Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Она также стала центром культуры Возрождения, особенно архитектуры. Возникший в XVI в термин «возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего классическую древность, античную культуру.
И в поздние годы жизни Тинторетто привлекали массовые сцены. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Классическим образцом алтарной композиции стала его «Троица» (1427—1428), созданная для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Более поздний портик перед церковью Сантиссима Аннунциата (Джованни Каччини, 1599—1601 гг. ) выше двух боковых и вместе с конным памятником Фердинанду I (Дж.
Но все же этот театр — заветная цель музыкантов всего мира. Во второй половине XIII века империя теряет власть над Италией. Наука античности также оказывала влияние на возрождение литературы. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим.
Внутренний мир человека во всем его эмоциональном многообразии раскрыл Петрарка. Ежегодно власти Рима вылавливают из фонтана более 1 миллиона – не забудь и ты закинуть в Треви монетку, чтобы наверняка вернуться в вечный город (или хотя бы пополнить его бюджет). Уже в первом известном произведении "Мадонна Кастельфранко" (около 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. Любопытства ко всяческим красочным подробностям мира было больше у готических художников, чем у Джотто, а позже, соединившись с научной любознательностью, оно с новой силой вспыхнуло у художников кватроченто.
В архитектуру возвращаются гармоничность, пропорциональность, симметричность. В это время закончился средневековый теплый период и начался малый Ледниковый период4.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. От «Божественной комедии» тянутся нити в литературу более позднего времени. Это и составляет сущность ренессансного гуманизма.
В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Кастро был разрушен в 1649 г. и известен главным образом по наброскам мастера.
В начале XVI века писатель Кастильоне (Книга Царедворца) изложил свое видение идеального джентльмена и леди. и как бы продолжает идею центрической композиции применительно к городу. И хотя это были чаще всего лишь развалины (например, Колизей в течение почти всего Средневековья использовался как каменоломня), теперь именно они производили впечатление величия и славы.
Уже в 1769 году двери музея были открыты и для общественности. Новаторством было подчинение этой формы законам «готической вертикали» — от низменного к возвышенному — именно в такой последовательности располагались новеллы, а сами понятия «возвышенное» и «низменное» получили гуманистическое истолкование.
Слева на втором плане зритель видит эту сцену. Также итальянское Возрождение подарило миру и такой вид искусства, как гравюра. Затесненность и скромность городка подчеркивают величие и монументальность дворца. Заговор Пацци в 1478 году и убийство Джулиано только усилило влияние Медичи.
Подошли времена «Великого раскола», ознаменованного ожесточенными раздорами в самой папской курии. Эта группа людей составила слой покровителей мастеров культуры. Образы полны тревоги, беспокойства, напряженности, художник удаляется от натуры, стремится ее превзойти, следуя в своем творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определенных приемов. км.
Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» — одну из его величайших загадок. Написана «Божественная комедия» на итальянском языке, в жанре видения, «сна», популярном в средневековой литературе. В передовых городах Тосканы и Ломбардии уже в XII – XIII вв. Выполняли гравюры на металле и дереве. Со временем сложились своеобразные мелодические символы, обозначавшие в мелодиях мадригалов нежные вздохи, слезы, философию жизни (мадригал Джезуальдо ди Венозы «Умираю я, несчастный», 1611г. ). Позднее Возрождение — это время дальнейшего развития традиций предшествующего этапа.
Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами. Не только потому, что он ввел в живопись чувство трехмерного пространства и стал писать фигуры объемными, моделируя светотенью. К началу XV в. города-коммуны Средней и Северной Италии представляли собой уже давно сложившиеся архитектурные организмы.
Зал имел форму подковы. С конца XVIII века в Италии развернулось движение за национальное освобождение и ликвидацию территориальной раздробленности (Рисорджименто). Вдохновленный своим чувством, Петрарка написал свои первые сонеты, которые не только вошли в золотой фонд «поэтической науки любви», но и стали великолепным образцом для последователей и подражателей Петрарки и остаются ими по сей день. Строительство началось в 1506 г. и продолжалось до смерти архитектора. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. В «Божественной комедии» Данте прослеживается отчётливое влияние средневекового мировоззрения, сильный христианский мотив.
В общем, площадь Синьории – настоящий музей под открытым небом, да еще и бесплатный. Описание литературы эпохи Возрождения обычно начинают с творчества Франческо Петрарки. Они возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.
Конституция лишала аристократические феодальные фамилии политических и гражданских прав. Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis — человеческий. Мир предстает неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Именно в этот период написаны такие известнейшие всему миру произведения, как «Декамерон», «Дон Кихот».
12).
Здесь плотность населения падает до 35 человек на 1 кв. Строительство скуолы велось более 30 лет. Нельзя себе представить, что Леонардо да Винчи мог жить и творить в другую эпоху.
Считалось также, что некоторые изображения нехристианской тематики оказывают «магическое» влияние. Параллельно завоеванию света шло изучение пространства и отношений предметов между собой. Но есть одна особенность, объединившая их историческую судьбу. Это придает ее поступи необычайную легкость. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового.
До подлинного ренессансного «открытия личности» тут еще не доходит. Но он был недоволен тем, как поставили его «Жанну дАрк», считал постановку «позором», разорвал с театром контракт, хлопнул дверью и ушел. Подобно Петрарке, он также писал любовные стихи, освященные знатной даме Мария дАквино, воспетая Боккаччо под именем Фьяметта, что означает «огонек». Академию изящных искусств во Флоренции открыли в 1562 году.
км. Во все времена.
Лоренцо был первым из семьи, который с малых лет воспитываются в гуманистических традициях и известен как один из основных покровителей искусств «Ренессанса». Венский конгресс 1814—15 реставрировал в Италии феодально-абсолютистские монархии.
Леонардо считал необходимым: «Разделить это огромное скопление людей, которые, точно овцы в стаде, распространяют дурной запах и представляют собой благоприятную почву для эпидемий и смерти». Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание – палаццо (дворец). Простой пояс стен, следовавший обычно рельефу местности, заменяли стенами с бастионами, что обусловливало звездчатую форму периметра городских стен. Она, по-видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. К числу наиболее известных можно отнести палаццо Питти (1458), палаццо Строцци (1489), палаццо Гонди (1490) и др.
Объяснить это трудно, описать невозможно. Влияние Данте и Гете явственно ощущается в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова.
Все большей популярностью пользуются государственные и купеческие заказы. Ремесленники родственных профессий должны были жить в непосредственной близости друг от друга, а их местожительство определялось «благородством» их ремесла или профессии. Второй период Возрождения -- время самого пышного развития его стиля -- принято называть Высоким Возрождением. Проект великого мастера также не был осуществлен. В XIII веке потерпела неудачу серия религиозных Крестовых походов, направленных на «освобождение» в Иерусалиме (с Гроба Господня) от турок-сельджуков. Кстати, будь осторожнее – именно в этом музее с путешественниками чаще всего случается флорентийский синдром.
Итальянское Возрождение пришлось на период с XIII по вторую половину XVII веков.
Площади XVI в. не являлись уже более общественными площадями городов-коммун раннего Возрождения, предназначенными для парадных шествий и праздников. Они решали частные вопросы: композиция периферийных площадей (Амманати), новая система застройки центра (Лупичини, Лорини), тщательная разработка рисунка оборонительных сооружений и генерального плана (Маджи, Лорини, Вазари) и т. д. Постепенно, с потерей широкого подхода к разработке функционально-художественных задач в градостроительной науке и практике назревает и профессиональный упадок, сказывавшийся в эстетическом формализме и произвольности некоторых планировочных решений. Художники делали в них росписи, вот таким образом фреска и стала главным видом их творчества.
Подлинную революцию в эпоху Возрождения пережила также архитектура. Среди крупных основоположников маньеризма называют Якопо Понтормо (1494-1557) и Анджело Бронзино (1503-1572), работавших преимущественно в жанре портрета. 11). Развал банков Барди и Перуцци открыл семейству Медичи путь к правлению во Флоренции.
И все же была большая доля истины в молве, признавшей Джотто верным учеником природы. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Позже он распространился в Венеции, где сохранились остатки древней греческой культуры. В архитектуре, скульптуре и живописи выдвигаются крупные мастера, ставшие гордостью эпохи, – Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, Джотто ди Бондоне, творчество которых во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства, заложив основы для обновления.
Венеция похожа на сказочный мираж. (исключая крупнейшие — как Флоренция, Милан, Венеция и, конечно, папский Рим) не обладали достаточными средствами для создания новых крупных ансамблей, тем более, что все внимание продолжало уделяться постройке или достройке соборов, как главного религиозного центра города. Рафаэля называли Мастером Мадонн.
Его политическим завещанием стали слова: «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». История любви Франчески и Паоло становится темой оперы С. Рахманинова «Франческа да Римини». В Неаполе: Сан-Карло лучший театр на свете. Фигура ангела в картине учителя «Крещение» уже отчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная одухотворенность образа. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие.
Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Он острее и глубже, чем большинство его современников, чувствовал трагизм своего времени. Вклад мастеров итальянского Возрождения в теорию градостроительства очень значителен. В каждой ложе помещалось от 8 до 10 человек.
Мастерская Гиберти стала настоящей школой для целого поколения художников. м приходится свыше 300 жителей. В них жила аристократия средневекового королевства.
В них пелось о любви воспевались бытовые и мифологические сюжеты. Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмерик на четверике». Леонардо да Винчи был наиболее яркой личностью, явив миру идеал «универсального человека» Возрождения. Хорошенько осмотри и само здание галереи в стиле классицизм – оно очень симпатичное. На эту же тему П. И.
1465—1516 гг. ). Проводником Данте по кругам ада (их девять) и чистилищу стал Вергилий — римский поэт, сам находящийся в круге первом. С гением Леонардо да Винчи соперничал не менее великий художник Микеланджело (1475-1564), которого тоже отличало многообразие талантов. Его «Благовещение» по детализации еще обнаруживает тесные связи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.
Папа Сикст IV выдал заказ на строительство Сикстинской капеллы. Но и без планировки новых районов строители эпохи Возрождения с величайшим искусством пользовались всеми элементами благоустройства и малых архитектурных форм города, начиная с каналов и кончая аркадами, фонтанами и мощением (Характерный примр, относящийся к XV в., — колодец на соборной площади в Пиенце в XVI в. роль фонтана в ансамблях усложняется (так, например, фонтаны, установленные Виньолой в Риме, Витербо и в расположенных в их окрестностях виллах) — для общего улучшения и эстетического обогащения архитектурного облика даже крохотных городков или отдельных ансамблей. И, тем не менее, его личность выходила за пределы своего времени, поднималась над ним.
Верди были суждены завидный и почти постоянный успех у публики в течение всей его долгой жизни и такая же посмертная слава, которая нисколько не уменьшается. Все это долгое время он проходил ежегодно (а вначале – даже дважды в год), за исключением периода Второй мировой. Отопления в театре не было. Мир предстает неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 гг.
Помимо оперного жанра композитор мимоходом коснулся камерной инструментальной формы (единственный квартет) и не слишком много обращался к сочинению песен в сопровождении фортепиано. Все большую популярность получали комические жанры. Крупные изменения произошли и в общественных науках. Но на торцовой стене входной арки художник поместил фреску «Изгнание из Рая». В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в. ) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения.
На его сцене впервые были поставлены оперы Дж. Названия столетий: дученто (XIII в. ) — Проторенессанс, треченто (XIV в. ) — продолжение Проторенессанса, кватроченто (XV в. ) — Ранний Ренессанс, чинквеченто (XVI в. ) — Высокий Ренессанс. Противопоставляя себя Средневековью, гуманисты обращались как к своим прямым предшественникам к мастерам древнего мира, а тысячелетие между своим «новым» временем и античностью обозначили как безымянные «средние века».
Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, художник и поэт.
Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна». Русский композитор Д. Бортнянский написал оперу на сюжет из «Декамерона» («Сокол». Образ Давида — простого человека, выдвинувшегося благодаря смелости и любви к своему народу — был одним из любимых в эпоху Возрождения.
Но хитренькие венецианцы уже придумали для туристов новую легенду, повеселее, – говорят, проплывая под мостом нужно обязательно поцеловать своего избранника (-цу), тогда ваши чувства будут вечными. Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид», а как архитектор — став проектировщиком и руководителем строительства основной части здания собора Св. Петра в Риме, до сих пор остающегося самым крупным католическим храмом в мире.
Позже к двум основным элементам добавился третий – соль. Однако простая, легкая и вместе с тем монументальная аркада Воспитательного дома Брунеллеско (1419—1444 гг. ) определила облик площади подобная же аркада была повторена на западной стороне перед монастырем Серви ди Мария (Сангалло Старщий и Баччо дАньоло, 1517—1525гг. ). Церковь возвели в честь Святого Роха, который считался исцелителем от чумы. Орнаменту уже не придавалось такого значения. Это флорентиец Мазаччо, художник мужественного, энергичного стиля.
Застройка шла по периметру кварталов, а остальная территория жилых блоков была озеленена. Он создавал майоликовые бюсты святых, Мадонны и Христа. Иначе эпоху называют Ренессансом. Сюжеты росписей в основном посвящены истории апостола Петра. За этот подвиг народ избрал его своим царем. Широко известны культурные достижения Итальянского Ренессанса.
Он оказал влияние на формирование стиля Высокого Возрождения. И простой люд и аристократы толпились у дверей театра, желая в него попасть. В разгар Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Это были буржуа, но это не были буржуазно-ограниченные люди, как в последующие века.
Спокойный силуэт Мадонны четко вырисовывается на фоне светлого неба. Здание театра стоило Милану около 1 миллиона тогдашних лир. км. Исходя из этого предположения строились все опыты. Здесь же скульптура выступает как самостоятельное художественное произведение.
Пуччини, произведения которых здесь были поставлены впервые: «Пират» (1827) и «Норма» (1831) Беллини, «Лукреция Борджа» (1833), «Оберто» (1839), «Навуходоносор» (1842), «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) Верди, «Мадам Баттерфляй» (1904) и «Турандот» Пуччини. Последние две трети XVI столетия именуют периодом позднего Возрождения. Старейший музей Европы, который посещает боле 1, 5 млн человек ежегодно. Мазаччо расписал во Флоренции небольшую капеллу Бранкаччи (названную по имени заказчика), ставшую образцом и школой для нескольких поколений итальянских мастеров.
Это было воспринято как добрый знак. Центральной фигурой живописи стал Джотто. Фасады в зданиях размещались симметрично относительно вертикальной оси. Начиная с 30-х годов XIX века история «Ла Скала» связана с творчеством крупнейших композиторов Италии — Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Этот театр считается самым старым во всей Флоренции.
Это не могло не сказаться на дальнейшем развитии культуры Возрождения. Проводились различные репрессивные меры, которые были направлены против деятелей культуры. Пересечения улиц были акцентированы дворцами (палаццо деи Диаманти и др. ) и церквами, возведенными тем же зодчим или под его непосредственным руководством. Великий итальянский композитор Д. Верди стал национальной славой Италии. Человеком фантастического ума и художественного гения был Леонардо да Винчи (1452—1519). Как и на крестьян, эпоха Возрождения оказала на них малое влияние.
Его преемник, Лев X известен покровительством Рафаэля. Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве. Мост был настолько важной постройкой для римлян, что на его открытии присутствовал даже итальянский король Умберто I вместе со своей супругой. Наряду с этим заказчики проявляли известную заботу и о благоустройстве города, отпуская средства на реконструкцию его ансамблей, на возведение общественных зданий, фонтанов и пр.
Чтобы положить конец периодам засухи или большого количества осадков, по Флоренции от церкви Импрунете проносили статую Богородицы. Тревожным симптомом явилось так называемое «Авиньонское пленение пап» (1309—1377), когда нажимом французского короля папская резиденция была перенесена из Рима на юг Франции, в Авиньон. Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями (в средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой).
Кроме того, республики и тирании XV и XVI вв. Выполнялась она в технике фрески. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году».
Главные линии новой уличной сети соединяли въездные ворота построенных им укреплений. Несмотря на предлагаемое Леонардо социальное (сословное) расселение в городе, зодчий стремился создать всем жителям Флоренции здоровые и удобные условия жизни. Чайковский написал симфоническую поэму «Франческа да Римини».
Главная идея поэмы — воздаяние за все земные дела в жизни загробной. В данный момент фестиваль уже идет полным ходом и продлится он аж до 13 июля. Треви – самый известный фонтан в мире. В сущности, это первая подлинно историческая картина в европейской живописи.
Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру Ренессанса. С точки же зрения обороны автор трактата считает наиболее целесообразными города многоугольной формы, утверждая, что форма города является производной от размеров занимаемой ими территории (чем меньше город, тем проще его конфигурация). Возрождение формирует волевого, разносторонне образованного, деятельного человека, творца своей судьбы, творца самого себя. В рисунке отсутствует то тонкое пропорционирование, которое имеется в проекте Вазари.
Созданная им для Дворца дожей «Битва при Царе» (около 1585 г. ) занимает целую стену. 15).
Торжественно – прекрасной предстает Венеция на картине Чезаре Вечеллио «Процессия на площади Святого Марка», запечатлевшей центр города. Эпитет «божественная» дал ей Боккаччо в знак восхищения красотой поэмы и этот эпитет сохранился за ней. Для её укрепления он допускал применение любых средств, что выразил в своем известном труде «Государь», опубликованном в 1532 году. Это один из первых ренессансных конных монументов.
Важнейшим достижением стало открытие перспективы, полностью изменившее видение мира. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. «Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей. Ростки искусства эпохи Возрождения появились в реализме Джиотто. Папа Юлий II был покровителем искусств.
Поздний Ренессанс представлен в первую очередь творениями Микеланджело Буонарроти, Джакомо Ви-ньолы, Андреа- Палладио. Добыча пиритов, руд ртути, природного газа, калийной соли, доломитов, асбеста. Широко известен его политический трактат «Государь». Итальянская готика существенно отличалась от готики других стран Европы. Поэма состоит из трех частей («Ад», «Чистилище» и «Рай») и 100 песен.
Основными заботами для Макиавелли являлись «общее благо» народа и «государственный интерес». Его феноменальная исследовательская мощь проникала во все области науки и искусства.
Это, наконец, архитектор и скульптор Брунеллески. Конечно, самый выдающийся учёный Возрождения – Леонардо да Винчи. В 1475 году архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти был приглашён, чтобы восстановить Успенский собор в Московском Кремле, повреждённый во время землетрясения. К моменту его кончины (1564) сооружение собора в основном было завершено. Леонардо да Винчи написал много картин.
В ходе итальянских войн во Флоренции утвердилось господство Медичи. Ее начинали скульпторы — Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио. 1503), с ее неразгаданной, таинственной улыбкой. Появляются различные жанры светского музыкального искусства— фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Лука Маренцио, Якоб Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (Клеман Жанекен, Клод Лежён). В 1447 году к власти в Милане пришел Франческо Сфорца.
18). 14), а ряд авторов предлагали проекты, сочетающие и ту и другую системы (Перуцци, Пьетро Катанео). Постепенно папство подпало под контроль богатых семей, таких, как Медичи и Борджиа. Он примыкает к фасаду палаццо Поли и составляет с ним единую композицию. Он назвал его «Комедия». У художественных традиций Венеции была собственная логика развития до конца 1570-х годов там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.
Итальянцы с их передовыми технологиями могли повлиять на появление каменных шатровых крыш (деревянные шатры были известны в России и Европе задолго до того). Но, конечно же, далеко не все стремились в театр, чтобы слушать оперу. С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564), звезда которого начала восходить на рубеже веков.
Экономика Итальянских городов-государств за этот период выросла настолько, что города де-факто становились полностью независимыми от Священной Римской империи. жителей. Величайшее творение Рафаэля – «Сикстинская мадонна». Известные поэты XV века: Луиджи Пульч (автор Морганте), Боярдо, Маттео Мария (Влюблённый Роланд), Лудовико Ариосто («Неистовый Роланд»).
Италия сказала практически все, что могла сказать. Здание театра, построенное архитектором Дж. Он говорит только о ее глазах и они становятся символом самой Лауры: «Вы не увидите моей измены, глаза, учившие меня любви». После того как в 1952 г. фреска была перенесена на прежнее место в храме, промыта, отреставрирована, когда была обнаружена её нижняя часть с саркофагом, «Троица» привлекла к себе пристальное внимание исследователей и любителей искусства. Скульптура рассчитана на круговой обзор и это тоже было новшеством, так как средневековые статуи были тесно связаны со стеной и подчинены архитектуре.
Верди, Дж. Боккаччо написал также прозаическое произведение: «Элегия мадонны Фьяметты» или «Фьяметта» (1343—1344), которая считается первой в новой европейской литературе психологической повестью (или романом) с чертами реализма. Известнейшими скульпторами того времени были Лоренцо Гиберти, Лука делла Роббиа и др. Области центральной и северной частей полуострова входили в папские владения на юге располагалось Неаполитанское королевство средняя Италия (Тоскана), включавшая такие города, как Флоренция, Пиза, Сиена и отдельные города севера (Генуя, Милан, Венеция) представляли собой независимые и богатые центры страны.
В основе его лежит принцип гуманизма, то есть утверждение достоинства и красоты человека. Ко двору Козимо Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) стекаются писатели, поэты, ученые, архитекторы и художники.
Петра, по сей день не превзойдённый ни по размерам, ни по величию. Можно подумать, что мыслитель говорил так шутя, но это совсем не так. Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре стал Донато Браманте (1444—1514), а самым крупным его творением — проект грандиозного сооружения эпохи Ренессанса — собора св. За ними последовали два балета. Христос повелелапостолу Петру выловитьв Генисаретском озере рыбу и извлечь из неё статир. Однако только этим нельзя объяснить зарождение эпохи Ренессанса именно в этом городе. В начале 1337 года Петрарка впервые посетил Рим. Славу ему принесла картина «Чудо Снятого Марка» (1548 г. ).
Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Оно выдержано в строгом неоклассическом стиле и отличается безукоризненной акустикой. Мост Вздохов – один из самых известных в Венеции. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. жителей и 5000 домов каждый.
Появлялись даже «комбинированные» работы, авторы которых дополняли древние текста собственными размышлениями и подражаниями. Роль пап, как покровителей искусства, увеличилась в пятнадцатом веке.
Лоренцо Валла пошел дальше и призывал к активным действиям для борьбы за свои идеалы. В этом у Джотто были предшественники, например, художник Каваллини. В ней сохраняются старые аллегории и символы. С точки зрения обороны территория города была выбрана в высшей степени разумно.
За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. Правящий класс контролировал в сотни раз больший дохода. Скорее, Петрарка говорил о великом прошлом тогдашней Римской империи. Самая известная композиция «Чудо со статиром» рассказывает, как у ворот города Капернаума Христа с учениками остановил сборщик налогов, требуя у них денег на поддержание храма.
Его искания достигли вершины в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425—1452 гг. ), которые Микеланджело назвал «Вратами рая». И все же реформы Никколо значимы. Среди них — «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), «Мадонна Литта», «Дама с горностаем», «Мария с младенцем» и многие другие. Начало Позднего Возрождения в 1550 году ознаменовалось творчеством Андреа Палладио.
Ученый-гуманист Энея Сильвия Пикколомини стал папой Пием II в 1458 году. Особенной скученностью населения отличается провинция Неаполь в Кампании, где на 1 кв. С конца XIV в. власть во Флоренции переходит к дому банкиров Медичи.
Папа Сикст IV принял решительные меры по украшению Рима. Из античной архитектуры сюда переносится ордерная система. Возрождение прошло через несколько этапов.
В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы. Ранние работы Тинторетто мало известны. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. В картине нет ничего лишнего, второстепенного.
К примеру, работы Боттичелли, Липпи, Перуджино, Скетчи и других художников. Строения имели крупные, спокойные формы, широкие стены с горизонтальным членением. Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи. История искусств показывает, что главной задачей живописца было преодоление плоскости.
В этих трактатах варьируются уже известные приемы планировки и объемной композиции. Боккаччо — сборник новелл с литературным обрамлением. По характеру творчества, тематике, жанрам — все они совершенно разные. Изучение падающей тени и меры освещенности предмета было первым шагом в этом направлении.
Первыми гуманистами считаются Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры и Джованни Боккаччо, автор «Декамерона», сборника новелл. Персонажи его комедии «Мандрагора» предвосхищают образы героев драматургов более позднего времени: плут Лигрио сродни шекспировскому Яго и Фигаро Бомарше, лицемер Тимотео — прообраз мольеровского Тартюфа. Высокий уровень экономического развития, с одной стороны и насыщенная интеллектуальная жизнь – с другой, превратили эти города в центры формирования новой европейской культуры. (рис.
В ряде городов, таких как Милан, Рим, были спрямлены и расширены улицы. Так, люди предполагали, что образы Девы Марии и христианских святых могут творить чудеса. должны были строиться около въездных ворот в город.
Россини «Пробный камень». Ее маленькие босые ноги чуть касаются пронизанного светом облака. К маньеризму целиком можно отнести творчество Якопо Тинторетто (1518-1594), представителя венецианской школы позднего Возрождения, пытавшегося соперничать с Микеланджело в грандиозности замыслов. Каждое палаццо Венеции – это уже архитектурная ценность.
«Скала» (как называют театр итальянцы) открылась в августе 1778 года двумя операми, в том числе и специально написанной к этому случаю оперой А. Сальери «Признанная Европа». Ежегодно в конце августа – начале сентября Венеция превращается в одну сплошную красную ковровую дорожку – от наплыва киношных звезд (и зевак, желающих их увидеть) в городе яблоку негде упасть. Поскольку папы после 1309 года остались в Авиньоне (все папы в 1309—1378 годах были французами), то Рим оставался архитектурно слаборазвитым городом, по сравнению с другими крупными городами Италии.
Италия была также центром инноваций в инструментальной музыке. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. По его проекту был сооружён грандиозный купол собора Св. XV столетие демонстрирует прямые связи с ней культуры Возрождения. Её торжественно установили перед зданием городского совета. Этого не было ни в радиальном городе Филарете (центр — комплекс несимметрично расположенных прямоугольных площадей), ни в радиальном и серпантинном городах Франческо ди Джорджо Мартини.
Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. В конкурсе на роспись церкви приняли участие лучшие художники того времени, но выиграл конкурс Тинторетто. В этот период Леонардо несомненно некоторое время находился под влиянием Боттичелли. Его последователь первой половины XVв.
Художники отступают от строгих канонов религиозной живописи и в новой, более свободной и реалистичной манере создают самые великие иконографические шедевры. Петрарка, поразмыслив, отдал предпочтение Риму. По его проектам был построен Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451), перестроены церковь Сантиссима-Аннунциата, фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456—1470), фасады церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе— здания, определившие основное направление в архитектуре кватроченто. Всестороннее рассмотрение проблем города постепенно уходит из поля зрения мастеров. Наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV века. Среди художественных достижений Рафаэля — роспись парадных залов Ватиканского дворца.
Настроение душевной чистоты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин —«Мадонна Конестабиле» (1502 —1503 гг. ), — приобрело возвышенный характер раннего периода Рафаэля — «Обручение Марии» (1504 г. ). Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500года. Валовой национальный продукт на душу населения 28300 долларов в год. Любовь всегда прекрасна, она обогащает человека, даже если это неразделенная любовь.
В общем, готовься – впечатлений будет с избытком. Авторы теорий и проектов предлагали разрядить застройку, выпрямить улицы, провести по главным из них каналы, рекомендовали всемерно озеленять улицы, площади и набережные. Они напоминают выразительностью живописные картины. Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединял в себе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора инженера, оригинального мыслителя.
До нот в европейской музыке использовали знаки— невмы. Теория музыки древней Греции была известна итальянцам благодаря работам музыкального теоретика Боэция ( 524). В нем было пять ярусов лож и галерея. В 1812 году на сцене театра состоялась премьера оперы Дж. Родоначальником Ренессанса в Италии принято считать Данте Алигьери именно ему удалось раскрыть сущность людей данного периода в литературном произведении «Божественная комедия».
Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. по приказу папы Павла III (Алессандро Фарнезе). С творчеством Рафаэля (1483—1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. И еще одна из многих, яркая фигура литературного мира — Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский писатель и политический деятель Позднего Возрождения. Вслед за поздним Микеланджело и Тицианом Тинторетто проложил новые пути в искусстве.
Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд». Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд». Маньеризм в своем наиболее общем выражении обозначает антиклассическое течение, сложившееся в Италии около 1520 г. и развивавшегося вплоть до 1590 г. Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается во власти сверхъестественных сил.
Этот призыв часто воспринимается как оправдание безнравственной политики, не брезгующей никакими средствами для достижения своих целей, для обозначения которой даже изобрели понятие «макиавеллизм». Замысел Боккаччо и структура книги сложились под влиянием Данте: тот же принцип от низменного к возвышенному — от грешников «Ада» до святейших «Рая» — у Данте от сатирических персонажей к плутоватым и, наконец, к положительным идеализированным героям — у Боккаччо. Общая площадь фрески 600 м2.
Уменьшились урожаи, что приводило к голоду, усугубляющемуся быстрым ростом населения. В 1469 году бразды правления перешли к двадцатиоднолетнему внуку Козимо —Лоренцо, который был известен как «Лоренцо великолепный». Интересно, что экспозиция Галереи Академии вообще никак не организована – ни хронологически, ни тематически.
Кватроченто — этап Раннего Возрождения в Италии — триумфальный период в истории искусства. До 50-х гг.
Среди них были художники Паоло Веронезе (1528–1588), Якопо Тинторетто (1518–1594), Микеланджело да Караваджо (1573–1610), скульптор Бенвенуто Челлини (1500–1571). Художники Возрождения считали его реформатором живописи.
Позднее Возрождение (большая часть XVI в. ) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе. Флоренция потеряла около половины своего населения. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. По существу, Караваджо стал инициатором крупного переворота в живописи, повлиявшего даже на иностранных художников.
Лож было всего 194 (еще и королевская ложа). Площадь у Палаццо Веккьо восхищает комплектом прославленных статуй, установленных на ней: «Давид» Микеланджело, «Похищение сабинянок» Джамболоньи, «Персей» Челлини. платереско и мануэлино). В ней сочетались рациональное начало и поэтическая фантастика.
Это поистине век гуманизма. Гуманисты по-новому подошли к вопросу социальной этики, в решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. 13) иногда ортогональную (Мартини, Марки, рис.
Писатели Средневековья брали у античных авторов «букву», то есть отдельные сведения, отрывки, сентенции, вырванные из контекста. Данте Алигьери (1265—1321), Джованни Боккаччо (1313—1375) и Франческо Петрарка (1304—1374) — крупнейшие писатели итальянского Возрождения. Следует особенно отметить изображение художником жизни и страданий Христа.
Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, художник и поэт. Фестиваль, где вручают престижного Золотого льва, проводят в Венеции с 1932 года. Пожалуй, один день — 6 апреля 1327 года стал переломным в жизни Франческо Петрарки. Верди, например, не слишком поначалу жаловал этот театр. Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сюжетов от Сотворения мира.
Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии. Последним победителем фестиваля стала «Форма воды» Гильермо дель Торо, которая разделила зрителей на два противоположных фронта: тех, кто влюбился в романтическую сказку и тех, кто ее возненавидел. Порой разрабатывались лишь отдельные элементы города без учета его общей схемы (Амманати). Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). На закате Возрождения родился маньеризм, ярким представителем которого был Микеланджело.
В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Он явился одним из высших достижений архитектуры Возрождения. Сегодня на сцене театра можно увидеть постановки по классическим итальянским пьесам – к примеру, «Мандрагору» Макиавелли. Известны этюды художника («Головы воинов», «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», «Женские руки» и «Женская голова»), в которых он очень удачно передает эмоции, чувства героев их внутренний мир. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом.
В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе. Пейзаж становится не просто фоном, а элементом сюжета в картине. Петрарка был одним из основоположников Ренессансного гуманизма. Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Просто слоняешься между великих картин и переживаешь полный катарсис. Реальная власть переходила к «старшим цехам», «жирному народу».
Примером являются фрески в Палаццо Schifanoia в Ферраре с астрологическими темами.
Папа спонсировал работу над Сикстинской капеллой. Всю жизнь Рафаэль искал совершенный, гармоничный образ, воплощая свой замысел в изображении Мадонны («Мадонна Коне-стабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна с щегленком», «Мадонна в кресле»). В своих произведениях он достиг небывалой до него, почти скульптурной осязаемости мощных фигур и, подхватив угасавшую традицию Джотто, довел до конца завоевание живописью трехмерного пространства.
Он характеризовал это время как период возрождения античности. К концу XVI в. Скамоцции возводит Новые Прокурации.
Это объясняется благоприятными условиями для развития здесь интенсивного земледелия, разнообразной промышленности, портовой деятельности и туризма. Гуманистическая концепция человека и его земных достоинств была изложена в трактате Джаноццо Манетти (1396—1459) «О достоинстве и превосходстве человека». В начале XVII в. (1615 г. ) к проектированию идеальных городов обратился Винченцо Скамоцци.
Италия— высокоразвитая индустриально-аграрная страна. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. И, видимо, не случайно, так как итальянское Возрождение уже завершилось.
Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия – Франческо Петрарка (1304-1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо (1313-1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Эта запрограммированность, с которой стали работать деятели культуры, получила название маньеризма. Почти сто лет светские песни были распространены по всей Европе.
С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. Как своеобразное продолжение народных итальянских (пастушеских) песен, мадригалы писались на стихи итальянских народных и профессиональных поэтов. Стиль Высокого Возрождения начался в Риме и связан с творчеством архитектора Донато Браманте (титулярная церковь Темпьетто Сан Пьетро ин Монторио) (1502) и его Собором Святого Петра (1506), который был самой заметной архитектурной доминантой эпохи.
Результатом этих исследований явились рисунки и расчеты самолета, вертолета, парашюта. Это лишь красиво нарисованная схема генерального плана. Правительством Флоренции становился орган городского самоуправления синьория. Панораму города, «парящего, как птица, между водой и небом», можно видеть на огромной по размеру гравюре исполненной Якопо де Барбари в 1500 году. В 1293 году была принята конституции Флоренции— «Установления справедливости»7. Образы полны тревоги, беспокойства, напряженности, художник удаляется от натуры, стремится ее превзойти, следуя в своем творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определенных приемов.
Оформление Скуолы ди Сан-Рокко мастер начал с создания грандиозной монументальной композиции «Распятие». И всех их ждёт царствие небесное. Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини).
В этом чудесном зале происходило все — от балов до азартных игр и корриды. Распространению болезни способствовали скученность, перенаселение и антисанитария города. В начале XV века заболеваемость Бубонной чумой в Европе начала снижаться, население вновь начало расти. И все же реформы Никколо значимы.
Отсюда то постоянное равновесие, которое составляет прелесть его чёткого, логичного и гибкого искусства даже несмотря на запутанные сюжеты зрелых опер: элегантность, прекрасный вкус отличают все используемые им формы, в том числе те, которые граничат с так называемыми вульгарными (и наиболее трудными). Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. Все работы Леонардо превосходны и все же самые известные его творения — «Тайная вечеря» (1495—1498) — роспись стены трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие, ставшая этапной работой в научных изысканиях автора и новым словом в изобразительном искусстве портрет жены купца Джоконде Моны Лизы (ок. Культура становится антропоцентричной. В 1430 г. Донателло создал «Давида» — первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения.
Искусство этого скульптора заслужено получило признание у современников. Никколо Пизано работал еще в сер. Кроме того, это эпоха, полная веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. 1).
И, кто знает, сколько какое наследство оставил бы он нам, будь его жизнь ещё дольше. Эти новые явления, родившиеся в XIII веке, получили названия Проторенессанс (Джотто ди Бондоне, Данте, Петрарка, Боккаччо). Так был создан Виньолой городок Капрарола, фактически — лишь подступ ко дворцу Фарнезе.
Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием. Театр «Ла Скала» первым поставил его оперы «Аурельяно в Пальмире» (1813), «Турок в Италии» (1814), «Сорока-воровка» (1817) и др. XIII века, когда европейская готика была в полном расцвете. Младший современник Леонардо, великий художник Рафаэль, вошел в историю как создатель цикла шедевров, связанных с изображением мадонн (художественные образы Богоматери).
В партере первоначально не было кресел — их заменяли складные и передвижные стулья.
Мост соединял здание суда, располагающееся во Дворце дожей, с тюрьмой. В XIV веке произошел ряд катастроф, которые привели Европейскую экономику к рецессии. Во Франции эпоха Возрождения оставила памятники в виде причудливо декорированных луарских шато с готическими наклонными крышами эталоном французского ренессанса считается Шамборский замок Франциска I. В елизаветинской Англии архитектор Роберт Смитсон проектировал рационально-прямолинейные особняки с огромными окнами, заливавшими интерьеры светом (Лонглит, Хардвик-холл).
Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Но именно потому, что процесс сложения новой культуры и нового мировоззрения не был завершен в этот период (это произошло позже, в эпоху окончательного разложения и распада феодальных отношений), XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Войны в конце XIV века между Флоренцией и Миланом сплотили народ. Настроение душевной чистоты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин — «Мадонна Конестабиле» (1502—1503 гг. ), — приобрело возвышенный характер раннего периода Рафаэля — «Обручение Марии» (1504 г. ). При строительстве большое внимание уделялось фасадам.
Мазаччо первый стал передавать пространство на плоскости при помощи линейной перспективы (в этом сказалось влияние Брунеллески). Оно тесно граничит с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему.
Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. До конца XVIII века на сцене театра ставились также драматические спектакли. Медичи управляли крупнейшим в Европе банком Медичи, а также множеством других предприятий во Флоренции и других местах. 10. Термин «Возрождение» был введен Джорджо Вазари. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. К площади Фарнезе ведут три короткие параллельные улицы от Кампо ди Фьори, средняя из которых шире боковых, что как бы уже предопределяет симметрию ансамбля.
Другой представитель венецианской школы, великий художник Паоло Веронезе (1528-1588), создавший множество праздничных, светских по духу картин, тем не менее применял маньеризм к декорированию дворцов уже как сознательный прием, разрабатывая одну из самых любимых тем маньеризма – фантастический пейзаж или пейзаж с руинами. По глубине философского осмысления мира ей созвучна трагедия Гете «Фауст». Этот процесс безусловно благоприятствовал сложному психологическому и социальному анализу, характерному для Верди вплоть до «Отелло» с его пессимизмом и «Фальстафа» с его блистательными, шутливо-академическими находками. Знатные семьи должны были выселяться из города. Наследие крупнейшего мастера светского мадригала Джезуальдо ди Венозы включают семь сборников многоголосных мадригалов и духовных сочинения, среди которых «Священные песнопения».
Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал величественные полотна, среди которых наиболее известны «Тайная вечеря» и «Джоконда». В конце XVI века Италия была музыкальным центром Европы. Стоит взглянуть хотя бы на знаменитую роспись в монастыре Санта-Мария делла Грацие в Милане «Тайная вечеря», где все персонажи имеют очень ясную и отчетливую мимику, понятные жесты. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. В современном виде она существует с XVII века. Величайший художник Италии Леонардо да Винчи (1452—1519) родился в Анкиано, около селения Винчи отец его был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию.
Рильке, Генри Джейс, Жорж Санд, Кальвино называли город нереальным сном. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Конечно и в то время были художники более крупные и менее крупные, были гении и были просто таланты, были пролагатели путей и были их последователи, но категория «посредственности» к художникам Возрождения неприменима. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового». К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа».
Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. У подножия креста близкие и ученики Спасителя образуют редкую по духовной силе группу. Петра. Папы же стали светскими правителями в папском государстве. Недаром Буркхардт писал, что Феррара является первым современным городом Европы. Возрождение оказало значительное влияние на Рим.
Они также обращались и к фольклору, народному творчеству, народной мудрости. Ни в какой другой стране Европы не осталось столько следов великой античной цивилизации, как в Италии. В этих словах — идея верности любимой женщине.
Творчество Леонардо до Винчи неисчерпаемо. Итальянское возрождение не представляется без живописи. В знаменитом «Трактате о живописи» (1498 г. ) и других его записях большое внимание уделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио.
Великая трансформация началась при папе Николае V, который стал понтификом в 1447 году. Это было абсолютно уникальное явление, отличающееся от архитектуры Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют это «русской готикой», сравнивая этот стиль с европейской архитектурой раннего готического периода. В одном из своих писем он говорил графине Маффеи: «Сколько раз я слышал, как в Милане говорят: Скала лучший театр на свете.
Место певца или дирижера в «Ла Скала» — это всемогущая визитная карточка. На росписи представлены распятие, фигуры Марии и Иоанна Крестителя. Их осеняет образ Бога-Отца. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). «В круге первом» называет один из своих романов А. Солженицын. Музыке приписывались терапевтические свойства. Отрицательная реакция Никколо Пизано на тревожную эмоциональность средневекового искусства предвещала интеллектуальный рационализм Возрождения, который восторжествовал через 2 столетия и принес с собой новую эмоциональность — более собранную, мужественную и интеллектуально обогащенную по сравнению с готическим вихрем смятенных чувств.
Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. В свое время велось много споров относительно степени секуляризации в эпоху Возрождения. С ней он будет всегда и везде принят.
центральную площадь в Виджевано). «Декамерон» (от греч. — десятидневник) Дж. В последующем папа Николай V основал библиотеку Ватикана. Тело Давида прекрасно моделировано.
В этот театр также целенаправленно стремится и публика. Значительная часть публики проводила время в коридорах, выпивая и закусывая. «Голосом» раннего Возрождения в Италии стали великие флорентийцы Франческо Петрарка и Данте Алигьери. Все они много писали и оставили не только художественные произведения, -но и некоторые литературоведческие работы, однако в истории мировой литературы каждое из этих имен связывается с одним, главным произведением: Данте — с «Божественной комедией», Боккаччо — с «Декамероном», Петрарка — со стихами, посвященными Лауре. Здание театра не раз реставрировалось. Основными формами музыки периода Проторенессанса были мадригал, канон и баллата. Период так называемого Раннего Возрождения охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 гг. Расположенное в нижнейчасти фрески изображение саркофага, на котором лежит скелет Адама.
да Болонья, 1608 г. ) и фонтанами (1629 г. ) свидетельствует о новой тенденции в построении ансамблей: подчеркнуть роль церкви и выявить господствующую композиционную ось. Тема фресок взята из легенды о жизни апостола Петра. Он является архитектором первых трёх этажей. В ней сохраняются старые аллегории и символы. Он автор мозаик (церковь Санта-Мария ин Трастевере 1291) и фресок (церковь Санта-Чечилия ин Траствере около 1293). Естественное природное начало в «Декамероне» противопоставлено неестественным законам общества, церковному аскетизму и предрассудкам сословного характера.
В капелле размещено 37 картин на библейские темы: «Поклонение волхвов», «Поцелуй Иуды», «Иоаким у пастухов» и другие. Проблематика «Декамерона»— общечеловеческая и в то же время социальная. В историю она вошла под именем Лауры. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. Тинторетто отличался поистине нечеловеческой трудоспособностью, неутомимостью исканий.
Перед изумленной Европой предстает красота страдающего Лаокоона, прекрасных Аполлона (Бельведерского) и Венеры (Медицейской).
Он прославился также как ученый и инженер. XVI в. Он продолжается до конца XVI в. лишь в Венеции к этому периоду чаще применяют термин «поздний Ренессанс». Изменение климата повлияло на сельскохозяйственное производство. Так строится «Тысяча и одна ночь», так писались «Новеллино» в Италии. Традиционно родоначальником эпохи Возрождения в литературе считают Данте Алигьери.
Это традиционная композиция. Вот самые знаменитые картины галереи: «Святая Сусанна» Рубенса, «Любовь Земная и Любовь Небесная» Тициана, «Мальчик с корзиной фруктов» и «Святой Иероним» Караваджо и много еще других. Дух Ренессансного искусства и философии стали доминировать в Ватикане. Кроме росписей великого художника, скуола хранит еще множество ценностей. Театр «Ла Скала» вновь открыли в 1946 году. Геометрическая жесткость плана смягчалась сложной формой оборонительных сооружений и размещением ряда небольших кварталов, величина которых зависела от свободного пространства в периферийных районах города, обусловленных сложностью прибрежного рельефа и расположением городских стен.
Идеи гуманизма – духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Он известен выдающимися исследованиями в самых разных дисциплинах. Так у многих флорентийцев появилось свободное время для размышлений, общения и творчества.
Творение Мазаччо замечательно во всех отношениях. В середине фасада возвышался портал для въезда карет с дамами и их кавалерами. В апреле 1341 года Петрарка был увенчан лаврами на Капитолии.
может слуить Феррара (рис. В развитии ренессансной архитектуры важное место принадлежит строительству дворцовой архитектуры — палаццо (прямоугольный в плане дом с замкнутым прямоугольным двором). Отдельные города присоединялись то к одной воюющей стороне, то к другой. Одновременно театр ставил широко известные оперы Россини. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.
Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Его идея о «гармонии сфер» (Musica mundana) пользовалась популярностью в Средние века и в эпоху Возрождения. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода припоминания средневекового абсолютно исчезают и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. На тот момент она была единственным в мире подобным учебным заведением.
В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Переживания героев естественны: отсутствует театрализация.
Его глава, Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Вот таким образом экономическое и политическое развитие разных районов Италии было неравномерным. Миланцы быстро полюбили свой театр. Продолжил работы Рафаэль Санти, а после него Антонио да Сангалло.
Папы Юлий II (1503—1513 гг. ) и Лев X (1513—1521 гг. ) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от раннего. Наиболее разрушительное влияние оказала черная смерть, которая косила население густонаселенных городов Северной Италии.
Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). в городах Италии. В XVI веке, который был назван М. А. Бакуниным (1814-1876) веком Макиавелли, Италия поразила мир несравненной гениальностью своих великих художников, смелостью своих вольнодумцев. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Начиная с этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили прежнее значение. В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов:Проторонессанс (вторая половина XIII-XIV в), раннее Возрождение (XV в), Высокое Возрождение (конец- XV- первые десятилетия XVI в), Позднее Возрождение (последние две трети XVI в. ). В одной руке у него камень, в другой — меч.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Он создает ирреальный мир, в котором всегда присутствуют личные эмоции художника. Человек по своей природе добр.
Впрочем, это впечатление обманчиво: в позднейшие эпохи художественных произведений появлялось не меньше, все дело в том, что «средний уровень» их в эпоху Возрождения был исключительно высоким. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, — один из излюбленных образов Ренессанса. Боэций связывал звуки небесных светил со струнами кифары (ступенями звукоряда), расположив их последовательно от месы (звук Неба) до просламбаномена (звук Луны).
Справа Пётр вручает деньги сборщику. В конце XVI в. алтарь был разобран.
И все это объединено одним светящимся тоном, сообщающим впечатление зыбкости, беспокойства, тревоги, радости, как само состояние человека в предчувствии надвигающейся грозы. В Эпоху возрождения ученость женщин расценивалась, как нечто неестественное и даже, как в случае с Изоттой Ногарола, связанное с особым образом жизни (никогда не выходила замуж и неоднократно подчёркивала собственную девственность, религиозное одиночество). До того, как портрет стал светским жанром в форме отдельной картины, он долгое время был составной частью многофигурной религиозной композиции— стенной росписи или алтарного образа («Афинская школа» Рафаэля). В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Вершиной рафаэлевского гения стала «Сикстинская мадонна» (1515—1519).
Разные ситуации наблюдались в городах. Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий— маньеризм.
Третий период Возрождения— время самого пышного развития его стиля— принято называть «Высоким Возрождением». В формировании светской культуры кватроченто огромную роль сыграла античность.
Композиция ансамбля была завершена постановкой двух фонтанов (Виньола взял для них бронзовые ванны из терм Каракаллы), размещенных симметрично к главному входу и несколько сдвинутых к восточной стороне площади. Надпись над саркофагом содержит традиционное средневековое изречение: «Я был таким когда-то, как вы и вы будете такими, как я». Само понятие Возрождение (rinascita) возникло в Италии в XIV веке как некий итог осмысления новаторства эпохи.
Сильно изменился материальный мир: даже у самых бедных из выживших появилось «лишнее» имущество, доставшееся в наследство, за счёт потерявших хозяев домов сам собой решился жилищный вопрос, отдохнувшая земля оказалась на удивление щедрой, плодородная почва без особых усилий дарила отличные урожаи, спрос на которые теперь, однако, был совсем невысок. Паизиелло, С. Майра. Тогда он встретил женщину, которую он полюбил на всю жизнь.
Вдохновляясь римской пластикой, Пизано преодолевает бесплотность готических фигур и «успокаивает» их повышенную экспрессию. Любовь всегда остается частью земного бытия и счастьем поэта.
Писали художники по штукатурке красками на воде. Одним из первых примеров новой планировки на рубеже XV—XVI вв. Именно в этот период нестабильности в Италии жили мастера Возрождения Данте и Петрарка.
В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим. Соотношение размеров площадей, каждой в отдельности и в сравнении друг с другом, не найдено. Пьермарини, было одним из красивейших зданий в мире. Это было новым взглядом на природу реальности. Она положила начало так называемому россиниевскому периоду.
Начинается век медицейской культуры. Рафаэля называли Мастером Мадонн. Огромная монохромная (одноцветная) фреска изображает не живого человека, а его конную статую, на которую зритель смотрит снизу вверх.
Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Ренессанса. В галерее, среди прочего, хранятся такие знаменитые картины итальянских художников, как «Весна» и «Рождение Венеры» Боттичелли, «Венера Урбинская» Тициана и «Поклонение Волхвов» Леонардо да Винчи. км., в засушливых и экономически слаборазвитых областях Сардинии и Базиликате плотность населения- 60 человек на 1 кв. Среди ученых гуманистов от отметил Изотту Ногарола. 1786). Мейербера «Маргарита Анжуйская» (1820), «Изгнанник из Гренады» (1822), а также наиболее значительные произведения С. Меркаданте.
Одним из лучших портретистов этого времени был дотошный и точный рисовальщик Доменико Гирландайо. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265-1321) создал итальянский литературный язык. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку— у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (Андреа и Джованни Габриели). Те же тенденции намечаются к середине XVI в. и в практике градостроительства. Освещение было довольно скудным.
«Свидетельство моей честности и верности — моя бедность», — писал Макиавелли в подтверждение своих выводов. Портал дворца Фарнезе совпадает с осью садового портала и центром задней лоджии. Герой античного общества и античного искусства — прекрасный и разумный человек, калакагатийный (прекрасно-добрый), физически совершенный, эстетически развитый. Так родился абсолютно новый подход к периодизации истории, принятый и в настоящее время. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в. ) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. Последний продолжает традицию античного гуманизма, но отличается от него, так же, как волевой, предприимчивый человек начала буржуазной эпохи отличается от человека античного полиса. В картине 1506 г. "Гроза" Джорджоне изображает человека как часть природы.
Известен его современник Боккаччо, автор сборника новелл «Декамерон», посвященного теме любви в разных её видах. Литература опиралась на традиции античности и народную поэзию. да Болонья в XVI в. ) и значительно изменила свой облик в духе нового стиля: в XV в. здесь работал Фиораванте, перестроивший палаццо дель Подеста, а в XVI в. — Виньола, объединивший здания на восточной стороне площади общим фасадом с монументальной аркадой (портико деи Банки). Религиозные образы были священными.
Здесь имела место совокупность разных по значению причин, а также фактор случайности. Он принимал участие в сооружении собора Св. Вступления почти ко всем операм композитора отличаются потрясающей, великолепной силой. Горные же районы населены гораздо реже.
Восстанавливается античный Рим. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. Друг Петрарки, Джованни Боккаччо написал сборник «Декамерон» из 100 историй, рассказанных за десять ночей десятью рассказчиками, которые бежали на окраины Флоренции, чтобы спастись от чумы. Разум— это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. В них выступали популярные в то время труппы театра марионеток и драматические, но оперные сезоны имевшие названия «карнавальные», «осенние», «весенние», «летние», сразу стали регулярными. Большое значение в возведении дворцов, вилл, церквей, усыпальниц, лоджий имело стремление либо увековечить и прославить себя, либо соревнование в богатстве и пышности с соседями (Гонзага — дЭсте, дЭсте — Сфорца и т. д. ) и неизменное желание жить роскошно. XV в., а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м гг.
Сюжеты новелл разнообразны. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника – росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508-1512). У Петрарки нет описания Лауры. Большая часть концертов современного фестиваля обычно проходит в театре Оперы Флоренции, а цены на билеты вполне доступны – стартуют от 10.
Козимо был также важным покровителем искусств. Ранний период архитектуры Возрождения был переходным от средневековой готики к новым архитектурным формам. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона.
В подъёме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиков произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г. ) — юноша-воин со щитом в руке. Таковы трактаты Филарете, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини и даже фантастический роман Полифило «Гипнеротомахия» (опубл. Этим она отличается от любви небесной, приносящей только радость.
Как и архитектор Филиппо Брунеллески (церковь Сан Лоренцо), он развивал античные мотивы в архитектуре. Среди этих людей от назвал только трех женщин: поэтесс Виттория Колонна (Vittoria Colonna), Веронику Гамбара и Туллию Дарагона (Tullia dAragona).
Характерной чертой итальянского стало почти полное отсутствие внутренних противоречий. В 1539 г. художник открыл в Венеции свою мастерскую. Исполнителем стал уже не цех, а зодчий. Кто она была — до сих пор достоверно не известно.
В XIII веке в большей части Европы наблюдался значительный экономический рост. Этап – столетие (XIII в. ) именуется дученто (двухсотые) XIV в. – треченто (трехсотые) XV в. – кватроченто (четырехсотые) – раннее Возрождение XVI в. – чинквиченто (пятисотые) – Высокое (классическое) Возрождение.
Изображение со множеством персонажей — зрителей (мужчин и женщин), воинов, палачей — полукольцом охватывает центральную сцену распятия. Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В прошлом и в Венеции говорили, что Фениче лучший театр на свете А уж в Париже опера самая лучшая в двух, а то и в трех мирах» Великий композитор предпочел бы такой театр, «который не так хорош». Но зал театра был чудесным — выполнен в белых, серебряных и золотых тонах. Всегда.
огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов. Тем не менее в 1839 году Верди успешно дебютировал в «Скала». Реконструкция Фабриано была поручена в 1451 г. Бернардо Росселино. Церковные фасады, как правило, были оформлены с вертикальными выступами стен (пилястрами), арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим. Он создатель массовых сцен, проникнутых единством переживания. сконцентрировано 2531 человек.
На период высокого и позднего Возрождения приходится расцвет искусства венецианской школы, среди представителей которой выделяются два великих живописца – Джорджоне (1476-1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт», Тициан (ок. 1489/90-1576), ставший после преждевременной смерти Джорджоне, в мастерской которого он обучался, главой венецианской школы. Его искусство оказало огромное влияние не столько на итальянцев, сколько на ведущих западноевропейских мастеров XVII в. – голландцев, фламандцев, французов испанцев: Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Позже он писал об этом так: «Рим показался мне еще более великим, чем я предполагал, особенно великими мне показались его развалины». Черная смерть выкосила треть населения Европы. Ее северная часть застраивалась по проекту Бьяджо Россетти (упом.
Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Крупные изменения произошли и в общественных науках. В период «карнавального сезона» ставились оперы-сериа и балеты, в остальное время главным образом оперы-буффа.
Для остальных же, по словам Вазари, он также сумел создать достаточные удобства. Так у тебя есть шанс подойти к фонтану поближе и рассмотреть его детали без оттаптывающей ноги толпы (но это не точно). Расходы распределили между собой 90 аристократов города. «Можно перевидеть все города на свете и все-таки прийти в изумление, приехав в Венецию», – писал французский философ Монтескье.
Простота и ясность пространственной организации — прямоугольные площади часто кратных соотношений, обрамленные галереями (Карпи, Виджевано, Флоренция — пьяцца Сантиссима Аннунциата) логическое выделение главного, когда, не теряя своей индивидуальности, все сооружения ансамбля складывались в целостную композицию (Пиенца, Болонья, Венеция) пропорциональное и масштабное единообразие сооружений и пространств их окружающих, подчеркивающих значение того или иного сооружения (постановка собора в Пиенце, трапециевидная площадь перед собором в Венеции) разделение и сочетание отдельных пространств, связанных между собой и подчиненных друг другу (центральные площади Болоньи, площадь Синьории во Флоренции, Пьяццетта, площадь Сан Марко в Венеции) широкое использование фонтанов, скульптуры и малых форм (колонны на Пьяццетте, мачты перед собором и памятник Коллеони — в Венеции, памятник Гаттамелате в Падуе, фонтан Нептуна в Болонье, монумент Марка Аврелия на Капитолии в Риме) — вот основные приемы композиции архитектурного ансамбля, широко применявшиеся в эпоху Возрождения в Италии. В изобразительном искусстве безличное цеховое ремесло уступает место индивидуальному творчеству. Нельзя не отметить и новеллы Боккаччо, трактаты Макиавелли, поэмы Ариосто и Тассо.
Эпоха Возрождения пришла на смену европейской культуре средневековья. Наконец, намечается стремление учесть движение зрителя и соответственно внести новые элементы динамического развития в ансамбль (Капитолий в Риме) — прием, развитый уже в следующую эпоху. Данное явление берет свое начало в Италии именно здесь были замечены его первые признаки. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа», как она называлась раньше, по имени владельцев).
Некоторые историки приписывают заслугу культурного расцвета роду Медичи, влиятельнейшей флорентийской семье того времени, покровительствовавшей деятелям искусств и буквально «выращивавшей» своими денежными пожертвованиями новых гениев. Произведение Боккаччо столь богато событиями, что из него заимствовали сюжеты для своих драм многие драматурги: Шекспир — драма «Цимбелин» и комедия «Конец — делу венец», Лопе де Вега, Мольер.
В этот период в живописи появились первые светские (нерелигиозные) темы. Венеция была одним из самых богатых городов, поскольку контролировала Адриатическое море. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей.
Тем не менее искусство Ренессанса многим обязано художественнойтрадиции Средних веков. Наступила очередь североевропейского Возрождения. Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань. Исчезает излишняя вычурность, работы становятся более «натуральными». - Основные работы Джотто — фрески. Тут же хранятся картины голландских испанских, французских и фламандских мастеров. Во второй половине XVI в. чисто внешняя сторона оформления проекта и прорисовка деталей становятся чуть ли не самоцелью (Буонаюто Лорини, Вазари).
Все ложи были связаны между собой коридором. Здание театра равнялось 100 метрам в длину и 38 — в ширину. Всего – более 5 тысяч картин и скульптур. Самые знаменитые фрески Джотто находятся в Капелле дель Арена в Падуе.
Здание театра построено в 1776—1778 годах на месте церкви «Санта Мария делла Скала», откуда театр и получил свое название «Ла Скала» — оперный театр в Милане. Почти одновременно на Мальте, принадлежавшей с 1530 г. ордену Мальтийских рыцарей, была построена итальянцами город-крепость Ла Валлетта, основанная в честь победы над турками (1566 г. ).
Для городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в 1446—1450 гг.