Иванов Сергей Васильевич – знаменитый русский художник, живописец, художник-славянист. Сергей Васильевич Иванов (4 (16) июня 1864, Руза— 3 (16) августа 1910, деревня Свистуха (ныне Дмитровского района Московской области)— русский живописец. Сергей Васильевич Иванов (416июня1864, Руза— 316августа1910, деревня Свистуха (ныне Дмитровского района Московской области)— русский живописец. Сергей Васильевич Иванов (4июня1864, Руза— 3августа1910, деревня Свистуха (ныне Дмитровского района Московской области)— русский живописец. Сергей Васильевич Иванов родился 4 июня 1864 года в городе Руза Московской губернии.
Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1900) и московском Строгановском художественно-промышленном училище (с 1899). Преподавал в МУЖВЗ (с 1900) и СХПУ (с 1889). В картине художник активно использовал художественные средства композиции. Многие оставались ни с чем, а другие гибли, так и не добравшись до Сибири. Используя прием «калорированной композиции», художник максимально приблизил изображение к зрителю, как бы создав «эффект присутствия» его внутри.
Иванов, неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души». Выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья – в духе стиля модерн – почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» (Приезд иностранцев в Москву 17 века, 1901 Поход москвитян. Иванов очень много путешествовал. Карательный отряд». Картину, о которой пойдет речь, Иванов не показал даже своим близким. В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям.
С 1905 по 1909 годы художник работает над картиной «Едут. Смерть переселенца» (1889), которая принесла художнику известность, была написана в стиле раннего творчества передвижников, но отношение к происходящему уже другое. Много путешествовал по России, в 1894 посетил Австрию, Италию, Францию. Название «Расстрел» картина получила уже при советской власти3. Член ТПХВ (с 1899 см. Учился в МУЖВЗ (1878-1882 1884-85) у И. М. Прянишникова, Е. С. Сорокина в петербургской Академии Художеств (1882-84). Смерть переселенца, 1889, Третьяковская галерея).
Наибольший резонанс получили картины «Переселенцы. Здесь прожил он последние семь лет, построив по своему проекту небольшой дом и мастерскую. Эпизод 1905 года», оба — между 1905 и 1910). С 1895 года работал также над картинами на темы русской истории, трактуя их в жанровой манере («Приезд иностранцев в Москву XVII столетия», 1901 «Царь.
Острые социальные проблемы всегда занимали художника. XVI век, 1902, – оба в ГТГ). Передвижники), один из основателей Союза русских художников. Иванов, неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души». Уже на последних курсах Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам.
Сорокина, в Академии художеств (1882-1884). Зимний день, по московской улице движется парадный кортеж, во главе которого торжественно шествуют гридни (стражи) в красных кафтанах. С. В.
В этот период несколько миллионов крестьян отправились на поиски «благодатных земель» навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Причем некоторые образы написаны с оттенком иронии. Поиски Ивановым новых композиционных и цветовых решений (неожиданные композиционные ракурсы, декоративная звучность плоскостных цветовых пятен и др. ) обогатили возможности жанровой и исторической живописи.
Известность молодому художнику принесла картина «В дороге. Во 2-й половине 1880-х — начале 1890-х гг. В своих картинах «Смута», написанной в 1897 году и «По приговору веча» (1896) художник точно передает состояние возбужденной толпы в драматические моменты. Со временем он собрал любопытную палеонтологическую коллекцию, часть которой была подарена В. Д. Поленову и размещена в усадьбе «Борок».
Во время революции 1905 года он не только проявил сочувствие восставшим, но, как и В. А. Серов, создал много графических и живописных произведений на эту тему, в том числе картину «Расстрел». XVI век» (1903, Третьяковская галерея, Москва) изображающая спускающихся с горы на лыжах воинов. Название «Расстрел» картина получила уже при советской власти. На картине в экспрессивных позах предстала разбушевавшаяся толпа, чинящая свой жестокий суд над Гришкой Отрепьевым. Увлеченный жизненными темами, непоседливый, стремящийся к новым впечатлениям, его не смутило, что без конкурсной картины, он получит лишь свидетельство на звание учителя рисования. В них художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины изображая не героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Член ТПХВ (1889-1903) и Союза русских художников (с 1903, один из организаторов).
работал над жанровыми картинами (в которых большую роль играет пейзаж), рисунками и литографиями, посвященными трагической судьбе русских крестьян-переселенцев и узников царских тюрем («У острога», 1885, «В дороге. Первый сюжет, заинтересовавший художника, был связан с историей смутного времени. Иванов Сергей Васильевич (1864-1910), русский художник. В эти годы художник был связан с передвижниками, выставлял свои картины на их выставках (с 1899 по 1903 год он являлся членом Товарищества), вот таким образом дух передвижничества не мог не проявиться в композиции, посвященной Смутному времени. Миллионы крестьян начинали осваивать малозаселённые края, где сталкивались с трудностями и радостями, разочарованиями и рухнувшими мечтами. В гости», 1907 все – ГТГ).
Автор портретов (в том числе художников С. М. Волнухина, В. В. Переплётчикова, К. К. Первухина исполнены в 1880-1900-х годах), пейзажей, книжных иллюстраций – к сочинениям М. Ю. Лермонтова (изд. Так, в 1901 году он написал картину «Приезд иностранцев. В 1902 голу на выставке «Союза 36» Иванов представил картину «Царь.
серия рисунков и литографий, 1880-е годы), обращался к «арестантским» сюжетам («Беглый», 1886, ГТГ «У тюрьмы», 1888, Художественный музей, Иркутск). Однако поиск иных тем и способов выражения внутреннего состояния продолжался. 16 век, 1903 обе – там же). От этой поездки сохранилось множество рисунком и этюдов. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1878—82 и 1884—85) у Иванов Сергей Васильевич М. Прянишникова, Е. С. Сорокина и в петербургской АХ (1882—84).
16 век», 1902, — обе в Третьяковской галерее). Страстный характер Иванова, который в буквальном смысле «бросал его на баррикады», отмечали все знавшие его. Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах. О ней не знали даже близкие.
Сохранились авторские рисунки жандармов и казаков. Эпизод из 1905 года – оба между 1905 и 1910). ИВАНОВ Сергей Васильевич, российский художник и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1905).
Он постепенно, возможно, под влиянием работы на пленэре изменил свой рисунок и палитру. Научные и художественные интересы побудили Иванова серьезно заняться фотографией. Запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах (В дороге. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1878-1882, 1884-1885) у И. М. Здесь он написал одну из лучший своих картин «Семья».
XVI век, 1903). В 1891 году в течение месяца он ежедневно посещал Саратовскую пересыльную тюрьму. Выполнял также иллюстрации. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1900) и московском Строгановском художественно-промышленном училище (с 1899). Через три месяца Ивановы возвратились в Москву.
Картину после смерти художника обнаружила его жена и показала её на посмертной выставке под названием «Эскиз», хотя это законченная работа. Название «Расстрел» картина получила уже при советской власти. С 1905 г. – академик.
В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Огромную роль в раскрытии эмоционального строя произведения выполнил пейзаж. Учился в МУЖВЗ (1878-82, 1884-85) у И. М. Прянишникова и в петербургской Академии художеств (1882-84). С легкой иронией он изобразил важно идущую по снегу большую семью. В 1908-13 годах выполнил 18 работ для проекта «Картины по русской истории». Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска. В прошлом России художника влекли прежде всего острые драматические моменты, сила русских народных характеров («Поход москвитян.
Первая картина – "В дороге. В 1907-10 исполнил 18 картин – наглядных пособий по русской истории для издания И. Н. Кнебеля «Картины по русской истории. » (8 выпусков, 1908-13) «В стрелецкой слободе» (1907, ГТГ), «В Приказе московских времён» (1907, ГРМ) и др. Уже на последних курсах Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам.
Смерть переселенца, 1889, – обе в ГТГ). работал над жанровыми картинами (в которых большую роль играет пейзаж), рисунками и литографиями, посвященными трагической судьбе русских крестьян-переселенцев и узников царских тюрем («У острога», 1885, «В дороге. Карательный отряд», между 1905 и 1909, ГТГ и др. ). Первую известность художнику принесла картина «В дороге. Иванов Сергей Васильевич, русский художник. Эпизод 1905 года», оба — между 1905 и 1910). Жизнь народа и черты национального характера их связь с грядущими судьбами России — такова мироощущенческая основа его исторических картин, то воплощающих стихийную мощь народного движения («Смута», 1897, Музей-квартира Иванов Сергей Васильевич Иванов Сергей Васильевич Бродского, Ленинград), то с большой убедительностью и исторической достоверностью (порой не без элементов социальной сатиры) воссоздающих бытовые сцены прошлого («Приезд иностранцев в Москву 17 столетия», 1901, «Царь.
Смерть переселенца" (1889), принесшая ему славу, – образными средствами еще была близка раннему творчеству передвижников повествовательностью мотива, подробно прописанными деталями, но взгляд на происходящее выражен уже по-новому. XVI век». 1891), А. С. Пушкина (изд. XVI век», 1903), красота старинного быта («Семья», 1910). Запечатлел драматические события Революции 1905-07 («Расстрел демонстрации в 1905 г», там же «Едут. XVI в», 1902 и 1903 «Семья. Он писал: «Вид у него был студента-бунтаря, оборванный, длинные ноги, вихрастая голова.
16 век», 1902, — обе в Третьяковской галерее). Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах. Одним из первых в русской живописи обратился к темам революционных выступлений крестьян и студенческих волнений («Бунт в деревне», 1889 «Конные жандармы во дворе Московского университета во время студенческих волнений в марте 1890 г», также серии рисунков, большая часть – в Центральном музее современной истории России, Москва). Прянишникова, Е. С.
На выставках с 1881 г. (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Товарищество передвижных художественных выставок – с 1887 экспонент, с 1899 – его член). Об этом рассказывают многочисленные этюды с изображением суровых лиц и бритых затылков. Вот таким образом неизвестно точно, как он хотел её назвать. 1899), Н. В. Гоголя (изд. Своеобразные черты нервного «протоэкспрессионизма» с особой силой проступили у него в образах первой русской революции, в том числе в знаменитом Расстреле (1905, Музей революции, Москва). Одинокие», «В дороге. В 1901 году С. В. Иванов вызвал большое удивление, показав на выставке 36-ти свое новое творение – картину «Приезд иностранцев.
Именно этой мыслью проникнута картина «Поход московитян. В центральной части композиции — старик с посохом и связкой баранок. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1899) и один из основателей Союза русских художников.
В 1903 году С. В. Иванов принял большое участие в создании творческого объединения «Союз русских художников». Иногда Иванов трактует исторический сюжет как бытовой. Хотя я всего месяц здесь, в Париже, но начинаю тосковать – простору нет. «Переселенка в вагоне», по свежести восприятия близкая к этюду, была написана на открытом воздухе, не без влияния Поленова – мастера пленэрной живописи. Он постепенно, возможно, под влиянием работы на пленэре изменил свой рисунок и палитру. В 1907–1910 годах Иванов работал над композициями для цикла «Картины по русской истории» издательства И. Н. Кнебеля.
Творчество И. посвящено жизни и борьбе крестьянства и трудового люда (серия картин и рисунков Переселенцы, в том числе Смерть переселенца, 1889, ГТГ Бунт в деревне, 1889, Расстрел, 1905, обе – в Государственном центральном музее современной истории России). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1878—82 и 1884—85) у И. М. Прянишникова, Е. С. Сорокина и в петербургской АХ (1882—84). XVI век, 1902, Государственная Третьяковская галерея). Оно поражает оптимистическим и жизнеутверждающим настроем. Картина «В дороге. XVI век», (1903). Одна из наиболее известных работ Иванова исторического жанра — «Семья. Мастер выбрал здесь излюбленный прием — передачу человеческих фигур на светлом фоне. Работа над полотном шла трудно.
Смерть переселенца». Картину после смерти художника обнаружила его жена и показала её на посмертной выставке под названием «Эскиз», хотя это законченная работа. Смерть переселенца», 1889, ГТГ и др. Об этой поездке он писал художнику А. А. Киселеву: «Хорошо теперь в России.
На полотне видны лишь ноги Лжедмитрия, тело которого волокут за веревки по улице. Ходоки», «Обратные переселенцы». Неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души».
Картина Расстрел (1905), поразившая современников отчаянным и пронзительным звучанием протеста, появилась перед зрителем только после смерти художника. В гости» (1907, Третьяковская галерея, Москва). Полотно привлекло внимание публики, его приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. Нелепо торчащие вверх оглобли повозки усиливают впечатление безысходности произошедшего.
Произведение выставили только на посмертной выставке художника. Страх борется с любопытством: и старик и девушка, одетая в красную шубку, косятся на приезжих. В 1899 и 1901 его вновь тянет на Волгу.
Затем переехав в Аткарск, где также содержались заключенные, он поселился в доме напротив тюрьмы и пишет картины «Этап» и «Татарин на молитве». В книге участников экспедиции – Е. П. Ковалевского и Е. С. Маркова «На горах Араратских» изданной в 1889 году помещены многочисленные рисунки С. Иванова. Преподавал в московском Центральном Строгановском училище технического рисования (1899-1906) и МУЖВЗ (1900-10) среди учеников – С. В. Герасимов, В. Н. Домогацкий, П. П. Пашков.
В 1905 году Сергею Васильевичу присвоено почетное звание академика. Обнаружила это полотно жена и показала ее на посмертной выставке под названием «Эскиз», хотя это законченная работа. Смерть переселенца» была принята на XVII передвижную выставку, проходившую в 1889 году. С 1895 И. обращается к исторической живописи. Но люли, в приступе подданнического чувства уткнувшиеся в снег, не могут оценить «величия момента».
Сразу же после появления «Союза», художник покинул Товарищество передвижных художественных выставок и до конца своих дней выставлялся только здесь. Иванов Сергей Васильевич, русский художник. Художника интересует не жертва, а многоликая и мощная толпа. С 1895 Иванов Сергей Васильевич обращается к исторической живописи. На Новгородском базаре ему удалось приобрести несколько старых вещей, помогли и исторические труды, которые он тщательно изучал: «Сказание Массы и Геркмана о Смутном времени в России» и «Сказания современников о Димитрии Самозванце». Всегда помогал речи своим жестом, нарочито страстным. ХVII век», которую П. М. Третьяков купил сразу еще до открытия выставки.
Жил в Москве. В другом письме тому же адресату он с печалью констатирует: «здесь нет теперь ничего хорошего и ездить сюда учиться нет смысла». В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Смерть кормильца, одиночество осиротевшей семьи – подчеркивается пустынным пейзажем выжженной степи. Первая картина «В дороге.
С этим вопросом тесно связана и тема арестантов: «Беглый», «Бунт в деревне», «Отправка арестантов». Смерть переселенца», написанная в 1889 году. Писал портреты, плодотворно работал как рисовальщик и литограф. Большое полотно под названием «Смута» было написано в 1897 году, в старинном городе Зарайске. С 1889 года художника на несколько лет захватила тема арестантов. Он поистине превратился в одно из главных действующих лиц.
Иногда его товарищи за это посмеивались над ним. Создавалось впечатление, что это полотно, также как следующее – «Царь. Во 2-й половине 1880-х — начале 1890-х гг. Много путешествовал по России, в 1894 посетил Австрию, Италию, Францию.
После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. Иванов чутко улавливает живописные искания времени его произведения этих лет приобретают особую колористическую звучность. Прямой, безукоризненно честный и привлекало в нем всеИванов, с виду суровый, часто проявлял свой юношеский задор и энергию, заражая других. Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель».
1912). Жизнь народа и черты национального характера их связь с грядущими судьбами России — такова мироощущенческая основа его исторических картин, то воплощающих стихийную мощь народного движения («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского, Ленинград), то с большой убедительностью и исторической достоверностью (порой не без элементов социальной сатиры) воссоздающих бытовые сцены прошлого («Приезд иностранцев в Москву 17 столетия», 1901, «Царь. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского) «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. В 1896 году он оказался в Феодосии, а потом путешествовал по Дагестану. XVI век» было написано другим автором.
Но в том, как переданы отдельные персонажи (например, юная девушка в белом нарядном полушубке, величественный бородатый старик — глава семьи), костюмы и детали, чувствуется искренняя авторская симпатия к героям. В 1880-е годы много путешествовал по России (по Самарской, Саратовской, Астраханской, Оренбургской губерниям и др. ). Кроме художественных способностей Иванов обладал научным складом ума. Появляется целый цикл картин, посвященных этой сложной трагичной тематике: «Переселенцы.
Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах. Принимал участие в революционных событиях 1905 и одним из первых среди русских художников обратился к теме революционной борьбы русского крестьянства и пролетариата («Бунт в деревне», 1889, «Расстрел», 1905, — обе картины в Музее Революции СССР в Москве «Этап», 1891, картина не сохранилась офорты «Расстрел», «У стенки.
Реализмом и народностью отмечены его картины на темы русской истории (Поход москвитян. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1899) и один из основателей Союза русских художников. Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья— в духе стиля модерн— почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» (Приезд иностранцев в Москву XVII столетия, 1901) «Царь.
Ходоки» (1886), «Обратные переселенцы» (1888). Русский художник Сергей Васильевич Иванов родился в городе Руза Московской губернии. Смерть переселенца», 1889, — обе картины в Третьяковской галерее). XVII век» (1901, Третьяковская галерея, Москва).
Картину, о которой пойдет речь, Иванов не показал даже своим близким. С 1903 г. – член и один из организаторов Союза русских художников. Горячий пылкий человек искренние горячие увлечения. Эти полные поэзии, красочные и эмоциональные работы («В Приказе московских времен», 1907, Русский музей, Санкт-Петербург «В стрелецкой слободе», 1907, Третьяковская галерея, Москва «Новые книги — раскол», Музей революции, Москва «Приезд воеводы», 1908, местонахождение неизвестно) давали прекрасное представление о прошлых эпохах и лучше скучных учебников пробуждали в учащихся интерес к изучению истории родной земли. Любил быть коноводом в затеях, но если не удавалось какое-нибудь предприятие, то унывал.
Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». Жил в Москве. Однако поиск иных тем и способов выражения внутреннего состояния продолжался. Также широкую известность получили картины «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия» (1901), «Царь. Он писал и стирал уже готовое, неудовлетворенный сделанным. В 1885 году он покинул училище, даже не приступив к выпускным работам. Выполнял также иллюстрации. Работать над этой композицией художник начал еще в 1890-е годы.
Свое нынешнее название – «Расстрел» – картина получила уже после Октябрьской революции 1917 года. Вот таким образом неизвестно точно, как он хотел её назвать. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского) «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Немного позже появились другие этюды и законченные произведения, среди них: «Переселенцы. Принимал участие в революционных событиях 1905 и одним из первых среди русских художников обратился к теме революционной борьбы русского крестьянства и пролетариата («Бунт в деревне», 1889, «Расстрел», 1905, — обе картины в Музее Революции СССР в Москве «Этап», 1891, картина не сохранилась офорты «Расстрел», «У стенки.
Смерть переселенца», 1889, — обе картины в Третьяковской галерее). Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». Свои впечатления художник отразил в знаменитой картине «Расстрел», написанной в 1905 году, поразившей современников. Оглядываясь на возок с иностранцами, он тянет за руку дочь, стараясь поскорей увести ее от «дурного глаза» немцев.
XVI век» (1902), Поход москвитян. Результатом его стала целая серия рисунков, этюдов и картин о жизни переселенцев, среди них наиболее удачной в живописном отношении явилась небольшой холст «Переселенка в вагоне». С середины 1890-х годов начинается новый период в творчестве художника, связанный с созданием исторических произведений. Вооруженное восстание 1905 года сильно потрясло художника. Он сделал множество эскизов и зарисовок, прежде чем приступил к созданию полотна. После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. С конца 1890-х годов художник работал преимущественно над картинами из русского прошлого.
XVI век» (1902), «Поход москвитян. Смерть переселенца» (1889, Третьяковская галерея, Москва), отразившая критическое отношение автора к действительности. Главный герой картины «Смута» (1897, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург)— народ.
Для выделения главных объектов он традиционно использует световоздушные эффекты.