История избиения младенцев настолько трогательна, что ей посвящено множество картин, потрясающая и трагическая колыбельная неизвестного автора начала XIV века Coventry Carol, которую Вифлеемская мать поёт своему ребенку, зная о его гибели. Картина Питера Пауля Рубенса "Избиение младенцев" посвящена не только событию гибели невинных младенцев, но и рождению, приходу на Землю Иисуса Христа – Мессии, совершившего революционный переворот в человеческом сознании, поэтому и пользуется такой популярностью. Ему принадлежит целая серия рождественских картин: «Перепись в Вифлееме», «Бегство в Египет», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев». Избиение младенцев — картина Питера Брейгеля (Старшего) написана между 1565 и 1567 годом.
Картина Питера Пауля Рубенса "Избиение младенцев" посвящена не только событию гибели невинных младенцев, но и рождению, приходу на Землю Иисуса Христа – Мессии, совершившего революционный переворот в человеческом сознании, поэтому и пользуется такой популярностью.
Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. Священное писание повествует о том, как Ирод Великий взбесился, когда услышать благостную весть о рождении Христа. Ужасную трагедию видим мы на фреске Джотто «Избиение младенцев», находящейся в церкви Капелла дель Арена в Падуе. Один из воинов, обращая лицо к Ироду, уже готов приступить к исполнению приказания. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода.
Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Группа женщин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду. Этот сюжет часто использовали в своих картинах художники эпохи Возрождения. Джотто – это уникальный художник, которому многие пытались подражать. Но не надолго.
Спокойно и равнодушно взирает он с балкона дворца на это кровавое злодейство. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Еще ряд деталей позволяет легко отличить возвращение из Египта от бегства в Египет. Согласно Евангелию от Матфея (Мф 2:1-12), царь Ирод, узнав от волхвов, что в Вифлееме родился младенец, которому предназначено стать Царем Иудейским, приказал уничтожить всех младенцев в возрасте до двух лет, рожденных в этом городе. Это влияние чувствуется в картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто.
Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г. Никола Пуссен). Однако Святое Семейство бежит в Египет. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно ярче и драматичнее – порой с леденящими душу подробностями (Маттео диДжованни, особенно картина 1482 года) – само избиение младенцев и отчаяние их матерей. Но тщетно.
Полотно изображает известное библейское событие — истребление младенцев царем Иродом. Джотто (1266-1337) совершил революцию в западном искусстве и многие критики по праву считают его первым европейским художником, работы которого воспевали Данте, Петрарка и Бокаччо. Эта евангельская история редко встречается в раннем христианском искусстве. Как страшны лица воинов, пытающихся силой отнять у матерей их детей. Художник не желает изображать кровавую сцену самого избиения, а даст лишь намек на него. Зимний день.
Вырваться из неё никак нельзя, запереться и спрятаться в домах – невозможно. Часто присутствует сам Ирод – он наблюдает либо с балкона (Джотто), либо со своего трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни). Но, окружённые всадниками, оказываются в ловушке. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Подразумеваемые персонификации таковы: Гофолия олицетворяет Ирода, Иоас – Иисуса Христа. Здесь изображены пророки и царь Соломон с корреспондирующими данному событию текстами.
Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии. Убитые горем матери пытаются спасти своих детей. Решительным жестом один из воинов направляет шпагу в младенца на руках одной из матерей.
Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Толпа женщин с распущенными волосами (знак печали) с детьми на руках ожидает своей участи. Рама – небольшой городок в пределах колена Вениамина.
А количество маленьких трупов продолжает расти. Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. Закрытые двери выбивают тараном. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Ирод узнает, что младенца Иисуса нарекают Царем Иудейским.
Покорно выполняет он этот страшный приказ. Их патетической взволнованности противостоит фарисейское спокойствие приспешников Ирода. Абсолютно по-другому трактуют этот эпизод художники Возрождения. Земля устлана телами убитых младенцев (Маттео ди Джованни). Люди беззащитны и беспомощны, они мечутся по площади, пытаясь спасти своих детей.
Нигде в других картинах западных художников эта аналогия не проводится. В построении пространства, в пластике фигур заметно влияние Никола Пуссена, таких его произведений, как Сбор манны (Париж, Лувр) и Похищение сабинянок (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Золотая легенда из которой многие художники черпали литературную программу, сообщает, что Святое семейство пробыло в Египте семь лет и теперь Иисус уже не младенец, а отрок – он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии. Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет». Лишь одной женщине удалось выбраться из ужасного рокового кольца.
Третье явление ангела Иосифу во сне (третий сон Иосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличить от подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям, вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия). Опасаясь за свою власть, он стремится убить Иисуса. Далее, значение имеет возраст Иисуса. Основным мотивом создания картины послужило, вероятно, желание художника дать ответную реплику на одноименное произведение Шарля Лебрена 1647 г. (Далич, Картинная галерея колледжа).
Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет" (Матфей 2:16, 2:18). Так, Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле. О бесчинствах Ирода Священное семейство предупредил ангел. Всадник уже пришпорил коня и устремился за ней в погоню.
Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце. Картина является одной из самых сложных по композиции в творчестве Бурдона. Что касается типологических аспектов избиения младенцев, то они ярче всего раскрылись в Библии бедных.
Прорванный круг будет замкнут. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет. Евангелия говорят: "Тогда Ирод.
Пророчество, поясняет от себя евангелист, сбылось. (Именно такую одежду носили кавалеристы на испанской службе. ) Всюду царит страх. Но мозаика церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в. ) уже изображает Ирода в нимбе (знак царского величия), сидящего на троне и жестом правой руки отдающего приказ стоящим возле него воинам умертвить младенцев. На всадниках – красные мундиры. Но солдаты безжалостны им чужды человеческие чувства.
Напомним вкратце суть дела. Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору.