Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца.
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица» : художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). При этом он выставлял свои картины каждый год.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре – «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. На одной из картин он изобразил альмею с сигаретой, что подчёркивало европеизацию Египта, начавшуюся в то время.
Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы – особенно выделялась картина «Аве Цезарь». В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Впервые побывав на Востоке в 1853 году, Жан-Леон настолько проникся азиатской экзотикой, что в 1856-м предпринял длительное странствие в Египет в компании творческих друзей-единомышленников, а многогранная по художественным сюжетам серия полотен увенчала знаменательное путешествие французского живописца.
Кроме того, он работал с копиями подлинных гладиаторских доспехов, которые мог надевать на своих натурщиков. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков.
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Отчасти это было демонстрацией позиции, занятой Жеромом в дискуссии о реализме, начатой Г. Курбе.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет – всё, а живопись – ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Картина «Петушиный бой» была замечена зрителями и художественными критиками и принесла автору медаль третьего достоинства. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». В результате 1847 год стал решающим в его карьере. – «Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Сразу после этого он покинул Францию и отправился в годичное путешествие по Египту, Сирии и Палестине. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера).
Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Впрочем, жюри сочло, что работы 20 художников, в том числе Жерома, прошли в финал первого тура, за что авторы получили премию по 500 франков каждый. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803 – 1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Еще замечательные высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857 год, находится у герцога Омальського повторение – в Кушелевской галереи Императорской академии художеств) появились после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, под конвоем албанских солдат в пустыне (1861 год).
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Они чаще всего лаконичны по сюжету, не требуют пояснений, но при этом сохранили величественность образа, особенно если они связаны с религиозной жизнью Востока. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар.
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». После падения империи и установления Третьей республики историческая живопись стала цениться меньше и после 1875 года Жером переключился преимущественно на небольшие жанровые композиции. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован.
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание – без каталога). Вскоре в том же году ушли из жизни шурин – Альбер Гупиль – и его отец Адольф. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Впрочем, жюри сочло, что работы 20 художников, в том числе Жерома, прошли в финал первого тура, за что авторы получили премию по 500 франков каждый.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея».
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). С этих пор одаренный художник мог заниматься исключительно совершенствованием техники рисунка благодаря ежемесячной финансовой поддержке родителя, посылавшего сыну по тысяче франков на содержание. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822 – 1901). В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13.
и некоторых других. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. По мнению и Дж. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Картины, сюжеты и образы которых были навеяны египетским путешествием, Жером выставил на Салоне 1857 года.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу.
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54.
Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: Перевоз пленника по Нилу (1863 год), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмия, Рабочие на молитве (1865 год), Арнаут, которые играют в шахматы (1867 год) иногда он брался за темы из французской истории, такие как, например, Людовик XIV и Мольер (1863 год), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865 год). Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому».
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Жан-Леон Жером (фр. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
В Каире художник получил аудиенцию хедива Исмаил-паши, далее осмотрел Гизу и Файюмский оазис. В последнее время он пробовал свои силы в скульптуре.
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине – в Везуле), организованная также Экерманом. В каталоге Салона 1847 года Ж. Жером числился именно как ученик Глейра и при внимательном рассмотрении заметно ощутимое его влияние. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). В июне 1871 года он вернулся в Париж. В 1846г. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Отец будущего художника был ювелиром, а мама – дочкой простого лавочника. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали – ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. А. Шестимиров отмечал, что фигура девушки анатомически непропорциональна, поза её неуклюжа и это творение, скорее, не сложившегося мастера, а ученика. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Она сейчас находится в музее Орсе. Во внутреннем дворике устроен торг. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Писал картины разнообразного содержания, преимущественно изображающие быт античного мира и Востока в конце жизни занимался также скульптурой, пластически реализуя образы своих картин. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Полотно велико по размеру — 134 203 см.
Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15.
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Уроки скульптуры давал ему друг и сверстник— Э. Фремье и в дальнейшем Жером неизменно называл себя в каталогах учеником Фремье.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея».
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667 – 1670).
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Сам Луи Наполеон приобрел скандальную картину Жерома «Греческий интерьер», решительно отвергнутую искусствоведами французской столицы. Это касалось и анималистических работ: сам Жером неоднократно говорил, что именно скульптура позволяет анатомически верно изображать львов и тигров.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824 – 1895) и Жан Хамон (1821 – 1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором – либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Сын Жан проявлял художественные наклонности, но рано умер — в 1891 году в возрасте 27 лет — от чахотки41.
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». После кончины в 1904 году был практически забыт, его работы упоминались только в негативном ключе. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества».
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жана-Леона Жерома заметно ослабевает, за этот период можно назвать только три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих великий (1874 год), Серый кардинал (1874 год) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876 год). После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798 – 1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. И маскарад – не маскарад и драма – не драма». И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
«Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований – якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. И маскарад— не маскарад и драма— не драма». Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42.
Поскольку при жизни Жером был популярен в США и множество его картин находятся в музеях и частных собраниях этой страны, декоративные возможности его живописи никогда не забывали в Голливуде. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Два-три раза в месяц в фаланстере собирались друзья, посиделки оплачивались из штрафов за разные проступки и взносов от посетителей. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Незадолго до Июньского восстания Жером участвовал в грандиозном конкурсе на картину, прославляющую республику. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842 – 1912) – дочери торговца картинами.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. В 1872 году Жерому удалось реализовать сюжет, который увлёк его ещё в 1843 году в Неаполитанском музее: битва гладиаторов. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Он не сразу дошёл до такой философской жизни. Занятый этим неблаговидным делом он увидел пробегающую по полу мышь. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. По результатам поездок в Египет Жером написал несколько жанрово-этнографических портретов, дающих представление о разных жителях Востока — арнаутах, арабах, башибузуках. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Жан-Леон Жером (фр. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Несравненно больший успех имели. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Статуя была изваяна в манере античных мастеров, которые раскрашивали фигуры в подражание живому телу.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
Каждый занимал отдельную студию, соединённую вместе с другими коридором всю домашнюю работу и все расходы фалангисты несли на паях, кухонная вахта длилась неделю. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. По мнению и Дж. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9.
Жером и здесь был недоволен своей картиной и позднее признавал, что она полна археологических неточностей. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Энциклопедическая выставка, отражающая особенности его искусства, открылась только в 2010 году. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке».
В эпоху господства авангарда имя Жерома стало нарицательным для обозначения салонного искусства как ремесленничества самой низшей пробы. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Диоген понял это в прямом смысле и стал перечеканивать монеты.
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. В 1880-е годы для Жерома характерен интерес к анималистике, причём он стал писать хищников— леопардов, львов и тигров.
Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина предназначалась для Версаля. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды.
Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Полотно велико по размеру — 134 203 см.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества».
В 1853 году император Наполеон III объявил о проведении в 1855 году в Париже Всемирной выставки. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами.
Многие художники XIX века помещали на своих полотнах подлинные древние произведения, найденные на раскопках или выставленные в музеях. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Ещё в эпоху немого кино Глория Свенсон использовала некоторые стилевые находки Жерома для создания своих визуальных образов. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема.
С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Полотно велико по размеру – 134 203 см. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. В 1844-м биография Жерома могла оборваться в связи с жестокой эпидемией тифа, разгулявшегося в столице Италии, однако художника спасла мама, специально приехавшая в Рим для ухода за больным сыном.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году.
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Итогом стала картина «Pollice Verso» (с лат. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра».
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой.
В июне 1871 года он вернулся в Париж. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину – «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Кроме того, он работал с копиями подлинных гладиаторских доспехов, которые мог надевать на своих натурщиков. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми».
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Творческий путь Жана-Леона Жерома революционного периода ознаменовался участием в грандиозном конкурсе на лучшее патриотическое полотно, прославляющее республику, в котором он стал одним из прошедших в финальный тур кандидатов и получил 500 франков премиальных. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии – для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45.
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso».
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Предполагалось сильно расширить отдел изобразительного искусства и Жером ходатайствовал перед дирекцией выставки о написании картины аллегорического содержания по самостоятельно выбранному сюжету. 1880-е годы были тяжелы для Жерома в сугубо личностном отношении: в 1884 году скончался его отец, мать переехала в Париж. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Неудивительно, что пересмотр отношения к Жерому начался именно в США, в русле общего изменения отношения к салонно-академическому искусству в 1970-х годах.
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. В большей степени, чем прекрасные города Италии, на молодого художника оказывают влияние итальянские пейзажи. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. По мнению и Дж. Посещая Палестину и Египет, художник с удивительной точностью воспроизводит жаркий климат и характерные особенности изображённых людей и животных. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Жером активно занимался благотворительностью, состоял в нескольких комитетах по помощи немощным художникам и их вдовам и всегда ходил на похороны коллег.