Уезжал ли в Москву, где много времени отнимали хлопоты по Головинскому дому. После обучения в Риме князь Голицын продолжил образование в Женеве, посетил "фернейского мудреца", по знаменательно, что вольтерьянцем не стал и не разделял деистических взглядов великого скептика, оставшись на всю жизнь глубоко религиозным, православным человеком (в отличие от своей сестры, в замужестве Головиной, принявшей в Париже католичество). В этом смысле судьба Вишнякова трудна и одинока. В позе и жесте больше скованности.
А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. Исключение в ряду "негосударственных" людей составляют заказные портреты царственных особ. Вишняков был вполне одиноким в ряду русских художников-портретистов.
А ведь была еще большая семья: престарелая мать Акулина Ануфриевна, три сына от первого брака, вторая жена Марья Федоровна, родившая трех сыновей и дочь. Мужской написан в теплых, коричневато-золотистых тонах и изображает очень молодого человека, почти мальчика (в год свадьбы ему было 14 лет), в коричневом с золотым шитьем кафтане, сидящего в напряженной позе, с руками, опирающимися на колени. Каждая из этих причин возможна.
С. 9). можно предположить, что портрет был написан (завершен или нет, сказать невозможно) как репрезентативный и двойной: Анна Леопольдовна и император.
М., 1973. Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова». Т. 21. Вряд ли изображение регентши в таком домашнем одеянии могло служить официальным целям, например украшению присутственных мест Конюшенной конторы (о чем упоминается в документах), даже если учесть пренебрежение ею торжественными туалетами.
Валериани, Ф. Градицци, А. Перезинотти. Это был Алексей Петрович Антропов, проработавший под началом Вишнякова в Живописной команде более 20 лег и, главное, как и сто учитель, отразивший в своем творчестве основные тенденции русской портретной живописи переходной поры (в 1759 г. он заявил о себе портретом статс-дамы А. М. Измайловой). Предположим, что Вишняков мог видеть гравюру с портрета Веласкеса (что сомнительно), но даже в этом случае, думается, нет никаких оснований говорить о влиянии на русского мастера великого испанца. Но глядя на портрет Сары Фермор, мы также чувствуем мир нереальный не тот полный драматических коллизий и бесконечных исторических поворотов XVIII в., а совсем другой, эфемерный век, лучше всего выраженный в звуках причудливого по рисунку, пленительно легкого менуэта. Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность (Портрет Сарры Элеоноры Фермор Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1743 Портрет Вильгельма Георга Фермора, вторая половина 1750-х).
Так, если сравнить портрет Голицына с портретами Матюшкиных работы Головачевского (1763, ГТГ), то сходство, конечно, отыщется, особенно в изображении мальчика Матюшкина: в трактовке волос, галуна, кафтана, кружев, манжет, пуговиц. До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). Через 10 лет Иоанн Антонович был переведен в Шлиссельбургскую крепость, где и был убит в заговоре Мировича в 1764 г. Таким образом, портрет мог быть начат Вишняковым в конце 1740 – в 1741 г., а закончен не ранее 1742 (год ссылки Анны Леопольдовны и ее семейства) и не позже 1746 г. (год ее смерти). Заслуженно знаменит портрет Сарры, дочери начальника Канцелярии от строений В. Фермора, – хрупкая фигурка девочки в пышном парадном платье на фоне условного архитектурно-пейзажного задника одновременно чопорно-лукава (жесты непропорционально длинных рук) и трогательно-простодушна в своей детскости (лицо), наивно-манерна, как вся придворная русская культура того времени.
его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты. 2. Иван Яковлевич Вишняков – знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. конф., 1973. И. Я. Вишняков Портрет К. И. Тишининой 1755г, холст, масло, 100. 2 x 82 cм.
Для этого он через графика Михаила Махаева, с которым был дружен долгие годы (в Рыбинском филиале архива Ярославской области сохранилось более 40 писем Махаева к Тишинину) и по его рекомендации привлек к строительству в имении архитектора Василия Баженова, незадолго перед тем вернувшегося из-за границы. Написанные в 1756 г., в год свадьбы или около того (торжественность костюмов вполне соответствует причине появления портретов, по они могли быть заказаны и некоторое время спустя, как это было с Тишиниными), портреты наиболее близки манере Вишнякова середины 1750-х гг. С. 20). Движение для Вишнякова – это нарушение гармонии, оно заслоняет главное статичность же позволяет подчеркнуть важность сюжета и (или) персонажа. На фоне иногда изображаются колонны, драпировки или деревья, но они еще более плоски и нереальны, чем тела его моделей под роскошным платьем, написанным с изысканным мастерством. Портрет брата Сары – Вильгельма (Виллима) Георга Фермора написан в последнее пятилетие жизни художника, в его самую напряженную творческую пору, богатую замыслами, но и разнообразными заботами по Живописной команде.
Правой рукой, лежащей на бедре, портретируемый опирается на тумбу или нечто подобное на уровне локтя, в силу чего центр тяжести фигуры немного смещается вправо. Т. 1. На всем облике Тишинина лежит печать ясности духа, спокойствия и гармонии. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». Но и сохранившихся – вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был.
ближе к "Тишининым" (см. : Романов Н. М., вел. Некоторые исследователи сравнивали портрет Сары Фермор с инфантой Маргаритой Диего Веласкеса на портрете из музея Прадо (с платком в руке), но это лишь самое поверхностное сравнение. Это те архаические качества, в которых неуловимо проявляется мощная подспудная связь русского искусства Нового времени с фольклором, с эпосом: расчет на рассматривание, на впечатление "с некоторого расстояния" (в переносном смысле, конечно), стремление воплотить типическое, тяготеющее к извечному, помимо портретно-индивидуального. СПб., 1874. Ноги модели представлены в невозможном развороте, как часть костюма, не имеющими объема.
Кн. 1874. В портретах Тишининых модели стоят подбоченившись: мужчина правой, женщина левой рукой.
Но рисунок – естественно, далеко не все. Он прекрасно знал литературу искусство, некоторое время курировал Московский университет. С. 208). Портрет Елизаветы Петровны 1743г, холст, масло, 255 х 180 cм Государственная Третьяковская галерея, Москва Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени.
Речь идет о том, что в достаточно короткий срок становления нового светского искусства (всего несколько десятилетий в сравнении с веками западноевропейского опыта) русский мастер вырабатывает свое отношение к детской модели: восхищенно-уважительное, внимательно-пытливое, без тени ироничности и снисходительности умудренного жизнью взрослого к миру ребенка. Портрет и по времени близок к "Фермору" и к "Тишинину". 0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы. Такое отношение позволяет увидеть и передать внутренний, духовный облик: духовность становится для художника главной чертой характеристики (если, конечно, мастер видит ее в самой модели).
В последний год Вишняков активно занимался иконами для церкви Зимнего дворца, был очень увлечен этой работой (как мы знаем иконы позже переписал Ф. Фонтебассо, а еще позже, уже в другом столетии, они погибли в страшном пожаре). Статуарная пластика фигур художника придает им величавый оттенок вечности, незыблемости. Эти записи – авторские, т. е. Вся жизнь – в лице и лица эти чаще всего открыты миру и перед миром.
По композиции и характеру письма к портрету Тишинина примыкает еще несколько произведений, атрибутированных как принадлежащие кисти Вишнякова (портрет М. С. Бегичева (Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва) портрет И. И. Кацарева (Художественный музей Беларуси, Минск) и пр. ). Лишь гербовая грамота в руке приписана позднее каким-то посредственным мастером (химический анализ показал, что она выполнена другими пигментами). Каравак "свидетельствовал" его умение "писать изрядно персоны с натурального".
Именно благодаря подчеркнутости этого несколько деланного жеста и усиливающейся с годами условности изображения портреты Вишнякова выявляют квинтэссенцию рокайльного стиля в его русском преломлении (ведь условность и театрализация: "чистая театрализация", как верно заметил А. Д. Чегодаев, – ярко выраженные черты рококо). Стб. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи их театральность и праздничность. Елизавета Петровна, которая при восшествии на престол дала обет отменить смертную казнь и которая даже в отношении опального семейства Анны Леопольдовны проявляла (изображала. ) милосердие, могла поощрить окончание портрета, разумеется, не в прежнем виде, с императором.
Чета Николая и Ксении Тишининых (1755 г. ) – помещики, Михаил Яковлев – сын знаменитого капиталиста, владельца сибирских железных дорог (парный портрет с супругой Степанидой, 1756 г. ), М. С. Бегичев (1757 г. ) – артиллерийский инженер, И. Н. Коцарев – представитель Комнатной конторы. Николай Иванович Тишинин представлен в почти поколенном обрезе, анфас к зрителю. Около четверти века он возглавлял Живописную команду Канцелярии от строений, т. е.
Но лицо поражает живыми глазами, жизнью души, вырвавшейся через этот взгляд наружу. Учился у Л. Каравака и А. М. Матвеева. В его детских пор третах много тепла, тонкого проникновения в хрупкий мир ребенка. Он учился у них многому, но оставался при этом верен своим принципам понимания образа. Вишняков – мастер психологической характеристики.
Технико-технологическое исследование портрета внесло ясность. От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична.
В 1714г. Портреты, которые долго были единственными, связываемыми с именем Вишнякова и с которых началась его слава изображают детей начальника Канцелярии от строений Виллима Фермера (оба – ГРМ). Эта живопись – точно вишняковская, со всеми признаками его письма.
Историками искусства давно доказано, что вторую половину 1720-х – 1730-е гг. Портрет переделывался при жизни художника (он умер в середине 1761 г. ) и вот таким образом можно было бы предположить, что переписки принадлежат самому мастеру. Левой рукой регентша обнимала своего царственного сына: его круглое большеглазое лицо, детали одежды (камзольчик, манишка, манжеты, аграф у шеи) по сей день читаются невооруженным глазом из-под записей.
наградной портрет. ), а главное – она была не одна. Так повелось еще с петровских времен, в эпоху осознания личностной ценности, укрепления веры в человеческие возможности, силы и разум. Выступал также как реставратор, писал иконы и портреты. Часть из них исполнена "по образцу" (например изображение Елизаветы Петровны), а другая, наиболее интересная, возможно, выражала собственный замысел художника, но, несомненно, также была официальным заказом. Камзол обильно украшен золотым шитьем, как и черная треуголка. До Каравака Вишняков учился в команде Василия Грузинца, прошедшего выучку Оружейной палаты.
СПб., 1880. Т. 1.
Художник передал нам через века мимолетное и хрупкое обаяние этой женщины. эталонное, произведение Вишнякова. В Холмогорах Анна Леопольдовна прожила четыре года и в 1746 г. умерла.
А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. Ее образ хрупкий и трогательный, вся она похожа на какой-то невиданный цветок. Был ли болен (о чем имеются документальные свидетельства). Парадный туалет завершают веер в правой руке и часы у пояса. Портреты Яковлевых зрительно не похожи на подписные и датированные (т. е.
Близость проявляется не только в возрасте моделей, но и в позе (Голицын представлен в рост, с расставленными ногами, правая рука засунута за борт камзола, левая, сжатая в кулак, уперта в бок), в цвете одежды, где преобладает красная гамма, а главное – в лице. Однако сам этот стиль был понят им иначе. И. Э. Грабаря (Москва), показало, что живопись, несомненно, была значительно богаче, пока портрет не пострадал от утрат, от смытостей верхнего живописного слоя и грубых записей в результате небрежных реставраций. Что касается ее облика, то о нем современники отзывались по-разному. 1750) и ее брата Вильгельма (Вилима) Фермора (вторая половина 1750-х годов оба портрета – в Русском музее, Петербург), Н. Тишинина и его супруги (1755, Историко-художественный музей, Рыбинск эти две картины являются единственными подписными работами Вишнякова). Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар.
С. 50). В то же время эта пышность вызывала у него несколько ироническое отношение и он тонко, но немного нарочито подчеркивал громоздкость сковывающих движение костюмов. 1.
ВИШНЯКОВ Иван Яковлевич, российский художник-монументалист и портретист. (подробнее об этом см. : Ильина Т. В. Иван Яковлевич Вишняков.
1756 И. И. Коцарева, до 1759 и др. ). Это будет прослеживаться на протяжении всего XVIII в. (подобную "иконописную кладку" Н. Н. Пунин убедительно доказывал даже на Д. Г. Левицком). С. 259). Инфанта юна, но уже полностью осознала свою исключительность, свою силу и величие. Их композиционная близость порождена сходством поз, обусловленных огромными кринолинами, столь неудобными и влекущими за собой жест расставленных рук.
Голова имеет также свободный, несколько горделивый постав. И разве приходится удивляться тесной связи с древнерусским искусством отечественных мастеров вроде Вишнякова, Аргунова или Антропова, если даже некоторые иностранцы испытали это влияние. Ее уверенность и надменность прекрасно переданы гениальной кистью Веласкеса, но в ее образе начисто отсутствуют поэтичность и лиризм девочки Фермор. Модели их разительно не похожи друг на друга по своей сути. М., 1974. Портрет Сары Элеоноры Фермор – парадный исполненный по всем законам жанра. Портреты только что женившегося (1756) сына и его молодой жены могли быть заказаны одному из наиболее известных русских портретистов того времени.
Высокое профессиональное мастерство обеспечивало ему еще большую нагрузку и живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. Но разве стебли цветка должны быть узаконенной длины. Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». В этот год, после смерти А. Матвеева, Вишняков стал мастером и принял руководство над Живописной командой. Среди них – портреты императрицы Елизаветы Петровны (1743), Ф. Н. Голицына (1760 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва), Сарры-Элеоноры Фермор (ок.
Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. В портрете эта традиция присутствует несомненно. Жизнь и творчество. Однако русский мастер не следует слепо системе выразительных средств рокайля.
Вып. Имевший столь большой успех "канцелярский" портрет до нас не дошел.
"Слабая, неряшливая, неопрятная правительница. Руки сложены на животе, поза спокойная, не лишена некоторой величавости, хотя никакой внешне выраженной торжественности в ней нет. В 1739 г. Анна Леопольдовна была выдана за принца Аптона-Ульриха Брауншвейгского.
Русский провинциальный некрополь. Фон был пейзажным: на рентгенограмме отчетливо просматриваются мазки голубого неба и зелени, перекрытые новым фоном. Он не подписной, но об авторстве Вишнякова свидетельствует твердая семейная традиция (портрет не выходил из рук одного семейного клана). Портреты не были реставрированы, они не пострадали от времени. Достоверных произведений Вишнякова дошло до нас совсем немного.
На рентгенограмме, на которой незаметно отсутствие лессировок (смытых в портретах Тишининых), разница в технике исполнения практически отсутствует: характерный для Вишнякова длинный мазок, определенная грунтовка холста использование грунта в тенях, особенно у глаз, носа, губ манера лепки лица. Век, который последующие поколения создавали в мечтах. Кажется, можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов.
он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». Но его костюм ярче, локальнее по цвету, он написан не киноварью, как кажется сначала, а красным реальгаром (сернистый мышьяк), редким, необычайно красивым по оттенку. Трудно сказать, почему сам Вишняков не делал эти исправления. Имеется и еще одна черта в творчестве Вишнякова, знаменующая новую эпоху. Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. С 1753г.
Помимо обычного сходства (а что такового он достигал, доказывает сравнение портретов детей Фермор с портретом их отца исполненным Антроповым уже после смерти Вишнякова), он всем живописным строем картины создавал атмосферу внутренней жизни. Пудреные волосы по моде того времени схвачены на затылке черным бантом. Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть «особая интимность и непритязательность», обаяние и цельность образа.
Среди жанров станковой живописи портрет остается (с определенными модификациями, вызванными различием условий и вкусами правительниц) ведущим жанром и в 1730–1750-е гг. И это стремление изображать ни чем не знаменитых людей, раскрывать перед зрителем особое, личное пристрастие к обычному человеку стало несомненным новаторством художника в русском искусстве.
Художники Г. Молчанов, И. Бельский, А. Антропов иконописец М. Колокольников и десятки менее знаменитых художников были учениками этого замечательного педагога и заботливого наставника. С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ). Дальнейшее его продвижение было довольно значительным. Разница между искусством Вишнякова и Каравака – это разница между русским и европейским искусством. Это справедливо с точки зрения академической правильности рисунка. Степанида Степановна была старше мужа на четыре года, что видно на портрете. Слева видна колонна. Последний по времени известный портрет Вишнякова – изображение князя Федора Николаевича Голицына "на девятом году своего возраста", о чем свидетельствует старинная надпись пером на подрамнике портрета (ГТГ).
Женский портрет вызывает ассоциации с древнерусским искусством. Парные портреты Яковлевых написаны Вишняковым почти в то же время, что и чета Тишининых. Приемы художника (особенно в одежде) напоминают иконописные способы доличного письма, определяющие всю своеобразную палитру мастера. Автор парадных (императрица Елизавета Петровна, 1743, ГТГ) и камерных портретов (супругов Н. и К. Тишининых оба 1755, Историко-художественный музей, Рыбинск четы С. С. и М. С. Яковлевых, около 1756, оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург). Несмотря на скованность позы, от всей ее хрупкой фигуры веет высокой поэзией и ощущением торжественности момента.
"За особо оказанные Его Величеству услуги" (имеется в виду император Петр III) в 1762 г. Савва был пожалован в титулярные советники и в том же году по именному указу Сената произведен в коллежские асессоры (штаб-офицерский чин), что давало ему право почитать себя потомственным дворянином. Обнаружив талант живописца, с 1727 работал в Канцелярии от строений под руководством французского живописца Л. Каравака, усваивая стилистику западного барокко и рококо (уже в 1731 Каравак рапортовал о его «склонности писать персоны» и «добром происхождении в науке»). Оно начисто лишено галантности и гривуазности Франсуа Буше или Жан Оноре Фрагонара. М., 1979) технико-технологическое исследование исполнено С. В. Римской-Корсаковой). в мастерской И. П. Аргунова его учениками вроде Ивана Саблукова или Кирилла Головачевского.
М., 1914. " (Васильчиков А. А. Семейство Разумовских. До нас дошел длинный список его трудов и всего лишь несколько сохраненных картин.
Вишняков исполняет в эти годы целый ряд портретов "по образцу" (Екатерины I, Петра II и др. ), чаще всего используя для этого "тип Каравака".
Техиико-технологическое исследование, проведенное в научно-реставрационных мастерских им. О первых опытах Вишнякова-портретиста мы, к сожалению, ничего не знаем. Но это удивительно только на первый взгляд. Материалы и исследования. Сравнивая изображение Михаила Яковлева с портретом его отца кисти Мины Колокольникова (1730–1740-е, ГРМ), можно заметить разительное сходство, не столько внешнее, сколько в характере.
5. Но еще в конце 20-х rr. Одинаковый способ подложки: оранжево-коричневые охры, ничем не закрытые в портрете Тишинина и имприматура в портрете Ксении в изображениях Яковлевых представлены в обратном порядке, так как написаны в обратном колористическом ключе. 1878.
пожалован чином надворного советника и приведен к пр исяге. До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). И Сара Фермор, действительно, как мечта. В документах не раз упоминается о заказе Вишнякову царского портрета: в 1742 г. – для Аничковских триумфальных ворот и "для постановления Персоны" в Канцелярию от строений в 1743 – в строящийся Летний дворец с указанием таковой же, "какова в Канцелярии от строений написана", в 1757 г. – в Статсконтору и тоже по типу прежней ("против той, которая была учинена во оной Канцелярии в 1743 году"). И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». К лучшим произведениям Вишнякова принадлежат поэтичные портреты детей (Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Ферморов, около 1750 и 2-я половина 1750-х годов, оба – ГРМ князя Ф. Н. Голицына в детстве, 1760, ГТГ), в которых грация фигур и изысканность колорита в духе европейского рококо сочетаются с наивной плоскостностью парсунной традиции.
Руссо. Во всех них есть нечто общее не только в почерке, что естественно, но и в характере. С. 9). С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ). Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. Глуше, беднее и общий тон портрета в сравнении с женским. Но разве сам Василий Баженов так уж далек от традиций зодчества Древней Руси.
Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ). Портрет предположительно был заказан Вишнякову как парный к портрету Сары в 1758 г. в связи с введением Георга в графское достоинство, но не позднее конца 1760 г., так как в декабре этого года вышел указ о ношении в русской армии при военной форме сапог на низком каблуке и уж никак не позднее 1761 г., поскольку в этом году мальчик Фермор был произведен в офицеры и тогда его следовало бы изобразить совсем в другом военном костюме. В позе Анны Леопольдовны при всей интимности облика есть что-то торжественно-застылое, статичное исключающее случайное и мгновенное. Это портреты купеческой четы Яковлевых из собрания Эрмитажа. Два деревца на фоне так тонки и хрупки, что почти нереальны.
Портрет в русском искусстве всегда был проверкой мастерства. Но даже если бы их осталось всего два (долгое время были известны только "Ферморы"), то и этого было бы достаточно, чтобы считать его одним из наиболее значительных художников, определивших дух искусства середины столетия.
Во время путешествия Екатерины II в 1767 г. по Волге Тишинин готовился принять ее у себя. Правки портрета исполнены, как показало исследование, той же рукой, что и сам портрет. 1271-1336). Роза на груди перекликается с красной лентой в волосах.
Ярко-белый цвет затухает и переходит в пепельно-серый в волосах. Возглавив «живописную команду» Канцелярии от строений после смерти А. М. Матвеева (1739), Вишняков руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах, а также по оформлению придворных торжеств. Если за дату рождения Ф. Н. Голицына принять 1751 г., как указано в "Роде князей Голицыных", то, учитывая надпись на портрете ("на девятом году своего возраста"), он был написан в 1759–1760 гг., как и датируется в каталоге ГТГ. Поза модели спокойна.
Завернутые кромки холста подтверждают, что портреты были одинаковых размеров. Это особенно важно, учитывая, что перед нами подписное, т. е. Лицо отмечено индивидуальными чертами: желтоватое, немного припухшее, оно оживлено выразительным взглядом узких карих глаз. Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на массу второстепенных работ. В 1714 был прислан в Петербург вместе с другими мастеровыми и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья.
Портрет Ксении Ивановны Тишининой также дублирован. С. 74). эталонные) портреты Тишининых.
В 1730–1740-е гг. ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699–1761), русский художник, представитель нового русского искусства, вызванного к жизни реформами Петра I. Родился в Москве в 1699 в семье «шатерных дел мастера». Фон в портрете Тишининой (боскеты и аллеи) взят в контрасте с красным платьем. Первый сын от этого брака, будущий несчастный император Иоанн Антонович, родился 12 августа 1740 г. Правление Анны Леопольдовны, ее регентство при малолетнем сыне длилось совсем недолго – ровно год: с ноября 1740 по ноябрь 1741 г. Это был год, полный ожесточенной борьбы с супругом за право соправления – для нее самой и тревог, неуверенности в собственной судьбе – для всех, кто стоял близко к трону.
И над всем мирским, светским, пад сверкающим богатством вещного мира царит прелестное лицо Ксении Тишининой (не забудем, что смытость верхнего красочного слоя исчезнувшие лессировки не позволяют нам увидеть всей тонкой характеристики жизни этого лица). подписных и определенно авторских работ (в данном случае – портретов четы Тишининых), что в микроскоп и на рентгенограмме их можно даже спутать. В скупом наследии Вишнякова насчитывается десяток портретов.
В ГРМ было проведено их полное технико-технологическое исследование. Сын «шатёрных дел мастера» с 1714 года жил в Санкт-Петербурге. В нем есть спокойствие, доброжелательность и серьезность. Отец детей, выходец из Шотландии, свою судьбу связал с Россией, за беспорочную службу заслужил высокие награды (ордена Андрея Первозванного, Александра Невского, Анны, Белого Орла). Но ведь и сам Вишняков не расстается полностью с этими приемами (плоскостной фон, узор вещественномастерски переданных тканей не всегда ложится по форме и т. д. ).
Однако речь в данном случае идет не о разнице принципов, а о разной степени умения. П. И. Бартенева // РА. Круглое розовое лицо Елизаветы Петровны красиво, молодо, спокойно и ласково-приветливо. Возможно, что именно так мастер получил заказ на парные портреты, о которых идет речь.
Л. Колокольников, Г. Д. Молчанов) было очень редким. Как ни парадоксально, виной тому их прекрасная сохранность. Но здесь имеет место прежде всего общность костюма, аксессуаров, а не почерка автора. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками.
Его заказывали царствующие особы, двор, знать. Детали одежды переданы так же тщательно, как и платье его сестры. Рукава заканчиваются широкими оборками дорогих кружев. Затем Голицын был в Германии, Англии, Голландии, Париже, вращаясь в самом высоком свете в Версале он находился в день смерти Людовика XV (10 мая 1774 г. ), где был представлен новому королю и Марии-Антуанетте. В этом смысле среди русских мастеров он был первой и одинокой фигурой. Живописные принципы Вишнякова, особенности его живописных приемов, его индивидуального почерка, образного строя, эстетических вкусов в чем-то родственны традициям мастеров XVII в. Во-первых, Вишняков главное и исключительное внимание обращает на лицо, трактованное всегда максимально объемно, в котором он старается передать весь сложный и многогранный душевный мир человека.
Захватив европейское искусство, рококо приобрело в России определенные национальные черты. Черные со шпорами сапоги, мушкет, сумка и шпага на золоченом темляке довершают наряд. До предела занят монументальными работами. кн.
Оно передано иллюзорно-вещественно, можно безошибочно узнать вид ткани, но цветы по муару рассыпаны без учета тяжелых складок. Наконец, у Вишнякова, как правило, в портрете нет глубины пространства. В этом его можно сравнить, пожалуй, только с Иваном Никитиным. Можно только удивляться тем объемам работ, которые легли на плечи Ивана Яковлевича. по: Брикнер А. Г. Записки иностранцев о России в XVIII столетии. Женский портрет лиричнее и теплее мужского.
Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г.
Участвовал в оформлении торжеств в Москве по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны (1742), в монументально-декоративных работах по отделке Петропавловского собора, церкви Симеона и Анны, Летнего, Зимнего и Аничкова дворцов в Санкт-Петербурге, Больших дворцов Петергофа и Царского Села, дворцов Москвы и Киева писал иконы, занимался их реставрацией и экспертизой. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). Специфическими чертами отмечено и живописное решение портретов Вишнякова. Личным же пристрастием художника в этой сфере выступают детские портреты (дети Фермор, мальчик Голицын), написанные с необычайным вниманием к детскому миру и большой теплотой.
Колорит его теплый в сравнении с холодной гаммой парного ему портрета. С 1742 г. до ухода в 1757 г. в действующую армию (во время Семилетней войны) он был начальником Канцелярии от строений, вот таким образом заказ на портреты детей главе Живописной команды его же ведомства, ведущему художнику, руководившему многими монументально-декоративными работами и выступавшему экспертом для еще большего количества других произведений, кажется вполне естественным. Как бы ни была плоха сохранность портрета (худшая в сравнении с мужским) при всех смытостях, которые не дают отчетливо увидеть мазок, очевидно, что он написан в более сложной технике различных имприматур.
На портрете Апиа Леопольдовна изображена сидящей в черном с золотой окантовкой кресле, в оранжевом платье, с белой косынкой на плечах и в такой же белой повязке на голове, чуть желтоватых от цвета платья, как и кружева манжет. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г.
В 1907 г. они были проданы в музей императора Александра III из семьи Альбрехт-Стенбок и в том же году Н. Н. Врангель поместил о них восторженную статью в журнале "Старые годы". К сожалению, от монументальных работ Вишнякова ничего не сохранилось (последняя погибла в годы Великой Отечественной войны) и мы знаем о них – день за днем – лишь по протоколам Канцелярии, архивным документам. Воцарение на престоле дочери Петра вселяло большие надежды в сердца русских людей. Действительно, фигура и поза Сары условны, задник трактован плоскостно – это откровенно декоративный пейзаж, а не пейзажная среда (вспомним о нарочитой "театрализации" живописи XVIII в. ), однако лицо на его фоне подчеркнуто объемно.
И. П. Аргунов будет всегда верен этому принципу (портреты Лобановых-Ростовских, автопортрет и портрет жены – примеры можно продолжить). Конечно, этой скульптурности объема Вишняков учился прежде всего у Каравака. Мы можем только удивляться стойкости этих черт у такого мастера, как Вишняков, писавшего сложные многофигурные композиции плафонов на сюжеты Священного Писания или из античной мифологии и работавшего в тесном содружестве с Дж. А ведь это не что иное, как претворение в искусстве XVIII в. живописного принципа древней иконы. В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо. Обращение некоторых его учеников к портрету (М.
Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. Рыбинский историко-художественный музей Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность («Портрет Вильгельма Георга Фермора»). У Яковлева было пять сыновей, одного из них – Михаила и увековечил художник.
Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. брошь. Рукава также заканчиваются пеной кружев. В подписном портрете все это представляет особый интерес. С 1727г.
Рисунок губ, носа, подбородка, лепка зрачка, век, пальцев с характерным вывертом мизинцев, который, наверное, должен (по эстетике русского рококо) означать особенную женственность изящество и который плохо отвечает правилам анатомии, – все это будет повторяться и в "Саре Фермор" и в "Ксении Тишининой". Изменения в положении Анны Леопольдовны вызвали и изменения в композиции портрета: младенец был записан, а вместо регалий художник изобразил косынку (привычную, как мы видели, деталь ее туалета), все опростив и лишив портрет первоначального предназначения. Украшающий ее белый бант перекликается по цвету с белым галстуком. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. С. 208).
Обыкновенный парадный заказной портрет превратился в торжественно-величавое произведение, послужившее провинциальному художнику Ивану Березину прототипом для создания значительно более архаического, но не менее торжественного посмертного живописного памятника Тишининой (1759). 9. 6). Несколько раз князь Голицын исполнял дипломатические поручения при иностранных дворах.