Константин Фёдорович Богаевский (24 января (12 января) 1872, Феодосия — 17 февраля 1943, Феодосия) — русский художник-пейзажист Серебряного Века. Богаевского не пугали трудности: с молодых лет он взял себе за правило ежедневно работать искать формы и способ изображения, непрестанно проводя опыты на пленэре и в мастерской. С семи лет К. Ф. Богаевский не расставался с карандашом. Действительно, графическое наследие Богаевского не менее ценно, чем живописное.
Феодосия – одно из самых сильных произведений Богаевского. Константин Фёдорович Богаевский (12 января 1872, Феодосия — 17 февраля 1943, Феодосия) — русский художник-пейзажист Серебряного Века. Те же мотивы прослеживаются и в произведениях Богаевского 1920-х и 1930-х годов («Феодосия», «Крымский пейзаж», «Старая гавань», «Вечер у моря»). Творческое наследие Богаевского наиболее полно представлено в следующих музеях: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Феодосийская картинная галерея, Севастопольский художественный музей, Симферопольский художественный музей, Сочинский художественный музей. В июне 1941 года разразилась война с фашистской Германией – третья война в жизни Богаевского.
Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый «Киммерийский цикл» картин. Первый луч истории падает на эти страны в V веке до Р. X. Действительно, графическое наследие Богаевского не менее ценно, чем живописное. Рисунок на камне технически мало отличается от рисунка на бумаге карандашом или пастелью. В 1923 году работал над панно для Сельскохозяйственной Выставки в Москве. Эти черты не получили никакого продолжения в русской живописи кроме Климта, параллели в западноевропейской живописи неожиданно находятся у Джованни Сегантини. В мастерской безукоризненная чистота и порядок.
объединений «Мир искусства» (1906–15), Союз русских художников (1909–11) и «Жар-цвет» (1923–29). В годы революции Богаевский был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, куда входили О. Э. Мандельштам, А. К Герцык, С. Я. Парнок, М. А. Волошин и др. После окончания Академии художеств Богаевский вернулся в Феодосию. БОГАЕВСКИЙ Константин Фёдорович, рос. По мнению искусствоведов, любовь Богаевского к суровому, выжженному солнцем и с первого взгляда неприветливому Восточному Крыму обусловлена в первую очередь тем, что художник родился и всю свою жизнь прожил в «богом данной» Феодосии. Крым. Гармоничные и изысканные тона его картин напоминают старинные гобелены. Сидишь в кресле перед ними и точно перелетаешь одной неведомой дикой страны в другую.
Богаевский, конечно, относится к этой категории. Вечернее солнце», 1912, ГРМ и др. ). Они значительно расширили рамки пейзажа, придав ему историзм.
Три человека сыграли исключительную роль в зрелой жизни Богаевского. В 1902 году Богаевский написал серию больших картин, объединенных общим настроением, где изобразил в разных ракурсах с детства знакомые мотивы: Старый Крым, Мертвый город (Старый город), Древняя крепость, Пустынные скалы, Монастырь на горе. Картины Город будущего (1932) и Порт воображаемого города нельзя назвать удачными. Богаевский обратился не просто к природе Киммерии с ее величественными горами, складками холмов и ослепительным солнцем, а к истории земли, ее античных городов, создав особый жанр «археологического» исторического пейзажа.
С большим трудом он вновь обретал творческий тонус. Он видит землю тяжелую, обнаженную, с мускулами, сведенными судорогой. Однако пути Богаевского всегда были обособлены и самостоятельны.
Примерно к 1907 г. относится перелом в творчестве Богаевского. У художника не получилось представить город будущего таким, чтобы в нем присутствовали действительно новые архитектурные формы. Темная область Киммерии — обычная гомеровская тавтология — перевод еврейского (т. Лоб обнаженный.
Эта максима Деларошфуко4 применима и к земле. Мастер иллюстрации и оформления книги Н. И. Пискарев (1892–1959) сделал художественное оформление альбома (титульный лист, оглавление), применив при этом классический шрифт эпохи Возрождения. В 1923 выпустил альбом автолитографий «Пейзажи Киммерии». Но, главное, демонстрирует новое ощущение мира, близкого к катастрофе.
Там в комнате висела итальянская олеография изображавшая извержение Везувия. Гармония снова появляется в 1907 и 1908 годах («Южная страна. АХ (1891–97) у А. И. Киммерия. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках. Современность мешает человеку видеть сны. Писать в Феодосии что-нибудь иное, кроме пенной волны и гибнущего корабля, было немыслимо.
Его творчество прочно вошло в наследие художников Киммерийской школы живописи. С 1906 года, после долгой изоляции на военной службе в Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека («Звезда Полынь», «Солнце», «Генуэзская крепость»). В картины 1902-1904 годов Богаевский ввел динамические ракурсы. Художник всегда отделял работу с натуры, этюды от создания самой картины.
Волошин назвал этот цикл картин Золотым веком. До сих пор не создано ни его музея, ни полноценной экспозиции. Произведения Константина Богаевского времени его творческой зрелости представляют собой остро индивидуальный симбиоз реальности интуитивистских прозрений картин далекого прошлого и сладостно-грустного поэтического вымысла. Но скоро поток варварских народов заливает эти города. Реальные впечатления часто стилизуются у него в духе «героического пейзажа» мастеров Возрождения и барокко (Воспоминания о Мантенье, 1910, там же), претворяясь в монументальные панно для украшения интерьера (три «героически-пейзажных» панно в бывшем особняке Морозовой на Спиридоновке в Москве, 1911–1912), светила же порой уподобляются небесным знамениям. Любит движение, ручную работу и всякое ремесло спорится у него под руками.
Таковы "Древняя крепость" (1902), "Пустынная страна" и др. К нему-то впоследствии судьба привела Богаевского на драматическом распутье его жизни. Звезда Полынь – апокалиптический сюжет, олицетворенный символ ужаса. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках. В издательской папке.
Рябушинского вМоскве (1911–12). Похоронен в Феодосии на городском кладбище (старом). Безобразие — то, что еще не обладает образом. На соседней улице был пожар.
Кермен. В 1902—1903 годах художник создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей («Старый Крым», «Древняя крепость»). Некрасивая женщина может быть любима только страстно. Область творчества Богаевского – обожженные солнцем пустыни юга, нагромождения камней и скал, как Древняя земля (1906 год), Алтари вселенной (1908), Южная страна. В 1936—1939 году работал в Тарусе. Прекрасны молодые, но старые еще прекраснее (Уолт Уитмен).
Детей разбудили, одели и перенесли к соседям. Те же мотивы прослеживаются и в произведениях Богаевского 1920-х и 1930-х годов («Феодосия», «Крымский пейзаж», «Старая гавань», «Вечер у моря»). В 1941 году оказался в оккупации, погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии советской авиацией., 20 л. автолитографий. Зато он учил видеть.
Художник — это фокус сознания вещей и явлений, отраженных в нем.
Как и в стихах его друга М. А. Фантастический пейзаж (1908) и другие – совсем по-иному воплощает представления художника о райской земле, о которой так хорошо мечталось в новой мастерской, с удовольствием благоустроенной Богаевским. В 1911—1914 годах участвовал в выставках «Мира искусства».
Молчалив. Grand Folio.
Крыма. Автолитография – литография, на которой художник воспроизводит собственное произведение. Этот период обрывается паузой, вызванной японской войной. После путешествия в 1908-09 гг.
Этой земле есть что вспомнить и уста ее сжаты вековым молчанием. Безводные степи грезят разливами рек, затопленными лесами и зеркальными равнинами вод. Учился у И. К. Похоронен в Феодосии на городском кладбище (старом). Это пора зрелости художника. Там познакомился с современным европейским искусством.
Москва, ГИЗ, 1923. Сразу после демобилизации в 1906 году К. Богаевский женится на Ж. Г. Дуранте. Осталась только каменная земля, будто ровесница звезды, подверженная каре жгучих лучей. По собственному признанию художника, ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир».
Ничему иному он не мог научить случайных учеников. Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый «Киммерийский цикл» картин. В оккупированный Феодосии он продолжал вести детскую художественную студию, давая надежду местным детям. Oblong. Начиная с 1900 года, Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве.
Начиная с 1900 года, Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве. Он обобщил цвет до локальных цветовых пятен, наращивая одновременно его интенсивность. В 1904 году вступил в Новое общество художников, затем был призван на военную службу, служил в Керченской крепости, в 1906 году демобилизовался и женился на Жозефине Густавовне Дуранте, брак оказался бездетным1. В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Во время гражданской войны Константин Федорович спас несколько работ Айвазовского (позже передал их в галерею), а во время Великой Отечественной Войны под угрозой расстрела подделал картину Айвазовского, чтобы оригинал не достался немецкому офицеру. Он позволяет себе только углублять и подчеркивать в ней черты безвыходности и трагичности. Ни в обстановке, ни во внешности никаких внешних признаков художника.
Пещерный город»). Пещерный город (1908), Киммерийская область (1910) порою вымершие, фантастические развалины городов, крепостей, как Крепость у моря (1902), Мертвый город (1906), Гора святого Георгия (1911-1912).
Во время гражданской войны Константин Федорович спас несколько работ Айвазовского (позже передал их в галерею), а во время Великой Отечественной Войны под угрозой расстрела подделал картину Айвазовского, чтобы оригинал не достался немецкому офицеру. Это было для Богаевского воскрешением. В мире установилась тягостная неподвижность магического света Полыни.
В 1907 наконец появляется ключевое произведение этого периода Трава полынь. Великая Отечественная война застает художника в 70-летнем возрасте в его родном городе. Вот таким образом те страны, которые обладают пейзажем слишком живописным (т.
Ближайшие друзья — художник Константин Кандауров и Максимилиан Волошин. Одним из них был художник Архип Куинджи. Каждое утро подхожу к мольберту, как к эшафоту, — признавался он однажды.
Александр Бенуа называл Богаевского «стилистом, декоратором и поэтом». В 1912 году выполнил самую известную свою работу — три панно для особняка Рябушинского в Москве. Первым учителем живописи Богаевского был Адольф Фесслер, преданный копиист Айвазовского.
В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. Тогда генуэзская Каффа вырастает до значения крайнего форпоста, выдвинутого Европой на востоке и турецкая Кеффе еще не теряет своего торгового и культурного значения и только русский разгром Екатерининских времен снова превращает Киммерию и ее города в глухое провинциальное захолустье. Ведь он был не только талантливым художником, но и человеком с большой буквы.
художник и график, засл. Кажется неожиданным, что в 1907 году Богаевский изменил творческие ориентиры. Они пронизаны мечтой об искусстве большого стиля.
С 1911 года Богаевский входит в объединение «Мир искусства». В 1923 году работал над панно для Сельскохозяйственной Выставки в Москве. в Италию и Грецию колорит картин Богаевского вновь меняется. Пожалуй, одно из лучших изданий в графике 1920-х годов. образов «города будущего» (1930-егг. ). В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. Богаевский созидал миф о крушении культур.
Куинджи мало учил рисовать. Кроме того уже многие годы феодосийцами поднимается вопрос о присвоении Константину Федоровичу звания «Почётный гражданин города Феодосии». Но самое раннее и самое сильное из впечатлений искусства пришло к Богаевскому не от Айвазовского. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках.
Имена Феодосии и Пантикапеи звучат в речах Демосфена6. Земля, как и человек, способна видеть сны. Никакой показной живописности, ничего ласкающего глаз. В 1902—1903 годах художник создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей («Старый Крым», «Древняя крепость»). деят. искусств РСФСР (1933).
Написал три декоративных паннодля особняка М. П. кватроченто и «героического пейзажа» 17в. Несмотря на то что Константин Федорович получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР ещё в 1933 г. и является общепризнанным художником, на своей родине он явно недооценен.
И уже самые ранние его произведения были посвящены изображению родных мест – пустынных берегов восточного Крыма – легендарной Киммерии, печальной и суровой. Чисто внешние условия, созданные германской войной и революцией, вновь перебили творчество Богаевского как раз в период наибольшей его плодоносности. Ведь он был не только талантливым художником, но и человеком с большой буквы. В 1907–08 посетил Италию и Грецию.
Наибольшее впечатление, по свидетельствам, на Богаевского произвели произведения художников Сецессиона в Вене, а также Арнольда Бёклина. Вариации на тему карающего неба и грешной земли присутствуют и в двух других замечательных полотнах – Солнце (1906) и Генуэзская крепость (1907). Родился в 1872 году в Феодосии в семье мелкого служащего. В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников.
Бездорожные степи отделяли ее от России, а море связывало со Средиземным. В 1911—1914 годах участвовал в выставках «Мира искусства». Куинджи. Творчество Богаевского прочно вошло в наследие художников Киммерийской школы живописи. Почти всю жизнь прожил в Феодосии. Оно явило собой апокалипсический сюжет, олицетворенный символ ужаса.
Позднее часто обращался к индустриальной теме (цикл картин «Днепрострой», 1930), создал ряд утопич. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина «Годы странствий» иллюстрированная рисунками Богаевского. Как и в стихах его друга М. А. Волошина, Киммерия (поэтическое название Крымского полуострова) предстает в его картинах таинственным краем, безлюдным, но хранящим зримую память о минувших веках (Древняя крепость, 1902, Картинная галерея имени Айвазовского, Феодосия Берег моря, 1907, Третьяковская галерея, Москва), так что скалы кажутся столь же романтически-ассоциативными, как и исторические руины. Там познакомился с современным европейским искусством. Лишь в третьем периоде Богаевский достигает зрелости и всей полноты колорита.
Они характерны абсолютно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен и экспрессивным небом («Последние лучи»). Но лицо этой земли изваяно чертами глубокими и едкими, как древняя трагическая маска. Чл.
А кроме того, он строго запрещал писать картины по этюдам. Богаевский обратился не просто к природе Киммерии с ее величественными горами, складками холмов и ослепительным солнцем, а к истории земли, создав особый жанр «археологического» исторического пейзажа. В 1912 году по заказу Рябушинского Богаевский выполнил три панно для его московского особняка. Это был единственный разумный выход. Как известно, стихотворение Волошина «Полынь» посвящено Богаевскому. отличаются светлой гармонией.
В стертых очертаниях холмов огромная историческая усталость. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина «Годы странствий», проиллюстрирована рисунками Богаевского. 41х61, 6 см. Некоторые из них напоминают старинные гобелены. Замысел не был осуществлен, но отдельные картины позволяют судить о достигнутом. В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Начиная с 1910 года, после путешествия в Европу, под впечатлением от немецких и итальянских мастеров эпохи Возрождения, Богаевский пишет классические пейзажи с несомненным влиянием Клода Лоррена, у которого художник позаимствовал идею освещения. По примеру старших Богаевскийввел в пейзаж историческую тему. Чтобы понять творчество Богаевского, надо почувствовать Киммерию, надо узнать, кто такой Богаевский. Богаевский, Константин Фёдорович (1872, Феодосия — 1943, Феодосия) — русский художник-пейзажист Серебряного Века. Посвятил своё творчество легендарной истории и пейзажам Вост.
В созерцании этого лика, в магической атмосфере могильников, безымянных камней и древних пристаней родился и осознал себя Богаевский. В 1920-е годы художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства («Днепрострой», «Порт воображаемого города») с явным намерением создать художественный образ города будущего. Богаевский много работал в технике акварели и литографии (альбом Пейзажи Киммерии, 1923). Его краски уже не звенят, а поют, а композиция говорит о равновесии в напряженности. Волошина, этот край предстаёт в картинах-панорамах Б. таинственной страной, хранящей память о минувших веках («Берег моря», 1907, ГТГ «Корабли. Почти всем им свойственна запечатлённая тишина, внутренняя сосредоточенность.
Волосы — соль и перец. Посвятил свое творчество живописным мотивам Крыма, преимущественно восточного (Феодосия, Коктебель, Судак, Старый Крым с их окрестностями). Это могли быть руины древних сооружений, вековые деревья, средневековые корабли, разбитые колеи дорог, тропинки далеких веков, едва заметные на каменистой почве. До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей «внутренней» страны – «Богаевии».
Сыпучие пески грезят пальмами, оазисами и фонтанами. Бывало, он ставил на мольберт картину за картиной, холстов до двадцати, привезенных им из Феодосии. Солнце. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина «Годы странствий», проиллюстрирована рисунками Богаевского.
В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Но еще большей выявленности достигают сны земли, если они преломляются в душе художника. Почти целое десятилетие вынуто из его жизни. Сейчас ему за пятьдесят лет. Далее полотна начинают представлять прямо-таки космические события и драмы: "Звезда-Полынь", "Генуэзская крепость" (обе 1906). вместе с греческой колонизацией. Положение было безвыходное.
Они характерны абсолютно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен и экспрессивным небом («Последние лучи»). В 1880 году поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита.
В произведениях последних, которых, пожалуй, какой-нибудь критик не без скрытой от него самого справедливой истины обзовет преодоленной бездарностью, всегда чувствуется огромный волевой заряд, невольно подчиняющий себе. В 1936—1939 году работал в Тарусе. художник создает несколько индустриальных пейзажей, пытаясь идти "в ногу со временем", но, по сути, картины эти – "Днепрострой" (1930), "Город будущего" (1932) – отличаются от крымских пейзажей только заменой крепостей и глыб земли объектами строительства. В 1923 году работал над панно для Сельскохозяйственной Выставки в Москве.
Кремль. Таков послужной список Киммерии. Родился в 1872 году в Феодосии в семье мелкого служащего.
Но стоит ему остаться наедине с собой и его дневная жизнь пополняется жизнью сна: разноцветная бахрома сновидений волочится за каждым его душевным жестом. Тираж 2000 экз. Замкнут.
Киммерийцы и тавры — древнейшие племена, населявшие Крым, оставили свои имена восточной и западной его части: Киммерия и Таврида. И как выразилась Аида Касаткина: Кому тогда присваивать звание Почетного гражданина города, если не Константину Богаевскому. Поездки художника на нефтепромыслы, на Днепрострой подтолкнули мысль мастера к созданию серии городов будущего.
Кроме того уже многие годы феодосийцами поднимается вопрос о присвоении Константину Федоровичу звания «Почётный гражданин города Феодосии». Богаевского одним из самых оригинальных русских художников начала 20 века. Полынь у художника льет на землю мертвящий ужас. Константин Федорович Богаевский родился в Феодосии под сенью старых башен генуэзского кремля, поныне господствующих над Карантином. После путешествия в Европу, начиная с 1910 года, Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от немецких (Дюрер, Альтдорфер) и итальянских (Мантенья) мастеров эпохи Возрождения, а также несомненным влиянием Клода Лоррена, у которого Богаевский (как раньше Тернер) позаимствовал идею освещения («Воспоминание о Мантенье», «Итальянский пейзаж», «Классический пейзаж», «Киммерийская область», «Корабли»).
Центральное произведение этого периода – Звезда Полынь (1907) в нем сконцентрировались философия художника, его отношение к жизни, его миропонимание, его излюбленные размышления. В этом – смысл исторического пейзажа». Большие картины Богаевского (Воспоминание о Мантенье), да и некоторые другие, меньших размеров, тяготели к форме панно, то есть к такому виду искусства, в котором задача украшения интерьера определяет характер художественной установки, облегченность заданной идеи. Погиб во время обстрела оккупированной немцами Феодосии. Там познакомился с современным европейским искусством.
Айвазовского (1880-егг. ) в Феодосии, затем в петерб. В 1941 году оказался в оккупации, погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии советской авиацией. В 1930-х гг. Повлияли на формирование творчества Богаевского и художники объединения «Мир искусства». И действительно, новый цикл картин: Тихая равнина (1907-1908), Раннее утро (1907), Пейзаж (1907), Пейзаж со скалами (1908), Южная страна.
К ним принадлежат и Демосфены и Бетховены и Сезанны. Начиная с 1900 года, Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве. В 1936—1939 году работал в Тарусе.
По ее различным сгибам чернеют язвы разрытых фундаментов. До сих пор не создано ни его музея, ни полноценной экспозиции. 67. Под ее разящими лучами все живое скрылось и исчезло.
В 1911—1914 годах участвовал в выставках «Мира искусства». е. финикийского) имени греческим эпитетом. Пещерный город (1908), Поток.