«извлечение камня глупости» («Операция глупости»)— картина, приписываемая нидерландскому художнику Иерониму Босху. Известная картина Босха Извлечение камней глупости при более тщательном рассмотрении оказалась страшным пророчеством.
Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Она восхитительна, в ней так много деталей, которые интересно разгадывать. В этих странствиях он получил наставления от духа, вещавшего через медиума. То, что в роли эскулапов Босх изображает монахов, вполне закономерно: наиболее образованными людьми своего времени (включая познания в медицине) было именно духовенство.
На картине вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса – простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Меня зовут Лубберт Дас». Лубберт— имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».
Мария Медичи, Петр Потемкин, Вероника Франко, королевская семья. Меня зовут Лубберт Дас». На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Более того, цветок этот — тюльпан, что значило «деньги» на простонародном жаргоне, то есть его откровенно обирают. Картина «Удаление камней глупости» создана около 1490 года.
Символ информированности, но не понимания прочитанного. Картина представлена в Музее изобразительных искусств им. Дошедшая до нас картина — меньшего формата.
На картине «Извлечение камней глупости» Босхом изображена средневековая операция — удаление камня безумия из головы сумасшедшего. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. С какой это стати, что там. Сперва он был обучен магнетическому целению наложением рук. Менее редкие минералы часто называют полудрагоценными.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Замыкая круг на такой возвышенной ноте я заметила подругу. У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз встречается этот формат.
Картина «Извлечение камня глупости» представляет фольклорную линию в творчестве художника. Лубберт— имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Собственно, картина «Извлечение камней глупости», где иллюстрируется процедура извлечения из мозга камня безумия (в частности — сухого соцветия), посвящена людской наивности и изображает типичное шарлатанство целителей того времени. Это первая подобная выставка за всю историю культурных отношений с Испанией. Замирает дыхание, восприятие происходящего вязнет в подробностях от аудио-гида. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса – простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Это произведение не всеми исследователями приписывается Босху.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Тебе не надо на это смотреть, пойдем. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На картине, вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе.
Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого цветка). Именно на критике пороков церкви в ту же эпоху разовьётся протестантизм, а Босха (согласно архивным данным, активного члена одного из католических религиозных братств) станут называть «пророком Реформации». Драгоценные камни — минералы, которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки и, как следствие, дороги. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVIIв. Мы же договаривались: ни звука о консалтинге, – светилась подруга.
Не брать в голову. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак хитрости, обмана – предмет изспользуемый не по назначению. В кресле расположился пожилой седовласый человек, над которым монах в розовой хламиде и с воронкой на голове (похожие конические шапки в те времена носили фокусники) производит загадочные манипуляции: в руках он держит скальпель, которым вскрыл пациенту череп и достаёт из раны цветок. Меня зовут Лубберт Дас». Удаление камня глупости – это распространённая фольклорная фабула в средневековых Нидерландах, а в XV-XVI веках она перекочевала в литературу и изобразительное искусство: сохранилось немало гравюр и рисунков с подобным сюжетом (вот вариант Брейгеля). Сам факт такого видения символичен: год рождения Босха (1450-й) лучшими умами того времени назван именно так, годом начала Апокалипсиса.
Религиозная и парадная живопись, натюрморты, сцены, портреты. На нее обязательно стоит посмотреть (у кого будет возможность). Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса— простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Его уверяют в том, что извлекается камень, в то время как это цветок. В течение нескольких лет он жил с ними, путешествуя через пустыни и джунгли и читая евангельские проповеди в крошечных молельнях эспиритистов.
В те времена по землям Нидерландов бродили коробейники, фокусники, лекари. Надпись интерпретировалась неоднократно. rotondo – круглый).
Спасибо большое за интересный блог и полезную информацию, которой Вы делитесь с нами. Круглый формат композиции (Mundus – Мир) также подчеркивает всеобщий масштаб всего происходящего. Она улыбалась мне, отгораживая собой от картины у самого выхода.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса— простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). На её голове, покрытой белым омофором, лежит книга – несомненно, Библия.
В то время картины художника не пользовались большой популярностью. На ней, кстати изображен цветок, а не камень. И в этом автор видел начало Апокалипсиса. Знание помещено не внутри, а снаружи.
О недалёком человеке принято было выражаться «Он знает не больше глупых камней», об откровенно глупом говорили: «У него в голове камень» (подобно тому как в современном русском просторечии поведенческие странности описывают словами «у него тараканы в голове», «каша в голове»). На голове, а не в голове. Самую большую коллекцию картин Иеронима Босха собрал испанский король Филипп II. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. У неё на голове красная книга.
Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. За происходящим наблюдает дама под белым покровом. Наверное, самая известная картина на этот сюжет – «Извлечение камня глупости» или «Операция глупости» Иеронима Босха. Это одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».
66 картин из собрания знаменитого мадридского музея сотрясают воображение. Пушкина в рамках выставки "Воображаемый музей". Меня зовут Лубберт Дас». Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Окружающий мир воспринимается как всеобщее царство глупости и обмана. Но в Северном Возрождении и у Босха в первую очередь, круг имеет другой смысл – это знак всеобщности, всемирности. Диковатый (с точки зрения современного зрителя) сюжет придуман отнюдь не Босхом.