В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Кроме того, высказывается мнение, будто иоанн-сын мог быть еще более деспотичным, чем отец, хотя сегодня последнее сильно оспаривается и он реабилитируется. Не доносчик ли.
Вся центральная часть написана самим Репиным. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Публике картина понравилась. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Были две разные версии картины. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств.
Репин никуда не делся. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Стасов присылает ему все, что он просит. Третьяков»109.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
В его глазах читается печаль, тоска. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. художественный музей им. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Рассмотрим "ближний круг". Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Репин встречал их по средам.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. В этот период он нарисовал картину Крестный ход в Курской губернии, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
В его взгляде осуждение и тревога. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства».
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Работал весь день, не замечая времени. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Общение с прежними друзьями было только заочным. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. Убийство свершилось. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В детстве он обучался как иконописец. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В этой картине Репин изобразил современных ему рабов – бурлаков, которых использовали как тягловый скот для перевозки баржи. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
О чем эта история. Они словно противопоставлены друг другу. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. Америка—Франция—Россия. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, дорисовать которую может зритель. Мне минутами становилось страшно». Этюд получился превосходный. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». М. Бунакову. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Он идет прямо к матери. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Репин считал сам эту картину красивой.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Все заняты. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Л. Н. Толстого». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Центральная группа словно недовольна своей ролью. О работе молодого Репина Бурлаки на Волге упоенно писали газетчики.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами.
Первый факт. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Берег Волги. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Казалось, она спит.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Так ли это – судить зрителям. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Она сразу же получила признание. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Его прибытие в Санкт-Петербург совпало с особенным событием в художественной жизни второй половины XIX века, так называемым Восстанием четырнадцати, когда 14 молодых художников покинули Академию после отказа использовать мифологический сюжет для своих дипломных работ.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Вегетарианцем стал и сам Репин. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Каждый персонаж переживает что-то своё. Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Репин никуда не делся. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. я работал завороженный. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств.
Имя Репина стало широко известным. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Репин писал и исторические картины. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них. Комната небогатой интеллигентной семьи. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Глаза ясные и добрые.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. За окном летний день. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. О картине появилось много статей в периодической печати. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Пятый факт. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Внимание художника тяготит их. И вот уже перед нами не царь, а отец. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. О чем эта история. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.