Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуарного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения — «Давид». Скульптура Персея, победившего Горгону, была выполнена итальянским скульптором Бенвенуто Челлини, который создал ее в XVI веке для герцога Козимо Медичи. Лоренцо Гиберти (1378 — 1455) — крупнейший скульптор эпохи Возрождения, живший во Флоренции, один из основоположников скульптуры Ренессанса, открывший новый этап в развитии итальянской скульптуры. Донателло (донатело ди Никколо ди Бетто Бардиок. 1386—13 декабря1466, Флоренция)— итальянский скульпторэпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.
Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуарного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения — «Давид» (1430—1440-е годы, Флоренция, Национальный музей). Скульптура искусно завуалированной Девы Марии была выполнена изкаррарского мрамора вРиме известным итальянским скульптором Джованни Страцца всередине XIXвека. Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло.
Сам Наполеон в виде нагого героя ахилловского типа. Гробница Юлия II расположена в церкви СанПьетро ин Винколи в Риме. Пиза являлась центром классической культуры и поддерживала связи с Востоком. Новизна лежит в простоте и натуральности всей композиции и каждой отдельной фигуры. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. Для автора бронзовых врат собора в Беневенто (1-я пол.
При этом они органично дополняли друг друга. 1290 – ок. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Он часто работает вне Сиены (Лукка, Флоренция, Феррара, Болонья). Эволюция живописных портретов, вероятно, шла сходным образом. Сын Никколо— Джованни Пизано вместе с учеником Арнольфо ди Камбио создали кафедру для Сиенского собора (1266—1268).
Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. Лирическая красота образов, правильность пропорций фигур, живое изящество форм и линий, богатство пейзажных и архитектурных фонов, сочность растительных орнаментов обрамления — все это составляет единый ансамбль нового, реалистического искусства. Романская скульптура базируется на создании объема в архитектуре.
Линии дугообразны, полны внутренней силы. Ведущая роль в нём принадлежала семье скульпторов делла Роббиа. Таковы, например, портреты моденского герцога Франческе дЭсте (1650—1651 Модена) и Людовика XIV (1665 Версаль), в которых тип парадного барочного портрета достигает высшей точки своего развития. Квадратная форма разрушает плоскость двери, делает рельеф «окном» во внешний мир6.
Его «фирменным» сюжетом стал человек на лошади. Большой интерес представляет творчество Антонио Шортино (1881 или 1883 – 1947), который в 1909 – 1914 годах в своей римской мастерской работал над скульптурным созданием образа Т. Г. Шевченко. В такой среде, полной гуманистических устремлений, видимо, сформировался Никколо Пизано3.
В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. Традиционные для архитектуры линии намечены и почти все прорваны изогнуты, перекрыты скульптурными персонажами и росписью – границы намечены, чтобы быть прорванными (граница в произведениях барокко скорее соединяющая, чем разделяющая). Тело слегка отклонено от центральной оси, центр тяжести смещён. Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини. Сын и ученик Андреа Пизано – Нино Пизано (ок.
Это искусство всё ближе к провансальскому, более чистому примеру романской архитектуры (таковы рельефы собора в Пьяченце, собора в Модене, фигуры мастера Гульельмо с кафедры собора в Пизе— ныне в соборе Кальяри, 1159-62 портал церкви Сант-Андреа в Пистойе мастера Груамонте, 1166 рельефы Бидуино для Сан-Кашано в Сеттимо, 1180 и Сан-Сальваторо в Лукке). Его рельефы отличаются малой глубиной, но пространство при этом там глубже, чем у Гиберти. Цельное скульптурное изображение опиралось на стену, но не более того. Голова неестественно подвернута назад, рука бессильно вытянута.
Здесь очевидно знакомство с гуманистическими идеями фресок Мазаччо. В последний период творчества Донателло чувствует кризис гуманизма. Однако перед автором возникала проблема: точка Кафедры должна быть по замыслу кульминацией внутреннего пространства собора, однако все возможные средства уже использованы в великолепном грандиозном интерьере собора – как можно еще усилить эту точку.
Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа в руке жезл командующего. Вторые он изготовил в 1425—1452гг. Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду.
Они уже стоят под знаком стиля ампир. Сестра Наполеона, Полина Боргезе, в виде Венеры. За это время мастерская Гиберти стала школой для поколения художников и скульпторов (Паоло Уччелло (1397 — 1475), Донателло (1386 — 1466). История зарождения эпохи итальянского ренессанса. «Благовещение» (ок.
Общепризнанным вождем классицистического направления в Италии стал скульптор Антонио Канова (1757 – 1822) – последний из великих итальянских скульпторов. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи. Он был сильнее увлечён классикой. Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII -- начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 -- после 1314). Тема развита в духе классических псалмов готических икон и аллегорий6. Образ другой— не решительный и самоуверенный герой, а задумчивый юноша. Альгарди известен как выдающийся портретист.
Его работа похожа на Нанни ди Банко, который работал рядом, но ось фигуры направлена строго по вертикали, формы пластически развиваются. Внутри светового поля сцены создают сгусток интенсивного света, что обеспечивает идеальные условия для композиции и пластического развития сцены, гармонического распространения света. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум -- цельные и духовно богатые натуры. Вероятно, он сформировался в Лукке, в кругу Бидуино.
Нанни ди Банко не ищет, подобно Гиберти, компромисса между античной монументальностью и современным интересом к душевным переживаниям человека, а просто выражает современное содержание «на строгой и безупречной латыни»5. Движение гигантских толп развертывается, по кругу. Из мастерской Никколо Пизано вышли замечательные мастера скульптуры Проторенессанса -- его сын Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио известный и как архитектор Арнольфо ди Камбио (около 1245 -- после 1310) тяготел к монументальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные наблюдения. Еще более академический характер носило творчество Франсуа Дюкенуа (1594—1643) — фламандского скульптора, долго работавшего в Риме. Она олицетворяет безграничную мощь человека.
1420) для цоколя ниши статуи. Петра, Рим), мифологические статуи «Персей» (1801, Ватиканский музей) идеализированный портрет «Паолина Боргезе в образе Венеры» (1805 – 1807, галерея Боргезе, Рим). Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Прославился своими композициями для дверей римского собора Св. Молодого мастера неудержимо потянуло затем в Рим, где немецкий художник Антон Рафаэль Менгс (1728-1779) и немецкий археолог Иоган Иоахим Винкельман (1717-1768) давно уже подготовили почву для неоклассицизма.
Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Новизна— в излучении нравственной силы, которая передаётся через прочность посадки головы, сдержанность жеста, мгновенное воздействии на зрителя, господство фигуры над пространством5. Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции.
Цецилии» (1600 Рим, церковь Санта Чечилия ин Трастевере) отчетливо проявились принципы раннебарочной скульптуры с ее натуралистической экспрессивностью, любовью к острым эффектам, тонким расчетом на освещение и архитектурное обрамление. Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев. Свет дробный, то есть земной, он приходит на смену вселенскому общему свету. Живопись и скульптура эпохи Возрождения стали неотъемлемой частью архитектурных сооружений. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Он делает статую Иоанна Крестителя для церкви Орсанмикеле (закончена в 1414).
1446) и Пьер Кандидо Дечембрио (1447—8)— не только государей, но и гуманистов. Гиберти Лоренцо. Композиция традиционного итальянского памятника выстраивается на основе горизонтальной надгробной плиты (piedistallo), которая полностью закрывает могилу. Донателло интересно все, что отличается от стереотипа олимпийского спокойствия античности, его интересуют душевные потрясения, волнения, даже полуварварские позднеантичные образцы. Широтой охвата жизненных явлений эти рельефы, по существу, могут соперничать с живописью.
Уже в юношеских произведениях – рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (1490 – 1492, Каза Буонарроти, Флоренция) – определились основные черты творчества Микеланджело – монументальность, пластичность, мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. С оной стороны, мотив человеческой фигуры, развернутой в пространстве по спирали, взят молодым мастером у отца, это можно увидеть в сравнении с работой Пьетро Бернини «Добродетель, побеждающая порок» (1610), однако «маньеристическая спираль» так развита Лоренцо Бернини, что превращается в объемную, многослойную «барочную спираль». Этот легкий, гармоничный и цельный фриз, составленный из фигурок танцующих путти (младенцев-ангелов), радостных и ликующих, пронизан единым стремительным ритмом движения. При ограниченной высоте рельефа автор создаёт перспективную глубину использует подмеченные в жизни детали (раздутые щёки трубачей и проч. ). Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, украшающие площади городов.
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в Трактат о живописи, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци. Причём маленькие медальерные портреты легко воспроизводились в крупных рисунках8. Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года "Охотники за Сокровищами" с Джорджем Клуни в главной роли.
в 1752г. ), формы тела которых просвечивают сквозь прозрачные одежды и «Дезиньяно», т. е. Заметим, что эти и все последующие скульптурные работы гениального мастера выполнены из мрамора. Встретить такие скульптуры можно во Франции (аббатство Клюни, город Отён, село Везле), Италии (Модена, Верона, Парма, Апулия), Испании (Леон, Мадрид, Сантьяго-де-Компостела) и т. д. Анри Стендаль.
Первые двери (закончены в 1424) были связаны с конкурсом 1401 и предназначались для восточного фасада. В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Художественные фрески размещались среди изваяний из мрамора и бронзы. В его «Св. Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 году первое место в конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет (1404—1424).
В теоретическом плане без насилия над своим кредо он принимает новые положения (например, перспективу) как шаг в развитии. Гиберти.
Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма. В 1401 г. во Флоренции был объявлен конкурс на украшение бронзовых дверей баптистерия Сан Джованни, находящийся рядом с собором Санта Мария дель Фьоре. Поездка Донателло в Рим способствовала еще большему осмыслению им античного искусства, традиции которого находят претворение в рельефах кафедры Флорентийского собора (1433—1439). Много лет жизниМикеланджело трудился над гробницей папы Юлия II.
Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. В Ферраре он сблизился с Гуарино да Верона, которому подарил «Святого Иеронима», а тот в ответ посвятил ему восторженную латинскую поэму. Арнольфо ди Камбио, ученик Никколо Пизано, работает главным образом в Риме. Лонгина» Бернини более спокойной и тяжеловесной трактовкой форм. Сложившийся мастер— аноним, выполнивший в начале 13 века аллегорию месяцев и фигуры апостолов, а также эпизоды из жизни Иоанна Крестителя на портале пизанского баптистерия.
XVI век в истории итальянской скульптуры – это в первую очередь творения великого Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564). Бернини – великолепный портретист: «Костанца Буонарелли» (1636), «Павел V» (1617-1618), «Врач Габриэль Фонсек» (1669 – 1670), «Людовик XIV» (1665) и другие.
Художник долгое время творил, находясь во Флоренции. Творчество и скульптуры История зарубежного искусства Искусство Франции. В период расцвета Ренессанса в европейском обществе наблюдался интерес к античности. Также причудлива и фантастична концепция кантория— певческой трибуны Флорентийского собора (1433—1439). Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер.
Одна из самых интересных работ мастера – монументальная «Аллегория Апеннин» (камень, вилла Демидова, Пратолино). Это реальный образ, живущий во времени и пространстве. Его скульптура устанавливается в интерьере с учётом окружающего пространства— она выступает как точно рассчитанный объём для организации идеального пространства. Петра, отличается от «Св. По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени.
Наиболее прославленным произведением Гиберти являются вторые, восточные, двери баптистерия, обращённые к входу в храм известные как «Райские двери» или «Райские врата» (1425 — 1452). Техника глазури (майолики) известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, почему и получила своё название, а затем широко распространилась в Италии. Из работ известного итальянского скульптора Алессандро Альгарди (1602 – 1654) отметим скульптурную группу «Мученичество апостола Павла» (1641) для церкви СанПаоло в Болонье, надгробие папы Льва XI в соборе Св. Работа над гробницей растянулась (с перерывами) на долгие 40 лет и была завершена лишь в 1545 году. Задачей Донателло было остановить стремительность ритма готического света, который делал её ирреально «вращающейся», желая зафиксировать светом дошедший из античности образ. Свет лепит объём, а не стекает вниз по наклонным плоскостям, как раньше6.
Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Его мраморная гробница БенедиктаXIV в соборе св. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу. Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сплетаются воедино в этом образе. Сюжетом для скульптурной группы послужила описанная испанской монахиней Терезой история о том, как она во сне увидела ангела, пронзившего ее чрево стрелой божественного света, отчего она испытала муку сладострастия. В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений.
Канова принадлежит к числу наиболее одаренных скульпторов мира, это вне сомнения. Их тащат за собой дьяволы, преследуют бескрылые ангелы. Почти классический характер сохраняет моделировка других скульптур Кампании (скульптурные украшения кафедры, амвонов, подсвечника для пасхальной свечи из Салернского собора, 1180). Деревянное «Снятие с креста» из Вольтерры выполнено под влиянием Антелами3. Сравнение «Святого Георгия» (1420) с «Давидом» (1409) показывает прогресс: ноги расставлены в виде циркуля и несут вес туловища, а не просто играют роль опоры, руки подчёркивают прямую посадку и лёгкий поворот торса, а не являются дугообразными линиями. На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением. Первое произведение его пизанского периода— кафедра баптистерия (1260).
Как необходимое звено скульптура входит в архитектурную ткань соборов эпохи романского стиля. 1647 Рим, галерея Дориа-Памфили). Наиболее заметным проявлением ренессансной культуры стал стиль Возрождение в архитектуре. Моисей — весь как сжатая пружина: на мощном теле вздуваются мускулы, тяжелый плащ, перекинутый через ногу, словно не дает ему встать «Если вы не видели этой статуи, вы не имеете понятия о возможностях скульптуры», — говорил французский писатель XIXв.
Лицо героя соответствует моменту – оно напряжено, губы сжаты, волосы растрепаны. Все они поражают, но лишь немногие доставляют настоящую художественную радость. В его «Мадонне с младенцем» из музея Пизанского собора он прочерчивает силуэт силовыми линиями.
Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда. Упомянем здесь работавших в Риме скульпторов Стефано Мадерно (1576 – 1636) и Франческо Моки (1580 – 1654).
Творчество Кановы оказало огромное влияние на европейскую скульптуру XIX века. Алтарная стена представляет собой портик, увенчанный треугольным фронтоном. Искусство делает произведение предметом наслаждения и очарования для зрителя». Шестигранная мраморная кафедра (1260 г. ), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование. Контуры чётко обрисованы широкими плавными линиями.
Скульптурную группу «Благовещение» во флорентийской церкви Санта-Кроче Донателло создал для алтаря семьи Кавальканти. Линейных ритмов ещё нет, которые бы позволили статуе слиться с окружающей средой. Донателло делает большой алтарь для церкви Сант-Антонио в Падуе с 7 статуями и множеством рельефов (разобран). В творчестве мастера наступил новый период. Эта полулежащая строгая, холодная фигура не столь классической, сколько ложно классической красоты, принадлежит галерее Боргезе в Риме. Однако математики не чувствуется— есть взволнованный драматизм и световая насыщенность. Южные ворота создал Андреа Пизано (ок.
Уже ранние работы Бернини «Давид» (1623), «Плутон и Прозерпина» (1621— 1622), «Аполлон и Дафна» (1622—1625), находящиеся в галерее Боргезе, ярко свидетельствуют о новом по сравнению с Возрождением понимании пластического образа. Фигура, помещенная в глубокой нише над алтарем, предстает как бы в открытой гробнице. Замысел ее неоднократно менялся и работа так и не была завершена. Статуи 1411-36 гг., сделанные Донателло для Флорентийского собора, Орсанмикеле и кампанилы, показывают, как меняется его представление об «историческом персонаже». Не менее значительно творчество итальянского скульптора Джамболонья (1529 – 1608), француза по национальности. Заметный след в истории итальянского искусства XV века оставила семья скульпторов и архитекторов Росселлино.
Античный миф об Аполлоне и Дафне был претворен Бернини в прекрасных поэтических образах. Его искания достигли вершины в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425--1452 г. ), которые Микеланджело назвал «Вратами рая». 28 небольших рельефов заключены в обрамления готической формы. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. 12 апреля 1914 года Шортино прибыл в Киев, где доработал проект памятника, который был одобрен Городской думой и Киевским губернатором. Донато ди Никколо ди Бетто Барди (прозванный Донателло (около 1386–1466), был первым великим скульптором итальянского Возрождения, которое началось в XIVв. Статуя стала гуманистической темой4. Он знал, чего хотел и, как бывает даже у самых замечательных людей, твердо считал, что только его воля достойна уважения: что заветная цель ясна ему как никому другому.
Горо ди Грегорио работал в Мессине (Сицилия)3. В историческом плане он признаёт величие древних. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. Было решено изготовить памятник Шевченко из бронзы и серого итальянского гранита. Здесь автор повторяет уже найденные приемы: синтез разных видов искусства, контраст и разнообразие фактур и цветов и т. д.
Колонны опираются на спины лежащих львов. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но живые и естественные. Силы художника были на исходе и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции.
Гиберти убирает из рельефа все «жеманство», ненужные детали, однако у него есть пережитки позднеготической эстетики— волнообразность изгибов, рассеянная освещённость, декоративность композиции, подчиняющаяся кривизне обрамления. «Мадонна Бенуа», около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Одна из них взывает к молящемуся, две другие, точно живые, выглядывают из глубины ниши. Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, Гиберти, в творчестве которого главным были равновесие и гармония всех элементов изображения, посвятил жизнь одному виду скульптуры -- рельефу.
Работы по изготовлению дверей длились почти 25 лет. Также у нас вы можете заказать полный спектр профессиональных услуг по благоустройству места погребения (установка цоколя, ограды, озеленение). Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.
Благодаря мастерской передаче эмоций в мраморе зритель ощущает напряжение героя и проживает тонус напряжения во время битвы. В 1430 г. Донателло создал «Давида», первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, покорно внимает его словам. Микеланджело был одним из величайших скульпторов, величайших живописцев и величайших архитекторов своего времени нет другого подобного ему человека, оставившего столь богатое наследие последующим поколениям. Идейная и художественная специфика позднего портрета Пизанелло, по мнению Гращенкова, особенно непосредственно отразилась в его последней работе— портрете Иниго дАвалоса (1449). Творил в период Высокого Возрождения (наивысший расцвет искусства Италии эпохи Возрождения). Одним из наиболее ярких представителей маньеризма был знаменитый итальянский скульптор, ювелир и писатель Бенвенуто Челлини (1500 – 1576), самой известной скульптурной работой которого является статуя «Персей» (1545 – 1554, бронза, Лоджия деи Ланци, Флоренция).
Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие» и «Избиение младенцев». Переплелись между собой многочисленные фигуры матери, пытаясь спасти своих детей, вступают в схватку с солдатами даже львы, поддерживающие пизанскую кафедру, кажется, рычат от ярости. Отражённый свет даёт толчок всему движению. Среди множества его работ отметим следующие: статуя Святого Георгия (1416, мрамор, Национальный музей, Флоренция) статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (1416 – 1435, мрамор) рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели баптистерия в Сиене (1423 – 1427) алтарь «Благовещение» (1428 – 1433, терракота, церковь СантаКроче, Флоренция) знаменитая статуя Давида (1430е годы, бронза, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в скульптуре Возрождения конный памятник кондотьеру Гаттамелате (1447 – 1453, Падуя) – первый светский монумент эпохи Возрождения скульптурный алтарь (1446 – 1450) для церкви СантАнтонио в Падуе скульптурная группа «Юдифь и Олоферн» (1456 – 1457, бронза) на площади Синьории во Флоренции. «Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. Тающие дали, воздушность игра светотени напоминают эффекты живописи (живописный рельеф).
Святой Варфоломей -- символ устрашающего отчаяния. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). Однако Первая мировая помешала осуществлению этого проекта.
Наглядностью деталей художник подчёркивает истинность, конкретность образа. Основоположником нового стиля являлся Донато дАнджело Браманте, талантливый архитектор, создавший Собор Святого Петра в Ватикане.
Однако портик как будто разрывается и раскрывается навстречу зрителю (это задано выпуклым планом и формами фронтона и основания – они как бы расступились, разорвавшись в середине). Как далеко заходила тогда техническая изощренность в обработке одежд, облаков и прочих частностей, показывает огромный памятник дожей Бертуччи и Сильвестро Вальер в церкви Санти Джованни э Паоло в Венеции, скульптуры которого, согласно Маньи изваял Джованни Бонацца, далее – исполненный Джироламо Тиччати Апофеоз Иоанна Крестителя на главном алтаре Флорентийского баптистерия (1732), заклейменный Бургардтом низшей степенью вырождения с полной наглядностью показывают это также считающиеся чудом своего рода скульптуры в церкви Санта Мария делла Пьета деи Сангри в Неаполе: Мертвый Христос работы Джузеппе Саммартино (1720-1793), Целомудрие работы Антонио Коррадини (ум. Его пластика созвучна бургундской, в частности, Клаусу Слютеру.
Гиберти ещё не отказывается от традиционных форм (в духе готики), но придаёт им новое звучание и трактовку5. Скульптура раннего Возрождения в Италии Гиберти. Таким образом история итальянской скульптуры насчитывает более тысячи лет. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра.
1440-3) говорят о том, что Донателло начал вдохновляться позднеантичной живописью. По мнению Донателло, надо воспроизводить сечение «визуальной пирамиды»— плоскость. Бернини удается передать самую кульминацию библейского сюжета – римский центурион признает «Истинно, человек, сие есть сын божий». Брунеллески ориентируется непосредственно на Джованни Пизано. К тому же в городе началась эпидемия чумы. Он распространяет тосканскую манеру по всей Италии, включая Неаполь.
Петра, представляющая этого простого рассудительного папу в театральной патетической позе, с развивающимися одеждами, посреди аллегорических фигур Мудрости и Бескорыстия, производит еще более безотрадное впечатление, чем пышный памятник Марии Клементины Собеской-Стюарт (1735) в том же соборе, все же красноречиво отражающей любовь к роскоши и техническое мастерство того времени. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Чем ближе фигура, тем ощутимее игра светотени.
Она — нечто нереальное, мистическое: видение чуда, страдание мученичества. К самым поздним скульптурным работам титана Возрождения относится знаменитая «Пьета» для флорентийского собора СантаМария дель Фьоре, предназначенная для собственного надгробия Микеланджело. Лонгина (1629—1638), помещенную в нише одного из подкупольных опорных столбов. За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы». В 1178 году он делает рельеф «Снятие с креста» для хора в Пармском соборе.
Льющийся свет оживляет покрытые золотом искусственные лучи, которые становятся как бы продолжением лучей настоящего солнца, врывающегося в пространство собора. Выработке единого портретного стиля Пизанелло 1440-х годов способствовало то, что медальерные и живописные портреты он делал по одним и тем же рабочим зарисовкам с натуры. Со временем скульптуры эпохи Возрождения стали принимать все более самостоятельные формы. Затем Гиберти по-новому решает тему статуи. Их жесты естественны, лица выразительны. Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем.
И эта мраморная группа принадлежит Лувру. освобождение Раймондо ди Сангро из опутывающей его (мраморной) сети, работы Квейроло. Благородство движений и жестов пророка напоминает древнего оратора, но с духовным напряжением христианина. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой. Для нее Микеланджело создал ряд замечательных статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом «Моисея» (1515 – 1516) исполненные трагизма статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» (1513 – 1516, Лувр, Париж), а также четыре статуи рабов, оставшиеся неоконченными (1532 – 1534, Галерея Академии художеств, Флоренция). наиболее последовательный и плодовитый сторонник возрождения античности. Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. В юности он испытал большое влияние О. Родена и М. Россо.
Терезы») (1645—1652 Рим, церковь Сайта Мария делла Виттория) стала своего рода образцом всей барочной скульптуры. Таков прежде всего портрет сумрачного Иннокентия X (ок. После бюста кардинала Боргезе Бернини создает еще несколько превосходных портретов, в которых мастерство исполнения соединено с реалистическим раскрытием образа. Флорентиец Донателло работал главным образом в родном городе, но также и в Сиене (1423 – 1434 и 1457 – 1461), Риме (1430 – 1433), Падуе (1444 – 1453).
Несомненно, Пизанелло писал и другие живописные портреты, но ни одни из них не сохранился. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Лаврентия в Роттердаме (1966 – 1969), рельеф «Мать и дитя» в Рокфеллеровском центре в НьюЙорке (1965), памятник героям Сопротивления в Бергамо (1978). Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.
Из множества скульпторов того времени упомянем соперника Бернини — Алессандро Альгарди (1595—1654), придерживавшегося более спокойного академического стиля. Творчество Донателло. Одежда имеет внушительный, монументальный характер. Ангела (1669—1671), слон с обелиском на площади возле Пантеона (1666—1667). Все мраморные группы носят объемный характер, они раскрываются только при обходе и рассматривании с разных сторон («глубинность», «неплоскостность» барочной скульптуры, говоря языком Вельфлина).
6-угольные рельефы для кампанилы Флорентийского собора (1437-39) имеют готические реминисценции, но это может быть вызвано тем, что серию начал Андреа Пизано. Так, его «Юдифь» говорит о тщетности героических усилий, а «Мария Магдалина» олицетворяет скорбь и саморазрушение6. Дальше он продвигается в библейских рельефах главного портала собора Сан-Петронио в Болонье (1425).
«Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века. Среди других монументальных работ мастера – двери собора в Зальцбурге (1955 – 1958) и церкви Св. Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. В 1445-50 гг.
Повествование выглядит наивным и примитивным. Византийская догматическая культура стала прошлым, которое нуждается в отрицании. Таким образом, контакты с гуманистами прямо сказались в медальерном искусстве Пизанелло8. Он помогает ему и выполняет ряд самостоятельных работ. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты. Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием. Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva).
Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. В кафедре церкви Сан-Андреа в Пистойе (1301) схема доводится до крайнего динамизма. Главным объектом их внимания стал человек. Донателло также обращается к круглой статуе, становясь крупнейшим ваятелем кватроченто.
Драматизм мира (человек и природа), постоянное стремление к расширению границ реальности и составляют для Донателло суть христианства и истории. Отдавая дань увлечению античными памятниками, Микеланджело создал статую «Вакх» (1496 – 1497, Национальный музей, Флоренция). Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. н. «Врата смерти», 1950 – 1964). Из представленных на конкурс семи работ на сюжет Жертвоприношение Авраама жюри выделило две работы исполненные Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески (1377 — 1446). Себе самому он был обязан почти всем.
Но его галерея медалей включает изображения Витторино да Фельтре (ок. В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 века — Лоренцо Гиберти (1378—1455), в искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму.
На примере «Св. Появление Ренессанса в культурных сферах в первую очередь затронуло зодчество. Ему же Рим обязан несколькими прославленными фонтанами, в которых декоративная скульптура обрела новую жизнь, соединившись с подвижной стихией воды, заполняющей чаши бассейнов, бьющей сильными струями, мягко стекающей по округлым формам мраморных фигур (фонтан Тритона на площади Барберини, 1637 фонтаны Четырех рек и Мавра на площади Навона, 1648—1655). Леон Баттиста Альберти называет заключительный трактат своей трилогии De Statua и подводит теоретическое основание под гуманистическую тенденцию, которая в первые десятилетия XV века привела к бурному расцвету статуарной пластики. Это уже не умозрительная история, а пережитая, последовательная смена эпох. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. Глава семьи Лукка делла Роббиа (1399 или 1400-- 1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой.
Петра в Риме, не указывают на дальнейшие шаги в развитии его таланта. Не менее ценным с точки зрения высокого искусства было также и позднее Возрождение. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора. Если Нанни ди Банко наделял своих «Четырёх святых» чертами античного портрета изучаемого в оригиналах, то Донателло, хоть и стремясь к воссозданию пластического благородства антики, не успокаивался, пока идеальная классическая модель не совпадала с чертами его реальных современников. Натурализм используется для иллюзорности. Крест на щите определяет оси. Это один из первых ренессансных конных монументов.
Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Донателло в это время вводит в скульптуру ярко окрашенные элементы (позолоту, цветной мрамор, мозаику, терракоту), Паоло Уччелло живописью изображает статую, Брунеллески дополняет архитектуру красочными элементами. На другой высечено имя Урбана VIII. Он обращается к суровой пластике Джованни Пизано и гуманизму Амброджо Лоренцетти. 1315 – 1368) известен как автор знаменитой «Мадонны» (1343 – 1347, мрамор), которая сейчас находится в музее собора в Орвието. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
Его первый «сплющенный» рельеф— «Святой Георгий, убивающий дракона» (ок. Однако Гаттамелата— это мимолётная, немонументальная античность, вся в плавном движении. Петра в Риме. Марини проявил себя также как выдающийся рисовальщик, а также мастер офорта и скульптурного портрета: скульптурные портреты современников – И. Ф. Стравинского (1951), Г. Миллера (1961), М. Шагала (1962). В период Ренессанса фасады домов облагораживались скульптурными композициями. Под его руководством были выполнены статуи на колоннаде площади св.
Находится в римской Галерее Боргезе. Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фреской «Сотворение Адама», статуями Давида и Моисея, собором св. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Поникшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных человеческих страданий. Здесь он выполнил колоссальную статую «Давид» (1501 – 1504), воплотив в ней героический порыв и идею гражданской доблести, отразившие борьбу флорентийцев против тирании Медичи.
Впрочем, по-иному подходят к проблеме монумента. Портрет Шипионе Боргезе (1632 Рим, галерея Боргезе) — одно из высших достижений Бернини, замечательный шедевр портретного искусства. Он не согласен с решением Гиберти (высокие части улавливают свет и он умелой лепкой объёмов направляется в глубину, образовывая «золотой фон»). Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения.
Сюжеты панелей восходят к античным мотивам3. А портрет Чечилии Гонзага (1447), наоборот, обнаруживает связь с менее классической традицией женских портретов Пизанелло. Скульптуре Бернини присущи стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувствительностью («Аполлон и Дафна», 1622 – 1625 «Экстаз святой Терезы», 1644 – 1652).
Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. Это своего рода «вульгарная латынь», на которую он переводит строгую латынь своих антикизирующих произведений6.
Голова и волосы проработаны активней. За Киворием открывается вид на Кафедру собора Святого Петра, она также создана Бернини. В выполненных им северных дверях баптистерия (1403 — 1424) Гиберти композиционно повторяет работу Пизано. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini).
Великий мастер всех времен имя которого знает практически каждый – Микеланджело Буонарроти – скульптор, архитектор, художник и поэт. Человеческая фигура вновь становится «мерилом всех вещей». Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. В 1501 году Микеланджело возвратился из Рима во Флоренцию.
Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Его основная проблема— художественный язык. Отметим такие его работы, как надгробие могилы папы Климента XIII (1792, собор Св. Фронтально представленная фигура человека тяготеет к зеркальной симметрии, однако автор задает и «ломает» эту симметрию: чуть искривленная поза, жесты рук, копье в одной руке и раскрытая ладонь другой руки, поворот головы, буйствующие складки. Мастер Баризано да Трани работает в бронзе (бронзовые врата соборов в Равелло, 1179 Трани, Монреале) и как художник-миниатюрист2.
1435, Санта-Кроче)— использован весь репертуар античных орнаментов, при этом автору нравится недосказанность, загадочность изображённого. Мраморная группа «Аполлон и Дафна» также изображает момент кульминации мифа – Аполлон почти настигает нимфу, в которую влюблен, однако прямо в его руках она превращается в дерево. разворачиваться и выстреливать прямо здесь и сейчас. В скульптуре он стремился к ясности и уравновешенности из его скульптурных работ отметим гробницу Бруни в церкви СантаКроче во Флоренции (1446 – 1447). Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре.
В его мастерской в качестве помощника работал молодой Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло (около 1386--1466), родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти. освобождение Раймондо ди Сангро из опутывающей его (мраморной) сети, работы Квейроло. Давид, около 1430 Национальный музей, Флоренция Роббиа Лука. Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых.
Большого совершенства в технике майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435--1525). Один из наиболее трагических рельефов Донателло оттуда— «Положение во гроб» из серого камня со вставками цветного мрамора, полудрагоценных камней и мозаики. Лицо его реалистично. Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия.
В традиционный сюжет скульптурной группы «Оплакивание Христа» (1497 – 1498, собор Св. Будучи в Риме Пизанелло много зарисовывал антики. в Италии и затем распространилось по другим европейским странам. Вспомогательные детали рельефа становятся материей, обретшей форму и ставшей светоносной.
Они первыми стали применять в рельефе и круглой пластике технику цветной майолики. Глазурированная терракота соединяет пластику и живопись, ставя их на службу архитектуре— удобно для синтеза трёх искусств. Мраморная плита еще более подчеркивает безжизненность распростертого на ней тела. 1374 – 1438).
Этот тип, который закреплён в живописном портрете, прямо повторён мастером в свадебной медали Лионелло дЭсте (1444), затем развиваясь в медалях Сиджизмондо Малатеста (1445), Доменико Новелло Малатеста (1445), Лодовико Гонзага (1447). Начало эпохи Возрождения приходится на первую четверть XIV века. Нельзя не сказать несколько слов об известном итальянском скульпторе XX века Марино Марини (1901 – 1980). «Вознесение Марии» (ок.
Фигуры изолированы, каждая имеет собственный жест. Десять больших квадратных рельефов, в которых иногда объединяются несколько эпизодов. «Я победил мрамор и сделал его гибким как воск, — говорил Бернини, — и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». К числу последних произведений Кановы принадлежит слабоватая бронзовая группа Пьета в церкви св. Внимание переходит от одной детали к другой. Традиции этой скульптурной школы продолжил скульптор и архитектор Андреа Пизано (ок.
В Риме он выполнил гробницу кардинала Аннибальди в Сан-Джованни ин Латерано (1276), сделал статую Карла Анжуйского, гробницу кардинала де Брея, гробницу папы Бонифация VIII и бронзовую статую св. Папа Климент VII в союзе с Карлом V организовал поход на Флоренцию, которая героически сопротивлялась. Сохранилась большая группа рисунков круга обоих художников, где классические мотивы римских саркофагов трактованы ещё с заметной готической стилизацией интерес к ним был унаследован от поверхностного «классицизма», который бытовал среди художников позднего треченто и простодушного любопытства ломбардских готических рисовальщиков-собирателей. Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня.
Из других работ Якопо делла Кверча отметим скульптуры для монументального фонтана на площади Кампо в Сиене (1408 – 1419), алтарь Трента в церкви СанФредиано (1416 – 1422) в Лукке. Следует указать, тем не менее, произведения римлянина Пьетро Браччи (1700-1773). Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Массы сплющены и раздавлены, ограничены контуром, создаётся перспектива.
Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв. Он был скульптор, ювелир, архитектор, писатель и первый историк искусств (как автор 3-томных «Комментариев»). В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы.
Возможно, античный памятник Марку Аврелию вдохновил Донателло на создание конной статуи кондотьера (наемного военачальника) Эразмо да Нарни, прозванного Гаттамелатой (1447—1453), Этот первый конный памятник в искусстве Возрождения, посвященный выдающейся личности, получил совсем иную, чем в античности, трактовку. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). «Иоанн Евангелист» (закончен в 1415г., музей Флорентийского собора) выдвигает на первые план не технические и стилистические проблемы, а задачи структуры пластической формы. Диагональ меча подчёркивает неустойчивую динамику фигуры. Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. Мадонна с младенцем, 1450-е, Музей Барджелло, Флоренция Находившаяся в эпоху средневековья в состоянии полной зависимости от архитектуры, скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоятельное значение.
Рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета. Он более революционен, устраняя естественное пространство и беря за основу пустоту, перспективные законы он выделит позже5. Это трибуна на стройных колоннах с трехлепестковыми арками.
Барочный принцип живописной картинности наиболее последовательно проявился в скульптурных алтарях, в создании которых Бернини не имел себе равных. В 1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, украшающие площади городов.
Однако он значителен своей гармоничностью, широким проникновением во все сферы художественной жизни. Позолотой сверкают волосы Марии и ангела, узорчатые края их нарядных одежд. Эта процессуальность, действие скульптуры обеспечивается множеством способов: развернутые по диагонали постамента ноги героя, закрученное по спирали тело (однако голова остается обращенной в ту же сторону, что и тело – это усиливает потенциальную возможность к разворачиванию), множество спиральных линий в теле, плаще, ленте. В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела.
Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г. ) – юноша-воин с щитом в руке. 1348), чье творчество относится уже к эпохе Треченто. Готическая скульптура тесно связана с готическим религиозным архитектурным искусством. Это произведение доставило Канове заказ на гробницу папы Климента XIV для церкви св. Еще более удался Канове надгробный монумент Климента XIII в соборе св.
Мастер пытается возродить забытую (или пришедшую в упадок) технику отливки больших бронзовых фигур с круговым обзором. Его мраморная гробница Бенедикта XIV в соборе св. Знаменитая статуя Давида была создана Верроккьо в 1476 году. Активно занимался он и педагогической деятельностью, преподавал в Высшем институте искусства в Монце (1929 – 1940) и миланской Академии художеств (1940 – 1970). Статуя Мадонны уникальна по иконографии. Здесь начинается кризис гуманизма6.
Его алтарная группа «Экстаз св. Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства. Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. Классических реминисценций (Гиберти) или латинских заимствований (Нанни ди Банко) здесь нет— ощущается сочный народный язык. Сохраняя индивидуальный облик портретируемого, он наделяет его чертами придворного идеала.
В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. Фонте Гайя (1409-19, Пьяцца дель Кампо, Сиена) построен по тому же принципу. Позднее определится образец для подражания— статуя Марка Аврелия— она интерпретируется в памятниках кондотьера Гаттамелаты (Донателло) и кондотьера Коллеоне (Вероккьо). Второй раз Донателло обращается к теме Давида около 1430 года.
Творчество великого итальянского скульптора Донателло (ок. Пизанская школа скульптуры— первая крупная школа скульптуры в Италии. Его скульптуры для Порта делла Мандорла (флорентийский собор) соответствуют готическому стилю, в котором врата и были задуманы в XIV веке Джованни дАмброджо.
Великолепная скульптура Раннего Возрождения, таким образом, обрела свое место. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Этот рельеф— вершина «экспрессионизма» мастера. Он работал исключительно в технике майолики, чем расширил сферу ее применения. Родился Антонио Канова (1757-1822 лучшая книга о нем написана Альфредом Готтгольдом Мейером) в Поссаньо близ Бассано скульптурную технику он изучил главным образом под руководством Джузеппе Торретти, весьма занятого дюжинного мастера времени упадка, взявшего его с собой в Венецию. К периоду его увлечения классическими формами относится «Четыре святых» из Орсанмикеле.
Своими руками Донателло разрушает гуманистический идеал личности, для утверждения которого столько сделал. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Главный труд его жизни – планировка и строительство города Пиенца, воплотившего гуманистические представления эпохи Возрождения об «идеальном городе». Здесь же в Падуе, в церкви Сант-Антонио, находится алтарь исполненный Донателло. В ней развивается тематика и пластические находки первой. Петра (т.
В период готики начинается теоретизация техники искусства. В библейский сюжет Донателло вносит трогательную жизненную непосредственность. Гробница Иларии дель Каррето (ок. Рельефы первых дверей— сцены выполнены с учётом сложной конфигурации рам. В его скульптурных работах ясность композиции сочетается с изысканностью форм – рельефы южных дверей флорентийского баптистерия (1330 – 1336, позолоченная бронза) и статуи кампанилы флорентийского собора (1337 – 1343, мрамор).
С трёх сторон баптистерия располагаются ворота. Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. Автор использует великое множество средств, включая эротическую составляющую искушения. Готический компонент здесь сильнее, чувствуется и переработка романских источников. Как далеко заходила тогда техническая изощренность в обработке одежд, облаков и прочих частностей, показывает огромный памятник дожей Бертуччи и Сильвестро Вальер в церкви Санти Джованни э Паоло в Венеции, скульптуры которого, согласно Маньи изваял Джованни Бонацца, далее — исполненный Джироламо Тиччати Апофеоз Иоанна Крестителя на главном алтаре Флорентийского баптистерия (1732), заклейменный Бургардтом «низшей степенью вырождения» с полной наглядностью показывают это также считающиеся чудом своего рода скульптуры в церкви Санта Мария делла Пьета деи Сангри в Неаполе: «Мертвый Христос» работы Джузеппе Саммартино (1720–1793), «Целомудрие» работы Антонио Коррадини (ум.
Поставленный перед церковью Сант-Антонио в Падуе, монумент не только сохраняет свою значительность в соседстве со зданием храма, но и организует весь ансамбль площади. Его «Св. Бернини поместил свою скульптурную группу в глубокую нишу на фоне золотых лучей. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Кроме того, это становится ремеслом и эти вещи можно тиражировать.
Среди его работ – певческая кафедра в соборе СантаМария дель Фьоре (1431 – 1438), 13 медальонов в капелле Пацци церкви СантаКроче во Флоренции. в 1752 г. ), формы тела которых просвечивают сквозь прозрачные одежды и Дезиньяно, т. е.
Фигуры не сдерживаются рамой, жестикуляция нарастает. Произведения младшего брата и ученика Бернардо – Антонио Росселлино (1427 – 1479) – отличаются свободой композиции, любовью к тонким живописным эффектам в моделировке лица и одежд (гробница кардинала Португальского, многочисленные портретные бюсты). Сотворение Адама и Евы Райские двери, 1425-1452, бронза Баптистерий, Флоренция Донателло.
Тут практически дионисийство— путти в вакхической пляске, золотая мозаика, неровная поверхность, гирлянды и другие «античные» фантазии. Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. 1343 – 1368). Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники.
В духе винкельмановского сочинения о подражании греческим произведениям Канова изваял здесь своего Тезея, победителя Минотавра (1785), теперь в венском Придворном музее. Петра в Риме и большой мраморный рельеф «Папа Лев I и Аттила» (там же).
Но именно тогда, когда он входит во вкус «антиклассической» античности, Донателло выполняет самую классическую из своих скульптур— статую Гаттамелаты (окончена в 1453). Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. Известны его скульптурные изображения всадников – от небольших статуэток до «Монументального всадника» в Гааге (бронза, 1957 – 1958). Два великолепных лежащих льва охраняют вход во врата смерти. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной. Эпизоды построены на пересечении направленного движения.
С ее уст срывается крик сладостной муки. Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501--1504 гг. ). Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория.
Петра, скульптуры для флорентийского собора3. Высокие, светлые идеалы, которым мастер поклонялся всю жизнь, ушли в прошлое. Его статуя Океана, увенчивающая фонтан Треви, несмотря на театральность позы, так хорошо дополняет ансамбль, что без нее впечатление не было бы полным.
В своем творчестве он органично сочетал черты модернизма и архаики. В них сочетается индивидуализация портретной характеристики с растущей героической «антикизацией» образа, которая достигает кульминации в трёх медалях Альфонсо V Арагонского (1449). Романские статуи и рельефы, как правило включают коренастые, плотные и угловатые фигуры.
Его «Четыре святых»— для той эпохи лучший образец гуманистического искусства, вдохновлённого античностью. «Святой Людовик Тулузский» (1423): пластический объём воспринимается как высокий рельеф, насыщенный светом и тенью. В его же «Мученичестве св. Петра, представляющая этого простого рассудительного папу в театральной патетической позе, с развивающимися одеждами, посреди аллегорических фигур Мудрости и Бескорыстия, производит еще более безотрадное впечатление, чем пышный памятник Марии Клементины Собеской-Стюарт (1735) в том же соборе, все же красноречиво отражающей любовь к роскоши и техническое мастерство того времени. Рельефы для портала церкви СанПетронио (1425 – 1438) в Болонье, выполненные из темносерого твердого местного камня, отличаются мощной монументальностью и предвосхищают образы Микеланджело. Уже упоминавшийся Нанни ди Банко— в 1410-15 гг.
Фонтана Маджоре в Перудже (1278) состоит из 2-х многогранных чаш с декоративными панелями на аллегорические сюжеты и фигурами пророков и святых. На 20 из них показаны сцены из Нового Завета, на остальных — Евангелисты, Учителя церкви. Донателло украсил фон изящным позолоченным узором. 12.
Масса перетекает, фигуры напряжены, движение ритмично. Брунеллески не замечает пейзажа. Один из крупнейших итальянских скульпторов XX века – Джакомо Манцу (1908 – 1991).
Первым скульптором барокко был Стефано Мадерна (1576—1636). Диссимметрия античных изображений перерастает в экспрессию антисимметрии. Разграничительная линия определяет их динамику. Апостолов в Риме (1787) папа сидит наверху на престоле с протянутой для благословения правой рукой, в то время как слева склоняется над гробом Умеренность, а справа, против нее, сидит Кротость. Южная Италия в скульптуре выделяется более сильным тяготением к Византии. Фигуры занимают почти все поле рельефа, что придаёт значительность их объёмам.
Слева возносятся к небесам праведники. Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. В городском соборе города Лукки находится выполненное этим мастером редкое по красоте надгробие юной Иларии дель Карретто (1406). Грозного ветхозаветного пророка (он провозгласил законы, которые стали важной частью христианского учения) Микеланджело изобразил сидящим, втрое выше человеческого роста. Многоугольная кафедра почти достигла формы круга, рельефы изогнуты как сегменты. Художник подчёркивает «античный мотив» гробницы, чтобы придать изображению трагизм.
Он руководил как архитектор строительством кампаниллы Пизанского собора, а как скульптор— сделал «Царские ворота» собора (утрачены). Бернардо Росселлино (1409 – 1464) больше известен как архитектор. Богато декорированные фонтаны («Нептун» на площади Нептуна в Болонье, 1566), скульптурные группы, статуи и памятники Джамболоньи («Похищение сабинянок», мрамор, 1583, Лоджия деи Ланци, Флоренция) отличаются свободой пространственной композиции изяществом пропорций, виртуозной тщательностью обработки материала, органической связью с природной средой. Сохранились его врата собора в Монреале (1186 год) и врата Сан-Раньери в правом крыле трансепта Пизанского собора. В центре высится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд.
Каждая из двадцати восьми рельефных композиций этих дверей была исполнена на религиозный сюжет и вписывалась в квадрифолии (четырехлистниковые обрамления), еще связанные своей замысловатой колючей формой с готической традицией. Мастерская Гиберти стала настоящей школой для целого поколения художников. XIIIв. ) металлический лист— по-прежнему плоскость фона, на котором парят фигуры. В конце XVI в. алтарь был разобран. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей.
Персонажи «Похищения Прозерпины» развернуты по спирали в несколько противоположных сторон – композиция представляет собой совокупность вложенных друг в друга и взаимодействующих спиралей, которые символизируют разные начала мира – в данном случае мужское и женское. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese). В 1796 г. последовала цветущая Геба берлинской Национальной галереи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, -- один из излюбленных образов Ренессанса.
Петра и на мосту св. К флорентийской школе относится также племянник и ученик Луки – Андреа делла Роббиа (1435 – 1528). Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери.
Из его скульптурных работ отметим табернакль в церкви Орсанмикеле во Флоренции (1352 – 1359). В этой технике выполнены медальоны на фасаде Оспедале дельи Инноченти во Флоренции (1463 – 1466) и скульптурная группа «Встреча Марии и Елизаветы» в церкви СанДжованни Фуорчивитас в Пистое (1491). Но эти черты сочетаются с поисками нового пространственного решения, живостью повествования. «Пир Ирода», рельеф для купели баптистерия в Сиене, построен на точном соблюдении перспективы.
Работает Донателло и в рельефе, воодушевившись идеями Брунеллески насчёт перспективы. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Вместо измельченных готических квадрифолиев эти двери украшают десять крупных, вписанных в прямоугольные поля многофигурных рельефов, уподобленных сложным многоплановым живописным композициям («Встреча царя Соломона с царицей Савской», «Сотворение Адама и Евы» и др. ).
Они напоминают своей выразительностью живописные картины. Его рельеф «Лев I и Аттила» (1646—1653) в соборе св. Следует указать, тем не менее, произведения римлянина Пьетро Браччи (1700–1773). Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника в виде высокого рельефа. Герб и эмблемы модели убраны на реверс8.
Своего апогея итальянское барокко достигло в замечательном по декоративному размаху искусстве Джан Лоренцо Бернини (1598 – 1680). Глава семьи – Лука делла Роббиа (ок. Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515--1516 гг. ). Посередине створок три пчелы, символ папской власти. Если «Давид» был рассчитан на восприятие со всех сторон, то в «Аполлоне и Дафне» чувство скульптурной объемности уступает место живописной картинности.
Фигуры пророков играют роль световых разграничителей. Наоборот, великолепная мраморная статуя Персея, держащего в опущенной правой руке меч, а в поднятой левой – голову медузы (1800), в том же музее, принадлежит, несмотря на очевидное подражание Аполлону Бельведерскому, к наиболее привлекательным произведениям Кановы. Лучшие среди его работ: портреты кардинала Цаккиа (1626), Олимпии Памфили (ок. Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне.
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Андрей» (1629—1640), установленный в нише одного из подкупольных опорных столбов римского собора св. Автор отходит от концепции Гиберти.
Из наиболее значительных произведений, украшавших центральную часть храмового интерьера, следует отметить грандиозную по размерам (как и все, что создавалось для собора) статую св. 1635 Флоренция, Национальный музей). Широкое распространение в скульптуре XVII века получил также парадный портрет. Говоря современным языком, Бернини в данной композиции применяет большое количество «спецэффектов». Здесь традиционная иконография и тонкая отделка (идущие от Византии) сочетаются с почти подлинным ощущением важности размещения фигур в пространстве, зрелой упорядоченностью композиции.
1645) и бронзовая статуя Иннокентия X (1649—1650). Благодаря измененному иллюзорному восприятию и особо расположенному освещению, фигура папы, выходящего из дворца, кажется больше. Дома в Риме стали строить по принципу центрально-осевой симметрии. Был незаконнорожденным сыном богатого нотариуса. На момент изготовления данной работы мастеру было всего 24 года.
Поздние идеальные фигуры Кановы, знаменитая Итальянская Венера (1805) в палаццо Питти, женственно нежный Парис мюнхенской Глиптотеки и портреты: Марии Луизы изображенной в виде Юноны, сидящей на троне в принужденно-натянутой позе, в Пинакотеке Пармы или глубоко одухотворенного молящегося Пия VI в соборе св. Лонгин изображен в момент экстатического поклонения невидимому распятому Христу. Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью. Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva). для северного фасада и эти «Райские врата» были настолько прекрасны, что их поместили на более главном, восточном фасаде, а предыдущие поместили на северный6. Она зарождается в 12 веке, в аббатствах и соборах Северной Франции.
Это превращение, ускользание почти пойманного, схваченного возникает в силу динамики поз персонажей – несколько раз повторяется образ выстреливающего лука, спиральными изгибами, которые выводят персонажей из кажущейся плоскостности действия и тем, что из четырех ног двух персонажей земли касается только одна – эта динамика «вдруг» останавливается неподвижностью дерева. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Скульптуры эпохи Возрождения первоначально никак не о себе не заявляли. Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Большинству его произведений недостает истинной свежести и непосредственности. Экстаз св. Одна из самых замечательных скульптур гробницы — «Моисей». Вообще говоря, техника глазури (майолики) известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, отчего и получила свое название, а затем широко распространилась в Италии.
Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). Он одевает горожан в старинные одеяния, находя в их облике, поступках и нравственности добродетели древних. 1406, собор Лукки) по форме опирается на французскую типологию, но с классическими реминисценциями (путти, гирлянды).
Стиль Микеланджело царил в итальянской скульптуре в течение одного столетия, но искусство Бернини поработило ее на целых полтора столетия. Врата с изображением апостолов и мучеников «Порта дельи апостоли» из Старой сакристии Сан-Лоренцо (ок. 1386 – 1466) знаменует собой начало новой эпохи в истории искусства – эпохи Возрождения. Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. В частных домах старались не держать уникальные художественные произведения.
В одной из ниш собора Святого Петра расположена работа Лоренцо Бернини «Святой Логин» (1634 – 1638).