Скульптура Италии XVII в. – Лекция, раздел Экономика, Методические указания к семинарским занятиям Методические указания по самостоятельной работе Банк тестовых заданий в системе UniTest Итальянская Скульптура Xvii В. Связана С Именем Лоренцо Бернини, Соединившего. Скульптура Персея, победившего Горгону, была выполнена итальянским скульптором Бенвенуто Челлини, который создал ее в XVI веке для герцога Козимо Медичи. Лоренцо Гиберти (1378 — 1455) — крупнейший скульптор эпохи Возрождения, живший во Флоренции, один из основоположников скульптуры Ренессанса, открывший новый этап в развитии итальянской скульптуры. Донателло (донатело ди Никколо ди Бетто Бардиок. 1386—13 декабря1466, Флоренция)— итальянский скульпторэпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.
Скульптурную группу «Благовещение» во флорентийской церкви Санта-Кроче Донателло создал для алтаря семьи Кавальканти. Готический компонент здесь сильнее, чувствуется и переработка романских источников. Статуя Мадонны уникальна по иконографии. На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением. Композиция выглядит слаженной и прекрасно организованной, причем ритмика органично вытекает изнутри.
Его первый «сплющенный» рельеф— «Святой Георгий, убивающий дракона» (ок. Вспомогательные детали рельефа становятся материей, обретшей форму и ставшей светоносной. Петра, Рим), мифологические статуи «Персей» (1801, Ватиканский музей) идеализированный портрет «Паолина Боргезе в образе Венеры» (1805 – 1807, галерея Боргезе, Рим). Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения. Так скульптор решает проблему рельефа, восстанавливая идеальную целостность статуарность формы.
Петра, скульптуры для флорентийского собора. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Скульптуре Бернини присущи стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувствительностью («Аполлон и Дафна», 1622 – 1625 «Экстаз святой Терезы», 1644 – 1652).
1406, собор Лукки) по форме опирается на французскую типологию, но с классическими реминисценциями (путти, гирлянды). Почти классический характер сохраняет моделировка других скульптур Кампании (скульптурные украшения кафедры, амвонов, подсвечника для пасхальной свчи из Салернского собора, 1180). Ангела (1669—1671), слон с обелиском на площади возле Пантеона (1666—1667).
в Падуе Донателло делает большой алтарь для церкви Сант-Антонио в Падуе с 7 статуями и множеством рельефов (разобран). Натурализм используется для иллюзорности. Благодаря этому эффекту освещения и виртуозной обработке мрамора фигуры Терезы и ангела кажутся парящими в проеме стены.
Наглядностью деталей художник подчёркивает истинность, конкретность образа. В них сочетается индивидуализация портретной характеристики с растущей героической «антикизацией» образа, которая достигает кульминации в трёх медалях Альфонсо V Арагонского (1449). Творчество великого итальянского скульптора Донателло (ок. Художник подчёркивает «античный мотив» гробницы, чтобы придать изображению трагизм. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г. ), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование.
Это произведение доставило Канове заказ на гробницу папы Климента XIV для церкви св. В его же «Мученичестве св. Этот тип, который закреплён в живописном портрете, прямо повторён мастером в свадебной медали Лионелло дЭсте (1444), затем развиваясь в медалях Сиджизмондо Малатеста (1445), Доменико Новелло Малатеста (1445), Лодовико Гонзага (1447). 28 небольших рельефов заключены в обрамления готической формы. Среди множества его работ отметим следующие: статуя Святого Георгия (1416, мрамор, Национальный музей, Флоренция) статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (1416 – 1435, мрамор) рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели баптистерия в Сиене (1423 – 1427) алтарь «Благовещение» (1428 – 1433, терракота, церковь СантаКроче, Флоренция) знаменитая статуя Давида (1430е годы, бронза, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в скульптуре Возрождения конный памятник кондотьеру Гаттамелате (1447 – 1453, Падуя) – первый светский монумент эпохи Возрождения скульптурный алтарь (1446 – 1450) для церкви СантАнтонио в Падуе скульптурная группа «Юдифь и Олоферн» (1456 – 1457, бронза) на площади Синьории во Флоренции. В кафедре церкви Сан-Андреа в Пистойе (1301) схема доводится до крайнего динамизма.
Второй раз Донателло обращается к теме Давида около 1430 года. Однако Первая мировая помешала осуществлению этого проекта. Уже в юношеских произведениях – рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (1490 – 1492, Каза Буонарроти, Флоренция) – определились основные черты творчества Микеланджело – монументальность, пластичность, мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. Со временем скульптуры эпохи Возрождения стали принимать все более самостоятельные формы.
Сын Никколо— Джованни Пизано вместе с учеником Арнольфо ди Камбио создали кафедру для Сиенского собора (1266—1268).
Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи лишены портретного сходства их дополняют четыре символические фигуры изображающие времена суток и олицетворяющие беспощадную неотвратимость течения времени. Однако Гаттамелата— это мимолётная, немонументальная античность, вся в плавном движении. Брунеллески ориентируется непосредственно на Джованни Пизано. В историческом плане он признаёт величие древних.
В Верону он вернулся в 1433 году уже зрелым мастером с реалистичным пониманием портрета. Задачей Донателло было остановить стремительность ритма готического света, который делал её ирреально «вращающейся», желая зафиксировать светом дошедший из античности образ. 1280), его ученик Арнольфо ди Камбио (ок.
6-угольные рельефы для кампанилы Флорентийского собора (1437-39) имеют готические реминисценции, но это может быть вызвано тем, что серию начал Андреа Пизано. Знаменитая статуя Давида была создана Верроккьо в 1476 году. Глава семьи Лукка делла Роббиа (1399 или 1400-- 1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой.
Грозного ветхозаветного пророка (он провозгласил законы, которые стали важной частью христианского учения) Микеланджело изобразил сидящим, втрое выше человеческого роста. Среди всех экспонатов обращают на себя особое внимание «Райские врата» флорентийского Баптистерия, созданные Гиберти. Моисей в трактовке Микеланджело -- народный вождь, человек вулканических страстей, прозорливый мудрец. Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. В Риме он познакомился с памятниками античности и увидел портреты Джентиле и Мазолино. В своем творчестве он органично сочетал черты модернизма и архаики. 1290 – ок.
Один из наиболее трагических рельефов Донателло оттуда— «Положение во гроб» из серого камня со вставками цветного мрамора, полудрагоценных камней и мозаики. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Врата с изображением апостолов и мучеников «Порта дельи апостоли» из Старой сакристии Сан-Лоренцо (ок.
Лонгина (1629—1638), помещенную в нише одного из подкупольных опорных столбов. Художественные фрески размещались среди изваяний из мрамора и бронзы. Фонте Гайя (1409-19, Пьяцца дель Кампо, Сиена) построен по тому же принципу. Нанни ди Банко не ищет, подобно Гиберти, компромисса между античной монументальностью и современным интересом к душевным переживаниям человека, а просто выражает современное содержание «на строгой и безупречной латыни»5.
Фигуры полны движения, драматического пафоса они переданы в момент наивысшего душевного и физического напряжения. С трёх сторон баптистерия располагаются ворота. К периоду его увлечения классическими формами относится «Четыре святых» из Орсанмикеле. Его мраморная гробница Бенедикта XIV в соборе св. Он делает статую Иоанна Крестителя для церкви Орсанмикеле (закончена в 1414).
Молодого мастера неудержимо потянуло затем в Рим, где немецкий художник Антон Рафаэль Менгс (1728-1779) и немецкий археолог Иоган Иоахим Винкельман (1717-1768) давно уже подготовили почву для неоклассицизма. Его «Четыре святых»— для той эпохи лучший образец гуманистического искусства, вдохновлённого античностью. Родился Антонио Канова (1757-1822 лучшая книга о нем написана Альфредом Готтгольдом Мейером) в Поссаньо близ Бассано скульптурную технику он изучил главным образом под руководством Джузеппе Торретти, весьма занятого дюжинного мастера времени упадка, взявшего его с собой в Венецию. Донателло украсил фон изящным позолоченным узором.
Активно занимался он и педагогической деятельностью, преподавал в Высшем институте искусства в Монце (1929 – 1940) и миланской Академии художеств (1940 – 1970). Нельзя не сказать несколько слов об известном итальянском скульпторе XX века Марино Марини (1901 – 1980). Искания скульптора созвучны с идеями литераторов того времени— возрождение античности, но не вопреки, а с помощью христианской духовности.
Фронтально представленная фигура человека тяготеет к зеркальной симметрии, однако автор задает и «ломает» эту симметрию: чуть искривленная поза, жесты рук, копье в одной руке и раскрытая ладонь другой руки, поворот головы, буйствующие складки. Натурализм используется для иллюзорности. Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Кроме того, это становится ремеслом и эти вещи можно тиражировать. Жизнерадостное, нарядное, доброе искусство этого мастера получило заслуженное признание современников. Таковы, например, портреты моденского герцога Франческе дЭсте (1650—1651 Модена) и Людовика XIV (1665 Версаль), в которых тип парадного барочного портрета достигает высшей точки своего развития. Страстные сцены (11 век) несут немецкий отпечаток.
Дальше он продвигается в библейских рельефах главного портала собора Сан-Петронио в Болонье (1425). В рельефах прослеживаются черты готики: удлинённость фигур, условный изгиб, текучая плавность складок одежд. Автор использует великое множество средств, включая эротическую составляющую искушения.
Складываются новые жанры: пристенное надгробие, светская декоративная скульптура на мифологические темы (так называемый «Амур-атис» Донателло, «Путто с дельфином» Верроккио), а также портретный бюст. Бернини поместил свою скульптурную группу в глубокую нишу на фоне золотых лучей. 1440-3) говорят о том, что Донателло начал вдохновляться позднеантичной живописью. Этот рельеф— вершина «экспрессионизма» мастера. Среди его работ – певческая кафедра в соборе СантаМария дель Фьоре (1431 – 1438), 13 медальонов в капелле Пацци церкви СантаКроче во Флоренции. В 1445-50 гг. Будучи в Риме Пизанелло много зарисовывал антики.
Позднее определится образец для подражания— статуя Марка Аврелия— она интерпретируется в памятниках кондотьера Гаттамелаты (Донателло) и кондотьера Коллеоне (Вероккьо). На момент изготовления данной работы мастеру было всего 24 года. Еще более академический характер носило творчество Франсуа Дюкенуа (1594—1643) — фламандского скульптора, долго работавшего в Риме. Если Нанни ди Банко наделял своих «Четырёх святых» чертами античного портрета изучаемого в оригиналах, то Донателло, хоть и стремясь к воссозданию пластического благородства антики, не успокаивался, пока идеальная классическая модель не совпадала с чертами его реальных современников.
Для скульптора здесь главное не техника, а художественная выразительность, хотя мраморные складки по своей глубине и проработанности люминисцентностью приближаются к бронзе. 1250– после 1314). Идейная и художественная специфика позднего портрета Пизанелло, по мнению Гращенкова, особенно непосредственно отразилась в его последней работе— портрете Иниго дАвалоса (1449).
Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, покорно внимает его словам. Известны его скульптурные изображения всадников – от небольших статуэток до «Монументального всадника» в Гааге (бронза, 1957 – 1958). Еще более удался Канове надгробный монумент Климента XIII в соборе св. Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г. ) – юноша-воин с щитом в руке. В ней развивается тематика и пластические находки первой. Он был сильнее увлечён классикой. Скульптуры эпохи Возрождения первоначально никак не о себе не заявляли.
Сохранились его врата собора в Монреале (1186 год) и врата Сан-Раньери в правом крыле трансепта Пизанского собора. Чем ближе фигура, тем ощутимее игра светотени. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. «Благовещение» (ок. Господствует трагическое чувство мировой катастрофы.
Но его галерея медалей включает изображения Витторино да Фельтре (ок. Один из наиболее трагических рельефов Донателло оттуда— «Положение во гроб» из серого камня со вставками цветного мрамора, полудрагоценных камней и мозаики. Гробница Иларии дель Каррето (ок. Деревянное «Снятие с креста» из Вольтерры выполнено под влиянием Антелами. Два великолепных лежащих льва охраняют вход во врата смерти. Произведения младшего брата и ученика Бернардо – Антонио Росселлино (1427 – 1479) – отличаются свободой композиции, любовью к тонким живописным эффектам в моделировке лица и одежд (гробница кардинала Португальского, многочисленные портретные бюсты).
В юности он испытал большое влияние О. Родена и М. Россо. Это реальный образ, живущий во времени и пространстве. Персонажи «Похищения Прозерпины» развернуты по спирали в несколько противоположных сторон – композиция представляет собой совокупность вложенных друг в друга и взаимодействующих спиралей, которые символизируют разные начала мира – в данном случае мужское и женское. За это время мастерская Гиберти стала школой для поколения художников и скульпторов (Паоло Уччелло (1397 — 1475), Донателло (1386 — 1466).
Но именно тогда, когда он входит во вкус «антиклассической» античности, Донателло выполняет самую классическую из своих скульптур— статую Гаттамелаты (окончена в 1453). Донателло в это время вводит в скульптуру ярко окрашенные элементы (позолоту, цветной мрамор, мозаику, терракоту), Паоло Уччелло живописью изображает статую, Брунеллески дополняет архитектуру красочными элементами. 1420) для цоколя ниши статуи.
«Вознесение Марии» (ок. Для нее Микеланджело создал ряд замечательных статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом «Моисея» (1515 – 1516) исполненные трагизма статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» (1513 – 1516, Лувр, Париж), а также четыре статуи рабов, оставшиеся неоконченными (1532 – 1534, Галерея Академии художеств, Флоренция).
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Лицо его реалистично. Свет лепит объём, а не стекает вниз по наклонным плоскостям, как раньше6. 1647 Рим, галерея Дориа-Памфили). Он был сильнее увлечен классикой. В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела.
Композиция традиционного итальянского памятника выстраивается на основе горизонтальной надгробной плиты (piedistallo), которая полностью закрывает могилу. Отметим такие его работы, как надгробие могилы папы Климента XIII (1792, собор Св. XIIIв. ) металлический лист— по-прежнему плоскость фона, на котором парят фигуры. Будучи в Риме Пизанелло много зарисовывал антики. А портрет Чечилии Гонзага (1447), наоборот, обнаруживает связь с менее классической традицией женских портретов Пизанелло.
Смело обобщая пластическую форму, тонко прорабатывая детали, Бернини с блеском воссоздает живой полнокровный образ. Бернини удается передать самую кульминацию библейского сюжета – римский центурион признает «Истинно, человек, сие есть сын божий». Фигура, помещенная в глубокой нише над алтарем, предстает как бы в открытой гробнице.
Лонгина» Бернини более спокойной и тяжеловесной трактовкой форм. Его рельефы отличаются малой глубиной, но пространство при этом там глубже, чем у Гиберти. Сохранилась большая группа рисунков круга обоих художников, где классические мотивы римских саркофагов трактованы ещё с заметной готической стилизацией интерес к ним был унаследован от поверхностного «классицизма», который бытовал среди художников позднего треченто и простодушного любопытства ломбардских готических рисовальщиков-собирателей. Так, его «Юдифь» говорит о тщетности героических усилий, а «Мария Магдалина» олицетворяет скорбь и саморазрушение6. Здесь он выполнил колоссальную статую «Давид» (1501 – 1504), воплотив в ней героический порыв и идею гражданской доблести, отразившие борьбу флорентийцев против тирании Медичи.
Все мраморные группы носят объемный характер, они раскрываются только при обходе и рассматривании с разных сторон («глубинность», «неплоскостность» барочной скульптуры, говоря языком Вельфлина). Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду. Они напоминают своей выразительностью живописные картины. Глава семьи – Лука делла Роббиа (ок.
Она — нечто нереальное, мистическое: видение чуда, страдание мученичества. Контуры чётко обрисованы широкими плавными линиями. Чем ближе фигура, тем ощутимее игра светотени.
наиболее последовательный и плодовитый сторонник возрождения античности. Святой Варфоломей -- символ устрашающего отчаяния. Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория. В 1430 г. Донателло создал «Давида», первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники.
Затем Гиберти по-новому решает тему статуи. Византийская догматическая культура стала прошлым, которое нуждается в отрицании. Каждая фигура играет определенную роль, масса фигур акцентирована. Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сплетаются воедино в этом образе.
В теоретическом плане без насилия над своим кредо он принимает новые положения (например, перспективу) как шаг в развитии. Образ другой— не решительный и самоуверенный герой, а задумчивый юноша. Сын и ученик Андреа Пизано – Нино Пизано (ок. Т. н. Он обращается к суровой пластике Джованни Пизано и гуманизму Амброджо Лоренцетти.
Бернардо Росселлино (1409 – 1464) больше известен как архитектор. Терезы») (1645—1652 Рим, церковь Сайта Мария делла Виттория) стала своего рода образцом всей барочной скульптуры. Петра, представляющая этого простого рассудительного папу в театральной патетической позе, с развивающимися одеждами, посреди аллегорических фигур Мудрости и Бескорыстия, производит еще более безотрадное впечатление, чем пышный памятник Марии Клементины Собеской-Стюарт (1735) в том же соборе, все же красноречиво отражающей любовь к роскоши и техническое мастерство того времени. Ближе к народному искусству рельефы бронзовых врат церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне. В его «Мадонне с младенцем» из музея Пизанского собора он прочерчивает силуэт силовыми линиями.
В его мастерской в качестве помощника работал молодой Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло (около 1386--1466), родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Дальше он продвигается в библейских рельефах главного портала собора Сан-Петронио в Болонье (1425).
Экстаз св. В Риме он выполнил гробницу кардинала Аннибальди в Сан-Джованни ин Латерано (1276), сделал статую Карла Анжуйского, гробницу кардинала де Брея, гробницу папы Бонифация VIII и бронзовую статую св. путь к Ренессансу, были Лоренцо Гиберти (ок. Появление Ренессанса в культурных сферах в первую очередь затронуло зодчество. Линии дугообразны, полны внутренней силы.
Одежда имеет внушительный, монументальный характер. Тема развита в духе классических псалмов готических икон и аллегорий6. Тающие дали, воздушность игра светотени напоминают эффекты живописи (живописный рельеф). Свет лепит объем, а не стекает вниз по наклонным плоскостям, как раньше. Мраморная плита еще более подчеркивает безжизненность распростертого на ней тела. 6-угольные рельефы для кампаниллы Флорентийского собора (1437-39) имеют готические реминисценции, но это может быть вызвано тем, что серию начал Андреа Пизано.
Творил в период Высокого Возрождения (наивысший расцвет искусства Италии эпохи Возрождения). Работа над гробницей растянулась (с перерывами) на долгие 40 лет и была завершена лишь в 1545 году. Тема развита в духе классических псалмов готических икон и аллегорий. Впрочем, по-иному подходят к проблеме монумента.
Благородство движений и жестов пророка напоминает древнего оратора, но с духовным напряжением христианина. Поникшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных человеческих страданий. В 1796 г. последовала цветущая Геба берлинской Национальной галереи.
Свет дробный, то есть земной, он приходит на смену вселенскому общему свету. Также причудлива и фантастична концепция кантория— певческой трибуны Флорентийского собора (1433—1439). Пиза являлась центром классической культуры и поддерживала связи с Востоком. Слева возносятся к небесам праведники. Из мастерской Никколо Пизано вышли замечательные мастера скульптуры Проторенессанса -- его сын Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио известный и как архитектор Арнольфо ди Камбио (около 1245 -- после 1310) тяготел к монументальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные наблюдения. Гиберти еще не отказывается от традиционных форм (в духе готики), но придает им новое звучание и трактовку. Апостолов в Риме (1787) папа сидит наверху на престоле с протянутой для благословения правой рукой, в то время как слева склоняется над гробом Умеренность, а справа, против нее, сидит Кротость.
Это трибуна на стройных колоннах с трехлепестковыми арками. Из его скульптурных работ отметим табернакль в церкви Орсанмикеле во Флоренции (1352 – 1359).
Фигуры занимают почти все поле рельефа, что придает значительность их объемам. Гробница Иларии дель Каррето (ок. В творчестве мастера наступил новый период.
За Киворием открывается вид на Кафедру собора Святого Петра, она также создана Бернини. Но его галерея медалей включает изображения Витторино да Фельтре (ок. Его основная проблема— художественный язык. Контуры четко обрисованы широкими плавными линиями.
Крест на щите определяет оси. В духе винкельмановского сочинения о подражании греческим произведениям Канова изваял здесь своего Тезея, победителя Минотавра (1785), теперь в венском Придворном музее.
Внимание переходит от одной детали к другой. Петра (т. Голова и волосы проработаны активней.
Несомненно, Пизанелло писал и другие живописные портреты, но ни одни из них не сохранился. Идейная и художественная специфика позднего портрета Пизанелло, по мнению Гращенкова, особенно непосредственно отразилась в его последней работе— портрете Иниго дАвалоса (1449). Вообще говоря, техника глазури (майолики) известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, отчего и получила свое название, а затем широко распространилась в Италии. Главным объектом их внимания стал человек. 1374–1438). Бернини – великолепный портретист: «Костанца Буонарелли» (1636), «Павел V» (1617-1618), «Врач Габриэль Фонсек» (1669 – 1670), «Людовик XIV» (1665) и другие. Это искусство всё ближе к провансальскому, более чистому примеру романской архитектуры (таковы рельефы собора в Пьяченце, собора в Модене, фигуры мастера Гульельмо с кафедры собора в Пизе— ныне в соборе Кальяри, 1159-62 портал церкви Сант-Андреа в Пистойе мастера Груамонте, 1166 рельефы Бидуино для Сан-Кашано в Сеттимо, 1180 и Сан-Сальваторо в Лукке).
Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Южная Италия в скульптуре выделяется более сильным тяготением к Византии. Статуя стала гуманистической темой4. Художники, творившие в эту эпоху, стремились возродить традиции античной культуры, во многом утраченные в средние века. Он не согласен с решением Гиберти (высокие части улавливают свет и он умелой лепкой объёмов направляется в глубину, образовывая «золотой фон»). Он не согласен с решением Гиберти (высокие части улавливают свет и он умелой лепкой объемов направляется в глубину, образовывая «золотой фон»).
Наглядностью деталей художник подчеркивает истинность, конкретность образа. Десять больших квадратных рельефов, в которых иногда объединяются несколько эпизодов. в 1752 г. ), формы тела которых просвечивают сквозь прозрачные одежды и «Дезиньяно», т. е. освобождение Раймондо ди Сангро из опутывающей его (мраморной) сети, работы Квейроло. Человеческая фигура вновь становится «мерилом всех вещей». Пизанская школа скульптуры— первая крупная школа скульптуры в Италии. Фигуры не сдерживаются рамой, жестикуляция нарастает.
Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты. Он обращается к суровой пластике Джованни Пизано и гуманизму Амброджо Лоренцетти. Он работал исключительно в технике майолики, чем расширил сферу ее применения. Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Он помогает ему и выполняет ряд самостоятельных работ. До Кановы лишь отдельные скульпторы делали усилия вырваться из уз этого утрированного, частью напыщенного, частью переутонченного модного искусства.
Следует указать, тем не менее, произведения римлянина Пьетро Браччи (1700-1773). Его «Св. С оной стороны, мотив человеческой фигуры, развернутой в пространстве по спирали, взят молодым мастером у отца, это можно увидеть в сравнении с работой Пьетро Бернини «Добродетель, побеждающая порок» (1610), однако «маньеристическая спираль» так развита Лоренцо Бернини, что превращается в объемную, многослойную «барочную спираль». Гиберти ещё не отказывается от традиционных форм (в духе готики), но придаёт им новое звучание и трактовку5.
Один из крупнейших итальянских скульпторов XX века – Джакомо Манцу (1908 – 1991). Бенедетто Антелами построил баптистерий в Парме и церковь Сант-Андреа в Верчелли он является скульптором имя которого открывает историю изобразительного искусства в XIII веке. Это уже не умозрительная история, а пережитая, последовательная смена эпох.
Его алтарная группа «Экстаз св. Статуи 1411-36 гг., сделанные Донателол для Флорентийского собора, Орсанмикеле и кампаниллы, показывают, как меняется его представление об «историческом персонаже».
Однако математики не чувствуется— есть взволнованный драматизм и световая насыщенность. Его основная проблема— художественный язык. В этой технике выполнены медальоны на фасаде Оспедале дельи Инноченти во Флоренции (1463 – 1466) и скульптурная группа «Встреча Марии и Елизаветы» в церкви СанДжованни Фуорчивитас в Пистое (1491). Отражённый свет даёт толчок всему движению.
Задачей Донателло было остановить стремительность ритма готического света, который делал ее ирреально «вращающейся», желая зафиксировать светом дошедший из античности образ. Однако Гаттамелата— это мимолетная, немонументальная античность, вся в плавном движении. Работает Донателло и в рельефе, воодувшись идеями Брунеллески насчет перспективы. Изображения святых и всякого рода сцены чудес наряду с парадными портретами и пышными гробницами были излюбленными темами в скульптуре того времени. Одним из наиболее ярких представителей маньеризма был знаменитый итальянский скульптор, ювелир и писатель Бенвенуто Челлини (1500 – 1576), самой известной скульптурной работой которого является статуя «Персей» (1545 – 1554, бронза, Лоджия деи Ланци, Флоренция).
Его скульптуры для Порта делла Мандорла (флорентийский собор) соответствуют готическому стилю, в котором врата и были задуманы в 14 веке Джованни дАмброджо. С ее уст срывается крик сладостной муки. В историческом плане он признает величие древних. Первым скульптором барокко был Стефано Мадерна (1576—1636).
В Ферраре он сблизился с Гуарино да Верона, которому подарил «Святого Иеронима», а тот в ответи посвятил ему восторженную латинскую поэму. Герб и эмблемы модели убраны на реверс8. Он часто работает вне Сиены (Лукка, Флоренция, Феррара, Болонья). Особенно выделяется в этом течении, склонном к уступкам линейной закруглённости и мягкости светотеневой характеристики, Бонанно Пизано. Мастер Баризано да Трани работает в бронзе (бронзовые врата соборов в Равелло, 1179 Трани, Монреале) и как художник-миниатюрист. Колонны опираются на спины лежащих львов.
Эта трибуна на стройных колоннах с трехлепестковыми арками. В его скульптурных работах ясность композиции сочетается с изысканностью форм – рельефы южных дверей флорентийского баптистерия (1330 – 1336, позолоченная бронза) и статуи кампанилы флорентийского собора (1337 – 1343, мрамор). Дома в Риме стали строить по принципу центрально-осевой симметрии.
Замысел ее неоднократно менялся и работа так и не была завершена. В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. Его творчество, богатое многими открытиями, стояло как бы в стороне от общего пути, по которому развивалось искусство Ренессанса. Брунеллески не замечает пейзажа. Сохранились его врата собора в Монреале (1186 год) и врата Сан-Раньери в правом крыле трансепта Пизанского собора. Кроме того, это становится ремеслом и эти вещи можно тиражировать. Донато ди Никколо ди Бетто Барди (прозванный Донателло (около 1386–1466), был первым великим скульптором итальянского Возрождения, которое началось в XIVв.
Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). Голова и волосы проработаны активней.
В городском соборе города Лукки находится выполненное этим мастером редкое по красоте надгробие юной Иларии дель Карретто (1406). Главный труд его жизни – планировка и строительство города Пиенца, воплотившего гуманистические представления эпохи Возрождения об «идеальном городе». Тут практически дионисийство— путти в вакхической пляске, золотая мозаика, неровная поверхность, гирлянды и другие «античные» фантазии. Квадратная форма разрушает плоскость двери, делает рельеф «окном» во внешний мир. Художник долгое время творил, находясь во Флоренции. Из множества скульпторов того времени упомянем соперника Бернини — Алессандро Альгарди (1595—1654), придерживавшегося более спокойного академического стиля.
Около 1106г. Это реальный образ, живущий во времени и пространстве. Рельефы для портала церкви СанПетронио (1425 – 1438) в Болонье, выполненные из темносерого твердого местного камня, отличаются мощной монументальностью и предвосхищают образы Микеланджело. В зале представлены слепки с выдающихся произведений итальянской скульптуры раннего Возрождения (XV век). Гробница Юлия II расположена в церкви СанПьетро ин Винколи в Риме. Позолотой сверкают волосы Марии и ангела, узорчатые края их нарядных одежд.
Но Брунеллески предельно драматизирует изображение, показывая движения и жесты предельно экспрессивно. Наиболее заметным проявлением ренессансной культуры стал стиль Возрождение в архитектуре. Сюжеты панелей восходят к античным мотивам.
Не менее ценным с точки зрения высокого искусства было также и позднее Возрождение. Масса перетекает, фигуры напряжены, движение ритмично. Здесь очевидно знакомство с гуманистическими идеями фресок Мазаччо. Их жесты естественны, лица выразительны.
1348), чье творчество относится уже к эпохе Треченто. История зарождения эпохи итальянского ренессанса. Горо ди Грегорио работал в Мессине (Сицилия). В частных домах старались не держать уникальные художественные произведения. Линейных ритмов еще нет, которые бы позволили статуе слиться с окружающей средой. Джованни привержен к всеохватывающему движению, которое распространяется волнообразными импульсами. 13 в. ) металлический лист— по-прежнему плоскость фона, на котором парят фигуры. Мастер Баризано да Трани работает в бронзе (бронзовые врата соборов в Равелло, 1179 Трани, Монреале) и как художник-миниатюрист2. Его рельеф «Лев I и Аттила» (1646—1653) в соборе св.
Сохраняя индивидуальный облик портретируемого, он наделяет его чертами придворного идеала. В его «Св. Многоугольная кафедра почти достигла формы круга, рельефы изогнуты как сегменты. На 20 из них показаны сцены из Нового Завета, на остальных — Евангелисты, Учителя церкви.
Донателло также обращается к круглой статуе, становясь крупнейшим ваятелем кватроченто. На примере «Св. И эта мраморная группа принадлежит Лувру.
Его пластика созвучна бургундской, в частности, Клаусу Слютеру.
Уже упоминавшийся Нанни ди Банко— в 1410-15 гг. Силы художника были на исходе и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Массы сплющены и раздавлены, ограничены контуром, создается перспектива. Тело слегка отклонено от центральной оси, центр тяжести смещён. Сын Никколо— Джованни Пизано вместе с учеником Арнольфо ди Камбио создали кафедру для Сиенского собора (1266—1268).
Из работ известного итальянского скульптора Алессандро Альгарди (1602 – 1654) отметим скульптурную группу «Мученичество апостола Павла» (1641) для церкви СанПаоло в Болонье, надгробие папы Льва XI в соборе Св. По мнению Донателло, надо воспроизводить сечение «визуальной пирамиды»— плоскость. Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515--1516 гг. ).
Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Фонте Гайя (1409-19, Пьяцца дель Кампо, Сиена) построен по тому же принципу. Георгий» Донателло).
В его «Мадонне с младенцем» из музея Пизанского собора он прочерчивает силуэт силовыми линиями. Южная Италия в скульптуре выделяется более сильным тяготением к Византии. наиболее последовательный и плодовитый сторонник возрождения античности.
Донателло делает большой алтарь для церкви Сант-Антонио в Падуе с 7 статуями и множеством рельефов (разобран). Готическое спиралеобразное построение фигуры несколько сглажено, но еще окончательно не исчезло. Линейных ритмов ещё нет, которые бы позволили статуе слиться с окружающей средой. Фонтана Маджоре в Перудже (1278) состоит из 2-х многогранных чаш с декоративными панелями на аллегорические сюжеты и фигурами пророков и святых. Если «Давид» был рассчитан на восприятие со всех сторон, то в «Аполлоне и Дафне» чувство скульптурной объемности уступает место живописной картинности.
Эта процессуальность, действие скульптуры обеспечивается множеством способов: развернутые по диагонали постамента ноги героя, закрученное по спирали тело (однако голова остается обращенной в ту же сторону, что и тело – это усиливает потенциальную возможность к разворачиванию), множество спиральных линий в теле, плаще, ленте. Не менее значительно творчество итальянского скульптора Джамболонья (1529 – 1608), француза по национальности. 1315 – 1368) известен как автор знаменитой «Мадонны» (1343 – 1347, мрамор), которая сейчас находится в музее собора в Орвието. Здесь традиционная иконография и тонкая отделка (идущие от Византии) сочетаются с почти подлинным ощущением важности размещения фигур в пространстве, зрелой упорядоченностью композиции. Фигуры изолированы, каждая имеет собственный жест. Этот тип, который закреплен в живописном портрете, прямо повторен мастером в свадебной медали Лионелло дЭсте (1444), затем развиваясь в медалях Сиджизмондо Малатеста (1445), Доменико Новелло Малатеста (1445), Лодовико Гонзага (1447).
Повествование выглядит наивным и примитивным. Рельефы кафедры Сан-Джулио дОрта (Остров Сан-Джулио, 12 век) сильно выступают на гладком фоне, символы евангелистов становятся почти геральдическими. Гиберти убирает из рельефа все «жеманство», ненужные детали, однако у него есть пережитки позднеготической эстетики— волнообразность изгибов, рассеянная освещенность, декоративность композиции, подчиняющаяся кривизне обрамления. Его пластика созвучна бургундской, в частности, Клаусу Слютеру.
Фигуры занимают почти все поле рельефа, что придаёт значительность их объёмам. Пизанелло был выразителем уходящих в прошлое идеалов рыцарской жизни. В одной из ниш собора Святого Петра расположена работа Лоренцо Бернини «Святой Логин» (1634 – 1638). Таким образом, контакты с гуманистами прямо сказались в медальерном искусстве Пизанелло. «Иоанн Евангелист» (закончен в 1415, музей Флорентийского собора) выдвигает на первые план не технические и стилистические проблемы, а задачи структуры пластической формы.
Врата с изображением апостолов и мучеников «Порта дельи апостоли» из Старой сакристии Сан-Лоренцо (ок. В кафедре церкви Сан-Андреа в Пистойе (1301) схема доводится до крайнего динамизма. Фигуры изолированы, каждая имеет собственный жест. Горо ди Грегорио работал в Мессине (Сицилия)3. Вспомогательные детали рельефа становятся материей, обретшей форму и ставшей светоносной.
«Я победил мрамор и сделал его гибким как воск, — говорил Бернини, — и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Одна из самых интересных работ мастера – монументальная «Аллегория Апеннин» (камень, вилла Демидова, Пратолино). Своего апогея итальянское барокко достигло в замечательном по декоративному размаху искусстве Джан Лоренцо Бернини (1598 – 1680). Позднее определится образец для подражания— статуя Марка Аврелия— она интерпретируется в памятниках кондотьера Гаттамелаты (Донателло) и кондотьера Коллеоне (Вероккьо).
Его мраморная гробница БенедиктаXIV в соборе св. Выдающимися скульпторами, проложившими в XIVв. Классических реминисценций (Гиберти) или латинских заимствований (Нанни ди Банко) здесь нет— ощущается сочный народный язык. Диссимметрия античных изображений перерастает в экспрессию антисимметрии.
Ему же Рим обязан несколькими прославленными фонтанами, в которых декоративная скульптура обрела новую жизнь, соединившись с подвижной стихией воды, заполняющей чаши бассейнов, бьющей сильными струями, мягко стекающей по округлым формам мраморных фигур (фонтан Тритона на площади Барберини, 1637 фонтаны Четырех рек и Мавра на площади Навона, 1648—1655). Как далеко заходила тогда техническая изощренность в обработке одежд, облаков и прочих частностей, показывает огромный памятник дожей Бертуччи и Сильвестро Вальер в церкви Санти Джованни э Паоло в Венеции, скульптуры которого, согласно Маньи изваял Джованни Бонацца, далее — исполненный Джироламо Тиччати Апофеоз Иоанна Крестителя на главном алтаре Флорентийского баптистерия (1732), заклейменный Бургардтом «низшей степенью вырождения» с полной наглядностью показывают это также считающиеся чудом своего рода скульптуры в церкви Санта Мария делла Пьета деи Сангри в Неаполе: «Мертвый Христос» работы Джузеппе Саммартино (1720–1793), «Целомудрие» работы Антонио Коррадини (ум. Большинству его произведений недостает истинной свежести и непосредственности. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. В творчестве Никколо сходятся пути классики и готики, он сосредотачивается на драматизме историй, отходит от бессвязного повествования и нагромождения событий, выделяя ключевые моменты.
«Благовещение» (ок. Статуя стала гуманистической темой. Вероятно, он сформировался в Лукке, в кругу Бидуино. Таков прежде всего портрет сумрачного Иннокентия X (ок.
Первые двери (закончены в 1424) были связаны с конкурсом 1401 и предназначались для восточного фасада. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. По мнению Донателло, надо воспроизводить сечение «визуальной пирамиды»— плоскость. Нанни ди Банко не ищет, подобно Гиберти, компромисса между античной монументальностью и современным интересом к душевным переживаниям человека, а просто выражает современное содержание «на строгой и безупречной латыни». Альгарди известен как выдающийся портретист. Как далеко заходила тогда техническая изощренность в обработке одежд, облаков и прочих частностей, показывает огромный памятник дожей Бертуччи и Сильвестро Вальер в церкви Санти Джованни э Паоло в Венеции, скульптуры которого, согласно Маньи изваял Джованни Бонацца, далее — исполненный Джироламо Тиччати Апофеоз Иоанна Крестителя на главном алтаре Флорентийского баптистерия (1732), заклейменный Бургардтом «низшей степенью вырождения» с полной наглядностью показывают это также считающиеся чудом своего рода скульптуры в церкви Санта Мария делла Пьета деи Сангри в Неаполе: «Мертвый Христос» работы Джузеппе Саммартино (1720–1793), «Целомудрие» работы Антонио Коррадини (ум.
Много лет жизниМикеланджело трудился над гробницей папы Юлия II. Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов. Все они поражают, но лишь немногие доставляют настоящую художественную радость.
«скульптор метоп», которые находились на контрфорсах, демонстрирует знакомство с бургундской скульптурой и умело дозирует светотеневые эффекты. Первые двери (закончены в 1424) были связаны с конкурсом 1401 и предназначались для восточного фасада. Петра в Риме и большой мраморный рельеф «Папа Лев I и Аттила» (там же).
Автор отходит от концепции Гиберти. При этом они органично дополняли друг друга. Алтарная стена представляет собой портик, увенчанный треугольным фронтоном. Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие» и «Избиение младенцев». Переплелись между собой многочисленные фигуры матери, пытаясь спасти своих детей, вступают в схватку с солдатами даже львы, поддерживающие пизанскую кафедру, кажется, рычат от ярости. Это искусство все ближе к провансальскому, более чистому примеру романской архитектуры (таковы рельефы собора в Пьяченце, собора в Модене, фигуры мастера Гульельмо с кафедры собора в Пизе— ныне в соборе Кальяри, 1159-62 портал церкви Сант-Андреа в Пистойе мастера Груамонте, 1166 рельефы Бидуино для Сан-Кашано в Сеттимо, 1180 и Сан-Сальваторо в Лукке). Для автора бронзовых врат собора в Беневенто (1-я пол.
Мастер пытается возродить забытую (или пришедшую в упадок) технику отливки больших бронзовых фигур с круговым обзором. Об этом свидетельствует уравновешенность масс и пустот, равнозначность фигур с пластической точки зрения. Этот рельеф— вершина «экспрессионизма» мастера. Внимание переходит от одной детали к другой.
Классических реминисценций (Гиберти) или латинских заимствований (Нанни ди Банко) здесь нет— ощущается сочный народный язык. Тело слегка отклонено от центральной оси, центр тяжести смещен. Его мраморная гробница Бенедикта XIV в соборе св.
В теоретическом плане без насилия над своим кредо он принимает новые положения (например, перспективу), как шаг в развитии. Одежда имеет внушительный, монументальный характер. «Святой Людовик Тулузский» (1423): пластический объем воспринимается как высокий рельеф, насыщенный светом и тенью. Широкое развитие в XV веке получает новый вид скульптуры: так называемый «живописный» или «перспективный» барельеф, отличающийся подробной разработкой пейзажного или архитектурного фона (рельефы «Райских врат» Гиберти, Падуанского алтаря Донателло и др. ).
Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Петра, представляющая этого простого рассудительного папу в театральной патетической позе, с развивающимися одеждами, посреди аллегорических фигур Мудрости и Бескорыстия, производит еще более безотрадное впечатление, чем пышный памятник Марии Клементины Собеской-Стюарт (1735) в том же соборе, все же красноречиво отражающей любовь к роскоши и техническое мастерство того времени. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей.
Таким образом, контакты с гуманистами прямо сказались в медальерном искусстве Пизанелло8. 1635 Флоренция, Национальный музей). Массы сплющены и раздавлены, ограничены контуром, создаётся перспектива. Сравнение «Святого Георгия» (1420) с «Давидом» (1409) показывает прогресс: ноги расставлены в виде циркуля и несут вес туловища, а не просто играют роль опоры, руки подчёркивают прямую посадку и лёгкий поворот торса, а не являются дугообразными линиями. Мастер пытается возродить забытую (или пришедшую в упадок) технику отливки больших бронзовых фигур с круговым обзором. Из других работ Якопо делла Кверча отметим скульптуры для монументального фонтана на площади Кампо в Сиене (1408 – 1419), алтарь Трента в церкви СанФредиано (1416 – 1422) в Лукке. Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке.
В 1401 г. во Флоренции был объявлен конкурс на украшение бронзовых дверей баптистерия Сан Джованни, находящийся рядом с собором Санта Мария дель Фьоре. Тут практически дионисийство— путти в вакхической пляске, золотая мозаика, неровная поверхность, гирлянды и другие «античные» фантазии. В ней развивается тематика и пластические находки первой. Прославился своими композициями для дверей римского собора Св. Пизанская школа скульптуры— первая крупная школа скульптуры в Италии.
«Иоанн Евангелист» (закончен в 1415г., музей Флорентийского собора) выдвигает на первые план не технические и стилистические проблемы, а задачи структуры пластической формы. Он одевает горожан в старинные одеяния, находя в их облике, поступках и нравственности добродетели древних. В период готики начинается теоретизация техники искусства. Лаврентия в Роттердаме (1966 – 1969), рельеф «Мать и дитя» в Рокфеллеровском центре в НьюЙорке (1965), памятник героям Сопротивления в Бергамо (1978). В период готики начинается теоретизация техники искусства.
«Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века. Мраморная группа «Аполлон и Дафна» также изображает момент кульминации мифа – Аполлон почти настигает нимфу, в которую влюблен, однако прямо в его руках она превращается в дерево. Он более революционен, устраняя естественное пространство и беря за основу пустоту, перспективные законы он выделит позже.
Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника в виде высокого рельефа. Об этом свидетельствует уравновешенность масс и пустот, равнозначность фигур с пластической точки зрения. Сохранилась большая группа рисунков круга обоих художников, где классические мотивы римских саркофагов трактованы еще с заметной готической стилизацией интерес к ним был унаследовал от поверхностного «классицизма», который бытовал среди художников позднего треченто и простодушного любопытства ломбардских готических рисовальщиков-собирателей. 12. Традиции этой скульптурной школы продолжил скульптор и архитектор Андреа Пизано (ок. Сам Наполеон в виде нагого героя ахилловского типа.
для северного фасада и эти «Райские врата» были настолько прекрасны, что их поместили на более главном, восточном фасаде, а предыдущие поместили на северный. Почти классический характер сохраняет моделировка других скульптур Кампании (скульптурные украшения кафедры, амвонов, подсвечника для пасхальной свечи из Салернского собора, 1180). В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.
Готический компонент здесь сильнее, чувствуется и переработка романских источников. В 1178 году он делает рельеф «Снятие с креста» для хора в Пармском соборе. Первое произведение его пизанского периода— кафедра баптистерия (1260).
Начало эпохи Возрождения приходится на первую четверть XIV века. Первое произведение его пизанского периода— кафедра баптистерия (1260). Он был скульптор, ювелир, архитектор, писатель и первый историк искусств (как автор 3-х томных «Комментариев»).
Канова принадлежит к числу наиболее одаренных скульпторов мира, это вне сомнения. В Риме он выполнил гробницу кардинала Аннибальди в Сан-Джованни ин Латерано (1276), сделал статую Карла Анжуйского, гробницу кардинала де Брея, гробницу папы Бонифация VIII и бронзовую статую св. Арнольфо ди Камбио, ученик Никколо Пизано, работает главным образом в Риме. Высокие, светлые идеалы, которым мастер поклонялся всю жизнь, ушли в прошлое.
1245– до 1310), Джованни Пизано (ок. Традиционные для архитектуры линии намечены и почти все прорваны изогнуты, перекрыты скульптурными персонажами и росписью – границы намечены, чтобы быть прорванными (граница в произведениях барокко скорее соединяющая, чем разделяющая). Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда. К периоду его увлечения классическими формами относится «Четыре святых» из Орсанмикеле. Эволюция живописных портретов, вероятно, шла сходным образом. Упомянем здесь работавших в Риме скульпторов Стефано Мадерно (1576 – 1636) и Франческо Моки (1580 – 1654).
Он часто работает вне Сиены (Лукка, Флоренция, Феррара, Болонья). К самым поздним скульптурным работам титана Возрождения относится знаменитая «Пьета» для флорентийского собора СантаМария дель Фьоре, предназначенная для собственного надгробия Микеланджело. Анри Стендаль. «Пир Ирода», рельеф для купели баптистерия в Сиене, построен на точном соблюдении перспективы.
Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. В его же «Мученичестве св. Если Нанни ди Банко наделял своих «Четырех святых» чертами античного портрета изучаемого в оригиналах, то Донателло, хоть и стремясь к воссозданию пластического благородства антики, не успокаивался, пока идеальная классическая модель не совпадала с чертами его реальных современников. В период расцвета Ренессанса в европейском обществе наблюдался интерес к античности.
Было решено изготовить памятник Шевченко из бронзы и серого итальянского гранита. Голова неестественно подвернута назад, рука бессильно вытянута. Фигуры из стукко в Санта-Мария ин Валле (Чивидале, 1-я пол. разворачиваться и выстреливать прямо здесь и сейчас. Эпизоды построены на пересечении направленного движения. Он создает внутреннюю структуру пластической формы, наделяет некоторые лица напряженной выразительностью римского скульптурного портрета.
Причём маленькие медальерные портреты легко воспроизводились в крупных рисунках8. В 1501 году Микеланджело возвратился из Рима во Флоренцию. Сестра Наполеона, Полина Боргезе, в виде Венеры. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов).
1446) и Пьер Кандидо Дечембрио (1447—8)— не только государей, но и гуманистов. Он распространяет тосканскую манеру по всей Италии, включая Неаполь.
Общепризнанным вождем классицистического направления в Италии стал скульптор Антонио Канова (1757 – 1822) – последний из великих итальянских скульпторов. Однако математики не чувствуется— есть взволнованный драматизм и световая насыщенность. Статуя, скульптурная группа или рельеф обогащаются искусно используемым освещением их эффектно оттеняют разноцветные мраморы и обильная позолота архитектурного обрамления. Среди других монументальных работ мастера – двери собора в Зальцбурге (1955 – 1958) и церкви Св. «Мадонна Бенуа», около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
освобождение Раймондо ди Сангро из опутывающей его (мраморной) сети, работы Квейроло. Флорентиец Донателло работал главным образом в родном городе, но также и в Сиене (1423 – 1434 и 1457 – 1461), Риме (1430 – 1433), Падуе (1444 – 1453). Лонгин изображен в момент экстатического поклонения невидимому распятому Христу.
Пиза являлась центром классической культуры и поддерживала связи с востоком. 1440-3) говорят о том, что Донателло начал вдохновляться позднеантичной живописью. Рельефы первых дверей— сцены выполнены с учётом сложной конфигурации рам. Творчество Кановы оказало огромное влияние на европейскую скульптуру XIX века.
А портрет Чечилии Гонзага (1447), наоборот, обнаруживает, связь с менее классической традицией женских портретов Пизанелло. Вторые он изготовил в 1425—1452гг. Это уже не умозрительная история, а пережитая, последовательная смена эпох. Античный миф об Аполлоне и Дафне был претворен Бернини в прекрасных поэтических образах. Рельефы первых дверей— сцены выполнены с учетом сложной конфигурации рам.
1446) и Пьер Кандидо Дечембрио (1447—8)— не только государей, но и гуманистов. Был незаконнорожденным сыном богатого нотариуса. Лицо его реалистично. Донателло в это время вводит в скульптуру ярко окрашенные элементы (позолоту, цветной мрамор, мозаика, терракота), Паоло Уччелло живописью изображает статую, Брунеллески дополняет архитектуру красочными элементами. Драматизм мира (человек и природа), постоянное стремление к расширению границ реальности и составляют для Донателло суть христианства и истории.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Он был скульптор, ювелир, архитектор, писатель и первый историк искусств (как автор 3-томных «Комментариев»). Богато декорированные фонтаны («Нептун» на площади Нептуна в Болонье, 1566), скульптурные группы, статуи и памятники Джамболоньи («Похищение сабинянок», мрамор, 1583, Лоджия деи Ланци, Флоренция) отличаются свободой пространственной композиции изяществом пропорций, виртуозной тщательностью обработки материала, органической связью с природной средой. Южные ворота создал Андреа Пизано (ок. Диагональ меча подчеркивает неустойчивую динамику фигуры.
Творчество Донателло (ок. При ограниченной высоте рельефа автор создаёт перспективную глубину использует подмеченные в жизни детали (раздутые щёки трубачей и проч. ). Цецилии» (1600 Рим, церковь Санта Чечилия ин Трастевере) отчетливо проявились принципы раннебарочной скульптуры с ее натуралистической экспрессивностью, любовью к острым эффектам, тонким расчетом на освещение и архитектурное обрамление. Лицо героя соответствует моменту – оно напряжено, губы сжаты, волосы растрепаны. Драматизм мира (человек и природа), постоянное стремление к расширению границ реальности и составляют для Донателло суть христианства и истории.
Ведущая роль в нём принадлежала семье скульпторов делла Роббиа. Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501--1504 гг. ). Отраженный свет дает толчок всему движению. Линии дугообразны, полны внутренней силы. В романскую эпоху техника совершенствуется. Здесь начинается кризис гуманизма6.
Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. В период Ренессанса фасады домов облагораживались скульптурными композициями. Наверняка он также встречался и с Леоном Баттиста Альберти и должен был знать его медальерный профильный автопортрет. Марини проявил себя также как выдающийся рисовальщик, а также мастер офорта и скульптурного портрета: скульптурные портреты современников – И. Ф. Стравинского (1951), Г. Миллера (1961), М. Шагала (1962). Эти образы юношеской нежности и женственной грации лежали, очевидно, художнику ближе к сердцу, чем изображения мужественной силы и напряженной страсти, каковы его бурная по движению мраморная группа Геркулес и Лихас в палаццо Торлония в Риме или же надутые и ходульные фигуры атлетов Кревга и Дамоксена Ватиканского музея.
1220– ок. Великолепная скульптура Раннего Возрождения, таким образом, обрела свое место. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени.
Ученик Вилиджельмо— мастер Николао дальше освобождает скульптуру от стенной плоскости. Они уже стоят под знаком стиля ампир. Его «фирменным» сюжетом стал человек на лошади. Брунеллески не замечает пейзажа. В скульптуре он стремился к ясности и уравновешенности из его скульптурных работ отметим гробницу Бруни в церкви СантаКроче во Флоренции (1446 – 1447). Фигуры пророков играют роль световых разграничителей.
Брунеллески ориентируется непосредственно на Джованни Пизано. В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. 1406, собор Лукки) по форме опирается на французскую типологию, но с классическими реминисценциями (путти, гирлянды). В выполненных им северных дверях баптистерия (1403 — 1424) Гиберти композиционно повторяет работу Пизано. Разграничительная линия определяет их динамику. Скульптурой украшаются окна, двери, капители колонн, фризы.
Но именно тогда, когда он входит во вкус «антиклассической» античности, Донателло выполняет самую классическую из своих скульптур— статую Гаттамелаты (окончена в 1453). В конце XVI в. алтарь был разобран. Она олицетворяет безграничную мощь человека.
1386 – 1466) знаменует собой начало новой эпохи в истории искусства – эпохи Возрождения. 1381–1455), Донателло (ок. Мастерская Гиберти стала настоящей школой для целого поколения художников. Также у нас вы можете заказать полный спектр профессиональных услуг по благоустройству места погребения (установка цоколя, ограды, озеленение). Портрет Шипионе Боргезе (1632 Рим, галерея Боргезе) — одно из высших достижений Бернини, замечательный шедевр портретного искусства. Также причудлива и фантастична концепция кантория— певческой трибуны Флорентийского собора (1433—1439).
«Вознесение Марии» (ок. 1150– ок. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум -- цельные и духовно богатые натуры. Творение шестидесятишестилетнего Микеланджело вызвало резкое недовольство в церковных верхах. Уже ранние работы Бернини «Давид» (1623), «Плутон и Прозерпина» (1621— 1622), «Аполлон и Дафна» (1622—1625), находящиеся в галерее Боргезе, ярко свидетельствуют о новом по сравнению с Возрождением понимании пластического образа. Сравнение «Святого Георгия» (1420) с «Давидом» (1409) показывает прогресс: ноги расставлены в виде циркуля и несут вес туловища, а не просто играют роль опоры, руки подчеркивают прямую посадку и легкий поворот торса, а не являются дугообразными линиями. Причём маленькие медальерные портреты легко воспроизводились в крупных рисунках.
Квадратная форма разрушает плоскость двери, делает рельеф «окном» во внешний мир6. В них сочетается индивидуализация портретной характеристики с растущей героической «антикизацией» образа, которая достигает кульминации в трёх медалях Альфонсо V Арагонского (1449). Андрей» (1629—1640), установленный в нише одного из подкупольных опорных столбов римского собора св. Свет дробный, то есть земной, он приходит на смену вселенскому общему свету. Масса перетекает, фигуры напряжены, движение ритмично.
Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Одна из них взывает к молящемуся, две другие, точно живые, выглядывают из глубины ниши. Герб и эмблемы модели убраны на реверс. Однако портик как будто разрывается и раскрывается навстречу зрителю (это задано выпуклым планом и формами фронтона и основания – они как бы расступились, разорвавшись в середине).
Техника глазури (майолики) известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, почему и получила своё название, а затем широко распространилась в Италии. Цельное скульптурное изображение опиралось на стену, но не более того. Большого совершенства в технике майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435--1525). Эта полулежащая строгая, холодная фигура не столь классической, сколько ложно классической красоты, принадлежит галерее Боргезе в Риме. В центре высится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд. Следует указать, тем не менее, произведения римлянина Пьетро Браччи (1700–1773).
И в следующий, романский период скульптура еще тесно связана с архитектурой, но в это время уже в полный голос заявляет о себе фигурная пластика. Глубокий пессимизм, охвативший Микеланджело перед лицом гибели в Италии политических свобод, кризиса идеалов Возрождения, отразился в образном решении скульптур капеллы Медичи в Новой сакристии церкви СанЛоренцо во Флоренции. Петра в Риме, не указывают на дальнейшие шаги в развитии его таланта. Фигуры не сдерживаются рамой, жестикуляция нарастает. освобождение Раймондо ди Сангро из опутывающей его (мраморной) сети, работы Квейроло.
Их жесты сдержанно вежливы, складки одежд спадают по-античному, зрелый опыт запечатлен в мудрых и задумчивых лицах. Искусство делает произведение предметом наслаждения и очарования для зрителя». Затем Гиберти по-новому решает тему статуи. Несомненно, Пизанелло писал и другие живописные портреты, но ни одни из них не сохранился.
Византийская догматическая культура стала прошлым, которое нуждается в отрицании. Его первый «сплющенный» рельеф— «Святой Георгий, убивающий дракона» (ок. Эволюция живописных портретов, вероятно, шла сходным образом.
Статуя Мадонны уникальна по иконографии. Второй раз Донателло обращается к теме Давида около 1430 года. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в Трактат о живописи, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци. В последний период творчества Донателло чувствует кризис гуманизма. Как далеко заходила тогда техническая изощренность в обработке одежд, облаков и прочих частностей, показывает огромный памятник дожей Бертуччи и Сильвестро Вальер в церкви Санти Джованни э Паоло в Венеции, скульптуры которого, согласно Маньи изваял Джованни Бонацца, далее – исполненный Джироламо Тиччати Апофеоз Иоанна Крестителя на главном алтаре Флорентийского баптистерия (1732), заклейменный Бургардтом низшей степенью вырождения с полной наглядностью показывают это также считающиеся чудом своего рода скульптуры в церкви Санта Мария делла Пьета деи Сангри в Неаполе: Мертвый Христос работы Джузеппе Саммартино (1720-1793), Целомудрие работы Антонио Коррадини (ум.
в 1752г. ), формы тела которых просвечивают сквозь прозрачные одежды и «Дезиньяно», т. е. «Пир Ирода», рельеф для купели баптистерия в Сиене, построен на точном соблюдении перспективы. Фонтана Маджоре в Перудже (1278) состоит из 2-х многогранных чаш, с декоративными панелями на аллегорические сюжеты и фигурами пророков и святых. Образ другой— не решительный и самоуверенный герой, а задумчивый юноша. Наиболее прославленным произведением Гиберти являются вторые, восточные, двери баптистерия, обращённые к входу в храм известные как «Райские двери» или «Райские врата» (1425 — 1452). Из наиболее значительных произведений, украшавших центральную часть храмового интерьера, следует отметить грандиозную по размерам (как и все, что создавалось для собора) статую св.
Из представленных на конкурс семи работ на сюжет Жертвоприношение Авраама жюри выделило две работы исполненные Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески (1377 — 1446). В традиционный сюжет скульптурной группы «Оплакивание Христа» (1497 – 1498, собор Св. Его искания достигли вершины в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425--1452 г. ), которые Микеланджело назвал «Вратами рая». В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.
В такой среде, полной гуманистических устремлений, видимо, сформировался Никколо Пизано. Петра, отличается от «Св. Арнольфо ди Камбио, ученик Никколо Пизано, работает главным образом в Риме. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой.
Уже упоминавшийся Нанни ди Банко— в 1410-15 гг. «Святой Людовик Тулузский» (1423): пластический объём воспринимается как высокий рельеф, насыщенный светом и тенью.
1386–1466) и Якопо делла Кверча (ок. Он руководил как архитектор строительством кампаниллы Пизанского собора, а как скульптор— сделал «Царские ворота» собора (утрачены). Диагональ меча подчёркивает неустойчивую динамику фигуры. Их тащат за собой дьяволы, преследуют бескрылые ангелы. Его скульптуры для Порта делла Мандорла (флорентийский собор) соответствуют готическому стилю, в котором врата и были задуманы в XIV веке Джованни дАмброджо. В 1178 году он делает рельеф «Снятие с креста» для хора в Пармском соборе.
Так, его «Юдифь» говорит о тщетности героических усилий, а «Мария Магдалина» олицетворяет скорбь и саморазрушение. Вторые он изготовил в 1425—1452гг. Разграничительная линия определяет их динамику. в 1752 г. ), формы тела которых просвечивают сквозь прозрачные одежды и Дезиньяно, т. е. Он делает статую Иоанна Крестителя для церкви Орсанмикеле (закончена в 1414). Моисей — весь как сжатая пружина: на мощном теле вздуваются мускулы, тяжелый плащ, перекинутый через ногу, словно не дает ему встать «Если вы не видели этой статуи, вы не имеете понятия о возможностях скульптуры», — говорил французский писатель XIXв. Гиберти убирает из рельефа все «жеманство», ненужные детали, однако у него есть пережитки позднеготической эстетики— волнообразность изгибов, рассеянная освещённость, декоративность композиции, подчиняющаяся кривизне обрамления. 1230), Гульельмо из Пизы, Гуидетто да Комо.
Работы по изготовлению дверей длились почти 25 лет. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти – нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков иногда крылатых изображённых в движении. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, -- один из излюбленных образов Ренессанса. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но живые и естественные.
Он распространяет тосканскую манеру по всей Италии, включая Неаполь. Фигуры пророков играют роль световых разграничителей. 1645) и бронзовая статуя Иннокентия X (1649—1650). Автор отходит от концепции Гиберти. Романская скульптура взаимосвязана со стеной, обрамляет поверхности или обозначает узлы. Рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета.
Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. Здесь традиционная иконография и тонкая отделка (идущие от Византии), сочетаются с почти подлинным ощущением важности размещения фигур в пространстве, зрелой упорядоченностью композиции. В библейский сюжет Донателло вносит трогательную жизненную непосредственность. Отдавая дань увлечению античными памятниками, Микеланджело создал статую «Вакх» (1496 – 1497, Национальный музей, Флоренция). Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Его ученик— мастер Гульельмо, автор сцен из жизни Христа на фасаде Сан-Дзено— здесь прослеживается постепенное освобождение пластической формы от архитектурной плоскости.
Поздние идеальные фигуры Кановы, знаменитая Итальянская Венера (1805) в палаццо Питти, женственно нежный Парис мюнхенской Глиптотеки и портреты: Марии Луизы изображенной в виде Юноны, сидящей на троне в принужденно-натянутой позе, в Пинакотеке Пармы или глубоко одухотворенного молящегося Пия VI в соборе св. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Новизна лежит в простоте и натуральности всей композиции и каждой отдельной фигуры.
Крест на щите определяет оси. Сюжеты панелей восходят к античным мотивам3. В 1445-50 гг. Впрочем, по иному подходят к проблеме монумента.
Здесь очевидно знакомство с гуманистическими идеями фресок Мазаччо. Его работы: порталы собора в Пьяченце (1122 год), в Ферраре (1135 год), соборе и церкви Сан-Дзено в Вероне (1138 год). В последний период творчества Донателло чувствует кризис гуманизма. Он руководил как архитектор строительством кампаниллы Пизанского собора, а как скульптор— сделал «Царские ворота» собора (утрачены). В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
Лука делла Роббиа ориентировался на антикизацию Нанни ди Банко, выразительный ритм и мягкую светотеневую лепку Лоренцо Гиберти. Его рельефы отличаются малой глубиной, но пространство при этом там глубже, чем у Гиберти. Вероятно, он сформировался в Лукке, в кругу Бидуино. Петра, скульптуры для флорентийского собора3.
Движение гигантских толп развертывается, по кругу. 1374 – 1438). 1343 – 1368).
Человеческая фигура вновь становится «мерилом всех вещей». При ограниченной высоте рельефа автор создает перспективную глубину использует подмеченные в жизни детали (раздутые щеки трубачей и проч. ). он создал для моденского собора рельеф «Сотворение мира». Деревянное «Снятие с креста» из Вольтерры выполнено под влиянием Антелами3. Следует указать, тем не менее, произведения римлянина Пьетро Браччи (1700–1773).
Таким образом история итальянской скульптуры насчитывает более тысячи лет. Статуи 1411-36 гг., сделанные Донателло для Флорентийского собора, Орсанмикеле и кампанилы, показывают, как меняется его представление об «историческом персонаже». В Ферраре он сблизился с Гуарино да Верона, которому подарил «Святого Иеронима», а тот в ответ посвятил ему восторженную латинскую поэму. Художник подчеркивает «античный мотив» гробницы чтобы придать изображению трагизм. Широкое распространение в скульптуре XVII века получил также парадный портрет.
В такой среде, полной гуманистических устремлений, видимо, сформировался Никколо Пизано3. Они первыми стали применять в рельефе и круглой пластике технику цветной майолики. К тому же в городе началась эпидемия чумы. в Италии и затем распространилось по другим европейским странам. В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Работает Донателло и в рельефе, воодушевившись идеями Брунеллески насчёт перспективы. Себе самому он был обязан почти всем.
для северного фасада и эти «Райские врата» были настолько прекрасны, что их поместили на более главном, восточном фасаде, а предыдущие поместили на северный6. На фоне окна он помещает фигуру голубя, сделанную из проволоки и она начинает мерцать играть, то являться, то пропадать в лучах яркого солнца Италии. После бюста кардинала Боргезе Бернини создает еще несколько превосходных портретов, в которых мастерство исполнения соединено с реалистическим раскрытием образа. XVI век в истории итальянской скульптуры – это в первую очередь творения великого Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564). Под его руководством были выполнены статуи на колоннаде площади св. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. 1420) для цоколя ниши статуи.
Одна из самых замечательных скульптур гробницы — «Моисей». Это своего рода «вульгарная латынь», на которую он переводит строгую латынь своих антикизирующих произведений6. н. «Врата смерти», 1950 – 1964). Донателло также обращается к круглой статуе, становясь крупнейшим ваятелем кватроченто. Наоборот, великолепная мраморная статуя Персея, держащего в опущенной правой руке меч, а в поднятой левой – голову медузы (1800), в том же музее, принадлежит, несмотря на очевидное подражание Аполлону Бельведерскому, к наиболее привлекательным произведениям Кановы.
Говоря современным языком, Бернини в данной композиции применяет большое количество «спецэффектов». Это своего рода «вульгарная латынь», на которую он переводит строгую латынь своих антикизирующих произведений. Эпизоды построены на пересечении направленного движения. Многоугольная кафедра почти достигла формы круга, рельефы изогнуты как сегменты.
Его первое крупное произведение, мраморная группа Дедал и Икар, выставленная в 1779 г. в Венеции, находится теперь в тамошней академии. Здесь начинается кризис гуманизма. Для автора бронзовых врат собора в Беневенто (1-я пол. Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII -- начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 -- после 1314). Его «Четыре святых»— для той эпохи лучший образец гуманистического искусства, вдохновленного античностью. К флорентийской школе относится также племянник и ученик Луки – Андреа делла Роббиа (1435 – 1528). Большой интерес представляет творчество Антонио Шортино (1881 или 1883 – 1947), который в 1909 – 1914 годах в своей римской мастерской работал над скульптурным созданием образа Т. Г. Шевченко.
Это один из первых ренессансных конных монументов. Петра и на мосту св. Повествование выглядит наивным и примитивным. Петра, представляющая этого простого рассудительного папу в театральной патетической позе, с развивающимися одеждами, посреди аллегорических фигур Мудрости и Бескорыстия, производит еще более безотрадное впечатление, чем пышный памятник Марии Клементины Собеской-Стюарт (1735) в том же соборе, все же красноречиво отражающей любовь к роскоши и техническое мастерство того времени. Творчество трех крупнейших мастеров первой половины столетия Якопо делла Кверча, Гиберти и Донателло позволяет проследить сложение нового художественного языка. Это превращение, ускользание почти пойманного, схваченного возникает в силу динамики поз персонажей – несколько раз повторяется образ выстреливающего лука, спиральными изгибами, которые выводят персонажей из кажущейся плоскостности действия и тем, что из четырех ног двух персонажей земли касается только одна – эта динамика «вдруг» останавливается неподвижностью дерева.
Второе поколение флорентийских скульпторов тяготело к более лирическому, умиротворённому, светскому искусству. Лучшие среди его работ: портреты кардинала Цаккиа (1626), Олимпии Памфили (ок.