Парный портрет жены художника (в котором по аналогии можно усмотреть портрет неизвестной, портрет жены архитектора, скульптора и т. д. ), Марии Николаевны Аргуновой (1760-е, ГРМ), очень красив по колориту, построенному на противопоставлении лимонно-желтого платья и темно-синего плаща, более импозантен, но и более холоден. К ним можно отнести такие картины Ивана Аргунова, как «Портрет графа П. Б. Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской.
В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Однако уже в портрете офицера Конногвардейского полка князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского (1750, ГРМ), первой известной нам работе Аргунова в этом жанре, очевидна связь художника со старорусской живописью: лицо тщательно моделировано, поза при подчеркнутой горделивости статична, одежда написана жестко.
Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему. Особенно хорош портрет княгини. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок.
Колорит построен на игре и взаимодействии тончайших оттенков зеленоватых (цвет халата), коричневых (мех опушки) и оливковых (фон) цветов, с вспышками голубого и розового в шейном платке. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Портреты, как это характерно для времени, решены в противоположном цветовом ключе. Ну и, наконец, он знаменит своей молчаливостью".
Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. В 1770 – 80-е rr. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение – «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) – первое такого рода в русском искусстве. Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья». Также был И. П. С. 189). Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники».
Уже одна из его самых ранних работ «Портрет княгини Лобановой-Ростовской» построена на колористическом контрасте холодных и теплых цветов и одновременно передаче характера модели, а не только ее внешней привлекательности. Эту традицию художник продолжил и в многочисленных портретах Шереметьевых («Портрет графини Варвары Шереметьевой», «Портрет графа Петра Шереметьева». Из-за постоянной работы по дому, в качестве управляющего, художник пишет весьма редко.
Шереметевой» (1866). А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Черкасского.
В портрете жены Лобанова-Ростовцева – Екатерины Александровны, урожденной княжны Куракиной, парном к мужскому исполненном через четыре года (1754, ГРМ), художник, быстро усваивавший уроки западноевропейского мастерства, становится более изящным в письме. Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых. Похищенные калмыцкие дети нарекались русским именем, новые хозяева воспитывали их девушек потом выдавали замуж.
По приказу императрицы Елизаветы Петровны к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие: А. П. Лосенко, ставший позднее профессором и директором Академии художеств, К. И. Головачевский – инспектор Академии художеств и И. И. Саблучок. Собственно, те же задачи решат художник и в "Автопортрете" (конец 1750-х – начало 1760-х, ГРМ). В «Портрете неизвестного художника» и «Портрете неизвестной» художник создает новый тип изображения – «интимный портрет».
Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками. Письма дамы, прожившей несколько лет в России, к ее приятельнице в Англию // Безвременье и временщики. Шереметьевы отметили его дар и сделали своим придворным портретистом.
После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Шереметева сначала в Петербурге, а позже в Москве. Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И. Самые лучшие картины Ивана Аргунова, по мнению многих критиков, это камерные портреты К. А. Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. Никаких препятствий Шереметев не чинил.
Портрет княгини потрясает.
Шереметева. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. Мода на калмычат была большой. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. Сам заваливал его работой.
Аргунова и у Г. Х. Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Художник как – будто оголяет их души, раскрывает тайну их сущности.
Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. М., 1996. Наиболее характерными для художника представляются портреты 1760-х гг.
Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Аргунов являлся придворным портретистом Шереметевых и вот таким образом неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П. Б. Шереметева» и парный к нему «Портрет графини В. А. Шереметевой»). Особенно хорош портрет княгини. Люди понимающие, с верным глазом удивлялись на этот прирожденный артистизм, отменный вкус, тонкость: и цвет он чувствовал лучше учителя и линия была не такая жесткая, сухая, как у немца и форму лепил он свободно, без рабской привязанности к каким-нибудь образцам. Сердце в нем было бронзовое, душа – несогреваемая льдина. Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». П. И. "Все суды были им куплены, когда дерзал кто входить с ним в тяжбу.
Но совсем недавно искусствовед Т. А. Он рисовал императриц Елизавету Петровну и Екатерину II. Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х.
Впрочем, не только о талантливости крепостных мастеров думаем мы, глядя на их полотна, но и о трагедиях, которые скрывают они. К счастью, традиционная закваска позволила ему сохранить при этом свое лицо. Отсюда и барочный характер его ретроспективных портретов. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. В своем искусстве он сумел очень гармонически соединить барочные традиции Европы и элементы русской иконописи. «Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века.
В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. Императрица Елизавета Петровна, очарованная талантом Аргунова, как-то издала специальный указ, по которому трех мальчиков из придворного хора -- Лосенко, Саблукова и Головочевского -- отправили учиться живописи именно к Аргунову. Кроме того, он еще обучал других мастерству «художества». Можно добавить, что молодой граф П. Б.
Аргунов – сын). Лишь легкая улыбка трогает ее губы, а глаза смотрят задумчиво и даже грустно для 16-летней девушки (для современного зрителя, осведомленного о ее дальнейшей жизни, это ощущается как предчувствие: у Варвары Петровны оказалась нелегкая судьба – она была несчастлива в браке с Разумовским). Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. Холодная цветовая гамма голубовато-серых и лимонно-серебристых, серебристо-дымчатых (в волосах) тонов женского портрета разработана в сложной игре оттенков, в чем, несомненно, сказалось влияние Гроота.
В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали». И в то же время он всю жизнь оставался крепостным графа П. Б. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства. Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия.
И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию. Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой. В ее лице нет ни жеманства, ни манерности. Его мастерскую проходили будущие академики живописи.
В отличие от многих русских художников, он никогда не испытывал нужду, но всю жизнь ощущал двойственность своего положения: с одной стороны – признанный художник, с другой – бесправный раб. Непосредственность и невинная ясность словно лучится из «Портрета калмычки Аннушки» (воспитанницы Шереметьевых). Портреты Аргунова, особенно парадные, всегда декоративны, как и у Антропова.
Фигура женщины по-антроповски грузна, заполняет собой весь холст. Иван Петрович Аргунов (1729–1802) несколько младше Л. П. Антропова, но его активный творческий период приходится на те же 1750–1760-е гг., что и у Антропова. Отец Н. И. Важное место среди работ Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты.
В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Но почему черенок кисти изогнут. За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны. Портрет маленькой Софьи Матюшкиной (1763, ГТГ) К. И. Головачевского объединяет черты того сложного узора, который представляет собой отечественное искусство середины столетия. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши».
Все эти подробности биографии П. Б. Шереметева мы не можем, конечно, прочитать на портрете, но то, что художник не стремился как-то приукрасить свою модель (разве что костюмом), очевидно. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б. В портретах отражена личность. Речь идет о «Портрете калмычки Аннушки» (1767).
Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века.
Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. Шереметевой» и «Портрет В. П. из Останкинского дворца-музея. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи.
Специального художественного образование Иван не получил. Женский портрет Аргунова написан более изысканно, в голубовато-серой гамме (беличий мех на плечах, седые волосы), с сильным всплеском голубого в атласном банте на груди.
Если в портретах современников художник стремился создать атмосферу изысканной и в то же время непринужденной светскости, свойственную рококо, то в посмертных портретах, напротив, преобладающими являлись барочные черты. Он стал управителем в доме П. Б. Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. В 1760-е года начался настоящий рассвет в творчестве Аргунова.
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы.
Россиянам же И. П. Аргунов владел западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично сочетал иностранную технику с подлинно русской самобытностью. Панина. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх.
Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Шереметеву «Миллионным домом». Кроме этого, особую роль в творчестве портретиста также сыграли изображения юношей и детей.
Некая жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом придает портрету своеобразную хрупкую нежность. Иван Петрович вырос в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова. С. 237–238). Еще в 1753 г. к нему в обучение были отданы три (имеются сведения, что четыре, но имя четвертого до нас не дошло) мальчика из певческой капеллы ("спавшие с голоса"), все трое в последующем – известные русские художники: Антон Павлович Лосенко, будущий профессор Академии художеств и руководитель класса исторической живописи, а также Кирилл Иванович Головачевский (1735–1823) и Иван Семенович Саблуков (1735–1777), оба впоследствии замечательные педагоги. Четыре портрета из ретроспективной серии находились в "наугольной" овальной зале Фонтанного дома в Петербурге (ныне – в музее "Кусково"), Естественно, Аргунов не мог писать этих лиц с натуры: он родился через 10 лет после смерти Б. П. Шереметева.
В «Портрете Екатерины Второй» он воссоздал все стандарты барочного триумфа и сложной игры складок на ткани, в портретах Шереметьевых представил нам изысканность, подчеркнутую игрой темного фона и света, сфокусированного на лице и одежде моделей. В настоящее время среди всех работ Аргунова самым большим спросом пользуются репродукции картины «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784). Расцвет творчества художника приходится на конец 1750-х — 1760-е годы и связан с эстетикой рококо. Свои первые уроки живописи Аргунов получил у рокайльного мастера Георга Гроота в их совместной работе над иконостасом Воскресенской церкви Екатерининского дворца в Царском Селе (погиб во время Великой Отечественной войны). Его картина стала первым полотном на крестьянскую тему в русском искусстве.
Получила превосходное воспитание и образование. Это прежде всего портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева, одного из немногих отказавшихся принимать участие в деле царевича Алексея ("не мне судить цареву кровь"), знаменитого полководца и верного сподвижника Петра I (прах умершего в 1719 г. фельдмаршала император сопровождал с непокрытой головой от Зимнего дворца до Александро-Невского монастыря). Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. Его дядя был дворецким князей Черкасских, а позднее управляющим в доме графов Шереметевых. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений. Художник умер в 1802 году, так никогда и не узнав вкуса свободы.
Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. Многие знаменитые портреты этой галереи принадлежали кисти крепостного Ивана Аргунова, среди них известный парадный посмертный портрет великого генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева и его жены Анны Петровны Нарышкиной, портрет самого Петра Борисовича и другие. Занимается хозяйственными делами. Часто он писал поясные портреты используя минимум оттенков цветовой палитры.
Был крепостным графа П. Б. "Калмычка Аннушка" (1767, "Кусково"), воспитанница Варвары Алексеевны (таких экзотических детей тогда модно было держать богатым господам), прямо на зрителя держит гравированный портрет своей недавно умершей благодетельницы.
Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Однако его лучшей работой по праву считают загадочную «Неизвестную крестьянку в русском костюме» изображающий женщину, одетую в отвечающий всем этнографическим правилам костюм жительницы Московской губернии. Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы.
Шереметева. Но смерть никого не чтит. СПб., 2004. Пришла роковая минута и очи московского Креза вечным сном смежились" (это написано в 1788 г. – в год смерти Шереметева).
В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. Совсем юной Екатерина была представлена ко двору, где сразу завоевала звание одной из первых красавиц. С ранней юности Иван Петрович Аргунов начал писать портреты русской аристократии.
и Я. И. По-разному складывались у них судьбы, различны были их таланты. Бахрушина, Киевском музее русского искусства, музеях Рязани, Уьяновска и других.
Вся юность будущий художник должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Что думал о своем положении и жизни портретист. Среди этих портретов есть и парадные и полупарадные и камерные.
Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля. Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. В1747 г. вместе с Гроотом он создает иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Шереметева, 1768, Кусково).
Т. 1. И. Аргунов. Особенно хорош портрет княгини.
Работы у живописца было много – как в области хозяйственной, так и в сфере искусства, ведь ему приходилось делать огромное количество заказов. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты. Картины Ивана Аргунова являются по своему жанру парадными и одновременно камерными, «интимными». Вероятно изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи). В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых.
Форма лепится иначе, чем у Антропова. В мужском портрете (П. Шереметева, хотя был доверенным лицом своего «хозяина», профессионально управляя громадными владениями Шереметевых. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). За последние годы за произведением окончательно утвердилась атрибуция автопортрета (возраст, характер взгляда, как бы направленного в зеркало, всматривающегося в свое изображение, расположение инструментов, которые в соответствии с "Иконологическим лексиконом" если и не совсем соответствуют аллегориям, сопровождающим живописца, то во всяком случае связаны с художествами и позволили исследователю видеть здесь монограмму Аргунова: "ИПА"), Поворот головы и туловища сообщают композиции барочную динамичность голова, руки, складки одежды моделируются тонкой светотеневой игрой колористическая гамма очень сложна.
Произведения периода 1750 – 1760-х годов начинают новый этап в творчестве Ивана Аргунова. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И.
Шереметева» (1763), «Портрет графини В. А. Раскосые глаза на смуглом лице ("таракушки", как называла их Шереметева) – живые, быстрые, взгляд смышленый и эта живость близка уже искусству XIX в., сродни карандашным портретам О. А. Кипренского. И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. В Москве он уже совсем не работает как художник.
Но именно в эти годы он создал едва ли не самое знаменитое свое произведение, – «Портрет неизвестной в русском костюме». В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Шереметева. На картине изображена женщина в наряде крестьянки Московской губернии.
Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Оставаясь крепостным всю жизнь, Аргунов, естественно, не раз писал своих хозяев. Ранее он значился как "портрет неизвестного", потом как "портрет архитектора", затем скульптора (даже более конкретно – скульптора Федота Шубина).
А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б.
Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). Возможно, учился живописи у двоюродного брата Ф. Л.
Подобной характеристики нет ни у Гроота (портрет 1746, ГТГ), ни у Ротари (1750-е, "Кусково"). Он прекрасно справился со своей задачей, создав парадный портрет монаршей особы и подчеркнув все тонкости пышного окружения императрицы. Троюродная сестра императора Петра II. Скоропадского.
– время расцвета творчества Аргунова. Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е). Однако на портрете младшей дочери Шереметевых – Варвары Петровны (1766, "Кусково") физический недостаток ("косина", как писали в XVIII в. ) оборачивается прелестной милой неправильностью, придающей очарование ее совсем юному, пухлому лицу и всему ее какому-то беззащитному облику. Будучи крепостным, происходивший из замечательной династии мастеров, давшей и архитекторов и живописцев, он попал к графу П. Б. Шереметеву в "приданом" его жены (урожденной княжны Черкасской) и помимо живописи вынужден был заниматься множеством других дел (в основном управлял домами графа в Петербурге и Москве). Заказов со стороны он уже не брал. Тайны истории в романах, повестях и документах. П. Б.
Это большие цветовые пятна. Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал. Гроота. Хрипунова, где он изображен вместе со своей супругой.
Аргуновых. О Петре Борисовиче Шереметеве писал князь И. М. Долгоруков (Долгорукий) в своих пленительных мемуарах как о человеке, богаче которого не было в государстве. Это свидетельствует об образованности супружеской четы. Это чистый, светлый образ русской женщины, с чистой душой.
В портрете Аннушки художник передал обаяние ее детской непосредственности, ее общительный и живой характер и правдиво, без экзотики показал национальное своеобразие ее облика. А. А.