На все эти события откликнулась и голландская живопись. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Ван Гог — голландец, но не из породы «умеренных и аккуратных», а из той семьи неудержимых, страстных искателей, к которой некогда принадлежал великий Рембрандт.
Но в этом доме не всё так просто. Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. К хозяйке только что подошла её служанка. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг.
Каждый предмет должен был заимствовать свою пластическую форму у одного и того же идеала. Но в начале XVII века тенденция переменилась. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде.
Винсент изучал теологию и даже был проповедником в бельгийском городке Боринаже. Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает. В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину.
В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. Прозаические детали быта (выбившаяся из матраца солома, горящий камин, открытые окна и двери) передают реальную атмосферу жизни человека.
Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).
Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. в стране намечаются признаки перелома. нераздельно, под одним общим названием нидерландской школы. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — Великая книга живописца (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. 1850) и мн.
В натюрморте «Яблоки на плетеном блюде» мазки энергично строят твердую форму яблок и, подобно светлому потоку, покрывают поверхность стола. Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом.
Нидерландская культура XVII в. представляет собой уникальный феномен в истории. Ян ван Гойен принадлежит к числу первых художников изображавших природу естественно, просто, без украшательства. Виппер).
Везде у голландцев тот же рисунок – сдержанный, лаконичный, точный, естественный и наивный искусный, а не искусственный. Иоанна), написанного им для гарлемского собора. То, что должно было уничтожить народ, послужило ему на пользу.
Демократичные кухонные натюрморты стали отличительной чертой художественной школы Роттердама. 239). Получилось новое искусство, но со старыми, как мир, сюжетами. В первую очередь это прослеживается в изменении передачи цветового настроения. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р.
Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. Свои течения существовали в каждом жанре. Он опустился без сил. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»).
Вот таким образом голл.
Коричневый цвет сближает поджаристую булку, орехи и копчёную селёдку. Учителями Рембрандта стали голландские художники Якоб ван-Сваненбюрх и Питер Ластман. 1837), Лодевейк Аполь (р.
Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, – Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года. Может быть, вот таким образом в дальнейшем в этой стране можно насчитать столь большое количество художников, причем именно голландских художников. Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов.
Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте.
Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. Строже и спокойнее становится его палитра. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. 1824) и Христоффель Биссхоп (р. Таким же частично успешным оказался и фантастический триллер «Невидимка» (2000), после выхода которого Верховен взял шестилетнюю творческую паузу.
Поселившись в местечке Нюенен, он становится живописцем голландского крестьянства. Теперь, в самом конце его, Брейтнер пишет заснеженную улицу в центре большого города. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива.
Мы как бы обитаем в картине, движемся, заглядываем вглубь, поднимаем голову, чтобы измерить глубину неба. Политические и социально-исторические условия в этой стране были более благоприятными. В целом голландскую школу называют жанровой. Особое место в его творчестве занимают женские образы: «. Он пишет портреты то на зеленом, то на желтом фоне, подчас покрытом декоративным узором.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. Винсент писал брату: «В ней (картине) я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду» (Ван Гог, Письма, М. -Л., 1966, стр.
Но, пожалуй, ни в одной из них этот интерес не был таким исключительным, как в Голландии. Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем. По бытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р.
Он родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. В XV-XVI вв.
Лоррену и др. Голландия до XVII века не выделялась обилием национальных художников. Хотя во всей его философии господствует идея Бога, церковники обвиняли его в атеизме.
Да и кажущийся новичком в этих делах кавалер не так уж неопытен и безгрешен. Теперь это живопись толпы, гражданина, человека труда. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии.
Однако такие общества, носившие название гильдий св. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»).
Это было одной из причин того, что границы стирались, школы смешивались, художники теряли свое национальное лицо. Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином.
С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632). Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс.
Крупнейший представитель импрессионизма в Голландии Жорж Хендрик Брейтнер (1857–1923) в одной из самых известных своих картин «Дворцовая улица в Амстердаме» (Амстердам, Рейксмузеум) обращается к теме, неоднократно привлекавшей художников, — изображению города зимой. Указанные особенности Г. живописи заметны еще в начальную ее пору — в то время, когда она развивалась нераздельно с фламандскою школой. Черные глаза женщины горят тревожно и скорбно. В 1640-х гг.
Напрасно было бы искать у них строгой преемственности известных эстетических принципов и технических правил не только в смысле академического стиля, но и в смысле усвоения учениками характера их учителей: за исключением, быть может, одних лишь учеников Рембрандта, более или менее близко следовавших по стопам своего гениального наставника, почти все художники Голландии, едва только проходили их ученические годы, а иногда уже и в эти годы, начинали работать по-своему, сообразно тому, куда влекла их индивидуальная наклонность и чему научило непосредственное наблюдение природы. Оно любило показывать природу такой, какая она не бывает в действительности. Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе. 1852) и Валли Мус (р.
Во Фландрии, где наблюдалось похожее пробуждение, наоборот, уже чувствовалась уверенность и стабильность, которой пока не было в Голландии. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селёдка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег.
Конечно, многие шедевры уже давно увезены за ее пределы. Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир. Большинство его пейзажей посвящены природе родных Нидерландов, но он писал и дубовые леса Германии и водопады Норвегии. корифеям французской школы.
К нему относится, в частности, ряд интереснейших произведений раннего, «голландского» периода творчества художника во главе с «Едоками картофеля» (1885). народа над угнетавшими его испанцами.
Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художники мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750). Голландские мастера любили сопоставлять предметы так, что бы показать особенность и привлекательность каждого. Потребность в роскоши порождала настойчивую потребность в искусстве.
Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, поваленные бурей деревья, опадающая осенняя листва и молодая поросль. Картина выделяется среди других произведений с подобной тематикой своим смелым колоритом, выдержанным в чистых желтых, красных, черных и белых цветах и яркой выразительностью образов.
Это только начало, зародыш школы, самой школы еще нет. Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. При неустойчивом политическом равновесии все зависело только от случая. Годы жизни Спинозы совпали сначалом эпохи Нового времени.
В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции. Есть много талантливых художников. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе).
В других источниках указывается количество 600. Все предметы чинно расставлены на столе. Его принято считать самым загадочным персонажем в эпоху расцвета голландской живописи, так как, будучи известным при жизни, он утратил интерес к своей персоне уже менее чем через полвека.
Сам такой же нищий, как и они, он полон к ним глубокого уважения. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Это одновременно и справедливо и неправильно.
К сожалению, произведения примитивных Г. живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала разбивателей икон (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо). Такое построение придало изображению живость и естественность.
Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. В центре, на самом почётном месте, восседает дородный командир роты с бокалом в руке. Большое место здесь занимают работы голландских художников. Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном. Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов.
Если отнять у голландского искусства то, что можно назвать честностью, то вы перестанете понимать его жизненную основу и не сможете определить ни его нравственного облика, ни его стиля. Эмануэл де Витте«Рынок в порту». Если в XVI веке насмехались над алхимиками, в XVII веке видное место заняли изображения кабинетов, где работают богословы, ботаники, астрономы— теперь уже без едких намёков на насмешки. 1826), Тереза Шварце (р.
Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). В развитии голландской живописи это был критический момент. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. За всем происходящим зорко следит «почтенная маменька» (возможно и участливая сводня). «Едоки картофеля» — крестьяне, которые ужинают при неверном свете керосиновой лампы. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. Это Ян Стен (1626— 1679), Питер де Хох (1629—1684), Герард Терборх (1617—1681), Биллем Хеда, Питер Клас и др.
Очень одаренный рано умерший Ваутер Йоаннес ван Троствейк (1782–1810) был автором картины «Ворота Рампортье в Амстердаме» (1809, Амстердам, Рейксмузеум). Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Ему удалось сделать «будничное — поэтическим, тривиальное — возвышенным, самым незначительным деталям придать редкую одухотворённость» (В. Н.
Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. В некотором роде Гоген был более приземленной личностью, нежели В, ан Гог. В этой низменной стране (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость.
1857). Очень выразительно изображено небо. Виллем Бейтевег умер в возрасте 30 лет и в дальнейшем голландский офорт развивался без него. Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха.
Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Всякий местный художник, удовлетворявший требованиям нравственного ценза, принимался в гильдию по предварительном удостоверении в его способностях и познаниях или на основании уже приобретенной им известности приезжие художники допускались в гильдию в качестве временных членов, на срок пребывания их в данном городе. Наконец, как на особенность голл.
Она стоит у истоков бытового жанра XIX века. Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план. Кроме этого – общественная жизнь, гражданские церемонии, банкеты.
Частично «реабилитроваться» режиссеру удалось, сняв фантастический боевик «Звездный десант» (1997).
Так, в «Портрете почтальона Рулена» (Музей Крёллер- Мюллер) по ярко-зеленому фону разбросаны букеты цветов. Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Типические черты чем-либо отличившихся соотечественников, физиономии простых голландцев и голландок, шумное веселье простонародных праздников, крестьянские пирушки, сцены деревенского быта или интимной жизни горожан, родные дюны, полдеры и необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, хижины, приютившиеся у опушки буковых или дубовых рощ, селения на берегах рек, озер и грахтов, города с их чистенькими домами, подъемными мостами и высокими шпилями церквей и ратуш, гавани, загроможденные судами, наполненное серебристыми или золотистыми парами небо — все это, под кистью голл. Будучи сыном пастора, Ван Гог, как и его брат, пошли по стопам отца.
На его счету также работа комиссионером и различные переезды. Создатель таких картин, как: фантастический боевик «Робокоп» (1987), собравший в прокате более 50-ти миллионов долларов, супербоевик «Вспомнить все» (1990) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Муж и жена были верными друзьями ван Гога, когда он жил в Арле, на юге Франции. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины Неправый суд императора Оттона, находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533).
Показательно, что в этой картине нет сюжета. На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век. Все это и привело к созданию собственного искусства, которое прославило, одухотворило и выразило внутреннюю сущность голландского народа. Наибольший успех ожидал культовый триллер «Основной инстинкт» (1992), главные роли в котором исполнили Шэрон Стоун и Майкл Дуглас. 1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост Длинным Петром (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469.
В общем, были серьезные причины, чтобы Фландрия вторично стала великим очагом искусства. В гарлемском Музее Франса Хальса есть «Интерьер со спящим мужчиной и женщиной, штопающей чулки».
Из коричневой теплой мглы свет выхватывает их лица, руки, скудную еду на столе. Рембрандт ван Рейн – великий голландский художник и гравер. 1836). Первыми этюдами в характерной цветовой гамме были: «Мост через Сену» и «Портрет папаши Танги». На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу.
Пожилая дама стелит постель. Он хочет передать в своей большой картине все, что понял и знал о их жизни. В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Но присмотритесь их порядок кажется слегка нарушенным.
Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи. Вот таким образом надо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой. В работах начинают преобладать мазки насыщенно желтого цвета, а также голубое «сверкание».
Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная. Таким образом, частное собрание В. ван Гога (племянника) в Ларене превратилось в государственный Фонд ван Гога (входящие в него картины обычно бывают выставлены в Городском музее Амстердама). Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер.
Творческая зрелость ван Гога (1886–1890) проходит во Франции. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом. Подобный преимущественный интерес к собственному наследию характерен для музейного собирательства в целом ряде европейских стран, переживших эпохи блестящего расцвета искусства (Италия, Испания, Франция, Бельгия). Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном. Она показывает принесённую с базара рыбу в начищенном до зеркального блеска латунном ведре.
После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом.
Пол Верховен – знаменитый голландский режиссер. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям. Там он поступил на учение к Питеру Ластману, ставшему для него настоящим наставником.
Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Лазарев). Особенно богата новейшая голл. Эта композиция очень отличается от других картин. Настойчивый, подчеркнутый ритм мазков передает напряженное движение, царящее в природе кажется, что дорога движется вперед, что кипарисы, как черные факелы, устремляются вверх и в небе вокруг светил кружатся сияющие вихри.
Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством. Затем следует заметить, что большинство голл. Это особенно очевидно в написанном с натуры подготовительном ее варианте из Музея Крёллер-Мюллер (окончательный вариант ван Гог сделал по памяти).
Творчество развивалось по определенным схемам. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Прежде всего, бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки.
1585-1666 гг. ). Это прежде всего касается принадлежащих им произведений голландских художников XVIII–XIX веков, а между тем в амстердамском Рейксмузеуме и в Музее Франса Хальса в Гарлеме они занимают заметное место. Возникший таким образом музей официально носит ее имя, но посетители часто называют его иначе: «Музей ван Гога».
В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля.
Его картины – это образы народного сатирического эпоса изображения природы и быта деревни. С тех пор многогранная природа изображаемых вещей уступила место ощущению пространства и атмосферы воздушной дымки, которые передавались с постепенно нарастающим монохромным использованием цвета. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ.
Эрмитаже). Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). В ней необычно яркий и тревожный свет.
Прямыми наследниками Я. в. д. В первую очередь, чтобы создать впечатление глубины, далей, простора, мастер не пользуется традиционными приёмами — кулисным построением, отступающими планами.
ведущим в голландской живописи был бытовой жанр. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Там было более гибкое и терпимое правительство, традиции и общество.
«Дорога с кипарисами и звездой» была написана в мае 1890 года, за два месяца до смерти художника. Этого человека можно назвать уникальной в своем роде и гениальной личностью. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. мастеров, проникнутых любовью к отечеству и национальной гордостью, превращается в картины, полные воздуха, света и привлекательности.
живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций. Необычный темный колорит картины восходит к реальным впечатлениям.
Меняетсяобразныйстрой картин. Саймон Питерс Верелст пишет немецкого принца Руперта в манере аристократа-интеллектуала французского образца игнорируя и его жестокость и воинственность и безнравственность. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Но как различны при этом их форма и фактура. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком.
Это исчезает в поздних портретах. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку. Яркие представители художественного искусства стали появляться в стране в семнадцатом веке. В их украшении исправлении.
Однако она связана не только с прошлым, но и с будущим. Девушка, вероятно, собирается на свидание. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Один из шедевров художника — картина «Бокал лимонада».
Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Такой формат, рассчитанный на особый принцип рассматривания и вживания в картину, оказался наиболее благоприятным и эффективным для сцен реального быта. » (Е. И. Одна из самых знаменитых его картин – Ночной дозор, картина слывет загадочной.
Оно занимает большую площадь – целых две трети холста. Весьма значимым представителем нидерландской живописи был Ян Вермеер. В своей переписке с Тео он называет их просто «картина», видя в ней итог жизненного и творческого опыта, накопленного им на родине. Гроб и Легенда о костях св. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного – тоже. Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность.
Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска. В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека.
Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Во Фландрии уже были художники, которые сформировались или были близки к этому. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. Там же выставлен и портрет жены Рулена, названный самим художником «Колыбельная».
Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). др. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. Снятая Верховеном вслед за этим эротическая драма «Шоугелз» (1995) полностью провалилась в прокате.
По сравнению с ним мысли и чувства, отраженные в пейзажах XVII века, оказываются значительно более отвлеченными и обобщенными. Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голланд. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри.
«Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. В 1640-1660-х гг. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы.
Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк. Часто в этих картинах символически передаются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяволом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб. Последний ослепляет своей яркостью и смелыми мазками. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Всвоем творчестве оносуществил синтез научных идей эпохи Возрождения сгреческой, стоической, неоплатонической исхоластической философией.
«Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Вибаута (1932, Амстердам, Городской музей) работы Яна Слёйтерса (1881–1957)— слышится отзвук старой, но живой национальной культуры.
Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору. Получили распространение посещения анатомических театров. Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского.
Здесь продолжают писать тихие интерьеры, умело построенные, тщательно исполненные пейзажи и городские виды. Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции. Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Он является создателем национального голландского пейзажа. Естественно они изображены за дружным застольем.
На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Картина — шедевр де Витте. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др.
Это требует от художника большой аккуратности, твердой руки, глубокой сосредоточенности, чтобы добиться концентрированного воздействия на зрителя. Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. Как и в Италии, в Нидерландах появилось множество местных художественных школ, отличавшихся оригинальностью и своеобразной манерой. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт.
Сюда не проникают шум и суета городской жизни. В ней отображено невероятное множество тонких чувств – радость от возвращения потерянного, потрясение, всеобъемлющая родительская любовь, но при этом и горечь потерь, унижения, стыда, раскаяния. В небо, судорожно изгибаясь, уходят вершины темных, почти черных кипарисов.
В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Не обращая друг на друга внимания, торопливо снуют по ней прохожие. Так, относительно древнейшего из голл.
Художник не стремился потворствовать вкусам буржуазной публики, вот таким образом его произведения, не имевшие успеха у современников, продавались за гроши. Светлой – привержены рисовальщики, темной – колористы. Но эти картины, простые по композиции, поражают цельностью, гармоничностью и лиризмом их образы привлекают естественностью и спокойной поэтичностью. Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку. Второе отличительное свойство голл. Одинаково ненавидели его и христиане.
В основу картины положено восприятие одного из них. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. В 1964 году государство приобрело огромное собрание картин и рисунков ван Гога, принадлежавших его племяннику — сыну того самого «брата Тео», к которому обращены его знаменитые письма. Он написан в начале XIX века Вейбрандом Хендриксом (1744–1831).
1921). Рейксмузеуму принадлежат такие известные вещи, как написанный в 1888 году «Автопортрет за мольбертом» и «Комната ван Гога в Арле». В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании.
Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480.
Искусство Халса глубоко демократично: на его портретах мы можем увидеть аристократа, зажиточного горожанина, ремесленника и даже человека из самых низов.
Жест правой руки стоящей за спиной «маменьки» явно намекает на скрытые прелести молодой дамы. Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. В том же музее среди многочисленных этюдов исполненных в эпоху работы над «Едоками картофеля», выделяется замечательная «Голова старой крестьянки в коричневом платке».
Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы – к горизонту. Большинство жанровых композиций отличается спокойной повествовательностью и отсутствием драматизма. Здесь не было возможности останавливаться на них.
Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму. Договора, подписанные с Испанией, дали Голландии свободу и укрепили ее положение.
«Хозяйка и служанка» — одна из лучших картин художника. Это остро чувствуют и сами голландские коллекционеры, недаром они приобретали так много его работ. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения. Без нее были бы немыслимы даже такие, казалось бы, космополитические, лишенные местных корней вещи, как геометрические абстракции Пита Мондриана (1872–1944) и залитые бурными потоками красок абстрактные композиции Кареля Аппеля (род. Среди них есть искусные мастера, несколько больших живописцев. Разность между характерами, неуверенная позиция Винсента, который считал, что его живописные манеры «по-сельски скотские», рождала споры. Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции.
1831). Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист.
1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. 1832). Именно тот обучил юношу гравюрному искусству в той мере, которую ее могут наблюдать современники. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638).
1877) из Музея Бойманса — ван Бёнингена, в портрете судьи Ф. -М. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. О вкладе Бейтевега в голландскую гравюру свидетельствуют интерес к его произведениям Сегерса и Рембрандта. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Влияние Рембрандта привело к распространенному использованию мягкой светотени золотистого цвета.
.