В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. — Да это превосходно. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему.
Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Вегетарианцем стал и сам Репин. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. я работал завороженный.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В его глазах читается печаль, тоска. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Имя Репина стало широко известным.
Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. — сказал Крамской.
«Как. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Казалось, она спит. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Все заняты.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Комната небогатой интеллигентной семьи. Репин встречал их по средам. О картине появилось много статей в периодической печати.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.
Третьяков»109. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Это вы сами. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Рассмотрим "ближний круг". Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Этюд получился превосходный. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Так ли это – судить зрителям. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Он идет прямо к матери. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Они словно противопоставлены друг другу. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
-— И. Г. ), они много смеялись». В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Рисунок уверенный, лепка твердая. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. М. Бунакову.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Убийство свершилось. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца – легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Неподражаемый мастер в передаче непосредственных впечатлений, красочного великолепия действительности, Репин никогда не ограничивался этими первыми материалами. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Это лучше всех ваших академических работ.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Облик Ивана Грозного настолько страшен, что зритель забывает о причине разыгравшейся трагедии — об убийстве. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Судьбы детей Репина сложились по-разному. Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах.
На моих друзей она производила то же впечатление. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ).
Она была закончена только в 1891 году. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву.
Горе отца затмевает страдания умирающего сына. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Репин был очень дружен с Мамонтовым. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Имя Репина стало широко известным.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Америка—Франция—Россия. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. За окном летний день. Труд — вот что определяет и украшает человека. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Публике картина понравилась. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. О чем эта история. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Репин считал сам эту картину красивой. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Первый факт.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».
С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Не доносчик ли. Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Эта история получила название «бунт 14». Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Слабеющей рукой царевич касается плеча Ивана Грозного, пытаясь этим жестом успокоить его и показать, что прощает. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Он так описывает свои первые опыты в портретном искусстве: «Я отводил душу в рисовании и однажды вечером, когда маменьки не было дома, попросил Доняшу (двоюродная сестра Репина.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. Мне минутами становилось страшно».
Совет отказал молодым художникам и тогда они написали прошение об отчислении их из учебного заведения. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Много учился на написании портретов близких и друзей. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Общение с прежними друзьями было только заочным. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
В его глазах застыло ожидание: примет ли его, столько времени отсутствовавшего в родном доме, семья. И вот уже перед нами не царь, а отец. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Написан портрет вдохновенно. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Церковные заказы позволяли Репину заработать немного денег и, скопив сто рублей, в 1863 году он отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Л. Н. Толстого».
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Внимание художника тяготит их. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Глаза ясные и добрые.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В его взгляде осуждение и тревога. Позднее полотно было отреставрировано специалистами.
Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны. Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев.
Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
К тому же и погода благоприятствовала работе. Стасов присылает ему все, что он просит. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Репин стал очевидцем казни народовольцев. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Вместе с В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым и В. И. Суриковым он бродил по Москве, любовался ее старинными архитектурными памятниками. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Пятый факт. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Берег Волги. О картине появилось много статей в периодической печати.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Репин дважды подавал прошения об отставке. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Я отворачивался от этой картины, прятал ее. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
художественный музей им. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Вся центральная часть написана самим Репиным. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Возвращается в Россию летом 1876 года. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Он взят силуэтом на фоне белой стены, что еще усиливает жизненность всей фигуры и особенно — воспаленных глаз с желтыми белками. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. А свеча становилась ниже и тени менялись. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Репин никуда не делся. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Мне минутами становилось страшно.
Этот эпизод так поразил Репина, что он не стал продолжать прогулку и отправился домой делать зарисовки увиденного. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Работал весь день, не замечая времени. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности.
Тут больше любви к делу, — пояснил он. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.