«извлечение камня глупости» («Операция глупости»)— картина, приписываемая нидерландскому художнику Иерониму Босху. Известная картина Босха Извлечение камней глупости при более тщательном рассмотрении оказалась страшным пророчеством. «извлечение камня глупости» («Операция глупости») — картина, приписываемая нидерландскому художнику Иерониму Босху.
Это произведение не всеми исследователями приписывается Босху. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса— простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Изображено несколько символов, вроде воронки мудрости, в насмешку надетой на голову хирургу, кувшина у него на поясе, сумки пациента, пронзенной кинжалом. На ней, кстати изображен цветок, а не камень.
Круглый формат композиции (Mundus – Мир) также подчеркивает всеобщий масштаб всего происходящего. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Дошедшая до нас картина — меньшего формата. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Меня зовут Лубберт Дас». Собственно, картина «Извлечение камней глупости», где иллюстрируется процедура извлечения из мозга камня безумия (в частности — сухого соцветия), посвящена людской наивности и изображает типичное шарлатанство целителей того времени. Картина «Удаление камней глупости» создана около 1490 года. В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек.
В то время картины художника не пользовались большой популярностью. В те времена по землям Нидерландов бродили коробейники, фокусники, лекари. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Надпись интерпретировалась неоднократно. Прежде всего давайте обратим внимание на сам формат тондо. Более того, цветок этот — тюльпан, что значило «деньги» на простонародном жаргоне, то есть его откровенно обирают.
В эпоху Позднего Средневековья было популярно суеверное представление о том, что можно сделать человека умным, если вырезать жировые наросты глупости на его черепе. Возможно, это была та же самая работа, которую приобрел Филипп II у наследников Де Гевары в 1570 году. Лубберт— имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».
Его уверяют в том, что извлекается камень, в то время как это цветок. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса – простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Самую большую коллекцию картин Иеронима Босха собрал испанский король Филипп II. Мы отмечали гармонию итальянских тондо от Филиппо Липпи и Боттичелли до Рафаэля.
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса— простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Меня зовут Лубберт Дас». Окружающий мир воспринимается как всеобщее царство глупости и обмана. На картине «Извлечение камней глупости» Босхом изображена средневековая операция — удаление камня безумия из головы сумасшедшего. У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз будем встречать этот формат.