Художник Александр Иванов родился в городе Харькове в 1962 году, учился в Харьковском педагогическом институте имени Сковороды на худграфе. Художник Александр Иванов, картины которого в большинстве своем малоизвестны, прожил половину своей жизни в Италии. Художник-мыслитель, теоретик, Александр Иванов, по определению Н. Г. Чернышевского, принадлежал по своим стремлениям к небольшому числу избранных гениев, которые решительно становятся людьми будущего.
В 1847 году Иванов страстно влюбляется в графиню Апраксину, но «Машеньку» (так ее называл художник в записках) отдают замуж за князя Мещерского. Александр Андреевич Иванов (1806—1858)— русский художник, академик создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор полотна «Явление Христа народу»2. Становление «почерка» художника проходило разные этапы: народные и национальные искания 40-х, лоск и тематическая заштампованность 50-х и, наконец, революционная романтика «сурового стиля», одним из зачинателей которого был В. Иванов.
В 1830 году Иванов был отправлен в Италию пенсионером Общества Поощрения Художников. Александр Иванов считал, что долг художника – показать дорогу к свету. Александра Иванова, выдающегося творца, академика трудно назвать художником одной картины.
Таким образом в укор не всегда честным академическим правилам работу Иванова положительно оценили в тогдашнем союзе поощрения молодых и отличившихся художников, где были выделены средства для поездки Иванова за границу для последующего обучения живописи у европейский мастеров. 210 лет назад, в 1806 году, родился художник Александр Иванов, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу». Иванов получает звание художника и награждается золотой медалью первого достоинства. Сын художника академика живописи А. И. Иванова.
А. и. герцен откликнулся на смерть Иванова некрологом в Колоколе с глубокой скорбью писал о художнике И. Н. Крамской, предсказывая огромное влияние нравственной силы искусства Иванова на будущие поколения художников. По стечению неожиданных обстоятельств уже ставший знаменитым художником, Александр Иванов умирает от холеры в 1858 году. Александр Андреевич Иванов (1806—1858)— русский художник, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу». Талант художника в юном мальчике заметил его отец – художник и преподаватель Императорской Академии художеств Андрей Иванов.
В 1950 году окончил Московский государственный художественный институт им. – Взгляд Иванова на свою деятельность в будущем. – Изучение старых мастеров. Полвека постоянного напряженного труда. Кто внушил вам бежать от будущего гнева. Художник мечтал о том, чтобы поместить Мессию в храм Христа Спасителя, который строился тогда в Москве и написал особый эскиз заалтарного образа для этого храма (Воскресение, гуашь, 1845, там же).
Картина говорит зрителю о прекрасном. Вместо этого перед ними предстало нечто абсолютно новое, не похожее на знакомые им образцы, нечто такое, что они не в состоянии были ни понять, ни оценить. Сквозь привычные страдания впервые появилась отрада, -- писал Иванов о рабе. – Русская историческая живопись начала тридцатых годов. – Разочарование.
Эти акварельные композиции (более 200) долгое время после смерти художника оставались никому не ведомыми и произвели сенсацию, когда неожиданно были открыты. – Общество русских художников в Риме. – Пособие от Общества поощрения художников. – Новый взгляд его на задачи современного искусства. – Заказ для храма Спасителя в Москве. Центральное место среди них принадлежит так называемым Библейским эскизам.
Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др. ), он восклицает: Порождения ехидны. – Кончина Иванова. Не покидала тревога и беспокойство.
Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса исполнено печалью. – Стихотворение князя Вяземского. Двадцать лет трудился А. Иванов над своим полотном.
В течение двадцати лет художник работал над грандиозным полотном Явление Христа народу (1837--1857, ГТГ). – Страх Иванова перед Петербургом. Идя вглубь натуры в ее первозданной простоте, Иванов предваряет не какие-то отдельные направления, но первые рубежи современного искусства в целом (недаром полагают, что его этюды могли повлиять на творчество молодого Э. Дега).
Увидел монументальное и романтическое величие крестьянского труда и быта. Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской. Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года.
Виктор Иванов пишет свою Рязанщину: «Овраг в селе Исады» (1996), «Владимир Конкин. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. Исады» (1996), «Елена Миновна Ерхова» (1997), «У оврага» (1999) Его палитра сдержанна и скромна, как пейзаж средней России. Отношение Иванова к политическим событиям 1848 года.
В журнале Сын Отечества появился резкий отзыв В. Толбина о его картине. Иванов принялся за «Явление Христа народу». Они называются «смотрение в даль».
При желании в нём и правда можно узнать Николая Васильевича. Теперь добавились прохладные нотки средней части страны. Грицай и В. Н. Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. – Выздоровление. Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе.
В. И. Однако в итоге романтическая эстетика берет верх над религией (к тому же мастер испытывал и воздействие рационалистического критицизма Д. Ф. Штрауса с его Жизнью Иисуса) Иванов несколько охладел к своему честолюбивому замыслу, хотя и довел его до конца. Так воплощалась на холсте страстная проповедь в красках, зримая поэма духовного озарения и потрясения. А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. – Погодин в студии Иванова. В своих дальнейших разъездах он очаровывался Леонардо, Джотто, Корреджо, Мантеньей, в Венеции делал копии Тициана.
Художник словно не знал, что «идеи современной цивилизации» разноречивы и истолковываются всеми по-разному. – Приезд в Рим Сергея Иванова. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля. Воронин и А. М. Применяя свои умения и мастерство, он умело передает эту красоту на полотне.
– Назначение Иванову трехлетнего содержания от наследника. Острые социальные проблемы всегда занимали художника. – Задача Иванова. – Этюды с натуры. «Нашим девизом стало: «Правда и только правда в искусстве». Дело в том, что выдавая командировочные художникам, Общество поощрения требовало ежемесячные отчёты о работе, а затем в срок художники представляли законченные работы.
Он был недоверчивым и замкнутым человеком. Его портреты заставляют нас почувствовать характер образа и понять настроение изображенного на портрете человека. Вся семья жила художественными интересами. В 1939-1944 годах учился в Московской средней художественной школе им.
– Выставка картины в Зимнем дворце. А когда все же выставили 9 июня 1858 года, целая свора академиков устроила Явлению глухую обструкцию. – Взгляд Иванова на роль свою в истории живописи. – Выставка в Академии художеств. – Жизнь Христа Штрауса. Шолохова. – Торвалъдсен и Камуччини.
– Свидание с Герценом в Лондоне. войдём в зал (Третьяковки), где размещены произведения эпохи «Союза русских художников», так называемый «малявинский». – Картина Иисус с Магдалиной. Брюллов называл Иванова «кропателем».
– Отношение к Иванову Общества поощрения художников их взаимное непонимание. Для того чтобы как можно правдоподобнее написать Марию Макдалину, Иванов заставил натурщицу вспомнить все несчастья, постигшие её в жизни, позируя она держала лук в руках, чтобы плакать. – Знакомство и сближение с Гоголем. Другое обвинение В. Толбина заключалось в следующем. Затем он поступил в Московское художественное училище. Красив своей цветовой сдержанностью, музыкальными ритмами, композиционной выверенностью.
– Привязанность Иванова к Гоголю. – Композиция на Новый и Ветхий Завет.
У ног Иоанна Крестителя -- две сидящие фигуры: господин и его раб. Я – их часть. – Посещение студии Иванова вдовствующей императрицей Александрой Федоровной. – Успех картины в Петербурге.
Всякий художник, желающий обрести себя, стремился сюда. Это ответственность перед обществом, перед людьми у нас проявлялась обострённо. – Отчет, посланный Ивановым в Общество поощрения художников.
Испытал влияние искусства итальянского Возрождения среди художников-современников ему были особенно близки немецкие назарейцы (их лидер И. Овербек входил в круг близких друзей Иванова). Общие интересы связывали художника с датским скульптором Б. Торвальдсеном и лидером «назарейцев» Ф. Овербеком. До отъезда в Италию художник интересовался творчеством Рафаэля, Леонардо, Дюрера, Пуссена. В 1848 году в Европе грянула революция. – Живопись XIV века.
В юные годы Виктор находился в Азии, а затем учился в Ташкенте. 40-е годы девятнадцатого столетия, насыщенные событиями, революционные потрясения в Италии, размышления над социальными условиями жизни, дружба с людьми, связанными уже с новым этапом развития русской культуры, совершили переворот в мировоззрении Иванова. – Взаимоотношения Иванова и его товарищей-художников. – Эпизод перед освящением Исаакиевского собора.
Сын повторял судьбу отца. Иванов Виктор является не только пейзажистом. – Размеры картины. Таким сюжетом явилось гигантское полотно Явление Мессии (Явление Христа народу, 1837–1857, Третьяковская галерея), – с толпой лиц разных сословий на берегу Иордана, которым вдохновенный Иоанн Креститель указывает на приближающегося Спасителя. Тут же вертелись во множестве чумазые ангелы – дети римлянок-натурщиц, которые брали их с собой для той же непыльной работы.
Сурикова, где преподавателями были А. А. – Совместная жизнь обоих братьев. и у меня едва достает духу, чтобы более совершенствовать ее исполнение. В 2004 г. в Рязани был открыт музей творчества Виктора Иванова. Всё было подчинено этому. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса. Вследствие странностей характера Иванов жил особняком.
– Заботы о средствах. Художническая жизнь Иванова текла в соответствии с произнесенной им программой. – Знакомство с Чижовым. Картина была написана в Обществу поощрения художников. Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора». Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев. В. И. Персональные выставки Виктора Иванова проходили в Москве в 1976, 1982, 1995, 1998 гг. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». – Охлаждение Иванова к картине. Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Ф. Е. Егоров.
Сотворите же плоды, достойные покаяния. В 1969 году он стал выпускником художественного училища в городе Ташкенте. – Путешествие по Европе. Они, по его замыслу, должны были располагаться по строго продуманному плану на стенах специально сооруженного здания, вроде храма и давать зрителям современное истолкование Библии, являя собою новую, высочайшую ступень развития искусства. Скорее всего тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом Николаем Васильевичем Гоголем, – общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей своей картины.
Его обнаженные мальчики наделены чертами грядущего импрессионизма, а «Библейские эскизы» напоминают образы художников-символистов начала XX века. Ответ Иванова оказался двусмысленным. Лишь для одного художника, поразившего воображение самого царя, сделали исключение.
Волнение, вызванное проповедью Крестителя, охватывает людей. Пока Иванов Виктор находился в Москве, его работы приобрели новую форму. В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку. Тесные отношения сложились только с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. – Ходатайство архитектора Тона перед Академией.
В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. – Любовь. Картина поглотила художника целиком. – Медленность работы Иванова ее причины. – Погребение.
– Поездка в Берлин. А роскошная шляпа а-ля Ван Дик смахивала на головной убор итальянских погонщиков мулов. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». – Потеря интереса к прежней работе. Онистал первым учителем своего сына. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили.
Ходоки», «Обратные переселенцы». Александр Иванов смело отступил в своем полотне от присущей исторической картине традиционной академической композиции, которая требовала обязательного разделения всех персонажей на искусственные группы, наподобие театральных мизансцен, каждая из которых с предельной наглядностью должна была раскрывать определенные мысли и чувства. Любопытный факт: «совершенная» картина художника вызвала у публики противоречивые отзывы, а подготовительные работы к ней предсказали пути развитие искусства в ближайшие полвека. Именно таким был А. Иванов, это просвечивало даже в его кротких глазах, утомленных работой. И в «Луне над водой» (1992) и в «Перекуре» (1994) и в «Цыганах» и во многих других произведениях В. Иванова — композиция конструктивна, мысль четко сформулирована, высокая культура рисунка, а также гармония насыщенного, глубокого цвета. Сурикова у Василия Васильевича Почиталова. – Работа в Сикстинской капелле.
По-своему эпохальны многочисленные этюды к Мессии. Простые мотивы типа ветки на фоне неба (Ветка, конец 1840-х – начало 1850-х годов Третьяковская галерея) или обнаженных мальчиков на фоне Неаполитанского залива (этюды 1850-х годов), решенные с беспрецедентным для русского искусства мастерством пленэрной живописи, обретают необычайную значительность. Та жизнь, которая явилась перед нами как художниками, была более суровой, чем её хотели видеть власти, потому нас назвали художниками «сурового стиля». – Отсылка в Общество поощрения художников эскиза картины Явление Христа народу.
Мастер своего дела, будущий художник Иванов появился на свет в городе Ставрополе в 1949 году. В этом творческом процессе более всего поражает нынче то, о чем тогда не подозревал никто. Гораздо более непосредственно его поэтика сказалась в цикле библейских акварелей и рисунков (1850-е, в основном в ГТГ и ГРМ).
Гоголь, – ловить высокие движения душевные. Чего же хотел молодой человек, выпускник Суриковского института, чего он боялся. – Путешествие Иванова. А в самом начале был выбор самый, может быть, важный в жизни – Рязанская земля.
Записи живописца показывают, что он задумал картину как историческую. В 1939 году занимался в изостудии центрального Дома пионеров, преподавателями были В. А. Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. Все эти люди назубок знали свои амплуа и играли эти роли с завидным актерским мастерством, привлекая на свой рынок художников, живших в Риме целыми колониями.
Толстым. Художнику удалось передать в своих картинах великолепную экзотическую красоту Востока.
Чувство родины – особый дар, не у всех он есть. Для экспозиторов они как бы второй сорт художников. – Жанровая живопись. Иванов не был истинным новатором в «стиле» и технике». А три дня спустя, 3 июля 1858 года, Александр Иванов скончался. Виктор Иванович Иванов – рязанский художник.
Его обучала мать и для него нанимали учителей. В первой из них, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (18311833), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы. Видимо сказалась свобода, которую он себе позволил в «неокончательных» трудах. Поразил Тургенева и метод художника.
– Акварельные рисунки в альбом наследника. И, потрясенный, Александр Андреевич бежит из холодного, бездушного Петербурга в Москву. Игра оттенков и сочетание теплых и холодных тонов показывают всю силу мастерства художника. Об этой картине русская публика впервые узнала из письма Н. В. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
Это античность, воспринятая через Возрождение. Эти картины наряду с такими произведениями как: Беллерофонт отправляется в поход против Химеры (1829), Явление Христа Марии Магдалине (1835) — принадлежат раннему периоду творчества Иванова и обладают всеми присущими классицизму чертами: уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем. Ведущее значение для Иванова имеют образы искусства итальянского Возрождения.
Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой картины «Явление Христа народу». С этим вопросом тесно связана и тема арестантов: «Беглый», «Бунт в деревне», «Отправка арестантов». В Петербурге в редакции «Современника» состоялся предсмертный разговор художника с критиком Н. Чернышевским, который интересовался будущим направлением в искусстве. Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» – эта работа продолжалась 20 лет. Израненная неудачной любовью душа художника внезапно заражается идеями революции.
Многие годы проживает в Исадах художник Виктор Иванович Иванов. Хотя большая часть его работ – это именно пейзажи. – Посещение студии Иванова императором Николаем I в 1845 году. С русскими художниками, проживающими в Италии, он не общался. Он оглядывается на Христа, который идёт сзади. Выехав в 1830 за границу как «пенсионер» Общества поощрения художеств, Иванов почти на всю жизнь поселился в Риме.
Получается, что художник проявил истинное новаторство в своих «второстепенных» работах помимо своей воли, так как сознательно он не позволял себе выходить за рамки закоренелого академизма. С выставкой картины в Академии художеств бесконечно тянут. попутно изучая основы библии. – Выставка картины Явление Христа народу в Риме. Излюбленная красно-оранжевая гамма, резкая гармония черно — белого Ведь «шестидесятники», как бы вторя нигилисту Базарову, считали, что писать красиво — неприлично Но «суровый стиль» В. Иванова по-настоящему красив. Рим.
– Картина Аполлон, Гиацинт и Кипарис. В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени. Он создал также множество других произведений, среди которых есть портреты и натюрморты.
Появляется целый цикл картин, посвященных этой сложной трагичной тематике: «Переселенцы. А прибыв, первым делом навещал Испанскую лестницу. – Размолвка Иванова с товарищами.
Несмотря на то, что художник много внимания уделял строгому, академическому изучению натуры, он недостаточно согласовал фигуры в картине, особенно обнаженные, с античными статуями, считавшимися неоспоримыми образцами для подражания. – Копия с фрески Рафаэля. – Направление Иванова как художника.
В цикле картин под общим названием Русские женщины, все прототипы – реальные крестьянки. Далеко ушли мы. Он не просто делает рисунок и срисовывает то, что видит вокруг. Он преклонялся перед исторической живописью и снисходительно относился ко всем другим жанрам.
Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна. «Ближайший ко Христу» – это мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой. Бывают минуты, когда мастер сам, как от чумы, шарахается от своего творения.
– Концепция картины Явление Христа народу. Мастер поддерживал также дружеские отношения с Н. В. Гоголем и А. И. Герценом, перенял идеи русского (С. П. Шевырев и др. ) и немецкого (Ф. Шеллинг) философско-эстетического романтизма сам он был настоящим художником-философом. – Посещение Публичной библиотеки. С этого начинается личность.
Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. – Мнение о ней Торвальдсена. – Выбор сюжета для большой картины. Он сгорит за три дня.
На измученном лице раба изборожденном морщинами, -- заметно подобие улыбки. Интриги завистников, тупость публики, бюрократическая канитель буквально добили художника. Александр Иванов был старшим ребёнком. – Затруднения при перевозке картины. Рим в то время считался самой экзотической столицей Европы.
– Овербек. И. Репина и Государственной премии Российской Федерации, лауреат международной премии им. Убегает из мастерской, бродит по улицам, бросая кисть на целые недели. Но в отличие от прочих корифеев был, в полном смысле слова, безроден, беден и мог уповать только на свой талант и волю Божью. Завершает ранний период творчества художника картина Апполон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением (1831-34), созданная Ивановым уже в Риме, которая отличается необыкновенно тонкой композиционно-колористической гармонией и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. Обогащая картину своим видением, он передает ее так, как представляет у себя в голове. От бессмысленных хлопот, унижения и равнодушия художник безмерно устал. Под руководством профессора Егорова Ф. Е.
Русских художников-пенсионеров посылала на стажировку Академия сроком на три года. – Прибытие в Санкт-Петербург. Осмеркин, А. М. Из всех отделений училища Виктору пришлась по душе монументальная декоративная живопись.
Как уже упоминалось, Иванов Виктор имеет очень много пейзажей среди своих работ. С 1950г. Работа затянулась на двадцать лет (1836 – 1857) и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево.
Он пропускает изображение через себя и добавляет свои чувства и эмоции. На берегу реки Иордан, где только что свершился обряд омовения, пророк Иоанн Креститель обращается к народу со словами надежды, указывая на идущего по склону холма Христа. – Смерть отца. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Однако известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура».
Во второй, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (18341836) использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного. – Потеря религиозности. – Взгляд Гоголя на картину Иванова. Ощущение природы настолько сильно, что через полчаса «смотрения» будто обретаешь второе дыхание. – Новое пособие от наследника в 1842 году.
Так создавалась самобытнейшая толпа Явления (каждый из персонажей на картине чуть ли не в полтора человеческого роста. ) посреди сожженного солнцем пейзажа Кампаньи, которая, как считал автор, воскрешает Древнюю Палестину. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172147 см) и уже был близок к ее завершению, но в 1837 году взял другой холст, в семь раз больше и приступил к работе на нем. Первое, что бросается в глаза – всех этих замечательных художников, каждый из которых заслуживает серьёзной уважительной экспозиции, как говорится, скопом втиснули в один зал, перемешали и представили как бы «общим списком». По-своему эпохальны многочисленные этюды к «Явлению Христа», ставшие для многих поколений русских художников истинной школой реалистического постижения натуры. художник Иванов участник московских, республиканских, всесоюзных выставок. Но и туда не успевает.
– Поездка к Штраусу. Иванов обладает уникальной способностью чувствовать природу. Моё творчество, взгляды, убеждения — всё это результат укоренённости в земле рязанской. Из этюдов выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят «Ветка», «Аппиева дорога при закате солнца» и «Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо» (все конца 1840-х – начала 1850-х).
– Болезнь. Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. Мощь таланта и масштабы мышления Иванова проявились в них в полной мере. В 1977 году Виктор окончил училище и вскоре уехал в Ставрополь.
Поздним соболезнованием откликнутся Крамской и Стасов. Ее, находящуюся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), равно как и ее малый вариант, хранящийся в Государственном Русском музее (ГРМ), нельзя назвать полной удачей: она внушает безмерное уважение, но не трогает. Создав произведение под названием «Автопортрет с птицей», художник надолго заставляет задуматься нас о том, какие чувства владели им в то время, когда он писал его. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Большие произведения других художников тем временем вывозились из Рима, авторы их становились знаменитыми и богатыми, а Александр Иванов оставался по-прежнему одинок, беден и заточен в своей скромной келье-мастерской.
Творчество моё – совокупность людей, которых я изображаю и меня, художника. – Письмо Гоголя к Виельгорскому и статья его Исторический художник Иванов. – Советы западных художников. С 1951 года — член Союза художников СССР. Более полувека длится творческий путь художника. – Посещение студии Иванова вице-президентом Академии художеств графом Ф. П. Там, в деревне, жизнь человека с первого и до последнего дня – как на ладони.
В 1830 г., написав требующуюся картину, Иванов отправляется в Италию.
– Болезнь. – Причины равнодушия публики. – Ходатайство Кривцова. Страх и робость от римлян и проглядывающие чувства, желание свободы и независимости. Заехав в Италию прогуляться и посетив чудака-художника (о котором уже судачила вся Россия), Тургенев был потрясен: обед Иванова состоял из сухарей, которые он запивал студеной водой.
– Комедия Ревизор. М. А. Возвращение в Рим. Художник мечтал о том, чтобы поместить свою картину в храм Христа Спасителя, который строился в Москве и написал для него эскиз заалтарного образа («Воскресение», 1845). – Иконный род.
– Неблагоприятные толки. Одной из особенностей его картин является склонность к далеким перспективам. Яковлев. И тут А. Иванова подстерегал еще один неожиданный удар. – Существенная перемена в настроении и миросозерцании художника. Иванов приписывал последнему «подлость и честолюбие». Он приехал на свою историческую родину, по его словам, «с целью стать художником».
– Влияние неразделенной любви на душевное состояние Иванова. Однако, поездка чуть не сорвалась. – Отправка последней в Санкт-Петербург. – Ответ Академии на представление графа Толстого. Ничуть не бывало.
Сюжет картины был взят из Евангелия. В Италии он копировал по заданию ОПХ фрески в Сикстинской капелле, постигнув «по приговору петербургской Академии художеств – стиль рисунка бессмертного Микеланджело». Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. В течение нескольких лет он исполнил две картины. Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге.
Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ, но он не спешил возвращаться, захваченный новой картиной – «Явление Христа народу». Гоголя, а до этого она была известна только людям, бывавшим в Риме. – Надгробная речь, сочувствие молодежи.
По его мнению, «кропатели» гениями не бывают. На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. Те же, что хотели остаться и далее, пускались в самостоятельное плавание. Также Гоголя можно узнать в «Дрожащем отце» или «Рабе».
– Наследство. – Знакомство с сочинениями современных западных философов.
Для выделения главных объектов он традиционно использует световоздушные эффекты. Посещение Рима наследником престола. Красив весь этот монолитный сплав, вобравший в себя стремительные мазки кисти. Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», – и отходил в сторону. И словно последняя насмешка судьбы. Этим можно объяснить принижение творчества художника современниками.
Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. То была своеобразнейшая биржа труда. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос». Но это чувство можно развить. И самое страшное: Иванову кажется, что он теряет веру во Христа. После недавней провальной Крымской войны простым людям (на восприятие которых автор возлагал все свои надежды) не до высоких философских идей, даже не до спасения души.
– Выбор сюжета Явление Христа народу. Под широкими разбойничьими полями светились кроткие глаза. – Знакомство с учеными в Петербурге. Известие это произвело на А. Иванова очень неприятное впечатление. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины.
– Первые эскизы. Я, бывая в школе, рассказываю о том, что знаю сам. – Вексель князя Волконского. Жили в труде. Может быть, были бы даже полезны уроки, которые обязательны для художника. Это всё мы.
Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. Михайлов. Сам Иванов любил эту картину.
Я заметил: в школе висит стенд об истории села, но дети ничего о селе не знают. И он дал себе зарок: рисовать только то, что взволнует, что затронет сердце. – Сомнения и опасения за будущее.