Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно ярче и драматичнее – порой с леденящими душу подробностями (Маттео диДжованни, особенно картина 1482 года) – само избиение младенцев и отчаяние их матерей. Но, любое явление искусства следует рассматривать в контексте исторического развития. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит» (Мф. Скульптура переживает расцвет особенно в готику.
Встреча Марии и Елизаветы, статичная форма, рассказ на полочке, фигуры объединены (и эмоционально тоже), есть пространственная глубина. Джованни Пизано (ок1250-ок1315г), сан Николо, продолжает дело отца, во многом сочетает новое с готикой. Понятно, что столько детей «от двух лет и ниже» просто не могло быть в маленьком Вифлееме и его окрестностях. Тоже 8гр, но изменяется характер рельефов, все более взволнованно. Но именно такой была их дорога в Царство Небесное. Далее, значение имеет возраст Иисуса.
Эта евангельская история редко встречается в раннем христианском искусстве. Краски нанесены широко и свободно, тем самым, усиливая линейный ритм и динамику. Есть опорные колонны, но часть заменяется круглой скульптурой, центральный столб заменяется сросшимися скульптурами 3х добродетелей (Вера, Надежда, Любовь).
Итак историю эту мы знаем из одного из четырех Евангелий — от Матфея. Леонардо да Винчи, например, писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий». Джотто (1266-1337) совершил революцию в западном искусстве и многие критики по праву считают его первым европейским художником, работы которого воспевали Данте, Петрарка и Бокаччо.
С современной точки зрения, его живопись может показаться несколько упрощенной. После этого Иоаким поспешил в Иерусалим. В 1285г приехал в Сиену, где стал главным архитектором собора (тут уже все успокоено), а ок1300г вернулся в Пизу. Расширялись связи, новые черты и стили распространялись активно, но усваивались не равномерно – у каждой школы была своя специфика. Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Gza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию10.
Прорванный круг будет замкнут. 1280) Чимабуэ. Пилоны фасада, 1321-1330е. Есть готический натурализм, но есть и точность анатомической передачи, внимание к деталям (жанровый характер трактовки религиозных сюжетов).
На картины изображены: переживающие горе Никодим и Иосиф Аримафейский, Мария Магдалина, несколько женщин в отчаянии и оплакивающие смерть Спасителя ангелы. Джотто – это уникальный художник, которому многие пытались подражать. Ко второму подвигу мученичества относятся те случаи, когда человек не выбирает «жизнь или веру», принимает страдания потому, что кому-то в религиозных или политических целях необходимо убрать своих оппонентов. В документе указано, что это работа выполнена Джотто. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно ярче и драматичнее — порой с леденящими душу подробностями (Маттео диДжованни, особенно картина 1482 года) — само избиение младенцев и отчаяние их матерей. Некоторые учёные считают, что история— придуманное исполнение древнего пророчества.
Отсюда становится ясно, что число это имеет символическое значение. Но, окружённые всадниками, оказываются в ловушке. Но не надолго. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников.
Всадник уже пришпорил коня и устремился за ней в погоню. Сами рельефы не плиты, а выгибающиеся – кафедра почти круг. Это женские обнаженные фигуры. Пророчество, поясняет от себя евангелист, сбылось.
На правой стороне Гофолия, мать Охозии, стоит в царской короне и отдает приказание избить всех сыновей царя палач исполняет приказание тут же сестра Охозии с малолетним Иоасом на руках, единственным спасшимся потомком Давида. Прежде, живопись была строго функциональна (и вот таким образом ритуальна). Рама — небольшой городок в пределах колена Вениамина. С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства. Покорно выполняет он этот страшный приказ. Символика, очевидно, такова: Саул есть Ирод, Давид – Христос, священники – дети, умерщвленные Иродом.
Рассказ дробный, нет монументальности, но хорошее чувство ритма и композиции (сюжеты вписываются в квадрифолии), детализированный рассказ не разрушает общее, есть четкое композиционное решение (те есть влияние Джотто, но нет его эпичности). Учился в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290), работал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме. Картины художника наполнились разнообразными эмоциями. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы—места захоронения Рахили (1Цар. 10:2) и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. Ноаким и Анна были благочестивыми людыми, однако их брак долгое время оставался бездетным. Среди них Валерио Кастелло, Питер Брейгель, Никола Пуссен, Рубенс.
Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Италия. Джотто был известен также как архитектор — создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г. Никола Пуссен).
Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. Очевидец этого события пророк Иеремия изображает его как плач Рахили — праматери отводимых в плен, будто на смерть: «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих ибо их нет». Характерны резкие повороты и угловатые очертания. Всего 28 барельефов, каждый окружен готическим сложным квадрифолием. Ирод отсутствует, что, вообще говоря, вытекает из евангельского рассказа: Ирод отдал приказ в Иерусалиме, а избиение младенцев произошло в Вифлееме.
Художник не желает изображать кровавую сцену самого избиения, а даст лишь намек на него. С той же новостью небесный посланник навестил и жившего в изгнании Иоакима. Хотя они сделались мучениками бессознательно, но это произошло по Промыслу Божию. Линеарное начало. Именно сюда ведут зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены.
Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет. Нигде в других картинах западных художников эта аналогия не проводится.
В начале 14 века Джотто посетил Рим. Джотто поднимается до вершин классической красоты. Мазаччо подобен Джотто.
Вся Италия на готическом пути, но Флоренция преобразовывает готический опыт, создает новый язык, есть возможность для развития. Дань уважения Джотто отдавали многие деятели эпохи Возрождения. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер. 1:15) и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. Последний исполнил этот сюжет для религиозного братства Сан Рокко, которое под патронатом этого святого взяло на себя заботу о жертвах чумы. Все здесь не монументально, а деликатно и мелко. Но солдаты безжалостны им чужды человеческие чувства.
Сцены стали массовыми, живописность, экспрессия, стиль более драматичный, но сухой (есть некая графичность). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. Иуда вытягивает губы, чтобы поцеловать Иисуса.
Земля устлана телами убитых младенцев (Маттео ди Джованни). Земля устлана телами убитых младенцев (Маттео ди Джованни). Можно даже сказать, что у него последовательно неклассический стиль. Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря. Так, Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле.
Так, персонажи святых (как было принято в иконописи), снабжены нимбами, свидетельствующими об избранности. Некоторые ученые считают, что история— придуманное исполнение древнего пророчества. Ангелы будят заспавшихся волхвов, а то они пропустят момент богоявления (ангел прямо потрошит бородатого волхва), много уже эмоциональных подробностей (но они вообще то характерны для готики).
Ведь по-гречески «мученик» — «свидетель». Капелла Скровеньи аллАрена. В ответ на это Христос смотрит ему прямо в глаза пристальным и многозначительным взглядом. Один из воинов, обращая лицо к Ироду, уже готов приступить к исполнению приказания. Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей.
Выбор сюжета для здания братства был продиктован убежденностью, что невинно убиенные в Вифлееме младенцы сродни жертвам «черной смерти». По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Рассказ начинается с истории Иоакима и Анны, родителей Девы Марии.
Еще ряд деталей позволяет легко отличить возвращение из Египта от бегства в Египет. Это обстоятельство во многом определило роль Джотто как родоначальника новой живописи в Италии, поскольку на протяжении нескольких столетий именно фреска (за исключением Венеции с ее сырым климатом) считалась своеобразным индикатором, показывающим степень одаренности художника, остроту его глаза и твердость руки, т. к во время работы нет возможности исправлять возможные ошибки (фреска предполагает нанесение разведенных в воде красок на влажную штукатурку). Фреска. Осия: «Поставляли царей сами, без Меня» Иеремия: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание» Давид: «Отмщение за пролитую кровь рабов Твоих» Соломон: «Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом». Так, Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле.
В конце концов, Иоакиму пришлось покинуть Иерусалим. Золото иногда помогает выделить первый план. «Золотая легенда» из которой многие художники черпали литературную программу, сообщает, что Святое семейство пробыло в Египте семь лет и теперь Иисус уже не младенец, а отрок — он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии.
Герои Джотто объемны, полны жизни, что, при этом, не умаляет их божественного величия. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Этот сюжет часто использовали в своих картинах художники эпохи Возрождения. Люди беззащитны и беспомощны, они мечутся по площади, пытаясь спасти своих детей.
«Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения», писал Петрарка. Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. Некоторые учёные считают, что история— придуманное исполнение древнего пророчества11. Это влияние чувствуется в картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто. Для своего времени, Джотто был великим новатором.
Готика здесь уже доминирует. Третье явление ангела Иосифу во сне (третий сон Иосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличить от подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям, вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия). Это влияние чувствуется в картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто.
И вот таким образом он решил действовать по методу зондеркоммандо, путем массовой зачистки. Волхвы прибыли в Святую Землю, которая тогда не была еще «святою» и, поскольку астрологические знаки предвещали рождение нового Мессии-Царя, пошли в царский дворец, руководствуясь понятной логикой. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения.
Подразумеваемые персонификации таковы: Гофолия олицетворяет Ирода, Иоас – Иисуса Христа. Больше жизненной достоверности и выразительности, подробности достаточно ясно прояснены. Низкий бронзовый рельеф с декоративной позолотой. Каменный склон делит картину по диагонали, символизируя глубину утраты.
Используя ряд известных в то время приемов, вкл. Есть некоторая потеря масштабности, а вообще на скульптуру влияет живопись (Джотто). Толпа женщин с распущенными волосами (знак печали) с детьми на руках ожидает своей участи. Ирод, царь иудейский, которому скалили, что Вифлееме родился мальчик, призванный стать царем иудейским, приказал истребить всех младенцев в возрасте до двух лет, родившихся в этом городе и его окрестностях.
Для современников, его произведения стали редким откровением. Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г. Никола Пуссен). Родом из Колле да Веспиньяно в Тоскане. Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небесное.
Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Их патетической взволнованности противостоит фарисейское спокойствие приспешников Ирода. 2:17). Часто присутствует сам Ирод – он наблюдает либо с балкона (Джотто), либо со своего трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).
Их было, как указывает византийская традиция, 14 000. «Испытание огнем» — одна из них. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. Для него характерна повествовательность и проработка мелких деталей. По преданию их было 14 000.
Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников13. При этом, часть византийских канонов была сохранена. Кафедра собора в Пизе, Джованни, 1301-1310г. В ответ из гробницы послышалось рыдание. Джотто был решительным реформатором живописи.
Еще ряд деталей позволяет легко отличить «возвращение из Египта» от «бегства в Египет». Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». До него, в живописи царствовала плоскость, пространство картин стало объемным.
Изначально его двери были на востоке. Она действительно далека от полного реализма. В первом случае мученику предлагается отречься от Христа и продолжать жить без Него на земле и в загробной жизни или с Ним, пострадав за Него: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32). Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии. Рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям.
Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308). Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии. Что касается типологических аспектов избиения младенцев, то они ярче всего раскрылись в «Библии бедных».
После пожара она была разобрана и собрала только в 20в, там появились «лишние» плиты. Диапозитив или репродукция фрески Джотто «Поцелуй Иуды» – один из самых трогательных образов человека, созданных Джотто. Пейзаж выглядит символистическим.
Тур в Италию дает уникальную возможность ознакомиться с творчеством предтечи ренессансного искусства —Джотто ди Бондоне. Это был первый в истории итальянской (и всей западноевропейской) живописи художник, отошедший от традиций средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. Таких деталей еще не знало искусство Италии предшествующего периода. Для большей безопасности он и повелел предварить время на два года». Здесь изображены пророки и царь Соломон с корреспондирующими данному событию текстами. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. Чем-то все это напоминает миниатюрные картинки, плоский рельеф, все сены разделяются лозами на квадраты, но появляется картинный принцип, рельеф как самостоятельная картина (появляется живописный рельеф), ковровое мышление. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит» (Мф. Но тщетно.
Толкователи не уверены точно, что волхвы тогда углядели, так что будем именовать сие событие для простоты «вифлеемской звездой», как нас учит великая Википедия. Нигде в других картинах западных художников эта аналогия не проводится. 2:17). Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении.
Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына. ». Под «греческим» Ченнини подразумевал формальныевизантийские каноны, являвшиеся общепринятыми художественными аксиомами в средневековой Европе. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Подразумеваемые персонификации таковы: Гофолия олицетворяет Ирода, Иоас — Иисуса Христа. Спокойно и равнодушно взирает он с балкона дворца на это кровавое злодейство.
Аллегории Силы Геракл), Умеренности и Веры (женщины). Часто присутствует сам Ирод — он наблюдает либо с балкона (Джотто), либо со своего трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни). Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Далее, значение имеет возраст Иисуса. Здесь можно ответить относительно их земной участи. На всадниках – красные мундиры.
Готика, раннее Возрождение. В нижней части порталов от Сотворения Адама и Евы до Суда. Третье явление ангела Иосифу во сне (третий сон Иосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличить от подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям, вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия). Благодаря этому, ее образ выглядит более земным. Абсолютно по-другому трактуют этот эпизод художники Возрождения. Царь Ирод Великий, узнав о новорожденном Царе Иудейском (по пророчеству — появившемуся на свет в Вифлееме) и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2:16).
Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет». На левой стороне – Саул, в царском венце, сидит на троне со скипетром в руке перед ним Доик убивает священников, давших Давиду священного хлеба. Решительным жестом один из воинов направляет шпагу в младенца на руках одной из матерей.
Момент его встречи со своей женой (эта встреча произошла у Золотых Ворот, ведущих в город) и запечатлел Джотто на своей фреске. Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме. Первое упоминание об этой работе относится к 1418 году.
Лоренцо Майтани, 1275-1330г, сиенская школа. Вырваться из неё никак нельзя, запереться и спрятаться в домах – невозможно. Рама – небольшой городок в пределах колена Вениамина. Но поскольку посланный Богом ангел им сказал тихим голосом: «не ходите больше к Ироду, не надо», к себе домой они пошли обходной дорогой, не заглядывая в столицу, где Ирод их ждал с новостями в высокой башне, считая дни. Зимний день. Вот таким образом, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф. 2:16), эта территория включала в себя и Раму.
Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV — XVвеков отметивший, что он «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным». 2:17). В глубине, подобно заграждению, застыли закованные в латы всадники с грозно торчащими копьями. Уже 10гр, уже почти круглая композиция, колонны опираются на львов (те терзают ланей или овец), вроде через 2, на «аттиковой зоне» почти нет разделений (уже не готический трилистник, а скорее волюты).
Пророчество, поясняет от себя евангелист, сбылось. Группа женщин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду. Он жил на столетие позже.
Итальянский художник, основоположник проторенессанса. Южные двери флорентинского баптистерия, 1330-1336 (с другой стороны двери Гиберти – Золотые врата). В некоторых квадрифолиях помещаются консольки-опоры. Профиль Иисуса отличается соразмерностью пропорций античной скульптуры. Позы и жесты окружающих тело Христа фигур, подчеркивают эмоциональное состояние. Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей12. Еще спустя век с небольшим, в 1919 году, она была перемещена в галерею Уффици, где хранится и сейчас, деля зал, в частности, с не менее знаменитой «Мадонной Святой Троицы» (ок. Но есть и внутренний пафос, драма.
Закрытые двери выбивают тараном. Проникновенный взгляд Христа раскрывает глубочайшие недра человеческой души. Избиение младенцев – верх эмоционального напряжения, выражение насилия, сгусток трагедии. К флорентийской школе относятся: Андреа Пизано, Нино Пизано (сын), Андреа Орканья, Нанни ди Банко, Никколо ди Пьетро Ламберти. В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное» и следовал в своих изображениях природе.
После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит» (Мф. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона. Скончался Джотто ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции. Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Gza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию. Абсолютно по-другому трактуют этот эпизод художники Возрождения. Колорит картин художника строг и целостен.
угловые ракурсы и упрощенную (античную) перспективу, емуудалось придать пространству иллюзию глубины и ясности композиции. Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Внизу христианские добродетели и пороки, вверху цикл Крестителя.
Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек — твой благодетель. ». Здесь изображены пророки и царь Соломон с корреспондирующими данному событию текстами. Сначала работал вместе с отцом (Перуджа), первая самостоятельная работа – декорация (скульптура) пизанского (Пиза) баптистерия в 1280х (впервые монументальная скульптура органично включена в архитектуру), он был во Франции (есть влияние французской готики). Лишь одной женщине удалось выбраться из ужасного рокового кольца. Падуя.
Многообразие примеров мученичества можно условно разделить на две группы: мученичество выбора и мученичество по необходимости (без вариантов). Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Евангельские сюжеты «Бегства в Египет» и «Избиения младенцев» были широко распространены в европейской церковной живописи. Сцены из Евангелия художник изобразил с небывалой для своего времени убедительностью, превратив их в художественный рассказ исполненный драматизма. Мария облачена в простые одежды имеющими мало общего с драгоценными одеждами святых изображаемых на византийских иконах.
Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников. Кафедра Сант Андреа в Пистойе, 1301г, Джованни. Но мозаика церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в. ) уже изображает Ирода в нимбе (знак царского величия), сидящего на троне и жестом правой руки отдающего приказ стоящим возле него воинам умертвить младенцев. Среди тех ученых, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Gza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию. (Именно такую одежду носили кавалеристы на испанской службе. ) Всюду царит страх. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву.