Извлечение камня глупости. Можно лишь предположить, что извлечение камней глупости, проводившееся, понятное дело, шарлатанами, было следствием неверно истолкованных древнегреческих или арабских рукописей, описывающих хирургические операции на черепе. «извлечение камня глупости» («Операция глупости») — картина, приписываемая нидерландскому художнику Иерониму Босху. «извлечение камня глупости» («Операция глупости»)— картина, приписываемая нидерландскому художнику Иерониму Босху.
Хорошо, – соглашается автор, – не будем про демократию. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Это сухой взгляд на политику страны, но в этой безэмоциональности и проявляется отношение Явлинского к политике как к набору закономерностей, а не мнимостей. Все не раз слышали обывательское мнение, что где это, мол, вы видели настоящую демократию.
Наш авторитарный режим уже исключил и такую возможность. Как говорилось в одной книжке, «у меня все ходы записаны». Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Нет, Явлинскому понадобились Брейгели. Диковатый (с точки зрения современного зрителя) сюжет придуман отнюдь не Босхом. Менее редкие минералы часто называют полудрагоценными.
rotondo – круглый). Автору важно понять и показать читателю общие тенденции развития стран, добровольно или в силу подчинения обстоятельствам (что, по мысли политика и есть «добровольно») выбравших тот или иной путь. В кресле расположился пожилой седовласый человек, над которым монах в розовой хламиде и с воронкой на голове (похожие конические шапки в те времена носили фокусники) производит загадочные манипуляции: в руках он держит скальпель, которым вскрыл пациенту череп и достаёт из раны цветок. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).
У Босха мы часто будем видеть такого рода символы – вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности. Даже, если они еще властью не сделаны. У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз встречается этот формат. Сперва он был обучен магнетическому целению наложением рук. Оказывается и такое возможно. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак хитрости, обмана – предмет изспользуемый не по назначению.
Новая книга Григория Явлинского «Периферийный авторитаризм» иллюстрирована фрагментами картин Брейгелей, что, конечно, может показаться неожиданным и даже претенциозным. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
В таком определении сквозит не только ирония (вот чего много в книге, но именно такой, по-английски закрытой), но и свобода от школярства, от отскакивающих от зубов определений, за которыми давно не стоит ни мысли, ни понимания. На первый взгляд здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку.
В авторстве Босха можно было бы усомниться, если бы не характерный пейзаж на заднем плане. Знание помещено не внутри, а снаружи. Вот таким образом в книге почти нет упоминаний так называемых политиков (так как политиками в полном смысле слова, по мысли Явлинского, можно назвать тех, кто был на виду все эти годы, весьма условно), нет прослеживания подковерных интриг как двигателя общественных отношений, слухов и сплетен со ссылками на источники, пожелавшие остаться неизвестными. Но нам опять не светит даже такой путь.
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса— простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Но будут сделаны – это неизбежно. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
И в этом проявляется его уважение и к стране и к читателю. Более того, прочитав «Периферийный авторитаризм», тоже перестаешь удивляться тому, что, как и когда вбрасывает власть, как на это реагируют те или иные общественные институты, СМИ, либералы – большие и малые. Вообще эта книга очень похожа на своего автора. Меня зовут Лубберт Дас». Что же, кроме «Притчи о слепых», «Страны лентяев», «Детских игр», книгу о России и проиллюстрировать нечем.
Меня зовут Лубберт Дас». Драгоценные камни — минералы, которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки и, как следствие, дороги.
Например, абзац может начинаться с «естественно», потом – как опора – «соответственно», потом – «самое главное» и напоследок – «другими словами». Удаление камня глупости – это распространённая фольклорная фабула в средневековых Нидерландах, а в XV-XVI веках она перекочевала в литературу и изобразительное искусство: сохранилось немало гравюр и рисунков с подобным сюжетом (вот вариант Брейгеля). «Рубеж 2000-х был отнюдь не поворотным пунктом, не моментом перемены одной логики и системы организации управления на другую, а вступлением уже сложившейся к этому рубежу системы, – системы самоотстроившейся и по-своему состоявшейся, обладающей присущей ей четкой внутренней логикой, – в другую стадию, в стадию больше зрелости и, если можно так выразиться, неприкрытости». Итак, простаку по имени Любберт делает операцию глупости шарлатан, но из разреза вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Именно на критике пороков церкви в ту же эпоху разовьётся протестантизм, а Босха (согласно архивным данным, активного члена одного из католических религиозных братств) станут называть «пророком Реформации».
А еще в такой интенции есть уверенность, что без переосмысления некоторых понятий, категорий, казавшихся закономерностями, невозможно осмыслять современную действительность. Нет, никаких сантиментов, никаких «а мы предупреждали» – только анализ, можно было бы сказать, что не щадящий никого, если бы этот анализ не был так объективен и строг – и направлен не на личностный план, а на сущностно-содержательный. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVIIв.
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса— простачок или муж- (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). На фоне однообразного степного пейзажа собралась диковинная и неизвестно как туда попавшая компания. Политика для него – точная наука, а не камлание, не темноты, не обращение к «упрощенным формам сознания». И книга получилась довольно тяжелой. Конечно, Явлинский хорошо знает законы управления массовым сознанием, но, кажется, ему просто претит подобное манипулирование.
О недалёком человеке принято было выражаться «Он знает не больше глупых камней», об откровенно глупом говорили: «У него в голове камень» (подобно тому как в современном русском просторечии поведенческие странности описывают словами «у него тараканы в голове», «каша в голове»). Меня зовут Лубберт Дас». И этим он принципиально отличается от современного политического театра. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). А ведь мог четко отделить 90-е годы, которые теперь видятся наивысшей точкой развития демократии в стране, от того, что начало происходить с операции «Преемник».
Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. На её голове, покрытой белым омофором, лежит книга – несомненно, Библия. В этих странствиях он получил наставления от духа, вещавшего через медиума.
В 1902 году французский химик М. А. Вернейль впервые получил и начал поставлять на мировой рынок синтетические рубины, а чуть позже синтетические сапфиры и синтетическую шпинель. К этому надо быть готовым и не ждать быстрых результатов. Лубберт— имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Картина «Извлечение камня глупости» представляет фольклорную линию в творчестве художника.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Свободы от эмоциональной зависимости от власти, когда она бросает наживку в том или ином виде: от явных, но мелких раздражающих уколов в виде подзавода эмоционально не устойчивого меньшинства до крупных шагов, влекущих ощутимые для всех последствия. Так, Явлинский ломает общепринятое представление о том, что «антидемократические тенденции» начали складываться к 2000-м годам. И скажет по-другому: «Конкурентную политическую систему, можно условно называть, как это и часто делают, «демократической». То, что в роли эскулапов Босх изображает монахов, вполне закономерно: наиболее образованными людьми своего времени (включая познания в медицине) было именно духовенство.
Такова логика событий, понятная Явлинскому и имеющая быть понятой читателем. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Он утверждает, что эти тенденции, представляют собой не «перерождение политической машины и использовавшей ее элиты, сколько процесс консолидации и примитивизации последней». И все это только если не укрепляет, то сохраняет власть.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Он разговаривает с читателем так же, как хотел бы, чтобы разговаривали с ним. Лубберт— имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого цветка). Наверное, самая известная картина на этот сюжет – «Извлечение камня глупости» или «Операция глупости» Иеронима Босха. Это одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас.
А это нелегко. Чаще всего картина интерпретируется как сатира на шарлатанов в рясах, которые всячески дурачат доверчивого обывателя. И по весу: хорошая мелованная бумага, – и по содержанию.
Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.