Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии и умел определять степень их законченности.
Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. В 1415 заканчивает статую св. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты.
Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
небесной реальности. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Лаврентия изображающих Страсти Господни.
Несмотря на выгодные предложения, поступавшие из разных городов Италии, Донателло возвратился на родину в 1453. Местоположение статуи не изменилось. Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции.
Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к.
Это Андреа дель Верроккьо. В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. В его правой руке — тяжелый меч.
Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Позднее творчество Донателло содержит немало проблем подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии.
Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном. Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Тем не менее эта работа тоже значительна. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-30, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале 15 века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства.
Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Здесь начинается следующий этап его творчества. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх.
В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. Донателло строит образ на игре света и тени. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед.
Марка (1411-13) и св. Одни подчеркивали их зависимость от древнеримских бюстов, другие — их портретность, третьи считали возможным говорить об их натурализме. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Хотя традиционно Донателло принято считать реалистом, более поздние исследования показывают, что нередко в своих работах мастер намеренно, подчеркивал самые неэстетичные стороны жизни.
Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. Мария показана в сложном повороте. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Георгия» и «Св. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. И эти памятники начинают множиться.
Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. И как всегда, он уверенно справился с ними.
Вначале бронзовые статуи Мадонны и святых находились под балдахином, поддерживающим колонны, которые были назначены на высокий постамент и украшены рельефами. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике.
Донателло. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности – скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок.
о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Он обладал характером сложным и независимым. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.
Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. А Брунеллески он был обязан многим. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых. Мы видим в архитектуре несколько планов.
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней.
Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры.
Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Марка (1412 год), св. Эразмо де Нарни был правителем Падуи. С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Петра и завершения ряда других заказов. Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43). Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Архитектурная декорация развивается в глубину почти до бесконечности и это демонстрирует замечательные возможности в передаче пространства с помощью перспективы. То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е.
В отличие от «Св. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. Между ними видны играющие музыканты.
И он же, Донателло их реставрировал. В 1415 строительная комиссия флорентийского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35 пять статуй – в Музее Собора). Лицо юноши, полное свежести и благородства. На его лице веселая улыбка.
Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. На лице его застыла гримаса страдания. Но видно, что внутри он сопереживает ей. 1422, Берлин-Далем «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. 1423—1425) и св. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией.
Это один из первых ренессансных конных монументов. В самых ранних работах скульптора ещё ощутимы отголоски готической традиции («Давид», 1409, Национальный музей Барджелло, Флоренция), которые постепенно преодолеваются благодаря освоению античного наследия.
для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Зазор между небом и землей становится все меньше. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Мрамор.
Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид».
В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). Таким образом, удалось достичь исключительных эффектов в сочетании гладких полированных плоскостей обнаженного тела и живописно трактованных волос и шляпы Давида.
тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Вверху изображены летающие ангелы.
1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко, – эмблема Флоренции (1418-20, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино» ок. Это Гиберти. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. И все дело не только его в уникальном мастерстве.
Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Магдалина – исстрадавшаяся женщина, аскетичная отшельница исхудалая истончившаяся, с запавшими глазами и горестным выражением лица. Венецианский сенат постановил выполнить волю полководца и для ее осуществления был приглашен Донателло.
На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Именно такая женщина была способна на подвиг. Статуя полна жизни и изящества. Высоко над холмом вознесены три креста.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). На самом деле все было не так.
Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Красив мотив струящихся складок одежды. Может быть, это мое личное мнение.
Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Линии в «Битве св.
Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига. Такое решение затрудняет рассмотрение монумента для зрителя, однако его нельзя не признать в данном случае оправданным. И он выходит с одной пращой. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке.
Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. Но он не был выдающимся мастером.
Но достоверными эти сведения считать нельзя. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Хотя ценили его больше как скульптора. Она, несомненно, связана с ними тематически.
Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Фасад же церкви остался неоконченным. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец.
Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами.
К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Антония (Санто). Но в это время мои друзья написали мне, что попечители храма Сан-Джованни Баттиста рассылают приглашения всем мастерам, которые прославились своей учёностью и от которых они хотели получить доказательства».
Лаврентия изображающих Страсти Господни. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Лаврентия, во Флоренции. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.
Столь же выразительно и лицо пророка. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг.
Марка и Св. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура.
Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Т. е.
В этой фигуре всё значимо. музей Барджелло). Тончайшая светотень игра бликов, техника незаконченности – своеобразной неабсолютной шлифовке заслуга автора, которая находит продолжений в работах великого Микеланджело.
Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Тем самым усиливается иллюзия пространства. Он – скульптор, который пропускает все через себя.
Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Его рельеф сложностью и драматическим пафосом композиции, пространственными эффектами превосходит композиции других мастеров, участвовавших в украшении купели. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Вершина творчества Донателло в технике бронзы – статуя Давида (ок.
Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов. Т. е. Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. Прекрасен, полон жизни боевой конь полководца, слегка повернувший голову влево и остановивший мерный шаг, опираясь одной из передних ног на шар спокоен и невозмутим восседающий на нем полководец с немолодым лицом.
Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Некоторые заглядывают через плечи соседей, другие, чтобы лучше видеть происходящее, становятся на колени, третьи смотрят с балюстрады, окаймляющей площадь.
Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато.
Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Людовика Тулузского (ок. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. 1430-32, Музей Барджелло, Флоренция). Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры.
Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Повышенная экспрессия этих работ оттесняет на задний план классицизирующие тенденции, преобладающие в предшествующие периоды творчества Донателло. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение.
Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе.
1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции.
Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Он восторженно отзывался о статуе «Св. В рассматриваемой композиции св. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и абсолютно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-40) и наружная кафедра собора в Прато (1434-38), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров.
Георгия (1415-17). Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно.
Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Образом послужил памятник Марку Аврелию. Он был хорошим мастером, он был добросовестным мастером и многое подхватывал даже у своих учеников. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида».
Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). Статуи пророков и «Давид» (ок. В 1456 г. Донателло подарил флорентийскому врачу Джованни Келлини в благодарность за излечение от болезни небольшой круглый бронзовый рельеф с изображением Марии с младенцем и четырьмя ангелами. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) – впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть.
Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата.
Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Уже на рубеже XIII и XIV вв. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато.
Одним из них явилось монументальное надгробие папы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, созданное около 1425— 1427 гг. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
В произведениях Донателло органично объединены традиции античности, достижения мастеров Проторенессанса и экспрессия готической скульптуры. Донателло приближал рельеф к живописи. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют.
Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес.
Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой.
Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Реализм понимали в это время как правду земного. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии).
В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Трудно найти этим рельефам место в скульптуре третьей четверти или конца XV в. Они являются гениальными видениями большого художника яркой индивидуальности. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу.
для мастеров Возрождения этот реализм был наполнен религиозным переживанием, приближением Бога к человеку. Это исхудалая старуха с длинными волосами. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками.
Конный памятник (1447-1453 годы) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. 1425 «Вознесение Марии», ок.
Главным революционным преобразованием Донателло была реальная передача пространства и его глубины. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности.
Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Вазари пишет, конечно, что они были друзьями, что им дали возможность делать вместе эти врата и только великодушие Брунеллески, который видел, что Гиберти его превосходит, привело к тому, что Гиберти стал работать один. В 1408-1415 гг. И все это сразу выливается и в художественную практику. Св. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло.
Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Главное действие происходит в центре композиции. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов.
С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Отметим также замечательное техническое мастерство исполнения: тонко прочеканено лицо и волосы мальчика, красива прозрачная лаковая патина, особенно в верхней части статуи. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло.
Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора. С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями). Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном.
Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. Статуя отображает портрет современника, с большой лысой головой. Если Лука делла Роббиа разделил скульптурный декор на отдельные композиции изображающие поющих детей, то Донателло решил его как единый фриз: в обрамлении двух горизонтальных полос с антикизированными вазонами и пальметтами, за сдвоенными колоннами стремительно проносится хоровод детей, охваченных азартом почти вакхической пляски.
Только конкретизируется, не столько внешность пророка, сколько его душевное состояние — глубокое раздумье, сосредоточенность ушедшего в себя человека. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. В ней чувствуется рука самого Донателло. Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства.
Евангелист Марк (1411). Удивительна судьба этого города. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Либо «кошка цвета меда».
В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотри Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425) «Передача ключей апостолу Петру» (2-я половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430, Государственные музеи, Берлин). Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар.
Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения – без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью» ? non-finito, уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать. нателло. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола.
Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Так подчеркнута глубина рельефа. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности.
Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Фигура исполнена достоинства.
они были приостановлены. В его мастерской висела корзинка с деньгами и любой ученик мог брать из нее сколько хотел. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. вратами в рай. Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник.
В творчестве мастера наступил новый период. Антония и изображениями символов евангелистов. Т. е.
Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. Изящно ложатся складки одежды.
Антония. Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св.
Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. В конце XVI в. алтарь был разобран.
Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. Т. е. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле.
Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Георгия (ок. Вокруг он изобразил цветочный узор.
Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора.
Георгия» красивы и выразительны. Марка». достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице) изображающая исхудалую старуху с длинными волосами. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Ему оставалось жить всего два с небольшим года.
Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам».
В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде».
Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Около 1345—1350 гг.
В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры – более пластичных, объемных на первом плане и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» – на втором. Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. И решена она тоже очень интересно, оригинально.
Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Рельефы из жизни св.
Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Фигура прорисована уверенно и свободно.
Конный памятник (1447-53) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи.
Голов pа повернута слишком неестественно. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека.
Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта).
Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Его барельеф мраморного балкончика собора городе Прато, вырубленный в 1434году изображает полунагих детей и гениев, пляшущих хороводом и играющих на различных инструментах, с венками цветов. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом».
Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора алтарь «Благовещение», 1-я половина 1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции). Но здесь как-то все более брутально: более мощный конь и так немножко крепко, даже, я бы сказала, не очень изящно сидит на нем всадник.
С такими он был непреклонен. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Таковы статуи, украшающие надгробия правителей Вероны XIV в. Скалигеров и Донателло, возможно, посетил Верону — один из ближайших к Падуе городов. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело.
Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Георгия» и «Св. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками.
«Св. Однако страдание обладает длительностью во времени. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Исследователи пишут, что, может быть, величие Верроккьо в том, что он умел учиться даже у своих учеников.
Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. Их нельзя считать портретами, так как они не столько передают внешний облик, сколько внутреннее переживание. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте.
Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин). Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. 1456-57, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др. ) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) – преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать. В общем, очень непонятно. В скульптуре Донателло в 1450-х – начале 1460-х годов – в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок.
Антония в Падуе. Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Гармония этих статуй иного порядка, чем у современников Донателло -- Лоренцо Гиберти и Нанни ди Банко.
Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. У него есть несколько планов в рельефе.
Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город.
А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св.
Здесь представлены родные и друзья Христа. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439 год, Музей собора алтарь «Благовещение», первая половина1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции). С 1411 Донателло вместе с другими флорентийскими скульпторами принял участие в создании статуй святых — покровителей тех или иных ремесел и занятий для украшения внешних стен церкви флорентийских цехов — Ор Сан Микеле.
И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». Он делает тоже такие живописно-пластические композиции.
Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление.
Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него.
В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Мастер возвращается во Флоренцию из Рима, где и совершает работу над некоторыми художественными проектами, в которых главенствовали классические тенденции. Постепенно формы приобретают ясность, становятся цельными объемы, портретностью сменяется типовое выражение лиц, а складки одеяний облекают тело естественно, вторят его движению и изгибам. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует.
Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче).
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного.
музей Барджелло). Лаврентия изображающих Страсти Господни. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. Антония. Марк, 1412 св. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.
Но спорить с Донателло было не так-то просто. В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий интерьеров и фигур людей. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло.
Гуманизм возник в Италии еще в XIII в. Он был направлен на познание человека и его внутреннего мира. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Пять фигур находятся в музее собора. Донателло изображает Христа в левой части рельефа.
«Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Перед нами — человек высокой духовной силы, мужественный борец за справедливость, готовый в бою отстоять свои идеалы. И большей частью они были живописцами.
И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. Это способствовало процветанию торговли. Их судьба иногда была драматической. Во-первых, возрастает значение линии. Но это не простой мальчик.
Рельефы кафедр церкви Сан Лоренцо прежде всего показывают трагедию одинокого мастера, не понимаемого своими современниками и ушедшего в себя. Марка» с Ор Сан Микеле.
В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. «Св. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Св.
Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Он был неутомимым тружеником, посвятившим себя упорной работе в поисках художественного совершенства. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св.
Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг.
Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Они как бы окаменели от горя. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе.
Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Марк, можно поверить и его писаниям».
Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии).
Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Во-первых, другой материал. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438).
Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Скульптура отличается живостью исполнения. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. И если Донателло не смог многое вынести из путешествия, то это сделал чуть более старший Брунеллески.
Слева от нее — Мария Магдалина вскидывает руки в жесте отчаяния, рядом — закрыла лицо другая женщина. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно.
Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). отливали эту статую уже другие люди, его ученики.
Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. Марку» с Ор Сан Микеле. 1415, Флоренция, Нац.
Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. Покровительство Медичи дало ему возможность создать последние шедевры.
Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. В конце 1430 – начале 1440-х годов для семейства Медичи он создал скульптурную декорацию построенной Ф. Брунеллески Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо, включающую в себя ряд стукковых и бронзовых рельефов. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма.
Лаврентия изображающим Страсти Господни. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.
Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Его крылья, кажется, еще полны движения.
это действительно только самое начало работы. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы.
Удачно передано движение ангела. После изгнания Медичи в 1496 году статуя была помещена во двор Палаццо Веккьо, откуда далее переехала в Барджелло. Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Но уже в этих творениях старается передать новый идеал своей эпохи – героическую индивидуальную личность – Донателло.
Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. 1417, Музей Барджелло «Мадонна Пацци», ок.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Наверное, так оно и было. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника.
Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.
Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») – вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа. Лицо его отличается особой экспрессией. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают абсолютно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте».
Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Может быть, льстивым был человек. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Линии профиля определенны и чеканны.
И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида, которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Слегка изогнулся торс Марка. Гаттамелата – это прозвище. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка.
Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством.
То же напряжение ощущается и в лице. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Фигуры трех из них вообще показаны намеками.
«Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу. Работа удалась на славу. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Некрасивость лиц, напряженность поз, водопад глубоких складок тяжелых одеяний подчеркивает силу экспрессии образов пророков Аввакума, так называемого Дзукконе (ок. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св.
У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св. Здесь немножко другая история. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло.
Здесь он выражает то, что только он мог выразить. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Брезгливой гримасой тронут его рот. Трехпланный рельеф, разработанный им, указал пути дальнейшего развития скульптуры, а также живописи. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой.
Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Особенно это заметно в изображении св. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня.
Конечно, многие факты из биографии великого скульптора уже утеряны, так как прошло слишком много времени. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны».
Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Ну вот рельефы В основном, конечно, романские рельефы – это не очень глубокие такие композиции и практически совсем отсутствовала круглая скульптура. Донателло одним из первых используя язык римской пластики, воплотил в своих статуях гуманистические представления о человеческой личности («Святой Марк», 1411-13 «Святой Георгий», 1415-1417, обе – для церкви Орсанмикеле статуи пророков для колокольни собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1415-36 все – во Флоренции).
Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Последний, умерший в 1441, пожелал, чтобы на родине ему был воздвигнут памятник, а сам он похоронен в падуанском соборе Св. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит.
Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Наверное. На коленях стоит богоматерь.
И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. явно он апеллирует к античному наследию. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ.
Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода».
Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. В 1443-53 годах Донателло работал в Падуе над двумя монументальными бронзовыми произведениями: алтарём в базилике Святого Антония Падуанского и конным памятником кондотьеру Гаттамелате (смотри иллюстрацию в статье Возрождение). Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года.
И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал. В отличие от «Св. Он берет его за основу в образе Давида. Левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который спадает свободными складками, обрисовывая рельеф ноги. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу.
1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия). Донателло «Давид» (около 1440). Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие.