В это время Врубель пишет свою известную картину «Жемчужина».
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека.
Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В свое время он пытался занять позицию «над схваткой», отстраниться от социальных и политических проблем, уйти от действительности, замкнуться в очерченном им круге чувств и образов. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Это один из его несомненных шедевров. В течение полувека не находилось художника, который бы хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова.
Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи.
Причем влюбился, толком не видя своей избранницы, а лишь услышав ее голос. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. «Заизвестность нахудожественном поприще» 28ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз кмоменту полного прекращения художественной активности.
Кирилле», «Св. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Первое впечатление: сумасшедший. На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Афанасий» и «Христос Спаситель». Вернувшись из Венеции, Врубель метался.
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Да это и неудивительно – уж больно эксцентричный кавалер им попался. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Тогда он переехал в Москву.
У его апостолов были живые прототипы. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Особенно примечательна акварель Голова Демона.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины.
Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. В то время в Петербурге гастролировала труппа московской частной оперы Мамонтова. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Вовремя создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Мучившие художника головные боли усиливаются.
Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве.
По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст.
К концу работы демон настолько вырос, что художнику пришлось надстраивать холст, в конечном варианте Демон изображён со срезанной головой. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Арцыбушев сидит застолом сразложенными книгами всвоём кабинете. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви.
Врубель винит в беде себя. В 1906 художник ослеп. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. До этого женщины не баловали Михаила Александровича своей благосклонностью. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Федорова. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. О портрете Арцыбушева говорит Н. В.
В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие.
Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Ее внешность поразила Врубеля не меньше голоса. А по ночам в воспаленном мозгу художника постоянно звучал голос из далекого сна: «Теперь ты расплатился со мной, мы в расчете».
В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». мне было все это видеть. В перерыве между актами Надежда что-то обсуждала с подругой Татьяной Любатович, как вдруг разговор прервал стремительно ворвавшийся за кулисы мужчина, который тут же склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос. » Та от неожиданности вздрогнула и отшатнулась. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Михаил Врубельизвестенсвоими символическими экспрессионистскими картинами, а также мозаиками-головоломками, напоминающими средневековые аналоги. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Поворотным стал 1895 год. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Меня и Серова поражало это. ». Вся меблировка два простых табурета и кровать. Врубель выпрямился, поднял голову и посмотрел Забеле прямо в глаза.
Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Было решено отвезти художника в Ригу, где его по совету доктора Тиллинга определили в загородное заведение. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Савву похоронили на Байковой горе.
Сразу выражение его лица изменилось. Больно, горько до слез. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Молодой человек мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон».
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У.
«. Искусствовед Н. М. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Она подлинно монументальна. Как было его сохранить.
Он перекликается с опустошённостью души. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др.
В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Перед выходом на сцену Врубель собственноручно одевал Надежду Ивановну. Ведь столько блестящих надежд. » Нет прямых свидетельств душевного состояния художника в то время – он не любил откровенничать, – но достаточно очевидно, что он переживал не только денежный кризис.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Синими искрами загораются стекла пенсне. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Он критически относился к современному искусству. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки.
Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Через несколько дней он полностью ослеп155. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. «Это художник Михаил Александрович Врубель, – поспешила исправить неловкое положение Любатович, – человек очень экспансивный, но вполне порядочный».
Прежде неудачная личная жизнь тоже начала меняться. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Контуры фигур и предметов, то нервные, торопливые и угловатые, то плавные и умиротворенные выявляют не столько конкретную форму, сколько сущность явления и отношение к нему художника. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. Но главное внимание зрителя приковано к фигуре Мамонтова, застывшего в неудобном положении и к его глазам, в которых словно отражается предчувствие надвигающейся катастрофы.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Работа не привела к улучшению. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. В последние годы жизни к душевной болезни добавилась еще одна драма. Помимо домашнего образования Михаил получил массу впечатлений и новых открытий извне, путешествуя с отцом подолгу его службы.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Вессель.
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный.
Ничего внешнего, бросающегося вглаза. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.
вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Это был Петербург 1896 года. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля».
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста.
Из-за службы отца семья часто переезжала. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку нового памятника166167.
Врубель писал картины на темы pyc. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Оставаясь верным поэту в сюжете, художник пользуется поэмой как подспорьем для выражения ведущих тем собственного творчества — вечных метафизических загадок любви, смерти, бессмертия. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля.
Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Он огромен, его фигура будто вырублена из камня. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Его Демон остался верен своей натуре. В 1898 году Врубель отправился на Украину. Впервые увидев сына, Врубель был потрясен – лицо младенца было исковеркано заячьей губой. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным.
Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
Резковатый наклон головы изломанный разворот плеч, мрачный взгляд из-под широких бровей – мысли героя далеки от созерцательности. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.
А глаза были материнские – карие. Род. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал вКиев еёпосмотреть исокрушался, что неможет приобрести для своей коллекции, акритик игалерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля вКирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» иподчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в«нерусском (польском) происхождении» и«эстетическом космополитизме» иискусствовед икритик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля иподчёркивал, что всравнении сработами Врубеля вКирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Арцыбушева и С. И. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
всегда свой. ». Мамонтова (оба – 1897). Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Рубашка мгновенно пропиталась холодным потом и прилипла к спине, какой-то необъяснимый иррациональный страх овладел всем телом. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Надежда Забела, хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса.
Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. сказок и опер Н. А. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138.
Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал.
В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Свадебное торжество проходило в Женеве. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление.
И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано.
Врубель шел к этой мечте, но, осознав несбыточность ее в этой жизни, неосуществимость своих идеалов, он на крутом повороте оборвался в пропасть — «Демон поверженный» русского искусства. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Брюсова. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.
Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Удивительное лицо глядит с этих рисунков: скорее некрасивое, чем красивое, бесконечно трогательное лицо странницы – плат до бровей, как бы припухший рот, расширенные круглые светлые глаза как будто созерцают что-то, другим неведомое.
Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Но и не только это. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Эта большая акварель поразительна. музей русского искусства, Киев). Заспиной этажерка тоже скнигами иделовыми бумагами. продолжение.
Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный».
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. В 1884 году Врубель уходит из Академии.
Это вот, эти копны сена. Надежда играла роль сестры Гретель. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. Демон Врубеля – соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир.
Демон низринут в ущелье среди скал. Рождается ощущение первозданности. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Желание создать своего Демона, такого, какой он есть на самом деле, одолевало Врубеля на протяжении всей жизни. В нем поднимался богоборческий бунт.
«Девочка на фоне персидского ковра», «Обручение Марии с Иосифом», «Гамлет и Офелия» – без ложной скромности могу сказать, что это талантливо, но увы, вряд ли эти картины когда-нибудь назовут гениальными. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа.
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.
Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Прошение было удовлетворено157. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Сильное, грозное произведение.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании). Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. форма, которая создана природой вовек. ». Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. А. М.
Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов).
Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств.
«Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Замысленный сюжет был прост: возле заснувшего патриция перемигиваются виночерпий и юный кифаред.
Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Она поражает разнообразием этнического состава. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии.
Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи. Врубель уже не мог рисовать – у художника резко прогрессировала слепота.
Да ведь до них несколько верст. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
Врубель провел в Венеции около полугода. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.
Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Завершить эту картину так и не удалось – в 1906 году художник полностью ослеп. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Керамика позволяла Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии78.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. И все же вспомним слова А. Блока: «В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное». Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Искусство Врубеля трудно ограничить четкими рамками какого-либо одного направления.
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Художник прекрасно построил композицию картины — фигура кажется устойчивой глыбой. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». С самого рождения мальчик болел и через два года умер.
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
И все же он нетерпеливо ждал возвращения. К этому же времени относятся интересные автопортреты. В то время примой Мамонтовской оперы была Надежда Забела. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Врубель жениться на Е. Х. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына.
Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. В эти годы он вновь писал демонов. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя.
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Фон только на этой картине реалистичен. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками.
После окончания академии Михаилу повезло. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел.
Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.
В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Вот таким образом ихудожественные средства выбраны Врубелем соответственные.
Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича.
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. В колорите картины – контрасты.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Каждому, кто бывал в Третьяковской галерее в Москве, наверное, запомнился «Демон» Врубеля.
Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Художник написал эту картину в 1890 г., выразив в ней всю программу своего творчества. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Произведение удалось. Сквозь безумие проглянул гений».
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Удивительна наследственность Врубеля. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей и детство болезненного мальчика было счастливым. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына.
Он же руководил внутренней отделкой нового храма – Владимирского, заложенного в 1860-х годах. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Они не были приняты, так как расходились с концепцией и традицией изображений в православной церкви. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Доктор Усольцев, лечивший Михаила Александровича, пишет: «Это был художниктворец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. «Тишина вечера, полное отсутствие кого бы то ни было, только кроме ласточек, которые кружились и щебетали в воздухе.
Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).
Занимается Михаил у П. П. Чистякова, который оказал большое влияние на становление русского живописца. По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств.
Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый».
К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. (1906), необычайно выразительный.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. Благородно-сдержанная экспрессия старинных мозаик и фресок прояснила собственные искания Врубеля. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного.
Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.
Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Сидя в темной глубине зрительного зала, он с ясностью осознал, что влюбился. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26.
Михаил Александрович отправился на представление. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Может быть, в закладе. «Своим» сделали Врубеля художники икритики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять наэкспозициях мирискусников идягилевских ретроспективах ивначалеХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Но мечтой М. Врубеля остаётся живопись, он посещает выставки изучает, участвует в спорах о назначении искусства, посещает вечерние классы Академии художеств.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. А я так навсегда и останусь «подающим надежды талантливым художником», все что угодно отдал бы за настоящее полотно «. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Сидящий демон — словно исполин. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым.
Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. О византийском стиле русские художники имели тогда довольно приблизительные представления, о технике реставрации – тоже. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.
Вся цветовая композиция приведена в единство. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. «При всей страсти к событиям, — писал о нем А. Блок, — в мире ему не хватало событий и события перенеслись во внутренний мир, — судьба современного художника. »126.
Однако этим чаяниям не суждено было сбыться. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Эта картина была задумана ещё в Киеве.
Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Общее руководство работами принадлежало Прахову. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.
«С костюмом Маши в "Дубровском" произошла целая война. Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Как мы видим, старец не совсем обычный. Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать.
Тех миров, которые видели они, мы не видим. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Представители рода Врубелей (от польск. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).