Т. шахова, журнал «Семья и школа», 1962 год, факты биографии художникаИвана Николаевича Крамского, картины, описание картин, материал для сочинений. Это портрет «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского. Хотя эта картина и не характерна для творчества художника, но при одном упоминании его имени в памяти возникает образ этой пленительной женщины.
Такова, например известная работа художника «Некрасов в период Последних песен» 1877 – 1878 года. В последние годы жизни Крамской создал ряд картин, по-новому открывших его живописное Дарование: «Лунная ночь» (1880), «Неутешное горе» (1884 все в Государственной Третьяковской Галерее). Событием российской художественной жизни стало появление картины Крамского «Христос в пустыне» (1872) на Второй передвижной выставке. Вэкипаже сидит, откинувшись на обитую темно-желтой кожей спинку изящная молодая женщина.
В своем творчестве автор отстаивал принципы реализма. Его полотна покупали многие коллекционеры, в том числе — Павел Третьяков. Таковы Автопортрет художника (1867) и Портрет агронома Вьюнникова (1868). Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва.
За эту работу Академия намеревалась даже сделать Крамского профессором, но противник академизма направил в альма-матер письмо с угрозой, что откажется от звания публично. Так отказавшись бороться за Большую золотую медаль, хлопнули дверью. Она потрясена. С каждым новым поколением открываются новые горизонты и новые пути», – писал он.
После того как Крамской покинул артель, его воодушевила новая идея Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения. И Васильев умер. Кто изображен на портрете. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь.
Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. С конца 1870-х заметно стремление художника трактовать портрет как сюжетную композицию («Некрасов в период Последних песен"», 1877 «Неизвестная», 1883). Возглавил протест выпускников Академии (бунта четырнадцати), отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом мифологический сюжет. Портрет жены и дочери» (1880) – одна из таких работ. Он писал о Крамском: «Вот так учитель.
Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны.
Большинство передвижников обвиняет его во всех смертных грехах – и в том, что его работы стали «неискренними» и в том, что он «предал идеалы», приняв заказ на выполнение портретов членов царской семьи и в панславизме и в роскоши, в которой он якобы погряз и даже в том, что он носит модные красные чулки. Не только в таких монументальных полотнах, как «Христос в пустыне», отразились неустанные поиски художником идеала гражданственности и демократичности. 1867 год – первый неудачный вариант картины. Некоторые ее участники скрывали свои доходы (декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы). В год окончания Академии, в 1863 году, группа выпускников, всего четырнадцать человек, во главе с Иваном Николаевичем Крамским отказалась писать картину на заданную тему – «Пир во Валгалле», взятую из скандинавской мифологии. Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). оказавшись в безвыходном положении.
В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. «Трудная штука луна», — говорил он. Крамского «Христос в пустыне» (ныне в Государственной Третьяковской Галерее).
Художник в основном писал портреты, хотя у него были и сюжетные полотна. Потом Попов уехал за границу и репутация молодой женщины «пала». Хозяйство вела жена живописца — Софья Крамская. Она откинулась на спинку экипажа, обитого темно-желтой кожей. В 1857 году поступил в Академию Художеств. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. Вторую серебряную медаль художник получает за картину «Смертельно раненный Ленский». «Бунтовщики» поселились на одной квартире каждый член Артели занимался самостоятельной работой.
Репин, продолжатель лучших традиций искусства Крамского. Иван Николаевич Крамской – великий русский художник жанровой, портретной живописи.
Зрители были захвачены эмоциональной выразительностью и монументальным величием образа. С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника. Но к исканиям новейшей живописи он остался равнодушен. Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны. Тогда и был сделан первый набросок композиции. В 1856 году Крамской перебрался в Петербург, где работал у лучших столичных фотографов.
Жизнь его была нелегкой, приходилось постоянно искать источники пропитания. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью. Это полотно создавалось в течении десяти лет. В 1884 году Крамской закончил полотно «Неутешное горе», на котором была изображена скорбящая мать у детского гроба.
«Мимолетное» его не интересовало – он ощущал себя пророком, бьющим в набат и страшно огорчался, когда ему казалось, что его не слушают.
Но это только на первыйвзгляд. Так Христос был очеловечен и картина передала его душу в унисон современности. В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске». Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта.
В 1857 году Крамской поступает в Петербургскую Академию художеств. Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа. «Четырнадцать бунтовщиков» были отчислены из Академии. И это оче-видный «Чернышевский» сюжет в судьбе художника – вспомним артель Веры Павловны. Продолжение темы в картине «Хохот» окончилось поражением: работа так и не была завершена. Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности.
Одна из самых известных работ Крамского, «Христос в пустыне», была написана в 1872 году для одной из передвижных выставок. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году.
Особое место в портретном творчестве Крамского занимают образы крестьян. В учебном заведении Иван Николаевич быстро вышел в число передовых учеников. Несколько раз Крамской ездил за границу – в последний раз это случилось в 1884 году. Художник в конце концов изнемог в безнадежной борьбе за «нравственное единство» и в 1870 году покинул «Артель» (она вскоре после этого распалась). Правда иногда это «исполнительство» несколько походило на кабалу, но, ска- жем так, «кабалу» дружественную, теплую, основанную на взаимопонимании. Скупая и строгая гамма красок сразу же приковывает взгляд зрителя к лицу и рукам писателя.
Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности. Эту работу не стал покупать П. Третьяков. Одним из его учеников был Илья Репин. В 1863 году у Ивана Крамского уже было две медали — Малая серебряная и Малая золотая.
В 1861 году работая над эскизом программы на Вторую золотую медаль «Поход Олега на Царь-град», художник изучает данную историческую эпоху, пытаясь развить свое творческое воображение. Говорили, что этот портрет – прообраз Анны Карениной, хотя до сих пор никто точно не знает, так ли это. Пейзаж, написанный Крамским, настолько пустынен и дик, что кажется, будто здесь никогда не ступала нога человека. Однако в этой ситуации проявился замечательный организаторский талант Крамского. Не все ладно было в самом Товариществе. «Неутешное горе» — последняя по времени создания большая картина Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями (смертью двух младших сыновей). Кто она, эта молодая изысканно одетая женщина, гордая и независимая, проезжающая в экипаже по Невскому проспекту у заснеженного павильона Аничкова дворца. В. Стасов писал: «Кокотка в коляске».
Вся жизнь и творчество Крамского – ответ на этот вопрос. К этой выставке Крамской хотел кончить работу над картиной «Русалки». Параллельно он писал портреты, давал уроки рисования в Обществе поощрения художников.
Иван Крамской занимался делами Артели: искал заказчиков, распределял деньги. Скоро его учителем стал М. Тулинов, который преподал ему азы живописи. «Бунтовщики» поселились на одной квартире каждый член Артели занимался самостоятельной работой.
Крамской настаивал на том, чтобы художники получали хорошее образование: «Чтобы критиковать массу, нужно стоять выше массы и знать и понимать общество во всех его интересах и проявлениях». С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». «Четырнадцать бунтовщиков» были отчислены из Академии. В Артели художников декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы, однако некоторые художники скрывали свои доходы.
Картина «Н. А. Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка». Вот таким образом-то ему и было так трудно вырваться на волю и высказаться. И пусть это только сказка и сказочным кажется дом на горе и дремучий лес и глухой, заросший пруд и девушки-русалки, но ведь в каждой сказке всегда есть зерно правды и Крамской хотел написать картину так, чтобы зритель за этой сказкой увидел настоящую жизнь, услышал задушевную украинскую песню, почувствовал беспокойство и жалость к тем «земным» крестьянским девушкам, у которых так печально сложилась судьба.
Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Он побывал в нескольких европейских столицах, посещал там музеи и художественные галереи. Он этого не мог понять, что личное счастье не наполняет жизни. » «Оттепель» (1871) кисти Ф. Васильева, к которому Крамской всегда относился с почти отцовской заботой. Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса.
Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». «Русским гражданином» назвал его И. Е. После прекращения существования артели художников в 1871 году, Иван Крамской явился одним из организаторов и идеологов Товарищества Передвижных Художественных Выставок (Передвижники). Картину с трагическим сюжетом Крамской подарил Павлу Третьякову. Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно.
Вскоре Академия присудила ему золотую медаль за картину Моисей источает воду из скалы. Работая в местной думе, он увлекся ретушированием фотографий. Впечатления от западных живописцев у Крамского остались противоречивые. Организовали «Артель художников», старостой и вдохновителем, которой стал Крамской.
Толстой изображен в рабочей блузе, в спокойной, сдержанной позе. Женщина в глухом черном платье, опершись рукой о кресло, смотрит отсутствующим взглядом. Картину купил Павел Третьяков за большие деньги — 6000 рублей. Жизнь и творчество «рыцаря реализма» оставили глубочайший след в душе современников. За Крамским был установлен полицейский надзор. В мрачный, дикий ландшафт каменистой пустыни словно вросла неподвижная фигура сидящего человека. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Некрасов в период Последних песен» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Все же именно в 1880-х гг. П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. Лучшие свои работы в этом жанре художник создал в 1870-е — начале 1880-х: Л. Толстого (1873), М. Антокольского (1876), Н. Некрасова (1877), М. Салтыкова-Щедрина (1879), И. Шишкина (1880) и др.
Здесь и там прорывались светлая мысль, глубокое сочувствие к людям или понимание поэзии. ». В год окончания Академии, в 1863 году, группа выпускников, всего четырнадцать человек, во главе с Иваном Николаевичем Крамским отказалась писать картину на заданную тему — «Пир во Валгалле», взятую из скандинавской мифологии. Судя по его письмам и статьям, а также по воспоминаниям о нем современников, Крамской обладал задатками государственного деятеля, которому доступно решение существенных вопросов жизни страны. Одним из итоговых произведений этого периода стал портрет С. Крамской, жены художника (1879). Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа.
Впрочем, в реальности все оказалось не столь гладко. Устойчивый интерес художника к крестьянским типажам проявился еще в «Портрете крестьянина» (1866), прозвучал в работах 1870-х: «Полесовщик» (1874), «Крестьянин с уздечкой» (1883). «Поймать луну», показать, как при ее свете все преображается, становится чудесным, чуть тревожным, было мучительно трудно. Иван Крамской был «депутатом» от группы четырнадцати.
И это внимание концентрируется на прекрасном своей одухотворенностью и выражением творческого состояния лице Некрасова, которое контрастирует с физической немощью больного тела, утонувшего в простынях (голова Некрасова написана Крамским с натуры и бережно вшита им в новый холст). Устав Товарищества так формулировал его цели: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Начало 1870-х годов в жизни Крамского ознаменовалось еще одной дружбой – на этот раз трагической. В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой). Один из самых первых передвижников, вдохновитель движения. Выплаканные глаза, морщина прорезала лоб, поседевшая прядь волос. Александр Бенуа: «Он был слишком одинок в своих душевных взглядах, а в жизни его окружали люди, стоявшие гораздо ниже его по умственному развитию.
В ее взгляде надменность и гордость женщины, сознающей свое обаяние. Эта картина получила на 11-й выставке ТПХВ широкую огласку, сопровождалась почти скандалом. Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знающего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» (1874, Государственная Третьяковская Галерея) или обаятельного в своем мудром лукавстве Мину Моисеева (1882, Государственный Русский Музей этюд к картине «Крестьянин с уздечкой», 1883, Государственный музей русского искусства, Киев). Первую выставку товарищества решено было открыть в конце 1871 года. Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства. Этот скандал получил широкую огласку.
Смысл картины был сформулирован ее автором, говорившим о «возможности человеческого счастья чрез усилия каждой личности над собою. ». Но не стала серьезным явлением картина Неутешное горе (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. В 1861 году работая над эскизом программы на Вторую золотую медаль «Поход Олега на Царь-град», художник изучает данную историческую эпоху, пытаясь развить свое творческое воображение. В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Его приговоры и похвалы были очень вески и производили неотразимое действие на учеников».
Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. Итак, 1863 год – знаменитый «бунт 14-ти», когда четырнадцать выпускников Академии во главе с Крамским, возмущенные тем, что им запретили писать конкурсную картину на «свободную» тему, предложив вместо этого очередную мифологиче-скую историю, отказались соревноваться за Большую зо-лотую медаль и хлопнули дверью. Объединение свободных художников процветало. Картина «Н. А. Однако в этой ситуации проявился замечательный организаторский талант Крамского.
Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Его замечания и мнения об искусстве не были субъективными, были, как правило, доказательны, насколько это вообще возможно в вопросах эстетики. Товарищи последовали его примеру. Четырнадцать выпускников отказались писать конкурсную работу по мифологической истории, желая выбрать свободную тему.
Для его правдивой, честной и благородной души не было чужого горя. Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885). Любящий муж и заботливый отец, Крамской часто писал свою семью. В двадцать лет Васильев был уже взыскательным мастером, умным, взволнованным певцом родной природы, автором картины «Оттепель», получившей первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. В 1872 году Крамской закончил полотно «Христос в пустыне». Его натура формировалась на писаниях критика и романиста Чернышевского. В этом можно убедиться, читая его переписку изданную А. Сувориным под редакцией В. В. Стасова Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи (СПб., 1888).
Портрет Васильева был особенно дорог ему. В 1857 году Крамской поступает в Петербургскую Академию художеств. Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка. В начале 1880-х годов его отношения с Товариществом уже напоминают жесткую конфронтацию.
Участник «Бунта четырнадцати» Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя. Работа художника исполнена в 1872 году, её можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Интеллигент-разночинец идущий нелегким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всматривающийся в окружающий мир, – таким предстает художник в «Автопортрете» (1867, Государственная Третьяковская Галерея). Это объединение известно нам из истории России под названием «Товарищество передвижных художественных выставок». Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Бытовыми вопросами в «Артели» занималась жена Крамского, Софья Николаевна Крамская (в девичестве Прохорова).
Написанный свободно, горячо, под обаянием старых испанских и современных ему французских мастеров, этот портрет — одно из высших достижений Крамского-портретиста. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Этот скандал получил широкую огласку. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой.
Снимать новые квартиры и мастерские было не на что. Уже со студенческих лет, проведенных в Академии художеств, он стал своеобразным центром притяжения для всех, кто горячо стремился к торжеству демократических начал в русской национальной живописи. Со временем Крамской-портретист стал очень популярен, у него появилось множество заказчиков, вплоть до членов императорской фамилии. Родился в городе Острогожске Воронежской области в семье писаря.
Сам он картиной был не совсем доволен — требовательность его к себе не знала границ. Много лет назад Крамской записал в свой дневник: «О, какой удивительный человек был этот Гоголь. » Он любил Гоголя, много раз перечитывал все его произведения, особенно «Вечера на хуторе близ Диканьки». Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках. Кроме «Майской ночи» — первой своей большой картины, — Крамской думал дать на выставку несколько портретов, написанных маслом: скульптора Марка Матвеевича Антокольского, художников Михаила Константиновича Клодта, Федора Васильева.
Лицо женщины обаятельно и прекрасно, но и надменно, оно выражает гордое сознание своей красоты, своего положения. Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности.
Бросив «Артель», Крамской не пустился в «автономное» плавание – он страстно увлекся идеей Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения, которому было суждено войти в историю России под именем «Товарищество передвижных художественных выставок». Одно из самых необычных произведений Крамского «Неизвестная» (1883), до сих пор волнует критиков и зрителей своей загадочностью. Попытка воплотить фантастический мир в картине Русалки (1871) закончилась неудачей.
Крамской работал над картиной долго, терпеливо. В этот момент ей и протянул руку Крамской, взяв «на свой счет» все негативные оценки поведения его избранницы. И это еще один «чернышевский» сюжет его жизни. За Крамским был установлен полицейский надзор.
Важным этапом в жизни Крамского стало знакомство с идеями московского «собрата по кисти» Мясоедова, который «заразил» питерского художника идеей передвижных выставок. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна.
Иван Крамской не только писал полотна, но и публиковал критические статьи. «Искусство обширно и неисчерпаемо. Из-за чего в 1870 году художник покидает артель, которая после его ухода вскоре распалась. Большие блестящие глаза холодны и бесстрастны. Река Оредеж», 1883). Крамской любил Некрасова как поэта-гражданина и восхищался его стихотворениями.
Озеро», 1879 «Сиверская. Позже в Артели появилось фотоателье. Отец художника был писарем. Облик Толстого чуть грубоват – выпирающие скулы, сильно выраженные надбровные дуги, крупный широкий нос. В 1870-х годах Иван Крамской стал знаменитым художественным критиком. Вот таким образом его произведения проникнуты особенной драматичностью.
Работа художника была долгой и мучительной. Они организовали коммуну под названием «Артель художников», старое-той и вдохновителем которой стал Крамской. Будучи противником академического искусства, стал одним из инициаторов «бунта четырнадцати», закончившегося уходом из Академии и созданием Артели художников (1863). оказавшись в безвыходном положении.
Проблемы дали о себе знать буквально на следующий день после возникновения «Артели». Строгая архитектура как бы дополняет образ этой красивой, величественной женщины. На картину холил смотреть чуть ли не весь Петербург, о ней писали восторженные современники («лама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа. »), но никто так и не разлагал ее тайну.
Студенты Академии разделились на новаторов-жанристов и историков, верных старым традициям. В 1863 – 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. На самом деле «заведение» было одним из первых российских фотоателье.
Не терпя грубой обработки фотографий, он поручал эту работу художникам – в частности и Крамскому, который пришел к Деньеру в 1857 году и вскоре прослыл «богом ретуши». В 1851 году Андрей Деньер, окончивший Академию за два года до этого, открыл собственное «дагерротипное заведение». «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал он своему другу, художнику Федору Васильеву. Это не просто портрет, а портрет-обобщение, в котором через индивидуальное, присущее, казалось бы, только модели, передано нечто, всеобщее, закономерное, характерное для всех лучших людей эпохи.
В 1880-е художник активно занимался пейзажем («Жуковка. Несколько раз он принимался переделывать картину и даже через год после того, как она была куплена Третьяковым, писал ему и просил прислать картину: «Я ее хотел немного переработать, летом я кое-что наблюдал еще и мне хотелось бы ее поправить». Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон.
Для конкурсной работы совет предложил студентам сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Вальхалле».
Брак оказался счастливым – Софья Николаевна родила художнику шестерых прекрасных детей (два младших сына, правда, умерли в детстве) и всегда была его ангелом-хранителем. Все, что было сделано им в смысле рисунка и даже живописи, было неизмеримо выше (за исключением одних картин Репина) того, что делалось вокруг него в русской живописи, все это носило следы строгого изучения и серьезного отношения к делу. В эти годы Крамской сблизился с П. М. Третьяковым.
он поднялся на новую ступень – добился более глубокого психологизма, позволявшего порой обнажить сокровенную суть человека. Тут пригодились Крамскому навыки, приобретенные в прежних скитаниях. И теперь, читая «Майскую ночь», он снова погрузился в мир украинской народной сказки с ее ведьмами, колдунами, русалками, с волшебными лунными ночами. В 1862 году, будучи студентом, Крамской стал преподавателем рисовальной школы общества поощрения художеств (здесь познакомился с Ильей Репиным, на живопись которого оказал значительное влияние).
«Лунная ночь» (1880) — картина о властном и таинственном воздействии природы на душу человека — одна из трех главных работ Крамского 1880-х, где выражение общечеловеческого граничит с воплощением женских образов («Неизвестная» и «Неутешное горе», 1884). Новые идеи носились в воздухе, молодежь зачитывалась «Современником», а Чернышевского числила гением и пророком. Он зачитал перед советом и ректором Академии требования и, получив отказ, покинул экзамен. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка потом – на стуле и наконец – встала возле гроба. И. Н. В 1863 г. именно он был инициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные выпускные работы на надуманные, лишенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну – Артель художников.
Она чуть повернулась в сторону тротуара, чувствуя восхищенные взоры. «В парке. Вторую серебряную медаль художник получает за картину «Смертельно раненный Ленский». Незаурядным произведением оказалась его Неизвестная (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства – загадочностью обстоятельств работы над нею). Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет.
Но луну он все-таки «поймал» и написал чудесную поэтическую картину лунной ночи. Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова (1877 оба – Государственная Третьяковская Галерея).
Крамской возглавил знаменитый «бунт 14-ти». Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Мина Моисеев (1882), Крестьянин с уздечкой (1883).