Иван Петрович Аргунов был также замечательным педагогом. А художник Иван Аргунов в силу своего таланта смог открыть новую тему в русской живописи – крестьянскую тему. Иван Петрович Аргунов (1729—1802, Москва)— русский живописец-портретист, находившийся в крепостной зависимости от графов Шереметевых. Точнее, Иван Аргунов всю жизнь, писавший портреты высшей знати изобразил свой идеал женщины – чистой душой и телом крестьянки. Много нового привнес Иван Аргунов в классический портрет: некоторую камерность можно увидеть на портретах Хрипуновых, больших друзей семьи Шереметевых, которых художник изобразил в домашней обстановке, заотдыхом а «Портрет Толстой» изображает женщину за вязанием, добавляя интимную ноту.
В 1788 году граф Шереметев назначает Ивана Аргунова управителем Московского дома, в это время художник уже почти не рисует. Иван Аргунов. К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских. Многие исследователи творчества Аргунова сходятся на том, что его учителем был Георг Гроот — придворный портретист поэтому Иван Петрович посвятил всю свою деятельность написанию портретов.
К 1884 году (последнему периоду жизни) относится работа Ивана Аргунова, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Будучи крепостным и не имеющим специального художественного образования, Иван Аргунов смог построить замечательную карьеру выдающегося и проницательного мастера, достойную внимания и самых высоких оценок по сей день. Эта тихая дорогостоящая простота освещает лицо Неизвестной в русском костюме на картине Ивана Аргунова.
Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Портреты отличает также декоративная красочность идущая от народного искусства. В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. До сих пор аргуновскими работами считались портреты Л. Н. Лазарева и его жены А. А. Лазаревой (оба в Останкине), а также авторское повторение женского портрета, портреты М. Л. Лазарева, А. Л. Сумбатовой (А. В. Лазаревой. ) и И. Г. Сумбатова (все четыре — в Национальной картинной галерее Армении в Ереване). Можно добавить, что молодой граф П. Б.
Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником.
Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты. «Портрет неизвестного в красном кафтане» (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник), первоначально считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, пройдя экспертизу в ГТГ, получил не только подтверждение авторства художника, но и новую дату, обнаруженную в авторской подписи, ранее не прочитанной, — 1779.
Одна из таких работ – картина под названием «Умирающая Клеопатра», написанная художником Иваном Аргуновым в стиле классического рококо в 1750 году. Портреты Е. П. Стрешневой (1760 ГИМ), графа Николая Шереметева в детстве (рубежа 1750–1760-х и 1765) и калмычки Аннушки, воспитанницы Шереметевых (1767 все три — в Кускове) созданы художником с особой искренностью и теплотой.
В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. и Ф. Л.
Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники».
Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля. За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е). Николай Аргунов.
Без сомнения, самыми ответственными заказами были изображения владельцев художника. И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Мода на калмычат была большой. Особенно хорош портрет княгини.
Но почему черенок кисти изогнут. Но совсем недавно искусствовед Т. А. Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.
Портрет происходит из собрания А. Н. Струговщикова (1808–1878) известного поэта и переводчика пушкинской поры. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Иван Аргунов. Аргуновы, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений.
Художник Аргунов Иван Петрович проявил себя еще и как талантливый педагог. Панина. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович. ) (академик). В 1770 – 80-е rr.
В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века.
«Художник изобразил Толстую так, как он ее действительно видел, — и вместе с нею отразил на холсте, словно в тусклом прадедовском зеркале, весь быт далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России», — писал С. Маковский о портрете. Этим портретам присущи небольшой размер, поясное изображение, скромная гамма тонов. На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм) появилась новая — о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова.
Автопортрет (. ). Троюродная сестра императора Петра II. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой, крепостной Шереметевых (1789)Всмотритесь в лицо этой прекрасной молодой женщины. Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья». Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий.
В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. В его мастерской еще в 1753–1758 годах обучались трое «спавших с голоса» певцов придворной певческой капеллы: А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, ставшие впоследствии преподавателями Академии.
Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. Особенно хорош портрет княгини. Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской.
Таким образом, задуманный как парадное изображение, портрет приобретает бытовые черты. В русле рокайльной живописи решена и единственная историческая картина Иван Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750 ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкое и изящное произведение.
Шереметеву «Миллионным домом». В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства. Портрет графини Толстой (. ) (1768 Киевский музей русского искусства) интересен тем, что наряду с портретами Хрипуновых, портретом графини А. П. Шереметевой-младшей с челноком в руках (вторая половина 1760-х Кусково) утверждает тему самоценности частной человеческой жизни. И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию.
Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. В «Портрете неизвестного художника» («Автопортрете». ) и «Портрете неизвестной» (жены художника. ) (оба — в ГРМ) и, особенно, в портретах Хрипуновых (1757 Останкино) Иван Аргунов, по существу, выступает создателем нового для русской живописи типа изображения — интимного портрета. Аргунов – сын). Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. В годы становления великолепных архитектурных сооружений, развития скульптуры и живописи.
Являясь своеобразным «придворным» портретистом Шереметевых, Иван Аргунов написал еще одну серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, переселившихся в Россию и много сделавших для распространения просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. Впоследствии был назначен членом крепостной коллегии в доме графа Шереметьева.
Ряд подобных произведений опубликован в каталоге выставки впервые: портреты Петра I и Екатерины I (Национальная галерея Армении) императрицы Екатерины II (Национальный музей в Варшаве), М. С. Шереметева (ГЭ), неизвестной (Львовская картинная галерея). Как выяснилось в ходе изучения произведений, портреты А. А. Лазаревой и И. Г. Сумбатова из Еревана не принадлежат кисти Ивана Аргунова. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». К позднему периоду творчества Ивана Аргунова относится одно из самых поэтичных и совершенных созданий художника — «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784 ГТГ).
Одними из лучших произведений мастера по праву считаются камерные парные портреты К. А. Хрипунова и его супруги. Шереметева. Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Самые неожиданные и почетные заказы предлагают Аргунову — написать иконы для придворной царскосельской церкви, сделать портрет одного из приближенных царицы Только о каждом из таких предложений, от кого бы они ни следовали, писал Иван Аргунов графу, прося его согласия.
Подобным же обаянием отличается и «Портрет неизвестной» (1760 ГЭ). Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя.
«Портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах», долгое время считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, уже несколько лет назад атрибутирован кисти П. Г. Красовского и датирован 1748 годом. Значение Ивана Аргунова не ограничивается только его практикой в качестве портретиста. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Особенно хорош портрет княгини.
А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. Зарабатывал на жизнь своим ремеслом. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Художник АргуновИван Петрович родился в 1729 году в крепостной семье.
С конца 1780-х годов Иван Аргунов практически отошел от художественной деятельности. Получила превосходное воспитание и образование. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Вольные казаки налетали на калмыцкие кочевья и похищали детей, которых потом привозили в Петербург, в подарок власть имущим.
На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1753. ), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, что проявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур. Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати.
Николай Аргунов. Как естественно она изображена. В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. Кроме того, он делал на заказ копии картин известных художников в ущерб собственному творчеству, хотя уже в 17 лет работал как профессионал. Эти портреты изображают людей Петровской эпохи.
Этот вывод очень важен для правильного представления об эволюции русской портретной живописи середины ХVIII века. «Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века. Занимается хозяйственными делами.
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». Несколькими годами ранее Аргунов, сам того не ведая, создает новое направление в российской живописи под названием «интимный портрет».
Подобная практика существовала гораздо раньше и также в среде крепостных мастеров (П. Г. Красовский был крепостным живописцем князей Черкасских, позднее, вероятно, — графов Шереметевых). Созданию обобщенного, цельного образа способствует новая стилистика, связанная с распространением классицизма. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг.
Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. Первой пробой пера для портретиста послужил конный портрет Б. П. Шереметева (1753 Кусково). Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею.
Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений. Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия.
Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. П. Б. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение – «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) – первое такого рода в русском искусстве.
В Москве он уже совсем не работает как художник. Пышный антураж выписан очень тщательно: фрагмент колонны, роскошные драпировки, золочёные детали мебели, регалии императрицы. С 1788 г. Аргунов состоял в должности управляющего Московского дома Шереметевых, это отнимало у него много времени, писал он мало. В портрете Аннушки художник передал обаяние ее детской непосредственности, ее общительный и живой характер и правдиво, без экзотики показал национальное своеобразие ее облика. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И. В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали».
Портрет императрицы Екатерины Второй (1762)На этом парадном портрете Екатерина изображена в подчёркнуто монаршей позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши». Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова.
Скоропадского. Уже в ранних произведениях 1750-х годов («Портрет графа П. Б. Шереметева с собакой», 1753 ГЭ) ощущается грамотное владение довольно обширным арсеналом средств европейского искусства. Под руководством своего учителя Г. -Х. Аргунов владел западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично сочетал иностранную технику с подлинно русской самобытностью. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). Никаких препятствий Шереметев не чинил.
Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения: Анюта в «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина, Пересуда в «Отъезде псовой охоты из Кускова» и Лиза в «Перевозчике Кусковском» В. П. Колычева и другие. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок. Талантливый ученик придворного мастера императорского двора – Георга Христофора Гроота. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось.
Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. Нельзя утверждать, что первыми учителями Ивана Аргунова были его двоюродные братья, Ф. С. Позднее, в 1760-е годы, Иван Аргунов исполнил целую серию из четырех портретов с изображением фельдмаршала Б. П. Шереметева и графини А. П. Шереметевой (1768), а также князя А. М. Черкасского и княгини М. Ю. Черкасской (оба — 1760-е). Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой (1803)Ковалёва-Жемчугова – русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых. Но они привлекают и сами по себе – своей художественной самобытностью.
Портреты графа П. Б. Шереметева (1760) и графини В. А. Шереметевой (1760-е оба — в Останкине) демонстрируют несколько иной подход в трактовке портретируемых, чем портреты Хрипуновых, отличаясь известной репрезентативностью.
Аргунов, помимо живописного имел и педагогический талант. Иван Аргунов является одним из родоначальников парадного портретного искусства в России. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Обучал И. П. Аргунов и собственных сыновей: Павла, ставшего архитектором и Якова и Николая, будущих живописцев. Сам заваливал его работой.
Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Большое место среди работ Ивана Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты. В дневнике путешествий польского короля Станислава Понятовского было записано: «Дворец с таким искусством отделан и украшен, что никогда нельзя подумать, что он сделан из дерева». Павел Аргунов работал над проблемой театральных зданий – оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала. В 1804 г. он разработал проект для строительства дома в усадьбе Жихарево под Москвой. Умер крепостным в 1806 г. Николай Аргунов. Заказов со стороны он уже не брал. Вольную он получил в 1816 г., после смерти Н. П. Шереметева.
Кроме того, остатки подписи открывают имя второго исполнителя портрета — Иванова (что является единственным известным нам случаем в изучении наследия Ивана Аргунова), а особенности моделировки лица персонажа убеждают в том, что это копия с оригинала П. Ротари. Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой.
Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Она часто выступала в спектаклях вместе с Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками. Черкасского. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века.
Аргунов И. П. – русский художник – портретист, один из родоначальников камерного портрета в России. П. И. А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы.
– время расцвета творчества Аргунова. Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. Воспитывался в Петербурге, в семье своего дяди, служившего дворецким у князей Черкасских, а впоследствии у Шереметьевых в «Милионном доме», получившем свое название благодаря одноименной улице, на которой он располагался. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. А ведь уже в 1750-е гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллыА. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи.
Вероятно изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи). В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. Расцвет творчества Ивана Петровича пришелся на середину 18 века. Теплые оттенки вызывают у картины еще больший восторг, от нее словно веет молодостью, свежестью и чистотой мысли, которую передает этот взгляд с картины.
Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Русский крепостной художник-портретист, сын Ивана Аргунова. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Шереметеву «Миллионным домом».
Все четыре портрета раньше находились в парадной «наугольной» зале Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, а с 1778 года, судя по архивным описям, — в парадной столовой дворца в Кускове, где висят и по сегодняшний день. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». А в 1785 году постаревший Иван Петрович создает одно из своих выдающихся и гениальных произведений, объединившее в себе пленительный и чистый образ молодой крестьянки, картину под названием «Портрет неизвестной в русском костюме».