Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения.
Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Он поехал в Париж в 1840, где он учился при Поле Делароше, которого он сопровождал в Италию (1843–44). Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Жером активно занимался благотворительностью, состоял в нескольких комитетах по помощи немощным художникам и их вдовам и всегда ходил на похороны коллег. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Он посетил Флоренцию, Рим, Ватикан и Помпеи, но он был более привлечен к миру природы.
Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. 1 января 1868 года Жером оставил своих студентов на попечение Г. Буланже и отбыл на Ближний Восток в компании товарищей — восьми художников и писателей. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Жан-Леон Жером родился в Везуле, Haute-Sane. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира.
Вскоре в меню появились блюда, которые отдавали дань завсегдатаям и в нем можно было увидеть, например, феттучини Мэрилин, говядину а-ля Пол Ньюман, курицу Дина Мартина Лиз Тейлор так нравились каннеллони из «Ла Скала», что иногда их отправляли самолетом в отель «Савой» в Лондон. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Ещё в эпоху немого кино Глория Свенсон использовала некоторые стилевые находки Жерома для создания своих визуальных образов. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Между тем, по мнению А. Шестимирова, сюжет картины был абсолютно оригинальным и иллюстрировал важный аспект эстетических взглядов Жерома, а именно— представление о жизни как театральных подмостках.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Phryne перед Верховным судом, королем Кэндолесом и открытием Сократа Alcibiades в палате Аспэсии (1861) дал начало некоторому скандалу из-за предметов, отобранных живописцем и снизил на нем горькие нападения Поля де Сен-Виктора и Максима Дю Кана. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»).
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Она сейчас находится в музее Орсе. На фоне безжизненной пустыни под знойным солнцем художник изобразил неподдельное горе араба после падения с лошади, не выдержавшей жары. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. По мнению и Дж.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63.
Получив известность в монархической Франции, вступил в оппозицию к движению импрессионистов и стал своего рода символом косности академического искусства. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». После возрождения интереса к салонно-академическому искусству в 1970-е годы признан классиком живописи XIX века, его работы хранятся в постоянной экспозиции крупнейших музеев мира.
Как главный советник Ришелье, L39Eminence Grise назвали «властью позади трона», который стал известным определением его титула. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину.
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. В живописи, Франсуа Ле Клерке дю Трамбли, монах Капуцина назвал L39Eminence Grise (Серый Кардинал), спускается по церемониальной лестнице, погруженной в Библию, в то время как предметы или поклон перед ним или закрепляют свой пристальный взгляд на нем. При этом он выставлял свои картины каждый год. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9.
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Книга журналиста Себастьяна Морено «Жан Леон. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Первым сюрпризом оказывается то, что Жан Леон — это не настоящее имя. Благодаря значительному авансовому платежу он смог поехать в 1853 в Константинополь, вместе с актером Эдмондом Готом.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). В 9 лет он поступил в местную гимназию, где проявил художественные наклонности и стал обучаться технике рисунка. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Диоген понял это в прямом смысле и стал перечеканивать монеты.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. В 1963 году он создал в Каталонии винодельню Жан Леон, которая стала предприятием новой концепции. Тем не менее, Жан Леон пошел дальше и стал виноделом.
Жан-Леон Жером (фр. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78.
Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853).
По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Что же такого сделал Жан Леон для того, чтобы заслужить это. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Синатра с друзьями отблагодарили его за это. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Примерно в то же время Жан Леон подружился с Джеймсом Дином.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». В Цезаре (1859) Жером попытался возвратиться к более серьезному классу работы, живописи Классических предметов, но картина не заинтересовала общественность. Он тогда посетил Художественное училище.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Уроки скульптуры давал ему друг и сверстник— Э. Фремье и в дальнейшем Жером неизменно называл себя в каталогах учеником Фремье. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Однако два года спустя, в 1957 году, Жан Леон открыл ресторан «Ла Скала» в Беверли-Хиллз и ему было суждено превратиться в место встречи всех голливудских звезд. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Занятый этим неблаговидным делом он увидел пробегающую по полу мышь.
Философия винодельни всегда была ориентирована на качество и элегантность. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Поскольку при жизни Жером был популярен в США и множество его картин находятся в музеях и частных собраниях этой страны, декоративные возможности его живописи никогда не забывали в Голливуде.
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Они стали такими близкими друзьями, что в 1955 году планировали вместе открыть ресторан, но 30 сентября того года Дин погиб за рулем и все планы пошли ко дну. Он не сразу дошёл до такой философской жизни. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. В 1846г. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
Винодельня также была построена по образцу бордосских шато. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11.
Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
«Я решился на Пенедес, — рассказывает он, — благодаря совету профессора Америна. Местный виноград был выкорчеван, а землю засадили саженцами из Франции. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66.
Его средиземноморская кухня и французская атмосфера принесли успех. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Король Беверли-Хиллз» раскрывает секреты его успеха.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Одна из его самых известных историй той эпохи связана с Фрэнком Синатрой. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15.
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. После кончины в 1904 году был практически забыт, его работы упоминались только в негативном ключе. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Критики проигнорировали работы самого Жерома, однако Шанфлёри весьма сурово оценил картины друга художника — Пико — и даже заявил, что такие картины следовало бы навсегда исключить из выставок19.
В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени.
С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Во внутреннем дворике устроен торг.
Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15.
Вообще эта картина передаёт атмосферу тоски и одиночества, которые несколько компенсируются розовыми тонами восходящего Солнца56. Жером возвратил успешно в Салон в 1873 с его живописью L39Eminence Grise (Музей изобразительных искусств, Бостон), красочное описание главного зала ступеньки дворца кардинала Ришелье, обычно известного как Красный Кардинал (L39Eminence Rouge), кто был фактическим правителем Франции при короле Людовике XIII, начинающем в 1624. Взятый лихорадкой, он был вынужден возвратиться в Париж в 1844. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Приключения Жана Леона — винодела начались, конечно, в ресторане «Ла Скала», где в 50-х годах он познакомился с ученым по имени Мейнард Эндрю Америн, профессором виноградарства и виноделия в Калифорнийском университете Дейвиса. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.