Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви.
Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними — Меркурий — посланник богов. Примеры тому – Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая».
Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (14651467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо».
Sandro Botticelli. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо.
В искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом, в том числе оно связывается с классической поэзией, в частности, со строками Горация и Овидия. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным).
Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика. Один изтаких портретов мысейчас свами ирассмотрим.
Изображая кентавра, художник пользовался конкретным античным прообразом – фигурой саркофага, хранящегося ныне в Ватиканском музее. Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Иоанном Крестителем» (ок. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель).
Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Литература о Боттичелли: Вазари 2001.
Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы». Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. 1475). Хранится этот портрет Боттичелли вмузее Виктории иАльберта вЛондоне.
Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены. Наверху крыши хижины находятся три ангела, одетые вбелые, красные изелёные одежды.
В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Иеронима. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли.
Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. Прекрасная богиня, рожденная из пены морской, под дуновением ветров, стоя в огромной раковине, скользит по поверхности моря к берегу. Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали». Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте – рисунок Карта ада (La mappa dell inferno). В языках пламени он сжег несколько своих эскизов, хотя точных свидетельств этого поступка не имеется.
1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени.
Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея). Сюжет картины возвращает нас кгреческим мифам илегендам. Историки искусства единодушно датируют эти работы 14771478 годами. Она пример верности, чести исамопожертвования ради других. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори (Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи.
В центре картины изображена прекрасная Венера — богиня любви. Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов».
Зиновия.
Художник умер в мае 1510 и 17 мая был погребен на кладбище церкви Оньисанти, как сообщают записи «Книги мертвых» Флоренции и такой же книги цеха врачей и аптекарей. Иосиф изображён с терновым венком в руке. Венера становится главным действующим лицом в картине Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Ангелы на картине обнимаются друг с другом, скоро должен наступить Страшный суд. Весна (Примавера) (ок. В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного.
Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). С этого времени его творчество, а это период расцвета, граничит с именём Медичи. Firenze, 1990 Botticelli. В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды. Сандро Боттичелли (итал. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). Эта картина «Венера и Марс» написана художником по заказу известной флорентийской семьи Веспуччи.
Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Картина символизирует победу любви над войной или пока любовь бодрствует, война спит. Микеланджело откликнулся на смерть Савонаролы римской «Пьетой» Боттичелли написал «Рождество» (1501.
Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года.
Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. Milano, 1958 Argon G. C.
Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. В небесах, верхняя часть которых переходит в золотой фон, ведут хороводы ангелы.
М., 2002 Ulmann H. Sandro Botticelli. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Свое имя-прозвище Боттичелли ("бочонок") Алессандро получил от старшего брата.
Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Художник был силен в написании натюрморта. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
Во Флоренции в то время гремели пламенные, революционные проповеди фра Джироламо Савонаролы. Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию». Иоанном Евангелистом». Эту картину Сандро нарисовал в1476–1480годах, анатурщицей была сама Прекрасная Симонетта Веспуччи любимая женщина Джулиано Медичи ипервая красавица эпохи Ренессанса.
(Р. Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом. И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.
Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св. Уже с юношеских лет, если не с рождения, Сандро несет в себе высокое стремление к красоте, чувство глубокого сострадания. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. С. Боттичелли «Покинутая» (ок.
Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне.
Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио.
Там Боттичелли оставался до начала 1467. Заказы его были весьма многочисленны. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.
Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как Благовещение (1489--1490), Покинутая (1495--1500) и т. д. Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто. Подобно многим жителям этого района, его отец был дубильщиком. В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. После небольшого перерыва снова взялся за написание картин.
В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Так завершается этот путь – от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс». Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Кажется, еще мгновение и Мария рухнет к ногам архангела Гавриила, готового самого заплакать.
Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Великолепен профильный Портрет Джулиано Медичи (ок. Эта интересная картина, называется «Клевета». Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Однако Вазари сообщает, что так называли кума отца художника, Мариано, – ювелира, к которому Сандро был отдан в обучение.
В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением иррационального и субъективного искусства маньеризма. Что может быть религиозней исвященней, нежели рождение сына небесного. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело.
Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок. Портрет является поэтически идеализированным, где смягчено всё индивидуальное. Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Berlin, 1954 Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli. Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах.
По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Ученик онбыл очень трудолюбивый истарательный, арезультат незаставил себя долго ждать.
В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. Читайте в статье «Олимпийские боги»). Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов.
До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Это одна из самых известных картин художника — «Весна». Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером.
Ок. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици).
С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой.
Сегодня мыпоговорим ивспомним самые красивые изнаменитые картины Сандро Боттичелли. Строго говоря, весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио.
Это одна из первых картин, которая принесла художественную славу Ботичелли. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи.
Среди многочисленных изображений мадонн, созданных художниками Возрождения, широко известна торжественная, нарядная композиция Боттичелли «Магнификат» («Величание мадонны». Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Эта картина очень понравилась Лоренцо Медичи. Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470).
Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды.
Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Они являются самыми замечательными из сохранившихся произведений этого жанра живописи, который прославляет бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и прекрасной невесты. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Среди произведений Боттичелли лишь несколько имеют достоверные датировки многие из его картин были датированы на основе стилистического анализа.
Композиция двухфигурная. Сандро написал неодну копию этого портрета так как постоянно был недоволен своей работой. Он тайно исповедовал христианство. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. compi.
5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Далее Сандро, жаждущий новых познаний, стал посетителем мастерской Андреа Верроккио – итальянского скульптора и живописца, человека разностороннего, возглавлявшего бригаду начинающих талантливых художников.
На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции). Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари).
Внастоящее время шедевр хранится вГалерее Уффици, Флоренция. СПб., 1996. В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения. Выполнил множество картин по заказам Медичи.
Иоанном Крестителем» (ок. Существует и ещё одна, возможно, самая близка к истине версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и оно обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. У их ног на земле расположены совсем крошечные фигурки дьяволов. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры». На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств. Он использовал приемы и принципы изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435-1436) и экспериментировал с перспективой. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его.
Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Волшебные полотна на мифологические, религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици. Писатели рубежа XIX-XX вв. В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола.
Он сумел приобрести в городе много сторонников. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици).
Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников).
С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици). Это одна из поздних картин художника — «Мистическое Рождество». Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески.
Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино он украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует софистический, трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты.
Например, мифологические картины (Афина Паллада и Кентавр, 1482 Венера и Марс, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). М., 1962 Пасло Д. Боттичелли.
Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа. Варнавы. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок.
Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли.
До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром.
Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Это прозвище распространилось и на других братьев. Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда. Вбудущем этот приём подхватят идругие художники. Слева от Весны Флора, спасающаяся от Зефира.
В данном случае существование Венеры означает не переживания любви в понятии язычества, а символизирует гуманистический идеал любви душевной. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. собеседование» (ок. Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен. Т. 2 Дахнович А. С. Творчество Боттичелли и вечные вопросы.
Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи.
В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Название картины уже говорит освоем сюжете. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св.
И так каждый день, в одно и то же время. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Боттичелли выполнил три сцены. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. С тех пор интерес к его картинам не угасал.
Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви). Джорджо Вазари так высказался всвоих «Жизнеописаниях»: «Невозможно иописать всю красоту, вложенную Сандро визображение голов, повернутых всамых разнообразных положениях— товфас, товпрофиль, товполуоборот, то, наконец, склоненных, атоеще как-нибудь иначе. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями.
Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. 1 Сонина Т. В. Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения. В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости оставил живопись. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской).
Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Все вариации портретов хранятся вразных музеях разных стран мира. Хорошо итальянцу удавались портреты молодых женщин. Milano, 1989 Botticelli e Dante. Ориентировочно в 1476 году был нарисован портрет брата Лоренцо Великолепного – Джулиано Медичи, убитого во время заговора 1478 года. По-прежнему пространство дано в глубину, но на этот раз оно не замкнуто, открываясь в сторону неба, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости.
Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции. 1485 г. Уффици, Флоренция). Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине.
Фон картины остался привычным для эпохи Возрождения иэто, как мывидим, дверной проем. Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. В числе украшавших его картин были «История римлянкиВиргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). London, 1978 Baldini U. Botticelli. Очень красивая, нежная картина наполнена светом, нонекаждый сможет уловить ееистинный смысл.
Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Milano, 2003. (Именно в честь одного из членов этой семьи — флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, Американский континент был назван «Америкой») На картине изображена прекрасная богиня любви Венера и задиристый бог войны Марс. С. Боттичелли «Весна» (1482).
У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия». В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици).
Кто она, эта женщина. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Mnchen, 1893 Warburg A. Botticellis Geburt der Venus und Frhling: Eine Untersuchung ber die Vorschtellungen von der Antike in der italienischen Frhrenaissance. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. Большое произведение Боттичелли Венчание Богоматери (1490) проникнуто уже иным духом.
Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. Варнавы».
В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской. 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Августин».
Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. В его руках жертвенная чаша и кропило.
Затем период безмятежной полноты чувств: Марс и Венера, Рождение Венеры, Паллада и Кентавр, Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Те же идеи являются главными в четырех композициях иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях) и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года.
Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. From Lorenzo the Magnificent to Savonarola. Будапешт, 1962 Смирнова И. Сандро Боттичелли. Действительно, трагическое настроение и элементы мистицизма во многих поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения.
Свою версию картины художник написал в1475г иона теперь хранится вгалерее Уффици. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. И это понятно: «Св. 1495).
Одним изтаких популярных портретов является портрет Джулиано Медичи, написанный в1475году. Эту картину Боттичелли нарисовал позаказу богатого семейства Веспуччи. Мыпросто уверены, что эту реликвию живописи видел каждый. Paris, 1938 Lippmann F. Zeichnungen von Sandro Botticelli zu Dantes Gttlicher Komdie. Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает — кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто).
Иероним», «Св. Политический кризис во Флоренции, разразившийся после смерти Лоренцо Великолепного и прихода к духовной власти в городе воинствующего проповедника Савонаролы, не мог не сказаться на творчестве художника. И в Весне и в Рождении Венеры линия – мощное средство эмоциональной выразительности. Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. 1470) иллюстрируют другой важный аспект живописи Боттичелли: живую и емкую повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета. Сюжет картины таков: волхвы пришли поклониться ипоказать свое почтение илюбовь Мадонне иеесвященному ребенку.
Geneva, 1967 Во С, Mandel G. Lopera completa del Botticelli. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева.
Причудливый ритм струящихся линий объединяет композицию. Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте — рисунок «Карта ада» (La mappa dell inferno). Одно из них – «Покинутая». Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Bologna, 1921 Venturi A. II Botticelli interprete di Dante.
Когда душа сознательно или полу осознано, устремляется ввысь и очищает все в своем движении. Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433-1499). Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть.
Около 1464 Сандро поступил в мастерскую знаменитого художника фра Филиппо Липпи по рекомендации своего соседа, главы семьи Веспуччи. Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле. Художественное олицетворение этого исторического факта несет в себе общечеловеческий смысл: понимание слабости женщины, сочувствие к одиночеству и сдерживаемому ею отчаянию, глухой барьер в виде толстой стены и запертых ворот. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо.
Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны». Этот шедевр выставлен вГалерее Уффици воФлоренции.
Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко.
В облике Венеры сочетается чувственная красота и возвышенная одухотворенность. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика». Вот онсмысл жизни человека дарить жизнь инаслаждаться бытием.
1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. Сюжет этой картины известен всем. В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру.
Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок. Milano, 1990 Gemeva C. Botticelli: Cat. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Рождение Венеры (1484–1486, Флоренция, галерея Уффици) продолжает тему Весны.
Одно из них – Покинутая. После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480). Может мастер кисти смотрел далеко вперед.
от Луки I: 46). Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы. По своей специальности Мариано был кожевником. В дальнейшем он продолжил обучение у Андреа Верроккьо. Особенности творчества художника Боттичелли: свои шедевры он создавал во время расцвета Ренессанса – эпохи, в которую заново было переосмыслено отношение к античной культуре, религиозным сюжетам, реализму.
Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения.
Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. М., 1960 Боттичелли: Сб. (На тот момент он был старшим членом семейства) После этого Сандро Боттичелли стал художником при дворе Медичи, что было очень почетно. По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа.
В близкой по времени "Мадонне Бенуа". Он был похоронен близ церкви Оньиссанти, на церковном кладбище. Иеронима.
И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, Поклонение волхвов (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Вып.
К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Справа дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу. М., 1977 Козлова С. Данте и художники Ренессанса // Дантовские чтения. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).
Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. (ок. 1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с двором Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе.
М., 1923 Гращенков В. Н. Боттичелли. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 14811482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. Боттичелли выступает портретистом не только в Поклонении волхвов. Героем сегодняшней публикации станет еще один выдающийся художник эпохи Ренессанса известный всем как Сандро Боттичелли (1445-1510). К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды.
Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано).
Еще один красивый портрет дамы Ренессанса, написанный живописцем в1475году. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Этот шедевр можно увидеть вгалерее Уффици воФлоренции. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый Алтарь Сант-Амброджо (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон.
После того, как Сандро окончил учёбу, он недолгое время работал в ювелирной мастерской своего старшего брата Антонио, но задержался там ненадолго и поступил на учёбу одному из известных художников того времени – монаху Филиппо Липпи. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа.
Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам: картина Св. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе.
Известный Портрет молодого человека с медалью (ок. Hamburg Leipzig, 1893 Supino L I disegni per la Divina Commedia di Dante. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. Такой ракурс придает образу ощущение некоего движения. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова.
В семье из четырёх сыновей он был самым младшим. материалов о творчестве. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана).
1478, Бергамо, галерея Каррара) и Портрет молодой женщины (1475, Флоренция, галерея Питти). Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской). 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Firenze, 1988 Pons N. Botticelli: Cat.
Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок.
1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. Здесь мывидим, что женщина изображена уже невпрофиль, а ванфас. Тогда Пилат приказал отдать тело.
1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Боттичелли очень красиво изобразил это таинство насвоем полотне, ведь когда смотришь наэту картину, складывается такое чувство, что тытам присутствуешь— так все выглядит правдоподобно. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Четыре листа раскрашены темперой.
Botticelli. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера Поклонение волхвов (ок. 1475, Уффици). Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
Укартины есть скрытый смысл. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Сандро учился у Липпи, проведя в его мастерской примерно пять лет. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Строго говоря, весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио.
Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату. Что же определяет искусство Боттичелли. Уталантливого итальянца есть целая группа картин под названием «Мадонна смладенцем» вот таким образом рассказать окакой-то одной картине неполучится. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек».
Перед нами довольно разные оценки. Также там присутствуют внук Козимо— Лоренцо Медичи сосвоим братом Джулиано. Иоанном Крестителем и св.
Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Нимфа спешит накинуть на нее пурпурное, развевающееся от дуновения ветра, покрывало.
На переднем плане в левой части картины художник нарисовал сам себя. Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры – к типу Venus Pudica (Венера стыдливая). В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились).
Смерть Сандро Ботичелли произошла в 1510 году, когда художнику было 65 лет. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело.
Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Боттичелли изобразил его охранником сада с мечом. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Существует множество интерпретации картины. Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. Афродиты. Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами.
Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. В 1480-е Боттичелли продолжал работать для Медичи и других знатных флорентийских семейств, выполняя картины как на светские, так и на религиозные сюжеты. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Как видим на картине — Марс спит, любовь усыпила войну. В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви. Однако в образе волхвов Боттичелли изобразил своих современников — благородных членов семейства Медичи, которые в то время правили городом Флоренция.
Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио.
Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Зиновия».
Ее название «Поклонение волхвов». Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая Примавера (Весна) и Рождение Венеры заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Известный лозунг времен 60-х годов прошлого века (во время войны США во Вьетнаме) «Make love not war» (делай любовь, а не войну) был актуален во все времена. 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился).
Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника.
М., 1967 Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Все эти качества присутствуют во фреске Св.
Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Позы, движения носят завораживающий характер: плавные жесты, мягкие наклоны голов изысканные линии складок одеяний.
1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Боттичелли отказывается от традиций распространенного до тех пор профильного портрета. 1495, Флоренция, галерея Уффици), сюжетом для которой послужило повествование римского писателя 2 в. до н. э. Как мывидим, художник использовал ракурс втри четверти. Л., 1971 Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли.
В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Нервный по натуре, художник остро реагировал на социальные потрясения 1490-х годов. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета. Milano, 1967 Ettlinger L. D., Ettlinger H. S.
1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.
Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. Иероним. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса.
Предметы, окружающие св. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров.
В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици). По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св.
1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 7080-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (14491492), которых он собрал при своем дворе. В 1472-75гг. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Другие произведения Боттичелли: «Мадонна с Младенцем» (ок. Два портрета – молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) – датируются началом 1470-х годов.
Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. В его искусстве начинают звучать мистические ноты, появляются нервозность и драматизм.
Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла.
1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (14681469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян». Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро).
Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы. Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св. compi. Киев, 1915 Бернсон Б. Флорентийские художники Возрождения. В то же время здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.
Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. 20 января 1474 по случаю праздника св. Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти. Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи. Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики.
Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму. Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром).
Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Firenze, 1921 Mesnil J. Sandro Botticelli.
Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. Автопортрет самого Боттичелли выполнен в образе белокурого юноши в жёлтой мантии у правого края картины. Д. Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли – Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). М., 1982 Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник.
Исследователи идентифицируют его с картиной Мадонна с гранатом. London, 1976 Lightbown R. Sandro Botticelli: Compi, cat. И это своего рода эксперимент художника иможно сказать, что онудался. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской).
1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете.