Некоторые работы завораживают своей композицией – на них хочется смотреть и смотреть, рассуждая о том, что именно хотел донести до зрителя художник. — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Рембрандт увидел сцену евангельской легeнды как трагическое реальное событие, принципиально лишив его мистического и героического пафоса. Одним из главных мастеров этого харлемского или утрехтского маньеризма был Абрахам Блумарт. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. была настоящей плодородной почвой для живописцев. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р.
Рейксмузеуму принадлежат такие известные вещи, как написанный в 1888 году «Автопортрет за мольбертом» и «Комната ван Гога в Арле». В этой области между голл. Он написан в начале XIX века Вейбрандом Хендриксом (1744–1831). «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
в стране намечаются признаки перелома. В целом голландскую школу называют жанровой. 1857). Эта сторона его творчества особенно хорошо раскрывается в пейзажах и натюрмортах. Среди голландцев было также немало пейзажистов, пускавшихся в путешествия и воспроизводивших мотивы чужестранной природы, что, однако, не мешало им сохранять в своей живописи национальный характер.
— позже 1533) и его сын Дирк Якобс (две картины последних изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже). Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Это одновременно и справедливо и неправильно. Принадлежащие к гильдии сходились для обсуждения под председательством деканов своих общих дел или для взаимного обмена мыслей но в этих собраниях не было ничего, что походило бы на проповедь определенного художественного направления и клонилось бы к стеснению оригинальности кого-либо из членов.
Расцвет фламандской и бургундской миниатюры. Слово В ВЕЛИКИЙ ПЯТОК НА ВЕЧЕРНЕФрансиско Гойя (1744 — 1828) — не только самый национальный художник Испании, с его именем граничит становление искусства Нового времени. Французский художник испанского происхождения. То, что должно было уничтожить народ, послужило ему на пользу. Однако она связана не только с прошлым, но и с будущим. Эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя.
Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. 1877) из Музея Бойманса — ван Бёнингена, в портрете судьи Ф. -М.
Оно любило показывать природу такой, какая она не бывает в действительности. В развитии голландской живописи это был критический момент. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие.
Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени. Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, – Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года. я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим прими меня в число наемников твоих. В этой «низменной стране» (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость.
Национальный характер произведений ван Гога особенно заметен, когда их видишь у него на родине, в экспозиции голландских музеев. В 1640-х гг. Питер Клас (около 1597— 1661), Биллем Хеда (1594—1680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. В центре, на самом почётном месте, восседает дородный командир роты с бокалом в руке. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Побытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р.
Возникший таким образом музей официально носит ее имя, но посетители часто называют его иначе: «Музей ван Гога». Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи.
Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции. Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов. 1831).
В других источниках указывается количество 600. Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками.
Оно занимает большую площадь – целых две трети холста. Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты).
корифеям французской школы. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
Лоррену и др. На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала.
Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. На его счету также работа комиссионером и различные переезды. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Винсент Ван Гог, так же как и Рембрандт, был голландец. Потребность в роскоши порождала настойчивую потребность в искусстве.
Сам такой же нищий, как и они, он полон к ним глубокого уважения. Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством. В холодноватой чистоте линий натюрмортов, в серьезности и честности портретов — например, в портрете Шарля Раппопорта работы К. ван Донгена (род. Творчество развивалось по определенным схемам.
Около половины XVI стол. К сожалению, произведения примитивных Голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала «разбивателей икон» (beeldstormers) к уничтожению живописныхи скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Показательно, что в этой картине нет сюжета. Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). В противоположность этому, для общественных зданий в Голландии, которые должны были иметь внушительный вид, а также богатых посетителей, какими бы ни были их религиозные убеждения или происхождение, требовались картины на аллегорическую или мифологическую тематику.
Пасмурные дни сменяются веселыми солнечными днями, море то спокойно и сверкает серебром, то бурно и мрачно. Подобный преимущественный интерес к собственному наследию характерен для музейного собирательства в целом ряде европейских стран, переживших эпохи блестящего расцвета искусства (Италия, Испания, Франция, Бельгия). В небо, судорожно изгибаясь, уходят вершины темных, почти черных кипарисов.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Здесь не было возможности останавливаться на них. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. Снятая Верховеном вслед за этим эротическая драма «Шоугелз» (1995) полностью провалилась в прокате.
В общем, были серьезные причины, чтобы Фландрия вторично стала великим очагом искусства. Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность.
«Едоки картофеля» — крестьяне, которые ужинают при неверном свете керосиновой лампы. Во Фландрии уже были художники, которые сформировались или были близки к этому. Винсенту было 27, когда он наконец понял, что жаждет стать художником. Частично «реабилитроваться» режиссеру удалось, сняв фантастический боевик «Звездный десант» (1997). Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков. Благодаря тонким переходам оттенков и областям светотени кьяроскуро Рембрандта словно окутывает фигуры звучащим пространством, в котором обитают настроение, атмосфера, нечто неосязаемое и даже невидимое.
Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Большинство жанровых композиций отличается спокойной повествовательностью и отсутствием драматизма. В ней необычно яркий и тревожный свет. Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с так называемой делфтской школой, с именем таких художников, как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер известный в истории искусства как Вермер Делфтский (1632—1675). На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»).
Черные глаза женщины горят тревожно и скорбно. Договора, подписанные с Испанией, дали Голландии свободу и укрепили ее положение.
Кто они — неизвестно. Именно с того момента в работах художника просматриваются характерные черты Гогена и Тулуз-Лотрека. Одинаково ненавидели его и христиане. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном. В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека.
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Перед ней серьезная задача: она избрала новый путь и многое-многое приходится ей передумать и перечувствовать, прежде чем она вступит во взрослую жизнь. Прежде всего, бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. В XV-XVI вв. 1837), Лодевейк Аполь (р. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников.
Пожилая дама стелит постель. Жест правой руки стоящей за спиной «маменьки» явно намекает на скрытые прелести молодой дамы. Однако такие общества, носившие название гильдий св.
В 1964 году государство приобрело огромное собрание картин и рисунков ван Гога, принадлежавших его племяннику — сыну того самого «брата Тео», к которому обращены его знаменитые письма. В основу картины положено восприятие одного из них. Но как различны при этом их форма и фактура. Но в этом доме не всё так просто.
Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 — позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др. Она стоит у истоков бытового жанра XIX века. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Первыми этюдами в характерной цветовой гамме были: «Мост через Сену» и «Портрет папаши Танги». Затем следует заметить, что большинство голл.
В 1640-1660-х гг. Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Картина — шедевр де Витте. В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста.
«Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Один из шедевров художника — картина «Бокал лимонада». VIII.
Теперь это живопись толпы, гражданина, человека труда. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. Лазарев). К первоначальным художественным центрам, Гарлему и Лейдену, прибавляются новые — Дельфт, Утрехта, Дортрехт, Гаага, Амстердам и др.
К хозяйке только что подошла её служанка. Его назвали в честь умершего брата, родившегося за год до него в тот же самый день. Эмануэл де Витте«Рынок в порту». Ротенберг) Художников, писавших картины небольшого формата, называют малыми голландцами, в отличие от тех, кто работал в больших форматах, а также от Рембрандта и Ф. Халса. На первый взгляд картина поражает своим сходством с произведениями голландских мастеров XVII столетия.
Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается.
Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. 1826), Тереза Шварце (р. В их украшении исправлении. Он является создателем национального голландского пейзажа. Невзначай опрокинутый кубок и догоревшая свеча напоминают о бренности земного бытия и быстро текущем времени.
Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. При неустойчивом политическом равновесии все зависело только от случая. Вибаута (1932, Амстердам, Городской музей) работы Яна Слёйтерса (1881–1957)— слышится отзвук старой, но живой национальной культуры. Меняетсяобразныйстрой картин. Винсент Ван Гог родился в 1853 году в Голландии. Особое место в его творчестве занимают женские образы: «.
Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. — 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии — чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666). В первую очередь это прослеживается в изменении передачи цветового настроения. Таким же образом «сочинял» он природу и в тех редких случаях, когда пытался писать чисто пейзажную картину. "Не могу выразить, как я счастлив, что снова стал рисовать.
Получилось новое искусство, но со старыми, как мир, сюжетами. Вот таким образом надо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой. Кроме этого – общественная жизнь, гражданские церемонии, банкеты. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Крупнейший представитель импрессионизма в Голландии Жорж Хендрик Брейтнер (1857–1923) в одной из самых известных своих картин «Дворцовая улица в Амстердаме» (Амстердам, Рейксмузеум) обращается к теме, неоднократно привлекавшей художников, — изображению города зимой. Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы – к горизонту. Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план. Есть много талантливых художников.
Для него важен порядок предметов, он тщательно продумывает их расположение, чтобы световые пятна, блики от одного предмета играли на другом. Виппер). Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции.
Сын повёрнут к нам спиной.
С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632). Этого человека можно назвать уникальной в своем роде и гениальной личностью.
Если бы мы вздумали говорить о всех даровитых портретистах цветущей эпохи голландского искусства, то одно перечисление их имен с указанием на лучшие их работы заняло бы много строк вот таким образом ограничиваемся упоминанием лишь о тех художниках, которые особенно выдаются из общего ряда. Все предметы чинно расставлены на столе. Его бомбардирская рота в сражениях при Гуммельсгофе (1702 г. ) и под Лесным (1707 г. ) ездила на лошадях. Достижения и ценности христианской цивилизации. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69).
1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок.
Девушка, вероятно, собирается на свидание. 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост «Длинным Петром» (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. Средневековый портрет. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином.
1585-1666 гг. ). Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку. Гроб» и «Легенда о костях св. Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл.
При этом необходимо было сохранить непринуждённость их поз, передать весёлую атмосферу праздничного застолья. Там он поступил на учение к Питеру Ластману, ставшему для него настоящим наставником. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др.
Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду. Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо). Поселившись в местечке Нюенен, он становится живописцем голландского крестьянства. картины Вермера как будто ни в чем не оригинальны. Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг.
После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Это исчезает в поздних портретах. Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная. Он хочет передать в своей большой картине все, что понял и знал о их жизни.
Винсент изучал теологию и даже был проповедником в бельгийском городке Боринаже. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
Его краски как будто излучают свет. Каждый предмет должен был заимствовать свою пластическую форму у одного и того же идеала.
Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др. В своей переписке с Тео он называет их просто «картина», видя в ней итог жизненного и творческого опыта, накопленного им на родине. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. Все это и привело к созданию собственного искусства, которое прославило, одухотворило и выразило внутреннюю сущность голландского народа.
По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. Прозаические детали быта (выбившаяся из матраца солома, горящий камин, открытые окна и двери) передают реальную атмосферу жизни человека.
Так, в «Портрете почтальона Рулена» (Музей Крёллер- Мюллер) по ярко-зеленому фону разбросаны букеты цветов. Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом. Это стремление проглядывает уже в работах вышеупомянутого Мостарта но главным распространителем нового движения должен считаться Ян Схорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело. Вавилон великий (18:1-24)Впервые у нас прислугу посадил на лошадей еще Петр Великий. Живописный почерк ван Гога помогает ему выразить собственное настроение, то радостное волнение, то неудержимое беспокойство.
В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Он пишет портреты то на зеленом, то на желтом фоне, подчас покрытом декоративным узором. Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»).
Блестящего развития достигает натюрморт. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного – тоже. 1850) и мн. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. Это только начало, зародыш школы, самой школы еще нет. На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу.
Сюда не проникают шум и суета городской жизни. Естественно они изображены за дружным застольем. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный «Маленьким в. -Дейком».
1852) и Валли Мус (р. Если же разложить ее на составляющие элементы, то можно различить в ней пейзажистов, мастеров группового портрета, маринистов, анималистов, художников, писавших групповые портреты или натюрморты. Второе отличительное свойство голл. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины «Неправый суд императора Оттона», находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533).
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Многих из числа художников, предшествовавших революции, мы знаем только по имени о других имеем возможность судить только по одному-двум образцам их работы. Строже и спокойнее становится его палитра. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска. Да и кажущийся новичком в этих делах кавалер не так уж неопытен и безгрешен. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78).
В гарлемском Музее Франса Хальса есть «Интерьер со спящим мужчиной и женщиной, штопающей чулки». 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р.
Морельсе, Ян Равестейн, Ластман, Франс Хальс, Пуленбург, ван Схотен, ван де Венне, Томас де Кейсер, Хонтхорст, Кейп Старший, наконец, Эсайяс ван де Вельде и ван Гойен – все они родились еще в конце XVI века. Но именно в поздний период творчества Халс достигает вершины мастерства и создает наиболее глубокие произведения. Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, — управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций.
Ему удалось сделать «будничное — поэтическим, тривиальное — возвышенным, самым незначительным деталям придать редкую одухотворённость» (В. Н. Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. Свои течения существовали в каждом жанре. Но присмотритесь их порядок кажется слегка нарушенным. Родился 25 октября в Малаге (Испания). В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек.
За два года до смерти, в 1664 г., Халс снова возвращается к групповому портрету. Колорит его картин становится почти монохромным. Из отраслей последнего на почве Голландии посчастливилось преимущественно одной — живописи, которая приняла здесь в произведениях множества более или менее талантливых художников, появившихся почти одновременно, направление очень разностороннее и вместе с тем абсолютно отличное от направления искусства в других странах. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения.
Разность между характерами, неуверенная позиция Винсента, который считал, что его живописные манеры «по-сельски скотские», рождала споры. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Наибольший успех ожидал культовый триллер «Основной инстинкт» (1992), главные роли в котором исполнили Шэрон Стоун и Майкл Дуглас. В некотором роде Гоген был более приземленной личностью, нежели В, ан Гог. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе.
Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. «Хозяйка и служанка» — одна из лучших картин художника.
Ученик его Гэртьен ван Синт-Ян известен только по двум хранящимся в Венской галерее створкам триптиха («Св. Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном. 1669 год. Иоанна»), написанного им для гарлемского собора.
Поддерживаемое стариком поникшее тело Христа — воплощение измученной человеческой плоти — вызывает прежде всего чувство глубокого сострадания. Они темные. Это Ян Стен (1626— 1679), Питер де Хох (1629—1684), Герард Терборх (1617—1681), Биллем Хеда, Питер Клас и др. Он родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви. Политические и социально-исторические условия в этой стране были более благоприятными.
Голландия и Фландрия XV – XVII вв. Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму. Такое построение придало изображению живость и естественность. Дружба между Гогеном и Ван Гогом носила корреляционный характер: они взаимно влияли на творчество друг друга, хоть и использовали разные выразительные инструменты, активно обменивались подарками в виде собственных картин и неустанно спорили. Вот таким образом голландских художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение «Голландская школа живописи», вошедшее во всеобщее употребление, необходимо приниматьтолько в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу.
Среди них есть искусные мастера, несколько больших живописцев. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Эти предельно простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику своим внутренним строем. Картины изображающие самые обычные моменты действительности, удивительно поэтичны и лиричны. Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков — так называемые «Синдики» (1662), где скупыми средствами Рембрандт создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязей людей.
Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х и даже 40-х годов. В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр. Годы жизни Спинозы совпали сначалом эпохи Нового времени. Конечно, многие шедевры уже давно увезены за ее пределы.
«Дорога с кипарисами и звездой» была написана в мае 1890 года, за два месяца до смерти художника. 1836). Очень одаренный рано умерший Ваутер Йоаннес ван Троствейк (1782–1810) был автором картины «Ворота Рампортье в Амстердаме» (1809, Амстердам, Рейксмузеум).
Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но не любил точные науки, наибольший интерес проявлял к живописи. Без нее были бы немыслимы даже такие, казалось бы, космополитические, лишенные местных корней вещи, как геометрические абстракции Пита Мондриана (1872–1944) и залитые бурными потоками красок абстрактные композиции Кареля Аппеля (род. Нет на свете картины, более насыщенной, так как именно голландцы включают столь большое содержание в столь маленькое пространство.
Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир. 1832). Из коричневой теплой мглы свет выхватывает их лица, руки, скудную еду на столе. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
Рембрандт ван Рейн – великий голландский художник и гравер. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. Основоположник кубизма. Я часто думал об этом, но считал, что рисование выше моих возможностей". Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе.
Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает. Коричневый цвет сближает поджаристую булку, орехи и копчёную селёдку. Таким образом, частное собрание В. ван Гога (племянника) в Ларене превратилось в государственный Фонд ван Гога (входящие в него картины обычно бывают выставлены в Городском музее Амстердама).
В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. Винсент писал брату: «В ней (картине) я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду» (Ван Гог, Письма, М. -Л., 1966, стр. Композиция построена на равновесии цветовых звучаний.
Выдающиеся богословы: Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Василий Великий. К. Д. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Еще бы.
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Он опустился без сил. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). ведущим в голландской живописи был бытовой жанр.
Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). За всем происходящим зорко следит «почтенная маменька» (возможно и участливая сводня). В XVII веке голландская живопись стремительно развивалась не только благодаря растущему спросу желающих украсить свои дома картинами, но и в связи с тем, что на них начали смотреть как на товар, средство спекуляций и источник наживы. Так Винсент писал брату. Одна из самых знаменитых его картин – Ночной дозор, картина слывет загадочной. В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической страной.
Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селёдка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Голландия до XVII века не выделялась обилием национальных художников. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку. художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719).
Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. В их говорящих взглядах и красноречивых жестах мастерски передан несомненный опыт в любовных делах. Таким же частично успешным оказался и фантастический триллер «Невидимка» (2000), после выхода которого Верховен взял шестилетнюю творческую паузу. Ван Гог — голландец, но не из породы «умеренных и аккуратных», а из той семьи неудержимых, страстных искателей, к которой некогда принадлежал великий Рембрандт.
Мы не знаем, что выражает его лицо. Но, пожалуй, ни в одной из них этот интерес не был таким исключительным, как в Голландии. Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Хотя во всей его философии господствует идея Бога, церковники обвиняли его в атеизме. Эта композиция очень отличается от других картин.
Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом. Творческая зрелость ван Гога (1886–1890) проходит во Франции. Теперь, в самом конце его, Брейтнер пишет заснеженную улицу в центре большого города.
Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра.
Большое место здесь занимают работы голландских художников. В том же музее среди многочисленных этюдов исполненных в эпоху работы над «Едоками картофеля», выделяется замечательная «Голова старой крестьянки в коричневом платке». К нему относится, в частности, ряд интереснейших произведений раннего, «голландского» периода творчества художника во главе с «Едоками картофеля» (1885). 239). Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — «Великая книга живописца» (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов.
Не обращая друг на друга внимания, торопливо снуют по ней прохожие. Там было более гибкое и терпимое правительство, традиции и общество. Краски лежат на холсте густыми мазками. Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634). Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
Там же выставлен и портрет жены Рулена, названный самим художником «Колыбельная». др. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман.
«Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Калфа. Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Очень выразительно изображено небо.
И действительно, отныне его творчество принадлежит Франции и человечеству он становится соратником импрессионистов, разделяет их невзгоды, содействует их успеху. Их так много, что перечислять их сложно даже в письменном варианте. др. Вот таким образом ему всегда казалось, что он заменяет кого-то другого. Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи.
Это особенно очевидно в написанном с натуры подготовительном ее варианте из Музея Крёллер-Мюллер (окончательный вариант ван Гог сделал по памяти). На самом деле, в других странах, напр. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Часто в этих картинах символически передаются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяволом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб. Пол Верховен – знаменитый голландский режиссер. В работах начинают преобладать мазки насыщенно желтого цвета, а также голубое «сверкание».
Необычный темный колорит картины восходит к реальным впечатлениям. Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. — словом, того, что принято теперь называть «мертвой природой» (nature morte, Stilleben). Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха.
Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом.
Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии — Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616. Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Главный представитель этой отрасли живописи — знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). 1824) и Христоффель Биссхоп (р. В натюрморте «Яблоки на плетеном блюде» мазки энергично строят твердую форму яблок и, подобно светлому потоку, покрывают поверхность стола. Встал и пошел к отцу своему. Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям.
Создатель таких картин, как: фантастический боевик «Робокоп» (1987), собравший в прокате более 50-ти миллионов долларов, супербоевик «Вспомнить все» (1990) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Цвет приобретает звучность и интенсивность. Светлой – привержены рисовальщики, темной – колористы. Про Якоба до нас дошло очень мало информации, по этому и историки и искусствоведы не могут точно сказать о влиянии Сваненберха на творческой манеры Рембрандта.
Это прежде всего касается принадлежащих им произведений голландских художников XVIII–XIX веков, а между тем в амстердамском Рейксмузеуме и в Музее Франса Хальса в Гарлеме они занимают заметное место. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Последний ослепляет своей яркостью и смелыми мазками. Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов. В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину.
-77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. Муж и жена были верными друзьями ван Гога, когда он жил в Арле, на юге Франции.
1921).