В таком стиле, на историческую тематику, работали Питер Пауль Рубенс (картина «Битва греков с амазонками», 1619-1620 гг. ), Никола Пуссен («Похищение сабинянок», 1614-1615 гг. ), Жак-Луи Давид, который писал как на античную, так и на современную тематику. Мадарас), Польши (П. Венцом русской исторической живописи является творчество В. Сурикова. К произведениям исторического жанра можно отнести священные изображения, связанные с культом предков, размещённые в святилищах – гробницах и храмах.
Рост политического сознания художников, успехи революционных преобразований, становление социалистического реализма определили создание этапных произведений советского исторического жанра: в живописи – Оборона Петрограда А. А. Дейнеки (1928), Допрос коммунистов (1933) и На старом уральском заводе (Урал демидовский 1937) Б. В. Иогансона, посвященные В. И. Ленину полотна И. И. Бродского, А. М. Герасимова, картины С. В. Герасимова, М. Б. Грекова, П. М. Шухмина, Г. К. Савицкого, Ф. Г. Кричевского, А. К. Кутателадзе, в скульптуре – обобщённые исторические образы И. Д. Шадра, А. Т. Матвеева и др., серия графических и скульптурных работ Лениниана Н. А. Андреева (1919-32) и др. Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек" (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". Государственная Третьяковская галерея (Москва)Картина написана на сюжет из античной мифологии. 121 х 154, 5 см.
Романтические веяния сказались и в русском историческом жанре. В древнерусском искусстве изредка получали отражение события национальной истории в иконах, миниатюрах и фресках (росписи Золотой палаты Кремлёвского дворца, 1547-1552, не сохранились). В искусстве Северного Возрождения отражение современных исторических событий обнаруживается в миниатюрах Ж. Фуке и С. Мармиона, в мемориальной пластике (рельефы гробницы Франциска I, скульптор П. Бонтан, 1551-56, церковь аббатства Сен-Дени, Париж) в живописи П. Брейгеля Старшего. На четвертый день в живых осталось только 67 человек, начался каннибализм.
В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью и линия цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства.
Испанский мастер обратился не к античной истории, а к событиям недавнего прошлого. Героический путь Красной Армии в годы Гражданской войны запечатлел М. Б. Греков. Это может быть отдельный стиль или жанр исторический в том числе. Мейссонье во Франции, Х. Лейс в Бельгии, М. фон Швинд в Австрии). Вневременная символика и стилизация характерны для исторической живописи П. Пюви де Шаванна (Франция), Х. фон Маре (Германия), А. Бёклина и Ф. Ходлера (Швейцария), Э. Бёрн-Джонса (Великобритания), эскизов витражей С. Выспяньского (Польша). В 17-18 веках академизм и классицизм выдвинули исторический жанр на первый план, утвердив представления о нём как о «высоком» жанре, включающем религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. Героические и трагические образы отечественной истории воплощаются в станковой живописи Ю. П. Кугача, И. С. Глазунова и художников его школы, монументальной живописи (мозаики А. К. Быстрова, С. Н. Репина и др. ), скульптуре А. А. Бичукова, В. М. Клыкова, З. К. Церетели, М. М. Шемякина и др.
Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Вторую группу составляют литература, архитектура (нединамические виды) и музыка, балет, хореография (динамические). Михаловский), Румынии (К. Отечественный кинематограф тоже не обошел данный жанр (исторический) стороной. Среди других мастеров исторического жанра – Й. Чапек и Э. Филла (Чехия), Н. Тоница (Румыния), И. Бешков (Болгария), Дж.
Особенно тесно с историческим жанром смыкается батальный жанр – в тех случаях, когда раскрывается исторический смысл военных событий. Исторический жанр в его современном виде сформировался вместе с развитием научных взглядов на историю (полностью лишь в XVIII-XIX вв. ), но многие его особенности сложились значительно раньше. Накануне Великой французской революции (1789-94) мужественно-строгие картины главы революционного классицизма Ж. Л. Давида изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идей борьбы с тиранией, подвига во имя гражданского долга и прозвучали как призыв к революционной борьбе (Клятва Горациев, 1784). Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи. Очаги восстаний вспыхнули в Италии, Франции, Германии. Новый поворот случился после создания М. И. Глинкой национальной школы музыки в Москве.
Уччелло), торжественных событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Б. Пинтуриккьо, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др. ) нередко они включались в композиции на религиозные сюжеты. В Германии К. Ф. Лессинг обращался к теме народных антифеодальных войн.
В годы революции Давид в героически-приподнятых и правдивых образах отразил её реальные события (Клятва в зале для игры в мяч, 1791 Смерть Марата, 1793). Классицизм и барокко вскоре уступили место новому культурному течению – романтизму. Так, в III веке до н. э. Истоки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др. ) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами.
Его фрески – это аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа» – философия, «Диспута» – богословие, «Мудрость, умеренность и сила» – правосудие, «Парнас» – поэзия. Отечественная война 1812 года привлекла внимание художников к героическим подвигам русских людей (картины А. И. Иванова и В. К. Шебуева). «Сдача Бреды» восхищает своей человечностью и гуманизмом.
Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. К античной теме обращался А. Альтдорфер. Французские романтики Т. Жерико, Э. Делакруа, А. Г. Декан насытили исторический жанр духом протеста против социальной несправедливости и беззакония, страстным, эмоциональным восприятием драматической противоречивости исторических и современных общественных конфликтов.
В советское время художники довольно часто обращались к событиям прошлого России. В дальнейшем это направление поддержали композиторы «Могучей кучки». Все на лодках, включая капитана и губернатора, добрались до берега. М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко). Мифологический сюжет создан на полотне в соответствии с современной Рубенсу политической ситуацией: Тридцатилетней войной в Европе (1618-1648). Знаменитая картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1668-1669) посвящена евангельской притче. Вот только он имеет свой особый путь развития.
К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Уэст получил образование в Италии, с 1763 года работал в Лондоне, где стал одним из основателей, а затем президентом Королевской академии художеств. Так, наряду с картинами, посвященными далекому прошлому, Илья Ефимович Репин выполнил и ряд полотен изображавших современные ему события («Не ждали», «Отказ от исповеди»). Дедал сделал себе и Икару крылья из птичьих перьев, скрепив их воском, благодаря которым они покинули темницу. Мадарас), Польши (П.
А. Акимов, А. П. Лосенко, П. И. Соколов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (Ф. Андреевича-Куна в Сербии и др. ). Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (несохранившиеся батальные картоны Леонардо да Винчи и Микеланджело).
Холст, масло. Легендарный афинский строитель и художник Дедал, совершив преступление, был вынужден бежать вместе с сыном Икаром на остров Крит к царю Миносу. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв.
Старшая дочь Мария, прижавшаяся к отцу и задумавшаяся о чём-то, полностью разделяет судьбу семьи и не ропщет сын Александр, снимающий воск с подсвечника, также изображён не лишённым надежды на будущее, как и младшая дочь Александра изображённая художником как жизнеутверждающее начало. Художники XX в. также часто обращаются к историческому жанру: П. Д. Корин «Русь уходящая» (1932) триптих «Александр Невский» (1942-1943) А. П. Бубнов «Утро на Куликовом поле» (1943-1947). По традиционной классификации искусство делят на три большие группы: изобразительное и неизобразительное, а также зрелищное. Каждая деталь, каждое тело и предмет до мелочи проработаны художником. Старая Пинакотека (Мюнхен)Эта картина писалась по заказу. Исторический жанр (книги наиболее известных авторов перечислены далее по тексту) зародился еще в произведениях об А. Македонском и Троянской войне, а затем получил широкое распространение в Средневековой Европе. Это весьма специфические разновидности: батальное кино (особенно популярное в советском кинематографе), вестерн, пеплум (киноленты о древнем мире), тямбара (о самураях), фильмы плаща и шпаги (с динамичными фехтовальными поединками), уся (китайское кино с утрированной фантастической версией восточных единоборств). И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.
Особое значение в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны («Мезенские вдовы», 1965-1968 гг. ). Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси 16-17 века, художники-передвижники (Н. были православными греками, остальные католики, турки и евреи. Кольвиц, Ф. Кремер в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Р. Гуттузо в Италии).
О картине К. Брюллова «Последний день Помпеи» читайте здесь. Во второй половине XIX в. большинство картин исторического жанра были созданы на сюжет исторических событий России: В. Суриков «Боярыня Морозова» (1887), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Утро стрелецкой казни» (1881), И. Репина «Бурлаки на Волге» (1973), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1893), «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, вовремя казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 г» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885), В. Васнецова «Богатыри» (1898), а также полотна Н. Ге, А. Рябушкина, А. Бенуа, Е. Лансере, В. Серова и др. К концу XIX в. в историческом жанре наметился поворот к приподнятой, символико-обобщённой трактовке реальных исторических образов (героическая многофигурная скульптурная композиция Граждане Кале О. Родена, 1884-86, Франция).
Провизия быстро иссякала. Месонье во Франции, X. Лейс в Бельгии, М. Фон Швинд в Австрии). О. Д. Энгр, Франция), сменился салонно-академическими псевдоисторическими композициями, сочетавшими внешнюю репрезентативность и претенциозность.
Что интересно – к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. Мысльбека в Чехии), а в искусстве символизма и модерна – к ритмической стилизации монументальных исторических композиций (живопись П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в Швейцарии). Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона и его армии (картины Давида, А. Гро). Д. А. Шмаринова (1942), работы Кукрыниксов, А. П. Бубнова, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова, Студии военных художников имени М. Б. Грекова и др.
К концу 19 века в историческом жанре наметился поворот к символико-обобщённым образам (героическая композиция французского скульптора О. Родена «Граждане Кале», 1885-1889). В Древней Греции представления о пережитых исторических событиях, как правило, воплощались в мифологических темах и образах, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных исторических сцен и героев (группа Тираноубийцы работы Крития и Несиота, около 477 до н. э. ). При этом история народа ранее ХХ в. в фильмах представлена крайне скудно.
В XV – начале XVI вв. Сын афинского царя Тезей убил Минотавра. Испанский художник Веласкес создал не менее известную картину исторического и батального жанра «Сдача Бреды». Его монументальные фрески для церкви Сан-Франческо в Ареццо, наряду с библейскими сюжетами, содержат и сцены из античной истории («Победа Константина над Максенцием»).
П. Соколов «Дедал привязывает крылья Икару» (1777). И. Козловский), посвящённые не только античной, но и национальной истории. Собственно исторического жанра начал складываться в эпоху Возрождения в Европе.
Например, Харменс ван Рейн Рембрандт создал полотно «Возвращение блудного сына» (1669). Художники Мира искусства (А. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). О ней Вы можете прочитать здесь. Н.
В Древнем Китае с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, эпоха Хань, 147-163 свиток «Властелины разных династий» Янь Либэня, эпоха Тан, 7 век и др. ). В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п. ), либо в циклах, повествующих главным образом о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий и т. п. ). А. Лосенко «Чудесный улов» (1762).
Веласкес показал не кровавое сражение и не триумф победителей. Иконопись в переводе с греч. Все виды, словно ветви большого дерева, создают сложную сеточку узоров, разделяются на множество подвидов. Подобное явление характерно для живописи XIX века.
Вацлаве, 1006). Исторические события получали отражение в песне с древнейших времен. Лучи растопили воск, крылья распались и юноша погиб, упав с огромной высоты в море. Позднее эти сюжеты у художников социалистического реализма нередко превращались в однообразные «представления» с вождями и «народными массами». Холст, масло. Мастер показал, как к палатке, где спит римский император Константин, в луче лунного света спускается ангел. 2 июля 1816 г. у берегов Сенегала потерпел крушение фрегат «Медуза».
Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона Бонапарта и его армии (картины Давида, А. Ж. Гро). Сначала сила была на её стороне: греки уже дрогнули и начали отступать. Для искусства символизма и стиля модерн характерны вневременная символика и декоративная стилизация исторических образов (живопись П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в Швейцарии, эскизы витражей С. Выспяньского и станковые композиции Я. Мальчевского в Польше). Настоящей классикой считаются такие ленты, как «Юлий Цезарь» (1953 г. ), «Десять заповедей» и «Александр Великий» (1956 г. ), «300 спартанцев» (1962 г. ), «Спартак» (1960 г. ), «Последние дни Помпеи» (1959 г. ) и др. Н. Пуссен «Похищение сабинянок» (1634-1635)Картина является иллюстрацией легенды римской истории. Его перу принадлежат известные картины из прошлого Древней Руси («Владимир и Рогнеда», 1770 год) и полотна, посвящённые античным сюжетам. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения.
В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому порыву народных героев противостоит беспощадное, жестокое насилие (Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года, около 1814). Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере) противопоставляли современности причудливое своеобразие старины (главным образом XVIII в. ), в которой видели источник красоты и поэзии. Лебрен и П. Миньяр). мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Ну а к зрелищному искусству относятся кино, эстрада, театр, опера и цирк.
греческий художник Филоксен выполнил картину «Битва Александра Македонского с Дарием». Рейнолдса в Великобритании и др. ). Яркой жизненной выразительности и эмоциональной силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотического произвола (Иван Грозный и сын его Иван, 1885) и жизнерадостного вольнолюбия народа (Запорожцы, 1878-91). Иногда художник соединял в своих работах исторические и мифологические мотивы. Многие художники 20 века придают своим историческим произведениям современное политическое звучание, прибегают к острой трагической экспрессии (антифашистские работы немецких художников О. Дикса, Г. Гроса, Х. Грундига фрески мексиканских художников Д. Риверы, Д. А. Сикейроса, Х. К. Ороско). Особенностью их картин было воспроизведение пышности и торжественности, но с оттенком грусти (Альберт Бенуа изображавший помпезные выходы российских императоров и императриц в XVIII веке, Евгений Лансере, запечатлевший роскошную обстановку при дворе, Валентин Серов, нарисовавший царские увеселения).
Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»). («Капитанская дочка», «Арап Петра Великого»). Многочисленны были и группы романтиков искавших свой исторический и эстетический идеал в средневековом прошлом (назарейцы в Германии, прерафаэлиты в Великобритании). Панорама) батальная живопись (работы Ф. А. Рубо). В XVII-XVIII вв. Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась.
Росалес, А. Хисберт, скульптор А. Маринас Гарсия), Чехии (Й. 196, 4 х 145.
Д. Розенталь). В скульптуре начала 20 века получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена, также И. Мештровича в Хорватии, Й. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др. ). Исторический жанр позднего классицизма, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий.
Э. Делакруа «Резня на о. Хиос» (1824)Историческая основа картины – расправа турок 11 апреля 1822 г. над жителями греческого острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 120 000 жителей острова около 115 тыс. Население Хиоса до сих пор так и не восстановило свою былую численность. Айец, скульптор В. Вела), Испании (Э. Манес), Венгрии (В. И сказал Симону Иисус: не бойся отныне будешь ловить человеков.
С 1830–1840-х гг. Этому способствовали утверждение новых эстетических представлений и направления реализма. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства. до н. э., сохранилась римская копия II в. до н. э. ).
Данное понятие охватывает все литературные произведения в прозе (рассказы, романы, повести), повествующие о реальных событиях, которые происходили в более или менее отдаленном периоде времени, а действующими персонажами (главными или второстепенными) в них являются исторические личности. К первому принадлежит, пожалуй, один из самых объемных блоков. 500 х 770 см. Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т.
В середине – 2-й половины 20 века античную тему переосмысливают в живописи М. Бекманн и в скульптуре Г. Маркс (Германия). Его большое полотно «Метель. Вместе с тем в середине 19 века обращение к историческому жанру представителей реалистического направления обусловило распространение небольших историко-бытовых картин, где в точных деталях воссоздавались повседневная жизнь и «колорит эпохи» (Э. (живопись и графика Ф. Гойи).
Исторический жанр в изобразительном искусстве представлен следующими полотнами: картинами Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) и «Иван Грозный убивает своего сына» (1884), работами Василия Сурикова, обратившегося к наиболее драматичным событиям из истории России XVIII века. В русском историческом жанре усиливается интерес к духовной атмосфере эпохи (М. Так, в 1771–1772 годах он создал полотно, в котором показал историческое событие, положившее начало созданию в Америке английской колонии Пенсильвании («Уильям Пенн подписывает договор с индейцами»). Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров. так как я человек грешный. Помпезные историко-аллегорические композиции представляли монархов в облике античных полководцев (Ш.
Байё). Поступки древних и современных героев воспринимаются как образцы высокой общественной морали. Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия).
Героическим пафосом революционной романтики овеяны картина Свобода, ведущая народ Делакруа (1830), горельеф Марсельеза Ф. Рюда (1833-36), композиции О. Домье на темы классовых битв жизненно выразительны здесь и аллегорические фигуры и типичные образы народных героев. Известны и анонимные картины 16 века с острыми историческими сюжетами («Казнь Савонаролы» и др. ). Основная мысль этой картины — противостояние двух типов национальных характеров. Ведущую роль играла крупная по размерам тематическая картина (А.
Дерево, масло. Ведущую роль играли крупная по размерам тематическая картина (Й. Изображаемые реальные исторические события насыщались мифологическими, библейскими, аллегорическими персонажами, получали легендарное истолкование. Рейнолдса в Великобритании и др. ).
В эпоху Просвещения возрастает идеологически-воспитательное значение исторического жанра. Матейко), Чехии (М. На восьмой день выжившие выбросили за борт слабых и раненых.
В 17–18 вв. Не отстает в этом плане и современный кинематограф: «Гладиатор», «Александр», «Троя», «Исход: Цари и боги», «Бен-Гур».
Черты исторической действительности отражаются преимущественно в мифологической форме в средневековых росписях и рельефах Индии, стран Юго-Восточной Азии. Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (картоны для росписей Битва при Ангьяри Леонардо да Винчи, 1503-06 и Битва при Кашине Микеланджело, 1504-06 сохранилось в копиях). Манес), Венгрии (В. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи.
В русской живописи рубежа XIX—XX веков проявились черты пейзажного видения мира (термин Алексея Александровича Фёдорова-Давыдова)1. Аман, Венгрии (М. Во 2-й половине 18 в., в эпоху Просвещения историческому жанру придается воспитательное и политическое значение: картины Ж. Л. События 1812 года непосредственно отразились в картинах В. К. Сазонова и М. Тихонова, в скульптурных медальонах Ф. П. Толстого (1814-36), косвенно – в памятнике Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса (1804-18). Вот таким образом учёные, художники, писатели искали ответы на настоящее в прошлом, чем и объясняется возникновение реализма в культуре. Аман), Венгрии (М.
Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Эволюция Исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в 18–19 вв. ). до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. О. Д. Энгр), сменился салонно-академическими псевдоисторическими композициями (картины П. Делароша, Т. Кутюра и др. ).
Б. Тьеполо). Особую категорию составляют советские фильмы-экранизации романов, в частности, «Три мушкетера», «Узник замка Иф», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита» и др. Во второй половине XIX столетия художники начали рисовать сюжеты из истории России. Манес), Венгрии (В. Важное место в отечественном искусстве после 1917 года заняла историко-революционная тематика, нередко в символико-аллегорическом воплощении (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона).
В скульптуре начала XX в. получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена во Франции, И. Мештровича в Хорватии, И. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др. ). Он создал исторические картины, наполненные духом героизма. Разгневанный Минос заточил Дедала вместе с сыном в башне на скале.
Картины на литературные и мифологические сюжеты современники называли «историями» и «поэзиями». Подобно Пуссену, он искал в античной истории примеры для подражания и воспитания молодежи. Рафаэль считал, что это четыре основания, на которых должно основываться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). На фреске изображены исторические лица, в том числе Эпикур, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Диоген и др.
Таким же псевдо историческим направлением отличается произведение А. Лосенко Великий князь Владимир сообщает своей жене Рогнеде о победе, одержанной им над ее отцом Рогволдом, князем Полоцким (1770). В нём сочетались мелодраматические картины (К. Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс.
В 15 – начале 16 века выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (П. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п. ), либо в циклах, повествующих главным образом о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, осад городов, путешествий и т. п. ). Михаловский). Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. Кроме того, он был историческим живописцем английского короля ГеоргаIII.
Романиста вы можете увидеть на фото выше. С начала XX в. переживала расцвет русская панорамная (см. Он является автором живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за 1000 лет. Михаловский), Румынии (К.
Один из самых популярных жанров живописи. в историческом жанре находит отражение революционная борьба пролетариата и крестьянства: графические циклы К. Кольвиц (Германия) Восстание ткачей (1897-98) и Крестьянская война (1903-08) картины и рисунки С. В. Иванова, В. А. Серова, В. Е. Маковского – в России, О. Бэнчилэ и Ш. Лукьяна в Румынии, С. Ленца в Польше и др. Зачатки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др. ) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами.
И здесь прежде всего надо вспомнить художников А. Иванова, К. Брюллова. Трагические события современности косвенно отразились в картине К. П. Брюллова Последний день Помпеи (1830-33), в которой слепой разрушительной стихии противопоставлена духовная сила и близость людей. И. Козловский), посвященная не только античной, но и национальной истории. в миниатюрах Азербайджана, Ирана, Афганистана, Индии, Средней Азии и др. Прогрессивные искания, наметившие будущие пути исторического жанра связаны с творчеством крупнейших художников XVII в. : Н. Пуссену (Франция) принадлежат полные общественно-этического пафоса образы античных героев (Смерть Германика, 1626-27) Д. Веласкес (Испания) с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих социальных сил – феодальной Испании и буржуазной Голландии (Сдача Бреды, 1634) П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией в полных декоративного блеска, жизни и движения историко- аллегорических композициях (цикл История Марии Медичи, около 1622-25) Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о событиях нидерландской революции идеи освободительной борьбы в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях Ночной дозор (1642) и Заговор Юлия Цивилиса (1661). С началом пробуждения национального самосознания народов связаны исторические сюжеты в русских иконах (Церковь воинствующая, после 1552), европейских хрониках и кодексах (миниатюры Геттингенского кодекса, около 1464, Йенского кодекса, начало XVI в. и др. ). Не менее известна картина Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). В. Нестеров, М. А. Врубель, Н. К. Рерих).
Тинторетто). В первые годы Советской власти события Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны находили символико-аллегорическое воплощение (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Например, Франсиско Гойя в своих картинах и офортах показал героизм испанского народа, самоотверженно сопротивляющегося захватчикам, Теодор Жерико представил зрителям современную трагедию («Плот Медузы»), Эжен Делакруа воспел революцию, свидетелем которой стал («Свобода, ведущая народ»). Наиболее значимыми являются такие произведения, как «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина А. П., «Царская невеста» и «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакового, «Суворовский марш» А. С. Аренкова и др. С распадом устоев миф.
В 1960-70-х годах делались попытки обновить исторический жанр романтикой образов (Г. Но главный путь русского исторического жанра был связан с реализмом он определялся интересом художников к отечественной истории, её драматическим социальным противоречиям и кризисным эпохам, к судьбам крупнейших исторических деятелей и народных масс. В 1870-е годы маркирующим элементом выступил портрет личности исторической значимости («Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Николаевича Ге, «Царевна Софья» Ильи Ефимовича Репина). М. Васнецов, В. А. Серов, А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, художники группы «Мир искусства» – А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, Л. С. Бакст скульптор С. Т. Конёнков).
И. Семирадский). Не всегда достаточно общих признаков для определения. К. П. Брюллов внёс в русскую историческую живопись размах и пафос трагедии, героем которой является не отдельная личность, а людская масса («Последний день Помпеи», 1830-33). В работах мастеров Позднего Возрождения находит место подробное, документально точное отражение современного быта (Паоло Веронезе), представления о людской массе как об одном из главных героев исторических событий (Битва при Заре Якопо Тинторетто, около 1585).
Трамбалла на темы Войны за независимость в Северной Америке 1775-83). Плот был перегружен, на нём было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Ноябрь 1941 А. А. Дейнеки (1941), триптих Александр Невский П. Д. Корина (1942-43), графический цикл Не забудем, не простим. Оставшиеся жители были обращены в ислам. Матейко), Чехии (М. Галле), Чехии (Й.
Ф. Щедрин), в том числе портретная (М. Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т.
С конца XIX – начала XX вв. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. И. Пучинов) сюжеты. Мункачи). Исторический жанр позднего классицизма во Франции, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж.
Наряду со сложными условно-символическими формами («Герника» П. Пикассо, 1937) появляются произведения, тяготеющие к политической отчётливости плаката (картины Гуттузо, А. Фужерона). Лувр (Париж)Событие, которое потрясло всю Францию, Жерико изобразил выразительно и трагично. означает «молитвенный образ». Мадарас), Польше (П.
Доказательством тому служат оперы «Орфей» (1607 г. ), «Коронация Поппеи» (1642 г. ). Исторические мотивы можно обнаружить и творчестве другого видного французского художника Оноре Домье: картина «Восстание» (1848). Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. После этого остров потерял своё хозяйственное значение.
В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, 147-163). Д. Флавицкий, П. П. Чистяков, П. Ф. Плешанов), «костюмированные» изображения древнерусского быта (К. Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. Jahrhunderts, В., 1930.
Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Важным событием в развитии исторической живописи стало появление в 1635 году картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды». Жирардон, А. Куазевокс, Ж. Б. Пигаль).
Слева на пороге храма первый царь и основатель Рима – Ромул (в красном плаще) вдохновляет своих воинов на это деяние (мы бы сказали сейчас: злодеяние). Классицистическая линия исторической живописи продолжилась в творчестве Ж. Л. Давида. Русская оратория как таковая возникла в первой половине XIX в. Одно из выдающихся произведений того времени – это «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» (1811 г. ) авторства Дегтярева С. А. В тот момент национальная историческая тема в русской опере присутствовала незначительно. Д. Розенталь). Его всемирно известные произведения Утро стрелецкой казни (1881), Боярыня Морозова (1887), Покорение Сибири Ермаком (1895), Переход Суворова через Альпы (1899) оказывают воздействия огромной силы на зрителя. Апостольский дворец (Ватикан)В 1508 г. Рафаэль по поручению папы Юлия II начал роспись парадных залов (станцев) Ватиканского дворца.
Глазунова много исторических полотен: «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус», циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др. Особой популярностью пользовались картины П. Делароша (Франция) с мелодраматическими сюжетами и обилием бытовых деталей. Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Историческая картина написана на евангельский сюжет. Н. Ге, Н. В. Неврев, А. Д. Кившенко, И. М. Прянишников и др. ) и близкий к ним скульптор М. М. Антокольский утвердили в русском историческом жанре убедительность и достоверность исторических характеров, социальных и бытовых ситуаций.
Так, за пять лет до революции он написал свое известное полотно «Клятва Горациев» (1784), призывавшее народ к борьбе против монархической тирании. Вапперс, Л. Галле), Чехии (И. «Классический» импрессионизм избегал любой сюжетности, однако к историческому жанру обращались Э. Дега (в раннем творчестве) и Э. Мане («Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм). С начала 20 века переживала расцвет русская панорамная (смотри Панорама) батальная живопись (работы Ф. А. Рубо). И. Козлов) и античные (М. Д. Флавицкий), развлекательные костюмные изображения древнерусского быта (К.
Однако отечественными авторами-создателями исторического русского романа считают М. Н. Загоскина («Юрий Милославский или Русские в 1612 году», «Брынский лес») и И. И. Лажечникова («Ледяной дом», «Последний Новик»). Историко-бытовые сюжеты появляются с VII в. в кит., с XI-XII вв. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи. Ню (произошло от фр. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века.
Историко-бытовые сюжеты появляются с 11-12 века в японской живописи, с 15-16 века в миниатюрах Ирана, Индии (могольская миниатюра 16-17 века), Средней Азии и др. П. Лосенко, И. А. Акимов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция, в т. ч. портретная (М. Переход Ганнибала через Альпы»: подпись к полотну гласила, что гибельным для карфагенской армии могут быть не только суровые горные вершины, но и «удовольствия и соблазны обычной жизни в плодородных долинах Римской Кампании». Например, художник В. Е. Попков считается основателем «сурового стиля» в советской живописи (картина, запечатлевшая строительство ГЭС). в японской живописи, с XV-XVI вв.
Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. Эти работы отличаются пафосным духом, героическими позами, возвышенными мимикой и жестами. Рафаэль «Афинская школа» (1511). В качестве примера можно привести картину Эжена Делакруа «Резня на острове Хиос», написанную в 1826 году.
В 1860-х гг. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. С помощью стихотворных строчек он попытался разъяснить и замысел картины «Метель. Уэста привлекала не только античность.
Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). «Богословские» сюжеты в эту эпоху были дополнены обращением к античной мифологии, а также литературными сюжетами, почерпнутыми не только из древних (Гомер, Овидий, Вергилий), но и современных (Данте, А. Полициано и др. ) авторов. Такова одна из фресок, получившая название «Сон Константина». Важное место в советском искусстве заняла историко-революционная тематика.
Собственно исторический жанр начал развиваться в 1-й половине – середине 18 века с появлением светского искусства и исторической науки: документально точные гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны 1700-21, созданные при участии К. Б. Растрелли мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), картины на евангельские (Г. Андреевич-Кун (Сербия). Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре. В качестве примера можно назвать работы следующих авторов: Вячеслава Шварца, создавшего картину про царскую охоту, Константина Маковского, написавшего полотна про Московское царство в XVII веке. К этому направлению можно отнести картины, написанные на евангельские сюжеты. призван не отображать реальность, а передать идею божьего начала, в котором художники ищут идеал.
Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). Родоначальником жанра по праву считают Вальтера Скотта («Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др. ), который смог совместить художественный вымысел с историческими фактами. Именно он первым обратился к теме историко-патриотического звучания в опере «Иван Сусанин» (1836 г. ), широко использовав народные мелодии.
Трагическая, полная внутренних противоречий история народных масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова, отразившего яркие исторические события, героические национальные характеры, неиссякаемые жизненные силы народа (Утро стрелецкой казни, 1881, Боярыня Морозова, 1887, Покорение Сибири Ермаком, 1895, Переход Суворова через Альпы, 1899). П. Рубенс «Битва греков с амазонками» (1618). Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси XVI-XVII вв., художники-передвижники (Н. Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат О живописи 1436 г. ).
Собственно исторические сюжеты получали условное, декоративное воплощение у болонских академистов 17 века (Доменикино и др. ), в картинах С. Розы. Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса, во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг. ). "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. С этого времени художники, создавая свои произведения, от мифологических начали отделять подлинно исторические элементы. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов.
Известны и анонимные картины XVI в. с острыми историческими сюжетами (Казнь Савонаролы и др. ). Картины К. Флавицкого Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения (1864), И. Репина Иван Грозный и сын его Иван (1885), Н. Ге Петр допрашивает царевича Алексея (1871) по праву считаются ярчайшими образцами нового этапа развития исторического жанра в России. По приказу Миноса он построил знаменитый лабиринт для чудовища Минотавра. Сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали художники дюссельдорфской школы (Германия).
выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (Паоло Уччелло), торжеств, событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др. ), как правило, включённые в композиции на религиозные сюжеты. мировоззрения и формированием искусства портрета стало возможным и изображение недавнего исторического события с реальными героями (мозаика со сценой битвы Александра Македонского с Дарием, IV-III вв. Это граничит с возникновением нового направления – реализма. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель). 491 х 716 см. Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. Но Икар поднялся слишком высоко к солнцу.
Пуссен). Пуссен известен в основном как исторический художник. Нельзя не упомянуть и о пеплуме – направлении исторического жанра, который характеризуется обращением к библейским и античным сюжетам, большой временной продолжительностью фильма, а также масштабностью и грандиозностью съемок (массовка, костюмы, общие планы и т. д. ). Деларош и Э. Месонье во Франции, М. фон Швинд в Австрии и др. ). Историческая бытовая тематика занимала большое значение в творчестве представителей объединения «Мир искусства».
К историческому жанру обращались многие художники. Его оперы с классическим сюжетом «Тамерлан» (1724 г. ), «Ксеркс» (1738 г. ) и «Юлий Цезарь» (1724 г. ) – это, в первую очередь, героическая драма с бурей страстей и сильными характерами, в то время как исторические имена добавлены лишь для помпезности. Вапперс, Л. Галле), Италии (Ф.
Мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело) воплощали в образах священных легенд представления о физическом совершенстве и духовном величии человека, его органической связи с жизнью окружающей природы. В основе сюжета – древняя эпическая легенда. Из наиболее ярких проектов следует отметить следующие: «Иван Грозный» (1944 г. ), «Андрей Рублев» (1966 г. ), «Война и мир», «Орда», «Арап Петра Великого». Эпическим, былинным духом проникнуты композиции В. М. Васнецова (Богатыри, 1881-98) облик московской старины воссоздал А. М. Васнецов. Художник воспользовался античным сюжетом для демонстрации красоты и гармонии обнаженного человеческого тела, сопоставления пропорций мужской и юношеской фигур. Об этой картине Вы можете прочитать здесь. Отечественная война 1812 привлекла внимание русских художников к героическим подвигам русских людей (картины А. И. Иванова о древнерусских героях памятник Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса, 1804-18 медальоны Ф. П. Толстого, 1814-1836).
Оформился и тип торжественной идеально-обобщённой по построению многофигурной исторической картины. Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода"). Симон сказал Ему в ответ: Наставник. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Евангелие от Луки 5:1-11). Последователями А. Лосенко были художники И. Акимов, П. Соколов, Г. Угрюмов. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж), батальным жанром.
В Москве было создано «Общество художников исторической живописи» (1895-1906), в которое вошли А. А. Карелин, К. В. Лебедев, К. Н. Горский, С. В. Бакалович, Ф. А. Бронников, П. А. Сведомский, Г. И. Семирадский, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, М. П. Боткин и др. Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), убедительно воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. И. Семирадский, В. С. Смирнов).
Его представители стремились к созданию более правдоподобных образов и сюжетов. В 50-80-е гг. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века. Лишившись своей героической предводительницы, амазонки были разбиты. На картине изображён бой (батальный жанр): переплетение человеческих и животных тел.
Первая попытка адаптации исторического повествования в русской литературе была предпринята Н. М. Карамзиным в повести «Наталья, боярская дочь» в 1792 г. Однако и читатель и сам автор осознали, что задача овладения исторической эпохой не разрешена. Лебрен во Франции). Так, американский художник Бенджамин Уэст писал картины на исторические сюжеты («ЛеонидасII, король Спарты, отправляет в изгнание Клеомбротуса»).
Неизвестный художник «Портрет Меншикова» (1716. ) Ситуация его не сломила, сильный дух и уверенность в себе не поколебали в в нём ни обстоятельства, ни обстановка. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).