Иван Николаевич Крамской (27мая 1837, Острогожск— 24марта 1887, Санкт-Петербург)— русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи художественный критик. Демократическая направленность творчества Крамского, его взгляды на искусство, представления о высоком общественном долге художника оказали существенное влияние на художественную жизнь России последней трети XIX в. - Да, в фонде графики имеется большой акварельный портрет работы Ивана Николаевича Крамского, на котором изображена неизвестная девочка с красной лентой через плечо, – услышал я от директора галереи Юлии Борисовны Тавризян. Крамской Иван Николаевич – художник-портретист, мастер исторической и бытовой живописи, общественный деятель и художественный критик. Иван Николаевич Крамской (27мая 8июня1837, Острогожск— 24марта 5апреля1887, Санкт-Петербург)— русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи художественный критик.
Это портрет «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского. Хотя эта картина и не характерна для творчества художника, но при одном упоминании его имени в памяти возникает образ этой пленительной женщины.
Его натура формировалась на писаниях критика и романиста Чернышевского. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками.
С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». Бросив «Артель», Крамской не пустился в «автономное» плавание – он страстно увлекся идеей Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения, которому было суждено войти в историю России под именем «Товарищество передвижных художественных выставок». В 1857 году Крамской поступает в Петербургскую Академию художеств. Его полотна покупали многие коллекционеры, в том числе — Павел Третьяков. Ее отправили в ссылку в Красноярск. Из-за чего в 1870 году художник покидает артель, которая после его ухода вскоре распалась.
Незаурядным произведением оказалась его Неизвестная (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства – загадочностью обстоятельств работы над нею). В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне». Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». «Четырнадцать бунтовщиков» были отчислены из Академии. Иван Крамской был выдающимся портретистом, одним из лучших своего времени.
«Мимолетное» его не интересовало – он ощущал себя пророком, бьющим в набат и страшно огорчался, когда ему казалось, что его не слушают. Это полотно создавалось в течении десяти лет. Но не стала серьезным явлением картина Неутешное горе (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. Художник продал картину мелкому коллекционеру. Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства. Среди них «Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника и Софьи Ивановны Крамской, дочери художника».
Но это только на первыйвзгляд. Картина «Н. А. Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь.
Таковы Автопортрет художника (1867) и Портрет агронома Вьюнникова (1868). Картину можно посмотреть в основной экспозиции музея им. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». В 1857 году поступил в Академию Художеств. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках.
Незаурядным произведением оказалась его Неизвестная (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства — загадочностью обстоятельств работы над нею). Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа. За Крамским был установлен полицейский надзор. Попытка воплотить фантастический мир в картине Русалки (1871) закончилась неудачей.
Крамской, разглядев талант в дочери, много занимался с ней сам. Впрочем, в реальности все оказалось не столь гладко. «Христа в пустыне» Павел Третьяков по тем временам купил за баснословные деньги – шесть тысяч рублей. Крамской говорил: «Это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына.
Не все ладно было в самом Товариществе. «В парке. Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности. Совет Академии отказал. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью. У Крамского сложились взгляды на искусство, близкие к реалистическим воззрениям Белинского, Чернышевского, Добролюбова.
Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. В 1932 году ее освободили по состоянию здоровья, она вернулась домой. Большинство передвижников обвиняет его во всех смертных грехах – и в том, что его работы стали «неискренними» и в том, что он «предал идеалы», приняв заказ на выполнение портретов членов царской семьи и в панславизме и в роскоши, в которой он якобы погряз и даже в том, что он носит модные красные чулки. Скупая и строгая гамма красок сразу же приковывает взгляд зрителя к лицу и рукам писателя. Правда иногда это «исполнительство» несколько походило на кабалу, но, ска- жем так, «кабалу» дружественную, теплую, основанную на взаимопонимании.
«Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву. В 1870-х годах Иван Крамской стал знаменитым художественным критиком. Тогда и был сделан первый набросок композиции. В 1863 – 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна.
Крамской был одним из самых талантливых учеников. Вскоре Академия присудила ему золотую медаль за картину Моисей источает воду из скалы. Все же именно в 1880-х гг. Вторую серебряную медаль художник получает за картину «Смертельно раненный Ленский». На полотне Христос изображен во время 40-дневного постав в пустыне после своего крещения.
Кто изображен на портрете. Многие из них правильно поняли замысел художника: не простую иллюстрацию к евангельскому эпизоду видели они перед собой, а картину-символ, воплотившую проблему выбора жизненного пути, вставшую перед честными русскими людьми в 70-х гг. Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову.
Кстати, в светском обществе того времени считалось неприличным надевать столь модные наряды, да ещё и выставлять их напоказ, вот таким образом внешний вид женщины намекал на её «лёгкое» социальное положение. И Васильев умер. Над этим произведением художник работал более пяти лет. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны.
В этот момент ей и протянул руку Крамской, взяв «на свой счет» все негативные оценки поведения его избранницы. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году. Позже в Артели появилось фотоателье. Это событие вошло в историю искусства как «Бунт четырнадцати». Художник Иван Крамской внёс неоценимый вклад в культуру. Отец художника был писарем.
Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Некрасов в период Последних песен» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). Крамской возглавил знаменитый «бунт 14-ти».
О картине Крамского «Христос в пустыне» 1872 года Лев Толстой писал: «Это лучший Христос, которого я знаю». Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках. Этот скандал получил широкую огласку.
В 1863 — 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1862 году, будучи студентом, Крамской стал преподавателем рисовальной школы общества поощрения художеств (здесь познакомился с Ильей Репиным, на живопись которого оказал значительное влияние). Через год она умерла в возрасте 66 лет. В год окончания Академии, в 1863 году, группа выпускников, всего четырнадцать человек, во главе с Иваном Николаевичем Крамским отказалась писать картину на заданную тему — «Пир во Валгалле», взятую из скандинавской мифологии.
Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью. Одна из самых интересных работ – портрет жены и дочери художника. Возглавил протест выпускников Академии (бунта четырнадцати), отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом мифологический сюжет. Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка». он поднялся на новую ступень – добился более глубокого психологизма, позволявшего порой обнажить сокровенную суть человека.
оказавшись в безвыходном положении. Эту работу не стал покупать П. Третьяков. Организовали «Артель художников», старостой и вдохновителем, которой стал Крамской. В 1851 году Андрей Деньер, окончивший Академию за два года до этого, открыл собственное «дагерротипное заведение». Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка.
Столь человеческий образ Христа в то время мог восприниматься как кощунство. П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. Новые идеи носились в воздухе, молодежь зачитывалась «Современником», а Чернышевского числила гением и пророком. В музее представлены материалы, посвящённые острогожскому периоду жизни художника.
«Четырнадцать бунтовщиков» были отчислены из Академии. В Острогожском историко-художественном музее им. Иван Николаевич Крамской – великий русский художник жанровой, портретной живописи.
Родился в городе Острогожске Воронежской области в семье писаря. Когда им предложили конкурсную тему «Пир в Валгалле» (автор лучшей картины получал большую золотую медаль и возможность поехать в Париж), студенты отказались и подали прошение, чтобы каждому разрешили разрабатывать свою тему.
На самом деле «заведение» было одним из первых российских фотоателье. Жизнь его была нелегкой, приходилось постоянно искать источники пропитания. Тут пригодились Крамскому навыки, приобретенные в прежних скитаниях.
Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи. И это оче-видный «Чернышевский» сюжет в судьбе художника – вспомним артель Веры Павловны. Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Мина Моисеев (1882), Крестьянин с уздечкой (1883). В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Даже в его письмах и дневниках нет никаких упоминаний.
Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. За картину «Моисей источает воду из скалы» он получил малую золотую медаль. Она откинулась на спинку экипажа, обитого темно-желтой кожей. Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знающего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» (1874, Государственная Третьяковская Галерея) или обаятельного в своем мудром лукавстве Мину Моисеева (1882, Государственный Русский Музей этюд к картине «Крестьянин с уздечкой», 1883, Государственный музей русского искусства, Киев). У него было множество заказов.
И. Н. Крамского. В 1861 году работая над эскизом программы на Вторую золотую медаль «Поход Олега на Царь-град», художник изучает данную историческую эпоху, пытаясь развить свое творческое воображение. Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Продолжение темы в картине «Хохот» окончилось поражением: работа так и не была завершена. 1867 год – первый неудачный вариант картины.
В музее им. Вечером художники собирались вместе и проводили время за чтением, рисованием, обменивались творческими планами и идеями.
Одним из его учеников был Илья Репин. Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885). Такова, например известная работа художника «Некрасов в период Последних песен» 1877 – 1878 года. Вэкипаже сидит, откинувшись на обитую темно-желтой кожей спинку изящная молодая женщина. В 1856 году Крамской перебрался в Петербург, где работал у лучших столичных фотографов. Лев Толстой сдала Ивана Крамского прототипом художника Михайлова, которому Вронский в пятой части романа «Анна Каренина» заказывает портрет Анны.
Крамской любил Некрасова как поэта-гражданина и восхищался его стихотворениями. Этот метод работы, основанный на раскрытии выразительности самой жизненной ситуации, Крамской противопоставляет сложившемуся ранее академическому методу — поиску красивых, но условных форм. Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866).
В Острогожске сохранился дом (ул. С белёными стенами под камышовой крышей он сразу же выделяется среди остальных построек. Выплаканные глаза, морщина прорезала лоб, поседевшая прядь волос.
Не только в таких монументальных полотнах, как «Христос в пустыне», отразились неустанные поиски художником идеала гражданственности и демократичности. Для его правдивой, честной и благородной души не было чужого горя. С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника.
Зрители были захвачены эмоциональной выразительностью и монументальным величием образа. Вся жизнь и творчество Крамского – ответ на этот вопрос. Молодые художники подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому тему для картины на соискание большой золотой медали.
В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. П. Петров. Работая в местной думе, он увлекся ретушированием фотографий. Некоторые ее участники скрывали свои доходы (декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы). Все же именно в 1880-х гг. В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».
Художник в основном писал портреты, хотя у него были и сюжетные полотна. Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты. » 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Возглавил протест выпускников Академии (бунта четырнадцати), отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом мифологический сюжет. Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Однако в этой ситуации проявился замечательный организаторский талант Крамского. Скоро его учителем стал М. Тулинов, который преподал ему азы живописи. В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой).
Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников». Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа. Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны. Пожалуй, одна из самых знаменитых картин Крамского – портрет «Неизвестная». В год окончания Академии, в 1863 году, группа выпускников, всего четырнадцать человек, во главе с Иваном Николаевичем Крамским отказалась писать картину на заданную тему – «Пир во Валгалле», взятую из скандинавской мифологии. Любящий муж и заботливый отец, Крамской часто писал свою семью.
Устав Товарищества так формулировал его цели: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Итак, 1863 год – знаменитый «бунт 14-ти», когда четырнадцать выпускников Академии во главе с Крамским, возмущенные тем, что им запретили писать конкурсную картину на «свободную» тему, предложив вместо этого очередную мифологиче-скую историю, отказались соревноваться за Большую зо-лотую медаль и хлопнули дверью. Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности. За Крамским был установлен полицейский надзор.
3. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка потом – на стуле и наконец – встала возле гроба. В этом можно убедиться, читая его переписку изданную А. Сувориным под редакцией В. В. Стасова Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи (СПб., 1888). Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей. В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба. И. Н. Крамского, названного в честь живописца, хранится живопись и графика художника.
Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885). Роспись получилась грандиозной. Они организовали коммуну под названием «Артель художников», старое-той и вдохновителем которой стал Крамской.
С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске». После того как Крамской покинул артель, его воодушевила новая идея Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения. Она продолжала заниматься живописью, участвовала в выставках. Строгая архитектура как бы дополняет образ этой красивой, величественной женщины.
Знак ордена носился на широкой красной ленте, которая надевалась через правое плечо. Софья вышла замуж за юриста финляндского происхождения Георгия Юнкера. Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет.
Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги. Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова (1877 оба – Государственная Третьяковская Галерея). Художник-демократ боялся весьма вероятных насмешек. Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала.
Вот таким образом его произведения проникнуты особенной драматичностью. оказавшись в безвыходном положении. 4. Дочь художника Софья Крамская тоже стала живописцем. «Искусство обширно и неисчерпаемо.
Отсюда пошел и обычай перевязывать конверты с новорожденными девочками красной лентой. И. Н. Крамского (бульвар Крамского, 4) можно посмотреть экспозицию о петербургском периоде художника. Красавица, смотрящая на зрителей свысока, одета по последней моде: шляпка «Франсиск» с пером, отделанное собольим мехом пальто, золотой браслет Все эти вещи стоили недёшево.
Вообще Крамской был очень требователен к художникам, чем нажил себе немало недоброжелателей, но вместе с тем строго относился к себе и стремился к самосовершенствованию. Здесь же он являлся участником известного Бунта Четырнадцати, когда ученики взбунтовались против навязывания темы для рисования к конкурсу, основанной на сагах Пир в Валгалле. Этот скандал получил широкую огласку. Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые. Будучи противником академического искусства, стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием Артели художников (1863). Тогда 14 лучших выпускников во главе с Крамским покинули Академию и основали первую в России Артель свободных художников, просуществовавшую до 1871 года.
Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. В эти годы Крамской сблизился с П. М. Третьяковым. Маршака, 14), где провёл детство Иван Крамской.
Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса. Оригинальная роспись Крамского была уничтожена. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Из-за большого количества заказов у художника не так много времени оставалось, чтобы писать «для души».
Это объединение известно нам из истории России под названием «Товарищество передвижных художественных выставок». В своем творчестве автор отстаивал принципы реализма. 5. В 1863 году у Ивана Крамского уже было две медали — Малая серебряная и Малая золотая. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Работа художника была долгой и мучительной.
Проблемы дали о себе знать буквально на следующий день после возникновения «Артели». Попытка воплотить фантастический мир в картине Русалки (1871) закончилась неудачей. Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях».
Некоторые работы он не успел закончить. В столичную Академию художеств Иван Крамской поступать не решался: не было начального художественного образования. И это еще один «чернышевский» сюжет его жизни.
Крамского «Христос в пустыне» (ныне в Государственной Третьяковской Галерее). Жизнь и творчество «рыцаря реализма» оставили глубочайший след в душе современников. Женщина в глухом черном платье, опершись рукой о кресло, смотрит отсутствующим взглядом. Товарищи последовали его примеру. Толстой изображен в рабочей блузе, в спокойной, сдержанной позе.
Крамской хотел запечатлеть нравственный выбор, неизбежный в жизни каждого человека. С каждым новым поколением открываются новые горизонты и новые пути», – писал он. «Бунтовщики» поселились на одной квартире каждый член Артели занимался самостоятельной работой.
Большие блестящие глаза холодны и бесстрастны. Интеллигент-разночинец идущий нелегким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всматривающийся в окружающий мир, – таким предстает художник в «Автопортрете» (1867, Государственная Третьяковская Галерея). Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса. В ее взгляде надменность и гордость женщины, сознающей свое обаяние.
Потом Попов уехал за границу и репутация молодой женщины «пала». Участник «Бунта четырнадцати» Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя. Так отказавшись бороться за Большую золотую медаль, хлопнули дверью. Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта.
Для получения звания художника с правом получать государственную пенсию нужно было представить на конкурс работу, посвященную сцене из скандинавских саг. В основной экспозиции музея представлены шесть живописных произведений Крамского. Некрасивая получилась история.
Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Позже будущий художник работал ретушером — сначала у местного фотографа, а потом в Петербурге. Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно.
Однако Крамской, художник, стремившийся к реалистичному изображению событий и свободе творчества, вместе с другими тринадцатью студентами обратился к управлению академии с просьбой снять их с конкурса, обосновав свое желание тем, что они хотят писать на темы, которые сами предпочтут. Он писал о Крамском: «Вот так учитель. 7. Одно из самых необычных произведений Крамского «Неизвестная» (1883), до сих пор волнует критиков и зрителей своей загадочностью. Хозяйство вела жена живописца — Софья Крамская.
Когда же в 1988 году началось воссоздание храма Христа Спасителя, «Отечество» было восстановлено по эскизам художника. Объединение свободных художников процветало. После прекращения существования артели художников в 1871 году, Иван Крамской явился одним из организаторов и идеологов Товарищества Передвижных Художественных Выставок (Передвижники). В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь. 2. Но не стала серьезным явлением картина Неутешное горе (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств.
Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет. «На гения смахивает», — говорил о нём Крамской. Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Мина Моисеев (1882), Крестьянин с уздечкой (1883). Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны. Он этого не мог понять, что личное счастье не наполняет жизни. » «Оттепель» (1871) кисти Ф. Васильева, к которому Крамской всегда относился с почти отцовской заботой.
Она работала во многих жанрах, была графиком, миниатюристом, акварелистом. Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен. Так Христос был очеловечен и картина передала его душу в унисон современности.
В последние годы жизни Крамской создал ряд картин, по-новому открывших его живописное Дарование: «Лунная ночь» (1880), «Неутешное горе» (1884 все в Государственной Третьяковской Галерее). Картина «Н. А. Художница стала настолько знаменитой, что в 1890-1900 годах ее пригласили для написания портретов царской семьи. На протяжении многих лет Софья вместе с братьями заботилась об Острогожской художественной галерее, передала в дар много своих работ (правда, во время пожара в 1942 году большая часть коллекции погибла). Не терпя грубой обработки фотографий, он поручал эту работу художникам – в частности и Крамскому, который пришел к Деньеру в 1857 году и вскоре прослыл «богом ретуши».
И. Н. Ученик Крамского Илья Репин стал знаменитым художником. Художник в конце концов изнемог в безнадежной борьбе за «нравственное единство» и в 1870 году покинул «Артель» (она вскоре после этого распалась). В родном городе он провёл 16 лет.
Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников. «Русским гражданином» назвал его И. Е. Марков в помощники взял своего ученика Евграфа Сорокина. Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа. В начале 1880-х годов его отношения с Товариществом уже напоминают жесткую конфронтацию.
В храме Христа Спасителя в Москве купол украшает роспись «Отчество» Ивана Крамского. В нём сохранено расположение комнат и восстановлены детали быта. Вторую серебряную медаль художник получает за картину «Смертельно раненный Ленский». Она чуть повернулась в сторону тротуара, чувствуя восхищенные взоры.
В 1857 году Крамской поступает в Петербургскую Академию художеств. Однако и Крамскому и другим ученикам Академии хотелось больше свободы. После того, как все 14 человек ушли из Академии, они основали Петербургскую артель художников. Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности. «Неизвестная» долго кочевала от одного владельца к другому. В 1861 году работая над эскизом программы на Вторую золотую медаль «Поход Олега на Царь-град», художник изучает данную историческую эпоху, пытаясь развить свое творческое воображение. Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка.
Родители надеялись, что сын станет писарем, как и его отец, однако мальчик с раннего детства любил рисовать. За роспись купола он должен был получить 75 тысяч рублей. Пейзаж, написанный Крамским, настолько пустынен и дик, что кажется, будто здесь никогда не ступала нога человека. Бытовыми вопросами в «Артели» занималась жена Крамского, Софья Николаевна Крамская (в девичестве Прохорова). В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Но к исканиям новейшей живописи он остался равнодушен.
Во время сеансов они вели беседы об искусстве и жизни. Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. И это внимание концентрируется на прекрасном своей одухотворенностью и выражением творческого состояния лице Некрасова, которое контрастирует с физической немощью больного тела, утонувшего в простынях (голова Некрасова написана Крамским с натуры и бережно вшита им в новый холст).
Репин, продолжатель лучших традиций искусства Крамского. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Личность художника тоже впечатлила Льва Николаевича. Кто эта особа изображённая на портрете, художник оставил тайной. В. Стасов писал: «Кокотка в коляске».
В 1863 г. именно он был инициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные выпускные работы на надуманные, лишенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну – Артель художников. Она потрясена. Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле». И только в 1925 году она оказалась в Третьяковке. Один из самых первых передвижников, вдохновитель движения.
В Артели художников декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы, однако некоторые художники скрывали свои доходы. Брак оказался счастливым – Софья Николаевна родила художнику шестерых прекрасных детей (два младших сына, правда, умерли в детстве) и всегда была его ангелом-хранителем. Произведение было написано в 1883 году.
Однако в этой ситуации проявился замечательный организаторский талант Крамского. Впереди оставался самый главный конкурс на Большую золотую медаль и возможность пенсионерской поездки за границу. В этом году 27 мая Ивану Крамского исполнилось 180 лет со дня рождения. В1930 году Софью арестовали по статье за контреволюционную пропаганду. Художник работал над ним около четырех лет: делал карандашные наброски и эскизы, несколько раз менял композицию.
Портрет жены и дочери» (1880) – одна из таких работ. Эту картину Крамской так и не успел завершить. В учебном заведении Иван Николаевич быстро вышел в число передовых учеников. Особое место в портретном творчестве Крамского занимают образы крестьян. Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков, верных старым традициям. Писатель привлёк художника своей энергией, умом и простотой внешнего облика.
На картину холил смотреть чуть ли не весь Петербург, о ней писали восторженные современники («лама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа. »), но никто так и не разлагал ее тайну. «Бунтовщики» поселились на одной квартире каждый член Артели занимался самостоятельной работой. Несколько раз Крамской ездил за границу – в последний раз это случилось в 1884 году. Таковы Автопортрет художника (1867) и Портрет агронома Вьюнникова (1868). В этом можно убедиться, читая его переписку изданную А. Сувориным под редакцией В. В. Стасова Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи (СПб., 1888).