церковь в Киеве, которая была построена в 989—996 гг. Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружён прирубами с трёх сторон. Отеска камня — работа очень трудоемкая.
В начале XII века он превратился в вечевую республику. Это повлияло на выделение и складывание новой системы постройки храмов. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. семинара «Чернигов и его округа». Софии в Новгороде (1045 – 1052 гг. ) строится в детинце на месте сгоревшей дубовой церкви (989 г. ).
В плане здание представляет собой равноконечный крест. Београд, 1988. Срубы: прямоугольные, четверики, реже шестерики, восьмерики. Они дополняются архитектурными приемами и стилями друг друга. Под 6979 (1471) г. см. В Смоленске, например, в конце XII — начале XIII в. в одной из артелей трудились два зодчих, «почерк» которых был несколько различен.
М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Башни Московского Кремля (их 20): Спасская, Тайницкая, Беклемишевская, Свиблова башня, Царская, Набатная, Костантино-Еленинская, Петровская, Вторая Безымянная, Первая Безымянная, Благовещенская, Водовзводная, Боровицкая, Оружейная (или Конюшенная), Комендантская, Троицкая, Кутафья, Угловая Арсенальная, Никольская, Сенатская. Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710).
С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. Его называют самым белокаменным, самым совершенным русским храмом. высокий. S. 36. ) Таким образом, термин «мастер» использовался для обозначения как зодчего и строителя, так и всякого квалифицированного ремесленника. Стены и башни возводились 10 лет, с 1485 – 1495 гг.
Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Ни в одном памятнике второй группы следов деревянных связок в основании стен нет, что свидетельствует о строительной традиции идущей от памятников Полоцка. Владимирская Божия Матерь – одно из совершеннейших произведений мирового искусства. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».
Суслов являлся не только редактором всех семи выпусков этого издания, но и автором большей части приведенных здесь обмеров древнерусских памятников. Перебазировались в другой город они тоже большей частью целиком. В них были опубликованы материалы, собранные как самим В. В. 4. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений.
Выдающимся ансамблем русского деревянного зодчества является погост Кижи.
Недаром говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. Далем, А. М. Каменные соборы и церкви служили не только декоративным идеологическим целям, но также были местами хранения товаров и казны, библиотеками. В Новгороде с сер.
Знак на кирпиче: «Яков тв», конечно, обозначал, что Яков был плинфотворителем, а не зодчим (см. 1985. Дмитрию).
Общее количество памятников древнего смоленского зодчества, которое нам сейчас известно, вероятно, меньше того, что было построено в действительности какая-то часть древних памятников, очевидно, еще не выявлена. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. также: Рорре А. Op. Широко распространилось в Киевской Руси и искусство миниатюры. Храм является воплощением строгой и мужественной красоты и находится в удивительной гармонии с северным пейзажем.
В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников. М. Л., 1950.
Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. Христианство – это религия откровения. Для них архитектура древнерусского государства имела сакральное значение.
Berlin, 1984. Кроме того, здесь хранилась государственная казна великих правителей. за 35 лет, нам известно семь памятников смоленского зодчества.
С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи – мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетах или в два этажа. Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-е гг. ). Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. Древнерусское искусство следовало канону. Под 6627 (1119) г. ) и зодчий Кирилловской церкви в Новгороде («а мастер бяше Коров Якович с Лубянеи улице» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.
С. 83. В период раздробленности складывались различные архитектурно художественные школы. Ведущие мастера-зодчие, очевидно, были тесно связаны со своими артелями. Традиционно повалуша располагалась в передней части хором. В самом начале XII в. сложилась третья артель — в Новгороде. Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие.
Образцом для нее также служили византийские церкви, но здесь уже проявляются своеобразные национальные черты, учитывается окружающий пейзаж. ист. -археол. Каменное строительство получило определенное развитие с кон. Были здесь подсобные помещения: одрины (амбары), медуши для хранения меда, бани, погреба. Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки.
По именам нам известно всего четверо русских зодчих домонгольской поры: строители собора Юрьева монастыря в Новгороде — Петр (1119 г. ), собора Евфросиньева монастыря в Полоцке — Иоанн (середина XII в. ), Кирилловской церкви в Новгороде — Коров Яковлевич (1196 г. ), стены у Выдубицкого монастыря в Киеве — Петр-Милонег (1199 г. ). О взаимосвязи русских архитектурных школ на рубеже XII и XIII вв. РА ДРЕ. Раппопорта. ) На рубеже XI – XII вв. Разной была и украшающая дома резьба.
Интерьеры начинают терять свою замкнутость, большую роль играет освещение, то есть церкви XVII века далеки от средневекового облика. Под 6768 (1260) г. ) Точно так же и позднее, в XIV – XV вв., мастерами обычно называли зодчих, но упомянуты и «мастеры всякие, спроста реци плотници и горнчары». Среди переяславских построек были и бесстолпные храмы. И уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельное самостоятельное изображение как правило, написанных на доске.
Архитектура Новгорода. Эта церковь служила усыпальницей, о чем свидетельствуют захоронения. Москва, подвергшаяся разорению, начинает отстраиваться.
Архитектурные школы Древней Руси // Арх. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. (Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. При белокаменном строительстве (в галицкой и владимиро-суздальской архитектуре) кладку, по-видимому, вели те же мастера, которые отесывали и обрабатывали камень. Эту фразу приводит Н. Н.
Павла серый, а в Париже сверкает только мост Александра Третьего. Рогов) утверждает, что строительство этого храма было начато только в 1040-х гг. Под 6683 (1175) г. ) было больше, чем в артелях, ведших кирпичное строительство. Количество строительных артелей в Древней Руси было сравнительно невелико.
4. (Воскресенская летопись // ПСРЛ. Тем не менее ученые предполагают, что у восточных славян «были деревянные рубленые языческие храмы», способы сооружения которых перенесены впоследствии на христианские церкви. Так, во время осады города Галич в 29 г. в одной из церквей было размещено войско и вооружение, о чем и написал летописец: «Бе бо град створен на церкви». Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружался восьмиугольный сруб (восьмерик). Смоленскую церковь архангела Михаила строили смоленские мастера (кроме кладки стен второго строительного сезона, когда работали полоцкие каменщики), но под руководством полоцкого зодчего.
Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. Возможно, в Средние века верхушки минаретов покрывались отражающим материалом. Павлиновым и другими их собратьями по профессии и учениками. Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества -- Дмитриевский собор (1194--1197), служивший придворные храмом. После революции востребованным оказался и Алексей Щусев. Во второй половине 11в. Это недоразумение.
В XV веке завершается «золотой век» новгородской культуры, архитектуры. Вокруг «детинца» формировался «окольный град» («посад»), который дополнялся предградьями и ремесленными поселениями. (Раппопорт П. А. С. 84. ) Учитывая, что каждая артель, как правило, могла работать лишь на одном объекте, а возведение храма средней величины занимало не менее 3 лет (в Новгороде всего 1 год), можно подсчитать, что даже в это время за каждые 10 лет на всей территории Руси могли строить не более 30 каменных или кирпичных церквей. Сооружение со всех сторон окружают небольшими фронтончиками, громоздящимися друг над другом. (Раппопорт П. А.
Но в этом, конечно, был и символический смысл. В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого. Крест Храма Гроба Господня тоже засиял совсем недавно.
Один дружинник князя «разобрал» часть кровли и расстрелял запертых половцев из лука. используя мастеров всех специальностей. (Раппопорт П. А.
В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. С созданием единого государства стал формироваться общерусский стиль. Столбы соединялись арками, поддерживавшими барабан купола. (Происхождение этого термина в древнерусском языке пока не имеет объяснения (см. : Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 1505 году венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) заложил новый собор – Архангельский, который был закончен в 1508 году. Это небольшой храм с единым внутренним пространством, без опорных столбов, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим в виде отдельного объёма алтарём. В эпоху правления Елизаветы Петровны в России получает развитие новое направление в русском барокко— елизаветинское барокко. Воронин (см. : Воронин Н. Н.
Монументальные здания прошлого века сменились небольшими иногда даже «декоративными» постройками. В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс.
Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др. Московское или «нарышкинское» барокко. Гридница предназначалась для пиров и для приема пщи в торжественных случаях. В середине XVII века строители уже пользовались переводными руководствами: «Книга, в ней писаны, как учить делать каменного дела церквей или палат». Так, для времени от закладки Борисоглебского собора (1145 г. ) до 1180 г., т. е. Вводились и новые мотивы.
Третья группа авторов (А. докл. Это главное здание МГУ на Воробьёвых горах, жилой дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, высотное здание на площади Красных Ворот и гостиница «Ленинградская».
Раппопорта. ) На рубеже XI —XII вв. Церковь Вознесения в Коломенском. Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии. На основании изучения памятников архитектуры древнего Смоленска можно попытаться подсчитать количество каменщиков, работавших при возведении храма. Художник Н. Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок.
Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. Или икона «Спас Нерукотворный» (также XII в. ), на которой Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. (Недаром Даниил Заточник в своем «Слове» приводит красочную пословицу: «Лепши есть камень долотити, нежели зла жена учити». По образцу киевского храма выстроены соборы Св.
Чебышев советовал молодому механику посвятить себя целиком теоретической деятельности, работать в академии. Единственный в мире пятишатровый храм— Троицкая церковь в селе Нёнокса. Чаще всего употреблялся термин «мастер». Под 6497 (989) г. ), Успенский собор во Владимире («из всех земель все мастеры» (Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. В иконе «Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты.
Основное ядро строительной артели должны были составлять каменщики, т. е. Иностранцы, хорошо знавшие Русь, называли ее страной городов – Гардарикой. Принципы каменного строительства были заимствованы русскими зодчими из Византии. мастера, которые вели кладку фундаментов, кирпичных или каменных стен и сводов. Большинство новгородских и псковских памятников сооружены как бы из отдельных монументальных глыб, слепленных рукой человека.
Киев, 1987. Преимущественно деревянный характер древнерусской архитектуры обусловил то печальное обстоятельство, что многие архитектурные памятники 10–17вв. Т. 2. Лемех – старинный кровельный материал, деревянная «черепица» для покрытия куполов, бочек, кокошников, луковичных головок православных храмов изготовлялась из осиновых дощечек, концы которых заострялись в виде ступенчатого клина («городчатый») либо имели округлое завершение или треугольное, – отсюда и название «лемех», т. к. Вообще следует отметить, что изготовители кирпича нередко отделялись от основного состава строительной артели.
Под 6658 (1160) г. ), Успенский собор Киево-Печерского монастыря («мастери церковнии» (Патерик киевского Печерского монастыря. Представлял собой пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с юга, запада и севера двумя обходами – галереями. New Jersey, 1971. В 1620 году возобновляется деятельность Приказа каменных дел (мастера здесь стояли на службе). Под 6702 (1194) г. ) Мастерами названы зодчий новгородского Георгиевского собора Юрьева монастыря («мастер трудился Петр» (Новгородская третья летопись // ПСРЛ.
Выгодное место для строительства: там, где Клязьма впадает в Нерль (Клязьма впадала в Оку, а Ока в Волгу). Эту фразу приводит Н. Н. Грановитая палата Московского Кремля служившая тронным залом (высота верхней точки свода 9 м), зодчие Марко Руффо и Пьетро Солари (ее называли Великой, Большой, Золотой, Малахитовой).
мастера, которые вели кладку фундаментов, кирпичных или каменных стен и сводов. Исследование наиболее крупных строительных центров (Киев, Смоленск, Новгород) показало, что работа строительной артели приводила к созданию непрерывной цепи памятников, возведенных один за другим без существенных перерывов.
Внутри в соответствии с византийскими образцами храмы украшались фресками и мозаиками. Под 6704 (1196) г. ). Храм оказал серьезное влияние на дальнейшее развитие каменного зодчества. Наиболее вероятно, что он пришел на Русь вместе с первыми греческими строителями и отвечает средневековому греческому слову maistor, которое в свою очередь заимствовано из латыни (в записи: magistr — magistor). Здесь на Волге любили растительные орнаменты. М., 1978. Искусствоведы отмечают в этой иконе лирику, мягкость, глубину выраженных в ней чувств.
Эскизам была присуждена бронзовая медаль. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. Деятельность древнерусских зодчих никогда не обозначалась термином «творить». ) Каковы были точные функции древнерусского зодчего, нам пока не вполне ясно. После Спасского собора был возведен Софийский собор в Киеве. Древнейший сохранившийся памятник иконописи – икона «Владимирской богоматери». Указ.
Типовая архитектура продолжала своё развитие вплоть до распада СССР. Византийское зодчество создало классический тип крестово-купольного храма. «Образ» по-гречески – икона. Возглавлял ее руководитель – зодчий.
Часть храмов перестраивалась. Моменты дарования свыше, откровения запечатлены на древних иконах. Внешнему его облику особую суровость предавали стены, сложенные из неправильных блоков грубо отесанных камней, скрепленных розоватым (от примеси толченого кирпича) известковым раствором. Кроме того, во время войн эти постройки легко превращались в донжоны-крепости. Здесь князь или боярин собирался с дружиной именно здесь было «отнее» место, т. е. отцовское, – княжеский престол, здесь решались вопросы войны и мира, принимались послы других правителей, проходили пиры.
П. А. Для его возведения были приглашены русские зодчие из Пскова. Сокровища древнерусского зодчества были для Баженова неиссякаемым источником вдохновения. Помимо каменных церквей были широко распространены и деревянные. Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. сохранились в Софии Киевской.
Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. М., 1962. Тын – изгородь из кольев и лозы (плетень) – отделял один двор от другого.
К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089 взорван в 1942 г., восстановлен в 1990-е), соборы в Ростове и Суздале. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. С. 402. ) Очевидно, что эти особенности почерка отражают строительные традиции, т. е.
Строились даже тюрьмы – порубы и темницы. Иконы эти на Руси копировали им подражали. Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). На Руси до 18 века не знали скульптурных памятников.
киевской, артелью, но под руководством приехавших из Константинополя зодчих (судя по Печерскому патерику их было четверо). Под 6658 (1160) г. ), Успенский собор Киево-Печерского монастыря («мастери церковнии» (Патерик киевского Печерского монастыря. Полоцкое зодчество XII в. // CA 1980. Вся верхняя часть наружных стен собора сплошь покрыта резными украшениями.
Видимо ими же в 60-х годах XI века построен из дуба собор в Ростове. Этот собор представлял собой большое пятинефное семикупольное здание с тремя апсидами и одноэтажной галереей по всему его периметру. Рязань Касимов. ипервый Софийский собор в Новгороде – предшественник белокаменной Софии.
Культовые постройки на Руси: церкви, часовни, многоглавые храмы. Основной пятинефный объем завершен пятью куполами. Каргер, П. Толочко, А. Комеч) в Киеве и других городах Древней Руси.
АРХИТЕКТУ. Указ. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен.
10 – нач. Первоначальный облик храма и существующий. Стольный град Киев резко выделялся среди других городов. В 1484 году началось строительство нового здания.
Каргера показали эволюцию русской архитектурной мысли и ее связь с этапами развития феодальных отношений и с княжескими или боярско-посадскими элементами в городе. Зодчие и строители древнего Смоленска // Древняя Русь и славяне. Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. Воронина и М. К.
В богатом доме у клети было другое название – гридница, т. е. Т. 2. В этот период особенно интенсивно стал застраиваться Киево-Печерский монастырь, основанный Феодосием Печерским в 1062 г. В частности именно тогда в этой древнейшей киевской обители, ставшей главным центром русского ортодоксального православия, был построен главный храм монастыря — однокупольный Великий Успенский собор (церковь Богородицы) (10731078), а затем Надвратная и Михайловская церкви (11061108), где находилось прекрасное мозаичное полотно с изображение Дмитрия Солунского. Сравнение его с другими византийскими памятниками показывает, что аналогий ему нет. Высота Софии новгородской на 2 м с небольшим превосходит киевскую (28, 5 м).
Но зодчие этого города внесли в строительство и много своего, нового. Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке. Церковь была вынуждена санкционировать эти новшества. С тех пор она приобрела тот облик, который мы сейчас знаем и по праву стала называться Иван Великий, на многие века став главной московской вертикалью. Древнерусский город, его планировочная структура.
Отсюда и название -- крестово-купольные храмы. Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. В тоже время используются традиции деревянного зодчества.
Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. 3. В отличие от Византии на Руси строились церкви с шатровым навершием. Под 6683 (1175) г. ) было больше, чем в артелях, ведших кирпичное строительство.
Административным и идеологическим центром города был «детинец» («вышгород»). P. 55) Очень вероятно, что руководитель строительной артели имел помощника (или ученика), а может быть, даже двух или трех. Уже в первоначальном виде собор свидетельствовал об успешном использовании романской архитектуры (перспективные порталы, аркатурный фриз (пояс с колонками), кубические капители, обильное применение резного камня) был шестистолпный, трехнефный, одноглавый. В ряде случаев архитектура очень чутко отражала политическую историю страны: кратковременное соперничество Чернигова и Киева сказалось в одновременной постройке монументальных соборов (Чернигов – 1036 г., Киев 1037 г. ). (Раппопорт П. А.
Но существуют и другие различия. С. 68 Иоаннисян О. М., Раппопорт П. А. Особое место в культовой архитектуре XVII столетия занимают шатровые храмы (шатры возводятся ради выразительности силуэта): церковь в с. Медведково в усадьбе выдающегося полководца – князя Дмитрия Пожарского.
Т. 1. О постепенном становлении владимиро-суздальской школы живописи свидетельствуют сохранившиеся от домонгольского периода фрагменты фресок Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон, среди них – «Боголюбская Богоматерь» (середина XII в. ) и «Дмитрий Солунский». Очень вероятно, что изготовление оконного стекла или свинцовых листов для кровли не входило в компетенцию артелей, поскольку эти сложные специальности не были неразрывно связаны со строительством.
Под 6704 (1196) г. ). Крупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество.
С. 578). Отмечено, что при перестройке Успенского собора во Владимире «не ища мастеров от немець». Т. 3. Но в широком смысле иконой, т. е.
Как я уже говорил выше, горница располагалась над подклетью и под теремом. Вот таким образом из-за увеличения размеров прибавили два нефа. Они похожи на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой.
Интерьер храма очень невелик: 8, 5 х 8, 5 метров при очень значительной – 41 метр – высоте. Так, для времени от закладки Борисоглебского собора (1145 г. ) до 1180 г., т. е. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). оказались утраченными. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий.
С. 328) Вот таким образом возможно, что в таких артелях количество каменщиков (вернее – каменотесов, в летописи – «каменьници» (Ипатьевская летопись. выше, с. 25). Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Застройка шла стихийно, образуя прихотливую сеть улиц.
Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии.
(Раппопорт П. А. По мнению целого ряда ученых (В. Фреска – это живопись водяными красками по сырой штукатурке.
Конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. Форма креста. В этом отношении данные храмы продолжают традиции смоленских построек предшествующего времени, а те в свою очередь связаны с храмами Чернигова.
Архитектура Московского княжества. СПб., 1841.
Воронин (см. : Воронин Н. Н. Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Используются традиции строительства из прошлого, в частности, «сталинская архитектура» в Триумф-Палас. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. зодчий был в то же время и главным каменщиком. Л., 1986.
Храм должен был вмещать много людей. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». Строительные артели обычно работали в полном составе, т. е.
Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство – более 8. 6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе. Создание строительной артели в Гродно в 80-х гг. Первоначально не был отштукатурен.
Клеть – это деревянное строение в виде четырехугольного сруба (в России – изба). М., 1967. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786). Колокольня Ивана Великого. Следовательно, для возведения на высоту 5 м, т. е. Таким образом, по количеству возведенных зданий, по очередности и темпам строительства можно судить о наличии в данном городе строительной артели и о ее деятельности. От этого сооружения до нас дошел лишь фундамент.
Знаменит храм Покрова на Нерли (1165).
«Град Москва» заложен Юрием Долгоруким в 1156 году. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811). Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года.
Одно из наиболее известных – изображение Дмитрия Солунского. Софии в Киеве, согласно легенде, начинает возводиться в 1037 году (по другим данным в 1019 – 1031/32 гг. ) на месте древнего монастыря. преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ).
Зодчие и строители древнего Смоленска. Очевидно, что начиная с 80-х гг. Собор был разрушен во время Великой Отечественной войны, на данный момент восстановлен. В Москве возводятся «хоромы каменные», княжеские палаты. докл.
Венцы накладываются один на другой и в результате образуется сруб. Распространение – в Москве и Подмосковье. Такая обстановка складывалась далеко не везде и вот таким образом (кроме фактов переезда строительных артелей) довольно часты случаи, когда приезжал только зодчий, бравший на себя руководство местной строительной артелью. Истобка – это слово прямо указывает на помещение с обогревом (теплую хату). в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем).
Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества. Т. 2. «С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство. Пять апсид, пять нефов, тринадцать глав. оказались утраченными. И таких шедевров Новгородская земля дала немало.
В данный период развивается тип бесстолпного храма.
1985. Совершено это убийство было в истобке – теплой хате с печью, крытой сеном или соломой. Однако большинство историков (М. Наконец имеются различия и в знаках на кирпичах.
Росписи храма св. Собор как центр общественной жизни Киева воплотил в себе философию, этику и эстетику Руси, стремящейся к национальному самоопределению. Не так часто мы можем назвать авторов соборов икон, декоративно-прикладного искусства роль творца церковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем. Угловые части храма также покрывались купольными сводами. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.
В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр. Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю. В качестве основного строительного материала использовался особый тонкий кирпич — плинфа. Когда он погиб в пожаре, летописец отметил, что это была «соборная, дивная и великая церковь, какой еще не было и не будет». С. 83.
(Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Т. 3. Самые. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др.
Усвоив на рубеже Х и XI вв. А с другой стороны – дерево позволяет очень быстро возвести новое строение. По мере нарастания высоты усиливается пластичность и декоративность форм.
Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей. связаны с прохождением данных артелей. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. С. 68 Иоаннисян О. М., Раппопорт П. А. семинара «Чернигов и его округа».
Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. В храмовой архитектуре городов преобладают четырехстолпные храмы. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. Строительство велось с 1555 по 1561 годы. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий— палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом.
Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». К Руси это относится с некоторой поправкой. На западной стене размещались портреты самого Ярослава Мудрого, его старшего сына новгородского князя Владимира, сестры великого князя Ирины и его безымянной старшей дочери, которые фланкировали (обрамляли) с двух сторон фигуру Иисуса Христа, сидящего на троне. (Раппопорт П. А.
Чуть позднее в «русском» орнаменте стал распространяться так называемый «звериный» или «чудовищный» стиль, когда, наряду с изображением различных растений и геометрических фигур, страницы рукописных книг стали украшать фигурами библейских чудовищ и птиц. Ансамбль Новодевичьего монастыря. Второй тип врубки – «в лапу» – сложнее первого, но прочнее конструктивно. Новгородское восстание 1136 г. приостановило княжеское строительство в Новгороде и открыло дорогу боярскому.
В городах, в отличие от сельских поселений, складывается уличная система планировки. Красным называли окно с рамой или колодой. Кроме того, в горнице обязательно была русская печь: четырехугольная или круглая, расписанная, с изразцами. ВНЕЙ РУСИ. (Тенденция к разделению функций архитектора и каменщика в западноевропейской архитектуре появляется в основном с XIII в. Так, французский проповедник и писатель Никола де Биар (XIII в. ) с удивлением сообщал: «Стало обычаем, что на больших стройках есть главный мастер, который руководит работой словами, а очень редко или вовсе не прикладывает рук к делу».
Сусловым, так и его коллегами Л. В. Вероятней всего, влияние было двусторонним. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. Из камня возводилась стена из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполнялся щебнем и заливался связующим раствором.
Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуре Руси вплоть до Нового времени. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе.
Эта традиция живет и до настоящей поры. На стенах киевской Софии было много фресок. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. Сейчас многие памятники восстановлены. они напоминали лемех плуга.
1) «Старая кафедра» в окрестностях Владимира-Волынского // СА 1977. Т. 8. XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. Расширяется Китай-город в Москве. 4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. (Там же.
Так, в XI в. существовала только одна артель — в Киеве. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины.
В редких случаях можно отметить наличие в одной земле двух строительных артелей. Стоит отметить, что данный временной период отмечен деревянным строительством. соч.
Т. 2. Легенда и история. Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Архитектурный образ: ощущение устремленности ввысь, стены не совершенно вертикальны, в середине стены аркатурный пояс (в романской архитектуре в Европе он чаще всего завершал стены) благодаря зрительному восприятию верхняя половина стены казалась больше, выше узкие окна второго яруса нарочито сделаны выше нижних окон, апсиды небольшие, почти плоские. На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура.
Стены домов украшались резьбой имевшей как декоративное, так и магическое (охранительное) значение (последнее осталось с языческих времен). С восточной стороны, где размещался алтарь с иконостасом, к храму пристраивали полуокружные выступления — апсиды, а внутри все пространство храма делилось не межрядные пространства — нефы. Под 6497 (989) г. ), Успенский собор во Владимире («из всех земель все мастеры» (Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Сибирские дом просторные, часто их рубили из пихты или кедра, во многих домах было три-четыре горницы, а иногда несколько домов соединялись переходами (сенями), чтобы удобно было жить большой семьей.
за 35 лет, нам известно семь памятников смоленского зодчества. // Студеница и византиiска уметност око 1200 године. Очевидно, что в это время (до 1180 г. ) в Смоленске работала одна артель, которая не могла вести параллельное строительство двух объектов одновременно.
С XII – XIII веков появляются архитектурные школы древней Руси. С ХII – XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. М., 1962. Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал – известняковую плиту. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.
В конце 1940-х— начале 1950-х в Москве были построены «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. интенсивное строительство велось в Переяславле. Позднее складывалась новгородская школа живописи. «Древнерусский» или «старовизантийский» орнамент, пришедший на Русь из Византийской империи имел в своей основе не только растительные мотивы, но и целый ряд простых геометрических фигур, в частности, прямоугольников, кругов и арок.
Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова. Перекрытие производилось обычно на два ската. В этом случае кирпичная кладка могла быть выполнена за четыре сезона. (Раппопорт П. А.
большая клеть (или большая изба). S. 331) Так названы зодчие, строившие Десятинную церковь («мастери от грек») (Повесть временных лет. Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу примы, кающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Софийский собор в Полоцке, сооруженный русскими зодчими и мастерами в 1040—1060-х гг. Внешнее культурное вторжение византийской культуры сыграло роль катализатора, вывело и дремотного равновесия, оно обогатило древнерусскую культуру. Жемчужина древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли (1165 г. ). Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся.
X – нач. Наименования ворот повторяет название знаменитых Константинопольских «врат». Первая каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве (конец X в., разрушена в 1240 г. ) была возведена греческими мастерами. (Ипатьевская летопись // ПСРЛ. А вот описание терема из сборника «Древних российских стихотворений» Кирши Данилова: Три терема златоверхие, Да трои сени косящаты, Да трои сени решетчаты, Хорошо н теремах изукрашено, На небе солнце, в терему солнце, На небе месяц, в терему месяц, На небе звёзды, я терему звёзды, На небе заря, в терему заря – И вся красота поднебесная.
Но существуют и другие различия. 11 вв., что было граничит с Крещением Руси. Да, есть существенный недостаток – дерево очень хорошо горит.
Основные памятники архитектуры. Внешнее убранство новгородского храма также отличалось от своего «двойника», поскольку он абсолютно не имел декоративных украшений и выделялся традиционной для северной архитектуры «суровой монументальностью». Скульптурный декор церкви.
Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь Св. С восточной стороны к зданию примыкали три граненых или полукруглых помещения-- апсиды, В средней апсиде размещался алтарь, отделенный от основного помещения храма невысокой алтарной преградой в виде аркады (зачаток позднейшего иконостаса). Под 6979 (1471) г. см. временем правления великого киевского князя Владимира Святого.
31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва. также: Рорре А. Op. Ведущие мастера-зодчие, очевидно, были тесно связаны со своими артелями. Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. С восточной стороны -- три апсиды.
(Раппопорт П. А. представляет собой известное единство. Зодчество Древней Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры.
Другие авторы (А. Он расположен на Красной площади в Москве и все видели хотя бы его изображения. Древнерусские письменные источники называют зодчих несколькими различными терминами. Простояв 100 лет он был разобран из-за ветхости по Указу Екатерины II. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Общая композиция имела пирамидный характер. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София. (Ипатьевская летопись // ПСРЛ.
Вл. вхрамовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр. Архитектурные школы Древней Руси // Арх. Архитектура Киевской Руси. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божежественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную.
Это то, что сегодня называется срубом. В частности деревянная церковь Ильи в Киеве (первая половина X века). Это обстоятельство можно проверить, например, на памятниках Смоленска. Такое предположение высказал и любезно сообщил А. Поппэ (Варшава). Так возник придворно-княжеский стиль. (Воронин Н. Н. К XIV веку древнерусское зодчество уже имеет свои характерные черты.
Есть такое окно – мы находимся в горнице. СПб., 1857. Вероятней всего, влияние было двусторонним. ист. -археол. XI в. В 1031-1036 гг.
На холме предстояло вырасти храму. Указ. На стенах киевской Софии было много чисто бытовых сценок, например, такие известные фрески, как «музыканты», «скоморохи», «борьба ряженых», «кулачный бой», «акробаты», «гигант с шестом» и другие. Покрытия: двускатные, шатровые, бочкообразные использовались крыши кубчатой, луковичной, скирдообразной и других форм применялась и каркасная конструкция (для галерей, некоторых колоколен в XVII веке).
С неменьшей силой проявилось дарование Шухова и в науке. Полный перечень специальностей, работу по которым обеспечивала строительная артель, сейчас еще невозможно установить. Также в числе дворовых построек летописцы упоминают вышки, голубятни, вежи (башни). Зодчество Северо-Восточной Руси. В стране, относительно недавно принявшей христианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален.
В храмах на Протоке и на Окопном кладбище обнаружены внутристенные деревянные связи, лежащие в основании стен. Т. 2. Пирамидные перекрытия использовались при строительстве звонниц, первые из которых были выстроены ещё в XVI-XVII веках. Строительные артели Древней Руси и их заказчики // СА. Такая обстановка складывалась далеко не везде и вот таким образом (кроме фактов переезда строительных артелей) довольно часты случаи, когда приезжал только зодчий, бравший на себя руководство местной строительной артелью. И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. В Венеции и Флоренции церковные купола не покрывали золотом, в Лондоне купол собора Св.
Позже возникли шатровые и лукообразный купола. Киев, 1987. Наконец имеются различия и в знаках на кирпичах. S. 36. ) Таким образом, термин «мастер» использовался для обозначения как зодчего и строителя, так и всякого квалифицированного ремесленника.
Стена получалась нарядной испещренной цветными полосами. С. 330. ) Это позволяет нам произвести некоторые статистические подсчеты. После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Фундамент (1, 6 м) стены холм (высотой около 4 м). Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре.
Теперь самостоятельные кадры строителей существовали в Киеве (в начале XIII в. они перешли в Чернигово-Северскую землю), Галиче, Новгороде, Гродно и по две артели во Владимиро-Суздальской земле и Смоленске. Таким образом, даже ко времени наибольшей интенсивности строительства в домонгольской Руси было всего восемь или девять самостоятельных организаций, способных вести монументальное каменно-кирпичное строительство. СПб., 1857. «Плинфотворители» Древней Руси: Тез.
Основное ядро строительной артели должны были составлять каменщики, т. е. Если клеть отапливалась, то её называли избой. Но Шухов остался инженером — он горячо любил технику.
Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля. Здание церкви— это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. Если надо было увековечить какое-то событие или место, то ставили храм или часовню. XII в. в Смоленске работала уже не одна, а две строительные артели. Внешние объемы плавно повышаются к центру, главному куполу.
Постройка Алевиза оказала очень большое влияние на декоративное оформление русских храмов последующих десятилетий. При нем же было создано чудо русской архитектуры – храм Покрова на Нерли. Подкулольное пространство отводилось образу Вседержителя – Творца и Повелителя Вселенной. узоров и виньеток в конце каждой главы книги. Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты.
И. Э. Грабарь подчеркивал, что Древняя Русь по преимуществу страна зодчих. Наивысшего расцвета киевская культура достигла при князе Владимире и Ярославе Мудром. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг. ). Углубления затем заполнялись специальным розовым раствором, так называемой це-мянкой. При сооружении самого значительного памятника того времени – Софийского собора в Киеве (11 в. ) – древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества.
находились в развалинах. Замечательный памятник фресковой живописи – Софийский собор в Киеве. Модулем деревянных рубленых строений являются бревна из которых состоит сруб.
Мозаичные изображения уступали место фрескам. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идёт от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей. С. 287—294. ) увеличилось и количество самих артелей. Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века. Он слоился, легко затирался раствором.
В XII веке возводятся Золотые ворота (высота 14 м), Успенский собор (1158 – 1161 гг. ), Дмитриевский собор (1193 – 1197 гг., посвящен св. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. Церкви, которые сооружались в новообразованных политических центрах, объединяет техника каменной кладки и методы ведения строительства. Центральной фигурой живописи стал Джотто.
В это время прославился печерский монах-художник Алимпий, про которого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе зело». Под 6707 (1199) г. ) Впрочем, под термином «мастер», очевидно, понимали не только зодчего, поскольку при построении г. Холма упомянуты «мастера всяции». Между 1044 – 1066 гг. Киевская строительная артель в середине XII в. целиком переехала во Владимир-Волынский, но затем возвратилась в Киев. Ритмично уходящие ввысь своды киевской Софии были увенчаны 13 главами.
Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля. Большую роль сыграло применение местных строительных материалов. В его форме можно видеть органичный сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко. Его войско осадило город, а когда жители поняли, что не смогут отбиться, они стали возносить молитвы Господу. узоров и виньеток в начале каждой главы книги инициалов, т. е. Есть золотой купол в Дамаске.
Он вырубался блоком размером 50u50u50 см. М., 1967.
Не жалели бревен и труда на постройку – строили дом надежный, чтобы защищал от суровой сибирской стужи, долго служил хозяевам. Все школы не владеют исключительно собственными приемами. Т. 2.
Окруженный болотами и непроходимыми топями Новгород не стал добычей татаро-монголов. А где же еще есть золотые купола или другие детали кровли. Тип церкви-колокольни – храм Покрова в селе Филях под Москвой (1693 – 1694 гг. ): гармоничность, динамизм и торжественность композиции. Так обстояло дело в Киеве в 30-х гг.
У художественных традиций Венеции была собственная логика развития до конца 1570-х гг. Под 6702 (1194) г. ) Мастерами названы зодчий новгородского Георгиевского собора Юрьева монастыря («мастер трудился Петр» (Новгородская третья летопись // ПСРЛ.
Главный объем здания своей форме приближается к кубу, но каждый из пяти нефов имеет свое собственное скругленные перекрытия. Их основная целевая характеристика – использование в качестве наблюдательной вышки. Никитенко, В. Корниенко) датируют время закладки этого собора 1011 г., т. е. И многое объясняется в ней небесным дарованием. К этой земле относится великолепная икона «Оранта».
Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. Особенности архитектуры XVII века. Очевидно, что начиная с 80-х гг. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии. В Новгороде с сер. Культура Руси не стала простым продолжением культуры предшествующего времени.
Из кого же состояла строительная артель. Известнейшая его работа— особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900)— основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. С. 330. ) Это позволяет нам произвести некоторые статистические подсчеты. Поражает внутренний интерьер церкви.
Тип храма – центрический, ярусный, храм-колокольня. Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры. Площадь называется Соборной, так как здесь построены Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. Особой частью боярских хором или княжеских палат (разница между хоромами и палатами – первые деревянные, а вторые каменные) был терем – высокая башня с комнатами для женщин. Благовещенский собор (1484 – 1489 гг. ) – это домовая церковь московских государей, чем и объясняются его небольшие размеры, строили псковские мастера. Фундаментальным отличием горницы от избы – красное окно.
С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Так, если принять за основу расчет исполненный Н. Н. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. Дворцы и терема: Теремной дворец для династии Романовых (XVII век), Потешный, Патриарший дворцы.
Был задуман проект Дворца советов. О взаимосвязи русских архитектурных школ на рубеже XII и XIII вв.
В пределах твердо установившихся правил (плоскостность изображения, условность передачи фигуры, лица, архитектурного и природного фона) художники достигали огромной выразительности линейного ритма, силуэта, красочного пятна. Могучий барабан центральной главы прорезан 12 высокими окнами. Врубку «в обло» можно наблюдать только в очень старых зданиях и деревенских избах. 4. На стенах изображались библейские сцены и фигуры апостолов, пророков, святителей и мучеников, а также в традициях Византии – князья и их семьи. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым».
Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок – «в обло» и «в лапу». Следовательно, для возведения на высоту 5 м, т. е. Древнерусские письменные источники называют зодчих несколькими различными терминами. Зодчество Северо-Восточной Руси. Часто в таких усадьбах хранилось большое количество различных припасов («вино и овоща», «копья и стрелы разныя»).
Софии в Новгороде (1045–1050) и Полоцке. Кафедральный собор в киевском Дмитриевском монастыре (1070—1075), собор архангела Михаила в киевском Выдубицком монастыре (1070—1088), кафедральные соборы Михайло-Златоверхого и Кирилловского монастырей под Киевом (1080-е гг. ) и другие монументальные постройки. Десятками исчисляются изобретения Шухова. S. 331) Так названы зодчие, строившие Десятинную церковь («мастери от грек») (Повесть временных лет. Золотые ворота представляли мощную крепостную башню с широким (7, 5 м) проездом. Изначально данные сооружения применялись только в оборонительных целях (до XVIII в. ) и, что интересно, отдельно от церквей.
Чернигов, 1988. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, система пропорциональных построений и даже многие детали. Приемы врубок: «в обло» (с остатком), «в лапу» (без остатка), «в реж». Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас.
В центральной части апсиды размещался алтарь с иконостасом, в северной части — жертвенник, где находились хлеб и вино, которыми во время богослужения причащались прихожане и духовенство, а в южной части — диаконник, где хранились парадные ризы священников и разнообразная церковная утварь, в том числе кадила, миро, братины, ковши и т. д. русскими и греческими мастерами из первоклассного белого камня — туфа и знаменитого тонкостенного кирпича — «греческой» плинфы. Дома горожан и селян, дворянские и боярские и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. Крепостные сооружения: крепости, важным элементом которых были боевые башни («вежи»). (Лаврентьевская летопись. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. М., 1969.
В первых школах храмового зодчества трудятся мастера из Киева, Переяславля. Т. 1. С. 328) Вот таким образом возможно, что в таких артелях количество каменщиков (вернее — каменотесов, в летописи — «каменьници» (Ипатьевская летопись.
Есть и более древние свидетельства, но они такие смутные, что ученые до сих пор спорят, говорится о славянах или о каких-то других народах. С. 287 – 294. ) увеличилось и количество самих артелей. Строения уцелели вплоть до XIX века. Русский крестьянский дом: изба – четырехстенка, пятистенка, шестистенка. Собор увенчан пятью главами. Внутреннее пространство храма было украшено смальтовой мозаикой и фресками.
Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в. ). Золотые ворота были увенчаны надвратной церковью Благовещения. соч. Ясно, что главное образное впечатление должно создаваться наружным обликом здания. Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.
Halle (Saale), 1981. Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в 12в. Церковь Троицы в Никитниках (1631 – 1635 гг. ) строилась на средства богатейших купцов Никитниковых. Троицкий собор в Муроме, церковь Ильи Пророка в Ярославле, церковь Рождества Богородицы в Путинках и др.
65). // Студеница и византиiска уметност око 1200 године. возводится еще один Софийский собор в третьем важнейшем городе Древней Руси – Полоцке.
Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. соч. В 1918—1923 годах он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835).
Все открытия совершались на интуитивном уровне. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). Летоисчисление Москвы ведется с 4 апреля 1147 года.
Трехчастная планировка дома: изба, сени, клети. Привлекает внимание нарядная кирпичная разработка фасадов здания. Древнерусское государство достигло пика своего развития в период правления Владимира Великого и его сына Ярослава Мудрого. С. 84. ) Учитывая, что каждая артель, как правило, могла работать лишь на одном объекте, а возведение храма средней величины занимало не менее 3 лет (в Новгороде всего 1 год), можно подсчитать, что даже в это время за каждые 10 лет на всей территории Руси могли строить не более 30 каменных или кирпичных церквей.
Зодчество Древней Руси. Так, если принять за основу расчет исполненный Н. Н. Т. 1.
греческими и русскими мастерами. Он создал проекты величайших сооружений. В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Смоленскую церковь архангела Михаила строили смоленские мастера (кроме кладки стен второго строительного сезона, когда работали полоцкие каменщики), но под руководством полоцкого зодчего.
Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Очевидно, что в это время (до 1180 г. ) в Смоленске работала одна артель, которая не могла вести параллельное строительство двух объектов одновременно. Изучение строительных материалов и конструкций памятников зодчества дает возможность выявить «почерк» строительных артелей и решить, к какой из них относились мастера, возводившие данное сооружение. Все пять нефов в восточной части собора заканчивались апсидами. Типы русских деревянных храмов).
Это столпообразная церковь не имеет внутри опор, снаружи нет привычной апсиды. «Теперь я немного расскажу о «технологии» строительства деревянных сооружений, а в частности русской избы. Здание возведено на высоком подклете, окруженном со всех сторон галереями- гульбищами. Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811).
Таким образом, своеобразие задания, наличие или отсутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. XII в. преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др. ). Город Ярослава. Это самый богатый по убранству храм. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др.
Отмечено, что при перестройке Успенского собора во Владимире «не ища мастеров от немець». С. 578). Широко применяются ордерные детали и архитектурно-скульптурное убранство, достижения западноевропейской архитектуры. Так, в храмах на Протоке и на Окопном кладбище во всех трех апсидах обнаружены кирпичные ритуальные столы — престолы.
(Воскресенская летопись // ПСРЛ. Но вот золото. В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство. Дворец непосредственно был связан с придворным собором. Софии в Киеве игравшем роль главного храма православной Руси. Софии в Киеве игравшем роль главного храма православной Руси.
Здесь хранятся несколько древних православных святынь, например Икона Божией Матери «Знамение», которая, согласно легенде, в 1170-м году спасла Новгород от нападения одного из князей. Из кого же состояла строительная артель. Десятинная церковь является древнейшей из известных нам монументальных построек Руси. Владимир даровал «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной.
По образцу киевского храма выстроены соборы Св. Отеска камня – работа очень трудоемкая. Вот таким образом в Софийских соборах Новгорода и Полоцка, построенных артелью киевских строителей, совпадает с киевской Софией не только общая композиционная схема, но и детали, включая систему формовки кирпичей. Для открытия такого погреба бревна нужно было «разметать». Пол в обоих этих храмах известковый.
Необходимым украшением храмов были иконы (от греч. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. Исследования Н. Н. cit.
А в Европе ни в Константинополе, ни в Риме, ни в Златой Праге этого нет. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Следовательно, деление на две группы играет чисто типологическую роль. До 1982 года ворота находились в развалинах.
Рельефную резьбу по дереву называют корабельной. Основная часть города – детинец (позднее его стали называть кремлем), укрепленный административноправительственный центр и примыкающий к нему посад с площадью торга, прикрытый оборонительными сооружениями. София Пемудрая олицетворяла градохранительницу и мудрую устроительницу дома. Наиболее вероятно, что он пришел на Русь вместе с первыми греческими строителями и отвечает средневековому греческому слову maistor, которое в свою очередь заимствовано из латыни (в записи: magistr – magistor). Колокольня Ивана Великого (Бон Фрязин, высота 81 м, 329 ступеней). Успенский собор (1475 – 1479 гг. ) сооружен при Иване III приглашенным из Италии итальянским зодчим Аристотелем Фьораванти здесь проходили венчания на княжение, позднее на царство. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв.
Однако новгородская София имела и ряд существенных особенностей. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902). Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси.
При князе Владимире с помощью византийских мастеров возводится соборный храм Успения Богородицы (996 г. ) – церковь Десятинная (в 1240 году храм был полностью разрушен). Софии в Новгороде (1045-1050) и Полоцке. Как отмечено выше, ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. Так, по сторонам от Богоматери-оранты располагались процессии святых во главе с Борисом и Глебом, на западной стене церкви изображена композиция «Страшный суд», а в куполе – «Вознесение Христа», в различные традиционные сцены введены бытовые детали изменился характер некоторых библейских сцен.
М., 1962. В целом же для зодчества этого периода характерно сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля.
В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок. В молодости он поразил великого Чебышева исключительно глубоким знанием математики и механики, силой своего мышления. Из дуба, в частности, был выстроен в 1049г.
Здесь не очень много камня, но много древесины. М., 1962. Количество строительных артелей в Древней Руси было сравнительно невелико.
Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Т. 1. Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в XII в. в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др. ) монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр.
В жилищном строительстве на смену хрущёвкам пришли более комфортные «брежневки», названные в честь возглавлявшего СССР Леонида Брежнева. Пол в обоих этих храмах известковый. Стены выполнены в смешанной кладке. Входы и окна решены так же, как у романских построек. Возглавлял ее руководитель — зодчий. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси.
Ни в одном памятнике второй группы подобных особенностей нет. Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)3 на правом берегу Москвы-реки. В ХII веке церкви строятся внутри княжеского двора. Искусство скоморохов неразрывно граничит с обрядовым языческим песенным фольклором.
В свою очередь, -- это самая старая сохранившаяся церковь. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. П. А. В Киеве X–XIII вв. В арабских рукописях и нормандских сагах Русь называли «страной городов» – градарикой. Следующий значительный этап в развитии каменного зодчества приходится на годы княжения Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг. ).
Их внушительные размеры обеспечивают хорошее освещение богатого внутреннего убранства собора. имела мастеров всех строительных специальностей и могла полностью обеспечить сооружение здания: от заготовки и обжига кирпича до покрытия кровлей и завершения отделочных работ. Большой урон зданию нанесли фашисты: погибла уникальная фреска Вседержителя в центральном разрушенном и потом восстановленном куполе, пострадали и другие росписи. cit. Церковь Ризположения.
разрисованных заглавных букв, полевых украшений и концовок, т. е. Применяли мозаику и поливные керамические плитки. Мастера – Барма и Постник Яковлев.
Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. Зодчество XII–XIII вв.
Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073–1089 взорван в 1942г., восстановлен в 1990-е), соборы в Ростове и Суздале. При этом мастер дает указания, «держа в руках измерительный прут и перчатки» (см. : Frisch Т. Gothic art — 1140—1450: Sources and documents. Последние были очень неравноценны по силе и производительности: работа одной из артелей отражена тремя храмами, а работа другой за это же время представлена семью памятниками в Смоленске и по меньшей мере двумя в других землях (имеются в виду храмы Рязани, поскольку постройки в Киеве и Новгороде, видимо, возведены местными мастерами под руководством смоленского зодчего из второй артели). Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Техника фресковой росписи была такова: сначала на сырую штукатурку быстро наносили контур самого рисунка, а затем на этот контур накладывали водяные краски, которые хорошо и быстро впитывались в сырую поверхность свежей грунтовки. (Лаврентьевская летопись.
В редких случаях можно отметить наличие в одной земле двух строительных артелей. Архангельский собор (1505 – 1509 гг. ) – храм-усыпальница, строился Аливизом Новым, назван в честь Михаила Архангела, почитавшегося как предводителя воинской рати. Об этом можно судить, сопоставляя систему формовки кирпичей, выдающую почерк плинфотворителей, с системой кирпичной кладки, свидетельствующей о традициях мастеров-каменщиков. Выдающимся памятником архитектуры XVI века является храм Василия Блаженного. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов.
М., 1962. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Так Софийский Собор в Киеве был после перестроен в стиле украинского барокко.
Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трёхцветный окрас фасадов с применением золота. Зодчество Северо-Восточной Руси Т. 1. Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами.
Существует упоминание о знаменитом Золотом храме и в Японии. Первые каменные постройки в Киеве.
В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. М. Л., 1950. Особенно пышны рельефы на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230--1234). Это обстоятельство можно проверить, например, на памятниках Смоленска. Как и хрущёвки, брежневские дома выполнялись в стиле функционализма, однако имели более разнообразные архитектурные формы: дома башенного типа («свечки»), длинные многосекционные («китайские стены»), ступенчатые изогнутые и переменной этажности.
Под 6627 (1119) г. ) и зодчий Кирилловской церкви в Новгороде («а мастер бяше Коров Якович с Лубянеи улице» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Но благодаря общности стилистических приемов, цвета и композиции роспись выглядит единым целым. Получается, что золотили купола храмов только на Руси. Согласно старинному источнику, князь построил храм «на лугу» в ознаменование своей печали о смерти любимого сына.
Грандиозное строительство во Владимере развернулось при Андрее Боголюбском. И уже в 11-12 вв. М., 1962. Купола «шлемовидные».
Подобных частей в соборе на Протоке около 15. Большинство храмов XII – начала XIII в. одноглавые. (Воронин Н. Н. киевской, артелью, но под руководством приехавших из Константинополя зодчих (судя по Печерскому патерику их было четверо). (Там же.
И само слово происходит от «горний», т. е. Зодчие Киева и других городов юга Киевской Руси разработали оригинальную технику кладки. Каменное строительство получило определенное развитие с кон. Архитектура древнерусских княжеств. Внутри храма нет хор.
Город Древней Руси вплоть до ХVII пека оставался в основном деревянным. Кровельный лемех изготавливали из осины. Чернигов, 1988.
Београд, 1988. Под 6768 (1260) г. ) Точно так же и позднее, в XIV—XV вв., мастерами обычно называли зодчих, но упомянуты и «мастеры всякие, спроста реци плотници и горнчары». Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Такое предположение высказал и любезно сообщил А. Поппэ (Варшава). В. В. В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм.
От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. Определение «почерка» строительных артелей наряду с анализом архитектурных форм и исторической обстановки позволяет составить схему функционирования и передвижения артелей в домонгольский период (рис. Жилые дома: наиболее распространенным типом жилища в Древней Руси была односрубная четырехстенная изба с сенями (изба от слова «истьба» истопка).
С. 5. ). Суслова. Идеал новгородца – сила и красота и его – красота силы». Примером дворцовых деревянных построек является выдающийся памятник архитектуры – дворец в селе Коломенском под Москвой (не сохранился). В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии. Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал.
Замечательными сооружениями украсили свой город зодчие. В 988 году государственной религией было провозглашено христианство. Восстановленный после пожара – пятинефный, пятикупольный, эти изменения сообщили храму величавость и торжественность (высота 32, 5 м). Художник использовал устойчивый набор сюжетов, типов изображения (иконографию) и сюжетных схем.
Нет такого окна – это изба. Теперь про красное окно. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами.
Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже – византийской. Одни историки (Н.
Исследование наиболее крупных строительных центров (Киев, Смоленск, Новгород) показало, что работа строительной артели приводила к созданию непрерывной цепи памятников, возведенных один за другим без существенных перерывов. Следовательно, деление на две группы играет чисто типологическую роль. Храм Святой Софии или Софийский собор в Киеве. Сейчас этот памятник находится в черте города. Кроме того, в технике мозаики были выполнены фигуры Христа-Вседержителя, который размещался на купольной части храма и двенадцати апостолов, помещенные в простенках между окнами центрального (купольного) барабана.
С. 5. ). В целом сооружение имеет особую монументальность. Летописец, пораженный красотой собора, говорил: «Бысть же та церковь чюдна велми величеством и высотою и светлостию и звоностию и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси, оприче Владимирской церкви, а мастер Аристотель». Строительные артели Древней Руси и их заказчики // СА. Так, в XI в. существовала только одна артель – в Киеве.
Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности.