Якоб Исаакс ван Рёйсдал (нидерл. Jacob van Ruisdael, Jacob Isaakszoon van Ruysdael) (1628/1629, Харлем— похоронен 14 марта 1682, там же)— наиболее значительный нидерландский художник-пейзажист3. Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael) – великий нидерландский художник.
Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным.
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.
"Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте.
Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий.
Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон.
Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем.
Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж).
В композиции преобладают стихийные силы. Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер.
Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. Можно даже потешить себя мыслью о том, что она похожа на "ту самую" мельницу, хотя, увы, от "той самой" сохранились лишь остатки фундамента.
Точной информации у нас очень немного. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдала, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 века.
Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург).
1630-1681), сын Саломона. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Таким образом, Хоббему можно считать единственным доподлинно известным учеником Рейсдал а. Вероятно, учитель и ученик не только вместе работали, но и дружили.
При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ). Вот почему с такой осторожностью приходится относиться и к тому, что автор рассказывает нам о других своих героях, в том числе – о Якобе ван Рейсдале.
Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Свидетельства показывают иное.
Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера.
Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века.
После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта.
В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Баво.
Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт).
Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). На это указывают прежде всего холодный колорит и костюмы людей, написанные не самим Рейсдалем, а сотрудничавшим с ним в эти годы роттердамским живописцем Герардом фан Баттемом. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Мы не располагаем даже его достоверным автопортретом, не говоря уже о воспоминаниях современников.
1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу.
Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере.
Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. Рёйсдал не был евреем. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии.
Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. В нём небо часто занимало две трети холста. Если это действительно так, то картина не могла быть создана позднее 1672 года, когда ван де Вельде скончался. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала.
Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению.
На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции.
Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Рёйсдал любил писать лесные чащи, болота, водопады – места, где человек только прохожий, – маленькие голландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны.
Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Ок. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом.
Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов.
Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок.
Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Его картины оценивались довольно высоко. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Низкий ракурс, выбранный им, делает очертания мельницы и других зданий несколько размытыми и от этого кажется, что они готовы вот-вот растаять в неприветливом, покрытом серыми облаками небе.
До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному.
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц".
Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Рейсдал почти полностью преобразовал и, если можно так выразиться, "опоэтизировал" окружающий пейзаж. Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. Якоб Рёйсдал вступил в харлемскую гильдию художников в 1648 г., с 1659 г. стал гражданином Амстердама. Стремление художника к созданию героического образа природы получает в здесь свое классическое воплощение.
Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. В композиции преобладают стихийные силы.
Свои картины Рейсдал писал не по частным заказам, а для свободной продажи, вот таким образом нам сложно судить об уровне его доходов. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу.
Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий.
"Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами.